|
|
||
Моим любимым принцессам | ||
Дорогие калининградцы. Содержание калининградского раздела (перечень всех моих текстов по Калининграду), ранее находившееся над каждым текстом, я сделала отдельным файлом. Материала очень много и, чтоб сообщить о Новинке, приходилось одно и то же печатать более 50 раз. Теперь же оповещение "НОВАЯ ГЛАВА" клацаю только единожды . Так что за появлением Новинок можно следить здесь: https://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/00019.shtml Северный вокзал
Железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1853 году. И первый вокзал разместили в удобной близости Штайндаммских ворот, назвав его Кранцер банхоф, в честь немецкого курорта (Зеленоградск до 1946 года назывался Кранц, немецкий Cranz, польский Kranc, литовский Krantas). Рвы и насыпи не позволяли проложить ветку по городским улицам, пришлось укладывать рельсы под стенами бастиона Трагхайм. Первый городской вокзал стоял там, где сейчас находятся "верхние" платформы станции Калининград-Северный. Зеленоградский путь до сих пор не покинул ложа, определённого ему в 1885 году: ![]()
1. Движение по новой ветке открыли под новый 1886-й год Вторым направлением в 1890-е годы стала железнодорожная ветка в сторону курорта Раушен, так до 1947 года назывался Светлогорск (немецкий Rauschen). Работы шли около восьми лет, пришлось привлекать на помощь даже кёнигсбергские инженерные войска, и 14 июня 1900 года к Раушену отправились первые поезда. Для нового направления построили отдельный вокзал, который получил название Замланд банхоф: ![]()
2. Вокзал Замланд банхоф, 1900-е годы Снос оборонительных валов, ворот и бастионов на северо-западе Кёнигсберга был огромным городским событием, однако Северный вокзал (современный Деловой центр) воздвигли лишь в 1930 году. Его сооружение стало частью тотального переустройства железных дорог в Кёнигсберге, старомодные павильончики Замландского и Кранцевского вокзалов пришлось убирать, а Хуфенский ручей, чтобы он не нарушал плоскость рельсового поля, пришлось помещать в трубу. У нового Северного вокзала, помимо основных наземных платформ, откуда уходили поезда в сторону морских курортов, появилась "нижняя" платформа - ветка, соединившая пути южной части города (Главный вокзал) с путями Замландского направления. По тем временам это было смелое решение - пропустить железнодорожную ветку под площадью и массивным зданием вокзала: ![]()
3. Пути, расположенные за высоким зданием вокзала, уходят под площадь ![]()
4. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала, проложенная под городской площадью, далее ведёт к Южному (Главному) вокзалу . ![]()
5. Северный вокзал на Адольф-Гитлер-плац Первоначально Северный вокзал располагал монументальным четырёхэтажным зданием, выходящим на Ганза-плац (позднее ставшая Адольф-Гитлер-плац, а сегодня это площадь Победы). Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле баз каких-либо декоративных украшений. Посередине здания находилась высокая ниша (во всю высоту здания) с колоннами квадратного сечения, что придавало зданию монументальный вид. ![]()
6. Платформы Северного вокзала. Одна ветка уходит под площадь и далее ведёт к вокзалу Южному ![]()
7. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала ведёт к Южному (Главному) вокзалу ![]()
8. Семья железнодорожника. Кёнигсберг. 1930-е годы ![]()
9. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская". После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац ![]()
10. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская". После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац ![]()
11. ![]()
12. Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская". После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац. 1936 год Больше фотографий этой площади поставлено в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы": здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml ![]()
13. Модницы Кёнигсберга Внутри здания находились зал ожидания, кассы, служебные помещения а также магазины и гостиница: ![]()
14. Фойе Северного вокзала Кёнигсберга ![]()
15. Фойе Северного вокзала Кёнигсберга ![]()
16. В левой части здания Северного вокзала так же находился отель "Хоспис" ![]()
17. Холл отеля "Хоспис" непосредственно в здании Северного вокзала. Если лицом стать к зданию, то "Хоспис" находился за углом слева ![]()
18. Гостевые комнаты в отеле "Хоспис" непосредственно в здании Северного вокзала. Если лицом стать к зданию, то "Хоспис" находился за углом слева Дополнительная информация находится здесь на странице 152. * * *
Во время штурма Кёнигсберга на площади шли жестокие бои, площадь сильно пострадала, многие здания выгорели. ![]()
19. Парад советских войск на площади Адольфа Гитлера на фоне разрушенного Северного вокзала. 1945 год. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" Если Кёнигсберг взят в апреле 1945 года, значит, это апрельский парад? Судя по тотальному разрушению. Следующие парады, тот же ноябрьский будет проходить на уже более-менее прибранной площади. ![]()
20. Парадный строй советских войск перед разрушенным зданием Северного вокзала. 1945 год. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" ![]()
21. Парад войск Кёнигсбергского особого округа на площади Трёх Маршалов 7 ноября 1945 года. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" ![]()
22. Северный вокзал. 1945 год. Портреты маршалов Конева, Жукова и Рокоссовского дали неофициальное название площадь Трёх Маршалов будущей площади Победы. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" ![]()
