Сирфидов Иван: другие произведения.

Эб. Раздел03

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:

В оглавление | Листать разделы: <<< >>>

ЭБ
Энциклопедия Будущего


<<< Раздел 03 >>>

Печатная продукция. Документы. Письменность





Содержание

  Особенности печатной продукции современности
  Книгоиздание
  Просмотр печатной продукции
  Формы доступа к книгам. Библиотеки
  Документы и документирование
  Визуалик
  Ввод текста



Особенности печатной продукции современности

Термин "печатная продукция" в настоящее описываемому время имеет мало общего с заключённым в образующих его словах смыслом. Он давно оторвался от взаимосвязи с процессом печатания, то есть нанесения текста или графики на поверхность чего-либо. Всё так же под его определение подпадают книги, газеты, журналы, плакаты, открытки и т.п., однако подобное положение дел обусловлено чисто историческими причинами - в силу традиции печатным продолжают именовать то, что когда-то издавалось посредством печати. За редкими исключениями, вся информационно-культурная продукция в современном мире создаётся и распространяется только в электронном виде. Книга - это электронная книга, журнал - это виртуальный журнал, плакат - это видео-плакат. Даже открытка и та либо виртуальная, либо устройство, способное сохранять видео-послания. Фактически единственное, что всё ещё действительно имеет отношение к печати, это товарные этикетки и упаковочное производство. Не у всех, но у очень многих товаров упаковка не содержит никакой электронной начинки, и соответственно не может воспроизводить ни видео, ни анимацию, ни спецэффекты, ни звук, графическое оформление именно отпечатывают на ней. Её достоинство - экологичность и дешевизна. И всё же упаковка есть продукт бытового и производственного назначения, мы же здесь говорим о печатной продукции в её информационно-культурном смысле, в котором некорректно ставить книги и газеты на одни весы с дизайном оформления коробок и обёрток.

Существенным отличием электронной печатной продукции от неэлектронной является необходимость применения специальных технических средств для ознакомления с ней. Требуется преобразовать её из файловой формы в доступную для органов восприятия человека. Как правило это видеоизображение и звук, много реже только звук без видео, прочие формы совсем уж экзотичны и экстремально редки, например тактильная, рассчитанная на осязание пальцами, или дата-чиповая, основанная на засылке данных непосредственно в нервную систему через специальный вживлённый чип (подробнее о дата-чипах вы узнаете позже из раздела о хелперах). Таким образом из всех устройств передачи информации от техники человеку ключевую роль здесь играют те, что осуществляют визуализацию - т.е. служат для отображения графики. Просмотр современной электронной печатной продукции возможен четырьмя альтернативными способами: экранным, голографическим, виртуальным и контейнерным. Экранный предполагает высвечивание на экране, голографический - построение в воздухе реалистичного объёмного изображения, виртуальный - погружение в трёхмерную графическую среду подобно видеоигре. Контейнерный означает загрузку в особый прибор, специализированный под воспроизведение текстовых и медиа данных. Контейнер всегда называется точно так же, как и предназначенные для него продукты, то есть в плане наименований они омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу. Книга - это и файл некоего литературного произведения, и устройство "электронная книга", позволяющее подгружать в неё и читать файловую литературу. Газета - соответственно как некое периодическое издание, так и устройство, заточенное под отображение файлов и сайтов газетного формата. Для каждого из способов просмотра печатный продукт должен быть специально адаптирован. Например, если для текста не создано трёхмерное виртуальное пространство, вы очевидно не сможете погрузиться в него, словно в игру, чтобы во время чтения пребывать внутри окружающих вас со всех сторон тематических или сюжетных трёхмерных анимированных иллюстраций, а если есть только его трёхмерная виртуальная модель, не сможете вывести его на экран в виде обычных страниц. Вернее сказать, просмотр всегда возможен любым способом, но без надлежащей адаптации выглядеть в них контент будет не слишком презентабельно. Есть ли смысл в виртуальном погружении в не предназначенную для этого книгу? Ну будете вы пребывать в пустоте, окружённый набором висящих в воздухе листов с буковками - и что, спрашивается, тут привлекательного? Чуть ниже мы подробно поговорим об особенностях каждого варианта просмотра каждого из наиболее востребованных потребителем видов печатной продукции по отдельности.

Что касается традиционных неэлектронных печатных изделий, они тоже всё ещё имеют место быть, однако встречаются относительно редко. В основном они объект симпатии любителей ретро и предмет страсти коллекционеров. Самым ярким их примером пожалуй будут товарные этикетки. Как мы уже говорили выше, последние мы можем причислить к печатной продукции лишь в расширенной трактовке её понятия. Но это не относится к коллекционным их разновидностям. Такие обладают определёнными культурными свойствами, их отличает качество, красочность, изящество, художественность, содержательность, они так или иначе предмет искусства, пусть зачастую не слишком высокого массового. Другой вполне характерный пример - почтовые марки. В почтовых целях ими никто уже не пользуется, а вот филателистов в империи пруд пруди. Современные марки, надо признать, бывают и электронными - с виду плоская бумажка, в действительности видео-отображающий прибор. Но преимущественно они всё же как раз печатные - с неизменным незаменяемым контентом, хотя и не всегда именно отпечатанные, немало среди них голограммных и флуоресцентных экземпляров (у первых графика выглядит объёмной при взгляде не под прямым углом, у вторых ярко светится в темноте за счёт специальных высокотехнологичных материалов), т.е. изготовленных более сложным способом, чем нанесение краски на поверхность. Ещё есть открытки. Печатных среди них не найти, а вот голограммные и флуоресцентные встречаются. Правда они всё же гораздо менее популярны у населения, чем открытки-устройства, их приверженцы те, кто относит себя к обладателям утончённого эстетического вкуса. Есть детские голограммные картинки, голограммные коллекционные карточки с изображениями игроков спортивных команд (хотя по большей части народ предпочитает им аналогичных размеров видео и 3D-видео приборы). И т.д. И даже книги настоящие печатные до сих пор выпускают в небольших тиражах для коллекционеров или в единственном эксклюзивном экземпляре под заказ. А вот чего ныне точно не обнаружить в неэлектронной форме, это газет и журналов. Так или иначе, как видим, в мире хватает предметов, подпадающих под определение традиционной печатной продукции, но практически все они не имеют прикладного значения, относясь к коллекционерству или массовой культуре в сфере графики и изобразительного искусства.



