Мудрость Богатого Бездельника : другие произведения.

Комментарии: Что считается тоталитарной сектой по мнению Русской Православной церкви
 (Оценка:3.47*7,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Мудрость Богатого Бездельника (bogbezdel@list.ru)
  • Размещен: 29/07/2007, изменен: 29/07/2007. 28k. Статистика.
  • Эссе: Философия, Эзотерика
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Философия (последние)
    20:03 Колонтаев К.В. ""Окончательный крах марксисткой " (2/1)
    19:15 Ролько Т., Юрцва "Трансформации электрона и " (298)
    19:01 Никитин В. "Чего хочет Бог?" (3/2)
    18:51 Тишайший П. "Асимметричная справедливая " (221)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    01:05 "Форум: Трибуна люду" (884/37)
    01:04 "Форум: все за 12 часов" (376/101)
    00:36 "Технические вопросы "Самиздата"" (197/33)
    21:45 "Диалоги о Творчестве" (224/17)
    16:01 "Форум: Литературные объявления" (665/1)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    01:53 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (55/31)
    01:49 Стоптанные К. "Форум журнала "Горизонт"" (25/2)
    01:24 Лера "Облетели последние листья" (21/3)
    01:21 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (194/12)
    01:17 Баламут П. "Ша39 Стратегия и тактика противодействия " (572/11)
    01:14 Седрик "Список фанфиков с моими комментариями" (360/5)
    01:09 Васильева Т.Н. "Зажигалка" (53/1)
    01:06 Nazgul "Магам земли не нужны" (813/10)
    01:02 Оленникова О. "Размышления о жизни на Земле" (60)
    00:59 Улитина Н. "Краткие отзывы по конкурсу " (9/1)
    00:53 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (156/8)
    00:47 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (800/4)
    00:47 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (923/1)
    00:42 Панченко Г.К. "Краткий обзор рассказов Ад-" (3/2)
    00:36 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (197/33)
    00:35 Делириус M. "Не покинуть ли физическую " (4/2)
    00:35 Толстой В.И. "Флот в мире Аи Амт - военно-" (817/1)
    00:26 Тухватуллина Л. "Когда замерзает луна..." (19/1)
    00:02 Коркханн "Угроза эволюции" (783/42)
    00:02 Хохол И.И. "Над небоскрёбным эпатажем" (22/1)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    19:03 Jackallionravenv "Омен Iv: Возбуждение"
    17:47 Бородин С.А. "Родославия"
    15:14 Петри Н.З. "Колесо превращений. Книга "
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    2. Евгений 2010/09/02 17:36 [ответить]
      http://purl.fcla.edu/fcla/etd/SFE0000113
      
      NOAH PORTER
      Фалуньгун в США: этнографическое исследование
      Магистерская диссертация
      
