Баляев Анатолий : другие произведения.

Загадочные калейдоскопы 1 (Первой) группы. Обновление 22.09.2010

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Простите меня, я сказочник, я не умею просто так читать тексты. Хочу немного запутать вас на предмет моего подхода к анализу. Творчество для меня, сказочника - средство волшебного влияния. Я часто вижу, что авторов у конкретного текста двое, "один" имеет фамилию и подписывает ею текст, а "другой" имени не имеет, он об именах имеет довольно забавное мнение. И вот этот "первый" иногда просто мешает проявиться гению "второго". И если способы и средства "первого" автора могут быть грубы и неотёсаны, то способы и средства "второго" - потрясающе красивы, символичны и тонки. Мне интересны "оба", потому что вижу своей целью (но не целью этого обзора) стирание границы между ними. В наши калейдоскопы, каждый узор которых неповторим, мы отражаем один и тот же луч одного и того же Солнца.
  
  Впрочем, забудьте. Автор у каждого текста свой, он один, восемнадцать авторов восемнадцати текстов, у каждого есть аккаунт на Самиздате, все дела.
  
  Короче, есть момент, которому я буду уделять внимание. Знает автор об этом или нет, но каждый текст очень тонко, но от этого не менее сильно влияет на читателя. Я говорю не о "морали" или "идее" текста. Я о том, что важно осознавать ответственность автора. Некоторые люди не могут делиться узорами своих калейдоскопов, а вы - можете. Вот тут как раз и случается волшебство - если я вижу узор на вашем калейдоскопе, то на мгновение я перестаю понимать, в чей калейдоскоп сейчас смотрю. И... не все узоры одинаково полезны для разных читателей.
  
  Ещё вот что. Хочет автор этого или нет, но в каждом разделяемом с читателем тексте отражаются символические способы автора "цепляться за", создавать свою разноцветную реальность. Автор, в процессе творчества, смотрит в калейдоскоп, угадывая в комбинации частиц своей души персонажей текста, обстоятельства повествования, свои собственные "загадки". Потом это всё преломляется в зеркалах читателя. Точно так же делаю и я, записывая текст этого обзора. Убрать зеркало из нашего калейдоскопа нельзя. Заглянуть за его край... тоже нельзя. Но этом меня не останавливает! Пусть это остановит вас, если вам покажется, что мои комментарии не имеют к вам никакого отношения. Да, я пишу о себе. Точно так же, как и вы.
  
  Впрочем, забудьте и об этом.
  
  1 Лойт День бабочек
  
  Во вторую мировую войну японцы высадили десанты на многих островах Океании, тем самым как бы оккупировав их. Последнего солдата с такого острова удалось снять через 30 лет после окончания войны. Солдаты не верили листовкам, что война кончилась, ведь никто из командования не дал им приказа оставить пост. Они обстреливали рыбацкие лодки, туристичесике корабли, когда те приближались к острову. Когда находили такого солдата или группу солдат, то просили поехать к ним пожилых японских генералов. Генерал доставал из шкафа старый военный мундир с орденами, надевал его и в одиночку высаживался на остров. Он ходил по джунглям и звал солдата, понимая, что за ним из укрытия следят через прицел ружья. Он просил солдата выйти для разговора. И когда солдат выходил, разговор этот был не простым. Генерал склонялся перед солдатом и просил его оставить свой пост, просил отправиться на родину. Солдат не всегда сразу принимал слова генерала, ведь его бросили здесь. Но когда он соглашался и на лодке плыл домой, только тогда его аккуратно подготавливали к известию о том, что война для других закончилась на 30 лет раньше, чем для него. Дома солдата встречали как национального героя, вручали ему самые высокие награды страны. После адаптации такие солдаты становились лучшими инструкторами по выживанию, ведь они смогли выжить в невыносимых условиях, сохранив свою честь и своё оружие в идеальном состоянии.
  
  Насколько я понял, ваш генерал пока не справился. Солдат не поверил ему. Восемь солдат поверили, а девятый нет. Генерал даже стал маленьким мальчиком, очень хороший ход - ведь именно в таком возрасте мы ставим на посты своих солдат. Мальчик даже взял с собой свечу. Но он не смог разглядеть в сморщенном тёмном страшном лице того, кто мог бы стать ему лучшим другом, кто верен ему, как никто на свете. Ведь никто ни в чём не виноват. Так случилось. Мы все так растём, спасаясь от угроз взрослого мира, расставляя по периферии оборону. Теперь нужно её снять, но... а вдруг выстрелит?
  
  Я считаю метафору о японском солдате - лучшей метафорой психотерапии. Подробнее о японском солдате есть, например, здесь.
  
  Рассказ красивый, хороший язык, гладкое изложение. Но мне он не может очень понравиться - поставленная проблема не решена, более того - вызвана болезнь, город лишился красоты. Читателю такой рассказ (в качестве метафоры) не сказать, чтоб был полезен. Скорее наоборот. Да и автору тоже...
  