Книгоиздание

Книгоиздание один из самых прибыльных видов бизнеса в империи. Два с половиной триллиона потенциальных читателей обещают нехилые дивиденды обретшему популярность литературному творению. Однако и конкуренция на рынке литературы весьма велика. Причём конкурировать приходится с издателями не только настоящего, но и прошлого - тысячи лет библиотеки человечества копят труды неисчислимых авторов и авторских коллективов, у вконец заевшегося читателя нынешней эпохи огромный выбор, и к шедеврам прошлых лет он может приобщаться практически задарма. Попробуй впарь ему что-то за деньги. Новые произведения берут свежестью, профессионализмом, брендом, качеством, оформлением, дизайном, пиаром, соответствием последним тенденциям и веяньям в литературном искусстве, следованием изменчивым вкусам обывателя и актуальностью современным взглядам на мир и современным потребностям общества. Отметим так же, что крупные издатели самые неутомимые радетели за культуру и просвещение, они прикладывают немало усилий для пропаганды пользы чтения, как двигателя духовного и культурного развития человека. Ещё они спонсируют детские кружки литературных обсуждений и литературного творчества, материально поддерживают клубы любителей книг, выделяют гранты молодым подающим надежды авторам. Иными словами здесь мы наблюдаем занятную ситуацию, когда корыстный интерес бизнеса в значительной степени совпадает с интересами социума и государства.

Создание литературного продукта в настоящее описываемому время сродни производственному процессу. Узкая специализация правит миром, она самый простой путь к достижению мастерства, и до писательского ремесла она добралась тоже. В одиночку практически никто уже не писательствует. Исключение - мемуары известных людей, но и последние чаще всего всё же не занимаются самодеятельностью, а обращаются к профессионалам. Книги теперь не пишут, а именно создают. Подобно изготовлению фильмов киностудиями, их изготовлением занимаются литературные студии. Собственно и сами процессы производства фильма и книги во многом схожи. Под проект нового литературного творения набирается творческий коллектив, штат которого ограничен только собранным бюджетом, обычно это человек 20-200, у начинающих мелких студий людей может быть и совсем мало, всего 3-5, крупные за все стадии работы бывает привлекают в общей сложности до 500-1200 разнообразных специалистов. Так же как фильм, книга всегда начинается со сценария. Некий автор или группа соавторов предлагает базовый сюжет, упрощённо описывающий и поясняющий основные идеи, преамбулу, фабулу, кульминацию, мораль, смысл. Главного режиссёра в литературных студиях нет, потому что схожая по функциям должность носит в них название "художественного руководителя". Он центральный винтик всего производственного процесса, он дирижирует созданием литературного продукта и принимает окончательные решения по всем ключевым вопросам. Сам процесс книгопроизводства подразделяется на множество этапов и операций. Прежде всего подготавливается предварительная среда, окружение, мир, в котором будут пребывать персонажи. Эту работу выполняют разнообразные творческие декораторы: пейзажей, архитектуры, быта, интерьера, одежды, орудий, облика фоновых персонажей, и много др., и выполняют они её в основном визуально, строят в графике. Так что присоединяющиеся к ним чуть позже сценаристы-детализаторы и писатели опираются не на воображение, а на трёхмерную виртуальную визуальную модель или хотя бы на 3D-иллюстрации, они видят, что и где находится, во что одеты герои, какая погода. Если им надо что-то изменить или дополнить, они обращаются к декораторам, которые вносят соответствующие поправки, а если нужно просто переместить и переставить предметы, часто делают это сами, управляя объектами виртуальной модели. Некоторые особенно именитые и богатые студии заходят в своих амбициях так далеко, что создают реальные декорации в натуральную величину. Когда окружающий мир проступает в общих чертах, за дело берутся основные силы: психологи-детализаторы прорабатывают характеры персонажей, их мотивацию, их желания и цели, создают модели отношений и взаимодействий между ними, сценаристы-детализаторы развивают сюжет и наполняют его мелкими деталями, дизайнеры внешнего вида работают над окончательными вариантами наружности героев, писатели-драматурги добавляют драматичности в события, писатели-юмористы вводят комичные ситуации и комичных второстепенных персонажей. Привлекаются разнообразные консультанты: военные - если в книге есть батальные сцены, специалисты по оружию - если герои будут брать таковое в руки, историки - если действие происходит в отдалённом прошлом, и т.д. и т.п. Зачастую приглашаются актёры, что позволяет придавать характерам персонажей выраженные индивидуальные черты, выявлять неестественные моменты в сценах и оживлять их посредством ситуационных импровизаций. Производится обкатка сырого предварительного макета книги на тестовой читательской аудитории. Далее наступает этап художественной обработки и сборки, этим занимаются художественные писатели. Они перерабатывают текст, придавая ему определённую ровную стилистику, сглаживают шероховатости, усиливают яркость образов, добавляют глубины эмоциям и чувствам, чётче выражают мысли и точнее описывают действия. Следующий этап - перевод на все основные языки, коих в империи немало. Программные системы интеллектуального автоперевода сделают большую часть работы, и всё же специалисты-люди тоже необходимы, иначе заложенные в литературное произведение краски заметно поблёкнут. Когда текст полностью готов, приходит время всевозможных оформителей, иллюстраторов, аниматоров, графических дизайнеров, видео-операторов, создателей виртуальных реконструкций, постановщиков спецэффектов, звукооператоров, и т.п. Книга должна стать конфеткой для потребителя, а для этого её нужно красиво оформить, придать ей совершенный товарный вид во всех четырёх вариантах просмотра. Ещё есть менеджмент, маркетинг, работа с критиками и с общественностью, урегулирование юридических, административных и цензурных вопросов - всё это тоже важная неотъемлемая часть книгоиздательского бизнеса, вынуждающая занимающиеся им компании держать у себя соответствующих специалистов. Хорошая студия никогда не упускает доходы и от сопутствующего производства: сувениры, игрушки любимых персонажей, видеоигры с ними, одежда под их стиль - заработки на подобных товарах могут превышать доходность от самих книг многократно. В общем, когда очередное добротное литературное творение появляется на свет, в списке его авторов обычно значатся сотни и сотни фамилий, а так же до 3-5 десятков брендов различных компаний, от дизайнерских, технических и консультационных до торговых сетей и домов моды.

