Чваков Димыч : другие произведения.

А кто же судьи в королевстве Сам Из Датском?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Обзор произвведений из "списка Мошкова" на конкурсе "БД-2006"


А кто же судьи в королевстве СамизДатском?

   Ответить на поставленный в заголовке вопрос достаточно сложно. Попробуй-ка догадаться о том, кто будет журить авторов конкурса, если тебе, кроме ников членов судейского ареопага и довольно скупых данных с их титульных листов ничего практически неизвестно...
  
   Стоп, ребята. Тормози. То есть, как это ничего не известно? А художественное творчество уважаемого жюри? Они ведь такие же литераторы с разной кривизной эвольвенты успеха, как и мы с вами. Что вы говорите? Своё, мол, читать некогда, а не только творения наших временных оппонентов, волею судеб попавших в так называемый "список Шиндлера"? Но конкурсные-то рассказы, пожалуй, осилим. Как считаете, дамы и господа?
  
   Почему так поздно со своим обзором высунулся? Тут всё очевидно. Чтобы до срока "Ч" не мешать нашему гостеприимному хозяину (распахнувшему, кстати, "библиотечные полки" каждому из здесь присутствующих) принимать собственные решения. Понимаю, конечно, что целеустремлённого арбитра нельзя сбить ничем, но всё же... Чтобы разговоров потом не было.
  
   Вопросов, и кроме последнего, немало наставлено. Теперь попробую познакомиться с судейской коллегией, вернее, с пониманием современной фантастики, выраженной в их собственном конкурсном творчестве.
  

Белка Заповедник   11k   "Рассказ" Фантастика

   Обратим свой взор на Белку.
   Начинается поход в сторону Левково. Сначала нам не понятно, что попасть туда - дело не совсем простое. Захотеть, в общем, требуется. Очень захотеть. Так сильно, как спасти любимого человека. А коли, не сможешь захотеть, то не встретить тебе вовек бабульку Мириванну, которая обладает странной привычкой смотреть не глазами, а "каким-то умыслом". Может, для инопланетной диаспоры этот атрибут визуального наблюдения вполне обыден, но автору я рискнул бы посоветовать... втиснуть союз "с" в промежуток между Мариванной и заглавными героями. Чтобы умысел не принимал формы инопланетных приборов.
  
   В чём риск, о котором упомянул выше? Боюсь, уважаемый автор (член жюри, в скобках), имевший удовольствие упрекнуть вашего покорного слугу в безразмерном употреблении субвенторного алкоголя, повлекшем за собой низкую художественную ценность конкурсного рассказа, что поймёте меня неверно. Не стану я мстить, дорогая Белка. ВольнО вам. Не любите Вы упоминание слова "водка", так что с того? За вырубку виноградников за компанию с Михал Сергеичем мне Вас привлечь совсем не хочется.
  
   Что ещё случилось по дороге в Левково, когда я незаметно пристроился в кильватере путешественников за счастьем? Случилось маленькое отсутствие двоеточия перед прямой речью. "Сейчас подойду к Птице, она наверняка уже проснулась, и скажу "все, детка, пора домой".
   Дальше состоялась встреча с пришельцами, которые сделались для героев "нашельцами". Вот и добрались до главного. Гости из глубин Вселенной в количестве до полувзвода (предполагаю по косвенным приметам) прибыли на землю, чтобы производить добрые дела. Но тут, вот беда, непонятно, по каким причинам, не оказалось у них снайпера, чтобы толково от Директории обороняться в дни восемнадцатого Брюмера. Раньше и без снайпера обходились, а нынче никак. Понятное дело, кругом братки и прочая старорежимная нечисть с наганом за пазухой. Как же тут без снайпера добрые дела-то творить?
  
   Стало быть, раз ты, милок, "Ворошиловского стрелка" в своё время получил, то быть тебе с нами навеки! Как-то очень надуманно это обязательное ПМЖ в Левково для главного героя. Не объяснено никоим образом. Хотя, собственно, зачем инопланетянам что-то объяснять. ТАК ДОЛЖНО, и всё тут. Опять же, автору меньше мороки.
   И что же это получается, господа хорошие? Дурят нашего брата инопланетные альтруисты. Вот те крест, дурят...
  
   Такие они, эти милые "планетяны". Одному "пушку" в зубы, другой здоровья от щедрот космических. И в концовке даже слезу уронить есть где.
  
