Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Дракула и брашовяне. Часть 8. Миссия Войки Добрицы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наконец, мы возвращаемся к письмам Дракулы, так как нам пора изучить его послание в Брашов от 4 июня 1460 года. Открытое противостояние с брашовянами к тому времени уже закончилось, но переговоры о возобновлении торгового и политического сотрудничества ещё не начались. Дракула пишет брашовянам, что отправляет к ним своего человека, которого называет "высокочтимый Войко Добрица, наш особый советник", однако Войко уполномочен говорить совсем не о мире...

  
   Если вы смотрели румынский фильм "Влад Цепеш", в русском переводе известный как "Господарь Влад", то, конечно, обратили внимание на патриотически настроенного светловолосого боярина, который по сюжету становится одним из самых доверенных лиц князя Влада. Этот боярин ловит разбойников, казнит неверных бояр, возглавляет делегацию, отправленную в Брашов, принимает участие в знаменитой "ночной атаке" на турецкую армию, а в финале фильма гибнет, пытаясь защитить своего князя, арестованного венграми.
  
  
  
   Прообразом данного персонажа стал как раз Войко Добрица, но только прообразом. Биографию реального Войки по этому фильму изучать нельзя. Например, совершенно точно известно, что 1462-м году, когда Дракула был арестован, Войко не погиб, однако не будем забегать вперёд и рассмотрим все этапы жизни этого соратника Дракулы по порядку.
  
   Войко Добрица - серб
  
   Учитывая, как мало пишут про Войку в научно-популярной литературе, могу предположить, что эта статья станет для многих сюрпризом, ведь биографию Войки мы можем восстановить почти полностью - так же, как получилось с Мане Удрище - и пусть главенствующую роль в данной реконструкции опять будут занимать не факты, а версии, но база у версий прочная.
  
   Первое, что мы можем утверждать почти наверняка, это то, что Войко по национальности был сербом. Откуда мы знаем про национальность? О ней говорит нам само имя.
  
   Имя как указатель
  
   В современной Сербии это имя используется до сих пор - как уменьшительное от имени Войкан. В той же стране есть село, под названием Войка (женский вариант рассматриваемого нами имени).
  
   Однако не всё так просто, ведь это имя используется и в нынешней Словении, но не как уменьшительное, а как полное. К тому же, Войко - это довольно распространённая украинская фамилия. А ещё в Словакии есть населённый пункт, имеющий такое же название как в Сербии - Войка, и этот факт тоже нельзя сбрасывать со счетов.
  
   Казалось бы, со всеми этими фактами мы далеко ушли от Сербии, но если всё систематизировать, мы как раз в Сербию и придём.
  
   Поскольку Войко - это имя, то местом возникновения его следует считать именно тот регион, где имя сохранилось как имя. Если же оно осталось только в фамилиях или географическом названии, это означает, что была миграция носителей имени, которые прижились на новом месте и постепенно растворились в составе другого народа, не сохранив ни своего языка, ни своей культуры.
  
   Вот почему одно дело, когда населённый пункт Войка находится в Сербии, где продолжают использоваться имена Войка и Войко, и совсем другое дело, когда такое же название населённого пункта попадается нам в Словакии, где людей с подобными именами нет. Нет имени Войко и в Украине - только фамилия.
  
   Кое-где в Интернете можно прочитать, что Войко - это общеславянское имя, имеющее корень "вой" и происходящее от слова "воин", но на счёт общеславянского это явное преувеличение. Да, имя связано со словом "воин", но это не объясняет, откуда взялась устоявшаяся форма Войко. А ведь она бытует в строго определённых регионах.
  
   Миграционные потоки в 15-м веке
  
   Так почему же боярин Дракулы был именно сербом? Почему не предположить чего-то другого, ведь есть та же Словения. Есть и Босния с Хорватией, которые очень тесно связаны с Сербией в плане культуры. Почему Войко, боярин Дракулы, именно серб?
  
