Косьмина Ярослав Олегович : другие произведения.

Меч и планета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жанр фантастики "Меч и планета"

  Сергей Фомичёв в своей статье "В поисках фентези" поведал, что все советские люди начинали своё знакомство с жанром фентази с "Властелина Колец" Толкина. Моё же знакомство с жанром произошло с "Конана" и "Кулла" Роберта Говарда. А вот с жанром "меч и планета" являющимся поджанром "планетарного романса" моё знакомство началось в Крыму, чудесном городе Алушта, где бабушка уютными солнечными вечерами читала мне "Принцессу марса" Эдгара Райса Берроуза.
  
  В жанре фантастики "меч и планета", так же известный как планетарная фантастика, герой попадает на другую планету Солнечной системы и путешествует от полюса и до полюса, или хотя бы по большей её части.
  Всё началось с цикла "Джон Картер - марсианин" Эдгара Райса Берроуза. В последней книге цикла Джон Картер, ставший князем (джедом) и женившийся на дочери императора (джеддака) величайшей из марсианских империй - Гелиума, был похищен жителями Юпитера и побывал так же и на нём.
  Вот список книг посвящённых мечу и планетам Солнечной системы:
  
  
  
  1. Эдгар Райс Берроуз "Цикл романов о Барсуме" (1912)
  В этом цикле Джон Картер влюбляется в прекрасную марсианскую принцессу Дею Торис и несколько раз спасает её от смерти, рабства или ненависного замужества ломясь напролом и круша древние империи под холодным светом двух лун. На Земле у него бы такой финт ушами не вышел, но благодаря втрое меньшей гравитации Барсума, наш герой прыгает на значительные расстояния и кладёт на лопатки любых тяжеловесов.
  В цикле есть произведения посвящённые другим героям. Великолепно подмечены все детали. Присутствуют летающие суда, мечи, атомные технологии в бытовых целях (радиевые лампы). Много выдумок: нудизм и телепатия у марсиан. Большое количество марсианских животных (от 12 до 6 конечностей) и рас (4 - 6 конечностей). Практически под всё подведена научная база: даже объясняется, что эти романы являются на самом деле мемуарами героев книг и они тем или иным способом, через Джона Картера, передали их Берроузу, чтобы тот их напечатал и жители Земли смогли узнать о своих соседях по Солнечной системе.
  
  Планета: Марс
  Цвет растительности: красный, оранжевый, жёлтый, бурый
  Цвет неба: лазурный
  Девушка: Дея Торис - внучка императора Гелиума
  Прибыл: прилетел, воспользовавшись возможностями своего астрального тела, но сразу по прибытии получил копию своего физического тела
  Транспорт: тоты - восьмилапые лошади; воздушные корабли, летающие за счёт восьмого (планетарного) луча и атомных двигателей или парусов
  Оружие: мечи, кинжалы, копья, стреляющие взрывающимися от света пулями и снарядами пистолеты и пушки
  Человекоподобные расы:
  1) красные - розовая кожа, чёрные волосы
  2) белые - белая кожа, голубые глаза, блондины
  3) чёрные (перворождённые) - чёрная кожа, глаза, вьющиеся чёрные волосы
  4) жёлтые - лимонно-жёлтая кожа, чёрные волосы, у мужчин, в отличие от других рас, растут бороды
  Расы:
  1) тарки - зелёные марсиане с шестью конечностями, средние могут использоваться и как руки и как ноги
  2) калданы - пауки. Имеют голову похожую на человеческую из которой растут 6 паучьих лапок. В качестве транспорта используют рикоров - человеческие тела с атрофированной головой; садясь на шею рикору калдан своими паучьми лапками касается нервных окончаний спинного мозга и берёт управление телом на себя. Таким образом калданы и рикоры являются симбионтами
  3) гули - похожие на кенгуру хвостатые сумчатые обитатели острова Омпт в Великой Тунолианской Топи
  4) хормады - исскуственные человекообразные существа
  
  Фанфики:
  1) Сидак Евгений Евгеньевич "Мой Барсум" (2013) / http://samlib.ru/s/sidak_ewgenij_ewgenxewich/moybarsum.shtml
  2) Косьмина Ярослав "Богиня Марса и дочь тысячи джеддаков" (2012) / http://samlib.ru/k/kosxmina_j_o/goddess_of_mars.shtml
  3) Майкл Резник "Принцесса Земли" (2006)
  
  Пародия:
  Свиридов Алексей "Боги, женщины, уроды и другие с Марса" / http://flibusta.net/b/55021/read
  
  
  
  2. Эдвард Арнольд "Отпуск лейтенанта Гулливера Джонса" (Lieutenant Gullivar Jones: His Vacation, 1905)
  Писатель-фантаст и исследователь творчества Берроуза Ричард Лупофф заявил, что Берроуз находился под сильным влиянием английского фантаста Эдвина Арнольда, особенно его романа "Лейтенант Гулливер Джонс", опубликованного в 1905 году. Главный герой, попав на Марс на ковре-самолете, обнаруживает там цивилизацию, сочетающую черты средневековья и высокой технологической цивилизации, спасает марсианскую принцессу и предпринимает путешествие по священной реке марсиан. Лупофф также находил черты сходства между Джоном Картером и главным героем романа Арнольда "Удивительные приключения финикийца Фра" (1890): замечательным фехтовальщиком, который смог победить самое смерть.
  
  Планета: Марс
  Девушка: принцесса Геру
  Попал: на ковре-самолёте
  
  
  
  3. Александр Бушков "Серый Ферзь" (1996)
  В небесах Талара парят летающие острова и стремительно проносятся космолёты ларов, а на поверхности правит бал феодализм переплетённый с пароходами и машинами на велосипедных колёсах. В дворцах королей царят свободные нравы, но грозная принцесса-ханжа казнит графиню посмевшую предложить ей однополую любовь. Юная императрица, едва короновавшись, стремится показать "кто в доме хозяин" и велит войскам взять приступом парламент. С неба на это взирает огромный диск Юпитера - планета Великий Талар находится в точке Лагранжа - релляции - L1 Юпитера, благодаря чему она всегда рядом с Семелом-Юпитером, но обращается вокруг Солнца, а не Семела. И в этот непуганый рай попадает капитан спецназа СССР...
  Для цикла продумана Солнечная система в далёком прошлом (Сварога ещё и во времени протянули): Нериада [Венера] и её спутник Голг [Меркурий]. Сильвана [Земля] и её спутник Селена [Луна]. Тетра [Противоземля] и её спутники Бадб, Амрун и Брес. Красная звезда [Марс]. Великий Талар (Обитель ларов (небожителей)) [Фаэтон]. Юпитер [Семел].
  Магия, Врата в иной мир, из которого лезет всякая чертовщина, строящие свои козни лилипуты. Потом Воланд местами стал приходить. Чего хотел - непонятно...
  Но цикл - стоящий. По крайней мере - первые книги 3. Дело в том, что изначально цикл назывался "Сварог". Но литературные негры, писавшие продолжение сериала отправили Сварога в параллельные миры. Это читателям не нравилось и Бушков слепил из книг про Талар цикл "Серый ферзь", разбив при этом первую книгу на две и парочку дописав.
  
