Повесть о счастье, Вере и последней надежде.(НЕОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ)
Моему сыну, Ярославу Посвящается ...
Два предуведомления.
Уважаемый читатель!
Во-первых, после первых же написанных строк: "Моему сыну, Ярославу Посвящается ..." , нам стало понятно, что - как ни странно, но именно литературное, а не строго документальное произведение способно в наибольшей степени передать всю черную глубину, всю скорбную трагичность произошедшего с нами... Сразу же после гибели сына, мы решили, что эта наша книга-это память о безвременно погибшем сыне, единственное, что может ещё остаться на бренной земле...
А затем пришло и другое осознание: Лирико-мистическая проза - жанр УНИКАЛЬНЫЙ, потому что требует редкого - а где-то может быть и редчайшего совпадения: наличия выпадающего из обыденности личного мистического опыта и хотя бы зачаточных писательских способностей; но даже такое исключительное сочетание - многим читателям это будет неинтересно...
Поэтому перед вами текст с претензией на художественность, некоторый не вполне созревший плод вымыслов и домыслов, а это значит все совпадения текста с какими-либо географическими странами, реальными историческими коллизиями и фактами, конкретными лицами и персонажами Белого, Красного и Чёрного Домов, а также вполне определенными городскими и сельскими пейзажами являются абсолютно случайными и не состоят в воле и коварном умысле автора, тем более они не могут преследоваться в судебном порядке.
Что касаемо авторского права.
Перепечатка, публикация на других сайтах данного текста, а равно и отдельных его частей, приветствуется и разрешена. Более того, она абсолютно безвозмездна при выполнении условия сохранения имени автора, посвящения и сохранения целостности текста. Разрешены также сокращения текста. Запрещены дополнения либо искажения текста, ведущие к смысловым изменениям или потерям смысла вообще. Единственное замечание, скорее просьба: поскольку текст некоторое время будет находиться в обработке, точнее в разработке, то проще и надёжнее всё же ставить ссылку на эту страничку в сайте, где он рождён впервые, поскольку в ином случае велик риск знакомить читателя с уже устаревшим текстом.
В-третьих, в далёкой юности как-то очень захотелось написать роман без любви, потому что ведь какую книжку ни откроешь (стихи или проза - без разницы) - всегда он и она, женщина и мужчина, иногда несколько ... НО наша жизнь ведь не состоит из только и только лишь одной любви и одной ненависти, не правда ли? В ней много-чего другого. Рукопись 'Романа без любви', поскольку почтальонша Зина заболела и не принесла газету 'Правду', пошла на растопку
... И вдруг обстоятельства сложились так, что, - как Феникс из пепла, - давно потонувший казалось бы замысел возродился сам собой 'Повестью о счастье' ... ... ... Впрочем, во-вторых, - ... - - ... - - ... - - ... - всё в воле Божией ...
Часть Первая. Чудес не бывает, НО?
Глава первая. ... они обнялись и теснее прижались друг к другу, чтобы сохранить остатки человеческого тепла; но вскоре вечная мерзлота сделала своё последнее дело - навсегда.
Глава первая.
ТАК ДАЛЬШЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!
СССР.Середина 80-ых годов прошлого столетия.
- Братан, а братан! - сказал ему Старший Брат.- Так, как ты живёшь - дальше жить нельзя! Ты это понимаешь?! На тебя вся страна смотрит! Тебе уже сколько лет?
- Да столько же, сколько и тебе, но ты понимаешь - мне с этим делом здорово не везёт...
...На дворе было очень редкое, поистине феноменальное природное явление: гасла вечерняя заря Советской власти и одновременно безо всякой такой тёмной и кровавой ночи длинных ножей и факельных шествий загоралась утренняя заря Перестройки - ... - - ... - - ... - - ... - - ... - - ... - - ... - - ... - - ... - Оглядываясь назад и освежая памятью события тех уже баснословных лет, он не мог отделаться от тоскливого впечатления, что Великая громадная 250-миллионная страна одномоментно хлебнула чересчур изрядное количество самогонки и гудела от заёмного искусственного веселья, не задумываясь о грядущем похмелье.
