Аннотация: Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")
Алла Н. Смолина
Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
1."O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро"
В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
В этой главе рассказываю об учёбе дочки в шведской школе средней (второй) ступени, но более о том, как директор одной из лучших школ города самолично приходил к нам домой, чтоб принести извинение за неправильно составленные списки. Об этом случае когда-то писала "Комсомольская правда".
6."Швеция. Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль"
В этой главе рассказываю о том, как две 14-летние врушки, одна из которых наша дочь, хитростью заставили папу-шведа взять отпуск и свозить их на музыкальный фестиваль, проходивший на другом краю Швеции.
7."Швeция-Франция. Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)"
В этой главе рассказываю о том, как всё тем же повзрослевшим на год врушкам удалось на пару слетать в Париж. Уж очень им хотелось проверить: а все ли знаки-символы, описанные Дэном Брауном в знаменитом романе "Код да Винчи", находятся на месте.
8."Швеция-Франция. День рождения в Париже, или французские приключения (Paris-2)"
В этой главе рассказываю о том, как дочери удалось вытянуть в Париж на празднование своего 17-летия в полном составе шведскую семью её мальчика-друга. Причём не просто семью, а людей с весьма высоким положением. Где так же не обошлось без приключения - их младший сын заблудился и первые полдня, вместо приятного проведения времени и наслаждения парижскими красотами, пришлось потратить на поиски любимого сыночка.
В этой главе рассказываю о дочкиной учёбе в шведской гимназии (третья школьная ступень, заключительная). Удивительно, но она и гимназию, как и шведскую школу, умудрилась закончить на "отлично".
10."Однажды зимним вечером, или милосердие по-шведски"
Эта глава изначально не входила в цикл "Красная девица", в ней я пыталась рассказать о шведском милосердии и бескорыстии. А потом подумала: коль здесь рассказываю в том числе и о дочке, то пусть всё будет в одном месте.
Рассказ чудесного детского писателя Геннадия ВАСИЛЬЕВА о моих племяшках, а вернее о том, как деньги превращают ангелов в грешников...
1. Один из знаковых символов Швеции, главная девочка незабываемой Астрид Линдгрен - Пеппи-Длинный-Чулок
S k o l a
О первой школе дочери в Швеции я рассказала в предыдущей главе. То была школа для вновь прибывших иностранцев, но мы не считали её "настоящей шведской": учителя там не отличались профессионализмом, а некоторые даже страдали русофобией, как, например одна турчанка (о которой вспоминаю здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml#2). Да и вообще в той школе больше уделялось внимания не школьным предметам, а знакомству с языком и интеграции в новое общество.
А в настоящую шведскую школу дочка попала в конце шестого класса.
Шведская сеть дошкольных учреждений охватывает всех детей от трёх лет, а в школу идут шести, -семилетки. Общее школьное образование состоит из нескольких ступеней:
- младшая (первая) ступень с первого по шестой классы,
- средняя (вторая) с седьмого по девятый классы,
- старшая (третья) трёхлетняя гимназическая.
Все вышеперечисленные школьные "ступени" между собой не связаны, находятся в разных зданиях на разных улицах и являются независимыми друг от друга. То есть дочка попала в выпускной класс первой ступени.
А что значит выпускной класс для 11-летних? Они едва не лопались от важности среди малышни первых-пятых классов, со страхом поглядывающих на "взрослых" мальчиков и девочек. Их даже кушать водили в разное время, чтоб не наводить "страха" на младших.
12. Фотографии общей школьной столовой идут дальше, а это такой уголок для перекусона или для посиделок по отдельным торжественным случаям, как, например, день рождения одноклассника
* * *
Трёхэтажное здание после нескольких коридоров и лестничных пролётов неожиданно превращается в двухэтажное, а очередной из многочисленных коридоров вдруг заканчивается небольшим зданием в один этаж, где занимаются младшие классы.
13. И у малышни по коридору разбросаны уголки для уединения.
Если у старшеклассников они предназначены чисто для бесед и свиданий, то у малышей и для игрового процесса.
Мало ли кому захочется повозиться на "кухне"
14. Мебель под детские размеры, но всё как у взрослых.
Уважение к детству шведы возвели в прерогативный вариант
15. Уменьшенная копия взрослой мебели
16. По правой стороне идут классные комнаты, по левой вдоль всего коридора - кабинки для уединения или игр
17. А тут малышня перекусывает.
Как я сюда попала - так же не имею представления.
Просто шла по переходам и вот где очутилась
18. Как сказала выше, это я забрела в здание младших классов. На фото - выход в собственный двор, закрытый с четырёх сторон одноэтажным зданием в форме квадрата. Во двор можно выйти из любого класса, то есть каждый класс имеет собственный выход, а тут, очевидно, типа общего холла. Двор закрытый, но есть арка с зарешёченными воротами, ведущими на улицу
Вход с улицы во двор осуществляется через арку между зданиями, перегороженную металлическими воротами. Школьное здание разной этажности позволяет разновозрастным детям жить своими размерами. Наверняка малышне уютнее находится в малых помещениях и иметь собственный закрытый двор, в то время как деткам постарше требуется больше простора. В этой школе (школе первой ступени) учатся дети с 1-го по 6-й классы.