      ГЛАВА 3: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
      
      Стр. 35 Классификация Фалуньгун
      
      Является ли Фалуньгун культом?
      Понятия "культ" и "секта" имеют длинную историю в социологии религии (Дженкинс 2000: 16-18; Berger 1967: 164; Брюс 1996: 69-91; Уорнер 1993: 1065), относятся к группам, которые являются отличными от более популярных традиций религиозных групп, и кажутся странными, нежелательными, или опасными. Поскольку один историк сказал: 'Определенная терминология была введена в 1890-ых, но нет никакой информации о периоде колониальных времен, в котором мы не можем обнаружить многочисленные группы более или менее отличные от самых спорных современных тенденций'. (Дженкинс 2000: 4). Зачастую религиозные группы, которые выходят за рамки общепринятых понятий, часто осуждались и их даже пытались уничтожить. Определение культа не было взято из ниоткуда, а скорее это - 'информационный сборник, который создавался несколько столетий, включивший в себя обвинения, возможно, события которых произошли задолго до появления такого многообразия различных религиозных групп'. Со временем термин 'культ' превратился в довольно длинный список характерных обвинений. Главные проблемы формируют унылый перечень утверждений о промывании мозгов; обман и мошенничество в процессах вербовки; систематический подрыв личной автономии и свободы желания; эксплуатация, граничащая с вымогательством вознаграждения из зарплаты рабочих; спекуляция и непорядочность в урегулировании уровня плат за услуги; чрезмерно плохие условия жизни; физическая и умственная деградация, следующая из неадекватной диеты и состояния здравоохранения страны; преднамеренное отчуждение членов семьи от их семей; управляемая подготовка браков; психологический терроризм и шантаж против потенциальных невозвращенцев; отделение членов группы от их маленьких детей; авторитарные стили лидерства; психологический терроризм и шантаж в отношении потенциальных 'невозвращенцев'; сговор с недемократическими политическими силами; неоправданно жестокое обращение с 'врагами'. Beckford 1985: 94 Христианство сталкивалось с подобными обвинениями, когда оно впервые появилось в римском мире, и такие группы как: методисты, масоны, католики также выслушивали клевету и подвергались преследованиям в восемнадцатом и девятнадцатом веках (Дженкинс 2000: 10-11). Другими словами, группы, которые были некогда культами, становятся законными религиями, если они выживают достаточно долго. Сила и власть являются мощным рычагом управления, и какая группа обладает ими в большем размере, та и определяет, кто 'культ', а кто 'религия'. Когда ненормальное поведение обнаружено среди группы, обычно её отмечают как культ, и приписывают это поведение как свойственное группе. Например, сексуальные проступки (имеется в виду социально неприемлемое или преследуемое по закону сексуальное поведение человека), могут быть найдены как в обычных группах, так и в группах обвиняемых как 'культы' в 1970-х годах. В тоже время, нужно заметить, что средства массовой информации не любят говорить о сексуальных преступлениях членов основных конфессий. Дженкинс пишет: '...в то время как ничто не должно было быть упущено, оскорбляя членов местной коммуны. За это событие взялся один храбрый редактор, тем самым он стал обвинять господствующие конфесии, которые могут ответить в свою очередь рекламным бойкотом или 'ядовитым' письмом' (2000: 15). О таких обвинениях против господствующих конфессий обычно не сообщали в СМИ до 'взрыва общественного беспокойства в середине 1980-ых' (p. 15). Поскольку китайское правительство навесило на Фалуньгун ярлык 'культ', то СМИ возможно с большей готовностью приняли сообщения о самопожертвовании и другом социально недопустимом поведении практикующих, несмотря на опровержения и объяснения, практикующих по системе Фалуньгун. В целом, если группа считается культовой, то в значительной мере это является мерой общественного мнения в отношении группы. Такими фактами поведения группы и способностью господствующей группы влиять на средства массовой информации они создают мнения людей и регулируют ситуацию.
      Нельзя сказать, что все группы, которые якобы являются культами, в самом деле, невиновны в преступлениях, в которых они обвиняются. Хотя критерии определения культа варьируются в зависимости от времени, культуры, политических сил, личности и ситуации, такая группа, как "Аум Синрике", японская религиозная группа печально известна своими нападками с ядовитым газом, безусловно, заслуживает негативного отношения, которое она получила. Тем не менее, я по-прежнему не чувствую, что использование слова "культ", является соответствующим определением Фалуньгун поскольку существует очень много характеристик, которые могут оправдать группу. Туманная природа слова "культ" заставляет людей с большей готовностью принять другие, так называемые отрицательные особенности культов, независимо от правдивости этих критериев. Поскольку Фалуньгун имеет единственного духовного учителя и существенно отличается от всех других практик, некоторые люди видят это как доказательство, что Фалуньгун, является 'культом', и, в результате могут смело заявить, что 'во что они верят, характерно для культов', независимо от того применимы ли эти критерии к Фалуньгун. Было бы бессмысленно попытаться обратиться к каждому отдельному определению культа, который когда-либо предлагался, но я хотел бы обратиться, по крайней мере, к одному, который определенно использовался против Фалуньгун. Одна типичная особенность - это то, что культы стремятся ввести различия в значениях терминов, тем самым они создали две проблемы: обязательство через путаницу. Путаницы как таковой не существует здесь, объект проектируется в сознании читателя, а люди думают, что некоторые общие характеристики предвзятых понятий должны быть заменены на совершенно другой объект, предназначенный и уже существующий. Отсутствие такового отделяет 'предположенные значения' от его 'окружающей среды'. 