Аннотация: Обзор очерков и рассказов орг.списка конкурса "Русская тройка. Реалистическая проза 2020 г.
ТОЛЬКО ЛИЧНОЕ и НИКАКОГО БИЗНЕСА
(Обзор очерков и рассказов орг.списка
конкурса "Русская тройка. Реалистическая проза").
Вот и закончился (почти) самосудный этап РП РТ 2020.
В основных номинациях, большой массовости и толчеи не видно.
В чём дело?
Видимо, поскольку "литература не может быть внепартийной", часть потенциальных участников отсеяна "либеральным" уклоном, проглядывавшимся на этапе подготовки конкурса.
Провокаторов, вроде как, преноменаторы отсекли. Постарался переключиться с раздумий о "идеологической войне" на размышления о "чистом искусстве". Возьмусь я за список Оргов.
Расположил тексты Оргов по объему и начал читать, двигаясь, по привычке, от "тяжелых", к более коротким "лёгким".
- "Кто не спрятался, я не виноват"
1. Васильева Т.Н.Самовар
35k "Рассказ" Проза
Текст знакомый, но давно забытый и прочитанный как в первый раз.
И, с удовольствием.
Текст не графомания, а литература.
Образно, жизненно, реалистично.
Не знаю, насколько сюжет "высосан из пальца", но даже если и высосан, то тот палец не на помойке найден
Что смутило?
- "... неистово крестясь и яростно матерясь последними словами, сиганула в подпол, где на случай войны и пожара у ней стояли старенькая кровать, стол, табурет да бутыль с водой".
Это какой-то перегиб. Насколько я знаю, подпол это то, что под полом жилища и прятаться под пол, во время пожара никто не станет. Это верная смерть. Если же горит чужой дом, то и тогда никто не лезет в подпол. Все селяне - на улице, пока не догорит пепелище. Полагаю, "время пожара" надо вырезать.
.
"... А хоронили все ж на общем кладбище - где же на нормальные похороны-то взять было?"
У нас все кладбища ОБЩИЕ. Думаю, что автор имел ввиду процедуру социального захоронения неопознанных и невостребованных трупов". Предлагаю, убрать слово "общее", а обстановку прояснить несколькими специфическими терминами.
Особого мужества в герох рассказа, не заметил.
Все всех топчут, опускают и фуценят, а терпилы терпят и надеются на что-то хорошее и несбыточное...
2. Некрасов А.Размышления интроверта или пить лучше в одиночку
34k "Рассказ" Проза
Ой, лукавит автор!
Сам себе противоречит.
Лучше пить одному? Не-а. Если бы автор не перекушал в кругу "недрузей" казенного спирта, то никогда не увидел бы их внутреннего мира, не узнал бы собственной ценности (и дешевизны). Жизни не узнал бы. Так и ходил бы по коридорам НИИ, как слепой котёнок.
Если же серьёзно рассуждать о впечатлении от прочитанного, то словно побывал на поминках.
Вот только есть в историческом материализме "Закон отрицания отрицания" когда умирает зерно, брошенное в землю, но не умирает, поскольку рождает, по осени, горсть новых зёрен. В чём мужество того "советского поколения"?
- В том, что многие не спились, не превратились в бомжей, не кинулись в рекетиры, не порезали и не сдали в чермет своё оборудование, не пошли по головам и статьям уголовного кодекса, пробираясь во власть разрушителей или в касту грабителей народного достояния. Это претило их совести. Они остались порядочными людьми, вырастили, выучили и приучили к труду своих детей. Воспитали внуков.
Это как на войне.
- Славятся герои, показавшие чудеса отваги, но победу делают тысячи простых грязных, голодных и осторожных бойцов.
Но, это слишком философский вывод, ибо, Главный герой рассказа, не герой, а обычный выживальщик на изломе перемен.
3. Вербовая О.Л.Жених подруги
25k "Рассказ" Проза
Предполагал, что текст Ольги, как всегда, будет иметь уклон в пользу "невиновных жертв сталинских репрессий" или "благородных борцов против путинского режима".
Не буду ввязываться в политический диспут. Скажу о читательском впечатлении от текста.
- "Классический классицизм".
Положительные герои, как с иконы снятые. Просто рыцари без страха и упрека. Отрицательные герои - мерзопакостны до потери человечности.
