Smolina Alla: другие произведения.

3. Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
  • Аннотация:
    Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  
  
  

Алла Н. Смолина

  Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
  
  
  
    1. "O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
  
  
  2. "Россия-Швеция. Начало школьной жизни"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml
  В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
  
  
  3. "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
   В этой главе рассказываю oб учёбе дочки в первой настоящей шведской школе младшей (первой) ступени.
  
  
  4. "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках"
  здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/1kmn.shtml
  Название говорит само за себя.
  
  
  5. "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
  В этой главе рассказываю об учёбе дочки в шведской школе средней (второй) ступени, но более о том, как директор одной из лучших школ города самолично приходил к нам домой, чтоб принести извинение за неправильно составленные списки. Об этом случае когда-то писала "Комсомольская правда".
  
  
  6. "Швеция. Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как две 14-летние врушки, одна из которых наша дочь, хитростью заставили папу-шведа взять отпуск и свозить их на музыкальный фестиваль, проходивший на другом краю Швеции.
  
  
  7. "Швeция-Франция. Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как всё тем же повзрослевшим на год врушкам удалось на пару слетать в Париж. Уж очень им хотелось проверить: а все ли знаки-символы, описанные Дэном Брауном в знаменитом романе "Код да Винчи", находятся на месте.
  
  
  8. "Швеция-Франция. День рождения в Париже, или французские приключения (Paris-2)"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как дочери удалось вытянуть в Париж на празднование своего 17-летия в полном составе шведскую семью её мальчика-друга. Причём не просто семью, а людей с весьма высоким положением. Где так же не обошлось без приключения - их младший сын заблудился и первые полдня, вместо приятного проведения времени и наслаждения парижскими красотами, пришлось потратить на поиски любимого сыночка.
  
  
  9. "Швеция. Bиват, гимназисты!"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd8.shtml
  В этой главе рассказываю о дочкиной учёбе в шведской гимназии (третья школьная ступень, заключительная). Удивительно, но она и гимназию, как и шведскую школу, умудрилась закончить на "отлично".
  
  
  10. "Однажды зимним вечером, или милосердие по-шведски"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd9.shtml
   Эта глава изначально не входила в цикл "Красная девица", в ней я пыталась рассказать о шведском милосердии и бескорыстии. А потом подумала: коль здесь рассказываю в том числе и о дочке, то пусть всё будет в одном месте.
  
  
  11. "Пусть всё будет в одной шкатулке..."
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kdd10.shtml
  В эту главу поместила рисунки дочки.
  
  
  12. "В пустыне бездуховности и прозы она живёт - бегущей по волнам..."
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdd11.shtml
  Стих, посвящённый дочке замечательной поэтессой Анной ПОПОВОЙ.
  
  
  13. "Школьная практика, или соотечественники за рубежом"
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdw1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как дочь отрабатывала неделю в магазине с русской хозяйкой, а та за всю неделю не произнесла слова по-русски.
  
  
  14. "Старшая внучка пошла в школу. И... младшая"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/love.shtml
  
  
  15. "Пoдарок тeти Аллы"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/wpodderzhkuuznikowbolotnoj.shtml
  Рассказ чудесного детского писателя Геннадия ВАСИЛЬЕВА о моих племяшках, а вернее о том, как деньги превращают ангелов в грешников...
  
  
  
  
  

Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

 
  
  
 []
  
  1. Один из знаковых символов Швеции, главная девочка незабываемой Астрид Линдгрен - Пеппи-Длинный-Чулок
  
  
    

S k o l a

 
  О первой школе дочери в Швеции я рассказала в предыдущей главе. То была школа для вновь прибывших иностранцев, но мы не считали её "настоящей шведской": учителя там не отличались профессионализмом, а некоторые даже страдали русофобией, как, например одна турчанка (о которой вспоминаю здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml#2). Да и вообще в той школе больше уделялось внимания не школьным предметам, а знакомству с языком и интеграции в новое общество.
  
  А в настоящую шведскую школу дочка попала в конце шестого класса.
  
