Аннотация: Конкурс "Буквицы" Лето-2012. Лонг-лист. Конкурсный раздел
И снова лето. Конкурс "Буквицы". Возникло желание поделиться с конкурсантами и просто читателями конкурсных стихов своими впечатлениями от представленных произведений.
О технике говорить особо не буду, т.к. попадание в лонг лист свидетельствует о том, что у конкурсантов с техникой, как правило, всё нормально.
ЛГ примеряет сон, как экзотический наряд. Мрачные цвета, зловещие аксессуары.
"Дама с цербером" - это не "Дама с собачкой". Стикс, Лета, Тартар, Тантал, Сизиф.
И у ЛГ "поводком пса опутаны ноги" . Но, почему-то, с самого начала сон не выглядел для меня кошмаром. Возможно, в этом виновата Психея. И финал подтвердил: это просто шутка древних богов -
скучно им на Олимпе. Но "дама с цербером" - против.Она шуток не любит. Наверняка, придет ещё.
Мол, ей уже тридцать восемь, а нет ни детей, ни мужа,
Работает днём в больнице, улыбчива, неуклюжа...
Ей часто звонят и плачут, как будто мир вот-вот рухнет,
Она поднимает трубку - ты выстоишь, сможешь, сдюжишь...
Ты слышишь?
...И свет до утра горит у неё на кухне.
Чудачка Дженни идёт на похороны к посторонним,
Встаёт за плечом у того, кому не вздохнуть от боли,
Чтоб найти для него слова - то ли волшебные, то ли
Правильные, что, в общем, то же; не плачь, но всегда помни.
И он замирает среди памятников и магнолий,
Смотрит вдаль, и его дыхание становится ровным.
Осенью в городе сыро и серо, но небо ближе.
Дженни ещё до света идет к мосту, встаёт на кромку,
Линия берега кажется ломкой и очень тонкой.
Ветер за волосы дергает - ровно седых и рыжих...
Однажды Дженни решила разбить себя на осколки,
Но здесь странная женщина ей рассказала, как выжить.
Две героини стихотворения "чудачка Дженни" и "странная женщина". Такое впечатление, что они - сестры близнецы, и именно поэтому, автор говорит о второй только несколько слов. Дженни умела находить
правильные слова для всех, кто в этом нуждался, а женщина нашла такие слова для Дженни. Мир справедлив.
В небольшое стихотворении Софье Ролдугиной удалось вложить историю целой жизни, не очень счастливую, но трогательную.
Крестовый поход детей. Реальные события в поэтическом изложении. С любовью и верой в чудо отправились дети в поход. Чуда не случилось. Автору удалось, на мой взгляд передать
своё отношение к этому событию. Того, кто позвал детей в поход, Светлана Александровна назвала Крысоловом. Слепая вера ни к чему хорошему никогда не приводила. И пустые мечты - тоже.
Финал:" И нам никогда не найти Назарет". Крах веры и надежды. Но "не может любовь уйти без следа",
наверное, поэтому и живы те, кто выжил в этом походе.
Стихотворение мне показалось слегка затянутым. Хотя, возможно, именно так выражены тяготы длинного пути.
Дачный пейзаж глазами влюблённого. "Самодовольная шмелиха" и "облачный кораблик" обрамляют его в
невесомую рамку радости. Одна тревожная нота для полноты ощущений:"в овраге спит лесное лихо".
И ЛГ - не созерцатель, он сам создаёт нужное настроение и не терпит излишней сентиментальности.
Всё замечательно, когда любимая рядом.
Один день любовной страсти. Ритм стихотворения как бы задаёт его темп и протяженность.
Автору удалось,на мой взгляд, найти свежие краски для написания картины, которую до неё
рисовали неоднократно."Целуя в тень", "ветру было лень стекать плечами", - самобытные штрихи.
От "первобытный знахарь" до "тихим sos позвал меня" - особо впечатлило. На этом фоне легким диссонансом прозвучали "лона", "громады". Запятая после "причал" мне кажется лишней.
Не совсем согласна с сравнением объятий с купоросом(он у меня ни с чем приятным не ассоциируется).
Очень понравился лаконичный финал. Он уже - вне.