Это же надо! Целая Империя Добра и Света не догадывалась о своей грядущей - ... - судьбе, так что уж тут говорить об отдельно взятом её гражданине?!
НО ВСЁ РАВНО - НЕ ВСЁ РАВНО....
В один из неприметных дней этого мутного и смутного времени, молодой человек попросил пожилого водителя "Москвича" остановиться у Главного рынка, прозванного в столичном обиходе почему-то "базаром чернозадых". Летнее утро ещё дышало изумительной свежестью и сказочной прохладой. На душе было весело и радостно. Молодой человек в очках, вельветовых штанах и слегка ободранных сандалиях был молод, полон сил и здоровья.
Он вышел из машины и пошёл к ступенькам. Поднимаясь, на последней из них вдруг услышал:
- На ..!
Он оглянулся: СТРАННО, НО НИКОГО вокруг него вообще НЕТ! Нет, это точно не его внутренний голос. Это явно снаружи. Но кто же это тогда?
- Пошли все на ..! - истерически и визгливо.
"А это , наверное, Сталин и Ленин1 за углом ругаются матом, - подумалось ему единственно нормальное объяснение паранормального явления. - Голова у грузчиков на похмелье бо-бо, а денег на водку не хватает ..."
Лёгкое эхо одиноких шагов пронеслось под высокой крышей только что открывшегося павильона Главрынка - продавцов в нём утром было гораздо больше чем покупателей. В правом верхнем углу у цветочного развала в гордом одиночестве дремал один из пока ещё рядовых представителей будущих "новых русских" в надвинутом на самые брови аэродроме. Он компенсировал утренней дремотой зашедший за полночь кутёж с проституткой, пардон - с (говоря тогдашним слэнгом!) путаной в одном из ресторанов гостиницы "Космос".
- В какую цену розы?
- Ка-а-акие?.. - с трудом приоткрыв один левый глаз, нехотя осведомился будущий Березовский (или Ходоркович, или Гусинский - какая разница?! Все они были одним хреном мазаны ... ) выходя из сна почему-то с рязанским протяжным акцентом на "а". - А-А ... Эти!.. Рупь штука-а, да-арагой ...
Впрочем, пыльные и ободранные по бокам сандалии раннего покупателя, а именно их джигит первым делом смерил высокомерным взглядом, особых надежд на платёжеспособность не дарили. Поэтому правый глаз продолжал спокойно дремать.
- Есть и та-акие - не та-акие да-а-арагие, да-а-арагой! - хозяин махнул рукой на ведро, в котором теснились какие-то замухрышки с помятыми и обломанными крылышками...
Молодой человек между тем внимательно осмотрел цветочную экспозицию, уставил свои позорные очки на кроваво-красный букет и ткнул указательным пальцем: "Вот этот?" - "Сколько"? - не понял продавец. "Весь". Горный орёл встрепенулся, не веря своей удаче, и снова весьма удивленно осмотрел уже двумя - двумя заблестевшими глазами покупателя: прикид заутреннего гостя ну явно не соответствовал уже устоявшемуся представлению о первом советском миллионере: давно вышедшие из моды жёлто-коричневые вельветовые штаны на покупателе были коротковаты как санкюлоты... Не горный джигит, не скользкий маланец, странно... Откуда у таких людей только деньги берутся?
Тем не менее, они посчитали огненные розы: он для того, чтобы было строго нечётное количество, а будущий социалистический кооператор - для того, чтобы назвать стоимость, - вышло на пятьдесят с лишком рублей.
Это была примерно половина месячной зарплаты среднестатистического советского служащего. Две недели бюрократ социалистического образа жизни (иными словами совбур) должен не пить, ни жрать, и вообще ничего не покупать себе, чтобы приобрести вот такой букет цветов для любимой. А он его купил для девушки, которую еще в глаза не видел и, очень вероятно, что больше никогда не увидит. Более того ... - впрочем, об этом попозже.