  Планета: Фаэтон
  Цвет растительности: зелёный
  Девушка: агент госбезопасности Мара, сирота
  Транспорт: браганты - летающие кабриолеты, виманы - воздушно-космические корабли похожие на домики, драккары - воздушно-космические корабли похожие на крепости, летающие острова
  Попал: выхвачен из будущего учёными Талара, пытающимися вернуть его отца
  Человекоподобные расы:
  1) лары - люди
  2) керуане - великие волшебники. Являются величайшей тайной Империи Четырёх Миров
  3) токереты - лилипуты
  4) гномы - ростом от 30 см до метра
  Расы:
  1) иные - похожие на белок и обезьянок или чёртиков (на концах хвостов у них кисточки) 30-сантиметровые существа
  2) радужные демоны - трёхпалые руки с когтями, горящие фиолетовым фасеточные глаза на пол-лица, крючковатый нос, сливающийся с подбородком, выдающиеся изо рта клыки
  
  Форум: http://www.talar.mastersite.ru
  Карты: http://www.loveread.ec/read_book.php?id=126&p=127, http://www.talar.sitecity.ru/album_3630.phtml?pix=107
  Критика: http://samlib.ru/b/botow_igorx_pawlowich/rzhawchinarazrushenijaserializmaofantciklahswarogtroeizlesaodissejpokidaetitakupobeditelx.shtml
  
  Фанфики:
  1) Афанасьев Александр, Тонина Ольга "Сварог: родные берега" (2008) / http://samlib.ru/a/afanasxew_a_w/rodnie_berega.shtml
  2) Афанасьев Александр, Тонина Ольга сборник рассказов "Талар" (2006) / http://samlib.ru/a/afanasxew_a_w/index.shtml#gr3
  3) Тонина Ольга, Найт Норма, Афанасьев Александр "Бульдоги под ковром-2 или Сварог - нечаянный герой (Один пинок ногою и Отпечаток Ступни или Любовь, опаленная огнем-пехт" (2006) / http://samlib.ru/a/afanasxew_a_w/pink_sea_lion_700.shtml
  4) Чекмарев Владимир Альбертович "Хроники Майора Сварога" (2005) / http://samlib.ru/c/chekmarew_w_a/index.shtml#gr1
  5) Рассказы / http://fanfics.info/load/fanfiki_po_knigam/miry_aleksandra_bushkova/241
  
  
  
  4. Эдгар Райс Берроуз "Пираты Венеры" (1931)
  Карсон Нейпер прилетает в ракете на Венеру и попадает не в океан, а прямо в поселение скрытое в джунглях к бежавшей от коммунистичской революции аристократии, являющейся "ангелами во плоти". В смысле не с крыльями, а с помыслами. Влюбляется в аристократку, но её похищают вредные комуняки, так как все учёные и доктора были аристократами и трудовой народ, вместо того чтобы семимильными шагами двигаться к светлому будущему, катиться непонятно куда (ну не было у венериан под боком Германии, как у Советского Союза, чтобы учёными поделиться. За соответствующую плату, конечно).
  Флора и фауна более убога чем на Барсуме.
  
  Планета: Венера
  Цвет растительности: голубой
  Цвет неба: -; всегда затянуто облаками
  Попал: на ракете
  Девушка: принцесса
  
  
  
  5. Эдгар Райс Берроуз "Лунный цикл" (1919)
  Первая же книга называется "Лунная девушка". Дальше всё понятно. Скажу лишь, что действие происходит в будущем. Американцы запустили межпланетный корабль, использующий восьмой луч (в видимом спектре семь лучей - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый, но восьмой луч имеет свой неповторимый цвет и ещё его можно использовать для левитации) к Марсу. Ведь с Барсумом уже установлена радиосвязь. Но корабль вынужденно садиться на внутренней стороны Луны (ну да - Луна полая). Как оказалось, совсем не лишённой атмосферы, растительности и лунных девушек.
  
  Планета: Луна; "изнанка"
  Цвет растительности: фиолетовый, розовый, жёлтый
  
  
  
  6. Эдгар Райс Берроуз "Цикл романов о Пеллюсидаре" (1913)
  Пеллюсидар - мир на внутренней стороне Земли. Поскольку действие происходит хоть и в другом мире, но всё же на нашей планете, то к жанру "меч и планета" его можно отнести с натяжкой. Однако очень небольшой.
  
  Планета: Земля; "изнанка"
  Цвет растительности: зелёный
  Попал: в подземной лодке
  Расы:
  1) Махары - летающие ящеры-телепаты
  
  
  
  7. Эдгар Райс Берроуз "Скелетоиды с Юпитера" (1943)
  Джона Картера похищает с Барсума космолёт юпитерианцев.
  Люди живут на экваторе планеты, где центробежная сила уменьшает гравитацию.
  
  Планета: Юпитер
  Цвет растительности: -; не указан автором
  Цвет неба: -; всегда закрыто облаками
  Освещение и обогрев: вулканы выпускающие факелы раскалённого светящегося газа
  Человекоподобные расы:
  1) могоры - выглядят как люди на последней стадии анорексии. Кожа цвета слоновой кости
  2) саваторы - кожа голубая
  
  ПРИМЕЧАНИЕ
  Эдгар Райс Берроуз написал ещё много замечательных книг. Они - о труднодоступных местах на Земле. Тарзана автор пометил в Африку. Другие его герои побывали на необитаемом острове ("Боксер Билли"), в Каспаке ("Земля, забытая временем"), подземном мире ("Пещерная девушка") и на Полоде - планете в другой солнечной системе ("За самой далекой звездой").
  
  
  
  8. Лин Картер "Цикл о Танаторе" (1972)
  Лин Картер посвятил свою трилогию Эдгару Райсу Берроузу. Открывает её роман "Джандар с Каллисто".
  "[Я] Посмотрел вокруг и увидел, что лежу на широком диске из молочного гагата, окружённом травой с толстыми мясистыми листьями алого цвета, цвета свежей крови... Золотое небо - три луны - алая трава!"
  
  Планета: Каллисто, спутник Юпитера
  Девушка: Дарлуна, принцесса Ку Тад
  Цвет растительности: алый, реже - чёрный
  Транспорт: орнитоптеры - дирижабли, с крыльями, приводимые в движение мускульной силой "гребцов"
  Цвет неба: золотистый
  Попал: по лучу-транспортёру
  Человекоподобные расы:
  1) ку тад (золотой народ) - кожа бледно-золотистая, сердцевидное лицо, слегка раскосые зелёные глаза, красно-золотые волосы
  2) небесные пираты Занадара - бледнокожие с голубыми глазами и чёрными волосами
  3) чак юл (чёрный легион) - чернокожие
  и другие
  Расы:
  1) ятуны - покрытые хитином насекомые. Строение тела подобно человеческому. На лбу - антенны
  
  А вот его Green Star Series и Mysteries of Mars series на русский не переведены.
  
  
  
  9. Лин Картер Green Star Series / У зелёной звезды (1972)
  Приключения на планете обращающейся у зелёной звезды. Правда солнце этой планеты скрыто облаками, его никто никогда не видел, и, похоже, что автор, испугавшись "невозможности жизни на Венере", поместил планету к далёкой звезде уже после написания книги. То что это - Венера, подтверждает и сильные приливы вызванные Солнцем (планета ближе к Солнцу, чем Земля), так и то, что у неё нет спутников.
  Города людей расположены в ветвях деревьев, протянувшихся на многие мили ввысь, как и на Амторе Берроуза.
  
  Планета: Венера
  Девушка: принцесса Нимф
  Попал: вычитал в тебетских книгах способ путешествовать в астральном теле и после космического путешествия вселился в тело лорда Чонга
  Транспорт: ночные бабочки и стрекозы
  Расы:
  1) Kaloodha - крылатые гуманоиды. Вместо волос - перья
  Человекоподобные расы:
  1) Синие варвары - кочевники. Страдают от периодического безумия, нападая на всё живое
  2) Чёрные люди из Калидара - негры
  3) Komarians и Tharkoonians - "монголы" и "японцы"
  4) Дикие альбиносы - живут отшельниками среди корней деревьев
  
  У Картера есть ещё Mysteries of Mars series / Загадки Марса (1973). Загадки Марса навеяны работами Ли Брекетт. Действие разворачивается в XXII веке, когда Земля колонизировала красную планету, поработив марсиан.
  
  
  
  10. Джон Норман "Цикл о Горе"
  Джон Норман выбрал планету движущююся по орбите Земли, но за Солнцем в точке Лагранжа L3, благодаря чему она никогда нам не видна. Такая планета была придумана ещё древними греками. Человеческая цивилизация Гора (цивилизаций на планете несколько) крайне развита в некоторых отношениях, но в технологиях её развитие ограничено правящей на планете цивилизацией насекомых. Резко выражено рабовладение, вплоть до садомазохистских отношений и полового неравенства, как это было на Земле во времена античности и средневековье, за что Джон Норман часто подвергался критике.
  Повествование ведётся от первого лица. Среди главных героев есть и мужчины и девушки.
  Первые пять книг можно читать, остальные - просто прикрытый фантастикой БДСМ.
  
