Калинин Андрей Анатольевич : другие произведения.

Запомнить бы хоть имена...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    обзор номинации Верлибр сетевого конкурса "Вольная Поэзия-2021")


ЗАПОМНИТЬ БЫ ХОТЬ ИМЕНА...

   (обзор номинации Верлибр сетевого конкурса "Вольная Поэзия-2021")

"Прекрасное это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу" (И.Кант)

  
   Вы пробовали выучить наизусть верлибр длиной более 8 строк?
   Боюсь, даже авторам это затруднительно. Рифма и ритм служат обычно основой для запоминания уже содержания стиха.
   У верлибра же нет никаких правил, кроме одного: нарушать все правила "традиционного" стихосложения , желательно комплексно и без комплексов. В том числе и правила грамматики, пренебрегая креативно "препинаками" и заглавными литерами - на усмотрение читателей, пусть поработают мозгами. Впрочем, последним грешит ныне и "традиционная школа".
  
   Если стихотворение спотыкновенно ритмически, рифмически, метрически, не имеет выраженных начала и конца, разбито на строки и строфы "как бог на душу положит" - я смело отношу его к категории верлибров.
   Однако, в этом обзоре не буду касаться соответствия текстов упомянутым критериям. Все стихи уже прошли жесткий отбор (список заявок укоротился вдвое!). Мне остаётся только отличить воистину фантазию от глубокомысленного бреда, что порой так непросто в лирической поэзии.
  
   1 Найвири Нативное   
    "Мог я извлечь твой дух
     хоть из фигуры в кухлянке
     со дна рундука находки,
     безвестного стеклодува
     детища,
     взятого в память о собственном,
     чьей-то подошвой раздробленного.
     
      Щедро снабжали гвоздями,
      чтобы не падать с ног
      в панике или спешке,
      подошвы.
      Но, разумеется, падали,
      вином моим были, похмельем,
      дарами были и падалью -
      долгое в долг.
  
   Вам понятно, о чём это? Мне нет. И опыт подсказывает, что верлибр этот окажется в финальном шорте.
   Обычно мне хватает нескольких первых строк или всей первой строфы, чтобы оценить потенциал всего стихотворения. Шестидесятилетний опыт читателя сказывается. В этом конкретном случае столько намешано, что даже в бреду не наговорить. Мне. Потому, наверно, что это не шарада и разгадывать её читателю не предлагается. Просто читай и медитируй, словно куря кальян.
  
   Мог бы, наверно, глаза
     выцарапать по кости:
     ноль отражений, лунки,
     небо тюленей и нерп,
     вырезать линии век
     по самой лучшей кости,
     белый как мех
     грех
     в глад преломить.
  
   Так и не поняв авторского замысла, заглянул в финальные строки
  
    думал так Туунбак,
     верно, от делать нечего
     передвигая
     с места на место глетчеры.
  
  
   2 Valeri Дал течь сосуд   
  
   У Натали случилось горе.
   Дал течь сосуд, наполненный любовью до краёв.
  
   Даже не представляя ещё формы сосуда, уже проникаешься темой стиха: любовная история.
  
   Теперь по капельке она сочится
   Из всех отверстий днём и ночью.
   Лишь ворожба способна в кровь любовь оборотить,
   Чтоб вытекая, тромб образовался
   И запечатал трещины на век.
  
   Отверстия и трещины - суть разные понятия. И тромб, способный подобно пробке устранить течь из отверстия, для заделки трещины бесполезен. Это я об образах кровь-любовь. "На век" и "навек" - тоже два разных понятия. Сдаётся мне, авторская опечатка для "трещины"
  
   А где-то там - от ней в дали - сомкнувши веки,
   Молчун мечтает о любви той Натали.
  
   Не проспи, молчун, счастье своё! Или несчастье...
  
  
   3 Лактионова Е.Г. Художник   
  
   Это стихотворение, даже в обзоре, я не стану цитировать отрывками, настолько оно цельное и по замыслу и по форме. Прочитайте (перечитайте) - убедитесь.
   С одной стороны, это энциклопедический очерк, с другой - философская баллада.
   Рассуждая в общем смысле о пещерном человеке, его образ незаметно конкретизируется до одного безымянного рисовальщика наскальных картин. В глазах сородичей он так и остался бы дармоедом и всеобщим посмешищем, если бы один, очевидно очень уважаемый, охотник-добытчик не похвалил художника за его реализм, который может потом пригодиться для ритуальных плясок, скажем...
   Не могу не согласиться с автором, что
  
   То был, быть может, пращур Мецената.
  