Студенты гнессинки - насильники и потенциальные убийцы. Омоновцы - не блюстители порядка, а садисты, увечащие девушек. Подруга Маша - вертихвостка и главное, о ужас, противница украинского майдана, осуждает нео-бандеровцев, возмущается убийством людей в одесском Доме Профсоюзов и не хочет подобного для России и для народов России. Но и этого мало! Маша, оказывается, напрочь лишена женственности и сострадания. Вот пример: "... подруга, теперь уже бывшая, со злорадством пожелала, чтобы этот "Лолкин выродок" и впрямь подох".
Так и хочется спросить: "Девки, а куда ваши глазоньки пятнадцать лет глядели? Вы слепые дуры или одна из вас лгунья"?
Если же говорить о реализме текста, то одна фраза меня особенно повеселила:
"...Однажды, возвращаясь с работы, я увидела из окна автобуса парочку. Мужчина был одет в дорогой костюм, за километр от него несло французским парфюмом..".
Помните мультфильм про Бременских музыкантов с песней: "А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла". Не знаю, многие ли смогут "за километр" разглядеть лицо, фасон "лапсердака" и унюхать, ИЗ АВТОБУСА, запах парфюма.
- Не важно, ибо "Жанр классицизма требует плохого слова о плохом герое произведения".
И как такой "вонючка" охмурил десятки дур, мечтающих о загранице?
В общем, основная идея рассказа такова: " в России всё плохо и все плохие, кроме соросовской оппозиции отечественного выпуска. Ну и герои только там и ещё на улице Грушевского, когда жгут "Беркут" и стреляют в участников Киевского майдана.".
В общем, всё ясно: "Героям слава", но герои этого рассказа не мои герои.
4. Буденкова Т.П.Курортный роман
19k "Рассказ" Проза
Светлый и тёплый рассказ.
А героизм?
- Не понятно.
То ли он в том, что люди решились изменить свои жизни, то ли его нет пока, пока своих родных не поставили перед фактом?
Мораль рассказа такова: "Коль промелькнула искорка, нечего сосать сопли. Надо действовать, даже если не шпоры на ногах, а комнатные шлёпанцы.".
5. Габдулганиева М.Говорит "Маяк"
19k Оценка:6.51*8 "Рассказ" Проза
Идеологически верный рассказ и написан душевно. Его герои - пример для подражания. Жаль, что сюжет вымышлен, но если не знать об этом, то рассказ берёт за душу. И если знать, тоже берёт. Есть некоторая неувязка с временной привязкой, но она идею не ломает.
6. Путятин А.Ю.Хозяин судьбы
18k Оценка:6.66*7 "Рассказ" Проза
Не знаю, сколько в рассказе реальности и сколько вымысла, но рассказ оригинален в силу оригинальности выбора героев рассказа. (Если не вспоминать Шолохова и авторов страшилок о гэбне).
Рай на земле невозможен потому, что все люди разные и каждый хочет своего. А рассказ о том, как три разных человека, находясь в "аду" проявили человечность. И никто от них этого не требовал.
Спасибо автору за образ представителя "кровавой ГэБни".
Напомнил мне автор о НКВДэшнике Косте Сафронове, прошедшем Керчинский и Новороссийский десанты, боровшемся с бандеровцами и получившем американскую пулю во время корейской войны...
И о его брате, Володе, добровольцем ушедшем, до срока, на фронт. Попавшем в котёл окружения "Зейдлиц" и в плен, откуда бежал, ценой потерянного здоровья...
В рассказе, пленный солдат не тюкал майора гирькой по виску, но он герой не меньше, чем Шолоховский "удачливый предатель" Соколов.
Всё сложно в этой жизни, кроме оценивания данного рассказа.
7. Путятин А.Ю.Соратник Девы: триумф и трагедия Рыцаря
18k "Очерк" Проза
"Нахрена козе баян"? Зачем мне история какого-то французского барона, если мы до сих пор не знаем подлинную историю Ермака, преподнесшего державе Сибирь и не ведаем, сколько новгородцев казнил Иван Грозный? Мы не знаем, был ли Тухачевский заговорщиком и травил ли он газами тамбовских крестьян.
И, вместо родной истории, автор суёт нам историю французского стародавнего барона.
С такими мыслями начал читать очерк, а заканчивал - с интересом и сопереживанием. Был благодарен автору за приоткрытую страницу истории.
Прошла четверть часа...
Сижу и думаю о том, что автор выполнил свою авторскую задачу и увлёк читателя, но, если бы автор рассказывал о нём с позиции "святой инквизиции"? Или с точки зрения англичан, воевавших против Барона и Жанны?
Тогда образ героя предстал бы в другом, весьма неприглядном свете.
"Нет истории, кроме той, которую мы сочиняем..."
