В любой ролевой игре одним из важнейших и интереснейших аспектах является развитие персонажа.
Поскольку "Врата Души" являются бесклассовой системой, в которой вдобавок отсутствует понятие уровня, система развития в ней основана исключительно на счетчике свободного опыта, очки из которого расходуются на развитие навыков и атрибутов.
В этот счетчик поступает весь опыт полученный персонажем за использование навыков, задания, уничтоженных монстров и разрешение сложных ситуаций. А когда часть опыта из счетчика используется для развития, количество ОО (очков опыта) в нем уменьшается на соответствующую сумму.
Развитие навыков.
Развитие навыков, конечно, всегда идет за счет основного счетчика опыта, но в некоторых случаях имеет особенности, которые, можно надеяться, достаточно подробно освещены здесь.
Развитие обычного навыка.
Для получения очередного уровня обычного навыка достаточно просто вложить количество опыта указанное в таблице для этого уровня.
Пример:
Для получения нового, шестого, уровня навыка "Ближний бой" необходимо уже иметь пятый уровень ближнего боя и затратить двести очков опыта.
Развитие вторичных и псионических навыков.
Развитие вторичных навыков, таких как "Снайпер" или "Изготовление ВВ" опыт расходуется в количествах вдвое больших, чем для обычного навыка, но на этом отличия таких навыков заканчиваются.
Аналогично, за удвоенную, по сравнению с обычной, цену развиваются псионические навыки.
Развитие специальных навыков.
Некоторые навыки в реальности значительно сложнее прочих: боевые искусства и серьезные научные знания требуют многих лет серьезного обучения.
Дабы не создавать для подобных навыков дополнительной таблицы, считается, что их развитие требует дополнительного вложения ОС в количестве равном получаемому уровню.
Таким образом, их развитие становится по настоящему серьезной проблемой, но подобные навыки способны серьезно помочь персонажу в его жизни.
Таблица расхода опыта.
Получаемый уровень
Расход опыта
1
100
2
75
3
100
4
125
5
150
6
200
7
250
8
300
9
400
10
500
11
700
Развитие ментальных атрибутов.
За счет очков опыта развиваются только ментальные атрибуты: Интеллект, Реакция, Воля, Восприятие, Удача и Пси-сила. При этом расход на развитие первых четырех из них в десять раз превосходит расход на развитие навыков, а Удача и Пси-сила развиваются по двадцатикратной по отношению к навыкам цене.
Атрибуты тела за счет очков опыта не развиваются.
Развитие тела.
Тело персонажа в этом мире не является чем-либо статичным: его можно запросто заменить или модернизировать, нудно всего лишь иметь достаточно денег для такой операции.
Атрибуты тела меняются в условиях мастерской, в пределах обусловленных конструкцией данного тела. Обычно за изменение атрибутов на один уровень в средней по оснащенности мастерской берут от тысячи до полутора тысяч ТЕ, и затрачивают на нее не менее часа. Естественно, что в крупных, имеющих хорошее оборудование, мастерских скорость выше, цены намного ниже, а в мастерских, которые почти не имеют механизации, за такую работу сдерут большую сумму, причем выполнять ее будут заметно медленнее.
Установка приборов.
Еще одна возможность модернизации тела - установка дополнительных приборов, которые не изменяют атрибутов, но дополняют способности персонажа новыми возможностями и функциями.
Приборы устанавливаются только в условиях мастерской, при наличии свободного места. Стоит такая операция довольно много, да и сами приборы обычно дороги из-за своей миниатюрности.
Получение новых Очков Способностей.
Очки способностей являются дополнительной возможностью развить персонаж поскольку за них выкупаются новые способности и особенности.
ОС получаются персонажем по окончании приключения. При этом основным критерием является не логичность или правильность действий, а верное понимание и исполнение роли персонажа. Безусловно, можно "оделять" персонажа и отрицательными ОС (-ОС), за действия несовместимые с образом его персонажа, конфликтность или откровенное нарушение правил.
Возможно, во многих ситуациях Мастер примет решение наделять персонаж не очками особенностей, а самими особенностями, особенно если есть причины наказать игрока.
Рекомендованная система расчета получения ОС:
Участие в приключении: +1 ОС.
Приключение длительностью более 3-х сессий (18 и более часов игры): +1 ОС.
Правильный "отыгрыш" персонажа по результатам нескольких сессий или даже приключений: +1 ОС.
Персонаж спас партию из крайне серьезной ситуации, не нарушая своего образа: +1 ОС.
Специальное приключение, направленное на получение ОС: +2 ОС.
В корне неправильный отыгрыш персонажа: -1 ОС.
Массовые убийства, пытки и прочие чудовищные преступления, совершенные персонажем без особой на то необходимости: не менее -2 ОС.
Спор с Мастером относительно правил или поведения NPC: -3 ОС.
Излишне настойчивые просьбы о получении предметов, денег, знаний: от -3 ОС и предоставление просимого предмета.
Использование отрицательных Очков Способностей.
Если персонаж получил отрицательные ОС и не погасил их новыми "отрицательными" особенностями, Мастер получает право использовать их против персонажа в ходе приключения.
В любой момент Мастер может провалить бросок навыка или атрибута, списав одно отрицательное ОС. При этом Мастер может заявить и критический провал за ту же цену.
В качестве альтернативы можно предложить выкуп отрицательных ОС за очки опыта и (или) в результате значительных материальных затрат (благотворительной деятельности и т.д.).
В таком приключении персонаж обычно не получает ни материальных наград, ни большого количества опыта.