Карабас Барабас : другие произведения.

Человеколюбивый и яшмовый обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обозреваю по заявкам, только участников конкурсной номинации. Пока есть Empress, рассказ "Муха"

    UPD Diamond A. Cn-5: Red. Addict + Маугли Д. "Вероника"

    И специальным номером для КП: Долгая Г.А., "Библиотека"

    + Химицу Дэс, "Cogitatio"

    + Сергеев Артемий, "Старая добрая Земля", Deadly.Arrow "Cn5: Старые добрые времена"



   Привет, господа участники! Обозреваю только по заявкам, ибо зол, жесток, циничен и ленив. Первый рассказ обозрю без заявки, чтобы было. Заявки скидывать в комментарии.
  
   Поехали!
  
   Empress Муха   13k   "Рассказ" Фантастика
  
   Оригинальная задумка (проекция образов на их материальный источник и овеществление оных) детектед. Назвать эту идею научной язык не поворачивается, ибо описание процесса выглядит примерно как "мы облучили эту хрень теми Таинственными Лучами". Кстати, почему П-излучение? Предмет? Представление? Понятие?
   Автор решил не затруднять себя даже такой простой расшифровкой.
  
   Оригинальное решение как бы присутствует, но, если мы вспомним рассказ Шекли "Призрак-5", то оно не покажется таким уж оригинальным. Там для борьбы с овеществленными детскими страхами герой использовал проверенный способ: накрылся с головой одеялом. Здесь для борьбы с овеществленным... представлением-понятием-предметом "Вельзевул" призвал Святого Франциска. Схема та же, но неприязни не вызывает.
  
   Логика. Все очень мило, но я ни за что не поверю, что в случайной выборке один из пятнадцати глядящих на муху человек вспомнит именно Вельзевула. Может быть, "Повелителя мух" Голдинга, да и то вряд ли.
   Логика самого эксперимента критике не поддается, ибо отсутствует напрочь.
   Вопрос номер один: могут ли подопытные управлять ассоциациями? Если ассоциации неуправляемые, то где гарантия, что, сунув под П-лампу открытку с Сан-Франциско, ты получишь на выходе именно святого Франциска, а не марширующий по улице гей-парад или биг-мак? Если управляемые, почему бы подопытным для пущей безопасности не внушить, что следует ассоциировать муху с навозом и самоваром, а не с человеком-мухой (кстати, первая по счету моя ассоциация... тоже тот еще подарочек
   A propos о безопасности: если сбежавшая муха грозит продолжающимся овеществлением навоза и прочих прелестей, логично бы держать ее не в чашке Петри, а в каком-нибудь более герметичном сосуде.
   Вопрос номер два: почему со смертью мухи поток ассоциаций прервался? Создается впечатление, что объект должен быть живым, но тогда какие, пардон, Сан Франциски и открытки? Если же объекту быть живым не обязательно, а надо его просто... э-э... уничтожить в неком смутно концептуальном смысле, то почему исчез святой Франциск? Открытку вроде бы никто не врал, а он был "заякорен" именно на открытку, а не на муху.
  
   Характеры. Для такого маленького рассказа - все нормуль, схематично набросано и живенько. Разве что Святой Франциск слегка удивляет... Говорит он на вроде как понятном итальянском, что ладно бы, бойко ориентируется на незнакомой местности, опознает на раз бинты и нашатырный спирт (перенюхал все пробирки в лабе? Читает на русском?) и вообще supercool ass-kicking priest... ну ладно, спишем все на святость.
  
  
   Замеченные ляпы
  
   "После паузы Володя с лицом человека на грани инфаркта подбежал" - смысл понятен, но так и представляется это предынфарктное лицо у Володи в руках
  
   "живая бычья голова величиной с вертолётную кабину" - а сама лаборатория была размером с посадочное поле, видимо
  
   "были только знания, пришло узнавание" - ну тут понятно, два однокоренных в одном флаконе
  
   Идея ака мораль
  
   Отсутствует, ибо жанр не тот.
  
   Общее впечатление
  
   Мило и остроумно, несмотря на дикие логические ляпы
  
  
   Diamond A. Cn-5: Red. Addict   9k   Оценка:10.00*10   "Рассказ" Проза, Мистика, Постмодернизм
  
   Хехе. Все понимаю, но где тут фантастика? В том, что "Эмили" как бы вернулась (в воспаленном мозгу персонажа с проблемами гендерного самоопределения)? Но все по порядку.
  