Очерк же весьма интересен и познавателен.
8. Винокур Р.Три эпизода Великой Отечественной
13k "Очерк" Проза
Очерк написан на основании воспоминаний фронтовика и участника описываемых событий. Документализм текста и сохранение воспоминаний в подлинном виде, придаёт сухость тексту и не оставляет места для художественности образов и событий.
Этот очерк не литературный шедевр, а документ, по которому можно изучать историю описанных событий.
Каждому своё.
Любители боевой фантастики и голливудских историй про супергероев, пускай курят в стороне. Это не для них.
Очерк написан для историков и для всех тех, кто хочет знать, как оно было...
9. Сороковик А.Б.Выходила на берег Танюша
13k "Рассказ" Проза
Добрый и светлый рассказ о том времени.
Жаль, что история выдумана, и герои рассказа выдуманы. Отсюда, выплыло несколько нестыковок текста, реальным условиям довоенной подготовки военных кадров и сельского документооборота.
Вместе с тем, в любой семье, жившей во время "до и после войны", найдётся что-то общее с героями рассказа.
Значимость и художественность оцениваю на достойном уровне, а вот за достоверность - "штрафной балл".
10. Винокур Р.Три мужских судьбы
10k "Рассказ" Проза
Три ситуации в триптихе "Потерянные ложечки":
- "Житейская реальность", "Житейский расклад" и "Сказочка о прекрасном закате жития".
Вроде бы всё хорошо, и "ложечки нашлись", а восторга нет оттого, что "ложечки нашлись".
Осадочек остается...
Не от рассказа...
- От того, что было на пути к удаче.
Компенсирует ли удача осадок?
Мне, почему-то взгрустнулось, по прочтении...
Вроде как - всё хорошо, но поезд ушел и стук колёс скоро станет не слышен...
Поздновато "нашлись ложечки".
11. Васильева Т.Н.Дом, который построили мы
10k Оценка:9.00*3 "Очерк" Проза
Читаю очерк в российской глубинке. Фотографии не загружаются. Поэтому, могу говорить только о текстовой составляющей очерка.
--
А количество фотографий соответствует лимиту, оговоренному правилами?
Или правила по количеству графики распространяется только на рядовых участников конкурса?
--
Поскольку очерк краеведческий, то и судить о нем, объективно, могут только земляки Автора. Живущие там и разлетевшиеся по просторам страны.
--
Места действительно, чудесные. Урал это УРАЛ!
--
История предприятия и людей, строивших завод, социальную сферу и трудившихся на перспективу и на благо Родины, заслуживает не очерка, а более серьёзных и объемных работ.
--
Всё, донесённое из глубин времени, рано или поздно, будет востребовано.
--
На прошлой неделе, на Урале, спросив разрешения, начали печатать в городской газете один из моих ранних рассказов о детстве в начале шестидесятых годов.
--
Полагаю, что и этот обсуждаемый очерк, всколыхнёт чьи-то души, а спустя десятилетия, будет цитироваться, как документ.
12. Калугина Л.Сила правды
9k "Очерк" Проза
Впечатление о этом очерке я высказывал в комментарии. Суть сказанного такова: "Очерк является обычным рассказом о прочитанном. Изложением, написанным на выбранную тему".
Ценность очерка в том, что он даёт ориентир на одно из произведений о "злобных москалях, жестоких вертухаях и ужасах сталинского периода". Я не поклонник этого "разоблачительного антисоветского жанра, написанного в целях ниспровержения социализма, построенного в отдельно-взятой стране, именовавшейся СССР.
В то-же время, читал тетради воспоминаний с интересом и поражался именно массе деталей, топографии, количеству описанных личностей, особенностям труда, бытия, выживания и смертей.
Поскольку мой отец прошел лагеря Норильска и Дудинки, то, по мере чтения, я мог сравнивать некоторые детали воспоминаний двух заключенных и благодарен Елене за указатель на описываемую книгу.
13. Тихонов А.К.Байки грустного таксиста. Прогулка по Москве
8k "Рассказ" Проза
Ну и ладно. Прочел. Хорошо, что последний рассказ. Остается "Черномырденске послевкусие", что у героя рассказа получилось "как всегда", а не так как надо, не так как хотелось.
"Такая она селява и шершеляфа", как говорят у нас французы в деревне Кацапетовке...
Но ни автор, ни его герой, соплями не потекли. Как держали "хвост морковкой", так и держат.
Прорвутся!
Главное, "ни гвоздя - ни жезла" им на дороге, "ни Чубайса - ни Горбачева" в телевизоре.