Спускаясь по ступенькам с очень неудобной охапкой, он повёл глазами в поисках "Москвича" и в поле зрения внезапно попала тумба с театральными афишами - крупными алыми буквами, которые увидит даже слепой, там было начертано:
ЖИЗНЬ
ЕСТЬ
СОН
"Что это? Ах да, - подумал он, - Пьеса ... Кальдерон а ля Барка ...".
Когда он с этой охапкой роз, полностью закрывавшей его хилую грудь, залез неуклюже на заднее сидение автомобиля, Фотинья как-то странно посмотрела на него, глаза её и без того от природы круглые, стали похожи на чайные блюдца средней величины. Она глядела долго, но ничего не сказала.
На лице старичка за рулём - частника, т.е. человека занимавшегося запрещенным в та поры частным извозом, начавшего нервно кусать губы, а его плешь вспотела - сразу нарисовалась горестная обида об упущенной возможности - о цене поездки договорились заранее, и водила явно жалел, что мало запросил. "Нет, не Кальдерон а ля Барка - засомневался молодой человек, - скорее Лопе де Вега" = Середина семнадцатого века. Испания.
Он был единственный сын обеспеченных родителей: батя его руководил сельхозинспекцией целого периферийного района, мать проработала к тому времени 35 лет в школе, и продолжала работать, получая одновременно самую высокую пенсию СССР, Если не ошибаюсь - 132 рубля в месяц. Но у них не было ни мебели из Чехословакии, ни ковров из Средней Азии, ни мехов из норки и других пушных млекопитающих Великой Сибири, ни золота Магадана, ни богемского хрусталя - ... -
Машина вместо того, чтобы въехать на мост вильнула вправо, и его глазам предстала железная дорога. По ней медленно тянулась зелёная электричка. Почти как на его родном полустанке Тихий Омут. Но это промелькнуло, москвич свернул налево и въехал под мост.
... на полках удмуртских шкафов - там стояли только лишь стеклянные - багряный кувшин да синяя ваза, все в пыли, и книги, книги, книги... Жили скромно и на себя тратили очень мало, в основном - на еду: питались с базара. Поэтому лишние деньги были. При этом ощущения своего богатства - не чувствовалось. Отец, мать и сын не считали себя богачами, тем более какими-то подпольными, а воспринимали себя нормальными рядовыми советскими людьми среднего достатка. А книги? Книги в те баснословные времена стоили копейки.
В общем, когда есть деньги, для некоторых очень многое оказывается ненужным. (Надысь, из Законов Мерфи-смертного)
Пока они ехали молча, аромат большого количества роз начал потихоньку наполнять собой салон Москвича. Он всё ждал, что попутка вот-вот остановится, и он пойдёт с цветами на выход, но машина медленно катилась вперёд. Несмотря на то, что рабочее утро заканчивалось, транспортное движение на столичных улицах было густое.
Осталась позади Останкинская наркотическая игла - ... - вкупе с колоннами приземистого особнячка=круглячка метро ВДНХ, затем Мухинские 'Рабочий и Колхозница' не заметили их начавшийся вояж, потому что смотрели и смотрят исключительно в высокое светлое будущее.
'Где ж эта улица, где этот дом, наконец ...' прозвучал в ушах проснувшийся внутренний голос
И тут Москвич, как будто подслушав его мысли, замедлил движение и подрулил к тротуару. 'Приехали!' - с облегчением подумал он и потянулся к дверце
- Что случилось? - воскликнула в недоумении Фотинья.
- Стоп, сто-о-оп, - пробормотал, почему-то задыхаясь шофёр, потом перешёл на злобный голос, - слишком далеко! Не три, а пять! Пять рублей!
- Но мы же сразу дали адрес! Вы могли бы отказаться.
- Ага, я не знал, что так далеко - и тоном обиженного ребенка: - На гавно вам денег не жалко, (он кивнул на заднее сидение!)
'Интересно, кого он имеет в виду? - задумался философически молодой человек.- кто из нас гавно: я или розы?'
- а у меня резина как башка Хрущева!
Посидели молча. Мимо проехал грузовик, потом протарахтел мотоцикл с коляской.
'Наверное, розы всё-таки - это полное гавно. Если бы он имел в виду меня, он бы сказал: Гавнюк, а не гавно', - решил трудную морально-нравственную задачку молодой человек и не стал обижаться на дедушку, тем более это вполне мог быть бывший фронтовик...
