Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Комментарии: Из Овидия. Метаморфозы. Книга тринадцатая
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru)
  • Размещен: 17/12/2021, изменен: 17/01/2022. 67k. Статистика.
  • Стихотворение: Переводы
  • Аннотация:
    Спор за оружие, Речь Ая́кса, Речь Ули́сса, Смерть Ая́кса, Геку́ба, Ме́мнон, Эне́й, А́ний, Коро́ны, Сицили́йская Ски́лла, А́кид и Галате́я, Песня Полифе́ма, Главк
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Переводы (последние)
    22:41 Князев Ю. "Сонет реке Оттер" (5/1)
    20:11 О.М.Г. "Волчица и пергамент. Том 10" (6)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    11:04 "Технические вопросы "Самиздата"" (175/38)
    11:03 "Форум: все за 12 часов" (219/101)
    10:42 "Форум: Трибуна люду" (850/21)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    11:05 Вебер А. "Полеты во сне и повелитель " (2/1)
    11:05 Стоптанные К. "Пропастью до дна раскололся " (50/2)
    11:04 Чваков Д. "Шлак, версия" (3/2)
    11:04 Патер Р. "Таинственные голоса" (6/3)
    11:04 Никитин В. "Беседа о свободе" (2/1)
    11:04 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (175/38)
    11:03 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (186/17)
    11:03 Фатеева Л.Ю. "Имплантант" (31/1)
    11:02 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (32/8)
    11:00 Безбашенный "Запорожье - 1" (974/17)
    10:58 Коркханн "Угроза эволюции" (745/34)
    10:58 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (1)
    10:54 Бурланков Н.Д. "Русско-русский словарь" (764/1)
    10:54 Ив. Н. "Ноябрь 2024 - 3" (1)
    10:49 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (207/2)
    10:48 Березина Е.Л. "Как-то юнга Дудочкин бросил " (5/4)
    10:44 Николаев М.П. "Телохранители" (76/2)
    10:42 Старх А. "Рыцари Крови" (600/1)
    10:33 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (583/1)
    10:29 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (590/19)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    48. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/01/13 10:24 [ответить]
      Добавлено еще несколько куплетов в песне Полифема.
      Занятно!
      Еще появляется параллель с темой Нарцисса
      Во влаге спокойной
      Видел своё отражение. Силой и статью
      Сходен с Юпи́тером я.

      Ну и аргументация, что "мой отец -- является верховным божеством", в точности совпадает с аргументацией Аполлона к Дафне. А поскольку Галатея является обитательницей моря, какой козырь мог бы подействовать сильнее, нежели родство с главным морским владыкой?
      Но она любит Акида!
      ***
      В продолжение параллели с Нарциссом.
      Полифем говорит о том, что он увидел своё отражение и его наружность ему понравилась.
      Далее Полифем говорит о своём единственном глазе (то есть о том, чем Полифем отличается от других) и говорит о том, можно ли его считать уродом, по причине того, что у него один глаз, а всех других два.
      Затем Полифем обращает внимание на небо, с которого на мир смотрит солнце (тоже единственным глазом).
      И вот ведь какая штука вырисовывается!
      Когда Полифем смотрит в воду, то что он видит в отражении?
      Себя.
      Полифем видит себя и свой огромный единственный глаз.
      А когда Полифем смотрит в небо, то что он видит?
      Полифем видит в небе -- огромный единственный глаз солнца.
      Который (внимание!) похож на глаз Полифема.
      Значит, что видит Полифем в небе, когда смотрит на него?
      Себя!
      Отражение Полифема в воде -- похоже на отражение Полифема в небе (и в небе и в воде Полифем видит глаз).
      Вот ведь какая штука!
      ***
      А ещё у Полифема говорящее имя. И сам он -- ребус.
      Имя "Полифемос" составлено из двух слов -- "поли" (много) и "фемос" (слух).
      То есть Полифем -- это тот, кто много слышит (кто чутко слышит, у кого много ушей).
      Другими словами, у Полифема -- единственный глаз и множество ушей (всевидящее око и всёслышащие уши).
      Такой вот непростой персонаж.