   Чтобы ответить на этот вопрос, важно вспомнить расположение государственных границ 15-го века и то, какие народы так или иначе контактировали с румынами. Вспомним и прозвучавшее ранее слово "миграция". Так вот в 15-м веке активно мигрировали именно сербы, а причиной была завоевательная политика Турции.
  
   В Словении ситуация была иная, потому что Словения являлась частью Австрийского герцогства - весьма серьёзного государства, особенно если учесть, что оно находилось под управлением могущественных Габсбургов. Босния и Хорватия принадлежали Венгерскому королевству, тоже весьма сильному и крупному.
  
   Это влияло на направление миграции. Если жители Словении, Боснии и Хорватии начинали страдать от турков, то переселялись вглубь своего же государства подальше от границы, а вот с Сербией всё обстояло иначе. Её как таковой не существовало. На её месте было множество мелких княжеств, которые враждовали друг с другом, поэтому сербы, которым надоедало терпеть турецкие набеги, переселялись в другие государства, где территория крупнее, а местная знать не враждует.
  
   Таким образом, сербы оказывались либо в Австрийском герцогстве, смешиваясь с населением Словении, либо на румынских территориях, либо в Венгерском королевстве. Кстати, упомянутая ранее Словакия тоже относилась к Венгерскому королевству, что, возможно, объясняет, откуда там сербское название села - Войка.
  
   Много сербов оседало и в другой части Венгерского королевства - в Трансильвании, где чуть ранее осели болгары, гонимые из болгарских земель, завоёванных турками в 14-м веке. Кстати, Трансильвания граничит с современной Украиной, и именно по этой причине в Украине могла появиться фамилия Войко. Миграция!
  
   Пересечение путей
  
   А теперь мысленно начертим маршрут перемещений самого Дракулы и посмотрим, где этот маршрут мог соприкасаться с только что обозначенными миграционными потоками. Пересечение мы видим только в Румынии и Трансильвании, а значит, человек с именем Войко, в итоге ставший слугой Дракулы, должен был происходить из сербских земель, потому что словенцы, хорваты и бошняки в Румынию и Трансильванию не мигрировали.
  
   Со словенцами, хорватами и бошняками Дракуле было встретиться негде. В Австрии он никогда не был. В землях Хорватии и Боснии побывал только в середине 1470-х годов незадолго до смерти, а ведь встреча с Войкой произошла гораздо раньше. Значит, остаётся либо Румыния, либо Трансильвания.
  
   Где жил Войко до встречи с Дракулой?
  
   Итак, у нас получилось, что Войко - серб. Но это вовсе не означает, что он обязательно жил или родился в Сербии.
  
   По поводу его малой родины есть три версии, и выдвигаются они на основе анализа прозвища Войки - Добрица.
  
   Версия первая
  
   М.Казаку считает, что прозвище Добрица произошло от отцовского имени, то есть Войко Добрица мог быть сыном боярина по имени Доброта (ударение на второе "о"). Этот боярин заседал в румынском княжеском совете при князе Дане II (1420-е годы).
  
   Также мы знаем, что в современной Сербии есть мужское имя - Добрица. То есть очень могло быть, что в 15-м веке представители некоей знатной сербской семьи переселились в Румынию и поступили на службу к румынским князьям. А почему бы и нет!
  
   Кстати, на территории современной Румынии (жудец Горж) есть село под названием Добрица, которое могло принадлежать отцу Войки. А могло и не принадлежать, поскольку мы не знаем, насколько древним является это поселение.
  
   Версия вторая
  
   Войко Добрица также мог быть родом из Трансильвании. Туда тоже шёл миграционный поток из сербских земель, и семья Войки вполне могла переселиться в те края.
  
   В Трансильвании на юге жудеца под названием Хунедоара есть река Добра - приток реки Марош (Муреш). Это означает, что семья Войки могла мигрировать из сербских земель и осесть в Хунедоаре, но не обязательно на юге, поскольку на севере Хунедоары есть долина под названием Добранеи. Войко мог происходить и оттуда.
  