Эта Золушка, конечно, не вторая, а,где-то, 102(даже целый поэтический конкурс с её участием недавно прошел:))), но автору удаётся найти свой ракурс, чтобы увидеть своё,
никем не замеченное в истории. Фея и тыква остаются. Добавляются "элегантные шорты", кеды, метро. Наше время, и Золушка - наша. Не важны обувь и размер ноги. А вот походка(наверняка, "от бедра") поможет узнать свою принцессу даже на подиуме. А, может, стоит в глаза заглянуть?
Хоть этот способ и не нов.
И снова сон. Причем, рассказ о нем начат с середины. Нет ответа на вопрос, который задан до начала повествования. Или я что-то не заметила? Минутная стрелка - локомотив, ивовые прутья - рельсы.
По ним скользит-стекает сон. Явно, не очень сладкий. Интересно сочетание "гвоздь луны". Звучит призыв:"Забей!". То ли гвоздь, то ли на ответ не заданного вопроса, а, может, и то и другое.
Кто такой "незваный гость" мне полностью разгадать не удалось. Возможно, это тот, который задал вопрос. И, возможно, сам на него ответил. И этот ответ явил его правоту.
Впрочем, это уже мои домыслы.
Последняя строчка дарит нам аромат жасмина, сладкий и тревожный, ведь цветок "впал" и в "лапы".
Как-то неуютно это сочетание.
Ночной пейзаж в интерьере вкуснейшей звукописи.
Аллитерация и ассонанс гуляют по стихотворению, как у себя дома.
"Солнце скисло" - отдельная песня, самодостаточная и лаконичная.И таких песен не одна.
"Ночь плывёт плачем гуслей,ухватившись за вёсла",
"Коромыслом повисли непокорные мысли" - наиболее приглянувшиеся.
Не напрасно автор разделил стихотворение на двухстрочия: каждое из них может жить вполне самостоятельно. И ,в то же время, вместе они рисуют феерическую картину, цельную и завершенную.
Финал - достойный, действительно:
Сложная тема. Интересные размышления автора. Не совсем поняла, что за архипелаг
"где в русском молча мечется еврей", но первое четверостишие - очень выпуклое и живописное.
"Кладбищам неважно, кто сильней", "Младенца сон и солнце на двери не делят мир на этих и на тех" -
т.е. в финале и на старте чистота крови не имеет никакого смысла. Почему же в остальной жизни это не так? Не так, правда, не для всех и не всегда, и тем не менее...Двойная кровь - двойная прочность, и глупо это не понимать. Чистокровные, по-моему, хороши только лошади(да и так ли они чистокровны?).
Не совсем понятен образ проказы. В контексте строки он читается как промежуток времени.
Лермонтовским "Выхожу один я на дорогу" повеяло от
"Звезда с звездою вновь заговорит" , а за "босое время наломало дров" - восхищенные аплодисменты.
Дождливый летний день, не унылый, а немного сказочный (такой оттенок ему придаёт
чаепитие: так и кажется, что где-то рядом Белый Кролик с карманными часами).
Хотя, с другой стороны, все подробности дня сугубо реалистичны и знакомы.
В строке "В углах немая полутень" , на мой взгляд, "в углах" лучше бы заменить на "в углу",
а то как-то с одной полутенью несколько углов не согласуются.
Автору стихотворения удалось остановить мгновение, которое прекрасно и показать нам, читателям.
Вроде, ничего особенного, но "шевелюра журнала", чтение лимана "между волн, между строк",
шедевр аллитерации "шёлком шуршащего клёша", стакан молока, как "миловидная заплата"
делает этот миг чудным и неповторимым. А о том, что не всегда всё было так прекрасно и умиротворенно - в последней строке "и о прошлом не может быть даже и речи". Ценность
настоящего ещё более возрастает.
Миниатюра. Рисунок на греческой амфоре.Но как умело прорисован ЛГ: сатир с расстроенной, но поющей лирой. Хромой, хриплоголосый, но его хочется слушать. Каждое слово стихотворения занимает положенное ему место. Хочется добавить избитое, но справедливое:"Краткость - сестра таланта". И это - не комплимент.
...здесь было слишком накурено и свет падал как-то косо.
и хотелось накатить по маленькой с Володей и Осей,
чьи портреты висели на стенах этого заведения.
