Неподалёку от первой португальской столицы Гимарайнш находятся руины знаменитого кельтского поселения, процветавшего с 3 века до нашей эры до 3 века нашей эры. Дорога к ним пролегает по чудесным холмам с дубовыми и сосновыми рощами.
Нагреваясь на солнце, дуб и сосна постепенно начинают благоухать, и к полудню их терпкий запах проникает даже сквозь стёкла автомобиля.
Парковочка возле парка древней культуры маленькая, но в будний день почти никого нет. У входа, как и положено, - план развалин.
Билет недорогой - 2 евро. За эту сумму вам позволят походить по кельтским мощёным дорожкам
и полюбоваться на фундаменты кельтских домов.
Ни один дом не сохранился, но археологи восстановили два домика, чтобы любознательные туристы могли вообразить, как выглядело поселение две тысячи лет тому назад.
Интересно, что в современной южноафриканской деревне дома точно такой же формы и выглядят практически близнецами-братьями кельтских жилищ.
Но здесь, в Бритейруше кроме круглых домов есть и прямоугольные.
Каждый домик стоит на отдельном участочке. И двор, и полы домиков вымощены булыжниками.
Прогуливаясь по извилистым тропкам, я позавидовала древним кельтам - они знали, где селиться. От верескового, мшистого холма с меленькми нежными цветами и огромными уютными дубами идёт невероятно мощная энергетика - позитивная и духоподъёмная.
Аура этих мест почти осязаема, воздух ароматен и тягуч
А какие виды!
Городок окружён стеной.
Она невысока - чуть выше метра, но все подходы к ней отлично просматриваются и, наверное, легко держатся под прицелом. За внешней стеной - ещё две линии обороны.
Некоторые каменные предметы нас озадачили. Что это? Корыто? Сакральная чаша? Ёмкость для сбора дождевой воды?
Ну, и как же без форума? Место для заседаний думы выбрано отличное - на склоне холма под вековыми деревьями.
Диаметр круга - примерно полтора десятка метров, а толщина ствола пинии - пять человеческих охватов. Не удивлюсь, если этой сосне полтысячи лет.
А вообще, появление здесь каменного круга для заседаний ничуть не удивительно: Ситания-ди-Бритейруш была политической столицей кельтского племени бракаров. Это их самоназвание подарило имя городу Брага, расположенного практически рядом (по русским меркам) с Гимарайншем и Бритйрушем.
Что меня просто поразило - это наличие подземных водохранилищ, канализации, купален и водопроводов.
Вот тебе и дикие племена. Правда, какая-то часть этих инженерных сооружений проложена римлянами, о чем свидетельствует этот рисунок на камне.
А, значит, городом после кельтиберов пользовались и более поздние обитатели португальских земель.
После Бритейруша мы с Катей позавтракали трижды. Первый раз от скуки, ожидаючи, пока Олег соизволит проснуться. Второй раз за компанию, когда супруг пробудился. А третий раз - о, этот третий раз! - жареным поросёнком по пути в Брагу. Потому что пропустить возможность отведать молочного поросёнка в деревушке Меальяда было решительно невозможно!
Вся Меальяда занимается только тем, что выращивает поросят и тут же их жарит. Ресторан по изготовлению жареных и печёных поросят стоит возле каждого дома.
Всё село - это длинная, около пяти километров улица со сплошными поросячьими забегаловками. Ни один уважающий себя автомобилист не проедет Меальяду без обеда с поросёнком, и мы не были исключением.
- Целого или нарезанного? - приветливо поинтересовалась официантка, когда мы заказали в кафе молочную свинюху. Представив, что милый зверёк немым укором, хоть и в зажаренном виде, смотрит нам прямо в глаза, мы не смогли - заказали нарезанного и без пятачка.
Рассусоливать не буду. Скажу лишь, что это было божественно и неповторимо. В придачу мы выпили бутылку лёгкого специально-поросячьего вина для лучшей усвояемости продукта. Выждали часик и поехали. Португальские законы снисходительны к гурманам - количество допустимых промилле самое большое в Европе. И заметьте - мы хотя бы ждали, а люди вокруг уговаривали по бутылке на брата и тут же садились за руль. Добавлю: ни одной аварии за две недели бродяжничества мы так и не увидели.