'То есть, они используют оболочки частных и привлекательных терминов для передачи различного смысла'. Хотя такой подход не был предназначен для представления идеи в новой среде для иного использования. Отсутствие определенного объекта приводит к скрытым объектам. Когда это сделано специально, это просто обман. Тем не менее, аналитик должен уметь отличать мошеннические группы от честных и добрых групп, но как показывает время - эти решения зависят только от вас. Это сложный процесс, но, к сожалению, как много новых культов будто бы установили свою собственную идентичность в рамках этого процесса миграции личности ... Дэн и Фан 2000: 2 Дэн и Фан (2000: 3) считают, что конкретные определения культа, применимые к Фалуньгун не уместны и беспочвенны, потому что Ли Хунчжи представил цигун общественности. Они считают, Ли Хунчжи использовал 'социально приемлемые условия, чтобы создать правдивую практику и сохранил все требования, что говорит о чистоте его замыслов' (p. 3). И следует отметить, что цигун имеет свои традиции - у мастера цигун существуют необычные способности (Carlyle 2002: 9; Китай ABC 1985: 159; Рано 2002: 47), и что 'объединение цзин (тела), ци (разума), и Шэнь (духа) является основой всех школ цигун' (Cohen 2000: 3). Кроме того, цигун рассматривается как своего рода 'моральный ориентир'. В 1986 мастер цигун Янь Синь называл цигун 'духовной надеждой народа, который заблудился' (Рана 2002: 47-48. Фалуньгун является настоящим цигун и служит моральным руководством. Что в этом плохого? Однако, Bruseker (2000) говорит, что система верований в Фалуньгун подобна 'практике Qi Gong, которая сосредоточена на упражнениях, а не на учении как таковом' (стр. 23). Вполне возможно, что кто-то пытался через Фалуньгун улучшить своё здоровье, придя учиться с неправедными намерениями, т.е. желанием извлечь личную выгоду, вдобавок у человека сформирована система верований и знаний, и именно поэтому у него ничего не вышло, и, исходя из этого, он сделал корыстные выводы о практике. Звучат разные аргументы, однако, в Фалуньгун не существует контрактов, всё основано на личном желании, нет угроз физическому и экономическому положению, нет наказаний за вероотступничество. Фалуньгун не имеет политического, религиозного, коммерческого характера, что так часто встречается в культах. В Фалуньгун нет ритуалов и посвящений, нет никаких поборов. Тогда, исходя из чего, люди называют его культом? Если кто-то скептически относится к Фалуньгун по каким-то причинам, то ему нечего бояться практикующих Фалуньгун, они совершенствуются по принципам 'Истина, Доброта, Терпение'. Кроме того, интересно отметить, что Фалуньгун не входит в категорию религий, а некоторые ищут более разнообразные описания и сведения о практике (см. Калп Nd: 21). В китайском языке слово культ 'xiejiao', имеет свои собственные отдельные значения, связанные с историей. Термин 'xiejiao' состоит из двух иероглифов: 'Xie', что может быть переведено как 'неортодоксальное' и 'Jiao', что может быть переведено как 'учение'. Традиционно 'xiejiao' или 'неортодоксальное учение', было названием для учений, которые выступают против 'правильного' (Zheng) учения конфуцианства (Aalderink 2001: сек. 1.2). Этот термин изначально был рожден в среде правящего класса и определен на конкретные учения, но в современное время центром внимания, как представляется, в большей степени стали сами группы, а не учения. 'Xieijao' больше не является действующим поведением, которое вышло за пределы конфуцианства, но 'существуют социальные группы диссидентов, которые тайно, поддерживают нетрадиционные подходы, нелогические убеждения и принимают крайне злобное, разрушительное положение для достижения своих антинаучных, античеловеческих, антисоциальных и антиправительственные целей' (Aalderink 2001: сек. 1.2, см. также Wessinger 2003: 215). Некитайские религиозные группы были описаны как 'xiejiao', в том числе 'Райские врата', 'Аум Синрике', и 'Храм народа' (Aalderink 2001: сек. 1.2), причем это слово 'xiejiao' имеет общее с понятием 'культ', по крайней мере, в смысле религиозных групп, которые шокируют мировую общественность. (Впрочем, Китай, знает, что группы, отмеченные им как 'xiejiao', в США не будут рассматривать как культы (см. Лоу 2001: 223 n. 2). И, так же как и термин 'культ', значение 'xiejiao' представляет собой большой список критериев и требований, что делает его неточным и абстрактным. Важно отметить, что ярлык 'антинаука' является одним из так называемых характеристик 'xiejao', и, как правило, отсутствует в западных представлениях о культах. Что показывает абсолютный провал в понимании общественности и конкретизации деталей данного вопроса. Ран (2002) говорится, что китайское правительство могло перевести 'xiejiao' как 'культ' в качестве 'средства получения сочувствия и понимания со стороны Запада, в то время как они, похоже, достигнут противоположного эффекта (стр. 49). Как представляется, дело: мой последний визит в Австралию ... предшествовал ему официальный представитель китайского правительства, человек, который, скорее всего скептически относится к Фалуньгун. Он стал говорить аудитории декламации сформулированные как: 'Правительство Народной Китайской Республики говорит о культе Фалуньгун, как о злой силе, которая отрицает науку, и философия злого культа Фалуньгун является средством, с помощью которого .... ', ну, вы поняли идею?' Ранди 2001. Предыдущее было написано Джеймсом Ранди, известным западным критиком о 'лженауке', и кто-то, что Фрэнк (2002) описал как 'риторическая война, КПК использует управляемых людей, в своей борьбе с Фалуньгун'. Ранди не нравится Фалуньгун, и, казалось бы, обычно приветствуют критику на основе науки, но даже он разобрался что есть 'злой культ', чтобы не показаться смешным и не корректным. Хотите ли вы приписать Фалуньгун негативное значение, это напрямую зависит от ваших ценностей. Фалуньгун имеет свою несколько отличную систему ценностей и взгляд на вселенную, и не каждый согласится с этим, но это не говорит об отрицательном характере практики. Учение Фалуньгун вполне научно объясняет о том, как устроен мир. Некоторые люди пользуются сложными представлениями о том, как практикующие сильно верят в мастера (а не в отличие от католиков, размещении их веры в папу). Однако я считаю, это несправедливо делать такие заявления, как то, что Фалуньгун 'подходит классическое определение боевых культов, которое не дает свободу мысли тем самым подчеркивает субъективность мышлений, подобно в отделение Davidians или Jim Jones 'Народный храм'' (Young 2002: 31). Такие безответственные заявления оставляют впечатление, что Фалуньгун имеет сходство с насильственными группами, когда на самом деле практикующие Фалуньгун неоднократно отказывались применять насилие в отношении тех, кто преследует их.
      