  Планета: Противоземля
  Цвет растительности: зелёный, чёрный, желтовато-коричневый
  Расы:
  1) Царствующие Жрецы - элегантные насекомые
  2) Курии - хищники ростом до трех метров. У них длинные мощные руки с когтями. Их пасть вмещает в себя два ряда острых и загнутых внутрь зубов. Курия гораздо сильнее человека
  Фауна: шестилапые млекопитающие
  Транспорт: летающие тарелки, гигантские орлы, паланкины и, самый популярный - "на своих двоих"
  
  
  
  11. Ли Дуглас Брекетт "Шпага Рианона" (1949)
  Первоначально называлась "Короли Марса". Начинается всё в XXII веке, где в порабощённых землянами марсианских каналах промышляет искатель приключений Мэт Карс. Затем он проваливается в прошлое на миллион лет (не больше и не меньше) и становится рабом на галере прекрасной, но жестокой и властной крон-принцессе. Что интересно - положительные герои этой книги выступают против главного героя, а враги - становятся его друзьями.
  Повествование динамичное и увлекательное. Из минусов - расы древнего Марса взяты из фольклёра Земли. Ангелы, люди-тюлени и змеелюди.
  Концовка необычна. Напоминает концовку "Звёздных королей" Эдмонда Гамильтона, до того как её он переделал, чтобы написать вторую книгу.
  
  Девушка: крон-принцесса Иваин Сарк
  Попал: перенесён в прошлое артефактом инопланетян
  Цвет растительности: белый у травы
  Цвет моря: белый за счёт фосфорицирующего планктона
  Человекоподобные расы:
  1) марсиане - ничем от европейцев не отличаются
  2) Куири - несколько крупнее марсиан. Инопланетяне, когда-то прибывшие на Марс
  Расы:
  1) Люди неба - "ангелы" - крылатые
  2) Пловцы - люди-тюлени
  3) Дхувианы - змеелюди
  
  Бреккет написала ещё несколько книг о Марсе ("Мечи Марса", "Пути Немезиды", "Тайна Синхарата", "Люди талисмана", "Гамильтон Старк и звёздные короли" - в соавторстве с Эдмонтом Гамильтоном, женой которого была Бреккетт), Венере ("Венерианская колдунья") и Ганимеде ("Танцовщица с Ганимеда"), но действие в них разворачивается в будущем - когда эти планеты были колонизированы землянами, а их коренные обитатели - порабощены. Таким образом они относятся к жанру "Планетарной фантастики", но не "Меч и планета", так как основное оружие - бластер, а не меч. Хотя это утверждение - спорно.
  
  
  
  12. Отис Эделберт Клайн "Мейза - принцесса Луны" (1929)
  На Луну выстреливают снарядом, который служит поводом для объявления межпланетной войны.
  
  Планета: Луна
  Цвет растительности: бархатно-серый на поверхности, в пещерах - пастельно-фиолетовый, жёлтый, розовый
  Фауна: китайские бескрылые драконы
  Попал: в одноместном космическом корабле
  Оружие: межпланетные пушки, вызывающий оледенение и бурю лазер, дезинтеграторы, мечи, бластеры-шпаги
  Человекоподобные расы:
  1) Луняне - смешавшись некогда с людьми, положили начало монголоидной расе
  2) Европейцы - марсианские коллонисты, после гибели Марса перебравшиеся на Землю и Луну
  3) Негры в произведении не фигурируют - возможно являются коренными обитателями Земли
  
  
  
  13. Отис Эделберт Клайн трилогия "Опасная планета" (1929)
  В империи Рибона - величайшей из государств Заровии - есть обычай - нести паланкин принцессы императорской крови дозволяется только королям 16 королевств, составляющих Рибон.
  
  Попал: через обмен сознанием с венерианским принцем
  Флора: папоротники, грибы
  Девушка: торрогиня Верния - правительница Рибона
  
  
  
  14. Отис Эделберт Клайн дилогия "Мечник Марса" (1933)
  Почему-то переводят, как "Воин Марса". Действие в основном разворачивается во дворце, так как гг работает телохранителем Невы - дочери дикстара (президента) и по-совместительству - диктатора. Читать не стоит - ничего интересного.
  
  
  
  
  
  А дальше можно проследить, как развивалась планетарная фантастика:
  
  
  
  Фрэнсис Годвин "Человек на Луне или Необыкновенное путешествие, совершенное Домиником Гонсалесом, испанским искателем приключений, или Воздушный посол" (1648)
  "Едва я покончил с едой, как увидел, что меня окружает группа людей, наружность которых, рост и одежда показались мне совершенно необычайными. Большинство из них были вдвое выше земных людей, цвет лица у них был оливковый."
  "Первого лунного императора звали Ирдонозур, и это имя потомки сохранили до сих пор. Они утверждают, что, удерживая скипетр в течение 400 лун и родив детей, он вернулся на свою родину - Землю."
  
  
  Сирано Де Бержерак "Иной свет" (1650)
  Дилогия "Государства и империи Луны" и "Государства и империи Солнца", где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов. Издатель существенно обеднил оригинальный текст писателя, лишь в двадцатом веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи.
  "Иной свет" - прежде всего философское произведение. Повествуя о жизни на Луне, писатель раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея, отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. В романе ощущается влияние идеологии либертинажа и прослеживаются идеи гностицизма, алхимии, теософии, натурфилософии и средневековых мистиков. Сирано де Бержерак опирался на традицию Лукиана, Рабле, утопии Томаса Мора и Кампанеллы (последний выведен в качестве одного из персонажей "Государств и империи Солнца").
  Непосредственным предшественником Сирано в описании путешествий на Луну считается англичанин Фрэнсис Годвин, автор романа "Человек на Луне" (The Man in the Moon, 1638); главный герой Годвина, Доминик Гонсалес, вновь возникает на страницах "Государств и империи Луны".
  Свифт в "Путешествиях Гулливера" и Вольтер в "Микромегасе" также многим обязаны дилогии Сирано.
  
  
  Вольтер "Микромегас" (1752)
  История рассказывает о посещении Земли существом с планеты, вращающейся вокруг Сириуса, и его компаньоном с Сатурна. Эта повесть, как и другие философско-фантастические произведения просветителей (например, "Сон Платона"), высоко ценились Гербертом Уэллсом. Замысел повести был почерпнут Вольтером из свифтовских "Путешествий Гулливера".
  
  
  Василий Лёвшин "Новейшее путешествие" (1784)
  Нарсим путешествует на Луну в воздушном шаре, где находит таких же людей, как на Земле, но строящих свои дома из драгоценных каменьев и благородных металлов.
  
  
  Эдгар Алан По "Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля" (1835)
  Гражданин города Роттердама Ганс Пфааль решил покинуть свой славный город. Оставив жене все деньги и обязательства перед кредиторами, он осуществил свое намерение и покинул не только город, но и Землю. Через пять лет на Землю был послан житель Луны с письмом от Пфааля. К сожалению, в письме он описал лишь свое путешествие, а за бесценные для науки подробности о Луне потребовал вознаграждения и прощения. Что же решат роттердамские ученые?..
  
  
  Жюль Верн "Путешествие к центру Земли" (1864)
  Название говорит само за себя.
  
  
  Жюль Верн "С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут" (1865)
  Французы отправляются к Луне в снаряде, выстреленном из огромной пушки, но не садятся, а облетают её и возвращаются на Землю.
  
  
  Жюль Верн "Гектор Сервадак. Путешествия и приключения в околосолнечном мире" (1877)
  Приключениях капитана французских войск и его друзей, оказавшихся в результате небывалой катастрофы на осколке земного шара, захваченном пролетающей кометой.
  
  
  Перси Грег "Через Зодиак" (1880)
  Вера в то, что красная планета древнее Земли, накладывала отпечаток на рассуждения о том, как выглядят марсиане. Считалось, что они устроены изящнее землян: они более красивы, более умны, более благообразны. Они строят не дома, а дворцы, окружая их цветущими садами. А еще они - телепаты, потому что чтение мыслей считалось неизбежным приобретением, которое когда-нибудь подарит нам всем эволюция.
  Согласно Грегу, на Марсе обитает древняя цивилизация, технологически превосходящая земную, но с социальными атавизмами: монархия, вопиющее неравноправие полов (женщин здесь продают и покупают).
  