В обеденном зале (в углу) находится жарочный шкаф с горячими вторыми блюдами, чтоб не носить их с кухни
У старшеклассников (6-й класс - старший класс этой школы) завтраков нет, только обеды. Но школьные обеды, как и завтраки для малышей, в Швеции бесплатны. Порции не ограничены, обслуживание по типу "шведского стола", то есть накладывай чего глаза видят и сколько хочешь, а если не хватит одной порции - подходи ещё и ещё. Единственный запрет касается выноса еды из столовой.
И ещё одно отличие от привычных нам обедов - отсутствие супов. Супы, конечно же, любимы шведами, но не в школьных столовых. Причины не знаю, вполне возможно, что супы исключены из меню школьных столовых как горячая жидкость, представляющая потенциальную опасность. Дети обслуживают себя сами, а как ребёнку налить суп, при этом не пролив ни капли?
26. Обеденная зона для старших классов
Белый агрегат справа возле окна - "Молочный бар", куда вставляются большие ёмкости с молоком, показанные на следующем фото.
За ним - лоток с горячими блюдами для малышей, показанный на фото выше.
Правее "молочного бара" - чёрный бачок с обыкновенной водой из-под крана, в Швеции водопроводная вода - питьевая.
27. Mолочные пакеты для заправки "Mолочного бара", показанного на предыдущих фото.
Холодильное отделение, всё механизировано
28. Холодные блюда для старших классов
Слева направо: обязательные свежие белокочанная капуста и морковь. Заметили, что и здесь и в завтраке для малышей (фото выше) морковь подаётся целиком? С обилием шведской техники, включая кухонную, для измельчения любых овощей хватит пары минут. Но подают целиком. Значит, имеется научно-медицинское обоснование? Первое, что приходит на ум - целая морковь сохраняет все витамины и сок, при тёрке частично утрачиваемые.
Правее моркови по центру - бадейка с творогом, над ней и под ней (на фото) - салаты из пекинской капусты, кукурузы, моркови и др. овощей.
Крайний правый ряд снизу вверх: зелёный горошек, сметана, фасоль.
30. Ещё один вариант холодных закусок - морковь тёртая и фасоль отварная.
Всё тот же творог. Молодые организмы нуждаются в кальции. Творог зернистый, в магазинах дороговат, потому многие дети, особенно из эмигрантских семей, едят творог только в школе
32. Горячие блюда: сосиски, тушёная краснокочанная капуста, в средней бадейке - рыба, справа - ветчина
33. Мясные фрикадельки - национальное блюдо, часто подают с вареньем из брусники. Справа - сосиски. Повторяю, что в столовой действует принцип "шведского стола", накладывай на свою тарелку хоть десять порций, только не выноси ничего за пределы столовой
34. Если в будние дни в школьной столовой пьют молоко или воду, то по праздникам угощают праздничными напитками. На всех окнах горят рождественские свечи, значит, на дворе Рождество. Слева - масло и сухие хлебцы (галеты). Справа серые поддоны с чистыми стаканами. Всё, в том числе и витрины с блюдами, на колёсиках
35. Теперь фотографирую кухню, предварительно договорившись с поварами.
Некоторым детям предписано специальное пиание. Так как все горячие блюда готовятся на комбинате питания и развозятся по школам уже готовыми, то и эти лоточки поступили из комбината питания, где за определёнными людьми закреплено изготовление блюд для больных детей. Например, "для такой-то школы - два вегетарианских блюда для Анны и Маркуса, одно блюдо без содержания лактозы для Андреаса". Сверху на лотках пишут детские имена, чтоб повар столовой не перепутал
36. Если в меню столовой присутствует свинина, то для детей-мусульман привозят блюда из говядины или рыбы
37. Жарочные шкафы. Лицом повернулась заведующая столовой
38. Bторой повар
39. Слeва - варочные котлы. Решётки в полу, куда уходит вода при мытье пола из шланга. Под окном в центре - тестомесильный аппарат, под полотенцем поднимается тесто. Правее его - холодильник. Справа - разделочные столы. Как видим, всё оборудование стальное, что наверняка гигиеничнее дерева и пластмассы
40.
41.
42. Посудомоечное отделение
43. Посудомоечное отделение
Я не знаю как с этим делом обстоит сейчас, фотографировала давно, но тогда меня удивило, что целые лотки с неиспользованными продуктами выбрасывались в ёмкость для пищевых отходов. Раз - и десятки отбивных, не просто отбивных, а с начинкой из креветок, улетели в отходы. Раз - туда же полетели килограммы сосисок. По этому поводу я даже хотела писать в правительство. Разве можно так обращаться с едой? Неужели нельзя найти более рационального решения? Почему бы остаток блюд из школьной столовой не продавать населению по низкой цене, коль всё равно выбрасываете?
44. Хозяйка посудомоечного отделения
45. Подсобное помещение для стирки и сушки белья работников столовой.
Часть помещения правее не вошло в кадр, но там гладильная доска и запасы стирального порошка, мыла
46. Подсобное помещение
47. Кабинет заведующей столовой
48. Комната отдыха для приёма пищи.
Питание для работников столовой - платное, высчитывается из заработной платы
49. Фото из Твиттера, но тоже шведская школа
17.04.2007 года
Продолжение "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"