Португалия, чай, - не Африка и не Южная Америка с Антарктидой. Португалия - в Европе, тихой и уютной, где жизнь налажена и вероятность получения неприятных сюрпризов исчезающе мала. Так примерно мы рассуждали, собираясь в самую западную страну нашей части света. Поэтому купили только билеты на самолёт - туда и обратно - да забронировали на одну ночь отель в Лиссабоне. В остальном решили положиться на авось: арендуем машину и будем кататься себе, где вздумается. Мы - это мой супруг Олег, милая барышня Катя, и я, разумеется.
План был таков: объехать Португалию по периметру от крайнего севера до крайнего юга, приобщиться к местной культуре (в особенности - к кухне) и погулять нетуристическими тропами, чтобы прочувствовать португальскую жизнь как она есть.
Для этого нужен был автомобиль. Желательно большой, дабы мог вместиться весь наш цыганский скарб. И нет бы подумать, забронировать машину недельки за две, за три! Нет бы взять с собой родной навигатор и загрузить дома карты! Нет бы, в конце концов, проверить наличие документов... Нет. Это было слишком просто, а мы, как водится, не ищем лёгких путей в жизни.
В лиссабонском аэропорту мы нашли штук десять контор, сдающих в аренду транспорт, но ни в одной из них не оказалось машин с автоматической коробкой передач.
- Всё разобрали, - сочувственно сказал служащий одной такой конторы. - Автоматы надо заказывать заранее, на них очень большой спрос.
Не беда, решили мы. Минус один водитель - вычеркнута была я, поскольку опыта вождения на механике практически не имела - но двое тоже хорошо. Катя полезла в сумку за водительским удостоверением, потом покраснела и сообщила шёпотом, что права она забыла дома. Не беда, решили мы. У нас есть мужчина, он и будет водить. Мужчина полез в рюкзак за удостоверением и радостно рассмеялся - он тоже забыл документ. Не беда, решили мы. Сейчас арендуем автомобиль на единственного человека с правами, а потом быстренько выучим его пользоваться педалькой сцепления.
Педальку сцепления в автошколе я, конечно, проходила. Однако за годы езды на автомате память об этом стерлась начисто. Когда я с десятой попытки сумела передвинуть машину на несколько метров и к нам с волнением бросился служащий гаража, Катя решительно прошипела:
- Меняемся... Быстро...
Она заняла моё место и авто рвануло вперёд - бороздить просторы Португалии.
Скажу честно: я так и не села за всю поездку за руль. Мы выработали чрезвычайный план. Он состоял из единственного пункта - не нарушать правила. Дело в том, что по законам этой милой страны полицейский не имеет права остановить автомобиль, если водитель честно соблюдает ПДД. Нам это удалось, но, - внимание! - большая просьба не повторять этот смертельный номер, иначе вас будет ждать огромный штраф и запрет на выдачу Шенгенской визы в ближайшие пять лет.
Номер у нашего Сеата был весёлый: 00 LO 64, за что мы тут же окрестили машинку "Ололо".
К нему взяли gps-навигатор. Ему тоже нашлось имечко: Клава-Сара. Сначала он был Клавой, потому что вещал псевдорусским голоском в стиле Надежды Кадышевой и со всем размахом русской же души вёл на несуществующие шоссе, советовал поворачивать налево на десятиполосной автостраде без малейших намёков на съезды, гнал исключительно на платные дороги и ни фига не помнил о том, что было вчера. Установленные настройки при каждом новом включении Клава благородно игнорировала. Когда мы раскусили взбалмошный характер Клавы и принялись аккуратно настраивать её перед очередным маршрутом, Клава превратилась в Сару - экономное заботливое существо, выбирающее наикратчайший путь по самым глухим козьим тропам и демонстративно презирающим платные шоссе. Благодаря такой заботливости мы однажды прокрутились полночи по чернющему горному серпантину, обмирая от страха и с досадой взирая с орлиной высоты на манящие огни скоростной трассы, пользование которой обошлось бы в жалкие пятьдесят центов. Самое обидное, что уже под завершение нашего отпуска выяснилось, что Ололо тщательно скрывал в себе встроенный навигатор со свеженькими картами и умненькими подсказками. Он умел разговаривать только по-английски и только мужским баритоном. И он решительно отправил Клаву-Сару в отставку.