  
  Хадор Генон "Возничий Беллоны" (1887) / Hudor Genon "Bellona's Bridegroom: A Romance"
  Марс откровенно служит новой метафорой Утопии - его обитатели живут в такой полной социальной и духовной гармонии, что даже научились обращать вспять процесс старения.
  
  
  Ги де Мопассан "Марсианин" (1887)
  Автор описывает существ, которые парят подобно "ангелам на картинках".
  
  
  Хью Макколл "Запечатанный пакет мистера Стрэнджера" (1889)
  Герой улетел в межпланетном корабле на Марс и обнаружил там две противоборствующие разумные и вполне человеческие расы, причем одна из цивилизаций оказалась утопической. Сюжетная схема быстро становилась традицией - а традиция окостеневала и превращалась в штамп...
  
  
  Жорж Ле Фор и Анри де Граффиньи "Необыкновенные приключения русского ученого" (1889)
  Крылатых марсиан можно встретить и в четырехтомной саге Жоржа Ле Фора и Анри де Граффиньи "Необыкновенные приключения русского ученого" (1889), в которой описывается научная экспедиция по планетам Солнечной системы. Прибыв на Марс, ученые находят там высокоразвитую цивилизацию, "до которой нам, обитателям Земли, далеко".
  
  
  Ги де Мопассан "Гости с Марса" (1889)
  Есть ли жизнь на Марсе?
  
  
  Роберт Кроми "Бросок в пространство" (1890)
  Ирландец Роберт Кроми выпустил роман "Бросок в пространство". Его герои, успешно отбиваясь от вредных индейцев, строят на Аляске межпланетный "Стальной шар" с антигравитационным двигателем и отправляются на Марс. Жители красной планеты и в этом случае оказываются чрезвычайно похожи на людей, а марсианская цивилизация - на патриархально-британскую версию Утопии.
  В одного из героев влюбляется прекрасная юная марсианка, но в остальном на Красной Планете царит зеленая тоска. Устав скучать, герои привычно запасаются водой, едой и воздухом и отправляются домой. В полете вдруг выясняется, что кислород расходуется куда быстрее, чем положено. Меры по его экономии результата не дают, и астронавты с ужасом понимают, что до Земли они в полном составе не долетят - кому-то надо ради спасения экспедиции шагнуть за борт. Тут на корабле обнаруживается заяц - та самая юная марсианка. Она опрометчиво решила следовать за своим возлюбленным, к которому она неровно дышит, хоть в безвоздушное пространство. Перерасход кислорода, таким образом, находит рациональное объяснение. Девушке популярно объясняют, какую пакость она подстроила своим неровным дыханием всему прогрессивному человечеству. Коллизия разрешается тем, что марсианская Джульетта, под бурные рыдания земных героев, самопожертвуется через люк в открытый космос.
  Обратите внимание на характерный поворот сюжета, связанный с перерасходом воздуха: он решен в подчеркнуто антиромантическом ключе. В сознании человека, воспитанного на идеях Эры Торжества Науки, прочно обосновался прагматический подход, который утверждал: против цифры не попрешь, и если цифра потребует - что ж делать, придется кого-то принести в жертву.
  Помнится, тот же самый мотив и те же самые доводы приводили персонажи Марка Твена в блистательном сатирическом рассказе "Людоедство в поезде".
  
  
  Мортимер Леггет "Сон скромного пророка" (1890)
  Преподобный Мортимер Леггет заселил Четвертую Планету марсианами-христианами, не знающими сомнений в истинности веры своей.
  
  
  Ананий Гаврилович Лякидэ "В океане звезд" (1892)
  Путешествие по Солнечной системе.
  
  
  Элис Илгенфритц Джонс и Элла Марчант "Приоткрывая параллель" (1893)
  Они подписали свой роман псевдонимом "Две женщины с Запада". Своего героя, джентльмена весьма традционных консервативных взглядов, эти дамы заставили с ужасом взирать на безраздельно царящую на Марсе женскую эмансипацию.
  
  
  Эдвин Палландер "Через Зодиак. История одного приключения" (1893)
  Троица вполне "жюльверновских" типажей путешествует по планетам Солнечной Системы на корабле, которым управляет сумасшедший ученый...
  
  
  Густавус Поуп "Романы о планетах" (1894)
  Нью-йоркский автор Густавус Поуп выпустил дилогию "Романы о планетах" - "Путешествие на Марс" (1894) и его продолжение "Путешествие на Венеру" (1895). Герой, американский морской офицер, терпит кораблекрушение в Атлантическом океане. От неминуемой гибели его спасают вовремя подвернувшиеся марсиане, после чего привозят его к себе в гости. Офицер тут же влюбляется в марсианскую принцессу. Его глубокое чувство находит понимание, но злобный принц из соседнего государства, позарившийся на девушку и её королевство, развязывает войну.
  Тот же герой попадал на Венеру, населенную первобытными племенами и мифологическими тварями. Там уж было не до принцесс - успеть бы отбится от агрессивных туземцев...
  
  
  Джон Джекоб Астор IV "Путешествие в другие миры" (1894)
  В котором описаны путешествия к Сатурну и Юпитеру в 2088 году.
  
  
  Герберт Уэлс "Война миров" (1897)
  На Марсе огромная пушка выстреливает в направлении Земли несколько огромных снарядов. В них прибывают негуманоидные марсиане, быстро собирают треножники (аналоги японских мехов) и выжигая армии Британской империи бластерами уверенно маршируют по планете. Тем не менее марсиане не справились с земными бактериями и вирусами и те их сожрали.
  
  
  Курт Лассвиц "На двух планетах" (1897)
  Марсиане строят базу на северным полюсом Земли. Немцы на воздушном шаре прилетают к ним, попадают в силовой луч, связывающий базу и космическую станцию и чуть не гибнут. Но марсиане спасают их.
  Человекоподобные обитатели красной планеты настолько превосходили людей в гуманитарном и техническом отношении, что предпочли оккупировать Землю, лишь бы остановить бесконечные империалистические войны и дать нам возможность наслаждаться плодами развитого социализма и демократии. Однако земляне предпочли независимость и сумели, переняв технологии, вышибить оккупантов в космос.
  
  
  Герберт Уэллс "Хрустальное яйцо" (1897)
  Аргументы сторонников гипотезы Фламмариона подействовали и на знаменитого английского фантаста Герберта Уэллса. В 1897 году он опубликовал рассказ "Хрустальное яйцо", в котором были описаны крылатые марсиане, очень мало похожие на людей. Несмотря на довольно отталкивающий вид (огромные бабочки с хватательными органами в виде длинных щупалец), жители красной планеты сумели построить и прекрасные дворцы, и насадить цветущие сады, ничем не уступив в этом марсианам из утопических романов.
  
  
  Гаррет Сирвисс "Эдисоновское завоевание Марса" (1898)
  Уэллс ответственно подошел к реконструкции облика жителей красной планеты. Марс старше Земли, а потому его обитатели сильно продвинулись по пути эволюции: их туловище и конечности атрофировались, а мозг значительно увеличился. Из-за утраты основных органов марсиане не могут нормально питаться, а потому пьют живую кровь. Притяжение на Марсе меньше земного, а значит, инопланетные агрессоры, лишенные конечностей, не могут свободно перемещаться по поверхности нашей планеты и им требуются мощные машины. В 1897 году увидел свет его роман "Война миров", ставший классикой научной фантастики.
  Реконструкция Уэллса пришлась по вкусу читателям и писателям. Кровососущие марсиане на боевых треножниках быстро стали частью мировой культуры. Почти сразу увидело свет продолжение "Войны миров". Его написал американский астроном Гаррет Сирвисс - в романе "Эдисоновское завоевание Марса" (1898) рассказывалось, как земляне овладевают марсианскими технологиями и наносят удар возмездия по красной планете.
  