   Имеем историю-перевертыш, где поначалу вроде как подругу героини-лесбиянки насилуют и убивают мужики, потом мертвая подруга возвращается в виде призрака с укором в очах, потом выясняется, что героиня-лесбиянка вовсе даже герой-лесбиян, и подругу он замочил сам в процессе любовных утех.
  
   Фантастика присутствует номинально. Рассказ будет интересен... ну, не знаю, кому, потому как для психологической прозы - слишком схематично и эпатажно, для триллера - слишком незамысловато (затейливая композиция эту незамысловатость только подчеркивает и выглядит как попытка прикрыть голый зад банным веником), для мистики - слишком реалистично.
  
   Написано прилично, я бы придрался только к "утонченным бедрам" и "тремору в руках" (ненужный медицинский термин, легко заменяется фразой "задрожали руки").
  
   Но, как и во всяком перевертыше, со смыслом большие проблемы. По замыслу, читатель должен ахнуть, обнаружив, что герой мужик. Я не ахнул. Ну, мужик. Ну, баба. Ну, зеленый человечек с Марса. И что? Какова самоценность данного опуса? Что автор сказать-то хотел?
  
  
   Маугли Д. Вероника   10k   "Рассказ" Фантастика
  
   Автор, первое и самое важное - ваш рассказ утомительно читать. Подсчитайте, сколько раз там повторяется слово "мама", "сказала" и "я". Стилизация под детскую речь - это прием, во-первых, замыленный, во-вторых, коварный. Рискуешь на выходе получить что-то вроде вашего текста. Предложения вроде бы короткие, должно быть динамично, но из-за бесконечных повторов вязнешь в нем, как в болоте. И уже совершенно неинтересно, что там мама сказала и чем их всех прихлопнуло.
  
   Ладно. С грехом пополам дочитал я ваш опус. Имеем историю стандартную класса "Поселок" (космический корабль грохнулся на чужую планету, выжившие выживают), рассказанную как бы от лица маленькой девочки. Папа помре. Мама помре. Девочка заразилась местной растительной пакостью и начала фотосинтезировать, а потом то ли тоже помре, то ли усне. То ли ее из жалости усыпили спасатели. Оные спасатели, посокрушавшись, водрузили над семейной могилкой надгробный памятник и, видимо, улетели. Вам интересно? Мне не особо, тем более что практически то же самое я читал в куда лучшем исполнении.
  
   Стилистического разбора рассказ недостоин (кроме обозначенного выше). Из замеченных логических ляпов:
  
   "Нужно очень быстро собирать растения. Потому что конвертер работает медленно, и у него низкие производительность и коэффициент выработки".
  
   Если конвертер работает медленно, хрена ли очень быстро собирать растения?
  
   "Наступала местная весна. Недолгая перед засушливым летом и холодной зимой".
  
   Имеем вроде как поток мыслей майора. Откуда он знает, что на только что открытой планете наступает весна, а потом еще будут засушливое лето и холодная зима?
  
  
   Отвлекаясь на мгновение от заявок - помнится, обещал я КП устроить показательный разбор рассказа... итак, встречаем...
  
  
   Долгая Г.А. Библиотека   10k   Оценка:10.00*3   "Рассказ" Мистика
  
   или "Библиотечный штамп"
  
   Сюжет рассказа не сложен и не прост, а так, серединка на половинку - есть некий господин, проживающий в замке, и имеет этот господин нехорошее обыкновение превращать людей в книжки, а заодно (судя по всему) тырить годы их жизни. Другой предприимчивый господин приезжает в замок, превращает хозяина в книжку, сжигает всю его библиотеку и уезжает, увозя с собой "одну единственную книгу из всех раритетов, что хранились в библиотеке... и десятки историй жизни, которые звучали в его голове то детским смехом, то старческим брюзжанием, то легким трепетом невесомых крыльев..."
  
   Но речь у нас пойдет не о сюжете, а о стиле, который есть альфа и омега всякого литератора. Понять, увлекателен сюжет или нет, можно через 5, 10, а то и 50 страниц текста. Понять, хорошо ли автор пишет, можно по первым трем строкам. На них-то мы для начала и остановимся.
  
