В России дочь занималась айкидо около года. Этот вид боевого искусства отличается от других мягкостью, плавностью и основан на защитных, а не на атакующих техниках. Поэтому муж одобрил выбор: "Для девочки - самое то". Дочь была в восторге от занятий, ее не смущало, что в группе тренировались только мальчишки.
Освоившись в Канаде, мы нашли додзё в Бёрнаби и решили возобновить занятия. Нас приветливо встретили внушительного вида инструктор Роберт Мастард и его миниатюрная помощница Джуди. Узнав, что дочка занималась айкидо прежде, Роберт поинтересовался: "А каким стилем?" Я не смогла ответить на этот вопрос, потому что относилась к увлечению ребенка довольно легкомысленно, как к хорошему способу размяться, сбросить энергию, не больше. Но тут стало как-то неловко, и я решила познакомиться с айкидо поближе.
Айкидо появилось в Японии в первой четверти двадцатого столетия. Его основатель - сенсей Морихэи Уэсиба, изучал древние боевые искусства и мечтал создать такое, которое впитало бы в себя все достижения великих мастеров. Уэсиба понимал, что ни одно из боевых искусств не было гармоничным. Нападающий всегда действовал агрессивно, защищающийся отвечал на агрессию агрессией, что приводило к травме одного или обоих противников. Уэсиба подумал, что разумнее перенаправить энергию атакующего против него, а самому оставаться в духовном равновесии. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, можно заставить нападающего отказаться от его намерения причинить ущерб напарнику. Уэсиба называл айкидо путем к гармонии духа и путем к прекращению убийства.
В настоящее время существует множество стилей айкидо, самые известные: айкидо Айкикай - ненасильственно-мягкий и айкидо Ёсинкан - жесткий. В додзё в Бёрнаби занимаются айкидо Ёсинкан.
Школу айкидо Ёсинкан основал Годза Сиода - ученик Уэсибы, в 1955 году. Связано это было с тем, что после второй мировой войны техники айкидо стали мягче, больше внимания уделялось философским концепциям. Но Годза Сиода был приверженцем интенсивных и сложных тренировок довоенного периода, когда додзё Уэсибы называли "дьявольским", подчеркивая его жесткость.
Годзо Сиода придумал простую и эффективную методику обучения. Вначале новичок учится принимать правильную стойку - камае и осваивает технику базовых перемещений. Приемы айкидо выполняются не за счет силы, а за счет правильного перемещения собственного центра тяжести. Формируются такие навыки, как способность пропускать силу атакующего партнера мимо себя, выводить его из равновесия, сохранять собственную устойчивость. Кроме того, ученикам показывают, как защитить себя от нападающего с ножом, мечом и кинжалом.
Но прежде всего, айкидо Ёсинкан воспитывает дух, делает человека физически сильным и душевно уравновешенным.
В отличие от многих боевых искусств, айкидо не ставит своей целью определить сильнейшего, здесь нет соревнований и призов. Практикуя айкидо, человек становится собранным, дисциплинированным, уважающим себя и других. Он стремится к гармонии с собой и окружающими.
Дочь по-детски обрадовалась возможности ползать на коленках по большому, покрытому матами залу, громко выкрикивать японские команды, ронять на пол мальчишек и драться мягкими мечами. "Девочка мне нравится, - сказал Роберт после первого занятия. - Она меня совсем не боится".
Наш сенсей оказался известной личностью. Он начал изучать айкидо в 1977 году в Торонто под руководством Такеши Кимеды, и получив черный пояс третьей степени, уехал в Японию к основателю школы айкидо Ёсинкан Годзе Сиоде. Там он учился у лучших учителей, а потом и сам стал инструктором. Айкидо Ёсинкан входит в программу тренировок японской полиции и некоторых армейских подразделений. Тренируют их жестоко. Одна и та же техника отрабатывается многократно, люди едва выносят напряжение. Например, "шикко хо" - хождение на коленях - очень болезненная практика. От долгого хождения кожа на коленях стирается, они кровоточат. За ночь раны затягиваются, но на следующий день тонкая кожица снова лопается. Жаловаться нельзя - потеряешь лицо. Больно ударился, вывихнул руку или ногу, задыхаешься от жары - терпи. Самое важное - научиться принимать боль и не замечать ее. Среди иностранцев, живущих в Токио, оказалось немало желающих испытать себя на особенном курсе айкидо Ёсинкан для сеншусейев - инструкторов. Одиннадцать месяцев они тренировались вместе с японскими полицейскими. Один из искателей острых ощущений - Роберт Твиггер, выпускник Оксфорда, поэт и корреспондент, не только выдержал все испытания, но и написал об этом книгу "Злые белые пижамы" ("Angry White Pyjamas" by Robert Twigger). В ней он подробно и без прикрас описал японские будни, ежедневные изнуряющие тренировки, друзей и учителей, одним из которых был Роберт Мастард. Впечатление о нем по прочтении книги складывается неоднозначное. Это строгий, не дающий спуску ученикам преподаватель, демонстрирующий свою силу и превосходство. Влюбленный в айкидо, достигший успеха и мирового признания Роберт - пример для новичков, объект восхищения, подражания и зависти. Острый на язык и наблюдательный он использует любой промах ученика, чтобы растравить его, заставить выкладываться на пределе возможного. Роберт-поэт переживает период ненависти к сенсею, он даже строит коварные планы его убийства, но в то же время, читатель понимает как важно для него мнение Мастарда. Именно он вдохновляет Твиггера продолжить курс до победного конца, и служит для него эталоном мужественности и уверенности. Таким хотел бы стать сам Роберт-поэт. Он поступил на этот курс от отчаяния и разочарования в собственной вялотекущей жизни, испугавшись захиреть к тридцати годам. Решил совершить волевой поступок. И вот перед ним человек, чья энергия хлещет через край, наполняет все додзе, заставляет двадцать учеников "ходить на ушах" по пять часов кряду. Неудивительно, что сначала Твиггер возненавидел инструктора.
