Гуларян Артем Борисович : другие произведения.

Многомирие и эвереттика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для читателей, что уже познакомились со статьёй "Неоднозначное мироздание". Перед вами новая вершина! Если в первой статье теория Эверетта разьяснялась в двух словах, то здесь она излагается подробно с многочисленными цитатами. Это статья как бы на любителя... НО! Если вы хотите побольше узнать о личности Хью Эверетта Третьего; в частности, узнать о непростых отношениях Эверетта со своим учителем Джоном Уилером, и что такое "теория Эверетта-но-уже-не-Уилера"; какие последствия имел разговор между Эвереттом и Нильсом Бором в Копенгагене; какую роль играл в жизни Эверетта алкоголь; и как Эверетт получил поздравления после своей смерти - это статья для вас. Дерзайте!

МНОГОМИРИЕ И ЭВЕРЕТТИКА


(Краткий очерк об основных идеях Хью Эверетта и фактах его биографии)

29 мая прошедшего уже 2007 года состоялось заседание "Время и история с точки зрения эвереттики", проведенное совместно Факультетом глобальных процессов Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова, Российским междисциплинарным семинаром по темпорологии при МГУ и Международным Центром Эвереттических Исследований. Оно было посвящено 50-летию со дня выхода статьи Хью Эверетта «Формулировка квантовой механики через "соотнесенные состояния"» в июльском номере журнала "Reviews of Modern Physics". На заседании обсуждались проблемы становления нового научного мировоззрения - эвереттики, теории времени с эвереттической точки зрения, выдвигались новые взгляды на исторические факты и процессы.
Кто же такой Хью Эверетт, и что представляет собой его теория?
***

Изложенные ниже биографические данные авторы почерпнули из "Очерка биографии Хью Эверетта III" Евгения Борисовича Шиховцева, с полным текстом которого можно ознакомиться на странице:http://everettian.chat.ru/Russian/biography.html. Этот очерк является самым полным представлением биографии Эверетта на русском языке.
Хью Эверетт родился 11 ноября 1930 года в Вашингтоне в семье кадрового военного Хью Эверетта младшего (1904-1980). Поэтому в энциклопедиях и популярной литературе он часто именуется Хью Эвереттом третьим (Hugh Everett III). На самом деле подобные случаи - когда мужчины носят не только одну фамилию, но и одно и тоже имя - нередки для англосаксонских семей. Его мать, Катарина Кеннеди Эверетт, была образованной и романтичной женщиной. Она окончила Университет Джорджа Вашингтона, писала стихи и рассказы на философские темы и о космосе. Скорее всего, именно влиянием матери можно объяснить ранний интерес к наукам, проявившийся у Хью еще в подростковом возрасте. По крайней мере, уже в двенадцать лет он написал "ученое" письмо самому Эйнштейну, который в своем ответе отметил завидную остроту ума юного дарования. Альберт Эйнштейн угадал правильно: именно это качество отличало Хью Эверетта третьего всю его жизнь.
По окончании школы Эверетт поступил на инженерно-химический факультет Католического Университета Америки (Вашингтон) и в 1953 году получил диплом бакалавра Magna Cum Laude. Получив поддержку Национального Научного Фонда и военного ведомства, Эверетт продолжает учебу в Принстонском университете, где в 1954 году на втором курсе аспирантуры переходит под руководство знаменитого Джона Арчибальда Уилера, одного из ведущих разработчиков американского ядерного проекта и, пожалуй, самого остроумного физика ХХ века. В какой-то мере это и предопределило неоднозначную научную судьбу Хью Эверетта.
В определенной мере теория, которая сделала Эверетта знаменитым, была порождением его безудержного остроумия. Она родилась на пирушке, которую в 1954 году устроили Эверетт, его коллега по аспирантуре Чарльз Мизнер и ассистент Нильса Бора Ааг Петерсен. Двое последних стали провоцировать славящегося своей находчивостью Эверетта каверзными вопросами о парадоксах квантовой механики. Хью Эверетт в ответ просто разгромил готовую диссертацию Чарльза Мизнера (тот вынужден был разработать новую теорию) и на ходу сформулировал тезисы, ставшие основой его будущей теории.
Уже в сентябре 1955 года молодой аспирант представил Джону Уилеру три статьи, в одной из которых был изложен первый вариант его теории "соотнесенных состояний". Учитель высоко оценил работы, но направлять их в печать не спешил, так как небезосновательно опасался дилетантских перетолкований. Но искомую степень магистра Эверетт в этом году получил.
В январе 1956 года Эверетт рассылает на рецензию свою 137-страничную работу "Теория вселенской волновой функции", на которую, судя по благодарностям в диссертации "Об основаниях квантовой механики", представленной в Принстонский университет 1 марта 1957 года, прислали отзывы Бор, Греневальд, Петерсен, Штерн и Розенфельд.
Осенью 1956 года Эверетт принимает приглашение основать и возглавить Группу оценки систем вооружений Пентагона. В это время его увлекают компьютеры, и он прилагает массу усилий для выбивания из генералов финансирования на компьютеризацию (часто оформляя решение этой административной проблемы как розыгрыш). В Группе оценки систем вооружений Эверетт публикует статьи по теории игр, разрабатывает множество алгоритмов (наиболее эффективные из них получили название "алгоритмов Эверетта") и решает огромное множество задач - от тактики возможной ядерной войны до геополитических стратегий и от изучения НЛО до бизнес-планирования. Сам Эверетт очень гордился созданным им самим в конце 50-х - начале 60-х годов текстовым редактором.
В начале 1957 года, следуя рекомендациям Джона Уилера, Эверетт перерабатывает свою рукопись 1956 года в статью «Формулировка квантовой теории в терминах "соотносительных состояний"», к которой Уилер написал послесловие. В марте учитель и ученик разослали свои статьи на рецензии. Ответы прислали Петерсен, Греневальд и Норберт Винер. В июле статьи были опубликованы в "Reviews of Modern Physic" (Vol. 29, № 3). Любопытно, что свои революционные пассажи о расщеплении и ветвлении миров Эверетт вставил уже в гранках и, скорее всего, без особого одобрения со стороны Уилера.
***