    1. Евгений 2010/09/02 17:31 [ответить]
      Сергей Иваненко. О РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕХ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ "АНТИКУЛЬТОВОГО ДВИЖЕНИЯ". А также о его воздействии на государственно-конфессиональные отношения в современной России
      
      Иваненко Сергей Игоревич - доктор философских наук, религиовед.
      
      Определение "антикультового движения", опыт его религиоведческого изучения
      
      Религиоведы дали чёткое определение, что такое "антикультовое движение". Это "обобщающее наименование объединений, групп, отдельных лиц, выступающих против новых религиозных движений" 1, которые их противники зачастую пренебрежительно называют культами (или сектами).
      
      В последние годы вышел ряд содержательных религиоведческих 2 и богословских 3 работ, содержащих анализ идеологии и практики "антикультового движения". Появились также диссертационные исследования 4.
      
      Отличительной особенностью "антикультового движения" можно признать "демонизацию" оппонентов, фанатичную веру в особую вредоносность (деструктивность) новых религиозных движений, их криминальную природу, а также убежденность в необходимости запретительных мер в отношении сект и культов.
      
      Можно предложить для обозначения подобного комплекса представлений термин "антикультизм". Мне неоднократно приходилось встречаться с различными людьми, разделяющими "антикультистские" убеждения, так как их реакция на те или иные новые религиозные движения помогает сделать религиоведческое изучение более полным и содержательным. По моим наблюдениям, "антикультизм" при всей его неоднородности - это своего рода аллергия на глубокие и искренние религиозные чувства. Она выражается в стремлении представить проявления религиозного самопожертвования в виде результата "психологического насилия над личностью", "зомбирования", "промывания мозгов" и тому подобного.
      