   В общем, всё вертится вокруг Хунедоары, и если Войко действительно происходил оттуда, то его знакомство с Дракулой состоялось в 1456 году, когда Дракула набирал себе в Трансильвании армию. Заходил Дракула и на территорию Хунедоары (на него там было совершено покушение в городке Джоаджу).
  
   Повторюсь - перед нами лишь ещё одна версия, не более!
  
   Версия третья
  
   Последняя версия - моя самая любимая. Заключается она в том, что Войко не только был сербом по национальности, но и родился в сербских землях в селе Добрица, в 55 км на северо-восток от Белграда. Это село впервые упомянуто под названием Добрица ещё в 1425 году.
  
   Но если Войко родился в сербских землях, то где и когда пересёкся с Дракулой? Мог просто взять и приехать в Румынию, но существует и более интересный вариант развития событий - Дракула и Войко могли повстречаться в Турции в 1448 году, ведь турки угнали множество сербов в рабство.
  
   Давайте вспомним весьма известную цитату из "Записок янычара", из той части, где рассказывается, как Дракула впервые пришёл к власти, и что при этом он воспользовался поддержкой султана Мурата. "Султан одарил его (Дракулу) деньгами, конями, одеждами, великолепными шатрами", - сказано в "Записках". Но ведь не сам же Дракула присматривал за всем этим добром! Не сам же он одевался, чистил и кормил лошадей, ставил шатёр. Султан должен был дать Дракуле ещё и слуг для такой работы... А что если Войко и был одним из слуг, которых дал Дракуле султан? А?
  
   Да, это моя самая любимая версия, но насколько она достовернее по сравнению с двумя предыдущими - пусть каждый решает сам.
  
   Войко на службе у Дракулы
  
   Что бы кто ни выбрал, все три версии говорят нам о том, что семья Войки так или иначе пострадала от турков, которые напирали на Сербию очень активно, и в 1459 году полностью её завоевали. Только Белград остался незанятым, но лишь потому, что был венгерской крепостью, которую венгры всеми силами оберегали.
  
   Думаю, в контексте всей этой ситуации будет логично предположить, что Войко придерживался антитурецких взглядов и постоянно подталкивал Дракулу к тому, чтобы начать военные действия против турков.
  
   Дракула эти взгляды разделял. Об этом косвенно свидетельствуют его грамоты.
  
   Н всякий случай напомню, что в грамотах румынских князей почти всегда упоминались бояре, присутствовавшие при составлении документа, и чем ближе стояло имя боярина к началу списка, тем это считалось почётнее. Так вот в грамотах Дракулы прослеживается интересная закономерность - чем ближе к 1462 году, ставшему временем самого масштабного столкновения Дракулы с турками, тем выше стоит имя Войки в списке бояр.
  
   В грамоте от 16 апреля 1457 года Войко указан на третьем месте - после Мане Удрище (уже известного нам) и некоего Драгомира Цакала.
   В грамотах 1458 - 1459 годов Войко указан на втором месте, т.к. Мане Удрище ушёл на покой.
   В грамоте от 10 февраля 1461 года Войко указан на первом месте.
  
   Пусть грамот Дракулы сохранилось немного, но я думаю, что данная закономерность отнюдь не является простым совпадением.
  
   Примечательно и то, как складывалась жизнь Войки после ареста его господина в 1462-м году - Войко устроился на службу к брату Дракулы, тому самому Раду, однако прослужил у него недолго, всего 4 года.
  
   Причиной такого короткого срока службы следует считать протурецкую политику, которую проводил Раду. Она никак не состыковывалась с взглядами Войки, но серб, судя по всему, надеялся, что это временный курс. Когда же стало ясно, что Раду не собирается со своего протурецкого курса сворачивать, Войко ушёл.
  