а ещё мне казалось, что воздух просто кишит видениями.
эффект табачного дыма и косо падающего света, конечно.
он прошел в тёмный угол, сел за стол, заказал полстопки,
вытянул длинные ноги и подумал о вечном -
обо мне и о снеге, и о манчжурских сопках.
вокруг разговоры, дух винный, смог плотный, ссоры,
и драки ещё, да, какой матерьял для истории.
и так из столетий в столетия, из них прямиком - в каждодневное.
...а он - молча пил эти свои полстопки и...
следил за моими видениями.
Всё подчиняется лирической героине этого стихотворения: пространство,
прокуренное до рождения видений, время, предлагающее "накатить по маленькой с Володей и Осей"
(не стоит это сваливать на "эффект табачного дыма и косо падающего света"), и Он, настоящий лирический герой,пьющий полстопки, для которого вечное - это лирическая героиня.
Столетия и каждодневное для героев этого стихотворения - явления одного порядка,
ведь главное, они любят друг друга.
И никто меня не убедит, что это не так.
нарисуем на старых стенах блужданье трещин что уводит от мира этого в мир иной
нам за гранью земных страданий уже обещан одичавших садов коричневый перегной
наберёмся отчаянной смелости ранним утром наберёмся как молодого вина грузин
нам дорогу укажут фигуры из камасутры и расплавленные часы с дорогих картин
набросаем полётный курс для ковровой моли на засиженных мухами кальках астральных карт
испуская микрорентгены и ми-бемоли в наш затерянный край возвратится горбатый март
и поскачут хромые козлы кривоногих будней под размашистый росчерк могучих имперских виз
но возврата к пушинкам снега уже не будет - мусора алкаши домино и кошачий визг
осторожно подкравшись отрежем ван гогу ухо разольём на троих мутноватый эфирный спирт
но найдём идеального донора - винни-пуха и утраченный член будет гению вновь пришит
на заборе напишем слова а потом портреты пастернака волошина хармса и маршака
и они из могил восстанут чтоб нам за это дать доской от забора забористого пинка
и в глазах закружатся круги белоснежных пачек сигарет лаки страйк и танцующих балерин
если сердце взорвётся от радости это значит не коньяк в чёрном кофе был а нитроглицерин
Не знаю, каким было исходное послание инопланетян, а расшифровка получилась очень достойной.
Похоже, инопланетяне долго жили на Земле и отлично ориентируются в земных реалиях.
Каждая строка текста - две строки стихотворения. Возможно, это твердая форма типа нашего сонета
у высокопоэтичных пришельцев, не буду ломать по этому поводу голову: есть гораздо более интересные поводы для мозговой работы - содержание послания.
С первой строчки "блужданье трещин" настраивает на нетривиальность образов и поэтических приёмов.
Во второй строке узнаём, что не так уже и много ждет ушельцев "за гранью земных страданий" :
"одичавших садов коричневый перегной". Стоит ли уходить?
Похоже, им не очень и хочется, но надо.Отчаянно смелые, как выпивший молодого вина грузин,
наши пришельцы-ушельцы проделали путь на "ковровой моли" , и похоже, вернулись в исходную точку.
Такое бывает. "Горбатый март","хромые козлы кривоногих будней". Здравствуй, Земля!
Но какое-то время прошло,"возврата к пушинкам снега уже не будет". Как-то пессимистически настроены бравые ребята. Но скучать они не намерены, и развлекают себя не совсем правовыми методами -
от отрезания ушей до оставления автографов на заборе.За что и были наказаны поэтами(кто ещё
способен остановить беспредел? ). Последняя строчка намекает нам на то, что все предыдущие
перипетии сюжета вполне могли являться следствием превышения дозы коньяка в кофе.
А нитроглицерин? Это уже чтобы нейтрализовать действие кофе с коньяком: сердце ведь не пламенный мотор:)))
Прошу прощение у автора за вольное прочтение шифровки.
Получила настоящее удовольствие, читая это произведение. Каждая строка - вкусность, а все вместе
экзотическое инопланетное блюдо, хотя в нем явственно чувствуется основа - ирония.
Взгляд в прошлое. Взгляд в детство. Немного грустный, но светлый.
Проходят перед глазами симпатичные персонажи: от соседки до шкодного кота Бусика.