Историки уверяют, что среди всех германских племён свевы были самыми жестокими и самыми беспощадными к врагам. В 409 году они вторглись на Пиренейский полуостров, сделав своей столицей город Брага. Этот город был основан еще до римлян - бракарами, о которых я написала выше. У римлян Брага тоже была столичным городом, здесь сходились в одну точку пять знаменитых римских дорог. А так Брага выглядит сейчас.
Или так:
Свевы и римляне вели перманентную войну между собой, пока не образовали странный сплав двух народов, в чьих верованиях сплелись язычество и арианство. В конце 6 века королевство свевов было захвачено вестготами и присоединено к Вестготскому королевству на правах провинции. Свевы с остатками римлян растворились в новом германском народе, а на смену их полуязыческой религии пришло христианство. Правда, ненадолго - на два века до мавров.
Архитектурное наследие свевов и вестготов на португальских землях представлено небогато. Одним из образцов древнегерманской культуры является часовня Сан-Фрутуозо на территории монастыря Святого Сальвадора, возведённого вокруг часовни веком позже.
На фото часовня (в левом верхнем углу) представлена скромным сооружением из шлифованного камня. Находится она в ближайшем пригороде Браги, и смотреть в часовне особо нечего. Внутрь мы не попали - не уверена, что туда вообще пускают, а снаружи едва виден лишь один край капеллы. Пишут, что в основании она повторяет так называемый "греческий крест" - распространённую форму византийских храмов. Привожу ещё один (не мой, некоего J. Braga - хм, не много ли Браги?) снимок часовни и монастыря.
А также кадр, сделанный вдогонку за студенческой свадьбой в Браге. Обратите внимание на праздничные костюмы гостей: то ли кельтские, то ли средневековые наряды.
За день до Браги мы бродили по Порту.
Лиссабон и Порту - это как наши Москва и Питер. Знакомство с северной столицей страны должно быть описано в отдельном очерке, так как невозможно вместить в три абзаца даже самые знаменитые его достопримечательности, не говоря уж о менее известных. В связи со свевами упомяну лишь Кафедральный собор Се и городскую крепостную стену.
Они видны отовсюду, особенно же - с любого из мостов над рекой Дору.
Собор был построен в 12 веке, но точнее было бы сказать - перестроен из старой крепости 7 века, успешно державшей оборону от мавров. Фундамент и нижние блоки собора - аутентичные, дошедшие ещё с далёких вестготских времён.
В сущности, архитектура вестготов - это слегка переиначенный византийский стиль. А их фирменной меткой являются окна-подковы.
Также и стена: когда-то она защищала поселение свевов, но потом была надстроена, дополнена зубцами и бойницами.
Эта стена очень органично вписывается в пейзаж Порту, являясь порой полноправной частью узких улочек. Например, как на этом снимке спуска в прибрежном районе Рибейра.
Или на этом снимке.
Я читала, что рядом с рыбацким городком Назаре есть ещё одна древность, сооружённая вестготами: часовня Сан-Жьяу. Признаюсь честно - в Назаре мы заезжали, но так увлеклись уткой в апельсиновом соусе в прелестном ресторанчике на самом берегу океана, а также торговлей с суровой пожилой рыбачкой, умудрившейся сбыть нам весь её улов, завяленный на сетях прямо на пляже,
а также догонялками с мощными волнами, накатывающими на пляж и норовящими слизнуть всё на своём пути,
В Португалии мы были в начале октября, для нас это серая унылая осень, на Пиренейском полуострове совсем неплохо. На севере, в Браге и Гимарайнше, погодка стояла прохладная - около 18 градусов, - но солнечная и не требующая особого облачения. Мы, конечно, взяли с собой тёплые вещи, но провозили их, в основном, бестолку. Более того, Олег умудрился где-то забыть свою новую только что купленную куртку и очень печалился. Потеря куртки грозила новым длительным и мучительным для него шопингом. Да и денег жалко. Поэтому, обнаружив пропажу, супруг решительно обзвонил все гостиницы, интересуясь, не находили ли там случайно чужую курточку. Как ни странно, одёжка нашлась - мы оставили её в хостеле в Коимбре пять (!) дней назад. Бешеной собаке, как известно, семь вёрст - не круг, а трём балбесам двести километров и подавно.