    47. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/01/11 15:21 [ответить]
      Несколько слов о подоплёке "спора за оружие". Спор за оружие -- это снова аллегория (или иносказание). Что представляют собой доспехи? Доспехи, образно говоря, представляют собой -- тело человека. Если человек -- это некий симбиоз души и тела, душа является -- сущностью человека, а тело -- это жилище души. Тело -- одежда души. Тело -- доспехи души. При описании боя между Ахилессом и Кикном говорится, что Кикн метает в Ахиллеса копье, которое пробивает железный доспех Ахиллеса и восемь слоёв бычачьей кожи и застревает в девятом. О чём это говорит? Это говорит о многослойности доспехов Ахиллеса (состоят из железного панциря и девяти слоёв кожи, находящихся под панцирем). Так же и тело человека -- является многослойным. Есть -- видимая оболочка (аналог железного панциря). И есть -- более тонкие оболочки (аналоги бычачьей кожи). В индуизме много говорится о многослойности человеческих оболочек. Есть, мол, физическое тело. Есть -- эмоциональное. Есть -- эфирное. Астральное. Ментальное. И т.д. Ну, можно глубоко не вдаваться в подробности индуизма. И так видно, что физическое тело -- это то, что у нас перед глазами. А эмоциональное толо -- это тоже некая сфера, связанная с нами, которую, хоть и не видно глазами, зато можно почувствовать её наличие: когда с нашим эмоциональным состоянием всё хорошо, то и тело здорово, а когда наблюдается эмоциональный дискомфорт, то и заболеть недолго, вполне вероятно, что вслед за плохими мыслями, за негативными эмоциями проявится что-то нехорошее в физическом теле (в виде нарыва, вздутия, покраснения, боли). Так что, образно говоря, доспех человека -- это все его тела (физическое и другие), сколько бы их ни было.
      Теперь, к доспехам Ахиллеса. Кто такой Ахиллес? Ахиллес -- это великий воин. То есть человек -- с блестящими доспехами. И если доспехи -- это тело, то Ахиллес -- это человек с телом, близким к совершенству. Спор за доспехи -- есть спор за тело. То есть две конкурентные души (Одиссей и Аякс) оспаривают друг у друга, кому из них достанется более ценное тело. Для каждого из них (и для Одиссея и для Аякса) обладание доспехами Ахиллеса означает переход -- на новый эволюционный уровень своего развития.
      Вот почему весь этот сыр-бор "спора за оружие". "Спор за оружие" -- это не статусная цацка. Это спор за то, получит ли душа новое (более совершенное) тело, либо -- умрёт.
    46. *Хохлюшкин Игорь Леонидович (Garrik2013@yandex.ru) 2022/01/11 13:24 [ответить]
      Всё понял, Андрей.
    45. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/01/11 13:13 [ответить]
      > > 44.Хохлюшкин Игорь Леонидович
      Спасибо, Игорь.
      >Можно, конечно, читать ставя ударение на "Я", но все же...
      Ударение и правду на "Я". Ударение интонационное.
      Тем самым Аякс выпячивает свои заслуги.
      ***
      Первоначально, у меня и было: "спас я от пламени Гектора".
      Потом -- прокручиваешь в голове разные варианты.
      В результате -- слова поменялись местами.
      В варианте "спас я от пламени Гектора" интонационный акцент на слове "спас"
      В варианте "я спас от пламени Гектора" интонационный акцент на слове "я".
      Это -- маленькая характеристика Аякса: он выделяет себя.
      (поэтому, и проиграл состязание Одиссею, главная черта которого -- полезность для общего)
    44. *Хохлюшкин Игорь Леонидович (Garrik2013@yandex.ru) 2022/01/11 12:50 [ответить]
      Как же я люблю читать ваши комментарии к переводу, Андрей!
      Сколько же в них интересных сведений, нюансов восприятия...
      А в этой строке:"Я спас от пламени Ге́ктора. Где был лукавый"
      Не лучше ли для соблюдения размера - "спас я от пламени Гектора..."
      Можно, конечно, читать ставя ударение на "Я", но все же...
    43. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/01/11 12:47 [ответить]
      > > 42.Каминяр Дмитрий Генаддьевич
      >любовь - окрыляет, в смысле?
      Можно сказать и так.
      В этой песне Полифема -- много всего намешано.
      Одновременно песня Полифема перекликается со множеством историй Метаморфоз, вот что интересно.
      Я сбился со счёта, со сколькими историями образуются параллели.
      Прям шахматный сеанс одновременной игры.
      Тут тебе и история Аполлона и Дафны ("почему ты от меня убегаешь?").
      Тут тебе и Пан и Сиринга (тоже убегает).
      Тут тебе и Меркурий, усыпляющий стоглазого Аргуса (правда, в перевёрнутом варианте: Аргус был стоглазый, а Полифем -- одноглазый).
      Причём, тема "почему ты от меня убегаешь?" воспроизводилась еще и в истории Эсака и нимфы Гесперии (которую, ужалила змея).
      Так что тут еще и параллель с сюжетами об разлучении со своими любимыми (а таких сюжетов -- тьма тьмущая: Орфей и Эвридика, похищение Елены, Несс и Деянира, Пирам и Фисба).
      Сначала подумал, что песня Полифема -- эта пародия на серьёзные вещи (Аполлон и Дафна), ну потому что Полифема -- никак нельзя сравнить с Аполлоном, они ж на разных полюсах мировосприятия: где людоед Полифем? и где наше Солнце Аполлон?
      Но композиционно песня Полифема повторяет аргументацию Аполлона, которыми он пытался привлечь Дафну (перечислял свои немалые достоинства).
      То есть слова, конечно, и Полифем и Аполлон употребляют разные, но по сути своей это один и тот же сюжет: они пытаются обратиться к своей возлюбленной, но не могут!