В Японии к учителям относятся исключительно почтительно, и европейцу не просто было смирить свой нрав и безропотно сносить "побои" и "оскорбления". К тому же, курс не ограничивался тренировками - ученики ежедневно убирали додзе, чистили общие душевые и туалеты и ворчали между собой, что уж профессию уборщика они освоят в совершенстве.
Все же, к концу своего повествования писатель приходит к убеждению, что поступил правильно, решившись на серьезное испытание, он гордится тем, что не бросил тренироваться, и благодарен всем учителям и товарищам за то, что они помогли ему поверить в собственные силы.
Когда книга вышла в свет (1997), Роберт Мастард жил в Канаде. Твиггер отправил ему экземпляр с подписью: "Книга, которую вы, возможно, не ждали". Мастард прочел ее за один вечер. Позже Роберт-поэт и Роберт-сенсей не раз встречались. Бывший инструктор японских полицейских вполне доволен честной книгой, хотя находит ее местами излишне откровенной. Свое додзё в Бёрнаби сенсей открыл в 2003 году. Иногда, после уроков, к нему подходят ученики, прочитавшие "Злые белые пижамы" и говорят что-то вроде: "Вы совсем не такой деспот, каким вас описали в этой книге". Он признает, что изменился. "Я по-прежнему очень серьезно отношусь к айкидо, - говорит учитель. - Но к себе - уже не так серьезно".
Роберта обожают дети. Он веселый, придумывает игры и играет с ними на равных, всегда готов выслушать малышню. В то же время, дети находятся полностью под его контролем и никогда не спорят, не ссорятся друг с другом. Не отказываются выполнять упражнения, наоборот, рвутся в бой! На уроках царит удивительная атмосфера, не зря многие родители остаются в додзё и смотрят занятия, как захватывающее шоу.
После почтительного ожидания, поклонов и приветствий "Ос" (энергичное слово, переводится с японского как "давай", "старайся", без него нельзя ни ступить на пол додзё, ни обратиться к учителю и товарищам) начинается разминка. Как правило, это игра в "дадж болл", два человека становятся у противоположных стен, а остальные бегают в середине. В них нужно попасть мягким тряпичным мячом. Тот, которого задел мяч, выбывает из игры и сидит на коленях в сторонке. Если же игроку удается поймать мяч, то один из выбывших возвращается в игру. Выигрывает тот, кто продержался дольше всех, что требует большой ловкости, особенно, если вместо одного мяча играют двумя. Иногда дети просят поучаствовать в игре родителей, и многие соглашаются. Развеселившись и разогревшись, родители возвращаются на места для зрителей, а дети выстраиваются в две линии, на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу, и выполняют базовые движения. Потом учитель демонстрирует приемы на ассистенте и желающих учениках. Дети отрабатывают эти приемы в парах. Партнеры постоянно меняются. Никого не смущает разница в возрасте и размерах. Роберт поддается малышам (есть в группе пара ребят пяти и шести лет), и они ужасно гордятся тем, что уронили сенсея. Роберт и Джуди всегда рядом, чтобы подправить неверные движения. После изучения приемов дети соревнуются в ходьбе на коленях, нужно быстро доползти до скамейки с родителями, выкрикнуть приветствие и не дать себя опередить на обратном пути. Иногда сенсей чинит им препятствия, не позволяя игрокам ползти по прямой. Но дети не расстраиваются, находя его действия забавными. Интересно, что в конце испытания участников ждет еще одно задание (двадцать отжиманий, например), но никто не знает, кого попросят отжиматься: победившую команду или проигравшую. А ближе к концу урока со стен снимают мечи. На мечах бьются, пока один соперник не коснется другого, иногда и родителям дают шанс "победить" свое чадо. Любимая игра: соперники ложатся ничком, закрывают глаза, в это время другие дети прячут мечи. По команде соперники вскакивают, бегают по додзё, отыскивают мечи и начинают бой. Тот, кто расторопнее, находит меч первым, тогда безоружному приходится бегать очень быстро.
Наконец, звучит команда "сейза", дети садятся на колени в одну линию, успокаиваются и сосредотачиваются. Сенсей хвалит их за тренировку и прощается с ними. Прежде чем покинуть додзё все дети должны поклониться друг другу, выкрикивая радостное "ос". Сенсей всегда благодарит родителей за то, что они привели детей, а родители его - за урок. Детки занимаются два раза в неделю по понедельникам и средам. Уроки для взрослых проводятся каждый день по адресу:
7671 Edmonds Street, Burnaby
Tel: 604-786-2334
http://burnaby.aikido.ca
Первое ознакомительное занятие бесплатное.
Дочь подписала открытку сенсею: "Моему лучшему учителю". И я рада, что в ее жизни есть этот замечательный человек, умеющий передать ей свою любовь к айкидо, помогающий раскрыть способности. У родителей и учителей не всегда есть время и энергия, чтобы поделиться ими с ребенком. Часто ли мы готовы поиграть со своими детками? А им это необходимо. В додзё в Бёрнаби дети чувствуют себя свободными, желанными и занимаются с полной отдачей, потому что им хочется все делать правильно, чтобы заслужить похвалу любимого учителя, и еще потому, что им весело.