      Из истории "антикультового движения" в США
      
      "Антикультовое движение" зародилось в 70-е годы XX столетия в США. Первоначально оно стало реакцией на стремительный рост новых религиозных движений среди молодёжи, объединив стихийно возникавшие ассоциации родственников, убеждённых, что "культы" негативно влияют на их детей. Как правило, речь шла о детях обеспеченных родителей, которые, вопреки воле последних, становились членами тех или иных религиозных общин. Обычно это были уже совершеннолетние дети, и у родителей не было законных способов принудить их к уходу из общины. Однако родителям казалось, что их дети попали в беду, что их загипнотизировали, "запрограммировали", как роботов, и им надо помочь, вырвав их из-под власти духовных наставников и подвергнув "депрограммированию".
      
      Первыми "депрограмматорами" были разъяренные родители, которым не удавалось по-хорошему убедить своих детей выйти из новых религиозных движений, и они сгоряча прибегали к насильственным методам. Но постепенно сложился круг профессиональных "депрограмматоров", получавших от обеспокоенных родителей гонорары, исчислявшиеся десятками тысяч долларов.
      
      В первые годы своей деятельности антикультовые организации получали в США поддержку средств массовой информации. На их стороне было общественное мнение, обеспокоенное экспансией новых религиозных движений. Сочувствие к "депрограмматорам" подпитывалось и за счет ошибок, которые допускали некоторые лидеры новых религиозных общин.
      
      Однако США стали не только "колыбелью", но и "могилой" антикультистких организаций. С течением времени их репутация становилась все хуже и хуже, а активные "депрограмматоры" испытали на себе санкции со стороны американского правосудия.
      
      Характерен пример с Теодором Патриком, выдвинувшим идею "депрограммирования" и ставшим одним из создателей первой в США антикультовой организации - Фонда гражданской свободы (1974 г.). Он неоднократно попадал в тюрьму за насильственные действия в отношении верующих различных конфессий. Его ненависть к новым религиозным движениям возникла на сугубо личной почве. Дело в том, что члены организации "Дети Бога" пытались обратить сына Патрика в свою веру. Разъяренный тем, что сын принял религиозные взгляды, отличные от его собственных, Т. Патрик стал фанатичным противником всех новых религиозных движений.
      
      Он считал наиболее эффективными средствами "депрограммирования" похищение членов тех или иных религиозных общин, их временную изоляцию и усиленное психологическое давление, включающее угрозы, шантаж, побои и т.п. Против него ежегодно выдвигались обвинения в нарушении закона, его арестовывали и осуждали.
      
      Не удивительно, что деятельность "депрограмматоров" была осуждена Американским национальным Советом церквей, баптистской и методистской церквями США и др. В тех случаях, когда "депрограмматоры" допускали похищение людей из религиозной общины, против них принимались меры уголовного преследования. Ряд "депрограмматоров" были осуждены. Например, в 1993 г. к 7 годам тюрьмы был приговорен Галлен Келли за попытку "депрограммирования" американской гражданки в Вашингтоне.
      
      В середине 90-х годов американское антикультовое движение стало постепенно отказываться от крайностей насильственного "депрограммирования". Вместо похищения, избиений и угроз стали практиковать так называемые "консультации о выходе", своего рода психологический прессинг с целью побудить человека выйти из религиозной общины. Но было уже поздно. Суды рассматривали иски жертв насильственного "депрограммирования" и приговаривали антикультовые организации к крупным штрафам.
      
      Непосредственным поводом к судебному процессу, завершившемуся крахом наиболее крупной и влиятельной в США антикультовой организации ("Сеть информирования о культах", сокращенно - CAN) стало похищение с целью "депрограммирования" молодого человека по имени Джейсон Скотт 18 января 1991 года.
      
      Джейсон был сыном Кэти Тонкин, бывшей последовательницы пятидесятнической церкви "Шатёр Жизни". Кэти - мать шестерых детей, она вышла из "Шатра Жизни". Трое из её сыновей отказались последовать за матерью и остались членами церкви. Кэти Тонкин вошла в контакт с волонтёром CAN, Ширли Ландой, функции которой состояли в том, чтобы направлять тех, кто обратиться с соответствующим запросом, к депрограмматорам. Тонкин была направлена к Рику Россу, который активно сотрудничал с CAN. Тонкин заключила с Россом контракт на депрограммирование трёх её сыновей, оставшихся в "Шатре Жизни".
      