  Шведская сеть дошкольных учреждений охватывает всех детей от трёх лет, а в школу идут шести, -семилетки. Общее школьное образование состоит из нескольких ступеней:
  - младшая (первая) ступень с первого по шестой классы,
  - средняя (вторая) с седьмого по девятый классы,
  - старшая (третья) трёхлетняя гимназическая.
  
  Все вышеперечисленные школьные "ступени" между собой не связаны, находятся в разных зданиях на разных улицах и являются независимыми друг от друга. То есть дочка попала в выпускной класс первой ступени.
  
  А что значит выпускной класс для 11-летних? Они едва не лопались от важности среди малышни первых-пятых классов, со страхом поглядывающих на "взрослых" мальчиков и девочек. Их даже кушать водили в разное время.
  
  
  
 []
  
   2. Те самые "взрослые" выпускники, нагонявшие страх на младшеклассников
  
  
  Полугодовой период учёбы в этой школе многого в себя вместить не мог. Помню оформление школы то ли под школу, то ли под детский сад: везде фигурки животных, яркость красок, низкая мебель.
  Почему-то запомнилась дочкина реплика в ответ на моё напоминание об аккуратности в школьной одежде:
  - Ай, мама, в школе многие дети даже в разных носках ходят!
  
  Действительно, как знаменитая Пеппи-Длинный Чулок на левой ноге имела зелёный, а на правой - красный чулок (фото Пеппи - вверху), так многие детки бегали в разных носочках. Сменную обувь в школу не брали, а ту, в которой приходили с улицы, снимали при входе. Таковы школьные правила - маленьким детям удобнее играть на полу и пол должен быть чистым.
  
    

* * *

  Но дети на полу не только играли. Уставший ученик имел право встать из-за парты, отойти в уголок и лечь на пол передремнуть. Дети не должны утомляться и если организм потребовал отдыха, значит, пора отдыхать. Возможно, в других провинциях другие правила, но я рассказываю о дочкиной школе.
  
  Когда муж служил в Германии и дочь ходила в немецкие ясли, а затем в садик, то дети называли воспитательниц "тётями" - "танте Роза", "танте Мария" ("тётя Роза", "тётя Мария"). В Швеции мы в садик не ходили, но в школах учителей дети зовут по именам - "Мария", "Катерина", "Ерик". Шведская школа - отражение шведского общества и в ней царит полная демократия. Любой ученик может запросто сказать всё, что думает как об учителе, так и о директоре.
  
  Сейчас появился новый закон, дающий право ученикам опротестовывать полученные оценки. Что считаю правильным. Оx, как бы пригодился этот закон, существуй он на момент окончания дочкой гимназии. Дело в том, что она, это я забегаю вперёд, закончит гимназию - с тремя "четвёрками". "Техника" и "Cпорт" - не в счёт, зубило и молоток не для нежных девичьих ладошек, а с футболом или хоккеем гуманитарии никогда не дружили.
  Зато третья "четвёрка" выпадет на английский-"С". Дочка попросит о пересдаче, ведь английский-"А" и английский-"B" у неё шли на "пятёрку", но новенькая учительница в пересдаче откажет.
  
  Так что закон, разрешающий опротестовывать оценки, для амбициозных учеников весьма кстати.
  
  Я не случайно вспомнила об амбициях, эта черта является основной составляющей дочкиного характера, потому в аттестате "пятёрки" будут по всем основным предметам, включая французский, испанский и шведский языки. "Английская" "четвёрка" так и осталась под большим вопросом, а технику и спорт можно осилить и после школы.
  
  Если у кого-то появится сомнение "А как это иностранка может учиться лучше самих шведов даже на уроках шведского языка?", то я подтверждаю: действительно некоторые ученики, шведы по рождению, родного языка полностью не осилили, точно так, как некоторые россияне заваливают экзамены по русскому языку.
    

* * *

  Но возвращаясь к теме, в шестой класс, откуда, со слов дочери, помню один занятный эпизод.   
  В их классе училась троица озорников из стран Ближнего Востока. Причём закономерный факт: пока семья ожидает ПМЖ, то все члены семьи ведут себя тише воды, ниже травы. Зато после получения, не все, конечно, но иные отрываются по полной, показывая и свою невоспитанность, и пренебрежение к чужим законам. Подобное произошло и в том классе, где училась дочь.
  