   "Одинокий островной замок упирался верхушками башен в тяжелые серые тучи, готовые вот-вот разродиться дождем. Ленц, затаившись на берегу озера за мощными корнями вырванного стихией дерева, казалось, не ощущал холода, поднимающегося от сырой земли, и пристально следил за замком"
  
   Что видим мы? На три строчки текста как минимум четыре штампа. Если тучи, то серые и тяжелые. Если корни, то мощные (странно, что не узловатые). Если земля, то сырая, а замок, понятно, одинокий. Ладно, может, автор расписывался, думаем мы. У каждого порой мелькает изумрудная травка, сидя на которой, приятно любоваться плакучей ивой и стройной березкой.
  
   Читаем дальше.
  
   "одинокое раскидистое дерево"
   "пустые глазницы окон"
   "блуждал по каменным стенам пугающими тенями"
   "таинственно мерцали"
   "древний фолиант"
  
   Отдельной графой идут пышные и крепкие волосы. Это, видимо, автор позаимствовал из рекламы шампуня. Достойный источник вдохновения для молодых литераторов :)
  
   Вообще я не раз слышал от умных людей, что прилагательные из текста надо беспощадно вычищать. Сам я так не считаю, но вот подбирать не самые заюзанные определения точно стоит.
  
   Кроме штампов, текст страдает еще одной стилистической хворобой.
  
   "В свете десятков горящих свечей таинственно мерцали украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями переплеты старинных книг, аккуратно расставленных на добротных стеллажах, уходящих вглубь библиотеки, занимающей длинный просторный зал"
  
  
   Не знаю, как у вас, драгоценные читатели обзора, а у меня при виде этой конструкции создается впечатление, что я читаю дурной перевод с английского. Четыре причастных оборота на одно предложение, причем относящихся к разным существительным! Это ж еще суметь надо. Один такой монстр в коротеньком тексте уже смотрится нелепо. Но рядом пристроился второй, тоже довольно занятный.
  
   "Еще скрипели ступени лестницы под ногами хозяина библиотеки, как Ленц, влекомый еще неосознанной им силой, устремился в дальний конец зала, где среди стеллажей, стоял простой незамысловатый шкаф с одинаковыми по цвету, но разными по толщине книгами"
  
   Здесь уже автор налепил не причастных оборотов, а щедро насыпал придаточных предложений. Это тоже англицизм, причем совершенно ненужный - и в первом, и во втором случае предложения режутся на два или три простых и разделяются точкой.
  
   Итого, имеем диагноз: штампы и нелепые языковые конструкции.
  
   Как бы ни был замечателен сюжет (в данном случае довольно посредственный), через весь этот бурелом до него просто невозможно добраться.
  
   Рецепт: чистить текст. А потом еще раз. И еще. И когда-нибудь все у вас получится.
  
  
   Химицу Д. Cogitatio   9k   "Рассказ" Фантастика
  
  
   Это печальная история о том, что на Земле все умерли. И вообще все люди умерли, кроме тех, которых четыре миллиона лет назад отослали на какие-то Станции у далеких звезд. Отосланные построили распределенные катапульты (термин мне полюбился) и отправили к Земле психоматрицы. Психоматрицы узрели мертвую Землю, отослали на Станции картинки, обитатели Станций от горя сделали харакири. В общем, умерли все, кроме тоскующих психоматриц.
  
   В первую очередь, к автору несколько технических вопросов. Если таких неимоверных усилий стоило отправить корабль с людьми, то как строили эти самые Станции у далеких звезд? Груза там явно пришлось перевозить больше, чем семьдесят кило хомосапиенса.
   Второе. Как психоматрицы обзаводились потомством? Ведь, насколько я понимаю, девушка миллиона годков от роду и ее приемный сынок возрастом в полмиллиона лет - не плоть, так сказать, и кровь? Потому что представить себе биологический объект, протянувший так долго, я при всем богатстве воображения не в силах.
   Третье. Почему людей отсылали на Станции, а не на те самые планеты с биологической жизнью? Насколько я понимаю, даже теперешняя стратегия состоит в том, чтобы колонизовать планеты.
  
   Это так, если копнуть, там наверняка больше интересных деталей обнаружится. Все вышеперечисленное приводит к тому, что я в ваш мир и ваши тоскующие психоматрицы, извините, не верю. В кино есть такой хороший термин: "suspension of disbelief". Создателю фильма необходимо развеять законное недоверие зрителей, которые вообще-то знают, что на экране актеры, что никто не умер, что после съемок все пошли в бар пить пиво или домой собачиться с благоверными. Отчасти это достигается хорошей игрой, отчасти продуманностью сценария, в частности, правдоподобными деталями. Ваши детали неправдоподобны, а актеры играют скверно - потому что оттого, что психоматрица занудно поведает о своем горе, я этого горя не увижу и не почувствую.
  