      Рик Росс депрограммировал двух младших сыновей Тонкин. Оставался третий, Джейсон. Джейсон был совершеннолетним, и это создавало серьёзный юридический риск для похитителей. И, тем не менее, Ширли Ланда убедила мать, что похищение и депрограммирование Джейсона - единственный путь. Джейсон был похищен Россом и его помощниками, но, воспользовавшись моментом, сбежал от них и обратился в полицию.
      
      Росс избежал уголовного преследования, но Джейсон предъявил ему гражданский иск. Иск был подан против Рика Росса и двух других человек, участвовавших в его похищении, в 1994 году. "Сеть информирования о культах" также фигурировала в этом процессе как соответчик. В сентябре 1995 года Росс и двое его коллег, а также CAN были признаны виновными в заговоре и нарушении прав Джейсона Скотта. Суд присяжных приговорил виновных к денежному штрафу: 875 тыс. долларов в пользу Скотта в качестве компенсации за причинённый ущерб и около 4 млн. долларов в его же пользу в качестве так называемого "карательного" штрафа. Росс должен был выплатить 3 млн. долларов, и 1087500 долларов должна была выплатить "Сеть информирования о культах". Итогом стало банкротство CAN: 23 октября 1996 года "Сеть информирования о культах" официально прекратила свою деятельность.
      
      "Сеть информирования о культах" была центральным звеном, прекращение её деятельности привело к существенному ослаблению американского антикультового движения.
      
      Антикультовое движение в лице CAN потерпело сокрушительное судебное поражение. До этого судебные процессы шли с переменным успехом на протяжении порядка тридцати лет. Перелом наступил после того, как Американская психологическая ассоциация дезавуировала теорию "контроля сознания" - американские суды перестали принимать к рассмотрению свидетельства о нанесении ущерба такого рода.
      
      Закрытие "Сети информирования о культах" и, особенно, публикация её документов, подорвало репутацию антикультового движения в целом в глазах американской общественности, и так не высокую после разоблачений предшествовавших лет. Раскрытие неблаговидных дел бизнеса "Сети информирования о культах", построенного на похищениях и насильственном изменении религиозных убеждений, также показало, что противопоставление "консультирования о выходе" и "депрограммирования" - часто не более чем декларация, или, элемент "контрпропаганды".
      
      Однако разработанные в США методики антикультового движения, а также уцелевшие финансовые средства не исчезли бесследно, а были использованы для поддержки родственных организаций в Западной Европе и России.
      
      Успехи антикультового движения в той или иной стране зависят от активности традиционных религий и степени секуляризации общества
      
      Как свидетельствует опыт, размах антикультового движения зависит от активности традиционных религий и степени секуляризации общества. Чем активнее и динамичнее традиционные религии, тем меньше их озабоченность деятельностью новых религий и их поддержка "антикультового движения". И наоборот, чем пассивнее традиционные конфессии, тем большую ставку они делают на "антикультовые" организации. Например, протестанты США терпимее к новым религиозным движениям, нежели протестанты Германии, где антикультовое движение находится на подъеме.
      
      Второй важный фактор, влияющий на прочность позиций "антикультовых" движений, - это степень секуляризации общества. Для новых религиозных движений, как правило, характерна высокая убежденность и религиозная активность рядовых верующих, их стремление посвятить все силы служению Богу и своей общине, радикально изменить жизнь в соответствии с исповедуемыми идеалами. В обществе, где религиозность высока и в традиционных религиях также немало убежденных и искренних верующих, подобная особенность новых религиозных движений не воспринимается как патология. В тех же странах, где, как и в России, уровень религиозности сравнительно невысок, а в традиционных религиях много номинальных верующих, секуляризированное общество склонно воспринимать энтузиазм последователей новых религиозных движений как фанатизм и чуть ли не как психическое расстройство.
      
      Наибольшее влияние в Западной Европе "антикультизм" приобрел во Франции, стране, где "светскость" является своего символом веры и краеугольным камнем общественного устройства. Именно во Франции в 2000 г. принят специальный закон об уголовной ответственности за "манипулирование сознанием", направленный на борьбу с сектами и "психокультами", при Правительстве действует Межведомственная комиссия по делам сект и психогрупп (в сми ее называют также "Межминистерской комиссией по борьбе против сектантских злоупотреблений", сокращенно MIVILUDES).
      