  Троица озорников-иностранцев постоянно нарушалa дисциплину, что раздражало остальных детей и дочка приходила домой чуть ли не в слезах:
  - Представляяяяешь! Опять эти сорвали урок!
  
  Из её ежедневных рассказов я уже знала, кто подразумевается под словом "эти".
   
  Озорники не слушали ни учителя, ни директора школы, хотя директор вызывал к себе на беседу даже их родителей, прося воздействовать на своих невоспитанных чад. Но его просьбы тоже результатов не приносили. Уроки срывались и на увещевание безобразников уходило больше времени, чем на преподавание другим детям школьного материала.
   
   И тогда дирекция школы пошла на неординарные меры. Обижать, оскорблять, наказывать детей в Швеции нельзя, иначе, по мнению психологов, ребёнок переживёт глубокий стресс, травмирующий детскую психику. Конечно же, они правы и эта политика поддерживается во многих цивилизованных странах, тем более, в Швеции отношение к детям не всегда отличалось мягкостью. Наоборот, очень долгие годы питомцы детских домов подвергались как физическому, так и сексуальному насилию, и сейчас, через десятилетия, шведское правительство, как бы сглаживая ошибки предшественников, выплачивает бывшим воспитанникам детских домов достойные суммы, извиняясь за невозможность излечить душевные раны.
   
   То есть современное шведское обществе о своих детях, наряду со стариками и инвалидами, заботится в первую очередь, и заботятся реально, а не на лозунгах да в предвыборных обещаниях. Вот руководство нашей школы, поместив на одну чашу весов совсем недетские забавы трёх оболтусов, а на другую чашу - спокойствие, безопасность и, самое главное, достойное школьное обучение остальных двадцати трёх учеников, решилось на интересный эксперимент.
   
   А эксперимент состоял в том, что школьная администрация разъединилa троицу и перевёлa всех троих в... младшие классы. В разные. И ни с какого бока не подкопаться, закон не нарушен! Право на школьное образование, гарантированное Конституцией, у озорников никто не забирал, всем троим разрешено посещать школу: разрешено сидеть за школьным столом, занимаясь по отдельной программе, разрешено просить помощи у учителей, ведущих урок с малышами. А если усатым мальчикам (у южных мальчиков усики пробиваются чуть ли не с восьми-девяти лет) стыдно находиться среди малышей, то нужно было думать раньше - ни один заботящийся о своей школе директор не позволит ежедневно срывать обучение остальных двадцати трёх учеников.
  
   В знак протеста озорники пригрозили бойкотированием школьных занятий, забыв, что находятся не в своих странах 3-го мира, а в Швеции, где получение образования каждым ребёнком гарантировано Конституцией, и за нарушения отвечают родители. Не справляющихся со своими обязанностями, быстро заменят опекунами.
  
   Tаким образом в нашей школе разделались с нарушителями дисциплины.
  
    

* * *

  
   Следующая глава вошла в повествование "Комсомольской правды" в теме "А как у вас?", поднимаемой в знак протеста некорректного поведения учителей в российских школах. А пока даю фотографии той самой школы, о которой кратко рассказала выше.
  
  
 []
  
3. Школa младшей ступени (с 1-го по 6-й классы) нашего района, куда дочка попала в конце 6-го класса.
  Чудесное руководство и чудесные учителя. В школу дочка бегала, как в родной дом
  
  
  
 []
  
4.
  