  2 Б. П. Я снова там, где был и не был
  
  Миссионерский рассказ. У меня тоже такие есть :) Это когда хочется осознанно встроить в текст мотивацию читателя заняться чем-то, осознать что-то, практиковать, измениться. Рассказ адресный, не для всех, потому его будут критиковать и дадут в итоге не самую высокую оценку. Писательский народ в массе своей не любит чужое побудительное, пробудительное творчество, кагбэ намекая, что сами-то они никого ни к чему своим творчеством не побуждают. Но мы-то знаем...
  
  У меня было несколько невнятно-осознанных сновидений, особенно на этапе засыпания, когда сильно устал. Я, однако, не разделяю, скажем, потребительское отношение к осознанным сновидениям, поиск в них всемогущества, лучшей жизни. Ещё я думаю, что кастанедовская тема с руками могла бы стать темой с ногами или с другими непосредственно или потенциально доступными к осознанию органами. "Чтобы проснуться во время сна, днём всё время вспоминай о своей жопе, - так мог бы сказать Дон Хуан, что было бы даже больше на него похоже, - почаще оглядывайся на неё, старайся разглядеть жопу с той и с другой стороны. Если очертания жопы начнут размываться, то сразу переведи взгляд на что-то другое, потом снова на жопу, потом опять на другое. Так ты поймёшь, что ты спишь... Эй... Эй! Карлос! Ты заснул, сукин сын!"
  
  Я думаю, что дело не в руках, а в сохранении осознанности, в том, что в разных традициях называют по разному, бдительностью, свидетельствованием, вторым умом. Именно привычка хранить осознанность вспоминается во сне, разделяя воспринимаемое и воспринимающего. Внимание, исследование последнего и есть первичная задача мистических традиций. Отсюда происходит метафора иллюзорности мира, потому что тема "мир иллюзорен, только Брахман реален" приходит тогда, когда дао успокаивается в центре бушующего циклона. Там потом есть другая тема, что "Брахман и есть мир", которая замыкает цепь.
  
  Поэтому практика осознанного сновидения, сконцентрированная сама на себе, самоцельная, меня не устраивает. Хотя она может стать шагом на Пути. Но часто народ проваливается там в то, что в православных мистических практиках называется прелестью. Во сне я всемогущ, летаю, творю чудеса, все бабы мои и т.п.
  
  Однако по этому рассказу я не могу судить о том, чем является для автора такая практика. Если у читателя, хотя бы у одного (например у меня с моей жопой) создастся дополнительная мотивация включать в течении дня осознанность, то это несомненная польза. Я склонен думать, что лучше практиковать что-то, чем вовсе ничего не практиковать. Душа должна трудиться.
  
  Спасибо.
  
  3 Чернышева Н. Красные тюльпаны
  
  Ната. Вы со своим плазмоганом натерпитесь насмешек, как та ваша Леночка. Ваш текст пойдёт на сценарий "Аватар наносит ответный удар". Помните? "Трудно наполнить чашу, которая польна!" Но Леночкина чаша пуста, в ней веет суховей. Поэтому она оказалась умнее всех. А потом глупее всех - её облапошили цветочки. В продолжении Леночка окажется опять всех умней, она поведёт переговоры с кагбэтюльпанами, которые простят планету Земля, но потом снова облапошат Леночку, превратив её в ходячий цветок. В следующей части Леночка, которой кагбэтюльпаны на 100% раскроют пси-потенциал, будет командовать растительным полчищем, союзничая с людьми по устранению новой напасти - кагбэкроликов, которые, не различая, жрут и цветочки и людей. В конце окажется, что с кроликами тоже можно договориться, перебинтовав одну сломанную лапку, но ценой договора станут длинные белые уши и маленький пушистый хвостик, которые теперь будут украшать зелёную цветущую Леночку.
  
  Так девичья простота, метания между трепетной жалостью и доверчивой глупостью, спасают мир.
  
  Главное, чтобы купол выдержал.
  
  Это что касается первого автора данного текста. У меня сложилось впечатление, что второй, гениальный автор, тут откровенно развлекается, накладывая, смешивая и перетасовывая символы.Стараться расшифровать их - бестолковое дело. Галлюцинировать на предмет такой расшифровки мне, однако, ничего не мешает. В главной героине мы видим маленькую девочку (вне зависимости от реального возраста автора), которую никто не хочет полюбить и которая в отместку старается быть взрослее взрослых "археологов", копающихся в своём дебильном, очень важном прошлом. Она носит обалденный плазмоган (ПСИХОАНАЛИТИКИ МАЛЧААААТЬ!!!) и надеется на то, что ей удастся доказать свою полезность. Тут вдруг случается страшное - ей дарят (или собираются вдруг подарить) цветы. Кто-то же должен, наконец, когда-нибудь подарить ей цветы! К этому она совершенно не готова, их не учили в школе (спецназа), как реагировать на ТАКОЕ. Поэтому цветы воспринимаются как смертельно опасные разрушители кагбэвзрослой реальности ребёнка. И чтобы подготовиться, подумать об этом, нужен фантастический рассказ о великой и ужасной Леночке, спасшейся от такого "подарка" по причине своей исконной душевной доброты, но сохранившей-таки в душе семечко, чтоб "подумать об этом завтра".
  