Следует ли из всего вышесказанного, что романтика писательства умерла? Ответственно заявляем, нет. Просто теперь она прерогатива не тех, кто пишет, а того, кто управляет процессом создания, то есть художественного руководителя. Это всегда человек недюжих ума, опыта, таланта, интуиции, вкуса, творческих и организаторских способностей, который, как ни парадоксально, сам не обязан уметь хорошо писать.



Просмотр печатной продукции

Наибольший интерес для нас конечно же представляют книги, как самый продвинутый тип печатной продукции. Почему продвинутый? Потому что в них серьёзно вкладываются. Бюджет тех из них, что относятся к художественным произведениям и претендуют на качественность, ныне редко бывает меньше сотен тысяч, а иногда превышает и сотню миллионов, именитые студии не стесняются тратить на создание литературных изысков сумасшедшие деньги, рассчитывая извлечь ещё более безумные прибыли, тем паче что посредством превосходства в финансах проще всего оставить менее крупных не располагающих подобными возможностями конкурентов не у дел, сделать их неконкурентоспособными. Об особенностях разных способов просмотра книг мы и поговорим прежде всего.

Занятен факт, что во многих художественных книгах современности имеется визуальный редактор персонажей. Посредством него можно как угодно изменять черты внешности героев и вида их одеяния в соответствии со своими вкусами и предпочтениями, и после правки на всех иллюстрациях во всех ракурсах они будут выглядеть именно так. Встречаются и редакторы тембров голоса - у той литературы, что предусматривает возможность аудиопрослушивания. Ну а некоторые литературные произведения имеют альтернативные варианты сюжета, читателю позволено выбирать из них, определяя дальнейшее развитие событий. К примеру, поклонницы любовных романов часто не прочь сами решать, кто в кого влюбится и кто за кого выйдет замуж.

Скажем так же о настоящих неэлектронных книгах, которые, как мы указывали выше, тоже встречаются. Бумажными они не бывают - за исключением редких музейных экспонатов. Современная печатная книга всегда полимерная. Полимерный лист на вид почти как бумажный, только чуть меньше по толщине, чуть легче, чуть белее, не горит, не рвётся, не треплется, не желтеет, не промокает, моется, легко очищается от грязи. Немалый список преимуществ, не правда ли? Недостаток у него один - он не разлагается в естественной среде, то есть не экологичен, уничтожать его приходится на заводах по переработке мусора. Как правило печатные книги ныне всё равно хоть немного да электронные устройства, так как почти всегда имеют техническую начинку для воспроизведения спецэффектов, видео-иллюстраций и звука, интегрированную в наружную часть и некоторые отдельные страницы. А некоторые и не немного. Случается, их даже снабжают и кибер частями - это может быть что угодно: паучьи лапки, позволяющие ей (книге) бегать, костлявые пальцы, которыми она сцепляет свои корочки, не давая чужим её открывать, выступающая из обложки зубастая монстрообразная физиономия, с любопытством взирающая на вас, и временами позволяющая себе отпускать в вашу сторону мрачные реплики - эксклюзив есть эксклюзив, кроме фантазии дизайнеров прочих ограничений здесь практически нет.

Вторым по значимости и вероятно первым по востребованности в быту печатным продуктом заслуженно считаются газеты. В современном исполнении они скорее динамические сетевые порталы, объединяющие в себе актуальные текущему моменту статьи, репортажи и новостные выпуски. Хотя бывают и оффлайн, эти более авторские, осмысленные, выверенные, часто узко направленные по тематике и направлению, они не гонятся за новостями, а посвящают себя анализу, осмыслению и засвидетельствованию важных событий. Так же как и для книг, для газет востребованы все 4 варианта просмотра.

Прочие виды печатной продукции как правило заточены под определённые виды просмотра, что позволяет описать их в более кратком изложении.



Формы доступа к книгам. Библиотеки

Электронность книг означает, людям более нет необходимости хранить их, складировать в шкафах или на полках. Хотя и хранение на неких отдельных цифровых носителях ныне так же не практикуется. Книга есть сетевой ресурс, к которому осуществляют доступ. Информационная среда неотъемлемый элемент жизни каждого, человек всегда на связи, если не с кем-то, то как минимум с сервисными информационными службами, упрощающими его навигацию и взаимодействие с транспортом и прочей техникой, коммуникационное устройство у него всегда под рукой. Поэтому и с доступом к книгам проблем ни у кого не возникает. Единственное исключение - межзвёздные космические перелёты. У путешествующих до других звёзд граждан связи с планетарными сетями нет, на звездолётах имеются файловые хранилища, но они не всеобъемлющи, чего-то в них может и не быть. Однако звездолёт весьма продвинутый в интеллектуальном плане агрегат, он обязательно отсканирует историю информационных запросов своих пассажиров при их посадке и подгрузит востребованные ими данные к себе в хранилище, так что и здесь скорее всего никаких затруднений не обнаружится. Лишь если пассажиру приспичило почитать в полёте книгу, свой интерес к которой он ранее нигде никак не проявлял, есть шанс, что её не окажется на борту. Хотя это уже частности. Важно то, что будучи сетевым ресурсом, книга не распространяется в виде персональных экземпляров, она всегда принадлежит правообладателю и более никому. Люди не идут в книжный магазин и не покупают там носитель, содержащий её. На руках у них ничего нет. Покупка книги, это покупка права доступа к ней. Разнообразных форм оного существует достаточно много, основные из них мы сейчас рассмотрим.

Законы империи не позволяют лишать человека права пользования основополагающими сервисами, службами и ресурсами по причинам низкой платёжеспособности. Услуги связи, навигация, бытовая информационная поддержка, возможность проезда на основных видах планетарного общественного транспорта предоставляются гражданам вне зависимости от состояния их банковского счёта. Если у тебя нет на нём денег, тебе запишут в долг и всё равно обслужат. Литература так же относится к основополагающим ресурсам, однако в её случае подобный либерализм трудно воспринимать иначе как излишество, а то и фарс, потому что есть места абсолютно бесплатного пользования ей. Публичные библиотеки. Библиотека в определённой степени даёт человеку выбор. Не лениво тебе ради не слишком значительной экономии переться в неё и торчать там часами и днями вместо того чтобы оплатить книгу и читать дома в комфорте, уюте и уединении - твоё дело. Фактически библиотеки даруют людям право на свободу чтения. Всякому гражданину они гарантируют доступ к любому текстовому источнику. Свежие произведения популярных авторов появляются в них не сразу, через месяц или через два, но появляются обязательно. Помимо прочего, это считается ещё и важной мерой в защите потребителя от ценового произвола правообладателя. Тот уже не может монопольно диктовать цену. Если он слишком её задерёт, народ просто потянется в библиотеки.