Детали, мелочи делают картину выпуклой и осязаемой. Жизнь состоит и состояла из мелочей.
Тревожно звучит последняя строка:"И мать живая...". Многоточие - мост в настоящее,
где всё уже не так.
спой о том, как трудно резать плоть живую ради мяса,
и о том, как сладко мясо на молоденьком ребре.
Расскажи весёлый триллер о родившихся до срока,
ускользнувших из сансары тёмным карпом в водопад,
пусть года твои считает не кукушка, а сорока,
я же буду слушать сказки, улыбаясь невпопад.
Мы из тех, кто добровольно подчиняется законам -
раз поверили Ньютону - то назад дороги нет.
И вообще, мы крайне редко появляемся на свет.
потому что слишком больно карп становится драконом.
В каждой строке первого катрена - пара образов:титан - серебро, сметана - добро, плоть - мясо.
При этом мясо автор, почему-то, оставила без рифмы, оно явно вызывает у Key Koree неприязнь.
Титан противопоставлен серебру, а обезжиренная сметана так же плоха, как и безбашенное добро.
Этот катрен - запев, он готовит нас к чудесам.
Во втором катрене появляется хитроумный карп, года которого способна сосчитать только сорока.
Не просто так он появился!
И третий катрен подтверждает: не просто так - карпу суждено стать драконом, но не банальным чудовищем, а законопослушно верующим в земное притяжение. А при чем тут луна? По-моему, всё ясно:
такая сказочная история может сочиниться только при свете луны.:)))
Надеюсь, моё толкование не обидело ни автора, ни дракона с карпом.
Почему-то после прочтения сразу вспомнилось "Скрипка и немного нервно":
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Лирическая героиня стихотворения "Практически на пределе" похожа на скрипку: нервная, томная, грациозная. А лирический герой - чистый барабан:ехидный, лысый. Дуэт не сложился. Дама обижена -
килька выступила орудием возмездия. Стоп-кадр. Перемена декораций. Скрипка готова к новому дуэту,
возможно, ей повезёт со следующим визави, у неё хватит сил, ведь "практически на пределе" -
это не на приделе. За кадром мелькает ироничная улыбка автора стихотворения.
У Курильчука Виктора Петровича свой особый почерк в поэзии. Его не спутаешь
ни с кем из авторов СИ и не только СИ, мне кажется. Неожиданные образы, метафоры,сравнения,
короткие насыщенные строчки, филигранная работа. Конкурсное стихотворение - тому пример.
Луна - заблудившаяся паломница, именно такая луна должна быть в стихотворении
про ссыльный колокол. Последняя строка - шедевр аллитерации. "Лето. Лет полёт" . "Л" и "т" -
твердость и мягкость, само время отразилось в этой строке.
Не смогла расшифровать слово "пикулечка". Что за птичка такая?:)))
Может быть, за расставаньем будет встреча в ресторане, и уже почти на грани, обрывая чувства нить, я скажу тебе: "Родная, жизнь - как кукла
заводная, если сломана пружина, ничего не починить".
По сюжету здесь положен черный ворон, острый ножик, и кому-нибудь по роже тоже надо надавать, но не взять судьбу измором, ворон жахнет
"невермором", на прощание с укором пожелает "...твою мать". Как веревочке ни виться, но повторно не влюбиться, черный ворон - только птица,
и неумная притом. В этой жизни мало смысла, только буковки и числа, рак когда-нибудь, да свиснет, но ведь ты тут не причем.
"долгих строк кровосмешенье" дало вполне неплохой результат. Прощание-прощение прошло в дружественной теплой обстановке, хотя на результат, отнюдь не радостный, это не повлияло,
но ведь так и положено по сюжету. Вороны и раки - не самые приятные представители фауны, их присутствие приводит к спорному утверждению "повторно не влюбиться", ЛГ , явно в пессимистично-мрачном настроении: "В этой жизни мало смысла, только буковки и числа"...
Хотя ситуация не безнадежна: "рак когда-нибудь, да свистнет", но в этом не будет заслуги ЛГ.
Такой вот "невермор". Гнать надо этих каркающих глупых птиц.