   Однако это ещё не конец истории, поскольку историк Н.Стоическу в своей знаменитой монографии "Влад Цепеш" приводит один очень интересный факт.
  
   Когда Дракула был освобождён из венгерской тюрьмы, его отыскали бывшие бояре и снова попросились на службу. Об этом между прочим упоминает Лайота Басараб в письме к брашовянам от 9 апреля 1476 года. Именно Лайоту позднее назовут убийцей Дракулы, но сейчас важно то, что в письме Лайоты упоминается некий Войко Татул, принявший сторону Дракулы. Стоическу допускает возможность того, что это как раз Войко Добрица.
  
   Данную версию подкрепляет письмо самого Дракулы в Брашов, написанное гораздо раньше - 4 июня 1460 года. Дракула в этом послании называет Войку "наш особый советник, нами искренне привечаемый". Слово "привечаемый" (dilectus) также можно перевести как "любимец". Это прямо означает, что Войко для Дракулы не только подчинённый, но и друг, а настоящая дружба всегда выдерживает проверку временем.
  
   Так вот представьте - в 1462 году друзья вынужденно расстались, а в 1475 году Войко узнаёт, что Дракула после стольких лет оказался на свободе. Конечно, Войко бросил бы все дела и поспешил разыскивать друга! Даже историк Стоическу так считает)))
  
   Иногда можно услышать, что у Дракулы из-за некоторых особенностей его личности не было друзей. Однако пример Войки как раз показывает, что Дракула после трагической гибели своего отца и старшего брата не стал абсолютно закрытым человеком, каким его периодически пытаются представить в статьях и исследованиях.
  
   Миссия 1460 года в Брашове
  
   А теперь, когда мы хорошо представляем себе, что за человек был Войко, можно рассмотреть роль Войки в конфликте Дракулы с брашовянами, то есть письмо Дракулы от 4 июня 1460 года, где об этой роли говорится.
  
   Из письма мы узнаём, что у Дракулы, несмотря на победу над Даном в апреле 1460 года, ещё оставались в Брашове враги. Да, в ходе сражения с Даном, которое мы подробно рассматривали чуть ранее, многие люди Дана были убиты, но осталось ещё энное количество всяких приживальщиков и прихлебателей, которые по тем или иным причинам на битву не пошли, в результате чего остались целы.
  
   Дракула называет этих людей "перебежчики". Значит, они когда-то жили в Румынии, но покинули её пределы, руководствуясь политическими мотивами - не поладили с новой властью в лице Дракулы. Эти люди рассчитывали вернуться в страну вместе с Даном, если бы тот стал новым румынским князем, но не срослось. И вот теперь перебежчики засели в Брашове, понимая, что в Румынии им тёплого приёма ждать не приходится.
  
   В итоге, чтобы забрать перебежчиков из Брашова и доставить в Румынию, в Брашов отправляется Войко.
  
   Как мы видим из того же письма, Дракула поначалу собирался приехать в Брашов сам, но перебежчики всячески интриговали и препятствовали этому. В чём конкретно состояли интриги, увы, не уточняется. Однако если вспомнить, как был устроен городской совет, который решал все вопросы в городе - в том числе вопрос о выдаче беглецов - то можно сделать некоторые предположения.
  
   Как мы помним, совет состоял из судьи и присяжных, которые помогали судье вершить суд. На практике присяжные часто становились инициаторами рассмотрения какого-либо дела (например, если присяжный замечал мошенничество при взвешивании товара на городском рынке, он сразу же бежал докладывать об этом судье), и пусть никто из присяжных не имел права решающего голоса, судья обязан был учитывать их мнение.
  
   Это касалось и вопроса о том, кого приглашать в город, а кого - нет. Если бы брашовяне решили пригласить Дракулу приехать к ним, то решение об этом должен был принять городской совет, а он принял бы такое решение, если бы присяжные не имели возражений.
  
   Так вот получается, что перебежчики могли манипулировать мнением совета, оказывая то или иное влияние на присяжных. Всякий раз, когда поднимался вопрос о том, приглашать ли Дракулу в город, двое-трое присяжных должны были активно препятствовать этой затее, приводя аргументы в поддержку своего мнения. А выдумыванием аргументов занимались, судя по всему, перебежчики, которые науськивали присяжных или даже подкупали.
  
   В итоге сам Дракула в Брашов не поехал, но послал Войку, поскольку, как говорится в самом письме, на приезд Войки перебежчики были согласны. Дракула даже пишет "своими устами требовали" прислать, но на счёт требования это, вероятнее, сказано ради красного словца, поскольку во всём письме сквозит ирония.
  
   Но всё-таки почему же перебежчики так доверяли Войке и так не доверяли Дракуле? Это кажется странно, ведь Войко был преданным слугой и другом Дракулы, а значит, не сделал бы ничего наперекор своему господину и другу.
  
   Объяснения могут быть разные:
   1) Возможно, перебежчики считали, что Войко, хоть и является доверенным лицом Дракулы, знает далеко не всех врагов Дракулы, поэтому часть перебежчиков имела шансы избежать депортации на родину - Войко, не зная их, не стал бы указывать на них брашовянам и говорить "вот этих выдайте".
   2) Возможно, перебежчики надеялись на то, что Войко Добрица носит прозвище Добрица не просто так. Пусть в румынском языке нет слов, созвучных славянскому "добро", но славянским языком многие представители румынской знати (и перебежчики) владели хорошо, поэтому вполне могли трактовать прозвище Добрицы как хорошее предзнаменование для себя.
  
   Как бы там ни было, задача у Войки была предельно конкретная - привести перебежчиков назад в Румынию, и Дракула для этой цели дал Войке воинов. В письме так и сказано: "Для упомянутых перебежчиков мы отправляем (к вам) не только слугу нашего Войко, но и велитов".
  
   Понятно, что, несмотря на победу Дракулы в битве с Даном, румынские воины не смогли бы вступить в пределы городских стен Брашова. В земли Брашова - да, но не в сам город. В город мог попасть только Войко, а воинам пришлось бы ждать снаружи.
  
   Вот почему в письме особо оговаривается миссия Войки, он должен наблюдать, как сами брашовяне будут выгонять перебежчиков из своего города: "Пусть упомянутый Войко, наш слуга, увидит своими глазами тех (людей) и то, что они изгнаны". Зачем? А затем, что воины Дракулы, оставшиеся под стенами города, будут сразу же хватать изгнанных перебежчиков под белы рученьки, чтобы препроводить в Румынию.
  
   В Румынии всех перебежчиков, конечно, ожидала незавидная судьба, ведь Дракула есть Дракула, но это уже другая тема.
  
   Также в письме упоминается некий Кристиан, "слуга" Дракулы. Дракула пишет, что брашовяне уже говорили с этим Кристианом на тему выдачи перебежчиков, и даже пришли к некоторым соглашениям. Судя по всему, были составлены списки лиц, подлежащих депортации в Румынию. "Смотря по (тому, о чём) со слугой нашим Кристианом вы в итоге договорились и (кого) выгонять клятвенно обещали, из ваших пределов тех (перебежчиков) вы изгоняйте", - сказано в письме.
  
   То есть Кристиан начал эту операцию по возвращению перебежчиков, а Войко должен был завершить, и даже если Войко не знал в лицо всех врагов Дракулы, ставших перебежчиками и укрывавшихся в Брашове, перебежчикам бы это не очень помогло избежать депортации. Списки-то уже были!
  
   Троллинг в исполнении Дракулы
  
   Хочу обратить особое внимание, что о мирных переговорах между Дракулой и жителями Брашова пока ещё речи не шло - только о выдаче перебежчиков, однако Дракула в письме намекает, что в случае, если перебежчики будут выданы, то мирные переговоры начнутся, а иначе продолжится война: "Из ваших пределов тех (перебежчиков) вы изгоняйте, благодаря чему сможете сохранять покой".
  
