Кулесский Роланд: другие произведения.

Воланд и Сатана: размышления под впечатлением от фильма В.Бортко ”мастер и Маргарита”

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 7.32*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многим, смотревшим ”Мастера и Маргариту”, бросается в глаза несоответствие поведения Воланда с образом сатаны, который сформировался в головах людей, живших и воспитывавшихся в Советском Союзе в прошлом веке. Эта несоответствие определило проблематику данной статьи.


   Воланд и Сатана: размышления под впечатлением от фильма В.Бортко "Мастер и Маргарита"
  
   Введение в проблему
  
   Многим, смотревшим "Мастера и Маргариту", бросается в глаза несоответствие поведения Воланда с образом сатаны, который сформировался в головах людей (включая и автора статьи), живших и воспитывавшихся в Советском Союзе в прошлом веке Образ этот соответствует библейскому Новому Завету (далее - НЗ), то есть христианской традиции. Не случайно О.Басилашвили, прекрасный исполнитель роли Воланда, справедливо утверждает в своём интервью: "..какой же он, Воланд, сатана?! ".
   Но М.Булгаков не ошибался, создавая своего Воланда. Читая роман, начинает казаться, что Воланд скорее воплощает ветхозаветные представления о сатане, не получившие распространения в христанстве. За этим кроется нравственный посыл, обсуждаемый в данной статье.
  
   Сатана в христианской традиции
  
   В НЗ сатана (вельзевул, дьявол) - злой дух или глава злых духов, противостоящий богу, поскольку он враг Царствия Божия, искуситель, имеет власть над болезнями и смертью, властвует над бесноватыми. От него зло в мире земном, которое он активно стремится увеличить.
  
   Несколько цитат из НЗ:
  
   "...поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века" (Матфей, 13 38)
   "..Он (дьявол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё; ибо он лжец и отец лжи" (Иоанн, 8 44)
   "Сеятель слово сеет...но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана, и похищает слово, посеянное в сердцах их" (Марк, 4 15).
  
   Можно и дальше цитировать НЗ, но и из приведённого ясно, что образ Воланда у Булгакова не совпадает с евангельским образом сатаны.
  
   Заметим также, что Воланд, в отличии от новозаветого сатаны, не замешан и в истории с Иудой, хотя и присутствовал "за сценой", наблюдая происходящее в Ерушалайме. Но в НЗ именно сатана совратил Иуду: "Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати. И он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им" (Лука, 21 3-4).
   Заметим, что чаще всего в книгах НЗ сатана обвиняется в искушении и совращении "нестойких" в нравственном отношении людей.
  
   Сатана в иудаистской традиции
  
   Роль сатаны в иудаистской традиции можно видеть из книг Ветхого Завета (далее ВЗ). Как известно, библейский ВЗ включает переводы канонизированных священных книг ТаНаХа (аббревиатура).
  
   ТаНаХ включает 3 группы книг: А) собственно еврейская библия ('Тора' - 'Т', переводится как закон, то есть в иудаизме слово библия не используется); В)  Пророки ('ha'Навиим' - 'аНа'); С)   Писания/История ('Ктувим' - 'Х', здесь Х читается как К).  
  
В ВЗ крайне редко, всего трижды, прямо упоминается о сатане (в НЗ я насчитал около семидесяти прямых ссылок), при этом в ВЗ сатана не противостоит Богу, а как бы у него "на службе". Кроме того, "злой дух" в ВЗ не всегда ассоциируется с действиями сатаны, к примеру: "...от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа" (1 кн. Царств, 16 14)).
  
   Сатана выступает "прокурором в деле" Иова, выразив сомнение перед Б-ом в искренности следования Иова божественным заповедям: "...разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его...Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?... " (Иов, 1 6 11). И Б-г даёт сатане "указание" проверить, действительно ли это так. Как утверждают комментаторы, сатана оказался прав. При этом у сатаны "развязаны руки" в плане наказаний в земной жизни: "и сказал Господь сатане: вот всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей" (Иов, 1 12).
  