Про эту войну уже написано не мало. Но автору стихотворения удалось сказать по-своему,
найти особенные детали и краски. "Вкус страха", "озноб в ожиданье врага", "крови вкус на губах",
"вкус облаков, что я вижу, дрожа".ЛГ - не герой без страха и упрека, он - обычный человек, солдат, вынужденный воевать на чужой земле.
Последние два катрена выделяются. В предпоследнем говорится о подвиге лейтенанта, который,
мне кажется, спас ЛГ и не только, ценой своей жизни. И именно от сознания непоправимости,
невозможности изменить это событие безнадега лирического героя в финале стихотворения.
Не помнить - нельзя и помнить - нельзя. Трагично, но это - реальность для афганцев.
"День Не". День невезения? Подпольный игорный клуб. Лысые миллионеры, услужливые крупье.
Загнивают потихоньку. Аллегорическая щука - русский мафиози. Но от судьбы не уйти, что в данном случае радует. За жабры их всех, зубастых, за жабры!
Заинтересовалась месяцем крысенем. Нашла его, но как "кресень".
Летний морской пейзаж. Главный персонаж его - солнце. Оно не апельсин, как обычно, а малина,
причем, спелая. Солнце на закате. ЛГ с солнцем - на ты, оно не божество, а усталый труженик,
растивший "деревья и кусты", сушивший "бельишко и холсты", не умчалось
на золотой колеснице вечером, а "плюхнулось в кровать". Мы не против, пусть отдохнет.
Вода - стихия, которую человек, как бы, приручил, заставил себе служить.
"В тюремной робе труб теку, куда прикажут," - как бы, смирилась вода.
Но это смирение - показное. В душе вода - бунтарь, этакий Монте-Кристо.
Свобода манит и ждёт. Фонтан - идеал, к которому стремится водопроводная струя,
упорно трудясь много лет("капля камень точит").
Будет радость, и сверкание брызг. Ура. Правда, сантехник Петрович - против,
но никто не спрашивает его мнения.
Представила этот фонтан - и отступила жара. Спасибо автору за перевод монолога
с водяного на русский:)))
В годы моей юности школьницы хотели стать или врачами или учителями, иногда - инженерами или летчицами. Сейчас почти все юные красавицы видят себя в будущем моделями или визажистами.
Представила себе жуткую картину: по улицам, как по подиуму походкой "от бедра" с идентичными улыбками на лицах шагают к своему счастью блондинки платинового оттенка. К этим грустным размышлениям подвёл меня Андрей Анатольевич первой частью своего стихотворения, живописав
конкурс "Мисс Совершенство".
И , как бальзам на душу , вторая часть, в которой описан образ совсем другой героини: живой, озорной, возможно, далеке не совершенной, но оказывается, именно такая обосновалась в снах лирического героя, и именно о встрече с ней он мечтает. Будем надеяться, что лирический герой не одинок в своих пристрастиях.
Так как в прочтении стихотворения возможны варианты, представлю ту варсию, которую выбрала я:
Осталось пару лир - трагический сюжет
лирическим крылом заденет невзначай.
Туманных островов уже в помине нет
и может не ронял корону молочай.
Паяцы и шуты в провинции моей
вещают и трубят - искусственный аллюр -
на склонах всех холмов где ветры всех морей
пытаются найти обрывки увертюр.
Осталось пару слов - пора произнести.
На сковородке дня яичница и лук,
и темное мерло зажатое в горсти
хранит мое тепло как самый верный друг.
В первом прочтении я всегда воспринимаю стихи Виленкина Нахума, как музыку с прекрасной мелодией.
Она льётся и хочется просто слушать. Потом возникает желание перечитать и вслушаться в слова,
вникнуть в смысл, расставить знаки препинания так, как подсказывает собственное разумение.
Возможно, оно не совпадает с авторским.
Это стихотворение о том, что осталось...Мало или много? Плохого или хорошего?
Ответов нет. Читателю автор предлагает решать самому.
В данном произведении три катрена, на мой взгляд, довольно независимых друг от друга,
причем, второй более независим, чем первый и третий, его можно изъять, и тогда получится
восьмистишие:
Осталось пару лир - трагический сюжет
лирическим крылом заденет невзначай.
Туманных островов уже в помине нет
и может не ронял корону молочай.
Осталось пару слов - пора произнести.
