|
|
||
Моим любимым принцессам | ||
Дорогие калининградцы. Содержание калининградского раздела (перечень всех моих текстов по Калининграду), ранее находившееся над каждым текстом, я сделала отдельным файлом. Материала очень много и, чтоб сообщить о Новинке, приходилось одно и то же печатать более 50 раз. Теперь же оповещение "НОВАЯ ГЛАВА" клацаю только единожды . Так что за появлением Новинок можно следить здесь: https://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/00019.shtml
Московский проспект
Вместо предисловия Полвека назад в Калининграде появился проспект Московский, важнейшая транспортная магистраль Калининграда, протянувшаяся более чем на восемь километров. Официальный документ, благодаря которому проспект "явился на свет", - это решение исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 02.12.1974 N 442 "О переименовании улицы Московской в Московский проспект". По сути, Московский проспект был образован на месте улиц: Горной, Старогородской, Дорогобужской и, наконец, Московской (путем их слияния и расширения). По всей видимости, данные улицы сначала вошли в состав "улицы" Московская, которая затем была переименована в "проспект". Eё застройка современными для того периода домами и благоустройство началась до создания проспекта. Bсё в том же декабре 1974 года на Московском проспекте откроется один из первых крупных магазинов товаров для дома - "1000 мелочей". ![]()
1. Решение Калининградского горисполкома от 02.12.1974 "О переименовании ул. Московской в Московский проспект". Отсюда ![]()
2. Когда проспекта еще не было. 1950-е годы. Отсюда. Перед нами - ул. Овражная, впоследствии войдет в Московский проспект. Солидный дом довоенной постройки - здание по ул. Коперника, 21 ![]()
3. Вид старых и новых 12-этажных домов на Московском проспекте. 1978 год. Автор: Е.И. Чепинога. Отсюда ![]()
4. Двухуровневая транспортная развязка на Московском проспекте Калининграда, около 1982 года. Строится дом, где впоследствии разместится библиотека им. А.П. Чехова. Отсюда
Немного истории Московский проспект - проспект в Калининграде, одна из главных транспортных артерий города. Московский проспект начинается у Калининградского юридического института (бывшая школа милиции) и идёт далее в восточном направлении. За пересечением с окружной дорогой Московский проспект переходит в шоссе А229 Калининград-Черняховск-литовская граница (далее в Вильнюс и Минск). В рамках плана реконструкции центра Калининграда планируется перенос участка Московского проспекта в тоннель. В немецкое время не было единой улицы, совпадающей с нынешним Московским проспектом. Московскому проспекту соответствовала последовательность следующих улиц (в направлении запад-восток): - Франц Зелдте Штрассе (Franz-Seldte-Straße - начало Московского проспекта, где при немцах находилась "Трудовая биржа", а в СССР - школа милиции), - Обер-Лаак и Унтер-Лаак (Oberlaak-Straße, Unterlaak-Straße - примерно до Эстакадного моста), - Альтштадтише Лангассe, Альтшдадтская Длинная (Altstadt-Lang-Straße - участок от Эстакадного моста до Октябрьской улицы), - Лютерштрассе (Luther-Kirchen-Straße, Lutherstrasse), - Закхайм (Sackheim-Straße - от улицы Октябрьской до Закхаиймских ворот), - Тапиауерштрассе (Tapiauer-Straße - от Закхаймских ворот далее до границы города). . ![]()
5. Московский проспект в Калининграде ![]()
6. Начало нынешнего Московского проспекта лежит в квадрате, где в Кёнигсберге находилось "Arbeitsamt" - "Трудовая биржа". После войны - это школа милиции Видите на карте крупное название Oberlaak? Над буквой "О" идёт слово "Arbeitsamt", "Трудовая биржа". Вот там и начиналась Франц Зелдте Штрассе (Franz Seldte Straße) ![]()
