Гегель, возможно самый близкий мне мыслитель. Он практически доказал, что дух (антропосфера, ноосфера) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ результатом эволюции. Остается лишь добавить, что в каждой новой биосфере абсолютный дух ищет снова и снова сам себя. Так миллиарды лет во Вселенной.
В курсе математики школьники знакомятся с методом приведения к абсурду. А ведь он там хоть и важный, но косвенный, тогда как в литературе он едва ли не главный.
Поэтика абсурда по ошибке приписывается одному лишь нынешнему времени. Но почему собственно? Разве Сервантес или Достоевский не владели методом приведения к абсурду? Владели, и весьма умело. Все произведения мировой литературы так или иначе связаны с поэтикой абсурда. В одних более проявляет себя абсурдостремительность, в других - абсурдобежность. Но есть во все времена и очень яркие образцы абсурдостремительных и абсурдобежных сюжетов. О них и пойдет речь. Поэтика абсурда не является чем-то абсолютно непознаваемым, напротив, она в своем историческом бытовании имеет четкую структуру, исследование которой поможет понять многие произведения и понять процессы, происходящие в литературе и культуре в целом.
1. В художественной литературе существует традиционный метод смысловой редукции, аналогичный методу приведения к абсурду в математике и логике (reductio ad absurdum). В результате образуется абсурдная реальность - художественное воплощение искомого противоречия. Указанный метод использует художественный материал для создания особого рода внестилистической пародии и проявляет себя в лучших произведениях эпохи как предостережение и как пророчество.
2. Метод приведения к абсурду в художественных произведениях, аналогичен такому же методу в математике и логике, но имеет свои, художественные особенности.
3. Во многих произведениях можно проследить процесс развертывания эпистемологической метафоры с целью создания абсурдной с точки зрения здравого смысла художественной реальности .
4. Поэтика абсурда - явление поэтическое и, одновременно, логическое, метод и, одновременно, феномен искусства, она демонстрирует процесс уничтожения смысла.
5. Сознавая недостаточность социологического и психологического подходов к проблеме, предлагаю взглянуть на поэтику абсурда как на метод выведения абсурда не из социальной действительности, а из эпистемологической метафоры, которая сама по себе не является абсурдной. Поэтика абсурда обретает качественные и сущностные характеристики лишь в процессе художественного воплощения.
6. Между семантическим сумбуром и абсурдом существует существенная разница: первый не требует присутствия второго предмета. В то же время абсурд требует. Он требует стройных логических построений, которые ведут к противоречию. Причем не просто к противоречию - эпистемологическому тупику.
7. Поскольку метод приведения к абсурду эпистемологических метафор встречается в мировой литературе столь же часто, как в математике и логике, исследовать его имеет смысл.
8. На наличие метода приведения к абсурду в художественном произведении указывает эпистемологическая метафора, лежащая в его основе, и логический тупик, к которому приходит герой в результате ее развертывания в сюжете. Но этим чаще всего метод не исчерпывается. Герой в своей абсурдной логике идет до конца, то есть действует уже от абсурда. От абсурда действуют и герои постабсурдистских произведений, когда априори принято, что мир абсурден.
9. Если после логического или нравственного тупика, к которому пришел герой, автор продолжает вести повествование, то он уже действует в рамках постабсурда.
"Если у нас из стихов Маяковского один выхлд- в действие, то у самого Маяковского из всей его действенности был один выход - в стихи. Отсюда их ошеломляющая физика, их подчас подавляющая мускулистость, их физическая ударность" (М.Цветаева)
Мэоническая легенда встречается в символизме достаточно часто, а вот распознать ее довольно-таки трудно. И уж конечно, если искать, то у теоретиков ее. Однако... есть же в символизме символы, то, чем они друг с другом перемигиваются, другим не понятные? Следовательно, не только у теоретика мэонизма, а и у других символистов может вполне быть мэоническая легенда.
Подготовка к ЕГЭ. Разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" и сопоставление приемов изобразительности, подтекстов с современными авторами. Особенности организации пространства.