Кроме бесплатного доступа к книгам публичные библиотеки знаменательны ещё парой моментов. Они уже не безбрежные хранилища пыльных томов, как было когда-то в древности. Никаких хранилищ в них нет вовсе, только читальные залы, холлы, кабинки, кластеры, комнаты и кабинеты. Нынешние библиотеки прежде всего средоточие инструментов для работы с информацией и текстами. Они обеспечивают посетителей интеллектуальной поддержкой на основе узкоспециализированных ТР (ТР - технический разум, самая продвинутая форма искусственного интеллекта), заточенных под обработку и анализ текстовых и вербальных данных, синтаксический, морфологический, семантический и филологический разбор, художественный перевод на другие языки, помощь в формулировании мыслей, составлении докладов, рефератов, речей, выявление плагиата и т.п. В центральных государственных библиотеках их ТР по мощности и возможностям зачастую намного превосходят интеллект-поддержку редакций даже самых крупных планетарных СМИ. Благодаря чему любой гражданин, от школьника до профессора, от фермера до бизнесмена, при необходимости в написании чего-либо - статьи в школьную газету, отчёта, да хоть любовного письма - обретает шанс сделать это максимально высококлассно, на уровне лучших профессионалов в области слова, при нужде в поиске и анализе информации, сопоставлении фактов, имеет в шаговой доступности инструмент, способный производить подобные операции предельно быстро и по гигантскому числу источников, с автоматической отбраковкой ложных и недостоверных данных. Надо только не полениться совершить библиотечный вояж. Если кому-то хочется получить исключительно надёжную, правдивую и выверенную информ-консультацию (информ-консультация - распространённая в настоящее описываемому время услуга по предоставлению справочных сведений на абсолютно любую тему, например: "как правильно выращивать комнатные тыквы", "чем лучше выводить прыщи", "как самому отремонтировать бытового робота", "где сейчас самые дешёвые распродажи", "сколько звёзд на небе", и т.д. - консультация избавляет человека от необходимости самому искать информацию: задал вопрос - принимай развёрнутый подробный ответ), а платить за неё желания нет, ему тоже в библиотеку.

В читальных залах библиотек люди в основном читают и работают виртуально, то есть сидят в видео-очках или видео-шлемах, хотя при желании могут пользоваться экранной визуализацией. Комнаты и кабинеты позволяют отделиться от толпы, чтобы никто не мешал и не мозолил глаза, однако это уже за деньги, стоимость их аренды поминутная и регулируется уровнем спроса, зато они зачастую снабжены голографическим и иным сложным оборудованием. Кластеры и кабинки бесплатны, их смысл в повышении безопасности - человек в видео-очках как привило отсечён от реальности, не видит её (см. описание видео-очков в разделе о визуализации), кабинка отсечёт его и от соседей, обеспечит определённое уединение, кластер отличается от кабинки совсем уж малой площадью и отгороженностью только с трёх сторон, у него нет двери, в нём нельзя закрыться, тем не менее он ограждает от контактов с другими посетителями и укрывает от чужих взглядов. Неизменные атрибуты библиотек - местами немножко назойливая наружная реклама, внутренние кафе и ресторанчики, точки торговли книгами и журналами с услужливыми языкатыми менеджерами-знатоками литературы, а так же красиво обустроенные общественные зоны, где можно отдохнуть или поболтать по видеосвязи не мешая читающим. Крупных центральных библиотек на каждой планете обычно не менее нескольких, хотя бы две-три, и каждая позиционируется как место особого культурного значения, храм просвещения, куда приятно заглянуть даже если не собираешься просвещаться.



Документы и документирование

Современный мир давно уже не использует документы в виде физических предметов - бумажных, пластиковых, полимерных, магнитных, жидкокристаллических или сделанных на основе каких-то иных материалов вы не найдёте. Если только среди музейных экспонатов. Ныне они всегда цифровые, хранятся в файловой форме. Различают содержательные и удостоверительные их типы. Назначение первых - засвидетельствовать что-либо, быть доказательством, что указанные положения, соглашения, факты, события, обстоятельства действительны или действительно имели место. Деловые, юридические, нормативные, административные и т.п. - всё это разновидности содержательного документа. Вторые служат для подтверждения личности, прав или полномочий. Паспорт, удостоверение, пропуск - их характерные примеры. Необходимым условием надёжного исполнения документом возложенных на него функций является обеспечение ему сохранности, защиты от порчи, потери, подделки, правки и несанкционированного доступа сторонними лицами. В древние времена, когда он был листом бумаги или полимера, защитить его было просто - на физическом предмете легко оставить физические же трудно-подделываемые доказательства подлинности. Как правило ими служили печати организаций либо подписи, так же зачастую сам лист документа обладал уникальными особенностями - составом и толщиной материала, водяными знаками, оттеснёнными узорами, голограммными наклейками, наличием идентификационного номера, встроенного чипа и пр. В настоящий описываемому момент никаких подписей нет, и даже не потому что их элементарно подделать - человекоподобный робот после незначительного обучения сможет без труда воспроизвести любые каракули, причём с плавающей точностью, чтобы ни одна роспись не была точной копией другой, но сохраняла все признаки почерка определённого гражданина. Просто на виртуальном документе подпись всё равно не поставишь. Как и печать. Не может быть на нём ни тиснений, ни водяных знаков, ни встроенных чипов. Исчезновение документов в виде физических предметов - объективный процесс, связанный с техническим прогрессом и развитием цивилизации. Неэлектронные формы письменности попросту устарели, перестали отвечать потребностям современного мира. Хранение текстовой информации в файловом виде несопоставимо удобнее и экономичнее, кроме того позволяет осуществлять над ней компьютерные обработку, аналитику, учёт, контроль, поиск, встраивать в неё графику и звук, снабжать её поддержкой разнообразных вспомогательных функций. Всё это особенно важно применительно к документам, которые, как известно, есть основа всякой деловой и производственной деятельности, а значит экономичность и комфорт в работе с ними для людей не пустой звук, а необходимость, обусловленная вопросами повышения рентабельности, производительности и конкурентоспособности. Просматривают любые тексты так же только электронно, распечатывание их не практикуется - слово "принтер" не исчезло из лексикона обывателя, но перекочевало в слесарную терминологию, подразумевая под собой бытовой или промышленный агрегат, способный изготавливать трёхмерные предметы сложной формы. В качестве контейнерного устройства для отображения документов чаще всего применяют "электронный лист" - прибор визуализации, имеющий вид бумажного листа одного из стандартных размеров, однако загрузка в многостраничные контейнеры электронных книг тоже распространена. Экранный просмотр традиционно самый популярный, находясь на рабочем месте большинство людей предпочитает читать текстовые материалы именно так. Виртуальный просмотр, напротив, редкое явление, в основном его используют лишь в тех случаях, когда необходимо одновременно взаимодействовать с большим числом документов. Что касается голографического просмотра, он весьма востребован в бизнесе при непосредственной работе с клиентами, так как выглядит очень эффектно и не требует применения излишне сложного дорогого оборудования - создать визуальную проекцию небольшого предмета - покрытого текстом листа бумаги или куска пергамента - гораздо проще, чем изображение значительного объёма, для этого подойдёт даже самое плохенькое вполне бюджетное (по меркам бизнес-структур) устройство голографической визуализации.