7. Начало нынешнего Московского проспекта - Franz-Seldte-Straße, 1 (Arbeitsamt - Трудовая биржа) ![]()
8. Franz-Seldte-Straße, 1. Советский военнослужащий - на фоне здания бывшей немецкой биржи труда, но - будущей советской школы милиции Следующий после Franz-Seldte-Straße отрезок нынешнего Московского проспекта назывался Oberlaak-Straße и Unterlaak-Straße. В некоторых источниках написано, что эти улицы заканчивались у Эстакадного моста, но, глядя на карту, видно, что они заканчивались на значительном расстоянии от моста, скорее, в районе Дворца спорта "Юность": ![]()
9. Oberlaak, Unterlaak Laak или Laack или Lastadie - кёнигсбергский пригород к западу от замка. Название происходит от балтийского корня "лак" и обозначает болотистую местность. Изначально Лаак (или Ластади) был свободным владением, принадлежащим старому городу за пределами Лаакенер-Тор. Из-за удобного расположения на реке Прегеле в районе Лаак было построено множество складов для хранения товаров, так что Лаак (или Ластади) своим ростом обязаны торговле. Пожар 1764 года уничтожил более 300 домов Лаака. ![]()
10. Laak или Laack или Lastadie (ныне район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность") ![]()
11. Laak или Laack или Lastadie (ныне район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность") ![]()
12. Старое место речного порта. Oтсюда ![]()
13. Вид с юга. 2-я Лаакшпайхер Квер штрассе (2-я Поперечная складская улица) около 1900 года. Oтсюда Фотограф стоит на Ластадиенштрассе (здесь она имела небольшое расширение), за его спиной - постройки зернохранилища, дальше - река. Сейчас в рамку кадра попал бы двор позади спорткомплекса "Юность'" и угол самого здания, выходящий к набережной Петра Великого (бывшей Ластадиен). Здание справа принадлежало семейству коммерсантов Халфтеров, слева - сдвоенный склад комиссионного предприятия С.Л. Виллерта. В этом месте 2-я Кверштрассе похожа на обычную городскую улицу, но в дальней её части виднеются крестовины фахверковых шпайхеров. Кроны деревьев за деревянным забором на её левой стороне - это Сад Сатургуса. По его границе проходила 2-я Лаакшпайхер Кверштрассе, дальше видна боковая стена "широкого" склада. А вот та же задняя ограда купеческого сада, но с внутренней стороны. Слева мы снова видим "широкий" шпайхер: ![]()
14. Вид на склады 2-й Лаакшпайхер Квер штрассе с территории Сада Сатургуса. Довоенный снимок. Oтсюда Парк, основанный Фридрихом Сатургусом в XVIII веке, выходил своей дальней частью к Ластадиям, а его передняя решётчатая ограда тянулась вдоль улицы Нойе Грабен. Но сам знаменитый сад - с изысканным декором, фонтанами, гротами и скульптурами - не был виден с улицы, потому что его закрывал стоящий на некотором удалении от улицы дворец Сатургуса. Вот как он выглядел в начале ХХ века со стороны Нойе Грабен: ![]()
15. Ул. Нойе Грабен (ныне Красноярская) и дворец Сатургуса, вид с юга. Около 1900 года. Oтсюда Правда, ещё с 1831 года и дворец, и сад принадлежали другому купцу по фамилии Цшок. После его смерти наследники разместили в здании основанный на деньги коммерсанта благотворительный фонд "Цшокшес штифт". Сейчас на земле бывшего Сада Сатургуса находятся, по-видимому, дома улиц Красноярская 2-4, Баграмяна 12, Московский проспект 46. Если бы мы пошли от дворца Сатургуса дальше по Нойе Грабен, то на втором перекрёстке справа нам открылась бы Фогельгассе: ![]()