Никогда не думала, что Лотман не просто ошибается, а делает это специально. Его разбор дуэли Ленского и Онегина построен неряшливо, наверное, чтобы мы догадались.Не все же литературоведу объяснять самому, читатель тоже должен включать голову.
Письмо Татьяны Оненину, равно как и ария Ленского - просто переполнены общими местами романтизма. У Ленского по большей части - немецкого, у Татьяны - англо-французского.
Критики не разгадали, не могли разгадать по существу, у них не хватило фантазии предположить, что Плюшкин- бог этого мира, скупой, в одежде философа, презирающего богатство и не дающий дьяволу повода возвыситься над ним хоть в чем-то - а мертвые души, да, пускай забирает. но им не хватило фантазии понять, что немая сцена в "Ревизоре" - это страшный суд Микеланджело. Им не хватило фантазии, чтобы увидеть в Хлестакове настоящую тайную полицию. Умело скрывающую себя под маской прощелыги.
В романе Шолохова есть понятие подсознательного, известное в то время только в узких кругах специалистов пот психоанализу и психиатрии. Шолохов показывает между волевыми и автоматическими действиями, словно подтверждает страница за страницей теорию, что революция - это патология.
Борьба за право ноосферы быть сопровождается реакцией биосферы. Сейчас - слишком опытной и сильной реакцией. Как бы нам не лишиться последней надежды на гения эпохи.
Это петербургская повесть - одна из цикла, являющаяся ответом Пушкину. Петербургский климат. Мороз - кто его наслал? Бог. Для чего? для того, чтобы самый мелкий чиновник задумался о новой шинели. Для чего? для того, чтобы исправить человечество, которое хуже и злее этого мороза.
Поэтика абсурда как метод создания шедевров. Наш мир действителен и разумен, абсурд только влияет и меняет, от частоты его влияния на мир зависит наше ощущения так называемой абсурдности мира, на самом деле неустойчивости смыслов
Алексей Ганин и его судьба - все могло быть совсем не так, как изучено. Документы допроса могли быть написаны под диктовку начальства, рукопись манифеста - не достойна поэта, с белогвардейских листовок и слишком обща. Одни загадки, когда человек попадает в 10 круг инквизиторского ада и с «сектантами» говорит на человеческом языке. Несовпадение. А когда преподавателей спрашивают о высокой поэзии Серебряного века, и они называют Ганина, это несовпадение становится роковым.
После "пяти виселиц на Кронверкской куртине" (М.Волошин), смертная казнь становится в России символом кровавой кровавого и жестокого противоборства между правительством и оппозицией, борьбы государства с собственными гражданами, борьбы, которая в ужасающих формах реализовалась после Октябрьской революции и не прекратилась и по сей день.
Пушкину миллиарды лет. И наша вселенная уже много раз проходила через абсолютный нуль, но то. что содержится в ноосфере, не теряла никогда - библиотеку в ее цифровом коде.
Именно из-за пренебрежения к методологии создания произведений, игнорированию понятия "замысел", теоретиками до сих пор не была обнаружена структура, которая является виновницей деструкции. И тем не менее она есть. Это вирус абсурда. В книге мы попытаемся изложить общие принципы его бытования, то есть не ограничимся методологией, но и приблизим ее максимально к науке о стиле, которую сейчас в Европе принято называть Humanities and arts .
На самом деле даже из читающих Бродского читателей у него мало, потому я и не верю в то, что Бродский аж имперский поэт. "Как минимум, чтение поэзии - процесс поразительного языкового погружения" (Бродский). И кто в Америке способен с головой погрузиться в чужой язык, если и свои не все, а лишь включенные в среду способны это сделать.
Отрицание Гегеля как бунт против него или небрежение им - стоит ли заострять внимание на эти факты истории философии? Каждый человек в своем самосознании проходит все стадии развития духа мировой истории, и все через антитезис, и каждому развивающемуся философу нужно пройти бунт против Гегеля, однако зачем на этом останавливаться историку философии и утверждать, что здесь во взглядах новоиспеченного философа уже есть что-то, достойное внимания и занесения в энциклопедию? И зачем это истории философии? Нельзя же в историю развития мысли включать постоянно процесс школьного и вузовского образования каждого индивида. Подлинная история образования в онтогенезе не обладает реальным содержанием, отличным от уже имеющегося, поэтому ничего к Гегелю не добавлено, чего бы не было уже в нем. Но и бессмысленно превращать его в доксу - докса определяет историю на подведомственной ей территории, а Гегель мыслил парадоксами.
