Smolina Alla: другие произведения.

3. Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
  • Аннотация:
    Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  
  
  

Алла Н. Смолина

  Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
  
  
  
Предыдущие главы:
  
    1. Мой первый рассказ о дочке, так сказать первая проба пера "Швеция. O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" находится здесь:
  http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
  В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
  
  
  2. Вторая глава "Россия-Швеция. Начало школьной жизни" находится здесь:
  http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml
  В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
  
  
  

Швеция. Выпускной класс школы первой ступени

 
  
  
 []
  1. Один из знаковых символов Швеции, главная девочка незабываемой Астрид Линдгрен - Пеппи-Длинный-Чулок
  
  
    

S k o l a

 
  О первой школе дочери в Швеции я рассказала в предыдущей главе. То была школа для вновь прибывших иностранцев, но мы не считали её "настоящей шведской": учителя там не отличались профессионализмом, а некоторые даже страдали русофобией, как, например одна турчанка (о которой вспоминаю здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml#2). Да и вообще в той школе больше уделялось внимания не школьным предметам, а знакомству с языком и интеграции в новое общество.
  
  А в настоящую шведскую школу дочка попала в конце шестого класса.
  
   Шведская сеть дошкольных учреждений охватывает всех детей от трёх лет, а в школу идут семилетки. Общее школьное образование состоит из нескольких ступеней:
  - младшая (первая) ступень с первого по шестой классы,
  - средняя (вторая) с седьмого по девятый классы,
  - старшая (третья) трёхлетняя гимназическая.
  
  Все вышеперечисленные школьные "ступени" между собой не связаны, находятся в разных зданиях на разных улицах и являются независимыми друг от друга. То есть, дочка попала в выпускной класс первой ступени.
  
  А что значит выпускной класс для одиннадцатилетних? Они едва не лопались от важности среди остальной малышни, со страхом поглядывающих на "взрослых" мальчиков и девочек. Их даже кушать водили в разное время.
  
  
  
 []
   2. Те самые "взрослые" выпускники, нагонявшие страх на младшеклассников
  
  
   Полугодовой период учёбы в этой школе многого в себя вместить не мог. Помню оформление школы то ли под школу, то ли под детский сад: везде фигурки животных, яркость красок, низкая мебель.
  Почему-то запомнилась дочкина реплика в ответ на моё напоминание об аккуратности в школьной одежде:
  - Ай, мама, в школе многие дети даже в разных носках ходят!
  
  Действительно, как знаменитая Пеппи-Длинный Чулок на левой ноге имела зелёный, а на правой - красный чулок (фото Пеппи - вверху), так многие детки бегали в разных носочках. Сменную обувь в школу не брали, а ту, в которой приходили с улицы, снимали при входе. Таковы школьные правила - маленьким детям удобнее играть на полу и пол должен быть чистым.
    

* * *

   Но дети на полу не только играли. Уставший ученик имел право встать из-за парты, отойти в уголок и лечь на пол передремнуть. Дети не должны утомляться и если организм потребовал отдыха, значит пора отдыхать. Возможно в других провинциях другие правила, но я рассказываю как было у бас.
  
   Когда муж служил в Германии и дочь ходила в немецкие ясли, а затем в садик, то дети называли воспитательниц "тётями" - "танте Роза", "танте Мария" ("тётя Роза", "тётя Мария"). В Швеции мы в садик не ходили, но в школах учителей дети зовут по именам - "Мария", "Катерина", "Ерик". Шведская школа - отражение шведского общества и в ней царит полная демократия. Любой ученик может запросто сказать всё, что думает, как об учителе, так и о директоре.
  
