Гинзбург Мария: другие произведения.

Смерть книги как вида культуры

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот, музыкой навеяло....


Мария Гинзбург

СМЕРТЬ КНИГИ КАК ВИДА КУЛЬТУРЫ

  
   Сто способов занять руки и не в коем случае не подключать при этом голову...

Стругацкие. Хищные вещи века.

   Мы поговорим о том, что убьет - да уже убило, в общем-то, книгу и процесс чтения как таковой.
   Мы поговорим о компьютерных играх.
   В своей статье "Фэнтези бессмертна" я упомянула о том, что потребность творить - самая главная и насущная для каждого человека. Именно создание чего-либо, участие во всех стадиях процесса является, по большому счету, основой психического здоровья и уравновешенности. Отметим в скобках, что это не я дошла до такой мудрой мысли, а Эрих Фромм. Другой разновидностью активности по подчинению реальности себе является разрушение, но на разрушение в чистом виде человеческая психика не рассчитана. Однако сейчас речь пойдет не о разрушении, а как раз о создании. Даже, я сказала бы, о СОЗИДАНИИ.
   Даже самый тупой бандит, читая очередной детектив из серии "Возвращение слепого и хромого Бешеного" создает в своей голове целый мир, ПРЕДСТАВЛЯЯ СЕБЕ то, о чем написал автор. Если хотите, снимает свой, аутентичный фильм. Именно поэтому фильмы по самым знаковым книгам редко бывают удачны - ибо чем глубже и сильнее книга, чем неоднозначнее она, тем сильнее различаются версии фильмов, созданных в голове каждого читателя. Если книга попроще, да еще и режиссерская версия, по наитию его создателя, совпадает с общим образом, созданным читателями, тогда можно говорить об успехе. Но, с одной стороны, когда человек смотрит кино, режиссер ведет его под ручку и поворачивает голову туда, куда нужно смотреть - а это все-таки эрзац по сравнению с чистым созиданием, вторсырье. С другой стороны, читать книгу трудно, потому что ДУМАТЬ надо.
   И вот тут у нас появляются компьютерные игры. ДУМАТЬ не надо - жестко прописанные рамки квестов в миссии уберегают потребителя от этого. А мир, свой мир - он СОЗДАЕТСЯ! Существуют руководства по прохождениям, но нет единого, жесткого варианта последовательности событий, здесь все зависит от Творца - от игрока. И люди уходят в этот мир с головой - в мир, который зависит ТОЛЬКО от них. Первичная, первобытная потребность в созидании, в творчестве - она удовлетворена на все сто и даже больше. Умные игры делают игрока умнее, стратегичные - стратегичнее. Выбор широк, ассортимент на любой вкус! Несомненный педагогический эффект любой игры в том, что она подспудно заставляет игрока РАЗВИВАТЬСЯ, набирать бонусы, очки... Любая игра - это тренировка жизни.
   А книга, то есть проза и поэзия, вся художественная литература - умирает. Ведь что есть привычка читать? Некий ритуал, доставшийся нам (не всем) в наследство от предков. Сейчас появляется новое времяпровождение - ничуть не менее полезное, ничуть не более вредное. Раньше пили - запоем, потом читали - запоем. Теперь запоем играют. Что ж, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не руками. Выживет, сохранится философия, какие-то практические руководства итд - все, что можно отнести к инструкционе мануале, к формулам, к выражению идей.
   Но не мнений...
   Есть лишь одно облачко на этом чистом горизонте. На мой привередливый взгляд, конечно. Тупо бегать и мочить монстров/эльфов/террористов - оно, конечно, приятно. Затягивает.
   Но в книгах есть то, чего ни в одной игре нет.
   А именно - жесткая взаимосвязь событий.
   Конечно, мы говорим о качественных произведениях. В качественном произведении КАЖДАЯ сцена работает на сюжет, на его развитие, на какую-то идею автора. Их у автора может быть много, поэтому сцены могут быть противоречивыми - но это не бессмысленно следующие друг за другом эпизоды квеста. Ибо если главной задачей квеста является убийство вашего времени, то задача книги - в том, чтобы человек ЗАДУМАЛСЯ.
   Но люди в массе думать не хотят - да и никогда не хотели.
   Что будет дальше? Посмотрим. Рассуждая логически, на массовом сознании, на развитии общества это не замедлит сказаться. Предугадывая, предположим - люди станут более шустрыми... но менее склонными к системному подходу.
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"