Поэмы Маяковского не о Лиле Брик, хотя и посвящены ей. Портретное сходство с Аполлинарией Сусловой позволяет говорить о глубокой художественной и стилистической преемственности.
Расовые и религиозные установки отчуждают человека от истории настолько, что он начинают действовать против абсолютного духа истории, против себя, общества и закона.
Человек- это время, более того, человек - это знание. Если он не время и не знание, то он не достиг вершины и лишь атрибут времени или субстанция знания.
"У России, как самой образованной стране в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопасности".
(Панарин Игорь. Технология Информационной войны)
Игорь Николаевич Панарин - политолог, профессор Дипломатической Академии МИД РФ, кандидат психологических наук, доктор политических наук, академик Академии Военных Наук. Автор книг "Информационная война и Россия", "Информационная война и выборы", "Информационная война и власть" и ряда других. Участник ряда крупных международных конференций (Австрия, Армения, Германия, Индия, Казахстан, Польша, США, Франция), на которых всегда выступал в защиту российских национальных интересов. Неоднократно выступал на ведущих российских телеканалах (ОРТ, НТВ, РТР), комментируя острые и актуальные проблемы современной мировой политики и нашей российской действительности.
"Лично для меня приключения - вторичны, главное - философия и психология литературных героев. Плохая литература для детей и подростков - это та, которую они не читают и не хотят читать. Такое иногда случается и с очень хорошими произведениями, которые написаны в целях одного только самовыражения. Но иногда самовыражение автора каким-то образом совпадает с мыслями и чаяниями читателя, и тогда происходит великое чудо успеха". Тамара Крюкова. Дискуссия на фестивале "БиблиОбраз"
Русскоязычный поэт - поэт не русский. За его видимой видимой логофилией прячется своего рода страх - страх сказать не по-русски. Это насилие над русским языком, основанное на страхе сказать неправильно, породило здесь массу художественных систем, вчитываться в которые чрезвычайно мучительно: режет слух. Может ли язык быть заложен в нас генетически? По поводу одного из аспектов исследования Кирилла Резникова Cоциобиология и проблемы этногенеза
Николаю Чуксину. Нет ни одного случая, когда бы чиновник в интересах государства предавался коррупции или был бюрократом. Напротив, он настолько коррупционер или бюрократ, насколько ему безразлична судьба отечества и насколько интересы государства для него являются делом второстепенным.
Есть у Алексея Качалова рассказ "Жизненная сила", который не мог не натолкнуть меня на новое политологическое измышление, поскольку именно в это время меня вдохновлял на споры о теориях и действительности еще один замечательный автор Самиздата - Михаил Буриданов. Через мою ленту френдов вы можете выйти на их страницы.
Какого конца истории хотите вы - по Марксу, по Достоевскому или по Гегелю - выбирайте сами. Есть еще, конечно, Чоран и Фукуяма, но это уже разновидности.
Некоторые выводы после прослушивания поэтов 2-го фестиваля поэзии ЖЖ "Каррент Поэтри - 2" и обсуждения вопросов, посвещенных сетевой литературе на фестивале "Липки", 16 июля 2005 г.
Письмо Алексея Виноградова раскрывает возможности фантастики генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая их из новых технических, прежде всего компьютерных, средств. Разумеется, такая позиция художника была порождена вовсе не потребностью насмешить публику трансплантациями чипов и шокировать публику странными существами на сайтах будущего , а найти замену набившим оскомину терминам из советской фантастики, не адекватным духу времени и чувству жизни рядового современного пользователя Интернета.
Как-то маленький лисенок из любопытства проделал лазейку в курятнике Стихи.ру. Оказавшись в курятнике, он сказал курам: — Добрый день! Но куры налетели на лисенка, стали махать на него крыльями, грозно шипеть и клевать его прямо в голову.