   Из стилистических шероховатостей:
  
   "Они знакомы с живым обликом родины человечества лишь по немногим сохранившимся записям" - газетный стиль, может, и подобает психоматрице, но в целом текст не украшает
  
   "странное спокойствие со стрункой негромкой печали" - и смутную тревогу с болезненной ноткой томления. Так люди не говорят, так только в книжках пишут!
  
  
   Сергеев А. Старая добрая Земля   17k   "Рассказ" Фантастика
  
   В аннотации автор поминает "Марсианские хроники", но, по-моему, к ним текст никакого отношения не имеет. А имеет прямое отношение к "Хищным вещам века" Стругацких.
  
   Идея в фантастике не новая: общество потребления, достигшее своего золотого века. Работать можно, но не нужно, жратвы и развлекухи - сколько угодно, в любых формах. Где-то на Марсе впахивают индивиды, которым не чужды идеалы "Полдня", но на Земле их считают маргиналам. Пятнадцатилетний балбес-землянин (я так понял, что герою пятнадцать) с дружками, соскучившись, конструирует вирус и грохает все живое на Земле. Ну и в качестве окольцовывающего сюжета, все это выясняет один из марсианских трудяг. Было бы забавно, кабы не описывалось периодически у разных авторов, начиная с 60-х годов прошлого века. А, возможно, и ранее.
  
   По качеству текста.
   Первый абзац - это какое-то стилистическое недоразумение. Я его два раза начинал читать и два раза бросал. Потом вроде пошло ровнее, хотя никаких изысков я не обнаружил. Чистенько, скучновато.
   По логике тоже основные проколы в первом "марсианском" абзаце.
   Непонятно, почему на 10 миллионов населения Марса только 124 ребенка. Они там как, не размножались?
   Непонятно, почему "работали очень немногие", если затем говорится, что Марс пытались терраформировать и весьма интенсивно для этого трудились.
   Непонятно, как по чистой случайности герой-М натыкается на ключевые воспоминания героя-З (или моделирует их). Намного логичней было бы предположить, что это типичный образ мышления землянина. Что нет одной генетической базы, а просто все эти юные панки потихоньку развлекаясь, измышляя, как бы уничтожить планету.
  
   По структуре:
   Описание земной развлекаловки слишком длинное. Само по себе оно не имеет ни литературной, ни какой-либо иной ценности, так что половину можно вырезать. Рассказ от этого ничуть не пострадает, а, наоборот, улучшится.
  
   Последний "марсианский" абзац я бы тоже убрал. Оптимизм, конечно, наше все, но с художественной точки зрения он только портит и без того довольно средний текст.
  
   PS: Пытался вспомнить, кого мне напоминает герой-З. Ах да, точно. "Заводной апельсин" Берджеса и тамошний Алекс. Тот, правда, любил музыку, а не стихи, и охотился в жизни, а не в виртуале, но в остальном весьма ;)
  
  
   Deadly.Arrow Cn5: Старые добрые времена   20k   "Рассказ" Фэнтези
  
   Опять "старые и добрые"??? Будучи относительно молодым и недобрым, я начинаю злиться.
  
   Итак, что мы имеем здесь? Имеем отлично написанную (за исключением пары фраз, о которых ниже) ПЕРВУЮ ГЛАВУ РОМАНА. Имеем экспозицию - роскошный техно-фэнтезийный мир, с автобусами, зенитками, Лордами и холодным оружием. Имеем краткую предысторию рода Драконов. Имеем описание расстановки сил, имеем весьма сочную характеристику главного героя (очевидно, им будет Джед-бастард) и завязку - Джед добивается того, что все Высокие Лорды мертвы, и дорога к власти расчищена. И, собственно, все. Остальные 16 авторских где-то там, то ли в авторской голове, то ли в разделе.
  
   Еще раз повторяю - это не рассказ, потому что при такой тщательной, хорошо проработанной экспозиции текст требует намного более длительного развития и ударной концовки. О которой, впрочем, и говорить здесь не стоит - мы же не знаем, о чем роман. Короче, автор, пеши еще - а пока это явный неформат для конкурса.
  
   Что зацепило:
  
   "Во все три входа впрыгнули" - двери, очевидно
  
   "очнулись от дрем и мыслей" - дремоты и размышлений/задумчивости
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"