  
  Элсуорт Дугласс "Брокер фараона" (1899)
  Крупный чикагский торговец зерном Исидор Вернер финансирует начатую профессором Херманном Андервельтом постройку космического корабля (оба главных героя - евреи, что оказывается по мере развития сюжета обстоятельством совершенно принципиальным). На этот раз корабль строится не в форме шара, и не в форме ковчега, а в виде огромной сигары - почти классика ракетостроения. Когда строительство завершено, оба деятеля отправляются на Марс.
  На Марсе обнаруживается цивилизация, точь в точь похожая на древнеегипетскую, причем похожая в ключе скорее библейском, нежели историческом. Марсианами правит фараон, а в советниках у него ходят местные иудеи.
  Вернер начинает крупные операции с зерном и вскоре оказывается владельцем огромного состояния... которым он не может воспользоваться. Денежным металлом на Марсе является железо, золота же практически нет.
  Дельцу приходиться жёстко обломаться и вернуться на Землю ни с чем.
  
  
  Эллсуорт Дуглас и Эдвин Палландер "Колеса доктора Джинокио Гайвза" (1899)
  В этом романе троица вполне "жюльверновских" типажей путешествует по планетам Солнечной Системы на корабле, которым управляет сумасшедший ученый...
  
  
  Леонид Б. Афанасьев "Путешествие на Марс" (1901)
  Российская империя. Мелкий чиновник на досуге занимается физикой и его увлечение заканчивается постройкой космического корабля и полётом на Марс, где живёт утопическая цивилизация.
  
  
  Герберт Уэлс "Первые люди на луне" (1901)
  На Луне двое землян вначале обнаруживают вокруг пустынный ландшафт, но, как только восходит солнце, атмосфера Луны, замороженная за ночь, начинает плавиться и испаряться. Вскоре странные быстрорастущие растения начинают расти вокруг, создав непроходимые джунгли. Бедфорд и Кейвор оставляют капсулу и сразу теряются в буйных зарослях, где сталкиваются со необычными существами. Растущий голод заставляет их попробовать пару образцов местной флоры, определяемой как грибы. Вскоре после этого наступает эйфорическое состояние и у них начинаются галлюцинации.
  Землян захватывают насекомоподобные люди Луны, далее называемые "селениты" по имени богини Луны. Инсектоиды образовали общество со сложным социумом и разделением труда, живущее в подземельях и использующее радио для коммуникации. Через некоторое время Бедфорду и Кейвору удалось бежать.
  
  
  Ежи Жулавский трилогия "На серебряной планете" (1901)
  Не советую читать - всё повествование пропитано ужасом и концентрированной безнадёжностью. О чём? О том, как на Луну отправились космонавты в снаряде и не смогли вернуться. Как у них заканчивался воздух, а потом один что-то увидил, сошёл с ума и умер. Но они добрались до обратной стороны Луны, где была атмосфера и оставили потомство, которое пережило катастрофу погубившую Землю.
  
  
  Порфирий Инфатьев "На другой планете" (1901)
  В черновом варианте назывался "Обитатели Марса" (1896). Землянин и марсианин обмениваются разумами. Хотя главы, повествующие о социальном строе на Марсе, были изъяты из повести цензурой и не сохранились, можно предположить, что в книге было описано социалистическое общество, с преимущественным развитием науки и технологии.
  
  
  Камиль Фламмарион "Астрономия для дам" (1903)
  Описаны пейзажи планет и лун Солнечной системы.
  Он писал, что если сила притяжения на Марсе ниже земной, а атмосфера плотнее, то, скорее всего, эволюция приведет к появлению многообразной летающей фауны, а разумные существа красной планеты будут крылатыми.
  
  
  Арнольд Галопин "Доктор Омега" / Arnould Galopin Le Docteur Omega (1906)
  Доктор Омега изобретает космический корабль, который, благодаря неизвестному доселе науке веществу может перемещатся, как в пространстве, так и во времени. Называет его "Космос". Он и его компаньён и работник путешествуют на Марс, где опускаются на дно моря, кишащее фосфорецирующими рыбами и рептилиями. Выбравшись на берег они встречают отряд карликов (Macrocephales) и помогают им против их врагов (Cacocytes). А потом возвращаются на Землю с марсианской принцессой Tiziraou.
  
  
  Густав ле Руж "Вампиры с Марса" (1908)
  Gustave LeRouge The Vampires of Mars (1908) aka The Prisoner of the Planet Mars, The War of the Vampires (1909)
  Инженер Роберт Дарвелл начитавшись книг индийских брахманов посредством психических сил отправляется на Марс. Там правит мозг - отдельно от тела, который возвращает нашего инженера обратно на Землю, а вдовесок отправляет с ним и вампиров - людей с крыльями летучей мыши. Во втором томе описывается война землян с этими вампирами.
  Ле Руж подробно описал флору и фауну Марса и несколько его рас.
  
  
  Александр Богданов "Красная звезда" (1908)
  На Марсе процветает коммунистическое общество. Правда планета становится всё холодней и пора переселяться на новую.
  
  
  Герберт Уэллс "Существа, которые живут на Марсе" (1908)
  В этой научно-популярной статье он указывал, что условия жизни на красной планете должны были определенным образом сформировать анатомию разумных существ. Благодаря открытиям астрономов Уэллс уже знал, что атмосфера на Марсе менее плотная и более сухая - потому он более не описывал крылатых марсиан. Зато снабдил их высоким ростом, тонкими конечностями, большими ушами и огромной грудной клеткой.
  
  
  Гаррет Патмэн Сирвисс "Небесный пират" и "Колумб в космосе" (1909)
  Действие обоих романов разворачивалось в межпланетном пространстве, причем во втором космический полет к Венере осуществляется на ракете с нетривиальным по тем временам атомным приводом. На Венере, кстати, обнаруживаются аж две человекоподобные цивилизации. Один раз на протяжении жизни поколения облачный слой, закрывающий поверхность от солнечных лучей, истончается до минимума - и при виде огромного слепящего шара Солнца все обитатели освещенной стороны планеты сходят с ума. Весьма вероятно, что Джон Кэмпбелл, подсказывая Азимову идею знаменитого рассказа "Приход ночи", опирался не только на цитату из Эмерсона...
  
  
  Густав Ле Руж "Война с вампирами" (1909)
  Земные ученые изучают марсианского крылатого вампира.
  
  
  Владимир Обручева "Плутония" (1915)
  Перепевка Жюля Верна "Путешествие к центру Земли" (1864).
  
  
  Гаррет Патмэн Сирвисс "Лунная дева" (1915)
  Лунная экспедиция обнаруживает на естественном спутнике Земли разумную жизнь; более того: выясняется, что жители Луны на протяжении тысячелетий направляли развитие нашей цивилизации...
  
  
  Алексей Николаевич Толстой "Аэлита" (1922)
  Продолжения - повесть Анатолия Андреева "Звезды последний луч..." (1987) и роман Василия Головачева "Магацитлы" (2003).
  Атланты после гибели Атлантиды переселяются на Марс, где покоряют местное население и образуют касту магацитлов. Земные космолётчики, отважные коммунисты прибыв на Марс сразу начинают бороться с инопланетным злом, для чего подстрекают местное население к революции. А потом, как только становится жарко, валят обратно на Землю, "забыв" даже марсианскую принцессу. Впрочем любовь к идее у коммунистов была всегда превыше какой-то там любви к женщине.
  Девушка: дочь марсианского диктатора Аэлита
  
  
  Алексей Толстой "Аэлита" (1923)
  Ну её вы должны были читать обязательно! Двое компартийцев прилетают на Марс, где один из них устраивает советскую революцию, а второй, в это время, охмуряет дочь марсианского диктатора. Летают марсиане на кораблях-вертолётах, а так же выясняется, что на Марсе уже были коренные жители с голубой кожей, но потом прилетели атланты со своего погибшего на Земле континента и всех поработили и ассимилировали.
  
  
  Владимир Обручев "Плутония" (1924)
  Роман Владимимра Обручева "Плутония" основан на бытовавшей в прошлом научной гипотезе о полой Земле, которую развил в своем романе "Путешествия к центру Земли" французский фантаст Жюль Верн.
  Герои романа, шесть отважных исследователей, проникают внутрь Земли в подземный мир, где встречают ископаемую флору и фауну (динозавры третичного периода), а также племя первобытных людей. В этом подземном мире день и ночь светило меленькое солнце, названное путешественниками Плутоном, а весь подземный мир - Плутонией. Попали они внутрь нашей планеты сквозь огромное отверстие, расположенное далеко на севере, среди льдов Антарктики, постепенно спускаясь по его пологому склону.
  Роман написан в форме путевого дневника, каждая глава которого рассказывала об еще одной особенности подземного мира.
  