      По сообщениям прессы, к борьбе с сектами подключились французские спецслужбы. Как сообщила "Независимая газета", французский президент Николя Саркози заявил в одном из своих выступлений, что "сектантская деятельность неприемлема и недопустима во Франции, и поэтому следует проявлять больше твердости и решительности в борьбе с нею. С этой целью он потребовал повысить эффективность работы действующей при правительстве страны межведомственной комиссии по делам сект и психогрупп. Президент Франции дал указание Дирекции по наблюдению за территорией (службе контрразведки) активизировать контроль за деятельностью саентологов. Особое внимание эта спецслужба должна уделить недопущению возможных попыток саентологов проникнуть и подчинить своему влиянию крупные промышленные компании Франции. По информации газеты "Le Figaro", помимо DST наблюдением за саентологами поручено заниматься и Службе общего осведомления. Активное противостояние международной сетевой структуры, каковой по сути и является Церковь Саентологии, и правоохранительной системы Франции еще не закончено"5.
      
      "Антикультизм" в СССР и Российской Федерации
      
      В СССР все значимые вопросы государственно-конфессиональных отношений решались ЦК КПСС, КГБ СССР, Советом по делам религий. Для "антикультового движения" как некоей общественной инициативы не было почвы. Впрочем, были идеи и настроения, которые оказались "созвучны" антикультистским представлениям. В частности, многие ответственные партийные работники аппарата ЦК КПСС и местных партийных органов считали, что всякая религия - реакционная сила, но особо опасны секты. В 70-80-е годы в качестве чрезвычайной угрозы воспринимались новые религиозные движения, в появлении их последователей в СССР видели "идеологическую диверсию мирового империализма и западных спецслужб".
      
      В Российской Федерации "антикультизм" стал активно проявляться уже в начале 90-х годов. Первоначально в критике зарубежных миссионеров, сект и новых религиозных движений активное участие принимали российские протестанты. Их руководители надеялись, что, участвуя в подписании соответствующих "антисектантских" деклараций, они наглядно продемонстрируют, что сами "сектантами" не являются.
      
      Одной из первых книг, написанных с антикультистских позиций и вышедших на русском языке тиражом свыше 500 тысяч экземпляров, стала книга Джоша Макдауэлла и Дона Стюарта "Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей", выпущенная издательством "Протестант" в 1993 г.
      
      Известный протестантский проповедник Джош Макдауэлл работал и в России. Он и некоторые другие протестантские деятели надеялись, что Православная Церковь позитивно отнесется к ним и к их сочинениям, нацеленным на критику "сект", однако на деле получилось иначе. Когда 3 февраля 1997 г. представители протестантской миссии "Новая жизнь" вместе с Джошом Макдауэллом привезли в одну из школ поселка Семхоз Сергиево-Посадского района Московской области 350 детских Библий и 620 книг самого Д. Макдауэлла, их не допустили к учащимся, а литературу сожгли в котельной школы. Это было сделано, как писали средства массовой информации, по указанию православных священнослужителей.
      
      Уместно вспомнить русскую пословицу "не рой другому яму - сам в нее попадешь". Схожая мысль есть и в Библии: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Евангелие от Матфея, 7:12).
      
      Наивными оказались надежды некоторых руководителей российских протестантов, что они заслужат доверие и поддержку Русской Православной Церкви, если будут участвовать в борьбе с так называемыми "тоталитарными сектами". Этот расчет обернулся просчетом. С течением времени именно протестанты превратились в России в главную мишень антикультистов.
      
      Причина этого очевидна - динамичное развитие протестантизма в посткоммунистической России вызвало ответную реакцию.
      
      Примеры лоббистской деятельности "антикультистов" в Государственной Думе в период разработки Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1996-1997 гг.).
      
      Влияние "антикультистских" взглядов постепенно усиливалось во властных структурах. Лоббирование "антикультистского движения" в значительной степени привело к принципиальному решению переработать Закон Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" (!990), значительно ужесточив его по отношению к "сектам" и новым религиозным движениям.
      
      Работа над текстом нового законопроекта велась в обстановке нагнетания "антисектантской" истерии.
      