23. Парад Кёнигсбергского особого округа на площади Трёх Маршалов 7 ноября 1945 года. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" ![]()
24. Парад Кёнигсбергского особого округа на площади Трёх Маршалов 7 ноября 1945 года на фоне разрушенного Северного вокзала. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" За восемь месяцев после взятия Кёнигсберга успели наладить работу пивзавода? Наверняка восстановили некоторые другие заводы, в первую очередь ремонтные. Но ставлю фото, какое нашла. ![]()
25. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" ![]()
26. Прямо - Северный вокзал, справа - готовят пьедестал под памятник Сталину. Пьедестал собран из могильных плит с разрушенных кёнигсбергских кладбищ. Такое же фото находится в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" О злоключениях памятника Сталину, которому так и не нашлось в Калининграде достойного места, у меня есть текст "Калининград. Сквeр "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b1.shtml * * *
![]()
27. Нижняя платформа Северного вокзала. Пути уже восстановлены. На заднем плане - разрушенное здание Северного вокзала, а под ним туннель, проходящий под всей площадью Победы. Эта ветка соединена с Южным вокзалом ![]()
28. Нижняя платформа Северного вокзала. 1945 год. Немецкое здание Северного вокзала ещё не восстановлено, но вокзалом оно уже не будет ![]()
29. Hижняя платформа Северного вокзала. 1945 год. Поезд подходит от Южного вокзала и пойдёт в направлении приморских курортов. Немецкое здание Северного вокзала ещё не восстановлено, но вокзалом оно уже не будет ![]()
30. Северный вокзал в 1947 году * * *
После войны здание Северного вокзала было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крыша получилась более крутой, а над портиком возвели более высокий карниз. Но как вокзал здание уже не использовалось. До 1998 годa в нём находился Межрейсовый Дом Моряков: ![]()
31. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый Дом Моряков ![]()
32. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый Дом Моряков Несколько послевоенных лет железнодорожные пути Северного вокзала использовали только под грузовые составы, а пассажирские пустили лишь в 1964 году. С тех пор с Северного вокзала Калининграда можно уехать в направлении приморских курортов - в Светлогорск и в Пионерский. Так как историческое здание под вокзал не используется, то для пассажиров построены отдельные павильоны с кассами и турникетами: ![]()
33. В советское время проход к электричкам выглядел так ![]()
![]()
34. Отсюда ![]()
35. Позднее открыли новый турникетный павильон ![]()
36. Сегодня кассовый зал Северного вокзала Калининграда выглядит так Платформы Северного вокзала, как и при немцах, находятся в двух уровнях. Те, от которых отъезжать к морю, находятся наверху - "верхние". Платформа, с которой поезда идут к Южному вокалу, называется "нижней": ![]()
37. На Нижней платформе находится сквозной путь до Южного вокзала Cамо здание Кёнигсбергского Северного вокзала сейчас используют под Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям: ![]()
38. Так выглядит здание бывшего Кёнигсбергского Северного вокзала P.S. Часто, гораздо чаще, чем бы хотелось, читаю в сети, что при советской власти город угроблен. Конечно, существуют какие-то недочёты и недоделки, но в целом город создаёт прекрасное впечатление, о чём у меня есть обширный фотоочерк "Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?", поставленный здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml Как по мне, так Калининград - лучший город России. И ещё. Помните мерзкую ситуацию с увольнением стюардессы, назвавшей Калининград "Кёнигсбергом"? ![]()
39. Хотя в чём проблема, если Кёнигсберг упоминается не только в названиях разных фирм, например "Кёнигавто", но и на городских указателях: ![]()
40. Сейчас электрички, идущие в сторону моря, делают остановки и в черте города, например, эта железнодорожная платформа вместе с железнодорожными кассами находится возле рынка "Сельма" * - в нумерации фотографий оставляю зазоры, чтоб при добавлении не менять все цифры. Потому кол-во фото не совпадают с цифрами.
Продолжение "Прoспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/1mira.shtml _________________________________________________________________ Источники: - https://rugrad.eu/communication/blogs/Konigsberg_archive/8092/ - http://www.etoretro.ru/pic52051.htm?sort_field=image_date&sort=DESC - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/vokzaly-keenigsberga/nordbahnhof - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/platz/hansaplatz - http://travelfotokor.ru/kalininobl/kaliningrad/picbig/30victory.htm - http://kaliningrad365.ru/info/ploshhad-pobedy-v-kaliningrade.html - http://www.klgd.ru/city/history/mercanie/pravo.php - http://travelkap.ru/rossija1/vorota/index.html - https://rumyantsevphoto.livejournal.com/208031.html?view=7429535#t7429535 - http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=28&t=1380 - http://caravan.su/novosti/istorii/artur-krupin-meriya-s-istoricheskim-fasadom-poka-ne-v-prioritetakh-/ - http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=22088 - https://kgd.ru/news/society/item/48845-kjonigsberg-v-detalyah-severnyj-vokzal - https://varandej.livejournal.com/540083.html
- Оставить комментарий
- © Copyright Смолина Алла Николаевна
- Размещен: 04/06/2023, изменен: 16/10/2025. 28k. Статистика.
- Глава:
Связаться с программистом сайта.