      Так что песня Полифема -- это не пародия.
      А та же самая история Аполлона и Дафны, только пересказанная другими словами, в других терминах, гиперполизированная, вложенная в уста чудовища, но всё то же самое:
      мы чего-то страстно хотим, а это что-то от нас ускользает.
      ***
      Ну и еще параллель с историей состязания между Аполлоном и Паном (и царём Мидасом, которому пение Пана понравилось больше).
    42. *Каминяр Дмитрий Генаддьевич (dmitri.kaminiar@yahoo.ca) 2022/01/10 23:11 [ответить]
      > > 41.Велигжанин Андрей Витальевич
      >Циклоп Полифем и тот запел.
      >Удивительно!
      >Вот и ещё одна -- метаморфоза. Превращение Полифема -- в певца.
      
      
      Это да. Э, любовь - окрыляет, в смысле?
    41. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/01/10 09:54 [ответить]
      Циклоп Полифем и тот запел.
      Удивительно!
      Вот и ещё одна -- метаморфоза. Превращение Полифема -- в певца.
    40. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/01/06 00:14 [ответить]
      > > 39.Каминяр Дмитрий Генаддьевич
      >Это да... И что, это тоже аллегория (чего-то там)?
      Да. Это тоже аллегория. Но тут в двух словах не расскажешь.
      В общем, троянская война -- это война за овладение своим божественным городом (потусторонней частью себя).
      То есть человек становится бессмертным только тогда, когда он осознал процессы жизни и смерти, и сумел подчинить себе эти процессы.
      Что такое Илион? Это -- крепость, которую построили брат Юпитера и сын Юпитера. То есть -- это такой небесный город, который поддерживает наше существование, без которого мы жить не сможем, который -- хорошо укреплён (поскольку построен божествами), но -- без завоевания которого -- наше бессмертие невозможно. Потому что если наша земная жизнь здесь заканчивается, то и -- умирает наше сознание, а -- вместе с ним умирает наша личность. А если затем (после нового рождения) начинается новая жизнь, то она начинается -- с нуля. Потому что -- мы не помним своей истории. Не помним, кем мы были, какую жизнь прожили до этого. Ну -- этакий день сурка. Или -- жизнь Сизифа, который забирается в гору с камнем, а потом -- камень скатывается вниз.
      В общем -- Илион сам по себе, мы - сами по себе.
      Только если мы завоюем Илион, процесс может стать управляемым.
      И вот -- в Метаморфозах показываются разные истории о том, что происходит в разные моменты времени (до завоевания Илиона, во время завоевания и после завоевания).
      В частности, история Энея -- это история о том, что небесный город, будучи разрушенным (завоеванным), оказывается разрушенным не окончательно. Кто такой Эней? Это -- сохранившееся сознание небесного города. Недаром он берет с собой отца и сына. То есть у Энея -- целостная история. Есть и отец (память о том, откуда он). Есть и сын (знание того, что нужно делать и кому это знание нужно передать).
      А дальше -- начинается путешествие. Вот они проплыли мимо Фракии (где убили Полидора). "Проплыли мимо" -- это означает преодолели испытание, которое не смог преодолеть Полидор (ну и дом Приама в лице Полидора).
      И вот они на Делосе. Делос -- это место, где родились божественные близнецы, Аполлон и Диана.
      Надо понимать, что достичь Делоса -- сможет не каждый человек в своём пост-смертном путешествии.
      Дальше -- на Делосе происходит встреча жреца Делоса и отца Энея.
      И оказывается, что жрец Делоса и отец Энея -- прежде уже встречались.
      О чем это говорит? О том, что такая встреча уже происходила. А дальше -- они обмениваются информацией. Ну, грубо говоря, жрец и отец Энея -- это одна и та же сущность. Как и отец Энея и сам Эней.
      Так что, хоть Илион и разрушен, целым остается Эней.
      А достигнув Делоса, Эней восстанавливает знание, которое у него частично было потеряно.
      (образно говоря, Илион был разрушен, но Илион -- восстанавливается)
      А там еще и оракул рассказывает о том, куда путь держать дальше.
      Да еще и подарки жрец дарит.
      В общем, хорошо быть Энеем. И уметь достигать Делоса.
      ***
      Хотя, конечно, конкретная история о дочерях, которые умеют превращать любой предмет в хлеб, это загадка, мне пока недоступная.
      Надо размышлять.
    39. *Каминяр Дмитрий Генаддьевич (dmitri.kaminiar@yahoo.ca) 2022/01/05 22:27 [ответить]
      > > 38.Велигжанин Андрей Витальевич
      
      
      >Добавлена история Ания о его дочерях, которые умели превращать предметы в еду, история, которую Аний рассказал старцу Анхизу, возлюбленному Венеры, отцу Энея.
      
      
      Это да... И что, это тоже аллегория (чего-то там)?
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"