  
  
 []
  
5. Школьный двор
  
  Строение школы очень запутанное, как, впрочем, архитектура многих шведских зданий - этакая национальная особенность с переходом на безграничный размах архитектурных фантазий. Так и дочкина школа состояла из цепей коридоров, смычек-переходов, лестниц. Трёхэтажное здание после нескольких коридоров и лестничных пролётов неожиданно превращается в двухэтажное, а очередной из многочисленных коридоров вдруг заканчивается небольшим зданием в один этаж.
  Здесь занимаются младшие классы.
  И ты видишь напротив точно такой одноэтажный дом, и справа-слева стоят похожие и это не проходной двор, а закрытое пространство со спортивной и игровой площадками, с небольшим прудом, c фруктовым садом, s несколькими цветочными клумбами и овощными грядками
   (смотри фото: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kd3.shtml#19).
  
  Вход во двор, куда ведут несколько дверей из младших классов, осуществляется через арку между зданиями, перегороженную металлическими воротами. Школьное здание разной этажности позволяет разновозрастным детям жить своими размерами. Наверняка малышне уютнее находится в малых помещениях и иметь собственный закрытый двор, в то время как деткам постарше требуется больше простора. В этой школе (школе первой ступени) учатся дети с 1-го по 6-й классы.
  
  
 []
  
6. Bо многих школах я видела простые кирпичные стены. Может, действительно, гигиеничнее? Или проще в содержании? Не требуется покраски или поклейки обоев? Пытаются избежать вредных примесей, находящихся в краске или обоях? Одним словом, ответа не знаю, но факт есть факт
  
  
  
 []
  
7.
  
  
  
 []
  
8. Коридоры 6-х (выпускных) классов, в одном из которых (не в коридоре, а в выпускном классе) училась дочь. Конечно, нужно показывать с младших классов, но фотографии поставлены так, как я шла. Помещения 6-х (выпускных) классов оформлены более строгое, без всяких зверушек или игрушек
  
  
  
  
 []
  
9. Такие кабинки разбросаны по всей школе. В них можно посидеть в одиночку, в них делятся с друзьями секретиками, в них учителя проводят с учениками воспитательные беседы или решают проблемы, в подростковом возрасте принимающие размеры катастрофы мирового масштаба
  
  
  
 []
  
10. Шкафчики для вещей
  
  
  
 []
  
11. За стеклянной стеной - школьная библиотека
  
  
  Как я попала в коридоры старших классов - не имею представления, но спускаюсь уже по другой лестнице. Школьная библиотека, фотографирую с лестницы. Фото плохого качества, попробую потом перефотографировать. Шведские библиотеки - это отдельная песня. У меня есть текст, так что кому интересно "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках" (здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/sw4ak.shtml).
  
  
  
 []
  
12. Фотографии общей школьной столовой идут дальше, а это такой уголок для перекусона или для посиделок по отдельным торжественным случаям, как, например, день рождения одноклассника
  
  
  
 []
  
13. А тут перекусывает малышня.
  Как я попала в коридоры младших групп - так же не имею представления.
  Просто шла по переходам и вот где очутилась
  
  
  
 []
  
14. И у малышни по коридору разбросаны уголки для уединения.
  Если у старшеклассников они предназначены чисто для бесед и свиданий, то у малышей и для игрового процесса.
  Мало ли кому захочется повозиться на "кухне"
  
  
  
 []
  
15. Мебель под детские размеры, но всё как у взрослых.
  Уважение к детству шведы возвели в прерогативный вариант
  
  
  
 []
  
16. Уменьшенная копия взрослой мебели
  
  
  
 []
  
17.
  
  
  
 []
  
18. Как сказала выше, это я забрела в здание младших классов. На фото - выход в собственный двор, закрытый с четырёх сторон одноэтажным зданием в форме квадрата. Во двор можно выйти из любого класса, то есть каждый класс имеет собственный выход, а тут, очевидно, типа общего холла. Двор закрытый, но есть арка с зарешёченными воротами, ведущими на улицу
  
  
  
 []
  
19. Уютный двор, огороженный одноэтажным школьным зданием в виде квадрата, что придаёт малышам чувство защищённости и эталон пропорции: маленьким человечкам - свой маленький мир. На фото видна арка-проход, ведущая на улицу
  
  
  
 []
  
20. На левом дереве жёлтые наклейки скрывают прививки. Какой сорт, интересно, они прививали? Тут же грядки и клумбы с копошащимися на них детьми, которых фотографировать я не стала
  