  
  Роджер Шерман Хоар (под псевдонимом Ральф Милн Фарли) "Радио-человек" (1924) / Roger Sherman Hoar (as Ralph Milne Farley) The Radio Man (1924)
  Элетротехник в результате эксперимента телепортируется на Венеру, где раса муравьёв поработила расу людей. Дальше - как обычно, влюбляется в принцессу, обучает венериан пороху и гнобит, почём зря, муравьишек.
  
  
  Грааль-Арельский "Повести о Марсе" (1925)
  Фобос падает на Марс, а затем его примеру следует Луна, упав на Землю.
  
  
  Александр Беляев "Прыжок в ничто" (1933)
  Спасаясь от мировой коммунистической революции группа дельцов строит космический корабль и отправляется в путешествие. Однако один из полетевших с господами инженеров оказывается коммунистом. Он заботится о том, чтобы на корабле закончилась еда. Из-за чего путешественникам приходится высадится на Венеру, где над джунглями парят утки-аэростаты. Несчастных толстосумов заставляют работать, а потом коммунист агитирует их слуг, захватывает корабль и улетает на Землю оставляя на негостеприимной планете проклятых буржуев.
  
  
  Эдмионд Мур Гамильтон "Калдар, мир Антареса" (1933)
  Этот роман примечателен тем, что в нём впервые был описан лазерный меч. Да-да - тот самый которым позже размахивали Люк Скайвокер и Дарт Вейдер в Звёздных войнах.
  
  
  Кларк Эштон Смит "Затерянные миры. Марс. Обитатель бездны" (1933)
  Ужасы. Марс.
  
  
  Стэнли Вейнбаум "Марсианская одиссея" (1934)
  В этом рассказе описываются злоключения земного астронавта на красной планете. Придя на выручку птицеподобному существу, персонаж рассказа с удивлением обнаруживает, что этот монстрик разумен. Более того, они очень быстро находят общий язык и становятся друзьями...
  
  
  Клайв Стейплз Льюис "За пределы безмолвной планеты" (1938)
  Действие происходит в период незадолго до второй мировой войны. Главный герой, английский филолог Рэнсом, отправляется путешествовать пешком по стране. Однажды он остановился на ночлег на странной ферме, где встретил своего старого товарища - физика Уэстона и неизвестного ему джентельмена.
  Однако встреча с другом оборачивается похищением. Физик со своим знакомым похищают Рэнсома и увозят его на космическом корабле, следующем на неизвестную планету - Малакандру.
  По пути Рэнсом узнает, что нужен похитителям, как выкуп местным аборигенам, которым, по словам физика, нужна жертва.
  После прибытия на планету Рэнсом убегает от злоумышленников и попадает в удивительный мир, в котором обитает множество различных рас разумных существ: зверовидные поэты Хроса, человекоподобные ученые Ссорны, Мастера на все руки Пфильфтригги, мистические нематериальные Эльдилы. Это очень древний мир, скрывающий множество тайн, многие из которых касаются и самой Земли и ее истории.
  
  
  Роберт Ирвин Говард "Альмарик" (1939/1964 - начинал писаться с 1936, а дописывал уже Отис Эдельберт Клайн)
  Учёный помогает главному герою избежать правосудия, который случайно убил чиновника - сил не рассчитал, и телепортирует его на другую планету. Там проживают дикари каменного века в каменных цитаделях, оставшихся от древней расы. Мужчины напоминают горилл, а женщины, нежно ими опекаемые, маленькие и ранимые. Но есть на Альмурике и иные расы.
  
  
  Эдмонд Мур Гамильтон "Одиссея капитана Фьючера" (1940)
  На спутниках Сатурна цветут гигантские лилии и розы. На астероидах, окружённые лесами и щебетом птиц, стоят виллы олигархов и базы пиратов. И от знойного Меркурия до ледяного Плутона бурлит жизнь.
  1) "Галактическая миссия"
  Долговязые голубокожие сатурняне со щетинистыми чёрными волосами и тусклыми глазами жили в мире огромных деревьев с голубой корой и багряными листьями, которые отбрасывают в плотном белёсом тумане изломанные тени, в мире цветов, размер которых превышает несколько метров, а в облаке пыльцы можно задохнуться. В мире многокилометровых грибниц, медленных рек с чёрной, как смола, водой, коротких ночей и серых рассветов.
  Великая древняя столица планеты - город Опс - была старой уже тогда, когда на Сатурн высадились первые земляне. Здания из чёрного бетона с плоскими крышами, собирающими драгоценный солнечный свет, узкие улицы, запруженные толпами представителей девяти рас. В огромном и богатейшем зоопарке Опса можно познакомиться с животным миром планеты. Безрогие олени с Великих Равнин, огромные голубые травяные тигры, неуклюжие гигантские хамелеоны с двадцатью суставчатыми ногами. Псевдомыслящие гигантские муравьи, серокожие металлоядные змееящеры из южных болот. Один из секретов Сатурна - кволу, крылатые люди, обитатели неисследованных земель, хранящие ядовитый "источник жизни", вода которого опасна для всей Солнечной системы.
  2) "Капитан Фьючер принимает вызов"
  Единственная планета Солнечной системы, полностью покрытая водой, Нептун таил в себе множество загадок для ученых-планетографов. Лунные приливы и отливы, постоянные электрические возмущения в атмосфере и неизменные ветры затрудняли изучение. На планете-океане не было континентов, но в северном полушарии встречались группы скалистых островов, и на этих островах обитали малочисленные племена нептунцев, гуманоидов с низким уровнем развития. Во времена освоения планет земляне построили на самом крупном острове город Амфитрит. Сюда регулярно прилетали любители рыбной ловли, но основное население составляли люди, связанные с добычей драгоценных металлов и самого драгоценного из них - гравиума.
  Легенды туземцев изобиловали невероятными подробностями о подводном царстве, о страшных воронках на дне, о таинственных подводных городах и их обитателях - полулюдях-полурыбах, называемых морскими дьяволами. Согласно легендам, морские дьяволы обладали сверхъестественными способностями. Рассказывали также о плавающих в океане островах, заросших ядовитыми цветами неописуемой красоты... Это при том, что океан Нептуна действительно кишел морскими тварями. Морские змеи то и дело выбрасывали из воды зубастые головы, оглядывая волны в поисках добычи. Гигантские водные динозавры рассекали зубчатыми плавниками воду в погоне за стаями рыб, медлительные китообразные животные с дископодобными телами покачивались на волнах, пуская фонтаны воды, смешанной с воздухом.
  А на спутнике Нептуна Тритоне не было морей, весь спутник был покрыт травкой и словно предназначен для безмятежного отдыха. Его столица была самым необычным городом во всей Системе. Тритонцы стали чуть ли не самой развитой расой Системы и не нуждались в обычных зданиях: их город был не пространством, а полем. Для наблюдателя он представлял собой многокилометровую металлическую платформу, воздух над которой гудел и вибрировал.
  3) "Сокровище Громовой Луны"
  Оберон был ужасен. Это был тускло-багровый шар, окутанный неглубокой атмосферой, густо пропитанной тёмным дымом. В прорывах этой тёмной мутной дымки виднелись вулканические материки, огненные острова, о раскалённые берега которых бился зловещий алый прибой огромного океана расплавленной лавы.
  Громовая Луна, самый зловещий мир в Системе, арена необузданных вулканических сил, подобие древнего ада! Его красные лучи проникли в иллюминатор звездолёта, их блики упали на лица звездолётчиков.
  Впрочем, и Титанию - ещё один спутник Урана - Гамильтон "заполнил" буйными джунглями, в которых люди выжигали участки, чтобы построить космопорт или город. Туземцы Титании (а как же без туземцев!) выглядели как зелёные фигуры с огромными, без зрачков глазами на лицах попугаев. Одетые в лохмотья земных одежд, они протягивали к людям беспалые руки, выпрашивая соль - вещество, которого на Титании не было и которое стало для титанийцев наркотиком.
  