  Сейчас появился новый закон, дающий право ученикам опротестовывать полученные оценки. Что считаю правильным. Оx, как бы пригодился этот закон на момент окончания дочкой последней школьной ступени - гимназической. Дело в том, что она, это я забегаю вперёд, закончит третью школьную ступень - гимназию - с тремя "четвёрками". "Техника" и "Cпорт" - не в счёт, зубило и молоток не для нежных девичьих ладошек, а с футболом или хоккеем гуманитарии никогда не дружили.
  Зато третья "четвёрка" выпадет на английский-"С". Дочка попросит о пересдаче, ведь английский-"А" и английский-"B" у неё шли на "пятёрку", но новенькая учительница в пересдаче откажет.
  Так что закон, разрешающий опротестовывать оценки, для амбициозных учеников весьма кстати.
  
  Я не случайно вспомнила об амбициях, эта черта является одной из главных составляющих дочкиного характера, потому в аттестате об окончании шведской школы остальными будут "пятёрки", включая французский, испанский и шведский языки.
  В этом месте скептик-читатель может не поверить: как иностранка может учиться лучше самих шведов даже на уроках шведского языка? И я задам встречный вопрос: а как русские дети имеют по русскому языку "двойки" да "тройки"? Аналогично.
    

* * *

   Но возвращаясь к теме, в шестой класс, откуда со слов дочери помню ещё интересный эпизод.   
    В их классе училась троица озорников из стран Ближнего Востока. Причём, закономерный факт: пока семья ожидает ПМЖ, то все члены семьи ведут себя тише воды, ниже травы. Зато после получения, не все, конечно, но иные отрываются по полной, показывая и свою невоспитанность, и пренебрежение к чужим законам. Подобное произошло и в том классе, где училась дочь.
  
  Троица озорников-иностранцев постоянно нарушали дисциплину, что раздражало остальных детей и дочка приходила домой чуть ли не в слезах:
  - Представляяяяешь! Опять эти сорвали урок!
  
  Из её ежедневных рассказов я уже знала, кто подразумевается под словом "эти".
   
    Учитель не мог справиться. Не слушали они и директора, хотя директор вызывал к себе на беседу даже родителей, прося воздействовать на своих невоспитанных чад. Но его просьбы тоже результатов не приносили. Уроки продолжали срываться и больше времени уходило на успокоение безобразников, нежели на преподавание другим детям школьного материала.
   
    И тогда дирекция школы пошла на неординарные меры. Обижать, оскорблять, наказывать детей в Швеции нельзя никоим образом, иначе, по мнению педагогов, ребёнок переживёт глубокий стресс, травмирующий детскую психику. Конечно же они правы и эта политика поддерживается во многих цивилизованных странах, тем более, в Швеции отношение к детям не всегда отличался мягкостью. Наоборот, очень долгие годы питомцы детских домах подвергались как физическому, так и сексуальному насилию, и сейчас, через десятилетия, шведское правительство, как бы сглаживая ошибки своих предшественников, возмещает материальный ущерб бывшим воспитанникам детских домов, извиняясь за невозможность лечить душевные травмы.
   
    То есть, современное шведское обществе о своих детях, наряду со стариками и инвалидами, заботится в первую очередь и заботятся реально, а не на лозунгах да в предвыборных обещаниях. Вот руководство нашей школы, понимая, что на одной чаше весов - совсем недетские забавы трёх оболтусов, а на другой чаше - спокойствие, безопасность и, самое главное, достойное школьное обучение остальных двадцати трёх учеников, решилось на интересный эксперимент.
   
   Директор школы разъединил троицу и перевёл... в младшие классы. И ни с какого бока не подкопаться, закон-то не нарушен! Право на школьное образование, гарантированное Конституцией, у озорников никто не забирал, всем троим разрешено посещать школу, занимаясь по своей программе, в нужных случаях получая помощь от учителей, ведущих урок с малышами.
   Усатым мальчикам (а у южных мальчиков усики пробиваются чуть ли не с восьми-девяти лет) стыдно находиться среди малышей? Значит надо было раньше прислушиваться к увещеваниям и педагогов и директора. Ни один заботящийся о своей школе директор не позволит ежедневно срывать обучение остальных двадцати трёх учеников.
   В знак протеста озорники перестанут ходить в школу? Да, пожалуйста, но в данном случае наказание понесут родителей. Правo детей на получение образования, гарантированное Конституцией, нарушать никому не позволительно.
  
