|
|
||
Вольное изложение стихотворения Кольриджа |
АРФА Восторги наши, силы, нервы, Желанья жителей земли, — Жрецы Венеры и Минервы, Сгорят в огне любви. В волшебном сне воспоминанья Я возвращаюсь к замку, где Огнём закатного сиянья Ожил герой в чужой среде. А рядом с каменным лекалом Я вижу девушку одну, В прозрачной дымке светло-алой, Созвучной сказочному сну. Перебирая струны арфы, Пою о прежних временах. Внимая мне, созвездий альфы Всё повторят в далёких снах. Пою о рыцаре печальном, С умом, направленным к мечте, С желаньем, искренним и давним, С огнём в глазах и на щите. Мечта его, царица мира, Не разделяла его страсть И не могли движенья лиры Сквозь стены в сердце к ней попасть. И он отчаялся... В пустыни Ушёл скитаться. Много дней, Превозмогая боль гордыни, Не знал покоя и людей. И утомился. И обратно В мир потянулся, где со злом По мере сил невероятных Сражался доблестным мечом. И много подвигов великих На радость людям совершил. Однажды от злодеев диких Красавицу освободил. Совпали звёзды: из неволи Спаслась любимая его! Но от ранений многих, что ли, Он погрузился в забытьё. В глухой неведомой пещере Провёл герой остаток дней. Не видел слёз печальной дщери, Прекрасной спутницы своей. Она молилась всем созданьям, Природным, кровным и иным, И обещала воздаянье За помощь духам неземным. Напрасно всё!.. И в этом месте Порвались струны у меня, И я не мог продолжить песни, Смотрел, как корчатся, звеня, Обрывки их. Соединиться Они не смогут никогда. И эти грустные страницы Не пожалеет череда Ужасных лет... Поднять не смея Ресниц к возлюбленной своей, Я думал: что ещё успею Сказать особенного ей? Сгорел закат. Собравши силы, Я смог взглянуть лишь на луну. И вдруг... Услышал!.. голос милый Нарушил звонко тишину И пригласил меня в те части Земли, где ясен небосвод, Где всем влюблённым песни счастья Богиня юная поёт. |
15.11.2024 04:40 |
СМ. ТАКЖЕ: |
15.11.2024 04:45 |
ЗВУКИ АРФЫ Арфа — это музыкальный инструмент Орфея. Конечно, помимо Орфея и лирического героя стихотворения Кольриджа, на арфе играли много кто. Однако, кроме арфы, в стихотворении Кольриджа есть ещё кое-что, связующее историю, изложенную в стихотворении «Любовь», с историей легендарного Орфея. Связь эта — не упоминаемая, еле заметная, почти невидимая. И потому — глубокая и сокровенная. Итак, что же это? Что объединяет (или лучше сказать: «соединяет») стихотворение Кольриджа с легендарным Орфеем? Внутреннее повествование. Та самая песня о рыцаре, которую поёт герой Кольриджа. Потому что она, по сути своей, представляет собой переложение истории Венеры и Адониса, о котором пел Орфей в своей последней песне. О чём история Венеры и Адониса? О том, что богиня полюбила смертного. О том, что смертного на охоте ударил кабан. О том, что любимый умирал на руках у богини и богиня ничего не могла поделать. А о чём история, о которой поёт герой Кольриджа? О рыцаре, который освобождает из плена свою богиню. О том, что раны рыцаря оказываются смертельными. О том, что рыцарь умирает на руках своей богини и богиня ничего не может с этим поделать. Таким образом, обе истории — об одном! Имена в историях разные. В одной героя зовут Адонис, в другой — просто рыцарь.
В одной богиню зовут Венера, в другой — просто The Lady of the Land (или госпожа страны).
Причём, страна не названа, а значит может быть любой, в том числе и той страной, где обитают блаженные боги, а значит, если мы расширим своё восприятие, госпожа страны тоже может быть... богиней Венерой.
Не правда ли, фабула песни, которую поёт герой Кольриджа, чуть-чуть изменится, если в героине песни, в Lady of the Land мы узнаем не кого-нибудь, а саму богиню любви? Мы-то думаем, что богиня любви обитает где-то там, в заоблачных высях. А она здесь. На земле. Да мало того сказать «на земле», А что это за подземелье? А это — то подземелье, куда мы сами её поместили, думая, что место её — где-то там, далеко-далеко. Что она — на небе, а мы — на земле. Мы-то думаем, что никогда не узнаем друг друга, потому что божественная любовь открывается лишь небожителям, а мы... Мы — смертные, мелкие и ничтожные. Но легенда о Венере и Адониса рассказывает о чём? О том, что сама богиня любви полюбила смертного человека. И не царя, не графа, не вельможу. А человека такого неблагородного происхождения, что сложнее и выдумать трудно. Когда Овидий в «Метаморфозах», повествуя о последней песне Орфея, рассказывает о матери Адониса — это одна из самых страшных песен.