Возникает вопрос, как же люди теперь заверяют документы и удостоверяются в их подлинности, если тех физически не существует, если они просто файлы, просто набор информации, лишённый каких-либо уникальных признаков, а значит их легко подделать, подправить, подменить. Если в них нельзя оставить подпись, и следовательно никто не может взять на себя личную ответственность за истинность их содержимого. Для начала скажем, особенность файловой системы современного описываемому периода в том, что она "одна на всех", понятие персонального компьютера как таковое отсутствует, вместо собственных отдельных ПК люди пользуются интеллект-сетью (и-сетью), которая по сути представляет из себя общепланетарный супермегакомпьютер, обеспечивающий граждан не только доступом к информационным ресурсам, но и процессорными (вычислительными) мощностями (подробней об этом см. раздел об и-сети). Все работают в едином цифровом пространстве, в единой системе, единой файловой среде, поэтому всякий создаваемый файл уникален, отличается от прочих временем создания, идентификационными характеристиками, положением в дата-хранилище, и соответственно абсолютно поддаётся учёту и контролю. Пользователям недоступны низкоуровневые операции, они не могут вмешаться в системную область, проникнуть в неё - это попросту не предусмотрено в её протоколах, управление её работой прерогатива исключительно специальных государственных структур. Технически и-сеть построена таким образом, что делает фактически невозможным "подделать, подправить, подменить" защищённые данные, иначе в ней не было бы смысла. Таким образом "водяные знаки и голографические наклейки" электронному документу не требуются, он надёжно подтверждает свою подлинность идентификационной уникальностью, позволяющей отличать его не только от всех других файлов, но и все его полные копии друг от друга. Однако защита его этим не исчерпывается. Способы её обеспечения у содержательных и удостоверительных документов кардинально разнятся, поэтому мы рассмотрим их по отдельности.

Необходимость дополнительной защиты содержательных документов во многом обусловлена отсутствием подписей. Обязательно требуется что-то, способное их заменить, дабы люди могли выступать поручителями за достоверность той или иной текстовой информации. Решается эта проблема двумя используемыми совместно методами - регистрацией и персонализацией. Персонализация означает привязку к определённому физическому или юридическому лицу. Файлы не бывают бесхозными, у всякого всегда есть владелец. Проще говоря, если документ хранится в вашем личном разделе сети, куда пускают только вас и никого другого, то очевидно он и принадлежит вам. Регистрация позволяет придавать документам официальный статус, что фактически равнозначно наличию у них подписи. Существует государственная система документарной регистрации, подразделяющаяся на гражданскую и юридическую регистрационные службы. С помощью которой можно засвидетельствовать определённое содержимое какого-либо файла. Суть её работы легче всего понять на конкретном примере. Скажем, при заключении в делового соглашения, его подписанты (вступающие в него стороны), а так же их юристы (если таковые есть), составляют его текст, синхронизируют оный каждый в своём персональном файле документа, и отправляют регистрационной службе. Та проверяет идентичность содержимого файлов, и при полном их совпадении маркирует их все одинаковым индексом, делает защищёнными от редактирования, создаёт для себя их сводный экземпляр с перечнем имён всех их владельцев, шифрует его и отправляет на условно вечное хранение в свой банк данных. Вот и вся процедура. Теперь при желании всегда можно сравнить содержание документа с его копией, находящейся в регистрационной службе, и так подтвердить его подлинность. В процессе регистрации каждый подписант получает на своё имя запрос на подтверждение, что сильно уменьшает шансы мошенников выдать себя за иное лицо, кроме того подвергается идентификации, результат которой автоматически регистрируется в полиции - современные приборы идентификации так устроены, они устанавливают личность человека сличением его биометрических признаков с информацией о биометрии людей, хранящейся в полицейской базе данных (см. раздел об идентификации), обращение же к ней позволяет в свою очередь полицейской службе статистической аналитики записать в свои базы данных, кто был опознан, в каком месте и в какое время (иными словами, у неё есть полная история всех идентификационных контактов населения), благодаря чему никогда не проблема подтвердить, что такой-то гражданин присутствовал в момент регистрации документа там, где оная производилась, а значит это точно был он, никто не выдавал себя за него. Иногда для пущей доказательности сохраняется видеозапись момента регистрации. Примерно так выглядит "подписание" деловых договоров в настоящее описываемому время. Оно безусловно описано в неполном упрощённом виде, но это уже частности. Кроме государственной системы документарной регистрации аналогичные структуры есть так же у крупных юридических фирм. Служа для усиления доказательности юридических соглашений. Отлаженная за века, практика регистрации документов считается высоконадёжной и не вызывает ни у кого ни сомнений, ни нареканий. Ей могут пользоваться не только деловые компании, а вообще все. Например если вы написали рассказ или хотите подтвердить свои авторские права на него, достаточно выполнить через сеть его регистрацию, совершенно копеечную по стоимости автоматическую процедуру, и более уже ничего не надо, у вас сразу появится стопроцентное доказательство авторства.

