Возможно, я буду в сотый раз повторять уже кем-то давно написанное... Возможно, вообще спорю несусветную глупость, но все же надеюсь, что ни первого, ни второго со мной не произойдет. Все, хватит кружить вокруг да около. Перехожу к делу, а дальше - будь, что будет, поскольку речь сейчас пойдет о самом наболевшем, о штампах - биче всех времен и народов. Честно признаюсь, сама не могу избавиться от этих надоедливых штучек хотя бы потому, что не всегда знаю, а штамп это или нет. В одном я уверена точно: речь героев не может быть штампом, а вот откровенной тупостью или нудностью - запросто. Конечно, если какая-то общеизвестная фраза или присказка давно всем приелась, то автору нет особого смысла концентрировать на ней внимание читателя. С другой стороны, если рассказ - быль, и в нем описывается реальный человек, который на самом деле именно так и говорил, то тут уже из песни слов не выкинешь.
Совсем другое дело - злостные штампы в словах автора. С ними надо нещадно бороться, только, прежде всего, необходимо четко определить, что есть штамп, а что таковым не является. Вот тут-то, на мой взгляд, и начинаются сложности. Одно слово не может быть штампом (слова так или иначе повторяются, а новых рядовому графоману изобретать не положено), значит, штамп - это фраза, несколько связанных по смыслу слов. Но каких именно? Вероятно, употребленных кем-то раньше. Причем неоднократно, иначе это будет неизвестно широким кругам читателей и критиков и они не смогут бить себя пяткой в грудь, утверждая, что это стопроцентный наглый и злобный штамп. Тогда надо, чтобы кто-то (лучше всего специально уполномоченный комитет) определил, сколько раз можно употребить ту или иную фразу, чтобы она стала считаться штампом. Можно также издавать брошюры, в которых будут приведены списки наиболее страшных речевых штампов и размер денежных штрафов, взимаемых за употребление тех или иных фраз. :)
Теперь чуть серьезнее: я автор. Я пишу, допустим, рассказ про дерево и, нещадно терзая бедный мозг, денно и нощно ищу оригинальные эпитеты этому прекрасному творению природы. Внезапно на меня снисходит озарение, произведение готово, но... Очень быстро выясняется, что, стремясь писать простым, доступным языком, не залезая в дебри и не выдумывая что-то особенное, мое дерево оказывается от корней и до самой макушки обвешанным штампами. Да, о деревьях много писали, да, перебрали все возможные и даже не очень подходящие сравнения... Что же делать? Безусловно, надо придумать что-то новое, эдакое заумное, что еще никто не удосужился вообразить. Думаю, долго, упорно, голова трещит, мозги кипят и в итоге на свет рождается такая несусветная чушь, такой бред и несвязуха, что штампами тут не пахнет на многие километры. Довольно потираю руки - дело сделано. Читатель в ужасе. Зато оригинально, ново и коряво. Неповторимо.
Через некоторое время после долгих раздумий, почему не читают, не понимают и ругают, сам собой напрашивается вывод - надо писать осторожно, без особых штампов, по-новому, но и не отходя далеко от принятых неизвестно кем стандартов. Это скользкая дорожка, но других нет. Вот и ходят, спотыкаются, падают, набивают огромные шишки начинающие и не очень писатели, ищут, чем бы поживиться, разыскивают среди незатасканных до дыр словосочетаний подходящее, подбирают, что другим не подошло, и пытаются как-то приладить себе. Ведь писать-то жуть как хочется. Хочется сказать миру что-то свое кровное, неповторимое и очень важное. Но злые штампы подстерегают за каждым углом, в каждой канаве, абзаце, мысли, предложении, хватают облюбованную писателем фразу и вонзают в нее свои мерзкие клыки, рвут слова на клочки, втаптывают их в грязь, а мелкие кусочки развеивают по ветру - пусть все знают: такая судьба ждет каждый гладкий от заезженности словесный оборот. Только много остается на Земле непосвященных, которых незнание не спасает от ответственности. Они бережно подбирают обрывки слов и снова составляют из них фразу, и снова безжалостные клыки обрывают ее жизнь, и цикл повторяется, как повторяется все в этом переменчиво-постоянном мире. И получается, что выхода нет, что на чужих ошибках не научишься, а свои совершать ох как не хочется. И остается лишь один беспомощный вопрос: что делать? Или решительный протест: да пошли бы все на фиг! Только вот штампам от этого ни тепло, ни холодно. Они живут себе и посмеиваются над нами, людьми, создающими и ненавидящими их, присуждающими им категории по степени злостности, по привычке повторяющими замызганные фразы изо дня в день, называя их присказками. И эти многократные повторения не проходят бесследно - штампом становится образ мыслей, поведение, стиль жизни, судьба человека. Обидно, но штампы не могут без нас, а мы не можем без штампов. Вот такая вот, как говорит Гоблин, загогулина.
А, может, ребята, давайте жить дружно? Хоть не со штампами, так друг с другом. Перестанем обвинять ближнего и нижнего в штамповке проштампованных текстов, а конкретно разберемся, что делать не надо, что надо, а что крайне нежелательно. Где залежи штампов, а где чистый, незамутненный источник свежих мыслей и образов. Не знаете? Зато штампы в чужих текстах вам хорошо видны. Ну что же... Тогда все останется по-старому: будем полагаться на свое чутье, а если оно подведет - иногда прислушиваться к советам друзей, но в основном посылать всех на фиг. Ведь свое мнение - это не чье-то, значит, не штамп, значит, можно, значит, на фиг!!!