16. Фогельгассе, вид с запада. Около 1900 года. Oтсюда Своим окончанием она выходила к северной границе площади Ластадий. В домах Фогельгассе можно прочитать историю городского строительства Кёнигсберга, вернее, ту изнанку истории, где не будет слов "барокко" и "неоготика", где написано об архитектуре городской периферии, жившей не стилем, а - трудом, строившейся функционально, без прикрас и изысканности. Вдали мы видим типичную старую застройку района старинных складов - тесно сдвинутые фахверковые "скворечники" с "носами" у коньков крыш. Ближе к нам (и дальше от гавани) оказываются более современные индустриальные здания. Этот участок улицы застраивался позже, когда технология фахверков уже не применялась. Например, слева видна длинная стена склада, принадлежавшего некому Максу Минковски, а справа видно могучее кирпичное тело слесарной фабрики, корпуса которой занимали территорию между улицами Трёнк и Фогель. Ну а ближняя к нам часть улицы - вполне городская, любопытные прохожие стоят в тени обыкновенных жилых домов. За домами, видными на фото справа, в начале ХХ века ещё теснилась меж заводских стен небольшая церковь меннонитов. Меннонитство - это протестантское религиозное течение, представители которого были строгими пацифистами и бежали из любой страны, принуждавшей их к армейской службе. Первая их община в Кёнигсберге появилась в 1763 году, а кирха на Трёнк гассе - в 1770-м. Тогда земли Лаака ещё не были сплошь застроены. Но к началу ХХ столетия вокруг церкви сомкнулось кольцо цехов и складов, и вскоре она исчезла с карты. Примерно в середине своей длины Фогельгассе пересекалась с 3-ей Лаакшпайхер Квер штрассе - самой западной из поперечных улочек Ластадий. Недалеко от перекрёстка она загибалась буквой "Г", так как идти прямо ей мешал забор Сада Сатургуса. Вот фотоснимок её "прямой" части, сделанный с улицы Фогель: ![]()
17. 3-я Лаакшпайхер Квер штрассе (3-я Поперечная складская улица), вид от Фогельгассе в южном направлении. Около 1900 года. Oтсюда Впереди хорошо просматривается пересечение с Трёнкгассе. Если сличить фотографии, мы узнаем изображённый в центре фахверковый склад. А ещё дальше, за высоким складом, - то самое место, где 3-я поперечная улица делает резкий поворот на восток; виднеющиеся там деревья растут на территории парка. Сейчас это был бы вид вдоль задней стены здания бассейна в южном направлении. Севернее Фогельгассе проходила похожая на неё Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse). Название, по всей вероятности, было связано с канатным двором (это фабрика, производящая верёвки и канаты), который до середины XIX века занимал вытянутый участок земли между улицами Нойе и Альтен Грабен. В современном городе это площадка от дома N 12 до дома N 38 по Московскому проспекту, сейчас там дворы и девятиэтажка улицы Мариупольской. Предприятие исчезло, но оставило память в созвучных именах двух улиц: Райфшлэгер и Нойе Райфербан (в переводе Новый канатный двор). Последняя располагалась на территории, освободившейся от фабрики, прямо за домами NN 26-38 по Московскому проспекту. Получается, что Райфшлэгер (Reifschläger) - что-то связанное с канатами. Но что именно - до конца не ясно. Возможно, это наименование профессии человека, делающего канаты. На карте 1815 года новый канатный двор назван словом "райфербан" (Reiferbahn), а старый, форштадтский, словом "райфшлэгер" (Reifschläger Bahn). От улицы канатов (или канатчиков?) остались зримые следы, до сих пор существует один располагавшийся на ней объект. Он же - единственное сооружение, оставшееся от района складов Лаака. Это насосная станция ливневой канализации на улице Виктора Гюго, 2 - домик, напоминающий куб с высокой крышей. ![]()
18.Тротуар и ограда Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse), насосная станция (ул. Армавирская). Современное фото. Oтсюда У здания есть странная пристройка, которую снаружи трудно рассмотреть из-за ограды, - два симметрично расположенных 'крыла' в виде одиноко стоящих стен с арочными окнами. Со стороны огороженного двора станции видна ещё непонятно зачем приделанная к наружной стене одинокая колонна ![]()