Но полюбила Венера Адониса! Богиня — смертного. Несмотря на... Его сомнительное происхождение... Богиня полюбила. И оплакивала смерть своего любимого. Как и Госпожа Страны оплакивала смерть рыцаря. И вот какое дело... Адонис умер. Но он не умер.
Адонис умер. Но он не умер. История повторилась, спустя время. История Адониса повторилась — в истории рыцаря. История повторяется во множестве других историй. История Адониса повторяется в историях других рыцарей, в историях других поэтов, а также повторяется в историях и не рыцарей и не поэтов. А что за история повторяется? А повторяется — история любви богини Венеры к смертному. Любой из нас — Адонис. Любой из нас — человек. И каждого — любит богиня. Или бог. Божество возлюбило человека. И человек возлюбил божество. Вот — смысл истории Венеры и Адониса. И это же — смысл песни Кольриджа. Рыцарь — умирает. Но он — не умирает. У арфы рвутся струны. Рвутся — в самом напряжённом месте повествования. Но арфа — продолжает петь! Арфа — продолжает петь с порванными струнами! Слышите? Только звуки арфы звучат в ином, неведомом измерении. Но, если прислушаться, их можно услышать! Всё ещё можно! Стихотворение Кольриджа с песней Орфея объединяют ещё несколько моментов. Это — композиция песни. Композиция песни Кольриджа не такая сложная, как песня Орфея, но это всё-таки — песня в песне. Главный герой рассказывает о себе и о том, что он сочинил песню о рыцаре.
Такой же приём использовал и Орфей, у него и вовсе одна история переходит в другую, та в третью и так далее, очень многослойная и закрученная композиция.
Так что Кольридж пошёл по пути упрощения, но тоже получилось неплохо.
И ещё (из общих моментов Орфея и Кольриджа) — тема пустыни. Рыцарь — отправился в пустыню. Орфей — отправился в пустыню. Голос, поющего в пустыне. В легенде об Орфее говорится, что после того, как он выходил с Эвридикой из Аида и оглянулся (чего нельзя было делать согласно договору с Аидом), Эвридика вернулась обратно. А Орфея — уже не пускали в Аид. Таким образом, Орфей и Эвридика — разлучились. Эвридика была — в царстве мёртвых. Орфей — среди живых. И вход в царство мёртвых — был для него закрыт. И тогда — Орфей ушёл в пустыню. И провёл в пустыне — долгое время. Как и рыцарь — в песне Кольриджа. А потом — Орфей пришёл на пустынный курган. Где не росли деревья. И запел... Свою последнюю песню... Ту самою, о Венере и Адонисе (и ещё много о чём). И в легенде говорится — что послушать песню Орфея пришли деревья. И на месте путынного кургана появилась роща. А в песне Кольриджа — рыцарь, после пустыни, идёт к людям. И совершает подвиги. И освобождает любимую. Сказка? Сказка. И там и там — сказка. А потом... Потом к Орфею приходят вакханки... И отрывают ему голову... А рыцарь... Рыцарь истекает кровью... От смертельных ранений... Похоже? Похоже. Хоть и сказка. Но до чего похоже на то, что происходит в жизни... Пустыня — это не там, где пески. Пустыня — это там, где пусто. Татьяна пишет Онегину: «Вообрази, я здесь одна, никто меня не понимает». О чём она? Об одиночестве. О пустоте. Вокруг неё люди: сестра, мать, нянька, гости, дворовые, а ей — пусто. Она — в пустыне. Глас вопиющего в пустыне. Так и у рыцаря. Он любит Госпожу Страны. Без неё — ему пусто. Пусто везде, где её нет. В многолюдном городе он будет, как в пустыне. Потому что её нет с ним. Он будет переходить с места на место, но, куда бы он не пошёл, там будет — пустыня, одна пустыня будет сменять другую. Картинки вокруг будут меняться, лица вокруг будут другими, а пустота — останется. Где он? Он скитается по пустыням. Он умер. Но он не умер. Он всё ещё в пустыне. Или уже выходит из неё. Или совершает подвиги. Или не совершает.
|
19.11.2024 08:50 - 20.11.2024 6:10 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"