  4 Мякин С.В. Сверхдальнее родство
  
  Короче, есть версия, что за каждым удивительным и непостижимым событием всегда стоит какая-то дурацкая тупая хрень по типу воровства или плагиата. Если не люди, так инопланетяне разводят "лохов по разуму" на подвиги во имя своей корысти или простого любопытства. У Роберта Шекли эта тема есть в рассказе 'О высоких материях', когда ответ на вопрос о смысле жизни был словом в кроссворде. Пелевин частенько об этом пишет. Ты тут, понимаешь, душу рвёшь, а оказывается, что тайна всех тайн заключается в том, что 'Ниточки исчезают, но шарик-то остаётся!'
  
  Поэтому... нефиг. Не стоит лезть в заоблачные высоты, не стоит укреплять и совершенствовать Дух. Всё это приводит в результате если не к разочарованию, то к бездумному поклонению безрадостной силе, которая просто дёргает тебя за ниточки...
  
  Э-э-э... так... что со мной? (резкий звук пощёчины) Внимание! Это был всего лишь текст, рассказ! Прочь, наваждение! Уффф... отпустило.
  
  Страх трансформации это часто страх потери социальности. Если я впущу в себя Это (Дух, просветление, святость, Бог, сатори, хакикат, келим, whatever), то я перестану быть собой, я потеряю себя, а значит потеряю свои пожитки, свою историю, связи в обществе, потеряю любовь, уважение, для меня перестанут иметь значение деньги, успех, всякие ценности. Придётся уходить в пещеру и жить там, втыкая в Пустоту. А люди... ну, люди... они станут просто трупами для меня.
  
  Короче, есть версия, что это фигня. Как раз вся эта дурацкая тупая хрень и держит в оковах душу. Нет ничего, что не было бы доступно жителям города Новолипинска, которых так и не встретил Иван. Просто они не привязаны. Вообще не привязаны. Им не нужно прятаться за туманом, чтобы видеть, как забавно преломляется жизнь через миллиарды глаз.
  
  Калейдоскоп же.
  
  А... Кто читает "Войну и мир" и для кого? Хороший вопрос! Очевидная несуразица и смазанность окончания рассказа кагбэ намекает нам на то, что Иван продолжает приближаться к городу Новолипинску. Ему просто пока нравится верить в то, что он ещё не пришёл :)
  
  5 Стрелковская А.Д. Предсказание и проклятие
  
  Рассказ в сущности хороший, только у него нет ни конца ни "продолжение следует..." Но ведь в семейной жизни так и бывает - что-то происходит, а что именно, становится понятно только потом. Чтобы животному ужиться с женщиной, ему нужно стать немного мужчиной, а женщине, чтоб ужиться, нужно стать немного животным. Цель такого "уживания" совершенно не ясна - shit happens и всего делов. Возникает какое-то надуманное чувство взаимной привязанности и обусловленности жизней. Я как-то завишу от тебя, ты как-то зависишь от меня. Она знает, что он дурак. Он знает, что она дура. Но они живут вместе и вроде бы даже была какая-то причина...
  
  Все так живут. Чо живут?.. А вот чо. Просто на свадьбе собралась сотня очень сильных волшебников, которые наложили мастерские заклятья, не способные дойти до сознания жертв, но накрепко их сцепившие, заставившие выдумывать оправдания своей бессмысленной совместной жизни. Помнится... самое главное... чтоб совместной! А почему... зачем...
  
  Что касается чисто женских галлюцинаций, то меня умиляет замок. Принцесса знает, что дракон не станет добывать для неё мамонта (он же круглый идиот), поэтому замок выдуман волшебным, на полном соц. обеспечении. Потому что скоро родится выводок чёрных лебедят. Кому обеспечивать их существование? Не этому же идиоту! Кстати... как лебедята вылупятся... надо бы придумать, как выгнать этого кретина...
  
  Что уж там про третий способ снятия заклятья? О! Охочий до подвигов новый кретин!
  
  6 Ильина И.И. Мечты, судьбы и Паук
  
  Ну... нельзя же так в лоб прямо. Я понимаю, что хочется донести какое-то своё понимание, но зачем же прямо промеж глаз да всё такое разжованное... Говорят паук свою слюну сначала в пойманную муху впрыскивает, а потом просто высасывает её легкоусваиваимыющиесявыещиеся внутренности... Не аппетитно же.
  
