Аннотация: Обновленная программа курса по социальной психологии+вопросы к экзамену
Программа курса "Социальная психология"
Настоящая программа предназначена для студентов 2 (3) года обучения, проходящих подготовку по специальности "Психология". В зависимости от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) количество лекционных часов и часов для самостоятельных занятий перераспределяется. По очной форме обучения кур лекций рассчитан на 34 часа лекций и 16 часов семинарских и практических занятий: по очно-заочной ( заочной) форме - на 16 часов лекционных и 8 (4) часов семинарских и практических занятий. Курс "Социальная психология" является базовым и рассчитан на дальнейшее углубление отдельных теоретических и прикладных направлений социальной психологии по курсам " психология общения", "Социально-психологический практикум", " Психология межгрупповых отношений", "Этнопсихология", "Психология рекламы", "Психология менеджмента", "Психология личности" и т.д. , что позволяет отдельные темы курса изложить в более кратком виде и углубить другие и рассмотреть в более углубленном виде другие
Цель настоящего курса - ознакомление студентов как с актуальными проблемами этой бурно развивающейся отрасли науки и практики, так и с теоретическими и прикладными исследованиями в области социальной психологии в историческом аспекте. Соответственно, задачами курса "Социальная психология" являются:
--
ознакомление с методологическими проблемами современной социальной психологии;
--
ознакомление с наиболее известными среди исследователей социально-психологическими теориями;
--
освоение основных понятий социальной психологии.
--
ориентация в библиографии по социально-психологической тематике для дальнейшего самостоятельного углубления знаний в области социальной психологии и связанных с нею прикладных дисциплин.
Курс "Социальная психология" имеет преимущественно теоретическую направленность. Некоторые библиографические источники представлены в сети, на них указаны ссылки ( курсивом).
Введение
Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания и общественной практике.
--
Обусловленность развития социальной психологии запросами общественной практики. Предмет социальной психологии. Дискуссии о предмете социальной психологии. Двойственный характер социальной психологии: "психологическая" социальная психология и "социологическая" социальная психология.
--
Сравнительный анализ "академической" социальной психологии и "практической" социальной психологии. Развитие и "кристаллизация" прикладных исследований на стыке наук вокруг актуальных проблем общественного развития. Прикладные отрасли социальной психологии: психология менеджмента, психология рекламы, политическая психология и т.д. Факторы, влияющие на формирование содержания теорий и концепций в социальной психологии.
--
Общая характеристика этапов развития социальной психологии: описательный этап развития социальной психологии ( Вундт, Тард, Лебон, Сигеле, и др); экспериментальный - "американский" этап лабораторных экспериментов - обилие мини-концепций в рамках основных психологических школ ( психодинамическое направление, бихевиоризм, когнитивное направление гештальт-психология и гуманистическая психология, интеракционизм); критический (современный)этап развития соц. психологии ( Тэшфел, Московиси).
--
Понимание социальной психологии как исторической науки. Три основных парадигмы социальной психологии: американская социальная психология, европейская социальная психология, отечественная социальная психология (Шихирев).
Контрольные вопросы:
--
Что является причиной бурного развития социальной психологии в настоящее время?
--
В чем суть дискуссии о предмете социальной психологии?
--
Сравните "академическую" и "практическую" социальную психологию
--
Почему ряд современных исследователей предлагают считать социальную психологию исторической наукой?
Тема 2. Методологические проблемы социальной психологии
Общие методологические принципы научного исследования и социальная психология. Двойственный характер социальной психологии: неопозитивистский и гуманитарный подход. Особенности социально-психологического исследования. Проблема выборки. Классификация методов социальной психологии (исследовательские - опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов и др., методы анализа и обработки данных, методы воздействия - групповая дискуссия, брейнсторминг, тренинговые методы и т.д.).
Контрольные вопросы:
--
В чем заключаются методологические сложности социальной психологии?
--
Каким образом неопозитивистский и гуманитарный подход в социальной психологии влияет на методы социальной психологии?
--
Какой исследовательский метод является основным для социальной психологии?
--
Перечислите известные вам методы социальной психологии.
Раздел 1. Социальная психология личности: личность и общество.
Тема 1. Социализация и социально-психологическая адаптация
--
Понятие социализации - социологический подход. Виды социализации ( первичная, вторичная); виды социализации по М. Мид ( постфигуративная, кофигуративная, префигуративная). Экология личности Бронфенбреннера.
--
Психоаналитический подход к объяснению механизмов социализации ( З. Фрейд, Адлер, Салливен, Хорни, Винникотт и др.;теория авторитарной личности Адорно ; эпигетнетическая теория Э. Эриксона, стили воспитания по ДеМозу. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
--
Бихевиористские теории социального научения Скиннера, А. Бандуры. Роттера. Локус контроля личности. Социально-психологические модели, объясняющие способность причинять боль. Теория фрустрации-агрессии Долларда-Миллера.