В общем, куртку мы вызволили из заточения, потратив лишние полдня на дорогу. А затем дали Ололо приказ двигаться на юг, в сторону Эворы. Сара, как обычно, посоветовала пробираться партизанскими тайными тропами, мы жёстко пресекли её скаредность, выставив условие - пользоваться только скоростными платными автострадами.
Эти очень неплохие шоссе ведут напрямик, а стоимость проезда не то чтобы сильно велика.
Эвора - древний город, основанный лузитанами, племенем докельтских и доримских времён. Расцвёл он в 1 веке до н. э. при полководце Квинте Сертории, объявившем Риму о своей самостоятельности и правившем на землях Иберии около семи лет, пока политические игры с Римом не вынудили его бежать в Африку. Эвора находится примерно на одной широте с Лиссабоном.
Старинная часть города обнесена крепостной стеной, въезд за которую разрешён только проживающим там людям.
Но въезжать внутрь не очень-то и хотелось: во-первых, в диаметре там не более полутора километров, а, во-вторых, не представляю, как бы наш бегемот Ололо протискивался бы его узеньким улочкам.
Пространство за стеной городка кажется, скорее, музеем или декорациями к историческому фильму.
Очень колоритными выглядят башенки и купола соборов.
Описание христианских памятников Эворы я постараюсь привести в другом рассказе, пока же ограничусь храмом Дианы и акведуками.
Римский храм был построен во 2 или 3 веке нашей эры, а почему он посвящён именно Диане, никто определённо сказать не может. На высокой платформе (кажется, она называется стилобатом) возвышаются четырнадцать колонн коринфского ордера, то бишь с вычурными финтифлюшками в верхней части.
О том, что это античное сооружение, догадались только в конце 19 века, а до того колонны были встроены во вполне обычное сооружение, в котором был то склад, то театр, то полицейский участок, то скотобойня. Постройки вокруг колонн были расчищены, а колонны с основанием объявлены памятником истории.
Храм величественно возносится в небо на большой (для Эворы, конечно) площади напротив монастыря Лоюш (15 век).
Сквозь него видны башенки кафедрального собора Се (12-13 век), а рядом солидно расположился городской музей Эворы в Архиепископском дворце (19 век). Такая вот историческая преемственность.
Храм Дианы - не единственные следы древних римлян. То там, то сям мы натыкались на такие вот арки, соединяющие дома.
Как потом мы вычитали в путеводителе, эти аркады - тоже дело рук древних римлян. Интересно получается: давно уже нет домов, к которым некогда лепились эти своды, а сами арки остались.
Но самым ярким впечатлением лично для меня оказался отлично сохранившийся древнеримский акведук - уже за пределами старого города.
"Акведук Серебряной Воды" - так называют это величественное сооружение - построил всё тот же бунтовщик Серторий. Перепад высот в акведуке был невелик - около 20 метров - зато тянулся почти на 20 километров, некогда снабжая город водой. Теперь он просто памятник ушедшей эпохе, а по совместительству - разграничитель полос движения на трассе.
Вообще, акведуки были не только в Эворе. "Акведук свободных вод", например, поставлял воду в Лиссабон.
Фото смазано, так как снимали на ходу из машины. Но это практически новьё - постройка началась в конце 18 века. Есть ещё один акведук возле Томара, но мы его не видели, и он тоже относительно свеженький.
Последние дни нашего бродяжничества прошли на крайнем юге страны, ибо нет ничего приятнее, чем погреть косточки на тёплых пляжах у ласкового моря. Города и посёлки вдоль португальской ривьеры - Алгарве - выкрашены белым и ярко выделяются на фоне ослепительно-голубого неба.