  Я понимаю, что повар хотел, как лучше. Но так устроено нутро, что любит приходить к выводам самостоятельно, а не потреблять жвачку. Имеет смысл зашифровывать послание, делать из него загадку (даже тема у нас - загадка жэ!). Да и кроме всего прочего мотивация следовать мечте построена от противного - если не будешь слушать себя, муха навозная, то поймает тебя в свои сети паук! И не все пауки одинаково мудры!
  
  Как можно зашифровать тему, что жизнь движима мечтой так, чтоб не догадалось? Чтоб просвет для сознания возник в самом конце? Но это получится уже совсем другая история...
  
  7 Кошелев В.В. Последний день подводника
  
  Есть люди, которые всё знают и всё понимают. Это очень скучно.
  
  8 Буденкова Т.П. Бесовские игры
  
  Эль скандаль :) Рассказ вряд ли попадёт в финал, но свою десятку я ему выставлю. Людям следует окунаться в эти темы, пока тема не окунула их в себя сама.
  
  Поначалу я думал, что рассказ будет плох. Но он оказался хорош :) Почитав каменты, я увидел, что и бесы тут выполняют чисто декоративную роль - для автора психологизм ситуации важнее спроецированных во вне собственных злых галлюцинаций, которые люди кличут бесами.
  
  Ситуация с терпимостью такого рода для России будет актуальна ещё очень долго. Даже в Америке фермеры-реднеки с радостью застрелили бы любого гея, еврея, нигера и любого другого не подобного им. Сознание движется в сторону толерантности, и мы все должны пройти по этой дороге, вкусив все её ухабы, пыль, вы*бины и колдо*бины, простите.
  
  В самом начале поправьте пожалуйста "голос матери ласковый, тёплый".
  
  И если у Вас уже легла душа в это русло, то вот Вам не тема, но канва. Дело в том, что очень часто ненависть к гомосексуализму основана на том же механизме, который питает существование чертей. Во мне есть мысли, которые мне нравятся и которые мне не нравятся. Мысли, которые мне нравятся - это я, Юнг называл это "маска". Мысли, которые мне НЕ нравятся, я отрицаю, отрицаю само их наличие. Юнг назвал это "тенью". У меня есть статья об этом. С картинками :) Как я могу отрицать такие мысли? Могу только "выкинуть" их, а именно приписать эти мысли другим людям. На этом основан механизм проекции. Всякий раз, когда мы истово, неадекватно ненавидим кого-то, мы ненавидим самих себя в это ужасном другом. Люди, вскипающие при упоминании гейства, проявляют тем самым то, что Фрейд называл, амбивалентной гомосексуальностью. Вот этот перевёртыш, его нюансы, можно, как мне кажется, виртуозно описать при помощи Вашего таланта :)
  
  Простите, если пересказал для Вас очевидные и известные Вам вещи :)
  
  9 Северн М. Я говорю тебе Прощай, Земля!
  
  Мне не понравилось. Вовсе. Не смотря на задранную проблему. Рассказ кагбэ говорит нам: "Так приятно думать, что есть кто-то мудрый и тайный, кто обязательно меня читал, вникал в мои супер-проекты, любит и ценит меня и обо мне позаботится, когда всем прочим бездарностям придёт пинзес". Вот именно такое эгоцентричное, нарциссическое мышление губит планету.
  
  10 Ливей И. Выход
  
  Мне тоже нравится Пелевин, но не до такой же степени! :) Граф "Т" в шлеме ужаса! :) Но Появляется Лея. - очень хорошо, смеялсо! ))) Поменьше бы вам с Пелевиным солипсизма, было бы существенно веселей. Солипсизм - это такая нарциссическая ловушка для адвайтистов. Никого кроме меня нет... тут всё от мине зависит... какой кайф! ))
  
  Очень легко написать, что "если отбросить все кавычки, то я - Бог". Толку-то. Нафига кому это просветление нужно само по себе? Весь вопрос в том, что дальше. А дальше у вас с Пелевиным - Ничего. Ну и...
  
  Оценку я вам высокую поставлю. Вдруг кто-то в финале будет не в теме :) Вдруг сработает хоть пол-разика :) Оно того стоит, ведь правда? :)
  
  11 Си К. "Три пальмы" редактора Аверьянова
  
  12 Чернявский С.В. Фотограф
  
  13 Ведьмин Е.Н. Остаться, чтобы вернуться
  
  14 Васильева Т.Н. Novem
  
  15 Лежава И.К. Август красного петуха
  
  16 Kallipsoul Чилсы
  
  17 Joun N.M. Самые точные часы
  
  18 Камышева О.В. Небо в подсолнухах
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"