Smolina Alla: другие произведения.

3. Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
  • Аннотация:
    Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  
  
  

Алла Н. Смолина

  Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
  
  
  
Предыдущие главы:
  
    1. Мой первый рассказ о дочке, так сказать первая проба пера "Швеция. O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" находится здесь:
  http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
  
  
  2. Вторая глава "Россия-Швеция. Начало школьной жизни" находится здесь:
  http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml
  В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
  
  
  

Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

 
  
  
 []
  1. Один из знаковых символов Швеции, главная девочка незабываемой Астрид Линдгрен - Пеппи-Длинный-Чулок
  
  
    

S k o l a

 
  О первой школе дочери в Швеции я рассказала в предыдущей главе. То была школа для вновь прибывших иностранцев, но мы не считали её "настоящей шведской": учителя там не отличались профессионализмом, а некоторые даже страдали русофобией, как, например одна турчанка (о которой вспоминаю здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml#2). Да и вообще в той школе больше уделялось внимания не школьным предметам, а знакомству с языком и интеграции в новое общество.
  
  А в настоящую шведскую школу дочка попала в конце шестого класса.
  
   Шведская сеть дошкольных учреждений охватывает всех детей от трёх лет, а в школу идут семилетки. Общее школьное образование состоит из нескольких ступеней:
  - младшая (первая) ступень с первого по шестой классы,
  - средняя (вторая) с седьмого по девятый классы,
  - старшая (третья) трёхлетняя гимназическая.
  
  Все вышеперечисленные школьные "ступени" между собой не связаны, находятся в разных зданиях на разных улицах и являются независимыми друг от друга. То есть, дочка попала в выпускной класс первой ступени.
  
  А что значит выпускной класс для одиннадцатилетних? Они едва не лопались от важности среди остальной малышни, со страхом поглядывающих на "взрослых" мальчиков и девочек. Их даже кушать водили в разное время.
  
  
  
 []
   2. Те самые "взрослые" выпускники, нагонявшие страх на младшеклассников
  
  
   Полугодовой период учёбы в этой школе многого в себя вместить не мог. Помню оформление школы то ли под школу, то ли под детский сад: везде фигурки животных, яркость красок, низкая мебель.
  Почему-то запомнилась дочкина реплика в ответ на моё напоминание об аккуратности в школьной одежде:
  - Ай, мама, в школе многие дети даже в разных носках ходят!
  
  Действительно, как знаменитая Пеппи-Длинный Чулок на левой ноге имела зелёный, а на правой - красный чулок (фото Пеппи - вверху), так многие детки бегали в разных носочках. Сменную обувь в школу не брали, а ту, в которой приходили с улицы, снимали при входе. Таковы школьные правила - маленьким детям удобнее играть на полу и пол должен быть чистым.
    

* * *

   Но дети на полу не только играли. Уставший ученик имел право встать из-за парты, отойти в уголок и лечь на пол передремнуть. Дети не должны утомляться и если организм потребовал отдыха, значит пора отдыхать. Возможно в других провинциях другие правила, но я рассказываю как было у бас.
  
   Когда муж служил в Германии и дочь ходила в немецкие ясли, а затем в садик, то дети называли воспитательниц "тётями" - "танте Роза", "танте Мария" ("тётя Роза", "тётя Мария"). В Швеции мы в садик не ходили, но в школах учителей дети зовут по именам - "Мария", "Катерина", "Ерик". Шведская школа - отражение шведского общества и в ней царит полная демократия. Любой ученик может запросто сказать всё, что думает, как об учителе, так и о директоре.
  
  Сейчас появился новый закон, дающий право ученикам опротестовывать полученные оценки. Что считаю правильным. Оx, как бы пригодился этот закон на момент окончания дочкой последней школьной ступени - гимназической. Дело в том, что она, это я забегаю вперёд, закончит третью школьную ступень - гимназию - с тремя "четвёрками". "Техника" и "Cпорт" - не в счёт, зубило и молоток не для нежных девичьих ладошек, а с футболом или хоккеем гуманитарии никогда не дружили.
  Зато третья "четвёрка" выпадет на английский-"С". Дочка попросит о пересдаче, ведь английский-"А" и английский-"B" у неё шли на "пятёрку", но новенькая учительница в пересдаче откажет.
  Так что закон, разрешающий опротестовывать оценки, для амбициозных учеников весьма кстати.
  