  
   4 Попов И. Журавлики   
   Женя со мною спорила:
   Все любят оригами!
   Я смеялся, пил,
   Болтал про татами и саке,
   Спрашивал когда она
   Повзрослеет,
   И чем хороши журавлики,
   Если глядя на них - грустно.
  
   Последняя строка этой строфы вызвала долгие споры автора и его сторонников с преноминаторами-лингвистами из-за непривычного сочетания деепричастного безличного.
  
   Лично меня она ничуть не напрягла как читателя. Тем более, что я настолько стар, чтобы помнить историю японской девочки из Хиросимы (или Нагасаки), которой дети и взрослые слали в конвертах со всего света бумажных журавликов, так и не спасших, к сожалению, её от смертельной лучевой болезни.
  
   Она обиделась,
   Взяла бокал
   И ушла в сад.
  
   А я смотрел, как она стоит -
   Тонкая и сердитая,
   Под цветущей вишней.
   И как в небо летят лепестки,
   Напоминая...
  
   После первого прочтения я уже написал свой поэтический верлибровый отклик на это стихотворение, оставшийся незамеченным прочими участниками его обсуждений:
   вишня - не сакура, конечно,
   а бумажные журавлики - не журавли,
   но лирическое вдохновение дарят поэтам
   и те и другие...
  
   5 Беляева С.М. hhh   
   Колокольчиком на сто вёрст
   Имя твоё звучит.
   "Коленька! Коленька!"
  
   Уже этих трёх строчек достаточно каждому читателю, чтобы определить лирический характер стихотворения. Удачное, звонкое такое звукосочетание: Коленька-колокольчиком...
  
   Жизнь без тебя- смерть.
   Страшно об этом знать.
   Сказать-страшней.
   Как жить без тебя мне
   В городе чужом?!
  
   Светлана Рыжкова предположила в своём комментарии:
   как будто написано о ребёнке
  почему-то оставленном матерью.
   Кто знает? У меня почему-то более трагедийное ощущение, особенно после завершающей строфы
  
   В одном городе жили-
   Я просто знала -ты здесь.
   Один в окружении звёзд.
   Колокольчиком на сто вёрст
   Имя твоё звучит.
  
   Один в окружении звёзд - говорит уже об ином мире.
  
   Загадочным осталось заглавие. Не оно ли - ключ к правильному толкованию?
  
   6 Мшанкин П. Мю   
  
   Как- то в случайном чате
   я набрал для прикола фразу,
   приглашая народ прогуляться
   в место "где исчезают тени".
   Ты ответила: "Да, конечно,
   только в будущий кеммер-период,
   так как надо быть осторожным,
   дабы не нарушать равновесье...
  
   Имея представление о чатах, сам я никогда не чатился, возможно в силу своей природной консервативности. Потому почти всё дальнейшее действо не разожгло моего воображения.
   Вроде просто треп - и не больше,
   но стирая старые линки,
   память цепко держит цитатник:
   "...я ходила выгуливать юбку..."
  
   Я и сам порой записываю понравившиеся цитаты, просто так, не представляя, где и с кем поделюсь своим маленьким открытием.
  
   Не срослось... Что закономерно...
   Ведь случайностей не бывает
  
   Ты не можешь быть ей! Почему же
   я так вздрогнул, осознавая,
   что твой ник - инициалы
   брошенного мной ребенка?
  
   Имени собственного я так и не нашел в тексте. Но слово "имя" присутствует. Автор ловко воспользовался этой лазейкой в Правилах. А загаданные инициалы креативно вынес в заглавие.
   "Лесенка" в разбивке строк, наверно, оправдана. А почему она исчезла в последней строфе?
  
   7 Татаркин А. в+/-, н-, л+   
   Ты исправно молчишь, дорогая моя Лепан Блён,
   надевая на стройную ногу усталый чулок
   и касаясь губами запачканой злым никотином щеки.
  
   "Запачканной" - с двумя "н". Это я так, из критической вредности и любви к родной грамматике.
   Да и прочие эпитеты: исправно, усталый, злым... далее "стылое" ... как-то нарочиты, что ли.
  
  
   Мы бежали с тобой без надежды,
   без цели, зато без стыда без сомненья,
   поминутно пугаясь мигалок пытливых прохожих.
  
   Может "моргалок"? В смысле, глаз.
  
   Нас окликнул бесправный гудок, на площадке за гаражами
   "бесправный" - это как понимать? У водителя нет прав?
  
   небо было приправлено вкусом увядшей листвы и полито дымком,
   проходящим насквозь и дворы, и прозрачное нищее солнце.
   "нищее солнце" - надо бы запомнить... колоритная находка!
  