Относительно документов удостоверительного типа мы не будет столь многословны. Нам это не потребуется. Современный удостоверительный документ никогда не принадлежит лицу, личность или права которого подтверждает. Он принадлежит структуре, ведающей вопросами такого подтверждения. Если он государственный (паспорт, удостоверение уполномоченного лица, свидетельство о чём-либо), он и хранится в госорганах. Пропуска частных предприятий и организаций это и вовсе условное понятие, их собственно нет, есть службы безопасности предприятий, ведающие сведеньями об уровне допуска того или иного сотрудника. Вас не просят предъявить пропуск на проходной или в пункте контроля - вас просят предъявить личность, т.е. идентифицируют и определяют по базе данных, нужно вас пропустить или нет, имеете вы право на доступ куда-то или к чему-то, или не имеете, и т.д. Таким образом сохранность удостоверительной информации - забота исключительно тех, кто ей распоряжается. Как они это делают, каким средствами защищают от взлома, подмены и подделки - не слишком интересные для нас технические детали.

Наверное стоит упомянуть ещё один тип документа - личный. Тот что создаётся для бытового употребления и не нуждается в официальном или юридическом статусе. Основное его свойство заключено в конфиденциальности, лишь владелец документа в праве решать, кому позволено его просматривать, а кому нет. Нарушение конфиденциальности в общем случае не влечёт за собой ни уголовной ни административной ответственности (если вы заглянули в чужое письмо, не садить же вас за это в тюрьму), исключение - взлом, незаконное проникновение, когда кто-то обрёл доступ к вашим частным файлам преступными средствами или посредством криминальных технологий. Всякий личный документ обладает персонализацией, то есть принадлежит определённому физическому лицу. Управление его конфиденциальностью осуществляется выбором места хранения. Помещая его в закрытый сегмент вашего файлового хранилища в сети вы препятствуете его просмотру другими лицами, размещая в публичном сегменте или открытом ресурсе делаете доступным для всех, отправляя кому-то по электронной почте наделяете адресата копией документа и полным правом распоряжаться ей. Как и все прочие виды документов, личный бывает только электронным. Это касается всего. Писем в конвертах, записок на бумажках, записей в блокнотах или тетрадках - ничего такого не бывает. Письма отсылают не иначе как электронной почтой, которая, кстати, ныне совершенно официальный коммуникационный сервис, и адресуется не по формальному произвольно придуманному набору символов, а персонально - всякому гражданину всегда можно послать письмо на его имя. Если вам нужно оставить записку, вы напишете её на самом видном месте - двери, столе, стене, потому что из отделочных материалов современности наиболее популярны виды, способные отображать графику, в том числе, естественно, и текст. Блокноты и записные книжки - это даже не устройства, а программные функции, посредством которых можно делать текстовые записи, сохраняя их в файл в своём разделе сети.



Визуалик

Визуалик - это межнациональный графический язык, основанный на применении анимированных или статических спрайтов (отдельных изображений одинакового размера), однозначно интерпретируемых независимо от языковой принадлежности. К примеру, картинка движущихся ног означает на нём "идти", картинка сердца, пронзённого стрелой, значит "люблю", а без стрелы сердце и есть просто "сердце", однако между картинками "я" и "ты" оно так же означает "люблю". Благодаря анимированности и графической вариативности визуалик способен выражать гораздо больше, чем символьно-буквенный текст. Тот же спрайт "я" можно окрасить в разные цвета, что будет отражать настроение писавшего: чёрный - мрачно, жёлтый - радостно, розовый - стыдно, багряно-красный - больно, радужный - замечательно, переливающийся всеми цветами радуги - переполнено счастьем, и т.д. Изображение движущихся ног показывает, женские они или мужские, характеризуя пол, а так же во что они обуты, позволяя сделать выводы о погоде и даже о приблизительной цели передвижения: туфельки на высоком каблуке, зимние сапожки, спортивные кроссовки - вид обуви так или иначе сообщает что-то читателю. А ещё есть скорость анимации движения ног, посредством которой легко указать, торопится их владелец или нет. Вы пишете "я вышел из дома", в буквенной форме это не несёт никакой иной информации, кроме факта покидания вами вашего жилища, в визуальном же, как видим, позволит без слов понять читателю, какое у вас было настроение, мужчина вы или женщина (помним, что визуалик межнационален, а глаголы далеко не во всех языках спрягаются по роду, в том же английском фраза "I left home" ничего не говорит о половой принадлежности писавшего), насколько спешили, что на вас было одето, какая стояла погода, чем вы собирались заняться, и ещё возможно, в доме какого типа вы проживаете и др. Текст в графическом представлении несопоставимо более ярок и богат красками, он передаёт множество образов. То, что посредством слов потребует нескольких предложений, а то и целого абзаца, в его случае зачастую легко выразить двумя-четырьмя спрайтами (правда они не могут быть столь же мелкими, как буквы, на страницу их входит заметно меньше). Можно говорить, что визуалик значительно более информативная форма письма, хотя и во многом интуитивно-абстрактная, не столь однозначно, определённо и безусловно излагающая закладываемый в неё смысл.

Правила писания на визуалике диктуют стремиться к максимальной конкретизации и точности графических образов. Иначе вы будете вводить читателя в заблуждение, или он окажется неспособен до конца вас понять. Обуйте "идущие ноги" не в ту обувь, и общее содержание визуального текста, рассказывающего о вашем походе куда-то, не совпадёт с изображением вашего движения, создаст противоречие, препятствующее подсознательному целостному восприятию при чтении. По тем же причинам - вследствие стремления к точности - обобщающие образы в визуалике применять не рекомендуется. К примеру, такие как "вещь". Слово "вещь" есть среди его графических символов, но пишут обычно, что это такое конкретно - вы увидите "зонт", "портфель" или "молоток", но не "предмет" и не "штуковину". Редко встречаются в визуалике картинки "я", "ты", "она", "он". Вместо местоимений употребляют изображения персонажей. Для обозначения себя используют спрайт с фото своей физиономии, для обозначения "её" физиономию женщины, о которой говорят, потому что под "ней" всегда подразумевается некто определённый. Настроение в таком случае передают уже не цветом, а мимикой, лицо на картинке может улыбаться, а может дуться или грустить. Для устранения путаницы и недопонимания спрайты визуалика часто снабжают скрытыми пояснениями - если не смог разглядеть, какой персонаж упоминается, коснись его изображения пальцем, и оно развернётся в гораздо более крупное детальное в полный рост.