  Я не случайно вспомнила об амбициях, эта черта является одной из главных составляющих дочкиного характера, потому в аттестате об окончании шведской школы остальными будут "пятёрки", включая французский, испанский и шведский языки.
  В этом месте скептик-читатель может не поверить: как иностранка может учиться лучше самих шведов даже на уроках шведского языка? И я задам встречный вопрос: а как русские дети имеют по русскому языку "двойки" да "тройки"? Аналогично.
    

* * *

   Но возвращаясь к теме, в шестой класс, откуда со слов дочери помню ещё интересный эпизод.   
    В их классе училась троица озорников из стран Ближнего Востока. Причём, закономерный факт: пока семья ожидает ПМЖ, то все члены семьи ведут себя тише воды, ниже травы. Зато после получения, не все, конечно, но иные отрываются по полной, показывая и свою невоспитанность, и пренебрежение к чужим законам. Подобное произошло и в том классе, где училась дочь.
  
  Троица озорников-иностранцев постоянно нарушали дисциплину, что раздражало остальных детей и дочка приходила домой чуть ли не в слезах:
  - Представляяяяешь! Опять эти сорвали урок!
  
  Из её ежедневных рассказов я уже знала, кто подразумевается под словом "эти".
   
    Учитель не мог справиться. Не слушали они и директора, хотя директор вызывал к себе на беседу даже родителей, прося воздействовать на своих невоспитанных чад. Но его просьбы тоже результатов не приносили. Уроки продолжали срываться и больше времени уходило на успокоение безобразников, нежели на преподавание другим детям школьного материала.
   
    И тогда дирекция школы пошла на неординарные меры. Обижать, оскорблять, наказывать детей в Швеции нельзя никоим образом, иначе, по мнению педагогов, ребёнок переживёт глубокий стресс, травмирующий детскую психику. Конечно же они правы и эта политика поддерживается во многих цивилизованных странах, тем более, в Швеции отношение к детям не всегда отличался мягкостью. Наоборот, очень долгие годы питомцы детских домах подвергались как физическому, так и сексуальному насилию, и сейчас, через десятилетия, шведское правительство, как бы сглаживая ошибки своих предшественников, возмещает материальный ущерб бывшим воспитанникам детских домов, извиняясь за невозможность лечить душевные травмы.
   
    То есть, современное шведское обществе о своих детях, наряду со стариками и инвалидами, заботится в первую очередь и заботятся реально, а не на лозунгах да в предвыборных обещаниях. Вот руководство нашей школы, понимая, что на одной чаше весов - совсем недетские забавы трёх оболтусов, а на другой чаше - спокойствие, безопасность и, самое главное, достойное школьное обучение остальных двадцати трёх учеников, решилось на интересный эксперимент.
   
   Директор школы разъединил троицу и перевёл... в младшие классы. И ни с какого бока не подкопаться, закон-то не нарушен! Право на школьное образование, гарантированное Конституцией, у озорников никто не забирал, всем троим разрешено посещать школу, занимаясь по своей программе, в нужных случаях получая помощь от учителей, ведущих урок с малышами.
   Усатым мальчикам (а у южных мальчиков усики пробиваются чуть ли не с восьми-девяти лет) стыдно находиться среди малышей? Значит надо было раньше прислушиваться к увещеваниям и педагогов и директора. Ни один заботящийся о своей школе директор не позволит ежедневно срывать обучение остальных двадцати трёх учеников.
   В знак протеста озорники перестанут ходить в школу? Да, пожалуйста, но в данном случае наказание понесут родителей. Правo детей на получение образования, гарантированное Конституцией, нарушать никому не позволительно.
  
    Tаким образом в нашей школе разделались с нарушителями дисциплины.
  
   Следующая глава вошла в повествование "Комсомольской правды" в теме "А как у вас?", поднимаемой в знак протеста некорректного поведения учителей в российских школах. А пока даю фотографии той самой школы, о которой кратко рассказала выше.
  