Мы, честно говоря, к концу поездки вполне уже насытились культурой-мультурой и предпочли растительный отдых походам по местам боевой славы.
Поэтому я упомяну о мавританском замке, но замечу, что фото не мои, и выражу огромную признательность Википедии.
Руинами замка можно полюбоваться в местечке Падерне неподалёку от Альбуфейры - центра пляжного туризма Потругалии. Замок землебитный, то есть сделанный из блоков прессованной земли.
Землебитные здания боятся влаги, но в прибрежном регионе Алгарве, несмотря на близость моря, очень сухо, а с годами землебитные постройки становятся только крепче. Этим объясняется неплохая сохранность замка. Замок был выстроен на месте римского поселения в 8 веке, от этого поселения остался вполне приличный мост.
В 12 веке мавров из замка выбил король Санчо Первый при помощи наёмников - англичан-крестоносцев, но мавры быстро вернули законное имущество и жили здесь до середины 13 века, пока их не погнал Афонсо Третий.
От арабов, широко расселившихся именно по средиземноморскому побережью (египтяне на западе, сирийцы на востоке) к португальцам перешла типично южная манера строить дома из земли и глины, а затем штукатурить и белить. Сейчас, конечно, дома из глины уже не строят, но пристрастие к штукатурке и побелке живо до сих пор. Вот, например, улочка небольшого посёлка Каравоэйру.
А так выглядит городской пейзаж Альбуфейры.
О мавританском прошлом рассказывают и знаменитые трубы Алгарве. Именно от арабов с их пристрастием к филигранной прорисовке деталей досталась причудливая страсть местных жителей к украшению каминных и печных труб. Каждая труба - изысканное произведение искусства. Иногда в виде маяка или в виде фонарика. Или кормушки для синичек. Или игрушечного домика. Такие трубы можно купить на рынке у местных мастеров примерно по 30 евро за штуку. Трубы на моих фотографиях очень мелкие, поэтому для лучшего обзора привожу здесь рекламный проспект трубной мастерской
Да, древних арабских построек здесь не было, в отличие от той же Испании, но посмотрите на современную архитектуру городков провинции Алгарве. На эти решетчатые арки, колонны и башенки.
На улочку, висящую над морем.
Не знаю как вам, а мне в этом чудится что-то восточное.
По возвращении в Лиссабон Ололо был незамедлительно сдан. До отлёта оставалось два дня, мы хотели посвятить их столице, ибо что посмотреть было здесь в достатке. А парковаться в Лиссабоне - тот ещё квест. Ну его нафиг, лучше уж ножками.
Честно оббежав положенный круг достопримечательностей, в ночь перед отъездом мы решили заранее пройти электронную регистрацию. Сборы чемоданов и утаптывание рюкзаков проходили почему-то под песни из Камеди-клаба. Семён Спиваков затянул "Два дебил дебилыча", а я забралась на сайт аэрокомпании. Сказать, что я удивилась, обнаружив, что наших фамилий нет в списке улетающих, - ничего не сказать. Мой громкий вопль огласил гостиничный номер, Олег и Катя, бросив непокорные покупки, ни за что не желающие влезать в имеющуюся тару, ринулись к экрану ноутбука. Муж долго пытался зачекиниться сам, пока, наконец, не рассмотрел на бумажном билете дату вылета. Она была не завтра. Она была послезавтра...
Как мы могли так по-дурацки просчитаться, я не понимаю. Пока я виновато хлопала ресницами, Катя развеселилась, метнулась в лавку напротив отеля и, вернувшись с бутылкой портвейна, заявила, что песня Спивакова - про нас. Надо только немного переделать слова: "Три дебил дебилыча, три Кирилл Кирилыча...". Мы хором спели переделанную песню несколько раз, перемежая её добрыми глотками портвейна и удивляясь созвучности мира нашему настроению, после чего расслабились.
Нет худа без добра: мы с утра сбегали за дополнительным чемоданом и лишний день провели на мысе Кабо-де-Рока, куда так и не смогли попасть в начале путешествия из-за провалов памяти навигатора по имени Клавдия. А там такая красота! Красота, которая древнее всех древностей.