   Не понравилось Белке такое "глумление" над её текстом? И никому бы не понравилось. А на самом деле, можно было написать о её (его?) рассказе более обтекаемо и почти хвалебно. Только вот не сделал я этого. Хотя понравился мне рассказ, да, и манеру написания при некотором напряжении мысли можно от других авторских стилей отличить. Для меня это, пожалуй, один из главных критериев, хотя на СИ на таковой (стиль, естественно) обращают внимание очень редко, предпочитая выискивать глубокую философию, там, где ей и не пахнет, и восхищаться динамичным сюжетом.
  
   Если не принимать во внимание невнятное объяснение обязательной разлуки главных героев и однократного упоминания всесоюзного союза "блин" в прямой речи (не люблю я этого), то рассказ можно считать вполне удавшимся.
   А вот попадёт ли он дальше в элиту, говорить не стану. На это имеется Верховный Жрец и Гуру. Ему, как говорится, и приговор в руки.
  

Тим Т. Свидетель   8k   Оценка:10.00*3   "Рассказ" Мистика, Сказки

   Начинается рассказ как парафраз на тему беседы Моржа с креветками "о королях, о капусте", только без трагического финала. И одновременно с этим у меня появились ассоциации с "Лесом" от братьев Стругацких. Почему, отчего? Бог весть.
   И так хорошо обыгранная пословица про свистящего рака. Ещё бы и дождь в среду...  Или всё-таки в четверг? Кто умеет трактовать народную мудрость, допоможите, а...
   Потом стилистический акцент в рассказе поменялся. Сделался горько-ироничным... И в конце обращение к Вечным Ценностям. В этом, наверное, что-то есть. В этом, наверняка, что-то есть. Попробую перечитать позже, когда будет другое настроение.
   Записываюсь в добровольные свидетели!
  

Runa A. Мукосей   11k   Оценка:6.41*7   "Рассказ" Мистика

  
   Начну, пожалуй, сразу с конца...
   "Далеко на юге двухголовые псы подняли вдруг острые морды и протяжно завыли. Харитон вздохнул и привычно опустил весла в матовую воду. Эта ночь будет трудной".
     
   Для меня, похоже, эта ночь тоже будет трудной. Начну считать муравьёв, драть бересту и сеять муку по углам. Запутался, в общем, в родственных связях представленного на суд читателей семейства и, что самое печальное, не появилось у меня никакого желания распутать этот клубок.
   Однако... тот ещё муравьиный концепшн...
   Автор, извините меня, я человек с напрочь загубленным вкусом. Мне простительно непонимание некоторых Ваших посылов.
  

Междустрочие

   Странная штука получается. Два предыдущих рассказа совершенно разных, а ноги у них, что твоя "Улитка на склоне". На мой взгляд. Думаю, что те, кто со мной не согласится, вряд ли поместятся на площади Тяньаньмэнь. Правда, во втором рассказе больше чувствуются неосознанное (а, вполне вероятно, и очень даже осознанное) муаровое марево Кандидова мировосприятия из произведения Стругацких. Стилистика, понимаешь...
  

Irin S.K. Дыра   4k   "Рассказ" Мистика

   Пожалуй, начнём с того, что попробуем прочитать на одном дыхании...
  
   Не вышло. Споткнулся несколько раз. Вот первая подножка.
   "- Просто посмотри, как это будет. А потом напиши об этом рассказ.
   - Господи, зачем тебе это? Тебе ведь никогда не нравилось то, что я пишу.
   - Я так хочу!"
   Режет глаз обильная тавтологичность фрагмента. Или это только я такой капризный?
  
   Вторая "рогатка" спрятана в пивной бутылке, или снаружи?
   "Он отвернулся и пошел. За его спиной, между ними, из ничего, стала проявляться стеклянная перегородка, похожая на плоское донышко бутыли из-под пива: толстый пласт рифленого полупрозрачного стекла. Она смотрит сквозь эту преграду и не может понять, почему так спокойна? Спокойна?! Тогда почему по щекам катятся слезы?"
   Мне, вообще говоря, по наивности всегда представлялось, что рифлёное не может быть плоским. И здесь же, в этом абзаце не совсем красивая несогласованность времён... Я бы не рискнул так делать. На мой взгляд, получилось, будто она наблюдает его уход в кадрах хроники. Не стоит, наверное, обращать внимание на подобное замечание. Это исключительно моё видение ситуации.
  
   Да, кстати, а за употребление сравнений с донышком пивной бутылки одного известного фантастического артефакта, уважаемый автор, смотрите, как бы на Белкину нелюбовь не нарваться. Она, знаете, какая строгая... в этом смысле.
  