   Главная проблема в этом деле, судя по всему, заключалась в том, что не все именитые и влиятельные люди Брашова хотели мира с Дракулой. Были и те, которые всячески противились, поэтому Дракула в письме иронизирует, обращаясь к городскому совету - "друзья наши, по большей части заслуживающие нашего уважения". То есть имелись там и такие, которые уважения не заслуживали, однако обижаться на Дракулу за такие слова брашовянам было бы трудно.
  
   Если бы кто-то из городского совета посчитал себя оскорблённым, Дракула мог задать этому господину вполне резонные вопросы: "А почему ты полагаешь, что я имел в виду именно тебя? Выходит, мне есть, за что тебя не уважать? И что же ты такого натворил?" То есть перед нами пример классического троллинга, и пусть во времена Дракулы это так не называлось, но тут именно что троллинг. Основной вопрос в данной ситуации - стерпят брашовяне оскорбление или не стерпят, а если не стерпят, то у кого из них не выдержат нервы.
  
   Если мы вспомним другие письма Дракулы, то увидим - он троллил только тех, на кого мог бы пойти в поход. Троллинг явно присутствует в письме к жителям Сибиу 1457 года, написанном перед походом в земли Сибиу. В письме от 10 сентября 1456 года, отправленном в Брашов, Дракула тоже местами иронизировал, а значит - всерьёз полагал, что его отношения с Брашовом (из-за недоразумения, связанного с турецким послом) могут испортиться. А вот в письме от 18 мая 1458 года (содержащем просьбу к брашовянам прислать мастеров) наш Дракула это сама любезность.
  
   Возможно, когда Дракула в письме от 4 июня 1460 года говорит, что уважает в Брашове не всех, то имеет в виду тех самых присяжных, подвергавшихся влиянию перебежчиков. Однако не будем забывать, что практически в это же самое время (апрель-май 1460 года) в Брашов слали письма Янош Гереб де Вингарт и Николае де Визакна. Содержание их посланий нам известно, но Дракула тоже наверняка имел представление об общем содержании этой корреспонденции и был не в восторге.
  
   Как уже упоминалось в другой статье, некоторые высказывания Дракулы говорят о том, что у него имелся в Брашове агент. Так вот если этот агент сообщил Дракуле про интриги де Вингарта и де Визакны, то Дракула с полным правом мог отказать в уважении тем гражданам Брашова, кто к интриганам хоть немного прислушивался.
  
   Вообще-то, в письме Дракулы ещё много язвительных фразочек:
   - "поскольку высокочтимого Войко Добрицу... сами эти перебежчики... своими устами требовали (прислать), мы направили к вам того самого Войко" - раз сами хотели, то получат, но если вдруг он окажется не таким снисходительным, как они ожидали, пусть пеняют на себя
   - "сами упомянутые перебежчики через всевозможные (способы) нас удерживали от отъезда (к вам), но вы, благоразумные господа, нас усердно побуждаете (приехать)" - политическое перетягивание каната, наглядный пример
   - "для упомянутых перебежчиков мы отправляем (к вам) не только слугу нашего Войко, но и велитов (т.е. воинов)" - будет перебежчикам "почётный эскорт" при возвращении в Румынию
   - "если же сами (перебежчики) к нам прийти посчитают для себя недостойным" - если они будут упираться и изображать оскорблённую невинность, потому что на самом деле у них поджилки трясутся
   - "вы всё же выгоняйте тех (перебежчиков)" - а то опять как всегда пообещаете и не выполните
  
   В принципе всё письмо от 4 июня 1460 года пропитано иронией, поэтому нет смысла цитировать каждую строчку. Лучше просто почитаем текст.
  
   * * *
  
   Итак, письмо Дракулы. Обращаю внимание, что в латинском тексте письма имя Войки не склоняется, поэтому у меня и в переводе везде написано "Войко", хотя в статье я это имя склоняю.
  