19. Остатки старого цеха на территории насосной станции. Современное фото. Oтсюда Эти архитектурные ненужности - остатки другого здания, - просторного одноэтажного зала или цеха, который примыкал к домику-кубу сзади. В плане этот цех был прямоугольником, поставленным поперечно к двум улицам, на которые выходили его боковые стены. Сохранившиеся ограды территории насосной станции показывают, где проходили старые улицы. Остатки Райфшлэгергассе (ближе к Московскому проспекту) носят сейчас название улицы Армавирской. От Фогельгассе остался кирпичный забор со стороны Дворца спорта "Юность". А следующие старинные склады стояли в ближней к Ластадиям части Райфшлэгергассе, сейчас это место находится позади отеля "Ибис": ![]()
20. Симон-Дах-штрассе, вид с запада. Около 1900 года. Oтсюда Мы смотрим на них как бы со стороны Московского проспекта. Улица, проходящая между шпайхеров, называлась Баухофсгассе, метров через 50 она выйдет к площади Ластадий. Ещё севернее Райфшлэгергассе проходила улица, носившая имя Симона Даха, знаменитого поэта, жившего в Кёнигсберге в XVII веке. Начало улицы находилось бы сейчас где-то у дома N 38 по Московскому проспекту, а её соединение с Баухофсгассе - примерно на месте поворота с Московского проспекта на улицу Виктора Гюго. ![]()
21. Симон-Дах-штрассе, вид с востока. Около 1900 года. Oтсюда Фото сделано со стороны ул. Нойе Грабен в восточном направлении, видны старые склады на северной стороне улицы. Уже в те годы по Симон-Дах-штрассе были проложены рельсы. ![]()
22. Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse, район гостиницы "Ибис"), 1920-е годы. Oтсюда Если приглядеться, то домики с предыдущего снимка видны вдалеке справа. Здание, в которое упирается улица Даха, стоит на Нойе Грабен. Слева в кадр попало пёстрое нагромождение всевозможных старых складов. Скоро все они будут снесены, и на их месте построят большой крытый рынок в виде вытянутого прямоугольника (вроде калининградского Центрального рынка). Альтштадт вблизи Замка и реки в ХХ веке все более становился скоплением торговых центров, точно как современный район площади Победы. Ради их постройки так же уничтожали привычную городскую среду, сносилась красивая, но ветхая старинная застройка. А вот и сама Баухофсгассе: ![]()
23. Баухофсгассе, вид с севера (ракурс от начала въезда на эстакадный мост вдоль моста). Около 1900 года. Oтсюда Фото сделано с улицы Унтер Рольберг, то есть примерно с того места, где мы оказываемся, спустившись от ул. Коперника на Московский проспект. Самое заметное здание - это Альтштадская пожарная часть, специально помещённая когда-то поближе к складскому району Лаак, в котором пожары были нередким явлением. Слева у края кадра, за перекрёстком, виден угол здания Альтштадской гимназии, а улица, в которую поворачивают рельсы, - это Альтштатше Ланггассе (Альтштадтская длинная), поглощённая в наше время Московским проспектом. К площадке перед пожарной частью сходились сразу нескольких крупных улиц Лаака. Прямо, в просвете между шпайхером "Лебедь" и соседним складом мы видим дома Фогельгассе. Сами склады в центре снимка относятся к улице Райфшлагер (Райфшлэгергассе ), которая скрывается справа за зданием пожарной части, с другой её стороны виден угол улицы Симона Даха. Наконец, ближайший поворот мостовой направо - это ул. Унтерлаак, нынешний Московский проспект. ![]()