Несмотря на то, что визуалик зародился именно как понятный любому универсальный межнациональный язык, в настоящее время в данном качестве он не слишком востребован вследствие массового применения автоматических систем перевода и карманных переводящих устройств. Им всё ещё выполняют поясняющие надписи в общественных местах с высокой туристической активностью, вот пожалуй и всё. Тем не менее, он продолжает оставаться очень популярным и считается важной частью имперской культуры. Случается, на нём пишут газетные статьи, а то и целые книги, да и традиционные символьно-буквенные тексты частенько разбавляют то тут то там его спрайтами. В межличностном бытовом общении при написании писем друг другу многие не в состоянии без него обходиться, не представляя, как ещё отразить свои чувства, эмоции и настроение. Фактически визуалик есть альтернативный письменности способ передачи информации. Он подвижен, он имеет тенденцию со временем изменятся, за века практики его использования в нём накопилось немало разнообразных правил, аксиом, традиций, течений, ответвлений, направлений, веяний, предпочтений, посему филигранное владение им стало настоящей наукой и искусством, учёные языковеды и визуологи изучают нюансы его применения и тонкости трактовки его графических образов. Международный язык и визуалик - единственные (помимо родного) языки, входящие в обязательную программу изучения в школе, причём многие считают визуалик более значимым, чем международный язык.



Ввод текста

Люди давно уже хранят текстовую информацию исключительно в электронном виде. Это касается не только книг и газет, а всего, в том числе и трудовой деятельности, и быта. Нигде вы не увидите, чтобы кто-то делал записи рукой на бумаге или тому подобном предмете. И дома и на работе текст вводят всегда в файл. Не удивительно, что и практика писать от руки полностью отмерла уже много-много веков назад. Теперь это даже не анахронизм, это нонсенс, возврат к диким доисторическим временам сродни разжиганию огня трением и разгуливанию в одежде из шкур. В продаже нет никаких авторучек, карандаши найти всё ещё можно, но лишь как крайне редкий специфический товар, присутствующий на полках отделов для любителей рисования. Ученики вместо канувших в лету тетрадок с учебниками носят с собой в школу средства визуализации и устройства распознавания тихой речи, а на уроках родного языка овладевают не правописанием, а навыками по быстрой ориентации в выборе из сопровождающих ввод автоматически предлагаемых вариантов поправок и альтернатив. Единственные, кто утруждает себя писанием от руки, это увлекающиеся каллиграфией любители истории, правда для них оное всё же не письменность, а вид высокого графического искусства, где каждая буковка должна восхищать геометрическим совершенством линий и вычурной узорностью форм, написание одной фразы может занять у них не один день и потребует творческого вдохновения. Даже слово "автограф" имеет теперь иной смысл чем в былые времена, потому что как и все прочие, современные знаменитости расписываться не умеют, да и умей они, вряд ли их фаны пришли бы в восторг, получив невнятные закорючки от своих кумиров. Автограф в настоящее время подразумевает кусочек видео с пожеланиями или хотя бы фото. Личная роспись изредка встречается лишь у высокопоставленных лиц как атрибут положения, не заключая в себе никакого юридического смысла - Глава Планеты поставит собственной рукой свои инициалы на закладываемом фундаменте некоего важного для населения объекта, вот характерное применение росписи в современном мире. Но писать люди современности не умеют не только от руки. Они не привыкли делать этого руками вообще. В частности с клавиатуры. Ввод текста ныне практически всегда осуществляют голосом. Буквенных клавиатур в виде устройств нет, их давно не производят, виртуальную клавиатуру загрузить не проблема, зато проблема найти того, кто захотел бы ей пользоваться. Ввод пальцами попросту медленнее, чем голосом, неудобнее, требует навыков печати, к тому же чреват опечатками. А ещё он занимает руки, что затрудняет производить выбор из автоматически предлагаемых вариантов смысловых и синтаксических поправок, альтернатив с лучшей звучностью и согласованностью, синонимов и т.п., к чему современный человек привык и не представляет, как без этого грамотно и качественно писать. Единственное преимущество клавиатур - они не создают речевой зашумлённости. Набирая слова пальцами, вы не вынуждены ничего бубнить вслух, а значит никому не мешаете, что особенно важно, когда много людей трудятся в одном помещении - если каждый из них станет что-то надиктовывать, это будет гвалт. Зашумление - основная проблема речевого ввода, однако появилась она не вчера, ей уже многие века, за столько времени было найдено достаточно технических решений, позволяющих её устранить. Тут вам и устройства распознавания сверхтихой речи, способные различать даже не шёпот, а буквально лёгкое придыхание, и сканеры активности речевых органов, умеющие читать мысленно проговариваемые человеком слова по микро-движениям его голосовых связок и языка, и системы шумоподавления, полностью нейтрализующие для окружающих звук вашего голоса на расстоянии уже в пол метра от вас, и надеваемые на нижнюю часть лица шлемовидные микрофоны с добротной звукоизоляцией. Если вы зайдёте в магазин письменных принадлежностей, выбор бытовых и профессиональных приборов ввода текста вас поразит - сотни брендов, тысячи моделей на любой вкус, различающиеся возможностями, характеристиками, качеством, дизайном, женские и мужские, детские и взрослые, простые и изыскано украшенные. Не всем они нужны, потому что их назначение именно устранение зашумления, а оно помеха лишь при работе в коллективе или при потребности в конфиденциальности. Распознавание речи - стандартная функция, присущая большинству бытовых технических устройств, надиктовать текст и без специальных приборов никогда не проблема. И всё же спрос на них велик. Школьники и студены, офисные работники и научные сотрудники, чиновники и врачи, журналисты и финансисты - число людей, кому они требуются, огромно.

