Козлов Игорь Владимирович : другие произведения.

Принимаются стихотворения в Коллективный сборник лирической поэзии 6

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В соавторстве с Кирьяковой Инной

  От Козлова И.В.
  
  Пятый номер Коллективного сборника лирической поэзии (ноябрь 2024-го года) здесь.
  
  В шестой Коллективный сборник лирической поэзии приглашаются все, кто хочет и может показать читателям сильные образцы своей поэзии (с дальним прицелом). Наши сборники публикуются не только на моей странице Самиздата, но и в библиотеках Интернета.
  
  При формировании Коллективного сборника лирической поэзии мною приветствуются любые виды лирики и любые поэтические формы, но не поэмы, конечно, и не сборники стихотворений.
  
  Предполагается предложение трёх стихотворений одним автором.
  
  При желании автора, его подборка может быть тематической и может иметь соответствующее теме общее название.
  
  Не принимаются тексты, опубликованные в предыдущих номерах Коллективного сборника лирической поэзии!!! Поэтому авторам: будьте очень внимательны и тщательно всё проверяйте!!!
  
  Приветствуются обзорные и критические статьи к сборнику. На них даются ссылки в тексте.
  
  Допускается и военная лирика, но без какой-либо конкретной привязки к текущим военным и политическим событиям и без чрезмерного натурализма.
  
  Приветствуется философская лирика. Примеры от Инны Кирьяковой.
  
  Приветствуется лирический абстракционизм. Примеры от Инны Кирьяковой.
  
  Приветствуется любая хорошая лирика. Примеры: Голубой шарик (Булат Окуджава); Про червячков (Егор Летов); Ностальгия по настоящему (Андрей Вознесенский).
  
  Если у кого-то будут вариации настроения внутри текстов и (или) от текста к тексту, то это хорошо. Ритмическое разнообразие текстов желательно. О нём говорится во второй части этой статьи - от Инны Кирьяковой. В частности, хотелось бы увидеть в этом Коллективном сборнике оригинальные, развитые логаэды.
  
  Давайте вместе сделаем нечто крутое!
  
  Коллективный сборник лирической поэзии 6, со ссылками на обзорные и критические статьи к нему, будет размещён на странице автора Козлова Игоря Владимировича после 26.04.2025.
  
  Тексты для отбора в этот сборник принимаются в комментариях к этой статье или (на выбор автора) на электронной почте Козлова Игоря Владимировича leochudo@yandex.ru с 12.04.2025, 00.00, до 26.04.2025, 24.00, по московскому времени.
  
  Принимается до трёх стихотворений (пожалуйста, ссылки на все подавайте в одном комментарии или письме) от одного автора, зарегистрированного на Самиздате или на любом другом не запрещённом законодательством Российской Федерации литературном сайте: лирика любого типа; тематика любая; поэтическая форма любая; объём текстов любой (в разумных пределах). Из них будут отобраны от ноля до трёх.
  
  После опубликования сборника принимаются обзорные и критические статьи. Срок окончания приёма этих статей не ограничен.
  
  Тексты стихотворений и статей для сборника отбирает Козлов Игорь Владимирович. Он принимает и учитывает любые предложения в связи с этим отбором, отправленные ему на указанную почту. Результаты отбора будут известны по факту публикации сборника. Возможны предварительные обсуждения текстов в комментариях и по почте.
  
  Во всех предлагаемых текстах неприемлемы:
  разжигание межнациональной и межконфессиональной розни и ненависти;
  упоминания текущей мировой политики и имён её деятелей;
  шокирующий натурализм;
  оскорбления.
  
  От Кирьяковой Инны
  
  Мы знаем, что есть классические размеры, где чередуются ударные и безударные слоги. Хорей: ударный-безударный (Буря мглою небо кроет...). Ямб: безударный+ударный (Любви, надежды, тихой славы...). Здесь каждая стопа (ударный слог и безударные к нему) из двух слогов.
  
  Есть трёхсложные размеры, где на один ударный - два безударных (Над тобой загорается вдруг...). Причём ударный может быть и на первом слоге (дактиль), на втором (амфибрахий), на третьем (анапест).
  