24. Дома улицы Нойе Райфербан во дворах Московского проспекта и улицы Мариупольской. 1980-е годы. Oтсюда Когда в начале 1980-х годов жильцы вселились в новые девятиэтажки на Московском проспекте (NN 20-38), оказалось, что для квартир, выходящих на юг, закрывает и портит вид ветхий немецкий дом, близко стоящий от нового здания, параллельно ему. Вскоре "трущобу" расселили, но снесена она была только году в 1985-м. В старом Кёнигсберге эти здания относились к южной стороне улицы Нойе Райфербан (северная сторона оказалась прямо под новостройками). А на заднем плане - уже новый, узнаваемый Калининград: тротуары улицы Мариупольской (бывшей Лицентграбен), новый дом NN 2-8 по той же улице, гаражи на месте нынешнего "Седьмого континента". ![]()
25. Улица Коперника, на заднем плане руины района Лаак. 1950-e. Автор: Смирнов Виктор Фёдорович. Так выглядел Московский проспект в райне Лаака после войны. Oтсюда ![]()
26. Дети с улицы Коперника. 1959-1964 годы. Oтсюда Сегодня кёнигсбергский район Лаак, куда входили две части нынешнего Московского проспекта - это район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность", о чём я собрала немного материала в текст "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml Так же отличный материал "Кёнигсберг в деталях: Ластадиенштрассе - улица Виктора Гюго" можно почитать здесь: https://kgd.ru/news/society/item/56479-kjonigsberg-v-detalyah-lastadienshtrasse--ulica-viktora-gyugo * * *
Как написала вышe, в Кёнигсберге не было единой улицы, совпадающей с нынешним Московским проспектом. Московскому проспекту соответствовала последовательность следующих улиц (в направлении запад-восток): - Франц Зелдте Штрассе (Franz-Seldte-Straße - начало Московского проспекта, где при немцах находилась "Трудовая биржа", а в СССР - школа милиции), - Обер-Лаак и Унтер-Лаак (Oberlaak-Straße, Unterlaak-Straße - примерно до Эстакадного моста), - Альтштадтише Лангассe, Альтшдадтская Длинная (Altstadt-Lang-Straße - участок от Эстакадного моста до Октябрьской улицы), - Лютерштрассе (Luther-Kirchen-Straße, Lutherstrasse), - Закхайм (Sackheim-Straße - от улицы Октябрьской до Закхаиймских ворот), - Тапиауерштрассе (Tapiauer-Straße - от Закхаймских ворот далее до границы города). На карте 1910 года обозначена трамвайная линия, проходящая по трассе нынешнего Московского проспекта на участке от Unterlaak до Закхаймских ворот. На карте 1940 года указано, что по этой линии ходили трамвайные маршруты NN 9 и 10 (в современной трамвайной сети им нет соответствия). Дальше, от Закхаймских ворот до границы города проходил автобусный маршрут «E». ![]()
36. ![]()
37.
=============================================================================== =============================================================================== Дорогой читатель! Далее пойдут фотографии без немецкой истории. Архив по Калининграду принялась собирать в начале 2000-х, тогда в сети было много немецких источников. Казалось, никуда они не денутся, интернет вечен. И я переключилась на архив по Афганской войне, где провела почти 3 года и о чём много рассказываю здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/ Так же временами переключалась на пополнение других архивов: военные гарнизоны (которые довелось пройти), Новгородчина (мамина родина), дочкино становление на чужбине (её учёба, замужество, дети)... И всё это время часть материала по Калининграду "пылилась" в моих "кладовых". А сейчас, когда попыталась вернуться, то увидела, что 90% старых ссылок не работают. Сначала немцы убрали фотографии, после и сам материал. Что успела унести к себе - выставляю, хотя бы это выставить, об остальном - не обессудьте, тем более, по Калининграду собрала достаточно, в чём можно убедиться здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/index.shtml#gr19 Повторюсь: ссылки везде обозначены, но им больше 15 лет и большинство из них уже не рабочие.