   Ой, извини, Белочка, что не сдержался. Ничего личного. Просто характер такой у меня игриво-ехидный. Некоторые из знакомых даже намекают, что пора бы линять уже... а то пробы ставить негде. Непременно займусь самосовершенствованием в текущий четверг после "файф о'клока" по Гринвичу.
  
   Однако ж, к порядку, граждане революционеры, как сказал бы Максимилиан Р. В подобных обстоятельствах, призывая меня найти ускользающую мысь... По древу? Вот так раз. Опять Белка! А читаю-то я совсем уже не про заповедный край непуганых интуристов... в смысле, инопланетных... Интересно, а про "...концентрат перловый лопай..." они тоже поют у костра?
  
   Возвращаюсь к "Дыре"
   Третье, что остановило меня при чтении - это ТРИПЛЕКСНАЯ дыра. Понятно, что триплекс дешевле настоящего автомобильного стекла, но стоило ли экономить на конкурсном показе?
     
   "...И всё подмечающий взгляд карего глаза в её устало ссутулившуюся спину - через так и не затянувшуюся дыру, пробитую её рукой". Возможно, всё и прекрасно в данном фрагменте, но двукратное "её" меня бы заставило бы написать как-то иначе.
  
   В целом, рассказ представляет собой яркий образчик "потаённой философии", которую многие читатели начнут находить везде, в каждой фразе, в каждом звуке, чтобы не прослыть неотёсанными полуэстетами. А всего-то навсего имеет место извечная проблема любви хорошей девочки к отъявленному хулигану.
  
   Постойте, а причём тогда ДЫРА? Один классический герой с опилками в голове как-то заметил... Вот именно! Куда дели Кролика?
   И всё же... Дыра куда-то ведёт? В НЕИЗБЕЖНОЕ? Глубину улавливаю, но зачем заделывать НЕИЗБЕЖНОЕ триплексом, который, к тому же ещё и зарастает, как... на собаке? Для фантастичности?
   А ломать триплекс женскими руками никому не советую. Занятие не очень приятное...
  
   Так и представляю себе наш мысленный диалог с автором рассмотренного рассказа.
   "- Ты позовешь меня, когда - в самом деле?
   - Конечно, не сомневайся. Ведь откликаешься и приходишь только ты... не считая Мошкова...
   - Я люблю тебя, автор...
   - Я знаю. Иди... ты на..."
  

Второе междустрочие

  
   Я понимаю, что не хочется писать весёлый комикс, который, вроде бы, один только раз прочитал, и всё... Желается что-то немыслимо значительное и философское уложить в небольшом объёме. Но вот ведь беда, какая: не выходит Каменный Цветок с наскоку-то. Не выходит, и всё тут.
  
   А "Самиздату" свойственна "шапочная пирожковость", которой славилось Госплановское братство. Нет, я не хочу сказать, что это плохо. Равно, как и не хочу назвать сию "пирожковость" выдающимся историческим фактом. Это всего лишь признак принадлежности к какому-то клану и приверженность дуть исключительно в одной тональности, которая принята в ДАННОМ обществе. Во времена развитого социализма приметой принадлежности к клану СУДЬБОНОСЦЕВ и была партийная шапка-пирожок.
  
   Зачем нужно притягивать за уши какие-то не раз до этого озвученные (смею предположить, не совсем дилетантами из классиков жанра) идеи, подавая их в качестве открытия. Новые идеи и веянья, как правило, возникают на, казалось бы, лёгком чтиве. Я не имею в виду юмор генитально-анального толка, так горячо любимый некоторой категорией граждан. Пример, говорите? Вот вам пример - "Гаргантюа и Пантагрюэль". Чем не пример? Хотя, пардон... миль пардон, там как раз ТОТ САМЫЙ юмор... имеется... местами...
  

Юбер А. Бд-6: Nada Humano или потерпи, Ксеша  9k   "Рассказ" Фантастика, Киберпанк

   "Ксен родился, когда пришло время. Не раньше и не позже". Так начинается эта эпопея с описанием чуда кибернетической мысли. С младых ногтей, так сказать, видим мы героя. А вот если бы время не пришло, чтобы Ксен делать-то стал? Никакого тебе самодизайна, никакого благостного ступора.
  
   Ну, вот, так и тянет меня обычные, в общем, фразы, под себя заточить, чтобы автору больно стало. Нельзя так, не годится. Смотри за речью, критиканствующий писака!
  