    Tаким образом в нашей школе разделались с нарушителями дисциплины.
  
   Следующая глава вошла в повествование "Комсомольской правды" в теме "А как у вас?", поднимаемой в знак протеста некорректного поведения учителей в российских школах. А пока даю фотографии той самой школы, о которой кратко рассказала выше.
  
  
 []
3. Школa младшей ступени (с 1-го по 6-й классы) нашего района, куда дочка попала в конце 6-го класса.
  Чудесное руководство и чудесные учителя. В школу дочка бегала, как в родной дом.
  
  
 []
4. ...
  
  
 []
5. Школьный двор.
  
  
 []
6. Bо многих школах я видела простые кирпичные стены. Может действительно гигиеничнее? Или проще в содержании? Не требуется покраски или поклейки обоев? Пытаются избежать вредных примесей, находящихся в краске или обоях? Одним словом - ответа не знаю, но факт есть факт.
  
  
 []
7. ...
  
  
 []
8. Строение школы очень запутанное, как, впрочем, архитектура многих шведских зданий - этакая национальная особенность с переходом на безграничный размах архитектурных фантазий. Так и в школе цепь коридоров, смычек-переходов, лестниц. Трёхэтажное здание после нескольких коридоров неожиданно превращается в одноэтажное с собственным прудом, фруктовым садом, игровой площадкой в огороженном такими же одноэтажными "рукавами". А следующий коридор выводит в двухэтажное, вернее выводит к лестнице, поднявшись по которой, я поняла, что над головой - крыша, хотя хорошо помнила, что входила в здание с тремя этажами.
  Входя в школу, в одном из кабинетов я увидела учителя и попросила разрешения на фотографирование, но через какое-то время поняла, что того кабинета с учителем, чтоб попрощаться и отметить окончание посещения, я уже ни за что не найду.
  Но это, наверное, для детей лучше. Каждая возрастная группа должна жить своими размерами, включая размеры помещения. В этой школе (школа первой ступени) учатся дети с 1-го по 6-й классы.
  
  
  
 []
9. Коридоры 6-х (выпускных) классов, в одном из которых училась дочь. Конечно, нужно начать по порядку с младших классов, но фотографии поставлены так, как я шла. В помещении выпускных классов оформление более строгое, без всяких зверушек или игрушек. Такие кабинки для уединения разбросаны по всей школе. В них можно посидеть в одиночку, в них делятся с друзьями секретиками, в них учителя проводят с учениками воспитательные беседы или выслушивают детские проблемы, в подростковом возрасте принимающие размеры катастрофы мирового масштаба.
  
  
 []
10. Шкафчики для вещей.
  
  
 []
11. Как я попала в коридоры старших классов - не имею представления, но спускаюсь уже по другой лестнице. Школьная библиотека, фотографирую с лестницы. Фото плохого качества, попробую потом перефотографировать. Шведские библиотеки - это отдельная песня. У меня есть текст, так что кому интересно "Об Анне Карениной и шведских библиотеках" (здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/sw4ak.shtml)
  
  
 []
12. Фотографии общей школьной столовой идут дальше, а это такой уголок для перекусона или для посиделок по отдельным торжественным случаям, как, например, день рождения одноклассника.
  
  
 []
13. А тут перекусывает малышня. Как я попала в коридоры младших групп - так же не имею представления. Просто шла по переходам и вот где очутилась.
  
  
 []
14. И у малышни по коридору разбросаны уголки для уединения. Если у старшеклассников они предназначены чисто для бесед и свиданий, то у малышей и для игрового процесса. Мало ли кому захочется повозиться на "кухне".
  
  
 []
15. Мебель под детские размеры, но всё как у взрослых. Уважение к детству шведы возвели в прерогативный вариант.
  
  
 []
16. ...
  
  
 []
17. ..
  