=============================================================================== ===============================================================================
Что писали газеты Московский проспект был призван стать парадным въездом в Калининград, а также наглядно демонстрировать успехи советского зодчества. Построить новый город на месте старого - впервые эту идею у нас озвучили еще в 1940-х. Как говорили когда-то, "советское - значит лучшее". Прусскую же архитектуру называли примитивной, устаревшей, удручающей. Об этом "проклятом прошлом" ничто не должно было напоминать. Появившийся в 196З году Ленинский проспект стал, так сказать, пробой пера. В газетах с придыханием писали о "новой магистрали". Хотя и в 1960-х многие понимали, что главная улица Калининграда получилась невыразительной, мягко говоря. КУРС НА МОСКВУ. 1970-й Этот год - поворотный в истории застройки Калининграда. Тогда приступили к созданию "сердца города" (не путать с современным проектом), началось формирование центральной площади, с которой должно было устремиться в небо здание N 1 - Дом Советов. Одновременно началось и формирование парадного подъездного пути к новой площади - будущего Московского проспекта. В ту пору это была улица Московская. Однако своему "столичному" названию она совсем не отвечала. Была узкой и плохонькой. А вела по большей части через пустыри с руинами. Но не просто так ее громко нарекли. Она совпадала с главным направлением - на Москву! Вот в итоге и постановили: основной магистрали Калининграда быть здесь! ЖИЛЬЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ При этом следовало избежать ошибок, допущенных ранее. Значит, нужны передовые проекты, материалы и технологии. Тем более что стройиндустрия региона к тому времени "подросла", уже могла обеспечить сооружение подобных объектов. Именно на улице Московской в 1972-м появились первые в областном центре жилые здания, которые тут же прозвали "кораблями". Как писала в те дни "Калининградская правда", эти дома "резко отличаются от других. Во-первых, размерами - 140 метров в длину и девять этажей в высоту, сразу на двести семей! Отличаются они и внешне: благодаря специальной отделке блоков дома кажутся высеченными из мрамора. Улучшена и планировка: увеличена площадь кухонь, нет смежных комнат". Нынче "брежневки", пришедшие на смену "хрущевкам", тоже ругают. В немалой степени потому, что чем дальше, тем хуже было качество строительства (вспомните "падающий" дом на Моспроспекте, 70). Но тогда большинству такие дома действительно казались даже красивыми. СТАЛА УЛИЦА ПРОСПЕКТОМ К декабрю 1974-го первая очередь этого проекта была завершена. И горисполком с чувством удовлетворения решил: переименовать улицу Московскую в Московский проспект. Сначала был реконструирован участок от Литовского вала до первого эстакадного моста (сдан в эксплуатацию в 1972-м). Правда, от вала до улицы Грига к тому времени успели настроить "хрущевок". Однако силуэт улицы здесь поправили, построив здания-башни. А уже далее к центру возводили и вовсе только "продвинутые" дома. При этом, если была возможность, немецкие строения уже сохраняли, вписывая их в новый ландшафт. Радикальный настрой "До основанья, а затем...", к счастью, ушел в прошлое. Особой гордостью новой магистрали стали фонари-"ромашки". Необычные симпатичные светильники еще и оригинально решили освещение проспекта: подсвечивали не только шоссе и тротуары, но и фасады домов. А ТЕПЕРЬ - "ГОРБАТЫЙ"! В 1976 году по Моспроспекту пустили троллейбус. Сперва до улицы Ялтинской, в 1978-м троллейбусный маршрут N 5 был удлинен до нынешнего кольца. А возможным это стало благодаря появлению "горбатого" моста. В те времена целлюлозно-бумажный завод в поселке Октябрьском еще вовсю работал. Через проспект туда-сюда ходили грузовые составы. Сооружение здесь путепровода стало событием. Жаль, сделали его грубовато: слишком крутыми получились подъемы - машины на этих "горбах" порой подбрасывало, как на трамплине. Недавно "горбатого" демонтировали - в связи со строительством Восточной эстакады. Но взамен уже возводят новый мост. Едва ли он окажется столь же крут. Только, думается, и его будут называть "горбатым". Называют ведь "берлинским" мост, сменивший старую "берлинку".