Аннотация: Рассказы 3 группы и чуть-чуть по заявкам.
МФ: ОБЗОР РАССКАЗОВ
Группа 3
Итак, третий этап конкурса, если считать преноминацию. Рассказы уже сильнее, чем в предыдущем туре. Ставить оценки сложнее. По самиздатовской шкале "единица" предполагает призыв "не читать" рассказ, "двойка" - "очень плохо", но таких работ в данном туре априори нет. Впрочем, мы судим не по топовой системе, поэтому обозначу в конкурсном разделе те оценки, какие поставила бы, зайдя на индивидуальные странички к авторам.
Я прошу прощения, если мое голосование кого-то обидит, но, согласитесь, от субъективности никак не уйти. Сколь бы ни старались мы быть беспристрастными, выбором все равно руководят наши представления о хорошей литературе, иначе говоря, наши читательские предпочтения.
С радостью хочу отметить, что очень мало встречается в текстах ошибок и опечаток, это, безусловно, говорит о серьезной работе авторов и заслуге членов жюри предыдущего этапа.
Не стану сейчас также вдаваться в вопрос о том, что такое мистический рассказ, а что таковым не является. Хотя надо отметить попадаются не мистические, с моей точки зрения, вещи.
Теперь по порядку: рассказы третьей группы и что-то из обещанного ранее.
Странным образом рассказ попал сразу в две группы. Почитав прошлый раз, теперь снова возвращаюсь. Рассказ неплохой, с налетом мистицизма. Умело передан страх человека перед будущим. На самом деле, лучше жить в неведении.
Не понравилось начало: "- Ф-фууу..." Право, можно было бы обойтись без этого восклицания героя и ввести читателя в суть дела без придыхания.
Оценку свою менять не буду, поставлю ту же, что и в предыдущем туре.
Уж который раз читаю рассказы этого автора, а все не перестаю удивляться искрометному оптимизму и заразительному юмору произведений. Вот и теперь мистическая тема извернулась, прошла сквозь портал-холодильник и блеснула белозубой улыбкой, приоткрыв двери в параллельные миры.
Мои аплодисменты автору! Спасибо за улыбки. А "ясный клевер", позвольте, возьму у Вас для своего гербария.
Мистический элемент рассказа в данном случае с сильным фэнтезийным уклоном оказался. Я не против, почему бы и нет. Но не вполне поняла логику профессора Рудниченко. Он окультист и как-то догадался-таки, что его аспирант и страшный Айвун одно и то же. Однако я как читатель в недоумении осталась, увы.
Рассказ обозначен как мистический, но это, скорее, фантастика. Что-то вроде альтернативной истории развития Земли, где вместо дня рождения люди отмечают день смерти, где можно сесть на краю земной тверди и опустить ноги в космос.
Конец довольно лиричен и даже оптимистичен, однако мистики не добавилось.
Отдельное спасибо автору за наблюдения над словами "прОпасть-пропАсть". Люблю такие штучки.
Творения художника... насколько они самостоятельны, что для них мир и что они для мира... Интересная сюрреалистическая вещь получилась. И очень философская. Однако на любителя, поскольку многое проясняется не из контекста, а из багажа имеющихся у читателя знаний. Разумеется, такие рассказы имеют право на существование, но не всякому по зубам.
Отмечу еще иронию, направленную на творческого человека: "Так вот - люди... Им досталась постоянная, непреходящая жажда творчества - сидит она в них, как заноза, как чирей, извините, на мягком месте..." Славно.
И снова художник, и снова картина, которая ведет себя странно. Правда, здесь нет мистического ужаса, напротив, проглядывает нечто светлое. Возможно, потому, что рассказчик - незлобливый наблюдатель, а его попутчик - рыжеволосый художник - человек явно добрый, с любовью смотрящий на мир.
Автор умеет нагнетать обстановку. Рассказ получился довольно ярким. Правда, внеземное происхождение цепки, как мне кажется, излишне. Даже интереснее было бы, если б она была колдовским инструментом какого-нибудь шамана, выросшим из недр земли. Но это уже мои фантазии. Рассказ вышел вполне мистическим, где-то зловещим даже. И последние строки тому подтверждение.
Пожалуй, этому рассказу я поставлю одну из высоких оценок. Что меня так тронуло? Язык повествования, недаром речь идет о музыканте. Описания с тонким налетом таинственности и в то же время вполне живые диалоги. Наконец, особая атмосфера, в которой органично звучит музыка и матово светятся краски картин.
Есть несколько досадных опечаток, одна - в первом же абзаце. Надо почистить. Очень хочу увидеть этот рассказ в следующем туре конкурса.
Очень хороший, уравновешенный, я бы сказала, рассказ. Тут и таинственность, не раскрываемая до поры до времени, и мистический невидимка с портрета, и намек на любовную историю (очень хорошо, что именно только намек), и славная доля юмора, разбрызганная живительной влагой по канве всего произведения.
Довольно колоритная вещь. Особый слог исторического повествования требует от читателя определенной эрудиции и концентрации внимания. Мне лично было сложно читать рассказ, оттого что я плохо разбираюсь во всем, касающемся жизни вампиров, и с географией пришлось напрячься.
Необычное композиционное решение, когда перемежаются две части рассказа, создает особое настроение. Возникает ощущение, что все мы стоим перед зеркалом, и тот мир, откликнувшись эхом, обнажает собственную жизнь, порой неожиданную.
Не могу сказать, что все понравилось, герои рассказа не вызвали особой симпатии. Но созданная автором неповторимая атмосфера запоминается.
Интересный рассказ и по содержанию, и по исполнению. Сон-воспоминание, или сон-наваждение перерастает в недоумение человека, увидевшего декорации своего сна наяву, но так и не нашедшего разгадку. И в этом не было бы ничего особенного, если б не последняя, третья часть рассказа, документальная, с именами, известными в Самиздате, которая и превратила мистическую зарисовку в завершенный рассказ.
Рассказ вызвал смутные чувства. С одной стороны, все правильно: мщение - не то состояние человека, в котором можно достойно прожить свою жизнь. С другой - я не поняла-таки, что заставило аптекаршу сильно измениться.
Кроме этого, в рассказе очень много имен и возможных сюжетных линий, которые не развились по причине сравнительно небольшого объема рассказа.
Понравилось, как были описаны взаимоотношения героини с растениями. Тут скрывается немалый потенциал для прояснения характера героини.
Думаю, из этого рассказа может получиться, например, повесть о ценности жизни, о бессмысленности растрачивать ее по пустякам. Но для этого надо проработать обозначенные в рассказе сюжетные линии.
Общеизвестно, что текст с трудом воспринимается, если в нем много непонятных слов. Где-то читала, что если неизвестных слов более 17 процентов, то текст и вовсе перестает пониматься. Все это вспомнилось, как только попыталась окунуться в данный рассказ. Я понимаю, невозможно Соправительницу Мерит-Ра-Нефер назвать просто Машей, однако автору стоит подумать об усилиях читателя, прилагаемых для того, чтоб продраться сквозь заросли экзотических имен. И у всех ли хватит терпения? Во всяком случае, у тех, кто не знаком досконально с упоминаемой автором мифологией.
У меня терпения хватило, но, прежде всего, потому, что обещала прочесть рассказ. Прочла и почувствовала себя запертой в пещере, где вокруг насыпано много золота и каменьев драгоценных, но что со всем этим богатством делать, увы, не знаю. Да и откроет ли сим-сим дверь?