   Заметим, что Б-г даёт указание и Воланду (через Левия Матвея) позаботиться о Мастере и Маргарите. Воланд также "проверяет" нравственный уровень московской публики в сценах представления в "Варьете" и в других случаях. Он же судит и наказывает по результатам проверки, как если бы у него были на это полномочия.
  
   Интересно, что роль сатаны как прокурора от Б-га, находит себя и в обычае изгнания козла отпущения в канун судного дня.
  
   Согласно Ветхому завету (Ваикра 16 8) : "...возьмёт священник двух козлов и поставит их пред Господа...и положит на обоих козлов жребий: один для Господа, а жребий другой - к Азазэйлу... ".
  
   После жребия, одного козла приносят в жертву Богу, чтобы он простил грехи, другого (он несёт собственно грехи) сбрасывают со скалы (Раши: Азазэйл - высокий утёс с крутым обрывом - "страна необитаемая"). Как комментирует Хизкуни: "...жребий другой - к Азазэйлу, то есть к Самаэлюатану), и дают ему взятку, чтобы была принята их жертва". То есть сатана может помешать Богу принять благосклонно жертву Израиля и отсюда ему "взятка" в виде козла. Иначе говоря, Сатана и здесь на "службе" у Б-га, выполняя роль прокурора, который должен следить за выполнением нравственных заповедей и к мнению которого "присушивается" Бог.
  
   Рав Гирш: азазэйл (иврит ) можно толковать, как аз (козёл: иврит ) и азел (ушло: иврит ), то есть - козёл, изгнанный (в страну необитаемую). Считается, что азазэйл - символизирует чувственность, которой предаются из принципа и которой Бог не желает предоставлять никакого места в человеческом предназначении. Понятно, что Булгаков не случайно выбирает имя Азазэлло для одного из своих героев.
  
   Вместо заключения: "Бес попутал! "
  
   Читая роман, невозможно отделаться от впечатления, что речь идёт о "юридической системе неба", где верховный судья - Бог, а прокурор - ветхозаветный сатана, Воланд. Спрашивается, какой нравственный посыл за этим встаёт? Как вариант, рассмотрим следующий:
  
   Кому не известно оправдание - "Бес попутал!" - в поступках, от глупости до подлости, которое "по умолчанию" принимается как необходимое (хотя быть может и недостаточное) в христианской морали, где сатана "сбивает человека с пути истинного".
   Это оправдание в содеянном в значительной степени снимает ответственность с человека тем более тогда, когда новозаветный сатана побеждает повсеместно, как например, в СССР 30-х годов, и устоять нравственно вроде бы не было никакой возможности. Делай и поступай, полагаясь на указания сверху, чувствуй ответственность "винтика в коллективном механизме", за тебя думают и решают, твои грехи отпускают априори, иначе - твоё место, как минимум, в сумасшедшем доме. Нетрудно догадаться, кто этот новозаветный сатана.
  
   И М.Булгаков, обращаясь к ВЗ, утешает себя и читателя тем, что есть прокурор от Б-га, от глаз которого не укроется ничего из содеянного в земной жизни. Это важно, поскольку о загробной жизни мало кто думает и даже ВЗ о ней ничего не говорит.
  
   Иначе говоря, М.Булгаков призывает следовать ветхозаветным принципам, помня о своей полной личной ответственности за то, что делаешь и говоришь, и в конечном итоге тебе воздастся, если устоишь против искушений новозаветного сатаны.
   В этом смысле, в романе Булгакова ветхозаветный сатана, Воланд, противопоставлен новозаветному сатане, тирану, властвовавшему над одной шестой мира почти 40 лет.
  

Оценка: 7.32*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Зика "Портал на тот свет. часть 2"(Любовное фэнтези) А.Эванс "Дочь моего врага"(Любовное фэнтези) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) А.Федотовская "Академия истинной магии"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) В.Чернованова "Невеста Стального принца"(Любовное фэнтези) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"