Наряду с зашумлённостью есть ещё один крайне важный многогранный аспект ввода текста, так же требующий определённых технических решений. Это работа с автоматическим предложением правок, улучшений, вариантов и альтернатив, о котором мы уже упоминали выше. Профессионалу в области слова без них не обойтись, "школьнику и студенту" тоже, да и всем остальным придётся сложновато. Для понимания, чем они так полезны, проще всего привести конкретный пример. Допустим, вы пишете (в смысле, диктуете): "Вчера, где-то часов в десять вечера, я шёл до дома по роще, которая расположена рядом с ним". В качестве альтернативы к "вчера, где-то часов в десять вечера" вам предложат конструктивно упрощенный более лёгкий для восприятия вариант "вчера вечером", а к нему подвариант "прошлым вечером", альтернативой "шёл до дома по роще, которая расположена рядом с ним" посоветуют фразу "возвращался рощей к дому". Вы добавляете второе предложение "И на одной поляне увидел, что там сидит заяц". Вам сейчас же предложат альтернативу уже к обоим предложениям: "Прошлым вечером, возвращаясь рощей к дому, я заметил на полянке зайца". Мало того, будет учтено, кто диктует, и если это ребёнок или девушка, к слову "заяц" им дадут подварианты "зайчик" и "зайчишка" вкупе с прилагательными "серенький", "пушистый", "длинноухий" и др., чтобы текст имел выраженное соответствие персоне автора, содержал её личностные черты, правильно отражал особенности её гендерного и возрастного мировосприятия и через это обретал яркость, индивидуальность, правдивость, естественность и целостность. Надиктуете вы абзац, вам попытаются оптимизировать уже его. Насочиняете страницу - укажут, как улучшить последовательность и структуру изложения в ней, причём вполне обоснованно, с возможностью почитать правила и общепринятые нормы, относящиеся к выделенным вызывающим сомнения местам. Вообще, к каждой альтернативе всегда прилагается пояснение, на основании чего она рекомендована, чем она лучше, правильнее или предпочтительнее вашей исходной версии. Функция автоматического предложения правок настраиваема по огромному числу параметров, при желании её можно полностью отключить, но так никто не делает. Техническое оборудование в данном случае требуется, чтобы обеспечить максимальные простоту и комфортность при работе с ней. К примеру, выбор из вариантов прикосновением к их изображению на экране неудобен, так как вынуждает к высокой амплитудной двигательной активности рук, и соответственно приводит к утомляемости их мышц. Современные тенденции в работе визуальными средами (содержимым экрана и т.п.) определяют зрительно-фокусное оборудование, знаковые пульты и ТР (технический разум) наиболее оптимальными компонентами технического оснащения рабочего места. Зрительно-фокусные устройства отслеживают, на каком элементе изображения сфокусированы глаза пользователя. Вы смотрите на нужный из предложенных вариантов, и он тут же подсвечивается как выбранный. Знаковый пульт реагирует на ваши жесты. Пошевелили вы слегка заданным образом пальцем, и наблюдающая за вами оптическая система фиксирует это как подтверждение выбора, сделали другое движение или шевельнули другим пальцем - и она листает страницы (подробней о знаковых пультах см. в разделе о хелперах). И так далее. ТР есть самая продвинутая форма ИИ (искусственного интеллекта), способная подстраиваться под хозяина и его потребности, развиваться, накапливать личный опыт. Чем больше и чаще вы его используете, тем лучше он понимает, что и зачем вы делаете, к какому результату стремитесь и как оного достичь. Это позволяет ему максимально оптимизировать удобство и качество вашей работы без каких-либо указаний на то с вашей стороны. В быту ТР не слишком распространены вследствие высокой стоимости и необходимости в обучении и интеллектуальной доводке, школьники и студенты вряд ли станут ими пользоваться для ввода текста, да и профессора тоже, ТР востребованы в основном у профессиональных тружеников пера, прочие предпочитают применять не столь умные, но вполне удобные и недорогие ИИ.

Отсутствие потребности писать слова по буквам и неотъемлемая электронная интеллектуальная поддержка при вводе текста привели к ряду знаменательных последствий в жизни людей. В частотности, разбираться в правописании ныне нет решительно никакой необходимости. Школьники более не изучают особенности применения тех или иных буквосочетаний, не заучивают многочисленные орфографические правила и исключения, да и о самой орфографии слыхом не слыхивали, потому что этот предмет давно исчез из школьного расписания. Зато появился "тех-ввод" - дисциплина, рассказывающая о предназначенном для ввода текста техническом оборудовании, о том, чем оно различается, об особенностях его эксплуатации. В целом уроков по языкознанию в школе наверное не стало меньше, но теперь они сосредоточены главным образом на практической и творческой составляющих образовательного процесса, детей учат прежде всего правильно строить свою речь, точно, грамотно и изящно излагать мысли, понимать суть синтаксических и морфологических норм, замечать, как пунктуация влияет на общий смысл. Очень много внимания уделяется наработке навыков по быстрой ориентации в автоматически предлагаемых при вводе вариантах поправок и альтернатив. А вот зубрёжка языковых правил - отмирающий элемент школьной жизни. У ученика нет объективных причин их зазубривать, это нерациональная трата учебного и личного времени - если вы где-то ошиблись, электроника всегда подчеркнёт где, и обязательно даст пояснение, почему подобная манипуляция со словами расценивается как неправильная. Помощь техники не делает человека тупее (иначе технический прогресс давно превратил бы всех снова в обезьян), напротив, она расширяет горизонты, наращивает потенциал возможностей, обеспечивает значимые преимущества. Крестьянин с трактором и крестьянин с лопатой - два несопоставимых трудовых ресурса, что один сделает за день, другой не выполнит и за месяц. Для ученика интеллект-поддержка тот же трактор, точно так же избавляющий от малоэффективного непроизводительного труда, только в данном случае не ручного, а умственного. Вместо заучивания он потратит время на какой-то иной более важный аспект обучения, сможет охватить и освоить гораздо больший объём материала. Приобретёт опыт не зазубривания правил, а работы с ними на практике, что определённо полезней для интеллектуального развития. Знание на зубок всех правил - удел профессоров-языковедов, рядовому обывателю это без надобности, грамотно писать он сможет и так. Ещё одним интересным последствием перехода человечества на речевую форму ввода выделим исчезновение понятия прописного текста. Попроси кого-нибудь написать что-то от руки, он нацарапает обязательно печатными буквами (причём, допустит столько ошибок, что любому специалисту по правописанию станет дурно), других он не знает, никогда их не видел.


Читать далее: Раздел 04. "Интеллект-сеть"
В оглавление















 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"