  
 []
3. Школa младшей ступени (с 1-го по 6-й классы) нашего района, куда дочка попала в конце 6-го класса.
  Чудесное руководство и чудесные учителя. В школу дочка бегала, как в родной дом.
  
  
 []
4. ...
  
  
 []
5. Школьный двор.
  
  
 []
6. Bо многих школах я видела простые кирпичные стены. Может действительно гигиеничнее? Или проще в содержании? Не требуется покраски или поклейки обоев? Пытаются избежать вредных примесей, находящихся в краске или обоях? Одним словом - ответа не знаю, но факт есть факт.
  
  
 []
7. ...
  
  
 []
8. Строение школы очень запутанное, как, впрочем, архитектура многих шведских зданий - этакая национальная особенность с переходом на безграничный размах архитектурных фантазий. Так и в школе цепь коридоров, смычек-переходов, лестниц. Трёхэтажное здание после нескольких коридоров неожиданно превращается в одноэтажное с собственным прудом, фруктовым садом, игровой площадкой в огороженном такими же одноэтажными "рукавами". А следующий коридор выводит в двухэтажное, вернее выводит к лестнице, поднявшись по которой, я поняла, что над головой - крыша, хотя хорошо помнила, что входила в здание с тремя этажами.
  Входя в школу, в одном из кабинетов я увидела учителя и попросила разрешения на фотографирование, но через какое-то время поняла, что того кабинета с учителем, чтоб попрощаться и отметить окончание посещения, я уже ни за что не найду.
  Но это, наверное, для детей лучше. Каждая возрастная группа должна жить своими размерами, включая размеры помещения. В этой школе (школа первой ступени) учатся дети с 1-го по 6-й классы.
  
  
  
 []
9. Коридоры 6-х (выпускных) классов, в одном из которых училась дочь. Конечно, нужно начать по порядку с младших классов, но фотографии поставлены так, как я шла. В помещении выпускных классов оформление более строгое, без всяких зверушек или игрушек. Такие кабинки для уединения разбросаны по всей школе. В них можно посидеть в одиночку, в них делятся с друзьями секретиками, в них учителя проводят с учениками воспитательные беседы или выслушивают детские проблемы, в подростковом возрасте принимающие размеры катастрофы мирового масштаба.
  
  
 []
10. Шкафчики для вещей.
  
  
 []
11. Как я попала в коридоры старших классов - не имею представления, но спускаюсь уже по другой лестнице. Школьная библиотека, фотографирую с лестницы. Фото плохого качества, попробую потом перефотографировать. Шведские библиотеки - это отдельная песня. У меня есть текст, так что кому интересно "Об Анне Карениной и шведских библиотеках" (здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/sw4ak.shtml)
  
  
 []
12. Фотографии общей школьной столовой идут дальше, а это такой уголок для перекусона или для посиделок по отдельным торжественным случаям, как, например, день рождения одноклассника.
  
  
 []
13. А тут перекусывает малышня. Как я попала в коридоры младших групп - так же не имею представления. Просто шла по переходам и вот где очутилась.
  
  
 []
14. И у малышни по коридору разбросаны уголки для уединения. Если у старшеклассников они предназначены чисто для бесед и свиданий, то у малышей и для игрового процесса. Мало ли кому захочется повозиться на "кухне".
  
  
 []
15. Мебель под детские размеры, но всё как у взрослых. Уважение к детству шведы возвели в прерогативный вариант.
  
  
 []
16. ...
  
  
 []
17. ..
  
  
 []
18. Как сказала, это здание для младших классов. На фото - выход в свой собственный двор, закрытый с четырёх сторон одноэтажным зданием. Каждый класс имеет собственную дверь во двор, а тут, очевидно, типа общего холла.
  
  
 []
19. Одноэтажное здание, уютный двор, закрытый со всех сторон, что придаёт малышам чувство защищённости и эталон пропорции: маленьким человечкам - свой маленький мир. На фото видна арка-проход, ведущая в общий школьный забор.
  
  
 []
20. На первом дереве жёлтые наклейки скрывают прививки. Какой сорт, интересно, они прививали? Тут же во дворе грядки и клумбы с копошащимися на них детьми, которых фотографировать я не стала. В Швеции запрещено фотографировать чужих детей без разрешения.
  