Следует отметить, что до самого последнего времени не было опубликованного перевода текста статьи Эверетта на русский язык.
Первым известным нам переводчиком статьи (в рамках работы научного студенческого общества) в начале 80-х гг. прошлого века был тогдашний студент МВТУ им. Н.Э.Баумана, а ныне профессор кафедры физики МГТУ им. Н.Э.Баумана, В.О.Гладышев, который перевел ключевой термин теории Эверетта "Relative State" как "соотнесенное состояние". Этот перевод не был опубликован, хотя и использовался при написании книги "Неоднозначное мироздание". Не опубликован в "бумажном варианте" перевод до сих пор. Первая электронная публикация состоялась в 2005 году на сайте Российского междисциплинарного семинара по темпорологии при МГУ.
В дальнейшем статья Х.Эверетта будет цитироваться по последнему уточненному переводу, сделанному одним из авторов данной статьи, Ю.А.Лебедевым, и размещенном на сайте МЦЭИ http://www.everettica.org/art/Ever2.pdf в виде PDF-файла.
Итак, в чем же состояла цель работы, сформулированная самим Эвереттом?

Цель не состоит в том, чтобы отрицать или вступать в противоречие с обычной формулировкой квантовой теории, которая продемонстрировала свою полноценность в подавляющем большинстве проблем, а скорее, в том, чтобы предложить новую, более общую и полную формулировку, из которой может быть выведена обычная интерпретация.
Взаимоотношения этой новой формулировки с применявшейся ранее - это взаимоотношения метатеории и теории, то есть, предлагается основополагающая теория, в которой могут быть исследованы и прояснены и сущность, и согласованность, и область применимости старой теории.

Хью Эверетт «Формулировка квантовой механики через "соотнесенные состояния"» (далее курсивом приводятся цитаты из статьи Эверетта).
Таким образом, Эверетт не ставит своей целью обоснование "гипотезы многомирия". Эта идея возникает как неизбежное следствие выполненных математических расчетов.
Как же понимает Эверетт "обычную" (т.е. копенгагенскую) трактовку квантовой механики?