--
Понятие социально-психологической адаптации. Хорошо и плохо приспособленные индивиды. Исследование Э. Сигельман. и др. Адаптивная личность, неадаптивная личность и дезадаптированная личность по Петровскому. Факторы социально-психологической адаптации.
Контрольные вопросы:
--
Дайте определение социализации.
--
Какие виды социализации выделяет М. Мид?
--
Что такое "авторитарная личность" по Адорно?
--
Чем теория социального научения Скиннера отличается от подхода А. Бандуры?
--
Какие факторы окружения, согласно Бронфенбреннеру, определяют формирование личности?
--
Что такое социально-психологическая адаптация?
--
Дайте определение адаптивной, неадаптивной и дезадаптированной личности.
Тема 2.Ролевые теории личности: роль как механизм взаимосвязи личности и общества
--
Социологические ролевые теории: Типы личности по Шпрангеру. Теория статусов и ролей Линтона.
--
Символический интеракционизм Дж. Мида, М. Куна, Т. Шибутани. Понятие роли, функции роли. Классификация ролей ( конвенциальные роли, межличностные роли по Шибутани и др.) Ролевые теории Т. Сарбина, Р. Линтона, М. Дойча и Р. Краусса, Э. Гоффмана. Теория референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа, Г. Келли, Р. Мертона.
--
Ролевая теория Я. Морено.
--
Психодинамические ролевые теории личности в социальной психологии: структура личности по К. Юнгу, эго-психология Хартманна
Контрольные вопросы:
--
Чем отличается социологическое понимание роли от социально-психологического?
--
Как определял понятие "роль" Морено? Какие роли выделял Морено?
--
Что такое ролевой конфликт? Какие бывают виды ролевых конфликтов?
--
Чем роль отличается от статуса?
--
Почему представления Юнга о структуре личности и понятие "грандиозной" личности в эго-психологии можно рассматривать как ролевые теории личности?
Тема 3. Теории личности других направлений социальной психологии
--
Гуманистическое направление в социальной психологии личности: концепция Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу.
--
Понимание личности в рамках когнитивного направления социальной психологии: "человек знающий". Теория когнитивного диссонанса Фестигера, теория баланса Хайдера.
--
Аттитюд, социальная установка, отношение: сравнительный анализ. Когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компонент аттитюда ( социальной установки) Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.
Контрольные вопросы:
--
Что отличает гуманистические модели личности от психодинамических моделей личности?
--
Что такое социальная установка?
--
Чем понятие "социальная установка" в отечественной социальной психологии отличается от понятия "аттитюд"?
--
Как формируется социальная установка?
--
Каковы компоненты социальной установки?
--
Что такое когнитивный диссонанс?
--
В чем суть теории баланса Хайдера?
--
В чем суть диспозиционной концепции личности В.А. Ядова?
Раздел 2. Социальное поведение и общение
Тема1. Общение и его закономерности
--
Определение общения. Общение и социальные отношения. Общение как вид деятельности. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.
--
Понятие социального взаимодействия. Социальный стереотип, предрассудки и дискриминация. Экспериментальные исследования предрассудков.
--
Трансактный анализ Э. Берна. Особенности трансактного подхода
--
Теория социального обмена Хоманса.
--
Теория диадического взаимодействия Тибо и Келли.
--
Понятие межличностного и межгруппового взаимодействия по Тэшфелу. Теория социальной идентичности Тэшфела.
--
Типы социального взаимодействия: согласие и конфликт. Понятие конфликта. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Конструктивный и деструктивный конфликт. Типология поведения личности в ситуации конфликта.
Контрольные вопросы:
--
Какие вам известные экспериметальные исследования предрассудков?
--
Что такое "дилемма узника" по Тибо и Келли?
--
Какие типы социального поведения выделял Э. Берн?
--
Каковы основные идеи теории социальной идентичности Тэшфела?
--
Что такое конфликт? Чем отличаются конструктивный и деструктивный конфликт?
Раздел 3. Социальное познание
Тема 1. Механизмы и эффекты социального познания
--
Два вида социального познания по Аронсону: автоматическое и управляемое. Свойства и эффекты автоматического социального познания: эффект прайминга, эффект сохранения, эффект самореализующегося пророчества. Ментальные приемы и упрощения.
--
Краткая история исследований аттитюдов. Парадокс Ла Пьера. Социальный стереотип как социальная установка (аттитюд).