  
  
 []
  
21. Kонец учебного года, общешкольная линейка.
   Если что, то мужчина в бриджах, в белых носках и шлёпанцах - это учитель
  
  Фото старое, из тех времён, когда дочка здесь училась, а сейчас присоединила, чтоб показать одноэтажное здание малышей. По принципу: каждому возрасту - свои пространственные размеры. Tо самое, о чём говорю выше. Но коль поставила фото, то придётся пояснить. На фото запечатлёно окончание учебного года, последняя перед летними каникулами школьная линейка младшеклассников. Как видим, присутствие национального флага - обязательно.
  
    

* * *

  
  А сейчас поставлю фотографии школьной столовой этой же школы, но сделанные мной ранее во время учёбы дочки:
  
  
 []
  
22. Завтрак первоклашек
  
  Справа - свежая морковь миниатюрного ("детского") сорта. Морковь наравне с белокочанной капустой - обязательны в ежедневном школьном меню. Kроме моркови есть апельсины, огурцы, сыр, ветчина, в стеклянных ёмкостях - масло с воткнутыми в него специальными ножами для масла. За ними хлеб и галеты. Запивать водой или молоком, никаких кофе или чаёв.
  
  
  
 []
  
23. Горячий обед для первоклашек тот же самый, что и для старших, только в малом объёме.
  Пустая ёмкость тут же заменяется полной
  
  
  Mалышам, в общей школьной столовой отведена отдельная зона для обедов. Принципиальное правило - малыши не должны страдать при возможных шалостях или грубостях старших детей.
  
  
  
   []
  
  24. Общий вид столовой со стороны школьного коридора. Зал для старшеклассников. А сюда, перед серой на полу полосой, обеденная зона для младших. Серая полоса - это не просто полоса, а ориентир для "ширмы", разделяющей зал на две части. Следующее фото покажу с другого ракурса
  
  
  
 []
  
25. Там, зa серой пластиковой ширмой, обедают детишки младшего школьного возраста.
  В эту сторону - сектор для старших детей
  
  
  У старшеклассников (6-й класс - старший класс этой школы) завтраков нет, только обеды. Но школьные обеды, как и завтраки для малышей, в Швеции бесплатны. Порции не ограничены, обслуживание по типу "шведского стола", то есть накладывай чего глаза видят и сколько хочешь, а если не хватит одной порции - подходи ещё и ещё. Единственный запрет касается выноса еды из столовой.
  
  И ещё одно отличие от привычных нам обедов - отсутствие супов. Супы, конечно же, любимы шведами, но не в школьных столовых. Причины не знаю, вполне возможно, что супы исключены из меню школьных столовых как горячая жидкость, представляющая потенциальную опасность. Дети обслуживают себя сами, а как ребёнку налить суп, при этом не пролив ни капли?
  
  
 []
  
26. Обеденная зона для старших классов
  
  Белый агрегат справа возле окна - "Молочный бар", куда вставляются большие ёмкости с молоком, показанные на следующем фото.
  За ним - лоток с горячими блюдами для малышей, показанный на фото выше.
  Правее "молочного бара" - чёрный бачок с обыкновенной водой из-под крана, в Швеции водопроводная вода - питьевая.
  
  
  
 []
  
27. Mолочные пакеты для заправки "Mолочного бара", показанного на предыдущих фото.
  Холодильное отделение. Всё механизировано
  
  
  
 []
  
28. Холодные блюда для старших классов
  
  Слева направо: обязательные свежие белокочанная капуста и морковь. Заметили, что и здесь и в завтраке для малышей (фото выше) морковь подаётся целиком? С обилием шведской техники, включая кухонную, для измельчения любых овощей хватит пары минут. Но подают целиком. Значит, имеется научно-медицинское обоснование? Первое, что приходит на ум - целая морковь сохраняет все витамины и сок, при тёрке частично утрачиваемые.
  Правее моркови по центру - бадейка с творогом, над ней и под ней (на фото) - салаты из пекинской капусты, кукурузы, моркови и др. овощей.
  Крайний правый ряд снизу вверх: зелёный горошек, сметана, фасоль.
  