Мы берем обычную формулировку квантовой механики или "внешнего наблюдения" сводящуюся по существу к следующему физическая система полностью описывается функцией состояния  [], которая является элементом Гильбертова пространства, и, кроме того, дает информацию только о вероятностях результатов различных наблюдений, которые могут быть сделаны над системой внешними наблюдателями. Есть два принципиально различных пути, которыми может измениться функция состояния:
Процесс 1 Прерывистое изменение, вызванное наблюдением величины с собственными состояниями  [],  [] ,..., в котором состояние  [] будет изменено на состояние  [] , с вероятностью  [].
Процесс 2: Непрерывное, детерминированное изменение состояния изолированной системы со временем согласно уравнению волны  [], где  [] - линейный оператор.
Эта формулировка описывает все разнообразие жизненного опыта. Не известно никакого экспериментального свидетельства, которое противоречило бы этому. Но не все мыслимые ситуации соответствуют структуре этой математической формулировки.

Следует отметить, что эта формулировка соответствует теории Геделя (1931 г.) о неполноте любой научной теории. То есть копенгагенский вариант квантовой механики вполне успешно справляется с объяснительной функцией: "весь физический опыт соответствует этой формулировке", но пасует в области предсказательной функции - "мыслимы ситуации, когда она не работает".
Рассмотрим теперь конкретно, где она не работает.

Рассмотрим, например изолированную систему, состоящую из наблюдателя или измерительного прибора, плюс система объекта. Может ли изменение во времени состояния объединенной системы быть описано Процессом 2? Если это так, тогда, казалось бы, никакой прерывистый вероятностный процесс типа Процесса 1 не может иметь место. Если нет, мы вынуждены признать, что системы, которые содержат наблюдателей, не являются субъектами квантовомеханического описания того же самого вида, которое мы допускаем для всех других физических систем. Этот вопрос не может быть исключен как лежащий в области психологии. Большинство "наблюдателей", обсуждаемых в квантовой механике, относится к фотоэлементам, фотографическим пластинам, и тому подобным устройствам, чья механистическая сущность едва ли может быть оспорена. В последующем каждый читатель, если у него нет желания рассматривать наблюдателей в более привычном смысле, может ограничиться этим классом проблем на том же самом механистическом уровне анализа.

Эверетт всячески подчеркивает, что его подход вовсе не требует "внефизического объекта" - живого Наблюдателя. Но это - очевидная дань консерватизму эпохи. И видно это из того, что эвереттовский подход совершенно не исключает такого живого и мыслящего Наблюдателя! И если у читателя "есть желание", то он может анализировать и этот случай.
Суть предлагаемого подхода - отказ от концепции "внешнего Наблюдателя".

Как же может быть сделано квантовое описание замкнутой вселенной, приблизительных измерений, и системы, которая содержит наблюдателя? Эти три вопроса имеют одну общую особенность, поскольку все они требуют такую квантовую механику, которая является внутренней по отношению к изолированной системе.
У обычной формулировки квантовой механики не существует ясного пути применения к системе, которая не является субъектом внешнего наблюдения. Вся интерпретирующая схема этого формализма опирается на понятие внешнего наблюдения. Вероятности возможных различных результатов наблюдения предписаны исключительно Процессом 1. Без этой части формализма вообще нет никакого средства, чтобы приписать физическую интерпретацию обычным структурам. Но Процесс 1 находится вне рассмотрения для систем, не подверженных внешнему наблюдению...

Здесь следует согласиться с комментарием одного из первых в нашей стране, и, безусловно, самого информированного биографа Эверетта Е.Б.Шиховцева: "Эверетт поступил с внешним наблюдателем так же, как Эйнштейн с выделенной системой координат". Здесь важно не сравнение Эверетта с Эйнштейном, а подчеркивание равновеликой революционности их вклада в физику.
Эверетт строит логически ясную аксиоматическую систему. В чем же состоит аксиоматика Эверетта?