  
 []
21. Фото старое, присоединила в тему младших классов. Тут хорошо видно, что классы малышей находятся в одноэтажном здании, что более приемлемо для детской психики, нежели страх и неуверенность, охватывающие детей при входе в многоэтажное школьное помещение. По принципу: каждому возрасту - свои пространственные размеры. Tо самое, о чём говорю под фото N 19.
  И коль поставила фото, то поясню что на нём запечатлёно окончание учебного года, последняя перед каникулами школьная линейка для младших классов. Как видим, присутствие национального флага - обязательно. Это фотографировала когда дочка ещё училась.
  
  
 []
22. Питание в шведских школах - бесплатное, не ограниченное порциями, обслуживание по типу "шведского стола", то есть, накладывай чего хочешь и сколько хочешь, а если не хватит одной порции - подходи ещё и ещё. Единственный запрет касается выноса еды из столовой.
  Старшеклассники только обедают, а у младших классов есть завтрак, он то и сфотографирован. Справа - свежая морковь миниатюрного ("детского") сорта. Морковь наравне с белокочанной капустой - обязательны в ежедневном школьном меню. На фото, кроме моркови, апельсины, огурцы, сыр, колбаса, в стеклянных ёмкостях - масло с воткнутыми в него специальными ножами для масла. За ними хлеб и галеты.
  
  
 []
23. В столовой тоже есть зона для младших классов. Принципиальное правило - малыши не должны страдать при возможных шалостях или грубостях старших детей. Эта витрина на колёсиках и с подогревом как раз для младшеклассников. Слева - холодные закуски, под крышками горячее блюдо.
  Наверху - квадратная белая подставка с салфетками
  Дальше серые лотки со стаканами.
  За ними белое - не шкафы, а два аппарата с молоком ("молочный бар" - см. следующее фото).
  Чуть виднеется чёрного - бачок с сырой водой из-под крана для тех, кто не хочет молока.
  Окно - куда дети сносят посуду, при этом сбрасывая остатки пищи в ёмкость, стоящую справа (на фото не видно).
  
  
 []
24. "Молочный бар", куда вставляются большие ёмкости с молоком, показанные на следующем фото. Правее "молочного бара" - бачок с обыкновенной водой из-под крана. В Швеции водопроводная вода - питьевая и во многих общественных туалетах можно увидеть одноразовые стаканчики.
  
  
 []
25. Холодильное отделение. Всё механизировано. На фото - молочные пакеты для заправки "молочного бара", показанного на предыдущих фото.
  
  
 []
26. Если в будние дни в школьной столовой пьют молоко или воду, то по праздникам угощают праздничными напитками. На всех окнах горят рождественские свечи, значит, на дворе Рождество. Слева - масло и сухие хлебцы (галеты). Справа серые поддоны с чистыми стаканами. Всё, в том числе и витрины с блюдами, на колёсиках, мобильно.
  
  
 []
27. Обеденная зона для старших классов. Начинается с холодных блюд и овощных закусок. Слева направо: обязательные свежие белокочанная капуста и морковь, правее моркови по центру - бадейка с творогом, а от неё ближе к краям - салат из пекинской капусты, кукурузы, моркови и др. овощей. Крайний правый ряд снизу вверх: зелёный горошек, сметана, фасоль.
  
  
 []
28. Другие холодные закуски: свежие помидоры, краснокочанная капуста, творог, сметана, фасоль.
  
  
 []
29. Ещё один вариант холодных закусок. Тут уже морковь тёртая и фасоль отварная. Всё тот же творог. Молодые организмы нуждаются в кальции. Творог не такой как у нас, а зернистый, в магазинах дороговат. Потому многие дети, особенно из эмигрантских семей, кушают творог только в школе.
  
  
 []
30. Горячие блюда: отварной картофель, рис, отбивные, горячий зелёный горошек.
  
  
 []
31. Горячие блюда: сосиски, тушёная краснокочанная капуста, в средней бадейке рыба, справа - ветчина.
  
  
 []
32. Мясные фрикадельки в Швеции национальное блюдо, очень часто их кушают с вареньем из брусники. Справа - сосиски. Повторяю, что в столовой действует принцип "шведского стола", накладывай на свою тарелку хоть десять порций, только не выноси ничего за пределы столовой.
  