На сковородке дня яичница и лук,
и темное мерло зажатое в горсти
хранит мое тепло как самый верный друг.
Что осталось? Пару лир, пару слов.
Такое моё логическое прочтение.
Но стихи Виленкина не укладываются в логику. Я давний и верный поклонник его поэзии.
Это именно поэзия. Тайну её ощущаю, чувствую, но расшифровать словами - не в силах,
да и не хочется. Нюансы парадоксальных противоречий трагического сюжета с лирическим крылом
завораживают."Корона молочая", "обрывки увертюр", "на сковородке дня яичница и лук",
"темное мерло зажатое в горсти" - сочетания слов, рождающих живые образы.
Не могу сказать, что жизненная позиция и опыт героини этого стихотворения мне близок
(у нас были,явно, разные учителя), возникает позыв оспорить, хотя такой взгляд на
доброту к себе и доброту к другим, несомненно, интересен. Мне кажется, доброта к себе
не заключается в потакании "своим желаньям, слабости, бессилью", а наоборот, в преодолении
их, по крайней мере, слабости и бессилия, ну а желания бывают разные. Каким-то не грех уступить,
а с какими-то стоит и сразиться.
Во второй части говорится о "доброте к другим", которую внушали "бесцеремонно строго", тут, повторюсь, лирической героине явно не повезло с учителями. Действительно, такой навязанный
груз - непосилен.
Поэзия - это возможность посмотреть на мир и людей в нём другими глазами,
ощутить чужими чувствами, понять чужим умом. Наталья Алексеевна в полной мере
предоставила мне всё это.
Маленький экспромт-шутка, родившийся после очередного прочтения стихотворения:
Настоящая мужская позиция у лирического героя стихотворения: долги надо отдавать,
даже если постичь не можешь почему должен. Должен и всё: понять нельзя, надо принять как аксиому.
Вторая часть показалась мне несколько нелогично выстроенной и слегка неуклюжей.
То,как я поняла эту конструкцию:
Мы хотим отдавать,
ничего не прося,
наш бессрочный заём,
что бы в жизни ни встретилось.
Будь то сын или мать,
даже просто друзья -
мы всегда отдаём,
сохраняя преемственность.
В третьей части вначале идёт повтор-усиление тезиса о том, что настоящие мужчины
ответственно платят свои святые и священные долги.
В финале - вывод: сколько не плати - всё равно останешься должен. Долг - это то наследство,
которое передаётся детям. И это правильно. Человек без таких долгов - законченный эгоист,
ледяной король в башне из черного дерева.
Лиричное, неторопливое, как сказ, стихотворение о лете. В нем соединились грусть и гордость
провожающего "невесту к венцу": так должно быть. "Спелость и зрелость" - отличное приданое.
Лето поменяет фамилию, станет осенью. Так положено в природе. Жизнь продолжается:
По образу и подобию.
Люди забыли себя
В пером восьмистишии мы знакомимся с лирическим героем стихотворения.Сразу понимаем, что он не совсем обычен. И то , что он лепит из глины-времени Бога, не становится неожиданностью:
он достиг вершины, у него на одно ребро больше и звёзд на одну больше, чем снежинок у зимы,
но это не принесло,видимо, лирическому герою счастья. ЛГ обращается к своему лично созданному
Богу:"Спаси меня, если хочешь...". Если хочешь, то есть, если достоин спасения. Спаси от чего?
От того, что время "тяжелый пласт глины"? От неверия в собственные силы? Ведь "по образу и подобию".
Образ есть, подобие не достигнуто.
В финале лирический герой окончательно отбрасывает всё земное, остаётся душа, которая плачет.
И приходит понимание. "Люди забыли себя", и поэтому не могут стать подобием Бога, вылепить себя из глины-времени. Получается образ, но не суть.
Интересно применен приём повтора в композиции стихотворения.
"Слепыми пальцами рук перебираю ребра -
Их у меня на одно больше, чем у другого мужчины."
"Слепыми пальцами глаз перебираю звезды -
Их у меня на одну больше, чем у зимы снежинок."
Строка "Люди лепят из глины себе подобных." закольцовывает основное содержание
стихотворения,а "Время лежит на мне пластами тяжелой глины" и "Люди забыли себя. У них не выходят Боги." лежат, как бы , вне кольца. Начало и финал.