- Три пятьдесят, - прервала неприятную паузу Фотинья.-И ни копейкой больше!
- Пять! И ни копейкой меньше.
Он истратил все свои деньги на цветы...
- Фотинья, у меня нет больше денег, - смущенно признался молодой человек с заднего сидения. Он лукавил: деньги были, но они были зашиты в его трусах, а лезть туда при посторонних - ну сами понимаете! - молодой человек постеснялся.
- Тогда мы вам не заплатим вообще! - подняла голос Фотинья и приоткрыла дверцу. - Cейчас выйдем, и не заплатим!
- Почему это не заплатите?! Я вас вёс-с-с и вёс-с-с издалека! - частник перешёл на художественный свист и пресмыкающееся шипение: - Вы должны заплатить за пройденный путь!
- Какой пройденный путь? Вы что такси? Вы не такси! Вы не таксист, - пошла в атаку Фотинья.- У вас даже счётчика нет! С чего это вы посчитали?
- Фотинья , я просто в том смысле сказал - что давай заплатим, пожалуйста, я тебе потом отдам! Просто у меня сейчас с собой нет денег, я тебе потом отдам, вот что я хотел сказать! - заволновался молодой человек и скривился, как от зубной боли.- Давай поскорее закончим с этим!
Фотинья, оглянувшись, выразительно приподняла правую бровь. Потом посмотрела на хапугу за рулём:
- Получишь, как привезёшь.
- Пять?
- Да! - сквозь зубы и с ненавистью..
Водитель откашлялся удовлетворённо и выплюнул на улицу. Машина тронулась с места.
И вот снова пошли перекрестки с трёхглазыми светофорами, путепроводы и арки, улицы. Машина нырнула под большой арочный мост, слева по железной дороге прогрохотала, обгоняя их, тёмно-зелёная ободранная электричка, и снова улицы, дома высокие и не очень: чужое и непривычно многолюдное ... - по тротуарам ... - даже в будни ... Глаза как-то начали закрываться сами, и ему подумалось, что это продолжение всего лишь утреннего сна.
Из дневниковых записей той поры: 'Народ потихоньку разочаровывается в Горбачёве: он не чует в нём Лидера, он отказывает ему в Харизме. Ну что ж, ему виднее. На то он и народ, чтобы не видеть дальше своего носа ...'
Когда они, в конце концов, остановились напротив широкой почти квадратной двери подъезда накрытой сверху козырьком, его поразило обилие зелени вокруг дома.
Он передал с заднего сидения смятую трёшку, а Фотинья открыла сумочку, вытащила свой любимый вышитый бисером узорчатый кошелечек, и стала из него сугубо мелочью отсчитывать оставшиеся два рубля.
Он вылез и остановился с охапкой цветов, не зная куда идти дальше, а Фотинья всё считала и считала, чуть ли не по копеечке набирая оставшуюся сумму.
- .-.=.-. -
А вокруг? Ну, прямо лес да и только ... И если не лес, то роща -точно... Жёсткий картавый голос то ли вороны, то ли ворона прорезал идиллиию как нож масло. Он невольно оглянулся в поисках источника звуков и тут он вдруг заметил
Но восхищенно крутя головой, он вдруг заметил среди этой пышной зелени одиноко стоящее дерево с полностью сухой верхушкой.
- И-эх, чтобы вас так все возили!- перебил его впечатления скрипучий голос рвача.
- И вас тоже, - не осталась в долгу Фотинья.
- Чего это он? - не понял молодой человек.
В ответ Фотинья молча пожала плечами и покрутила пальцем у своего правого виска..
Я ещё раз задержусь взглядом на этой картине. Или сцене. Подъезд без кодового замка с раскрытой настежь дверью. Москвич несколько сбоку. Водитель пересчитывающий копейки. Фотинья, полная и высокая блондинка... Молодой человек с большим букетом кроваво-красных роз на груди ... Весёлые крики и визги детишек на детской площадке на углу... Мусорные баки через дорогу...