      Так, в 1996 году в Государственной Думе было принято постановление от 15 декабря 1996 г. "Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан в России", а также вышел аналитический вестник 6, содержащий квинтэссенцию "антикультистских" стереотипов.
      
      В рабочую группу, разрабатывавшую и обсуждавшую в 1996-1997 г.г. законопроект о внесении изменений в принятый в 1990 г. Закон Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" 7, также вошли представители "Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект". Их предложения внимательно рассматривались, многие вошли в законопроект.
      
      По просьбе членов "Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект" на заседании рабочей группы выступали депутаты Государственной Думы, обычно читавшие по бумажке приготовленные для них "антикультистами" декларации.
      
      Запомнился такой случай. По приглашению "Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект" на заседание рабочей группы пришла женщина-депутат от Бурятии, до избрания в Государственную Думу - директор птицефабрики. Она с пафосом прочитала заранее подготовленный текст, суть которого сводилась к предложению установить законодательный запрет для религиозных организаций заниматься медицинской и целительской практикой без официальной лицензии на медицинскую деятельность. Это необходимо, чтобы положить конец разрушительной для граждан активности саентологов, которые занимаются лечением наркозависимых, обещают последователям излечение от различных недугов.
      
      Мне показалось уместным задать депутату вопрос: понимает ли она, что ее поправка нанесет удар прежде всего по буддистам, у которых ламы уже много веков занимаются лечением посетителей по канонам тибетской медицины и никаких лицензий на медицинскую деятельность не имеют? Ответ показал мне суть понимания "антикультистами" проблем совершенствования законодательства. "Буддисты - хорошая, древняя религия, я с ними знакома, пояснила свою позицию депутат, - им мы ничего запрещать не будем. И лицензии им не понадобятся. А саентологи - шарлатаны, никакой лицензии на медицинскую деятельность мы им не дадим".
      
      Представитель буддистов в этот раз на заседании рабочей группы отсутствовал и поправку включили в текст законопроекта. Но на самом деле нормы законодательства обязательны для всех. Если бы эта норма была в действующем законодательстве, ламам - врачевателям пришлось бы заниматься получением лицензий на медицинскую деятельность или прекратить свою практику. Позднее, на следующем этапе работы над законопроектом, на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, буддисты настояли на исключении поправки из текста законопроекта.
      
      Новый этап в развитии "антикультового движения" в России
      
      Факты свидетельствуют, что "антикультовое движение" в Западной Европе и России наращивает свой потенциал. Его усилия координирует "Европейская федерация исследовательских центров информирования о сектах" (FECRIS) и "Российская ассоциация центров изучения религий и сект".
      
      В последнее время сторонники "антикультизма" заняли доминирующие позиции в Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
      
      Результаты международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование", проведенной под эгидой FECRIS в Санкт-Петербурге (май 2009 г.) свидетельствуют о стремлении руководства Министерства юстиции Российской Федерации опереться в своей законотворческой деятельности и практической работе на опыт зарубежных и отечественных "антикультистов". Так, доклад заместителя Министра юстиции Российской Федерации А.М. Величко был посвящен "Возможности координации европейского и российского опыта в противодействии тоталитарным сектам", а Министр юстиции А.В. Коновалов прибыл на конференцию и провел встречу с руководством FECRIS 8.
      
      Можно констатировать, что в настоящее время "антикультисты" выступают неформальными авторами (или соавторами) концептуальных подходов к решению проблем взаимоотношений государства и религиозных объединений. Это таит потенциальную угрозу обострения межрелигиозных противоречий в российском обществе, которое нуждается в консолидации.
      
      Самого серьёзного внимания заслуживает прозвучавшее на конференции предложение профессора А.Г. Залужного разработать концепцию развития государственно-конфессиональных отношений в современной России, которая опиралась бы на последние достижения светского религиоведения.
      
      Следует учитывать, что "антикультисты" стремятся представить себя и свои структуры в качестве религиоведческих.
      
      Консолидация российских религиоведов на базе конституционных принципов свободы совести и принципов научной объективности могла бы стать эффективным ответом на вызов со стороны "антикультизма" свободе религии в современной России.
      
      Доклад, сделанный на научно-практической конференции "Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной России" Москва, РГГУ, 2 июля 2009 года

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"