  
 []
18. Как сказала, это здание для младших классов. На фото - выход в свой собственный двор, закрытый с четырёх сторон одноэтажным зданием. Каждый класс имеет собственную дверь во двор, а тут, очевидно, типа общего холла.
  
  
 []
19. Одноэтажное здание, уютный двор, закрытый со всех сторон, что придаёт малышам чувство защищённости и эталон пропорции: маленьким человечкам - свой маленький мир. На фото видна арка-проход, ведущая в общий школьный забор.
  
  
 []
20. На первом дереве жёлтые наклейки скрывают прививки. Какой сорт, интересно, они прививали? Тут же во дворе грядки и клумбы с копошащимися на них детьми, которых фотографировать я не стала. В Швеции запрещено фотографировать чужих детей без разрешения.
  
  
 []
21. Фото старое, присоединила в тему младших классов. Тут хорошо видно, что классы малышей находятся в одноэтажном здании, что более приемлемо для детской психики, нежели страх и неуверенность, охватывающие детей при входе в многоэтажное школьное помещение. По принципу: каждому возрасту - свои пространственные размеры. Tо самое, о чём говорю под фото N 19.
  И коль поставила фото, то поясню что на нём запечатлёно окончание учебного года, последняя перед каникулами школьная линейка для младших классов. Как видим, присутствие национального флага - обязательно. Это фотографировала когда дочка ещё училась.
  
  
 []
22. Питание в шведских школах - бесплатное, не ограниченное порциями, обслуживание по типу "шведского стола", то есть, накладывай чего хочешь и сколько хочешь, а если не хватит одной порции - подходи ещё и ещё. Единственный запрет касается выноса еды из столовой.
  Старшеклассники только обедают, а у младших классов есть завтрак, он то и сфотографирован. Справа - свежая морковь миниатюрного ("детского") сорта. Морковь наравне с белокочанной капустой - обязательны в ежедневном школьном меню. На фото, кроме моркови, апельсины, огурцы, сыр, колбаса, в стеклянных ёмкостях - масло с воткнутыми в него специальными ножами для масла. За ними хлеб и галеты.
  
  
 []
23. В столовой тоже есть зона для младших классов. Принципиальное правило - малыши не должны страдать при возможных шалостях или грубостях старших детей. Эта витрина на колёсиках и с подогревом как раз для младшеклассников. Слева - холодные закуски, под крышками горячее блюдо.
  Наверху - квадратная белая подставка с салфетками
  Дальше серые лотки со стаканами.
  За ними белое - не шкафы, а два аппарата с молоком ("молочный бар" - см. следующее фото).
  Чуть виднеется чёрного - бачок с сырой водой из-под крана для тех, кто не хочет молока.
  Окно - куда дети сносят посуду, при этом сбрасывая остатки пищи в ёмкость, стоящую справа (на фото не видно).
  
  
 []
24. "Молочный бар", куда вставляются большие ёмкости с молоком, показанные на следующем фото. Правее "молочного бара" - бачок с обыкновенной водой из-под крана. В Швеции водопроводная вода - питьевая и во многих общественных туалетах можно увидеть одноразовые стаканчики.
  
  
 []
25. Холодильное отделение. Всё механизировано. На фото - молочные пакеты для заправки "молочного бара", показанного на предыдущих фото.
  
  
 []
26. Если в будние дни в школьной столовой пьют молоко или воду, то по праздникам угощают праздничными напитками. На всех окнах горят рождественские свечи, значит, на дворе Рождество. Слева - масло и сухие хлебцы (галеты). Справа серые поддоны с чистыми стаканами. Всё, в том числе и витрины с блюдами, на колёсиках, мобильно.
  
  
 []
27. Обеденная зона для старших классов. Начинается с холодных блюд и овощных закусок. Слева направо: обязательные свежие белокочанная капуста и морковь, правее моркови по центру - бадейка с творогом, а от неё ближе к краям - салат из пекинской капусты, кукурузы, моркови и др. овощей. Крайний правый ряд снизу вверх: зелёный горошек, сметана, фасоль.
  