  Обычно ямб и хорей - в 4-5 стоп. Интересно было бы увидеть в Сборнике ямбы и хореи в 2 или 3 стопы, или, напротив, шестистопные.
  
  Трёхсложные размеры обычно в 3-4 стопы, опять же, любопытно увидеть их более короткими.
  
  Есть дольники, где количество безударных слогов разное, то есть одна стопа может быть ударный+безударный, другая - ударный+безударный+безударный (Шёл я по улице незнакомой...). В дольниках безударные слоги между ударными ставятся произвольно. Одна строка может быть классическим трёхложным размером, в другой вдруг выпадет слог в одной стопе. Хотелось бы включить в Сборник примеры и такой поэзии.
  
  Ещё больше расшатывают силлабо-тоническую систему и, в сущности, в чистом виде являются тоникой, тактовики (количество безударных слогов 1-3) и акцентный стих (любое количество безударных слогов от 0 до...). Но очень часто строки, написанные таким образом, оказываются в стихотворении, написанном обычным дольником, например, у Есенина
  
  Песнь о собаке
  
  Утром в ржаном закуте,
  Где златятся рогожи в ряд,
  Семерых ощенила сука,
  Рыжих семерых щенят.
  
  До вечера она их ласкала,
  Причёсывала языком,
  И струился снежок подталый
  Под тёплым её животом.
  
  А вечером, когда куры
  Обсиживают шесток,
  Вышел хозяин хмурый,
  Семерых всех поклал в мешок.
  
  По сугробам она бежала,
  Поспевая за ним бежать.
  И так долго, долго дрожала
  Воды незамерзшей гладь.
  
  А когда чуть плелась обратно,
  Слизывая пот с боков,
  Показался ей месяц над хатой
  Одним из её щенков.
  
  В синюю высь звонко
  Глядела она, скуля,
  А месяц скользил тонкий
  И скрывался за холм в полях.
  
  Строка "Рыжих семерых щенят" является тактовиком. А "В синюю высь звонко" - акцентным стихом. Стихи с такой ритмической структурой также приветствуются!
  
  Есть логаэды.
  Логаэд предполагает, что все строки идут под одной (любой!) ритмической схеме. Иногда повторяющейся единицей становится не отдельная строка, а строфа.
  
  Примеры логаэдов
  
  1. Сапфо (Сафо)
  
  Пещера нимф
  
  Вы сюда к пещере, критяне, мчитесь,
  К яблоневой роще, к священным нимфам,
  Где над алтарями клубится облак
  Смол благовонных,
  
  Где звенит в прохладе ветвей сребристых
  Гулкий ключ, где розы нависли сенью
  И с дрожащих листьев струится сонно
  Томная дрема.
  
  Там на луговине цветущей - стадо.
  Веет ароматами трав весенних,
  Сладостным дыханьем аниса, льется
  Вздох медуницы.
  
  Ты любила там пировать, Киприда,
  В золотые кубки рукою нежной
  Разливая нектар - богов напиток
  Благоуханный.
  
  2. Александр Кушнер написал стихотворение, посвященное памяти Бродского, - каждая строка состоит из трех анапестов и одного амфибрахия:
  
  Я смотрел на поэта и думал: счастье,
  Что он пишет стихи, а не правит Римом.
  Потому что и то и другое властью
  Называется. И под его нажимом
  Мы б и года не прожили - всех бы в строфы
  Заключил он железные, с анжамбманом
  Жизни в сторону славы и катастрофы,
  И, тиранам грозя, он и был тираном,
  А уж мне б головы не сносить подавно
  За лирический дар и любовь к предметам,
  Безразличным успехам его державным
  И согретым решительно-мягким светом...
  
  3. Марина Цветаева
  
  В огромном городе моем - ночь.
  Из дома сонного иду - прочь
  И люди думают: жена, дочь,-
  А я запомнила одно: ночь.
  
  Июльский ветер мне метет - путь,
  И где-то музыка в окне - чуть.
  Ах, нынче ветру до зари - дуть
  Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
  
  Есть черный тополь, и в окне - свет,
  И звон на башне, и в руке - цвет,
  И шаг вот этот - никому - вслед,
  И тень вот эта, а меня - нет.
  