Эта статья предлагает рассматривать чистую волновую механику (исключительно Процесс 2) как полную теорию. Постулируется, что полная математическая модель каждой без исключения изолированной физической системы обеспечивается волновой функцией, которая всюду и всегда описывается линейным волновым уравнением. Далее постулируется, что каждая система, которая подвергается внешнему наблюдению, может рассматриваться как часть большей изолированной системы.

Фактически, это отказ от принципа дополнительности Нильса Бора. Именно это и привело к разрыву Эверетта с Бором, о котором будет рассказано ниже.
Далее Эверетт переходит к изложению своих методических принципов.

Волновая функция взята как основное физическое бытие без априорной интерпретации. Интерпретация появляется только после исследования логической структуры теории. Здесь, как всегда, сама теория устанавливает структуру для ее интерпретации. Для любой интерпретации необходимо привести математическую модель теории в соответствие опыту. С этой целью необходимо сформулировать абстрактные модели наблюдателей, которые сами по себе, в пределах теории, могут трактоваться как физические системы, рассмотреть изолированные системы, содержащие таких модельных наблюдателей во взаимодействии с другими подсистемами, выявить изменения, которые происходят в наблюдателе вследствие взаимодействия с ближайшими подсистемами, и интерпретировать изменения на знакомом языке опыта.

Для реализации замысла Эверетт вводит новое основополагающее понятие - "соотнесенное состояние".

...исследуются представления состояния сложной системы в терминах состояний составляющих подсистем. Математика принуждает осознать понятие соотнесенных состояний в следующем смысле: нельзя считать, что составляющая подсистема, независимо от остальной части сложной системы, может находиться в каком-либо единственном четко определенном состоянии. Любому произвольно выбранному состоянию одной подсистемы будет соответствовать единственное соотнесенное состояние остальной части сложной системы. Это соотнесенное состояние обычно будет зависеть от выбора состояния для первой подсистемы. Таким образом, состояние одной подсистемы не имеет независимого существования, но определяется только состоянием остающейся подсистемы. Другими словами, состояния, занятые подсистемами, не независимые, но коррелированные. Такие корреляции между системами возникают всякий раз, когда системы взаимодействуют. В существующей формулировке все процессы измерения и наблюдения должны расцениваться просто как взаимодействия между вовлеченными в эти процессы физическими системами - взаимодействия, которые порождают сильные корреляции.

Несколько позднее, когда теория Эверетта стала завоевывать мир, "соотнесенные состояния" стали именоваться многомирием. Сам Эверетт с этим согласился и использовал термин "многомирие", введенный Брайсом Де Виттом пятнадцать лет спустя после выхода фундаментальной статьи Эверетта.
На этом этапе Эверетт подводит промежуточные итоги.

...дается абстрактная трактовка проблемы наблюдения. Чтобы результаты имели самую большую общность, используется только принцип суперпозиции и общие правила, по которым сложные состояния системы формируются из состояний подсистем и потому они применимы к любой форме квантовой теории, в которой соблюдаются эти принципы. Исключением является только состояние наблюдателя, соотнесенное с состоянием наблюдаемого объекта системы. Установлено, что восприятия наблюдателя (ленты магнитной памяти, вычислительной системы, и т.д.) находятся в полном согласии с предсказаниями формулировки квантовой механики, основанной на Процессе 1, для обычного "внешнего наблюдателя".

Обратите внимание - мир может быть описан только как волновой процесс, причем дискретность появляется в связи с наличием Наблюдателя. И в этом описании нет ни дуализма "волна-частица", ни необходимости привлечения принципа дополнительности.

Подведение итогов: Вообще говоря, не существует какого-либо единственного состояния одной подсистемы сложной системы. Подсистемы не обладают состояниями, которые являются независимыми от состояний остальной части системы, так что состояния подсистем в общем случае коррелируются друг с другом. Можно произвольно выбрать состояние для одной подсистемы, что приведет к соотнесенному состоянию для остальной части. Таким образом, мы сталкиваемся с фундаментальностью соотнесенных состояний, которая подразумевается формализмом сложных систем. Бессмысленно спрашивать об абсолютном состоянии подсистемы - можно только спросить о данном состоянии относительно остальной части системы.