Ночевали мы где придётся. Предпочитали отдельные домики в кемпингах - недорого и удобно.
Когда кемпингов поблизости не находили, искали гостиницу. Лишь раз в одном захудалом городишке не нашлось ничего похожего на приют бедного туриста. Пришлось ехать дальше и селиться в гостиничку глубокой ночью.
Основная часть пути, конечно, пролегала по португальской Португалии, то есть, по тем местам и достопримечательностям, которые были выстроены, начиная с раннего средневековья, когда страна стала единым независимым государством. Но были в путешествии и остановки допортугальского периода, там, где мы соприкасались с историей кельтов, римлян, мавров и германцев.
Тут я позволю себе галопом промчаться по истории и её зримым следам. В самые далёкие времена территорию нынешней Португалии населяли первобытные племена, преподнёсшие в качестве подарка потомкам несколько мегалитических памятников. Примерно таких, как кромлех в Алмендрише.
К сожалению, мы туда не добрались, и это фото взято из Интернета. Затем примерно за две тысячи лет до нашей эры на Пиренейском полуострове появились иберы, позже они смешались с кельтами и превратились в кельтиберов. Наследие их не слишком богатое, но оно есть. Кельтиберов с трудом вытеснили римляне, бросившись с присущим им рвением развивать технологии. Затем, как положено, на смену империи пришли варвары, они же вандалы и свевы, то есть германские племена, осевшие примерно на четыре века - с 3 по 7. Вестготы кое-что построили, однако до наших дней дошло не слишком много. Их выбили молодые пассионарии - мавры. Арабы устроили в южных провинциях Португалии халифат и покинули гостеприимную страну лишь в 12 веке. В отличие от Кордовы и Гранады от мавров португальскому собранию архитектуры почти ничего не перепало. Мавританская культура дошла до нас в основном только в виде влияния на стили. А дальше наступила история португальских королей: средневековье и эпоха великих открытий. Но об этом в другой раз.
Ололо весело катил по дороге на крайнюю точку Европы - мыс Кабо-де-Рока. То есть, мы так думали, что едем на мыс, а Клава решила иначе. Прогнав нас дважды по одному и тому же кругу из цепочки развязок, она приказала таранить бетонное ограждение и ехать в лес. Тут мы сдались - выключив Клавдию, по бумажной карте двинули к ближайшему достопримечательному месту. Им оказалась Синтра - город-музей в паре десятков километров от столицы.
Португалия как таковая состоялась лишь в начале 12 века, когда местный граф Афонсу Энрикеш объявил себя королём земель, расположенных в графстве Портукале и поблизости от него. Вообще-то, графьёв тогда назначал Римский Папа, но Папа был далеко и мало интересовался положением дел где-то у чёрта на рогах. К тому же территории нынешних южных областей Португалии и Испании находились тогда под властью мавров, прибывших в начале 8 века из-за Гибралтара ради завоевания мира во имя Аллаха. Энрикеш взалкал самостоятельности и при помощи вольнонаёмных крестоносцев отвоевал кусок земли у мавров, а Римскому Папе сообщил о выходе из-под его юрисдикции. После Энрикеша у мавров в течение примерно сотни лет помаленьку отбирали земли, и к 1249 году изгнали их окончательно.
Однако наследие мавров осталось. Его не так много, как в Испании (знаменитая Альгамбра!), и найти его можно преимущественно в архитектурных стилях. Но есть один замок, который сохранился со времён арабского владычества в первозданном виде. Он сильно разрушен, зато не перестраивался и не обрастал надстройками более поздних веков.
Это Замок Мавров в городе Синтра неподалёку от Лиссабона. Синтра - прелестный пригород с живописными улочками, часовенками и соборами.