  
  Манли Уэйд Веллман "Сойер на Титане" / Manly Wade Wellman Sojarr of Titan (1941)
  Питт Рапидиан желает первым из людей достичь Титана и отправляется в далёкое путешествие к Сатурну. На то время земляне уже вышли в космос, встретив инопланетян на Венере, Марсе и спутниках Юпитера. Однако корабль Пита терпит крушение в долине кратера. Выжил лишь его трёхлетний сын, которого, как когда-то Тарзана, подбирают местные негуманоидные племена с четырьмя руками, восемью глазами, бочкообразной грудью и покрытые чёрной шерстью с ног до головы.
  По ходу повествования выясняется, что человеческая раса, проживающая на Титане - потомки Атлантов, прилетевших из другой солнечной системы.
  Традиционно главный герой спасает принцессу. Однако затем прилетает корабль, доверху набитый уголовниками с Земли. Среди них есть и прекрасная космическая пиратка, создавшая конкуренцию титанийской принцессе...
  
  
  Эдмонд Мур Гамильтон "Невероятный мир" (1947)
  Астронавты, добравшись до Марса, обнаруживают там самых удивительных существ и монстров - оказывается, все марсиане, появляющиеся на страницах книг, сразу воплощаются в реальности на красной планете. Но жизнь у них при этом очень тоскливая...
  
  
  Рэй Брэдбери "Марсианские хроники" (1950)
  Хрупкие человекоподобные марсиане с телепатическими способностями описаны в "Марсианских хрониках" американского писателя Рэя Брэдбери. Наследники древней цивилизации строителей каналов живут в невыразимо прекрасном, но увядающем мире. История Марса заканчивается с прилетом землян. Обычная земная ветрянка убивает марсиан надежнее всякой войны.
  Похожие картины угасания можно найти в произведениях советских писателей Бориса Анибала "Моряки Вселенной" (1940), Константина Волкова "Марс пробуждается" (1961) и Александра Шалимова "Цена бессмертия" (1965).
  
  
  Георгий Мартынов "Гость из бездны" (1951)
  В отдалённом будущем при раскопках находят запечатанный гроб с останками героя Великой Отечественной войны Волгиным и оживляют его. А дальше - предлагают прогуляться на Марс.
  
  
  Станислав Лем "Астронавты" (1951)
  Через 90 лет после падения Тунгусского метеорита в районе Подкаменной Тунгуски была обнаружена катушка неземного происхождения с намагниченной проволокой. В результате дешифровки записей с обнаруженной катушки выяснилось, что в 1908 году в Восточной Сибири потерпел катастрофу венерианский корабль, посланный для разведки. Дополнительно выяснилось, что венериане хотели уничтожить человечество и захватить Землю, но исчезновение корабля-разведчика, возможно, этому помешало. Земляне отправляют на Венеру атомный космический корабль "Космократор" для выяснения того, на сколько реально сохранилась эта угроза...
  
  
  Пол Андерсон "Дуэль на Марсе" (1951)
  Землянин желает поохотится на марсианина, но что-то идёт не так...
  
  
  Франсис Карсак "Робинзоны космоса" (1955)
  В результате катастрофы несколько частей Земли были перемещены в совершенно другой мир, как его в последствии назвали - Теллус. В этом мире землянам пришлось начинать строить свою цивилизацию заново, используя то немного, что было принесено с Земли. Больше всего повезло французам - у них была фабрика, небольшой поселок. На пути становления нового общества были и войны, и попытки захватить власть, к тому же приходилось сражаться с чужеродной фауной. Да и Теллус, как оказалось позже - обитаем.
  
  
  Айзек Азимов цикл "Лаки Старр" (1956)
  Напоминает "Бондиаду", только действие разворачивается на разных планетах Солнечной системы.
  
  
  Пол Андерсон "Драгоценности марсианской короны" (1958)
  Марсианский сыщик расследует пропажу драгоценностей отправленных на выставку на Землю.
  
  
  Курт Воннегут "Сирены Титана" (1959)
  Воздух Титана можно сравнить с воздухом, какой бывает на Земле весенним утром возле двери пекарни, выходящей на задний дворик. Ядро Титана - природная химическая топка, которая поддерживает ровную температуру воздуха - шестьдесят семь градусов по Фаренгейту. На Титане три моря, каждое размером с земное озеро Мичиган. Все три моря заполнены чистой, изумрудно-зелёной водой. Есть ещё целая сеть озер и заливов - зачатки четвёртого моря.
  
  
  Аркадий и Борис Стругацкие роман "Полдень, XXI век" (1961) и повесть "Стажеры" (1962)
  На Марсе водятся "пиявки" - огромные, зубастые, прожорливые, с гибким змееподобным телом, они всегда нападают справа. Изучая поведение "пиявок", земляне приходят к выводу, что когда-то на Марсе обитали более развитые существа. Это подтверждают и спутники красной планеты: Фобос и Деймос оказываются искусственного происхождения!
  Таким образом, братья Стругацкие первыми в художественной литературе озвучили гипотезу советского астронома Иосифа Шкловского, предположившего, что Фобос - космическая база инопланетян.
  
  
  Владимир Михайлов "Особая необходимость" (1962)
  Целый роботизированный город обнаруживают на Деймосе земные космонавты из романа Владимира Михайлова "Особая необходимость" (1962). Позднее выясняется, что это брошенный звездолет древней расы, пытавшейся освоить Солнечную систему.
  
  
  Филип Дик "Игроки с Титана" (1963)
  Кремнийорганические вуги-телепаты, победив землян в войне, взяли своеобразное шефство над остатками человечества. Эти существа в своем естественном виде напоминали кучи слизи, точнее желеобразной цитоплазмы, перемещались ползком.
  
  
  Николай Носов "Незнайка на Луне" (1964)
  Роман повествует о путешествии земных коротышек (лилипутов) на Луну. Мантии у Луны нет, вместо неё - атмосфера и на ядре Луны живут такие же коротышки. Только наши коротышки - коммунисты, а лунные - капиталисты. Там они эксплуатируют бедные классы рабочих и крестьян, в чём им помогает полиция, наводящая порядок электрическими дубинками.
  
  
  Пол Андерсон "Победить на трех мирах" (1964)
  Мятежный кресер "Вега" захватывает колонию на Гинимеде, стремясь принудить Землю востановить на престоле свергнутого диктатора. И колонист Фрэзер должен победить в неравной схватке, чтобы добыть свободу для Земли, Ганимеда и аборигенов Юпитера...
  
  
  Майкл Муркок "Воины Марса" (1965)
  Повествует о человеке телепортировавшимся в прошлое Марса. Необычные животные и принцесса - прилагаются.
  
  
  Филип Хосе Фармер "Пирамидальный мир" (1965)
  Властители - последние представители древней расы, создавшей в период своего рассвета чуть больше тысячи Вселенных. Маленьких, правда - чуть больше Солнечной системы. Зато устроенных по вкусу владельца. Кому-то по вкусу перемены - и появляется мир, где за один день гора может стать равниной, а соседние холмы оказаться в тысяче километров друг от друга. Кому-то больше нравится стабильность - и появляется мир, построенный по принципу детской пирамиды. А кому-то по нраву естественная эволюция - и появляется Земля, созданная в полном соответствии с библейским повествованием несколько тысячелетий назад такой, какой она стала бы в результате миллиардов лет естественного развития. Так что не стоит посылать звездолёты, чтобы те не упёрлись в стенку с нарисованными галактиками, как когда-то упёрлись космические корабли Властителей - потому что они тоже происходят из карманного мира, созданного неизвестными прародителями, не оставившими из него даже выхода...
  
  
  Майкл Резник "Богиня Ганимеда" (1967) и "Погоня на Ганимеде" (1968)
  Богиню Ганимеда выдают замуж за жестокого крылатого бога... Женщины же любят, когда за них сражаются. Какая свадьба без драки? Поскольку смельчаков на самом Ганимеде - кот наплакал, то есть их вообще нет, то пришлось подсуетиться и "пригласить" заезжего гастролёра с Земли.
  