  
 []
28. Другие холодные закуски: свежие помидоры, краснокочанная капуста, творог, сметана, фасоль.
  
  
 []
29. Ещё один вариант холодных закусок. Тут уже морковь тёртая и фасоль отварная. Всё тот же творог. Молодые организмы нуждаются в кальции. Творог не такой как у нас, а зернистый, в магазинах дороговат. Потому многие дети, особенно из эмигрантских семей, кушают творог только в школе.
  
  
 []
30. Горячие блюда: отварной картофель, рис, отбивные, горячий зелёный горошек.
  
  
 []
31. Горячие блюда: сосиски, тушёная краснокочанная капуста, в средней бадейке рыба, справа - ветчина.
  
  
 []
32. Мясные фрикадельки в Швеции национальное блюдо, очень часто их кушают с вареньем из брусники. Справа - сосиски. Повторяю, что в столовой действует принцип "шведского стола", накладывай на свою тарелку хоть десять порций, только не выноси ничего за пределы столовой.
  
  
 []
33. Общий вид столов со стороны школьного коридора.
Серая полоса на полу и серая "ширма" слева позволяют делить помещение обеденного зала на зоны для младших и старших детей. Следующим фото покажу эту же зону с другого ракурса.
  
  
 []
34. Tак зона для младших классов выглядит с обратной стороны. Тут кушают дети постарше, там, за перегородками, кушают дети младших классов, о чём сказано под вышестоящим фото.
  
  
 []
35. Теперь фотографирую кухню, предварительно договорившись с поварами.
  Некоторые дети по предписанию врачей кушают специальную пищу. Так как все горячие блюда готовятся на комбинате питания и развозятся по школам уже готовыми, то и эти лоточки поступили из комбината питания, где за определёнными людьми закреплено изготовление блюд для больных детей. Например, "для такой-то школы - два вегетарианских блюда для Анны и Маркуса, одно блюдо без содержания лактозы для Андреаса". Сверху на лотках пишут детские имена, чтоб повар столовой не перепутал.
  
  
 []
36. Если в меню столовой присутствует свинина, то для детей-мусульман привозят блюда из говядины или рыбы.
  
  
 []
37. Посудомоечное отделение.
  
  
 []
38. Посудомоечное отделение.
  Я не знаю как с этим делом обстоит сейчас, фотографировала давно, но тогда меня удивило, что целые лотки с неиспользованными продуктами выбрасывались в ёмкость для пищевых отходов. Раз - и десятки отбивных, не просто отбивных, а с начинкой из раков, улетели в отходы. Раз - туда же полетели килограммы сосисок. По этому поводу я даже хотела писать в правительство. Разве можно так обращаться с едой? Неужели нельзя найти более рационального решения? Почему бы остаток блюд из школьной столовой не продавать населению по низкой цене, коль всё равно выбрасываете? Лично я бы с удовольствием иногда покупала.
  
  
 []
39. ...
  
  
 []
40. Жарочные шкафы. Лицом повернулась заведующая столовой.
  
  
 []
41. Кабинет заведующей столовой.
  
  
 []
42. Bторой повар.
  
  
 []
43. Слeва - варочные котлы. Решётки в полу, куда уходит вода при мытье пола из шланга. Под окном в центре - тестомесильный аппарат, под полотенцем поднимается тесто. Правее его холодильник. Справа - разделочные столы. Как видим, всё оборудование стальное, что наверняка гигиеничнее дерева и пластмассы.
  
  
 []
44. ...
  
  
 []
45. ...
  
  
 []
46. Комната отдыха.
  
  
 []
47. Подсобное помещение для стирки и сушки белья. Часть помещения правее не вошло в кадр, но там гладильная доска и запасы стирального порошка, мыла.
  
  
 []
48. Подсобное помещение.
  
  17.04.2007 года
  
  

Продолжение "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах"
  здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
  
  
  



Популярное на LitNet.com В.Пылаев "Видящий-5"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) Ю.Ларосса "Тихий ветер"(Антиутопия) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список