Здесь любит селиться бомонд Португалии. А Замок расположен на высоком холме в тенистом лесу, добраться до него можно напрямик пешочком (примерно час ходьбы в гору) или по винтовой дороге на транспорте, а затем снова пешочком.
Мы предпочли оставить машину в городе и двинуть на своих двоих.
По каменистой дорожке наша троица поднималась всё выше и выше
Целью был огромный музей под открытым небом - Замок Мавров и Дворец Пенья.
Заплатив некоторые денежки, вошли внутрь крепостных стен.Кстати, зубчатые стены идут по естественному профилю горы.
Вдоль них проложена узкая дорожка, прогулка по которой захватывает дух.
Башенки и сторожевые площадки - словно живая иллюстрация к сказкам о рыцарях и принцессах.
С них Синтра кажется маленьким игрушечным городком.
Иногда ступеньки и проходы так узки, а высота под ними столь значительна, что, карабкаясь на дрожащих ногах по этим камням, невольно проникаешься уважением к бесстрашию древних мавров.
Часть оборонительных сооружений покоится на камнях, нависающих над обрывом.
Мавров из замка выбили, но затем они взяли реванш. Замок несколько раз таким образом переходил из рук в руки между мусульманами и христианами, пока тот самый король Афонсу Энрикеш не занял Лиссабон. Мавры, осознав шаткость своего положения - до Лиссабона жалкие 20 километров, - покинули замок без боя.
Проболтавшись несколько дней по готическим монастырям и замкам, наша команда добралась до Конимбриги - развалинам и раскопкам большого древнеримского поселения, находящегося примерно на полпути от Лиссабона до Порту и в получасе езды от города Коимбра. Везение не покидало нас: шёл мелкий противный дождь, ветер понукал быстро бегать или же облачаться в куртки. Утеплившись, мы двинулись осматривать истоки цивилизации.
Поселение огорожено толстой стеной,
к стене и проходу через неё некогда подводила дорога. В некоторых местах дорога отлично сохранилась.
Внутри города эта дорога превращалась в торговый проспект с лавками, складами и обменными пунктами. От всего базарного великолепия остались только фундаменты с мозаикой на полу.
Какой же город без дворцов?
Кажется, местная знать, соревнуясь в богатстве, похвалялась друг перед другом количеством колонн. Чем их больше, тем дом круче.
А если колонна растёт прямо из декоративного бассейна - не иначе, олигархово гнездо. Мозаика же, как мы поняли, была обыденной вещью и не являлась маркером обеспеченности: вот полы в торговой лавке:
вот в небольшом доме:
а вот мозаичная улица:
Римляне знали толк в удовольствиях, поэтому обзаводились термами, купальнями, бассейнами и паровыми банями. На небольшой, в общем-то, территории мы насчитали пять общественных бань,
включая огромную всегородскую баню,
и великое множество купален. Инженерная мысль была на высоте - думаю, любопытно будет взглянуть на трубопроводы и канализацию города, вернее, на то, что от них осталось.
В туристическом проспекте указывалось, что дома Конимбриги отапливались. Каналы для центрального отопления можно видеть до сих пор.
Центром античного поселения является, конечно же, форум.
Его зачем-то пытаются осовременить, выкладывая мраморной плиткой. По площади этого форума историки рассчитали примерное количество жителей Конимбриги - 10 тысяч граждан. Не знаю, включались ли в это число дамы и рабы.
Но главным украшением музея является Дом Фонтанов с исключительно замечательной живописной мозаикой.
Она так хороша, что Дом Фонтанов решили защитить крышей.
Огромный фонтанный зал обрамлен колоннами, а основания фонтанов имеют затейливую форму. Система подачи воды, как водится у древних римлян, не хуже современной. А то и лучше.
Да, забыла сказать - Конимбрига процветала с 1 по 5 век нашей эры, как раз в промежутке между кельтами и свевами.