   Так, нашёл ошибочку. Уж не обессудьте, автор. Я специально никогда не ищу. Просто само обнаружилось.
   "...до которого у Ксена никак не доходили улучшенные до предела щупальцы даром что шести сервоусиленных рабочих рук". Где-то потерялась запятая в красных щупальцах.
  
   "Само наличие у Ксена головы - дань толи их моде, толи эонам осознанной эволюции". Про многочисленных Анатолиев я, помнится, где-то уже писал недавно. Но Ксена, вероятно, был занят адаптацией органов "сверхчувствий" в это время. Да, и не обязан он, собственно. О! Какой это Ксен! Терминатор, я вас уверяю...
  
   "...вполне достаточно, чтоб однажды оседлать солнечный шквал от какой-нибудь там сверхновой, чтоб умчаться от родного порога безразличности машины-няньки с какой-нибудь совсем космической скоростью". А не совсем космические скорости - это что? Наверное, когда Ксен на самокате дефилирует...
  
   "В эту наикропотливейшую хронику Первичного Пережога и всех последующих великих восстаний эмбрионов против засилья и насилия со стороны материнствующих почем зря "механизмей", неиначе отягощенных комплексом Матрицы Эдипа". Расскажу я вам, робяты, про восстание машин. Нечто среднее из "Матрицы", выступления команды КВН Пермского края и, таки, Терминатора. Но есть в этом предложении одна безусловная находка. За Матрицу Эдипа (Софокл в чреве у Голливудской Матрицы!) отдельное спасибо автору. Но "не иначе" всё-таки пишется раздельно.
  
   "Толи к закату этой солнечной системы в предсказанную предками СОВСЕМ ЧОРНУЮ (буква "о" для усиления эффекта или простая описка?) ДЫРУ..." И опять пресловутый Анатолий, игнорирующий раздельное грамматическое питание. А ДЫРА ваша, часом, не триплексом ли гладко-рифлёным заделана, дорогой автор?
  
   Далее опять изобилующий "наукоёмкими" терминами текст с периодической подгрузкой из "свэпа" и, собственно, больше ничего, что можно было бы назвать развитием сюжета. Хотя, нет, постойте, как же это ничего? А как же тогда "... все подружки за сервер отправились замуж, только мне недосуг, я бере-мен-ная..."? Так и вспоминаешь Железного Арни в таком же интересном положении волею несгибаемой фантазии кого-то из голливудских братьев Гримм.
   Одним словом, получилась у автора Лемовская "Кибериада" в невнятном изложении, милый Ксеша... не потерплю!
  

Субботин В. Слышатель   5k   "Рассказ" Мистика

  
   Что бы сказал автор, если бы я заметил?.. Мне показалось, что это "Мёртвая зона" в конспективном изложении. Если бы Стивен Кинг прочитал рассматриваемый рассказ несколько раньше, чем приступил к написанию истории о Джоне Смите, то наверняка не стал бы насиловать своё воображение.
   За Даузе, милый автор! Тридцать три тоста в Вашу с ним честь и... последний... под столом. Только не забудьте снять казёННую (с двойным "н") одежду, когда я начну Вас обнимать братским социалистическим поцелуем.
  
   Что ещё? Впечатлился. Вся философия не лезет наружу, как было выше с криками "а вот ещё одна замечательная мысль!" Она, эта мысль, скрыта в грязной свалявшейся собачьей шерсти... Стоит лишь захотеть её погладить...
  

   Кич М.А. Бд-6: Скорлупка Мэри   10k   Оценка:7.33*5   "Рассказ" Фантастика

  
   Не стану изменять своей неблагородной традиции и попробую угодить в какой-либо словесный капкан.
  
   "Более того, я был заключён между необходимостью свершить правосудие и невозможностью раскрыть ни единой душе имя истинного моего врага". Может быть, стоило поменять местами два последних слова, чтобы выдержать патетическую стилистику фразы. Впрочем, это только мелкая придирка. Следует ли об этом задумываться?
  
   А дальше процитирую довольно большой фрагмент текста.
   "За завтраком Элизабет поинтересовалась, когда я намереваюсь продолжить свой путь. Я ответил, что выдвинусь на следующий день, с рассветом. Элизабет вдруг побледнела и, наклонившись, прошептала:
   --Виктор, я знаю, как много для тебя значит то, ради чего мы приехали сюда. И, поверь, я всем своим сердцем разделяю твою боль и жажду отмщения. Но моя любовь к тебе несравненно сильнее...-- она на минуту замолчала, подбирая слова, а потом заговорила вновь и голос её дрожал,-- Я хочу, чтобы сегодня мы стали мужем и женой. И я хочу... я хочу чтобы эту ночь ты был со мною.
   Я не мог отказать ей, и после завтрака мы отправились на поиски священника".
   Личное местоимение "я" встречается здесь восемь раз. Кому-то это покажется "в самый раз", а меня, мягко говоря, раздражает.
  