Почти как одна из тех фотографий семейного фотоальбома в серёдке мусорного контейнера, там было много-чужих .. Я поднял и опрокинул мусорное ведро. Стеклянная банка, выскочив из него, ударилась о железный край и разбилась с жалобным звоном. Шелуха картофельных очисток, объедки жареных куриных крылышек, смятая картонная коробка от дамских сапогов на шпильках и всякая другая дребедень закрыли чужие фотографии..
'Всё пройдёт!' - было написано на волшебном кольце мудреца Соломона.
Царь поворачивал медленно кольцо и всем нам становилась видна вторая внутренняя надпись кольца Мёбиуса:
- И это пройдёт тоже!
Молодой человек почему-то ещё раз оглянулся на сосну с отсохшей верхушкой, но такими зелёными игольчатыми лапами внизу...
- Знаешь что это за дерево? - спросил у него хриплый внутренний голос
- Это сосна, наверное! - ответил он ему.
- Как бы не так? Это - ты! - прохрипел ему на ухо его внутренний голос.
- Не факт! - гордо и заносчиво ответил молодой человек и зашагал вслед за Фотиньей в подъезд...
Низ девятиэтажки просто утопал в зелени: деревья справа, слева, кусты сирени полностью закрывали первый, а верхушки деревьев так скрывали и второй этажи, словно их и не было. ...
- Не волнуйся, - оглянулся на него Фотинья, встав перед лифтом и нажав на кнопку, - всё будет хорошо...
Где-то высоко над головой раздался резкий грюк и затем пошёл долгий скрежещущий звук, явно спускавшийся за ними.
Вообще-то меня читают одни читатели, но может быть с вашей легкой руки, имхо, у меня появятся и читательницы. Кто-то из великих на букву Гэ, то ли Гейне, то ли Гёте сказал однажды: "Писатель, у которого появился хотя бы один настоящий читатель, это уже - наполовину гений".
Впрочем. И то сказать, что у дневников Кафки при жизни вообще не было никаких читателей, что не помешало ему стать одной из акул капитализма... Что? Я что-то не то сказал?! Ах , да - не капитализма. Кафка был не акулой, а одним из трёх краеугольных китов, на которых держится Модернизм... Ну да ладно!
А что касаемо политики, там и сям оставляющей свои грязные и вонючие лапы на моих белоснежных страничках - это просто фото-отпечатки того времени, и я думаю ... более того уверен, что во второй части моей скорбной и горестной Повести их уже не будет.
Я сейчас простуженный пенсионер и совершенно не интересуюсь политикой. Политикой я перестал инитересоваться в далёком уже 1993 году под аккомпонемент танковых залпов по Белому дому... И вот уже более 15 лет моё политическое кредо выражается целиком и полностью строчками из популярной в та поры песни:
"Те - за Ельцина, за - cталина
За Обаму и за Путина,
А я - за всех российских баб!"
То, что в первой же главке возникли эти два звёздные имени из пыли Млечного пути - эти исторические звёзды политической эстрады и конферанса, герои многочисленных анекдотов (кстати, в конце главки У МЕНЯ ПОЯВЛЕТСЯ ЕЩЕ ОДИН ТАКОЙ ЖЕ ПЕРСОНАЖ третий из той же обоймы - есть ещё лысая башка Хрущёва, из-за которой он так и не попал в рай!), то они появились благодаря нашему менталитету: на машзаводе где я работал в молодости грузчиком, в паралельной бригаде коммунистического труда был мужик по прозвищу Ленин. В повести Михаила Дёмина "Блатной", один из воров в законе тоже носит кличку Ленина и ещё ряд таких же случаев из жизни живой и мёртвой письменности... Решил и я не оставать: авось вскочу в последний вагон уходящего поезда!
А вот кличку Сталина я ни в жизни, ни в произведениях почему-то никогда не встречал, чтобы она применялась к живым людям... Но я и его добавил - за компанию: они ведь всё равно - Ленин и Сталин - рядом были: не только на знамёнах, орденах и плакатах, но и по жизни...
А Главному моему Герою эти крики напомнили грузчиков просто по тембру ихнего голоса...