   Мой перевод:
  
   (Слова и выражения в скобках отсутствуют в самом документе, но добавлены для лучшего понимания смысла).
  
   Благоразумные и осмотрительные господа, братья и друзья наши, по большей части заслуживающие нашего уважения.
  
   Поскольку высокочтимого Войко Добрицу, нашего особого советника, нами искренне привечаемого, сами эти перебежчики, с тех пор ставшие нашими противниками, своими устами требовали (прислать), мы направили к вам того самого Войко, которого отправлять требуется. Из-за того, что сами упомянутые перебежчики через всевозможные (способы) нас удерживали от отъезда (к вам), но вы, благоразумные господа, нас усердно побуждаете (приехать), для упомянутых перебежчиков мы отправляем (к вам) не только слугу нашего Войко, но и велитов (т.е. воинов).
  
   Если же сами (перебежчики) к нам прийти посчитают для себя недостойным, с тех пор, согласно обещаниям вашим, смотря по (тому, о чём) со слугой нашим Кристианом вы в итоге договорились и (кого) выгонять клятвенно обещали, из ваших пределов тех (перебежчиков) вы изгоняйте, благодаря чему сможете сохранять покой. Сходным образом и мы - так как из-за самих (перебежчиков) и им подобных можем (по-прежнему) оставаться неспокойными - желаем, чтоб не было больше ссор и застарелых обид в нашей земле, причиной которых сами (перебежчики). Следовательно, вы всё же выгоняйте тех (перебежчиков), и пусть упомянутый Войко, наш слуга, увидит своими глазами тех (людей) и то, что они изгнаны.
  
   (Отправлено) из крепости на реке Дымбовица*, в среду Четырёх Времён** по Пятидесятнице*** (т.е. 4 июня), Господня года того же тысяча четыреста шестидесятого.
  
   Влад воевода земель Трансальпийских.
  
   Для благоразумных и осмотрительных господ, для судьи и присяжных, граждан общины Брашшовской, братьев, а также друзей наших, по большей части заслуживающих нашего уважения.
  
   ________
  
   * Т.е. из Бухареста.
  
   ** Четыре Времени - у католиков особые дни поста, по три дня (среда, пятница и суббота) в каждом из четырёх времён года. В настоящее время это почти не практикуется. В Средние века соблюдалось.
  
   *** Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи, в 1460 году пришедшейся на 13 апреля.
   ________
  
  
   Латинский текст:
  
   Prudentes et circumspecti viri, fratres et amici nostri nobis plurimum honorandi.
  
   Quia hunc egregium Woyko Dobricha, nostrum specialem consiliarium, nobis sincere dilectum, propter illos pribagos et nobis hucusque adversarios qui eundem Woyko ore suo postularunt, duximus ad vos transmittendum, quoniam ipsis dictis pribagis per omnia de excessibus pepercimus, igitur hortamur P(rudencias) V(estras) diligenter quatenus dictos pribagos cum prefato nostro homine Woyko ad nos transmittere velitis.
  
   Si vero ipsi ad nos venire contempserint, extunc, juxta dicta vestra, prout cum homine nostro Cristyan conclusistis et expellere spopondistis, vestri e medio eosdem expellatis, eo quod requiem habeatis. Similiter et nos, quoniam propter ipsos et ipsis similibus non repausare possumus, - ne plures rixae et rancores causa ipsorum in nostri medio existant. Sic tamen eosdem expellatis quod is Woyko noster homo eosdem videat oculis expulsuros.
  
   Ex castro fluvii Dombovicha, feria quarta Quatuor Temporum Penthecostes, Domini anno eiusdem millesimo quadringentesimo sexagesimo.
  
   Wlaad wayvoda partium Transalpinarum.
  
   Prudentibus et circumspectis viris, judici et juratis, civibus civitatis Brassoviensis, fratribus atque amicis nostris, nobis plurimum honorandis.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"