Интересный замысел и реализация ему соответствует.
Почему-то после прочтения этого стихотворения вспомнились две картины: "Сон разума рождает чудовищ"
и "Похищение Европы":)))
Стихотворение льётся предложением-речитативом, не давая читателю возможности перевести дыхание. Описание мира-больницы перетекает в картину поимки души с последующей её дрессировкой и приучением к присущему этому миру распорядку дня и , без передышки, к заявлению
владельца души о том, что он её непременно похитит. Уф! Все точки боязливо сбежали в конец стихотворения, образовав там многозначительную группу.
Поэтических находок у автора на этом нелегком пути немало:"сопливится лунное чудо",
"буйной луны колесо" (почему-то луна находится сразу в двух соседних палатах, наверное,
видимая сторона - в одной, обратная - в другой),"вечно живой белоснежный главврач",
"неподъёмная тяжесть мелодий"...
Четверостишие:
Санитары читали ей лекции и рефераты
О воздействии вредных привычек на статус души,
Возвращал её к жизни бессмысленной реаниматор
И окурки о нежность душевную грубо тушил
на мой взгляд, особенно фантасмагорично и , поэтому, так ярко рисует абсурдный гротескный мир,
в котором оказалась беззащитная душа.
В общем, есть о чем поразмыслить и чем восхититься, перечитав и отойдя от легкого шока.
Разговор с душой. Лаконичный и негромкий(по другому с ней не получится) - не любит душа пафоса.
ЛГ призывает жить душу вчерашним и возможным(так спокойнее), понимая,
что это для души - неприемлемо.
Старинная песня, можно даже сказать, баллада. Лирическая героиня не любит апрель, ведь это месяц окончания долгого ожидания, самый длинный из месяцев жизни. Но май - наступит, вернется тот, кого
ЛГ ждала и всё будет замечательно. Стиль баллады хорошо выдержан, образы апреля, мая, самой
лирической героини и её рыцаря-мужа прорисованы поэтическими красками. Вспомнился "Плач Ярославны":
вечная женская судьба ждать любимого.
О времени и о себе. Время - дар, придуманный "за нас" круглым, без начала и конца.
Река любви течёт сквозь время, и ЛГ хочет, войдя в эту реку, достичь мудрости.
Это не очень скоростные действия, поэтому, несколько противоречивым смотрится следующее
желание ЛГ : на всём скаку повернуть время вспять. Но ЛГ верит, что, ей это удастся:
года растают и уйдут, оставив "кусочек Вечности", в котором время не будет иметь значение.
Надо только "до Веры в это снизойти". Это придумано "для нас". В общем, всё в этом мире
устроено не плохо. Жаль, что совсем не простая это истина.
Было спето в весёлой песенке. Но у каждого человека своя любовь, неповторимая для него,
и о ней хочется говорить стихами. Перед нами образец таких стихов. Переживания ЛГ взяты в кольцо строками:
С любовью смириться трудно.
и
Не будет в ответ любви...
Понятно, что ничего радужного внутри текста ЛГ не ожидает."Сердце горит тоскою" -
краткое содержание чувств ЛГ. Ему сочувствуешь, и хочется дать совет выбрать другой объект для любви, а не ту, про которую ЛГ говорит:
Зыбкая неопределенность царит в этом стихотворении: что-то разбилось,кому-либо, "о чём-нибудь напоминает".
ЛГ пытается разобраться в этой зыбкости. На небе нет "чёрной прозрачной луны", возможно, это она разбилась на такие мелкие части, что "память о ней затерялась". Версия оказалась ошибочной.
Оказывается - "это простые осколки чёрных окон", через которые "можно безнаказанно смотреть на солнце". Зачем? Возможно, это красиво. Исследование закончено на полуслове. Зыбкость бытия победила ЛГ, но в память о попытке исследования в вазу будет поставлен "маленький красный цветок".
Осень. Одиночество. Пустота. Картина печальная и в то же время умиротворенная.
"Крышу дом наклоняет к реке","капли точат углы старых крыш" - авторские находки, на мой взгляд.
А "за рассветом,мчусь за тем, что уже не вернуть" - звучит ка-то не очень красиво.