Чудачество - это проекция поэзии вовне бытия-на-бумаге и бытия-на-экране-монитора. Это нечто такое, что выделяет поэта в толпе, не дает его спутать ни с кем. Это такая внеманерность поведения, когда видишь: человеку нельзя мешать, он занят мыслями поистине непостижимыми, а в моменты, когда вдохновение отступает, человек томится над загадкой того, что он есть и что он создал
Почему в самом начале своей поэтической деятельности Барто была привязана к государственным ценностям, и почему после трагедии, отступив от них, стала писать вполне гуманистические стихи. Но особая проблема - почему сейчас востребованы только те стихи, которые отражали дух тоталитарного режима?
В дискуссионном клубе "Русского переплета" - обсуждение статьи Максима Солохина "Фрейд и Православие". Основная мысль статьи: между Фрейдом и христианством общее в сфере мучительной исповедальности, - человек во время психоанализа должен преодолеть в себе множество страхов и комплексов. По мнению автора, "собственно психоанализ есть некая АСКЕЗА УМА. Ум должен НАУЧИТЬСЯ НЕ ПРИНИМАТЬ ПОМЫСЛЫ к исполнению, а осознавать их как собственно помыслы, как психическое явление".http://www.pereplet.ru/text/solohin04feb04.html
Может ли быть в научном издательстве серия "Научная библиотека"? Если никаких больше связанных с наукой серий нет, то при определенной скидке на неопытность издателя - может. До 2003 года в издательстве "НЛО" все так и было, но вот в 2003 году появилась другая серия, претендующая на научность - "Очерки визуальности", вне серий выходят исторические обзоры А.В.Крусанова. По сути - это приложения к "Научной библиотеке", на деле - все это так или иначе "Научной библиотеке" противостоит. По какому признаку? Ненаучности? Маргинальности по отношению к главной и определяющей магистрали - литературоведению?
Вчера прочла теорию Володи Резниченко о том, что каждая буква имеет свое качество, сходное с ее звучанием и написанием. Я произнесла: Володя Резниченко, и мне послышалось - вечер. В каждом отдельном слове: Володя или Резниченко это услышать невозможно. Только вместе! Произнося имя и фамилию, перемешивая в них буквы и находя сопряженное звучание, я могу угадать главный образ поэзии автора.
Что чаще всего случается с великими произведениями искусства, если они созданы не на необитаемом острове и не снесены в лес для пользования зверьми и птицами, как это делал в свою бытность Леонардо да Винчи? Они тут же попадают под действие законов общества, государства и церкви, как это и описано у Александра Шленского в его произведении Художник, канонир и козни дьявола Также небольшой эскурс в способ постороения картины мира: Бухгалтер, паук и всеведущий Господь
Первоначально задумывалось как пародия на http://zhurnal.lib.ru/v/van_h/kh.shtml Но обрело главного героя и уплыло предельно далеко от Хармса. Так далеко, что Хармс стал персонажем страдательным, если не сказать трагическим.
Примечание: "Исход", "исхождение" называется ис-предметностью: “Если пристально вглядываться в какой-нибудь предмет, то этот предмет или фигура начнет оживать, вот что я заметил: из него как будто что-то выползает и весь он движется. Я рисовал этих движущихся “испредметных” - с натуры” (Валерий Падорга).
Жил в сети хакер с мировым именем Модем. Он взламывал любые пароли, добирался до любых баз данных и даже умудрялся вытаскивать информацию с компьютеров, не подключенных к сети. В свободное от своих хакерских работ время он занимался и общественно-полезной деятельностью: изобретал для вебстраничек удивительные вещи и открывал совершенно новые, никому не известные возможности интернета.
Администратор пришел на свой сайт Стихи.ру, огляделся и сказал: - Хорошо тут! Солнышко светит, птички поют. Он расстелил на солнцепеке свой матрас и стал загорать. Потом пришел Поэт, огляделся и сказал: — Хорошо тут! Солнышко светит, птички поют, Администратор на солнышке загорает, жмурится.