Здесь Эверетт делает акцент на то, что описание мира произведено без обращения к внешнему наблюдателю, а только с точки зрения Наблюдателя, как одного из элементов рассматриваемой системы.
Принципиальное отличие Наблюдателя от всех прочих элементов системы в теории Эверетта заключается во введении в волновую функцию Наблюдателя параметров его памяти.

Когда мы имеем дело с системой, в которой наблюдатель представлен квантовомеханически, мы приписываем ему функцию состояния  []. Когда состояние  [] описывает наблюдателя, память которого содержит представления событий  [] мы обозначаем этот факт, вводя последовательность памяти как дополнение в скобках, и записываем:
 []
Поэтому символы  [], которые мы временно принимаем, символизируют конфигурацию памяти, находящуюся в соответствии с прошлым опытом наблюдателя. Эти конфигурации могут рассматриваться как отверстия в бумажной ленте, след в магнитной катушке, конфигурации переключающих реле, и даже как конфигурации ячеек мозга. Мы только требуем, чтобы они были способны к интерпретации: "наблюдатель испытал последовательность событий  []."

С формальной точки зрения это отличие заключается в том, что волновая функция наблюдателя включает параметры памяти. Но за этим формализмом скрывается и вводимая таким образом дискретность и - пока косвенным образом - в основание физики вводится сознание, формально стоящее в одном ряду с перфолентой и фотопластинкой, но становящееся таким образом фундаментальным атрибутом Бытия.
К чему приводит такой взгляд в рамках принятой аксиомы и методики?

Таким образом, с каждым последующим наблюдением (или взаимодействием), наблюдатель "ветвится" во множество различных состояний. Каждая ветвь представляет собой иной результат измерения и соответствующего собственного состояния системы объекта. Все ветви существуют одновременно в суперпозиции после любой данной последовательности наблюдений**.
Таким образом, "траектория" конфигурации памяти наблюдателя, выполняющего последовательность измерений, есть не линейная последовательность конфигураций памяти, а ветвящееся дерево, со всеми возможными результатами, существующими одновременно в конечной суперпозиции с различными коэффициентами в математической модели. В любом известном запоминающем устройстве вследствие ограниченной емкости его памяти ветвление не продолжается бесконечно, но должно остановиться в некоторой точке.

Вот здесь и появляется знаменитое эвереттовское ветвление. Правда, пока ещё не по отношению к Миру, а только как характеристика "конфигурации памяти Наблюдателя". Но обратите внимание на ссылку с двумя крестиками - это авторская примечание самого Эверетта, добавленное при корректуре. Оно будет рассмотрено ниже.
Работа же подошла к логическому завершению и Эверетт формулирует окончательные выводы.

В заключение следует сказать, что непрерывное во времени изменение функции состояния сложной системы дает полную математическую модель для процессов, которые включают идеализированного наблюдателя. Когда происходит взаимодействие, результатом его развития во времени является суперпозиция состояний, каждый элемент которой соответствует специфическому состоянию памяти наблюдателя. И вероятностная трактовка обычной концепции "внешнего наблюдения", оцениваемая по состоянию памяти почти во всех состояниях наблюдателя, является обоснованной. Другими словами, чистый Процесс 2 волновой механики, без каких бы то ни было начальных вероятностных предположений, приводит ко всем вероятностным понятиям привычного формализма.

Логичное завершение логичной работы - поставленная цель достигнута, создана метатеория, причем для ее построения Эверетту хватило только одной части боровской "дополнительной" пары "волна-частица" - волны.
А где же "параллельные миры"? Обратимся к тому самому примечанию, на которое авторы данной статьи обратили внимание своих читателей выше.