"Больше песен не хочется петь" ассоциативно извлекло из памяти:
Разговор. С другом? С любимой? С юностью?Воспоминание о длинных годах, которые прошли.
А теперь годы короткие. И это - правда(по себе знаю, как это не печально сознавать).
Последние восемь строчек просто и правильно описывают из чего складываются эти годы.
Особенно тронуло меня финальное четверостишие и , действительно, "возраст - непрошенный гость".
Но его не выгонишь.
Простое, совершенно не пафосное стихотворение о войне. Но очень живое:
я увидела и танки-динозавры,и "измождённую винтовку", и юного борт-стрелка, и тех, кто "тисками сжавши зубы",положил на могилу детские стихи. Чьи? Мне подумалось, что автор их прошептал перед своей гибелью.
Грустно и светло после прочтения этого стихотворения.
Уходит лето и с ним летняя любовь, разрывая болью сердце. "Еще не чужие, уже не вполне друзья",
"уже не родные, еще не совсем враги" - ЛГ всё прекрасно понимает, хотя от этого, конечно, не легче.
Она уговаривает себя, пытается свести всё к игре:
Разыграна партия. Разного цвета масти.
У каждого свой - не один на двоих - пасьянс...
В финале - надежда на будущее смешана с горечью непоправимого "но больше не будет нас".
Не будет именно этой любви, поэтому мир станет беднее на один оттенок счастья.
Грустная, как первое дыхание осени, история.
Три терцета. В каждом - совет, за которым следует вопрос. Прямо тестирование психологическое.
Ответов мы не слышим, но тестирующий делает свои выводы касаемо тестируемого:
Спеша, но все-таки откликнитесь на боль.
И в конце подводит общий философский итог:
Жизнь пахнет жизнью, а не сонною мечтой.
Пожалуй, у нас нет причин с этой сентенцией не согласиться.
Обычно черное противопоставляется белому. В этом стихотворении черно-белое объединяется и
становится антиподом цветному, яркому."Немое черно-белое кино" - синоним печали. Вызывает
некоторое несогласие такой подход(вспомнила Чарли Чаплина).
"Радуга погружена на дно". С этим надо что-то делать. И ЛГ предлагает план. И главный пункт
в нём: признаться в любви своему отражению, т.е. себе. Тогда на дно уйдет уже чернота.
Возникает вопрос, куда последует белизна, ведь было же черно-белое, и что это за дно такое?
В финале - вариация начала стихотворения с рецептом того, как сделать жизнь светлей.
После прочтения осталось ощущение, что автор слегка запутался в цветах и оттенках:
белый - тоже светлый. Или нет?
Пытаясь понять, что такое любовь, человек набил себе не одну шишку и сломал
не одну извилину в мозгу. Исписано немыслимое количество бумаги, фиксируя эти попытки
в стихотворной и прозаической форме. Читая эти отчеты мы надеемся найти что-то такое,
что нам доселе было бы неведомо. И что интересно, наши надежды часто оправдываются.
Из этого стихотворения я узнала, что:
Любовь, это слишком просто -
бросая себя на ветер,
зачёрпывать душу горстью,
легко разбегаясь в лето.
Интересный способ сделать любовь простой. Но это - для летней любви, например, курортного романа
(я так полагаю).
Обычно любовь - это больно и сложно . ЛГ убедительно обосновывает и эти тезисы.
Последнее обоснование мне очень пришлось по душе:
менять и меняться вместе,
и чем-то предельно важным
назначить простые жесты.
хотя последний тезис мне кажется неподходящим для этого обоснования,
я бы к этой расшифровке приложила:
Любовь, это очень нежно -
менять и меняться вместе,
и чем-то предельно важным
назначить простые жесты.
ведь при нежной взаимной любви влюблённые незаметно меняются и становятся в какой-то мере
одним целым, и любой жест становится важным для их любви:)))
Перечитав в очередной раз стихотворения, поймала себя на мысли, что его содержание
перекликается с содержанием "Безымянная звезды". ЛГ - этакая Мона 21 века.
Слегка напрягает обилие уменьшительных суффиксов в первой части стихотворения, хотя они и служат дополнительной характеристикой ЛГ. Не зря ученицам младших, а особенно старших классов запрещалось ходить на вокзал.