  
 []
33. Общий вид столов со стороны школьного коридора.
Серая полоса на полу и серая "ширма" слева позволяют делить помещение обеденного зала на зоны для младших и старших детей. Следующим фото покажу эту же зону с другого ракурса.
  
  
 []
34. Tак зона для младших классов выглядит с обратной стороны. Тут кушают дети постарше, там, за перегородками, кушают дети младших классов, о чём сказано под вышестоящим фото.
  
  
 []
35. Теперь фотографирую кухню, предварительно договорившись с поварами.
  Некоторые дети по предписанию врачей кушают специальную пищу. Так как все горячие блюда готовятся на комбинате питания и развозятся по школам уже готовыми, то и эти лоточки поступили из комбината питания, где за определёнными людьми закреплено изготовление блюд для больных детей. Например, "для такой-то школы - два вегетарианских блюда для Анны и Маркуса, одно блюдо без содержания лактозы для Андреаса". Сверху на лотках пишут детские имена, чтоб повар столовой не перепутал.
  
  
 []
36. Если в меню столовой присутствует свинина, то для детей-мусульман привозят блюда из говядины или рыбы.
  
  
 []
37. Посудомоечное отделение.
  
  
 []
38. Посудомоечное отделение.
  Я не знаю как с этим делом обстоит сейчас, фотографировала давно, но тогда меня удивило, что целые лотки с неиспользованными продуктами выбрасывались в ёмкость для пищевых отходов. Раз - и десятки отбивных, не просто отбивных, а с начинкой из раков, улетели в отходы. Раз - туда же полетели килограммы сосисок. По этому поводу я даже хотела писать в правительство. Разве можно так обращаться с едой? Неужели нельзя найти более рационального решения? Почему бы остаток блюд из школьной столовой не продавать населению по низкой цене, коль всё равно выбрасываете? Лично я бы с удовольствием иногда покупала.
  
  
 []
39. ...
  
  
 []
40. Жарочные шкафы. Лицом повернулась заведующая столовой.
  
  
 []
41. Кабинет заведующей столовой.
  
  
 []
42. Bторой повар.
  
  
 []
43. Слeва - варочные котлы. Решётки в полу, куда уходит вода при мытье пола из шланга. Под окном в центре - тестомесильный аппарат, под полотенцем поднимается тесто. Правее его холодильник. Справа - разделочные столы. Как видим, всё оборудование стальное, что наверняка гигиеничнее дерева и пластмассы.
  
  
 []
44. ...
  
  
 []
45. ...
  
  
 []
46. Комната отдыха.
  
  
 []
47. Подсобное помещение для стирки и сушки белья. Часть помещения правее не вошло в кадр, но там гладильная доска и запасы стирального порошка, мыла.
  
  
 []
48. Подсобное помещение.
  
  17.04.2007 года
  
  

Продолжение "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
  
  
  



Популярное на LitNet.com Ю.Эллисон, "Наивняшка для лорда"(Любовное фэнтези) Е.Флат "Невеста из другого мира"(Любовное фэнтези) С.Суббота "Наследница Драконов"(Любовное фэнтези) И.Громов "Андердог"(ЛитРПГ) Е.Флат "Невеста из другого мира 2. Свет Полуночи"(Любовное фэнтези) Кин "Новый мир. Цель - Выжить!"(Боевая фантастика) А.Дмитриев "Прокачаться до Живого"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Я твоя ведьма"(Любовное фэнтези) М.Лунёва "Мигуми. По ту сторону Вселенной"(Любовное фэнтези) А.Анжело "Отбор для ректора академии"(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Холодные земли. Анна ВедышеваМоре счастья. Тайна ЛиМое тело напротив меня. Конец света по-эльфийски. Том 3. Умнова ЕленаЧерный глаз. Проникновение. Ирина ГрачильеваНевозможный мужчина. Чередий ГалинаМоя другая половина. Лолита МороДурная кровь. Виктория НевскаяКосмолёт за горизонт. Шурочка МатвееваОдним днем. Ольга ЗимаЧужая в стае. Леонида Данилова
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список