** Примечание, добавленное при корректуре. При обсуждении препринта этой статьи некоторые корреспонденты подняли вопрос "перехода от возможного к действительному"... Так как этот пункт может прийти в голову и другим читателям, ниже предлагается следующее объяснение.
...С точки зрения теории все элементы суперпозиции (все "ветви") являются "действительными" ни один не более "реален" чем остальные. Не нужно полагать, что все, кроме одного, так или иначе разрушены, так как все отдельные элементы суперпозиции индивидуально подчиняются волновому уравнению с полным безразличием к присутствию или отсутствию ("реальности" или нет) любых других элементов. Это полное отсутствие влияния одной ветви на другую также подразумевает, что никакой наблюдатель никогда не будет знать ни о каком процессе "расщепления".
Те аргументы, согласно которым картине мира, представленной этой теорией, противоречит опыт... подобны критике коперниканской теории на том основании, что подвижность Земли как реальный физический факт является несовместимой с интерпретацией природы здравым смыслом, поскольку мы не чувствуем такого движения.

Это примечание расставляет все точки над i в вопросе о "реальности" параллельных миров. Оно же наиболее часто цитируется последователями Эверетта. Но все-таки оно свидетельствует о том, что многомирие - не цель, а неизбежное следствие принятых аксиом.
Таким образом, из проведенного разбора статьи Хью Эверетта "Формулировка квантовой механики через "соотнесенные состояния"" очевидно, что многомирие с точки зрения физики является не просто "образным", но вполне физическим понятием и для выяснения степени его влияния на нашу реальность не только возможно, но и крайне целесообразно внимательно рассмотреть его проявления в окружающей действительности.
Чем и занимается современная эвереттика.
***

Статья Эверетта была опубликована.
После этого ничего не произошло.
Казалось бы, смелые идеи молодого ученого, явно шедшие вразрез с господствовавшей в физике копенгагенской интерпретацией квантовой механики, должны были бы вызвать, по крайней мере, шквал критики. Однако научное сообщество предпочло просто не заметить "неудобную" статью. Уже в 70-е годы физик Джэммер остроумно заметил, что теория Хью Эверетта "один из самых крепких секретов нашего века". Но, если учесть, где и на кого работал в свое время Хью Эверетт, вполне возможно, что Джэммер вовсе не шутил, а констатировал факт.
В 1959 году Джон Уилер отправил Эверетта в Копенгаген, в надежде на понимание и поддержку со стороны Бора. Шесть недель (март-апрель) этой поездки закончились тем, что в результате бесед с Бором Эверетт оставил физику, а Бор нигде и никогда ни в каком качестве не упоминал Эверетта. Вот что говорит по этому поводу Е.Б.Шиховцев: "Встреча с Бором состоялась, но 75-летний патриарх был не склонен вникать ни в какие теории-выскочки... и, похоже, так и не дал Э. высказаться - встреча оставила у Э. не просто самые мрачные воспоминания, а скорее нежелание вообще ее вспоминать". Однако авторы данной статьи считают, что Нильс Бор как раз очень хорошо осознал "взрывной характер" теории Эверетта, а потому и не дал ему возможности ее раскрыть.
Встреча с Бором фактически положила конец активным занятиям Эверетта квантовой физикой и одновременно стала началом нового поворота (или ветвления) в его судьбе. Пытаясь в копенгагенском отеле "Остерпорт" заглушить свое разочарование с помощью веселящих напитков, Эверетт неожиданно приходит к идее применения множителей Лагранжа для решения оптимизационных задач. Эта идея прославила его как математика (в учебниках упоминается "интерполяционный многочлен в форме Лапласа-Эверетта"), принесла, в конечном счете, и деньги, и творческую свободу. Черновик был набросан тут же на фирменных отельных листках, и в мае-июне 1963 года в "Operations Research" появилась соответствующая статья, а идея переросла в очень удачный бизнес-проект по созданию корпорации Lambda.
Собственно, Lambda первоначально представляла собой автономную группу в Институте оборонного анализа, которая занималась приложением компьютерных методов к решению как военных, так и гражданских задач и которая имела огромный, по тем временам, бюджет порядка миллиона долларов. Но Эверетту больше не хотелось "работать на генералов", и в 1965 году он с четырьмя коллегами из Группы оценки систем вооружений основал высокодоходную Lambda Corporation.
Это было началом успешной карьеры Эверетта-бизнесмена. В 1973 году совместно с Д. Рейслером он основывает DBS Corporation, чуть позже собственное туристическое агентство "Cay Travel", до самой смерти является вице-президентом "American Management Systems, Inc.". Также он имеет собственный бизнес в области мини-компьютеров, сдает в аренду жилой комплекс в Сан-Томасе, совместно с ученицей Де Витта Элян Цянь создает корпорацию по разработке программных продуктов Monowave (сейчас она занимается задачами распознавания речи). Из физика-революционера Эверетт превращается в мультимиллионера.
Однако навсегда расстаться с квантовой механикой ему не пришлось. В начале 70-х годов Брайс Де Витт, один из основоположников квантовой теории гравитации, разрабатывая свою многомировую интерпретацию квантовой механики, обнаружил, что задолго до него практически то же сделал уже Хью Эверетт. Де Витт и Грэхем затевают издание сборника на эту тему и просят Эверетта разрешить публикацию его рукописи. Эверетт соглашается при условии, что его избавят от вычитки корректур и т.д. Сборник "Многомировая интерпретация квантовой механики" вышел осенью 1973 года и, по сути дела, положил начало своеобразному Ренессансу "эвереттики".
Но неминуемо случилось и то, чего с самого начала опасался проницательный Джон Уилер. Уже в декабрьском номере колорадского журнала фантастики "Analog" появляется тема параллельных миров. Вскоре и сам Эверетт становится персонажем фантастических рассказов и романов. К его теории и к нему самому интерес проявили бывшие коллеги и стали присылать работы на рецензию. Однако Эверетт неизменно отвечал, что давно уже не работает по проблемам квантовой механики.
Но, по-видимому, это было уже только дальним эхом былых обид и разочарований. Уже в 1977 году он принимает участие в семинаре по квантовой механике в Университете Остина (Техас) и тут впервые лично знакомится с Де Виттом. Эверетту даже позволили курить сигары в аудитории, что в университете вообще строго запрещено. На семинаре выявились определенные расхождения во взглядах Эверетта и Уилера. Джон Уилер размышлял о том, какую роль играет человеческое сознание в жизни физического универсума. Хью Эверетт посчитал идеи учителя необоснованным расширением своей теории. Уилер в ответ зарезервировал за собой право не верить теории Эверетта по четвергам и впредь называть ее теорией "Эверетта-но-уже-не-Уилера". Кстати сказать, участником того семинара был и Дэвид Дойч - позднее один из создателей теории квантовых вычислений и своего собственного варианта многомировой теории или теории Мультиверсума.
Тем не менее, отношения между знаменитым уже учеником и учителем не прервались. И когда в 1979 году Джон Уилер стал продвигать идею создания Института теоретической физики, Хью Эверетт написал ему, что с удовольствием поработал бы там. Случиться этому, правда, было не суждено. В 1980 году Уилер пишет Эверетту, что хотел бы включить его статью 1957 года в сборник по проблеме измерений в квантовой механике, на что Эверетт согласился. Однако книги "Квантовая теория и измерение", вышедшей в 1983 году, он уже не увидел.
19 июля 1982 года Хью Эверетт скоропостижно скончался на руках своего 19-летнего сына Марка...
Однако гениальный ученый и талантливый предприниматель умер только в текущей реальности, продолжая жить в других "соотнесенных состояниях" Мультиверсума. Иначе трудно объяснить такую чисто "эвереттовскую склейку" между мирами, когда полтора года спустя после смерти Эверетта его семья получила адресованное покойному поздравление Уилера с выходом книги "Квантовая теория и измерение"...
То, что мы попытались рассказать в этой статье, является только введением в современную трактовку многомирия, которая сегодня связана с именами таких выдающихся физиков, как М.Гелл-Манн, М.Тегмарк, Д.Дойч, Р.Пенроуз, В.Л.Гинзбург, А.Д.Сахаров, М.А.Марков, А.Д.Линде, М.Б.Менский и др.
Авторы выражают особую благодарность Е.Б.Шиховцеву за его труд по собиранию и публикации биографических материалов о Хью Эверетте и приглашают всех, кто заинтересовался эвереттическими идеями, посетить сайт Международного Центра Эвереттических Исследований, расположенный по адресу http://www.everettica.org/.


© Гуларян А.Б.

© Лебедев Ю.А.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список