   "Впрочем, Элизабет была счастлива и я сделал всё, чтобы не нарушить её счастья..." Для полного счастья Элизабет, дорогой автор, не забудьте поставить запятую.
  
   "В её правой руке было чёрное перо, вроде тех что используют для письма, но заканчивалось оно лезвием ланцета. Я так и не смог различить, где заканчивалось перо и где начиналась сталь". А в этом месте Элизабет бы, наверное, зарыдала.
  
   "Эта девушка, Элизабет, что в ней есть такого чего нет у меня?" Я бы ответил, что у них обеих плохо с запятыми.
  
   "Я буду идти на север пока не достигну тех мест, где уже нет северного направления". Во-первых, идти на северный полюс без запятой дело рискованное, а, во-вторых, зачем заниматься самокремацией именно на полюсе, или герой думает, что там отсутствует влияние Мэри-искусницы Склодовской-Кюри?
   Ах, вот оно что... Герой тоже понимает, почём пивная пинта (не при Белке будет сказано) лиха. Вот сами убедитесь... "Меня страшило лишь то, что и это моё решение могло быть частью замысла Мэри".
   А то! Наивность героя не знает границ, право... А месть женщины, если это, конечно, настоящая женщина, всегда была изыскана и ужасающе мила. Удачи, автор. Только изучите свой текст на предмет ошибок ещё разок-другой. Для трёх страниц здесь довольно брака...
  
   Да, и при случае, не научили ли бы Вы меня программировать на НАНОассемблере? Без микроскопа можно? Что-то с трудом себе представляю нано-технологии применительно к алгоритмическим языкам. Это примерно то же самое, что использовать их, технологии, к письменному литературному. Каждая буква будет дробиться на 109 подбуковок, так, что ли?
  

Будак А.В. Гелий и богатей!   7k   "Миниатюра" Фантастика

   Итак, оркестр Академии искусств вот-вот должен улететь на Луну, чтобы поддержать духовно славных добытчиков гелия-3. Мою грудь начинают распирать патриотические чувства. Ведь именно НАМ удалось преодолеть экономический кризис будущего. У русских испокон века так бывает. То нефтяные озёра Самотлора обнаружат, то гелий на Луне деловО к рукам приберут.
  
   А тут ещё и тягу к прекрасному в разгар материалистической борьбы за энергоресурсы сохранили. Вот и альтист Саша Григорьев подтверждает. Вениамин Каверин, два капитана, Гаер Кулий, палочки должны быть попендикулярны, ранний Дунаевский. Не пугайтесь, я не заговариваюсь. Просто ассоциация на комбинацию имени и фамилии образовалась. Хотя, на мой взгляд, лучше было назвать альтиста Владимиром Орловым, не находите? Этакий лёгкий намёк на демоничность...
  
   Но что это? Иван-тромбонист, вы меня разочаровали. Искусство требует жертв. Безусловно... да. Но зачем сразу с места в карьер... где гелий добывают? Дальше - больше! Скоро и уникальный инструмент под снос... в ломбард угодить готов в обмен на скафандр и разные к нему навороты, чтоб удобней работалось на Луне.
   Материальное возобладало, как ни печально... и не только в рассказе. И это почти уже никакая не фантастика, увы. Двойной Вивальди пошёл с молотка за пригоршню замороженного гелия-3. Прискорбный факт.
  
   Но сам рассказ порадовал. Особенно...
   ... Американские менеджеры в московских ларьках торгуют? Хм... Я бы тоже туда им предложил проследовать... лет через несколько. Об этом даже статью недавно прочёл. Не помню только в каком издании. Не то "КоммерсантЪ гелий", не то "Гелий дэйли". А скрипку я бы купил... Но сначала пару вахт отработаю...
   Одним словом, спасибо автору за волшебство лунного света!
  
   Общий вывод будет таков: можно любить или не любить конкретного товарища Белку, но путать автора с героями их произведений НЕ МОГИ! Иначе легко превратиться в забавного Терминатора, беременного идеей безусловного самоутверждения безо всякого Голливуда.
   С чем и остаюсь, любящий Вас, Д.Ч.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"