  Огни - как нити золотых бус,
  Ночного листика во рту - вкус.
  Освободите от дневных уз,
  Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
  
  Примеры философской лирики
  
  Федор Тютчев
  
  ***
  О вещая душа моя,
  О сердце, полное тревоги -
  О, как ты бьешься на пороге
  Как бы двойного бытия!..
  
  Так ты - жилица двух миров,
  Твой день - болезненный и страстный.
  Твой сон - пророчески-неясный,
  Как откровение духов...
  
  Пускай страдальческую грудь
  Волнуют страсти роковые -
  Душа готова, как Мария,
  К ногам Христа навек прильнуть.
  
  ***
  Как океан объемлет шар земной,
  Земная жизнь кругом объята снами;
  Настанет ночь - и звучными волнами
  Стихия бьет о берег свой.
  
  То глас ее: он нудит нас и просит...
  Уж в пристани волшебный ожил челн;
  Прилив растет и быстро нас уносит
  В неизмеримость темных волн.
  
  Небесный свод, горящий славой звездной,
  Таинственно глядит из глубины,-
  И мы плывем, пылающею бездной
  Со всех сторон окружены.
  
  Николай Заболоцкий
  
  Все, что было в душе
  
  Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
  И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
  И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
  И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.
  
  И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
  Где на первой странице растения виден чертеж.
  И черна и мертва, протянулась от книги к природе
  То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.
  
  И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
  И как будто пытался чужую премудрость понять.
  Трепетало в листах непривычное мысли движенье,
  То усилие воли, которое не передать.
  
  И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась.
  И запела печальная тварь славословье уму,
  И подобье цветка в старой книге моей шевельнулось
  Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
  
  ***
  Вчера, о смерти размышляя,
  Ожесточилась вдруг душа моя.
  Печальный день! Природа вековая
  Из тьмы лесов смотрела на меня.
  
  И нестерпимая тоска разъединенья
  Пронзила сердце мне, и в этот миг
  Все, все услышал я - и трав вечерних пенье,
  И речь воды, и камня мертвый крик.
  
  И я, живой, скитался над полями,
  Входил без страха в лес,
  И мысли мертвецов прозрачными столбами
  Вокруг меня вставали до небес.
  
  И голос Пушкина был над листвою слышен,
  И птицы Хлебникова пели у воды.
  И встретил камень я. Был камень неподвижен,
  И проступал в нем лик Сковороды.
  
  И все существованья, все народы
  Нетленное хранили бытие,
  И сам я был не детище природы,
  Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!
  
  Примеры лирического абстракционизма
  
  Борис Поплавский
  
  Чёрный заяц
  
  Гаснет пламя ёлки, тихо в зале.
  В тёмной детской спит герой умаясь.
  А с карниза красными глазами
  Неподвижно смотрит снежный заяц.
  
  Снег летит с небес сплошной стеною,
  Фонари гуляют в белых шапках.
  В поле, с керосиновой луною,
  Паровоз бежит на красных лапках.
  
  Горы-волны ходят в океане.
  С островов гудят сирены грозно.
  И большой корабль затёртый льдами
  Накренясь лежит под флагом звёздным.
  
  Там в каюте граммофон играет.
  И друзья танцуют в полумраке.
  Путаясь в ногах собаки лают.
  К кораблю летит скелет во фраке.
  
  У него в руке луна и роза,
  А в другой письмо где жёлтый локон,
  Сквозь узоры звёздного мороза
  Ангелы за ним следят из окон.
  
  Никому войдя мешать не станет.
  Вежливо рукой танцоров тронет,
  А когда ночное солнце встанет,
  Лёд растает и корабль утонет.
  
  Только звёздный флаг на белой льдине
  В южном море с палубы узнают.
  И фуражки офицеры снимут.
  Краткий выстрел в море отпылает.
  
  Страшный заяц с красными глазами
  За двойным стеклом, замысловатым,
  Хитро смотрит: гаснет ёлка в зале.
  Мёртвый лысый мальчик спит в кровати
  
  ***
  Беззащитный сон глубины
  Отразился в руках судьбы
  Бледно-жёлтою нитью зари
  Перевязаны руки царей
  Всё готово на небесах
  Ждите, тише, он настаёт
  Тот внезапный трепет в часах
  Тот ошибочный странный звон
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"