  
  Роджер Желязны "Бог света" (1967)
  Люди колонизировали иную планету, заточив её обитателей - бессметрных энергетических существ в магнитных ловушках. Спустя тысячелетия общество разделилось на богов, живущих в своё удовольствие в городе под хрустальным куполом на горе Меру и простых людей.
  Всё начинается с того, что бог Агни приходит к восседающему на троне демону и пытается испепелить его термоядерным жезлом. А заканчивается - битвой между богами и демонами в которой богу смерти Яме приходится также расправиться и с некоторыми что-то сильно возомнившими о себе богами, отразив плащём дезинтегрирующее излучение трезубца Шивы.
  
  
  Джек Холбрук Вэнс "Планета приключений" (1968)
  В некоторых наименованиях Тшай или Чай. Серия состоит из четырёх взаимосвязанных между собой романов: Город кешей, Слуги вонков, Дирдиры и Пнумы.
  Сюжетно цикл повествует о приключениях космонавта Адама Рейта - единственного выжившего человека, после того, как над планетой Тшай (англ. Tschai) был сбит исследовательский корабль. В ходе цикла Адам Рейт знакомится с многочисленными племенами и цивилизациями, имеющимися на планете, а также с их обычаями. Под конец тетралогии Рейт собирает космический корабль и вместе со ставшими ему друзьями несколькими представителями различных племён и местной девушкой улетает обратно на Землю.
  
  
  Александр Казанцев трилогия "Фаэты" (1972)
  На планете Фаэтон, сегодняшнем поясе астероидов, появилась цивилизация аналогичная земной. В итоге две противоборствующие державы грохнули и себя и всю планету термоядерным оружием.
  
  
  Кеннет Балмер "Сага о Дрее Прескотте" (1972)
  Герой телепортирован инопланетянами к планете в созвездии Скорпиона. Там, спрятанный от остального, находящегося в глубоком средневековье мира, находится таинственный город. В нём коммунисты передвигаются с в гандолах, привязанных к качелям. Переносят они к себе главного героя потому, что считают, что он - благороден душой и может стать неплохим коммунистом. Однако, в город прибывает принцесса с травмой ноги и пытается уговорить комуняк излечить её. Ну да - как же! Комуняки только и ждут, как бы поиздеваться над буржуями! Так что ей отказывают. Но Дрей проводит её втихаря к бассейну вечной жизни в котором спит основатель города - монстр прилетевший из глубин космоса. За это Прескотта отправляют обратно на Землю, но боги Скорпиона возвращают его для своей неведомой игры. Относится к жанру "Меч и планета".
  
  
  Фредерик Пол "Человек плюс" (1975) и "Марс плюс" (1994)
  В дилогии, состоящей из романов "Человек плюс" (1975) и "Марс плюс" (1994), ее автор Фредерик Пол предположил, что терраформирование Марса будет осуществляться с помощью киборгов. А создатели фильма "Красная планета" (2000) делают ставку на бактерии, восстанавливающие кислородную атмосферу на Марсе.
  
  
  Дэвид Дж. Лэйк "Боги Ксумы" (1978) и "Повелители войн Ксумы" (1983)
  Том Карсон отправляется на третью планету Эпсилона Эридана, имеющую много общего с Барсумом.
  
  
  Дэн Симмонс "Песни Гипериона" (1989)
  Священник Ленар Хойт, полковник Федман Кассад, поэт Мартин Силен, ученый Сол Вайнтрауб, детектив Ламия Брон, тамплиер Хет Мастин и консул Гегемонии - семеро отправившихся в последнее паломничество к Гробницам Времени, к повелителю боли - загадочному и мифическому Шрайку. Каждый из них преследует свою цель и каждому суждено сыграть ключевую роль в освобождении вселенной от рабства паразитов, дарующих бессмертие. Дар "крестоформа" несет в себе катастрофическую угрозу, отбирая у человека самое ценное.
  Пролить свет на правду, очистить вселенную от паразитизма и господства собственноручных творений суждено дочери Ламии Брон - Энее. Ее хранителем, другом и возлюбленным станет Рауль Эндимион, чья поддержка, опора и любовь станет источником сил для Энеи...
  
  
  Ким Стенли Робинсон "Красный Марс" (1992), "Зеленый Марс" (1993) и "Голубой Марс" (1996)
  Наиболее подробно процесс терраформирования Марса показал Ким Стенли Робинсон в трилогии, включающей романы "Красный Марс" (1992), "Зеленый Марс" (1993) и "Голубой Марс" (1996). В первом томе на Марс отправляются сто колонистов: пятьдесят мужчин и пятьдесят женщин, представляющие основные нации Земли. На чужой планете им приходится не только бороться за выживание, но с сражаться с агентами двух партий, выступающих против терраформирования.
  К 2061 году люди расселились по всей планете. Одни предпочли независимость, другие - жизнь под обеспечением ООН, третьи бандитствуют на "больших дорогах". В это время начинается схватка между транснациональными корпорациями за обладание ресурсами планеты, и колонистам приходится очень несладко. В третьем томе планета полностью преобразована. Здесь уже есть океаны и леса. Но колонистам снова не дают жить спокойно - теперь уже Земля объявляет им войну. Но в конце концов Марс и новые марсиане получают полную независимость.
  
  
  Уильям Бартон "Палитра Титана" (1998)
  Последним приютом человечества после гибели Земли Титан становится в повести Уильяма Бартона "Палитра Титана". Неприветливый ледяной мир под оранжевым небом, мёртвое пространство, промёрзший песок, который ежечасно трещит от приливных импульсов гиганта Сатурна. Поверхность покрыта метаново-этановым снегом, образующим зыбкую кашу из органических полимеров, в которой очень легко завязнуть. Существовать люди могут только в герметичных куполах - Титан не приспособлен для жизни. Однако жизнь там есть: сложные полимерные образования, обладающие неким подобием инстинктов и выглядящие как пятна разноцветной слизи. Как они смогли развиться до разумного уровня, неясно, однако немногим выжившим землянам они предоставили второй шанс.
  
  
  Дэн Симмонс "Иллион/Олимп" (2003/2005)
  Троянская война разворачивается на терраформированном Марсе.
  
  
  Уолтер Уильямс "День инкарнации" (2006)
  Нам предоставлялась возможность покружить в воздухе, влетать и вылетать из метановых туч, гоняться друг за другом по облачному небу, замутнённому фотохимическими веществами. После этого мы должны были покататься на лыжах на леднике Томаско, побывать на торжественном ужине, а потом отправиться кататься на коньках по метановому льду.
  Свадебные круизы в космических яхтах над сверкающей под Солнцем плоскостью колец Сатурна, сеть орбитальных отелей, в каждом из которых свой уникальный вид на систему колец и спутников, "долина гейзеров" на Энцеладе, воздушный слалом на Япете - всё, что может приносить деньги, должно их приносить. Ларри Нивен в "Защитнике", Уолтер Уильямс в "Дне инкарнации" или Александр Тюрин в "Отечественной войне 2012 года" хоть и совершенно по-разному, но сходятся на том, что основное вселенское предназначение Сатурна - радовать глаз одних и наполнять карманы других.
  
  
  Роберт Антон Уилсон и Роберт Шей "Иллюминатус" (2006)
  Противоземля, "мировое" правительство, тайные общества...
  
  Ричард Ловетт "Старатель Флойд" (2007)
  Там, в тёмной глубине, пылали звёзды и, затмевая их, мерцал гигантский серебристый шар, окружённый плоским кольцом из льда, камней и пыли. Кольцо выглядело сплошным, если не считать щели Кассини, разделявшей его наружную и внутреннюю часть; звёзды, сиявшие в чёрном провале щели, казались пойманными в ловушку светлячками. Архиба, одно из космических поселений в Сатурнианском шлейфе, славилась этим чарующим видом и всякими иными развлечениями. Прогулки в парках под светом Сатурна, полёты к кольцу, экскурсии на Титан, Рею и Тефию плюс превосходная кухня.
  
  
  Бариста Агата Болеславовна "Марсианские специи. Маркиза.." (2012) / http://samlib.ru/b/barista_a_b/01marsianskiespezii.shtml
  Кафедру терроантропологии Императорской Земнологической Академии имени Джованни Скиапарелли на Марсе возглавляет Маркиза - любительница делать из людей чучела, которыми с удовольствием хвастается перед гостями, устраивая очередной бал после поездки на Землю.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"