--
Понятие социальной перцепции. Имплицитные теории личности. Исследования каузальной атрибуции. Ковариационная модель Г. Келли. Фундаментальные ошибки атрибуции. Роль культуры в процессе атрибуции. Атрибуция ответственности. Этапы развития морального сознания по Кольбергу. Эволюция и направления развития ответственности в общественном и индивидуальном сознании. Кросс-культурные исследования локуса контроля личности.
Контрольные вопросы:
--
Дайте определение автоматического и управляемого социального познания по Аронсону.
--
Что такое эффект прайминга?
--
Эффекты ореола, новизны, первичности
--
Что такое эффект самореализующегося пророчества?
--
Что такое парадокс ЛаПьера?
--
Что такое социальная перцепция?
--
Что такое каузальная атрибуция?
--
Опишите ковариационную модель интерпретации поведения деятеля Г. Келли
Раздел 4.Социальная психология групп
Тема 1. Понятие группы в социальной психологии
--
Определение группы. Большие, контактные и малые группы. Классификация групп в социальной психологии: группы формальные и неформальные, условные и реальные, референтная группа. и др. Групповая территориальность.
Контрольные вопросы:
--
Чем отличаются большие и малые группы? Что такое
контактная группа?
--
Какие виды больших групп вы знаете?
--
Какие классификации групп вам известны?
--
Что такое групповая территориальность?
Тема 2. Социальная психология малой группы
--
Определение малой группы. История социально-психологических исследований малой группы. Направления исследований малой группы. Хотторнские эксперименты Мэйо.
--
Понятие групповой структуры. Модели групповой структуры. Двумерная модель структуры группы Бейлса. Социометрия Морено. Этапы развития малой группы. Функции групповых норм. Нормативное поведение в группе. Суперэффект и субэффект в малой группе. Влияние аутгрупповых процессов на ингрупповые процессы.
--
Личность в групповом процессе. Теории лидерства. Типы и функции лидеров. Руководство и лидерство. Социальная власть.
--
Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство малой группы по Петровскому. Факторы и последствия групповой сплоченности. Понятие социально-психологического климата малой группы. Командообразование.
--
Исследования социального влияния большинства и меньшинства С. Московиси. Конформность. Эксперименты Милгрэма по исследованию конформности.
--
Социально-психологические особенности террористических групп. Роли, исполняемые участниками террористических групп.
Контрольные вопросы:
--
Что такое групповая динамика? Какие вам известны этапы развития группы?
--
Что такое групповые нормы? Каким образом групповые нормы влияют на поведение членов группы?
--
Что такое социально-психологический климат группы?
--
Какие условия необходимы для формирования команды?
--
Что такое "социальный атом" по Морено?
--
Какие типы и функции лидера вам известны?
--
Чем отличается руководство от лидерства?
--
Какие виды социальной власти вам известны?
--
Что такое конформность?
Тема 3. Социальная психология больших групп.
--
Два типа больших групп. Большая группа как историческая общность. Большая группа как кратковременное, случайное образование.
--
Понятие общественного сознания и менталитета. Общественное сознание с позиций общей теории коммуникаций Соколова. Социальная память больших групп. Структура и типы социальной памяти. Функции социальной памяти.
--
Этническое сознание. Особенности общественного сознания традиционного, индустриального и информационного общества.
--
Структура общественного сознания и регуляторы социального поведения на разных этапах развития общества. Значение и функции СМИ. Структура массовой коммуникации по Лассуэллу. Коммуникатор, медиатор, реципиент. Виды коммуникационных сетей. Искусство как вид опосредованного общения. Психотехническая функция культуры. Социальная психология рекламы.
--
Сравнительная социопсихологическая характеристика мегаполиса и малого города. Социально-психологические аспекты глобализации. Социопсихологоческие феномены мегаполиса: эскапизм, космополитизм.
--
Толпа. Социально-психологические особенности толпы. Виды толп. Коммуникации в толпе: заражение, внушение, слухи. Концепция толпы по С. Московиси. Харизматические лидеры. Типы харизматических лидеров.
--
Межгрупповое взаимодействие. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность. Континуум видов социального взаимодействия по Тэщфелу. Межгрупповые конфликты. Государственный террор и терроризм.
Контрольные вопросы:
--
Какие два типа больших групп вам известны?
--
Что такое социальная память большой группы? Каковы функции социальной памяти?
--
Чем отличается структура социальной памяти этноса, целевой профессиональной группы и толпы?
--
Каковы регуляторы социального поведенияв больших группах разного типа?
--
Что из себя представляет структура простейшего коммуникативного акта? Каковы его компоненты?
--
Что такое ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая агрессия?
Библиография (основная)
--
Андреева Г.М. Социальная психология. 1996
--
Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии.1997.