   Ты и я подглядели как добрые дети пытают последнюю жабу
   за то, что она убежала наверх
   от обрыдшего пруда, где счастье душило её.
  
   Не менее интересные живые картины наивного садизма. Интересно, насколько это важно для всего сюжета?
  
   Почему ты сказала тогда о любви, Лепан Блён,
   хотя чаще другого стремилась поглубже засунуть вибратор и тихо дрожать
   словно бы испугавшись,
   что так много прекрасных вещей привнес в темный мир Томас Э.?
  
   А вот это уже для аудитории 20+! Предупреждать надо в аннотации! Ведь могут и подростки-пубертанты прочесть.
  
   Так вот и приходит уверенность:
   у хмурого старика со слезящимися от пыли прожитых десятилетий глазами,
   который поднялся над площадью голодных раззявленых ртов и воскликнул "Варавва!",
   просто не было шанса сделать что-то другое.
  
   Ну вот, и Новый завет уже за уши притянут...
  
   Потому что закон притяжения издан единым для всех,
   будь ты хоть пряный мясник на Привозе,
   хоть свежепрожаренный хаггис,
   хоть веселая девка в районе метро Pigalle, дорогая моя Лепан Блён.
  
   Просто феноменальный вывод!!!
   Интересно, не он ли закодирован в заглавии?
  
   8 Рыжкова С. Аллилуйя   
  
   В имени Твоём семь дней и бесконечность.
   В имени Твоём ничто пустоты чёрной,
   как безымянная бездна.
   В имени Твоём искра слепящей вспышки.
   В имени Твоём мерцание звёзд холодных,
   как отблески углей в потухшем
  
   костре на берегу спящей реки.
   Плеск воды и шуршание листьев,
   Вздохи собаки и шорох травы -
   Это всё имя Твоё.
  
   Деление на строфы этого стихотворения у меня ассоциативно вызвало сравнение с библейским текстом, где деление глав на стихи идут посредине фраз. Это я уже отметил в своём комментарии к нему. И "прыжок на землю к потухшему костру" не делает слог приземлённей.
  
   Неназываемое всуе.
   Повторяемое всеми.
   Обсуждаемое всюду.
   Возродившееся в сыне.
   Разрушающее плоть, возбуждающее дух.
   Прикосновение, желание, страсть,
   счастье взлететь, боль упасть.
   Сущее и несуществующее -
   всё это имя Твоё.
   Аминь.
  
   По слогу и сути это псалом. Кто знаком с псалмами Давида, легко может провести аналогию. Вроде бы и ни о чём, но душевно так...
   Даст Бог, взойдёт и на пьедестал.
  
   9 Ночных Т. Love     
   В наушниках, заглушая сверчков и ветер, поёт Lana Del Rey:
   Ничего не важно, если ты молод и влюблён.
   Молод и влюблён.
   Всё остальное побоку.
   .............................
   I'm young and in love.
   И более ничего не нужно.
   Ничего не нужно...
   Нажимаю повтор опять и снова.
  
   *"опять и снова" -масло-масленое, однако
  
   И не могу сдвинуться с места.
   Плачу, глядя в светлеющие небеса.
   Летняя ночь коротка, но я стою здесь вечность.
   Мягкая темнота расползается в клочья тумана и светло-серое небо.
   Нигде нет теней. Только я сам.
   Не молод и не влюблён.
   И, наконец-то, свободен.
  
   Стопроцентная лирика! Про себя и для себя, любимого. Но чтобы читали и переживали другие.
   Потенциальный финалист, мне думается.
  
   10 Натафей Имя твоё   
   Имя твоё,
   То, что криком немым из груди
   Вырывалось,
   Кромсая на ломти бессонниц
   Холодные ночи...
  
   То, что проклято было на веки веков,
   То, что заперто было на сотни замков,
   Что всплывало фантомом разбитых оков...
  
   Имя твоё повторяю теперь то и дело,
   По пустякам окликая мальчишку-соседа.
  
   Так
   Золото
   Полузабытой боли
   Меняю я
   На медяки привычки.
  
   Комментировать, тем более критиковать стихи подобные этим, по-моему, излишне.
   Ни лишних слов, ни недосказаний. Моя бы воля, оценил бы его выше всех прочих. Но, увы, сам не прошёл преноминации. Знать, верлибры - не моё поприще...
  
   А теперь, внимание:
   Попробуйте перечислить (не подглядывая) все 10 имён из рассмотренных произведений.
   Если не сможете, значит прочитали не весь обзор.
  
   /январь 2021/

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"