Воровато озираясь, я подобрала и сунула в карман семь цветных камушков возле рассыпавшегося мозаичного покрытия. Но почему-то дома на полочке они выглядят тускло.
В Конимбригу мы прибыли из Томара - очаровательного городка с величественным замком тамплиеров. Но вот попали в этот самый Томар опять-таки случайно. А дело было так.
Мы допоздна задержались в Фатиме, осматривая место явления Богородицы трём юным пастушкам. Когда уселись в машину, было около одиннадцати вечера, землю окутала тьма.
Сарочка приветливо сообщила, что в часе езды находится кемпинг. Самонадеянно порешив, что в кемпинге всегда есть свободные места, мы поспешили на ночлег. В самом деле - ни разу пока ещё план не срывался, и все перевалочные пункты, рекомендованные навигатором, принимали нас на постой. Но не в этот раз. Потому что, добравшись до предполагаемого кемпинга, мы обнаружили, что никакого кемпинга нет и в помине. А есть глубокая, по меркам сельской Португалии, ночь с единственным на весь посёлок светящимся окном.
Окошко, из которого лился свет, принадлежало крохотной продуктовой лавчонке. Хозяин лавки не спешил домой, неторопливо обсуждая с приятелем какую-то философскую проблему. Мужчины восседали на ступеньках крыльца прямо под звёздным небом. Английский они не знали. Кое-как объяснив им на пальцах и картах, что где-то тут должен быть кемпинг, и не знают ли уважаемые сеньоры, где именно он находится, мы не ожидали бурного и живейшего участия к нашей судьбе. Но сеньоры встали и, заявив, что они лично не знают, предложили посетить третьего сеньора, который уж точно всё знает. А также сходить к четвёртому, наиболее продвинутому. Катя уехала искать продвинутого краеведа, жившего, по наполовину понятым описаниям, где-то у фонаря и стадиона. Олег с приятелем хозяина отправился выяснять положение дел к третьему по счету сеньору. Я и хозяин лавки остались на месте.
От нечего делать я погуляла по магазинчику между целыми тремя прилавками, набрала пакет фруктов и пустилась в долгую пантомиму, призванную поведать, кто мы и откуда, и какого чёрта ищем кемпинг в дремучей глубинке. Потом подумала и купила сыра с ветчиной. Хозяин смотрел на меня с восторгом. Ещё бы! Небось, не каждый день клоуны заглядывают!
Тем временем вернулся Олег с тремя донами, а затем Катя ещё с двумя. Как нашей малютке, не владеющей ни одним языком на свете (кроме русского, конечно, но и тут я бы поспорила) удалось найти фонарь, стадион и мужиков, для меня так и осталось тайной. Собранный консилиум с полчаса разглядывал Сару со списком кемпингов, карты и просто нас, потом ещё полчаса по очереди катались по городку на Ололо, тыкая во все дома пальцем и объясняя, что это не кемпинг. Я от скуки продолжала шопинг, прибавив к фруктам, сыру и ветчине двенадцать пакетиков с йогуртом, три шоколадки, круглый каравай и жвачку.
Когда все дома посёлка были истыканы и исключены из рассмотрения, народ вынес вердикт: здесь кемпинга нет. Услышав столь грустную новость, я в расстройстве прикупила несколько пачек печенья, сделав, по-видимому, месячную выручку сельпо. По крайней мере, владелец магазинчика с большим уважением оглядел наши худосочные фигуры и две раздутых авоськи с едой.
Ближайшим городом был Томар. Измученные, мы припарковались на первом свободном пятачке, выползли из Ололо, чтобы попробовать найти в три часа ночи какой-нибудь недорогой отель, подняли глаза и увидели замечательную вывеску: "Пансионат и ресторан Луанда".
И о, чудо! - хозяину семейного отеля, милому дедулечке, не спалось. Своим прибытием мы здорово скрасили его бессонницу.
Кстати, рекомендую. Будете в Томаре - отобедайте в "Луанде". Меню там выше всяких похвал.