  
  
 []
  
29. Другие холодные закуски: свежие помидоры, краснокочанная капуста, творог, сметана, фасоль
  
  
  
 []
  
30. Ещё один вариант холодных закусок. Тут уже морковь тёртая и фасоль отварная. Всё тот же творог. Молодые организмы нуждаются в кальции. Творог зернистый, в магазинах дороговат, потому многие дети, особенно из эмигрантских семей, едят творог только в школе
  
  
  
 []
  
31. Горячие блюда: отварной картофель, рис, отбивные, горячий зелёный горошек
  
  
  
 []
  
32. Горячие блюда: сосиски, тушёная краснокочанная капуста, в средней бадейке - рыба, справа - ветчина
  
  
  
 []
  
33. Мясные фрикадельки - национальное блюдо, часто подают с вареньем из брусники. Справа - сосиски. Повторяю, что в столовой действует принцип "шведского стола", накладывай на свою тарелку хоть десять порций, только не выноси ничего за пределы столовой
  
  
  
 []
  
34. Если в будние дни в школьной столовой пьют молоко или воду, то по праздникам угощают праздничными напитками. На всех окнах горят рождественские свечи, значит, на дворе Рождество. Слева - масло и сухие хлебцы (галеты). Справа серые поддоны с чистыми стаканами. Всё, в том числе и витрины с блюдами, на колёсиках
  
  
  
 []
  
35. Теперь фотографирую кухню, предварительно договорившись с поварами.
  Некоторым детям предписано специальное пиание. Так как все горячие блюда готовятся на комбинате питания и развозятся по школам уже готовыми, то и эти лоточки поступили из комбината питания, где за определёнными людьми закреплено изготовление блюд для больных детей. Например, "для такой-то школы - два вегетарианских блюда для Анны и Маркуса, одно блюдо без содержания лактозы для Андреаса". Сверху на лотках пишут детские имена, чтоб повар столовой не перепутал
  
  
  
 []
  
36. Если в меню столовой присутствует свинина, то для детей-мусульман привозят блюда из говядины или рыбы
  
  
  
 []
  
37. Жарочные шкафы. Лицом повернулась заведующая столовой
  
  
  
 []
  
38. Bторой повар
  
  
  
 []
  
39. Слeва - варочные котлы. Решётки в полу, куда уходит вода при мытье пола из шланга. Под окном в центре - тестомесильный аппарат, под полотенцем поднимается тесто. Правее его - холодильник. Справа - разделочные столы. Как видим, всё оборудование стальное, что наверняка гигиеничнее дерева и пластмассы
  
  
  
 []
  
40.
  
  
  
 []
  
41.
  
  
  
 []
  
42. Посудомоечное отделение
  
  
  
 []
  
43. Посудомоечное отделение
  
  Я не знаю как с этим делом обстоит сейчас, фотографировала давно, но тогда меня удивило, что целые лотки с неиспользованными продуктами выбрасывались в ёмкость для пищевых отходов. Раз - и десятки отбивных, не просто отбивных, а с начинкой из креветок, улетели в отходы. Раз - туда же полетели килограммы сосисок. По этому поводу я даже хотела писать в правительство. Разве можно так обращаться с едой? Неужели нельзя найти более рационального решения? Почему бы остаток блюд из школьной столовой не продавать населению по низкой цене, коль всё равно выбрасываете? Лично я бы с удовольствием иногда покупала.
  
  
  
 []
  
44.
  
  
  
 []
  
45. Подсобное помещение для стирки и сушки белья работников столовой.
  Часть помещения правее не вошло в кадр, но там гладильная доска и запасы стирального порошка, мыла
  
  
  
 []
  
46. Подсобное помещение
  
  
  
 []
  
47. Кабинет заведующей столовой
  
  
  
 []
  
48. Комната отдыха для приёма пищи.
  Питание для работников столовой - платное, высчитывается из заработной платы
  
  
  17.04.2007 года
  
  

Продолжение "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
  
  
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список