Буквица #3, 2007  Стр.:   2   3   4   5   6   7   I   8   II   9   III   10   IV   11   V   12   VI   13   VII   14   15   16   VIII Статистика  Школа  
 
Поэтический
словарь
Квятковского
Раёшный стих, раёк
     
  РАЁШНЫЙ СТИХ, РАЁК — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры раёшного стиха самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене.

Пример раёшного стиха (из книги "Народно-поэтическая сатира", Л., 1960):

А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трёх кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —
Только ручка одна!..
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте —
Мои билеты раскупайте!..
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся!..
 

Петрушка — главный герой русских народных балаганов — зазывает зрителей на представление. Этот макет балагана со сценкой из народной жизни не случайно представлен в экспозиции Дома-музея Ф.И.Шаляпина в Москве. По словам артиста, театр для него начинался именно с балаганных кукольных представлений. Макет выполнен художниками П.Аведьяном и В.Банком. Фото Б.Нубатюка [Музеи]
 
  В русской литературе раёшный стих долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой емкой народной форме стиха, например, А.Пушкин в "Сказке о попе и о работнике его Балде", выдержанной в духе народного райка:

Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался?.."
 

Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
 
  Н.Некрасов использовал в стихотворении "Дядюшка Яков" форму укороченного, прибауточного райка:

У дядюшки Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки —
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик,
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука —
Деткам наука!..
 

Николай Алексеевич Некрасов
(1821-1877)
 
  Совсем по иному звучит стих А.Блока, применившего форму райка в поэме "Двенадцать"; здесь Блок употребил перекрестные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для раёшного стиха смежных рифм:

Чёрный вечер,
Белый снег...
Ветер, ветер,
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете.
Белый снежок,
Под снежком ледок.
Скользко, тяжко —
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!..
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате плакат;
"Вся власть учредительному собранию!"
 

Александр Александрович Блок
(1880-1921)
 
  Широко пользовался раёшным стихом Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной "Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла":

Поужинавши с попадьей обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
"Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие".
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
"Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку — прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,
А нынче у нее икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему — помирать собирается!"

Раёшным стихом писали В.Хлебников ("Ночь перед Советами") и В.Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного раёшного стиха.

 

Демьян Бедный
(1883-1945)


Статьи в предыдущих номерах:

Баллада
Венок сонетов
Сонет


 
  В годы Великой Отечественной войны С.Кирсанов создал фронтовой раёк "Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата", которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка):

"Должен я, вам, бойцы, доложить собственный опыт. Чтоб скорее врага сокрушить, доберись до немецких окопов. Доберись и иди в рукопашную, схватку бесстрашную! Тут тебе нечего бомбы бояться — ежели мы ворвались к ним, не будет немецкая авиация бить по окопам своим. Пушкам немецким бить не приходится — немцы тут же в окопе находятся. Мы в рукопашной немцу страшнее, — всаживай штык в поганую шею, занимай, очищай траншею.

Куй железо, пока горячо, атакуй ещё и ещё. И все назовут тебя храбрецом. Дружит победа с умелым бойцом!.."

 

Семён Исаакович Кирсанов
(1906-1972)
 
  Заслуживают внимания опыты     л и р и ч е с к о г о     р а й к а     в советской поэзии:

Я чудачу,
Я куд-кудачу!
Яйца несу
В человечьем лесу.
Ряженый,
Рифмами слаженный,
Грубый,
Неглаженый!
Для ярмарок создан,
Для свадеб задуман,
Для судеб замыслен,
Как скобка, захватан,
Как сковородка, замаслен...
(В.Боков)
 

Виктор Фёдорович Боков
(р. 1914)
 
 
Ёлка, ёлка —
сердце заёкало!
Хвалёные, смолёные,
ёлки — возами,
Весело на базаре!
Вокруг холостых
ходят сваты,
сладили сделку,
сватают девку!
Притихли ёлки,
Как на помолвке...
Одна выпрямилась,
тоненькая:
— Возьми меня, тётенька!
(Э.Котляр)

Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А. Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному раёшному стиху предстоит большое будущее.

 
 

Эльмира Петровна Котляр
(1925-2006)


Текст статьи воспроизводится по электронному изданию "Поэтический словарь Квятковского".

Участники проекта Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме.
 

 
  Буквица #3, 2007  Стр.:   2   3   4   5   6   7   I   8   II   9   III   10   IV   11   V   12   VI   13   VII   14   15   16   VIII Статистика  Школа  
 Ваша оценка: