Яворская Елена: другие произведения.

Сказание о Конане-прогрессоре

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В связи с некоторыми затронутыми в комментариях вопросами, один из соавторов решается пополнить страничку давно написанным очерком на тему "попаданчества".

  Феноменальное, все-таки, существо человек! Для всего-то он норовит создать клише, даже для проверки чистопородности Пегаса вырабатывает критерии. Но дай ему волю - и он, в порыве ничем не стесненного творческого вдохновения, ушлет ближнего своего туда не знаю куда искать то не знаю что, а то и вовсе - "то, чаво на белом свете воопче не может быть". Однако ж готова поспорить: если ему доставят сию диковинку, он, оглаживая ее глазами, не преминет усомниться: "А ты это точно оно? Гм, как-то я иначе себе его представлял... А ты его взял именно там, где сказано было?" Оглядевшись и убедившись, что альтернативу никто предлагать не собирается, сбавит тон: "Ну, в целом, оно, вроде как, и ниче так... Только вот здеся надо проклепать, а вот тута напильничком его..." Так волшебная сказка превращается в производственный роман.
  Вспоминаю времена, когда вся страна, по крайней мере, женская ее часть, жила от "Санта-Барбары" по будням до приключений Марианны Вильяреаль по выходным. Сначала была эйфория: ух ты, сколько серий! и как все интересненько! Потом народец начал роптать: да что это герои наступают на одни и те же грабли в семнадцатый раз?! Сценаристы - халтурщики, выжимают из ничего уже вторую сотню серий! Да и развитие сюжета в целом было настолько вялое и предсказуемое, что зрители нашей самой читающей начали фантазировать сообразно собственному уровню и иной раз даже доводили события до чуть ли не шекспировских развязок, совсем не соответствующих жанру. Фантазии передавались из уст в уста, народная молва давала им статус "прочитано в газете", "рассказано Галин Петровной, у которой племяшка за границей это кино уже посмотрела" и т.п.
  Страна жила в азартном ожидании: так чем же все закончится на самом-то деле в этой вот нереальной реальности? Заканчивалось так, как и положено: хэппи-энд для протагонистов и полный капец для антагонистов. Зрители вздыхали облегченно и слегка разочарованно. Это разочарование можно было трактовать двояко: "жаль, что все закончилось" и "жаль, что закончилось так предсказуемо".
  Но, смею полагать, если бы все закончилось непредсказуемо, разочарование было бы тяжелым, на уровне кризиса ценностей. Даже если бы поменялся какой-нибудь один компонент, не самый важный, - ну, допустим, злодеи не были бы наказаны, а, срубив бабла нехило, отбывали бы в дальние страны, чтобы вести там красивую жизнь, сопоставимую по качеству с жизнью добродетельных главных героев, - зритель протестовал бы. Плевать, что в это самое время старательные строители пирамид и созидатели финансовых империй на обломках собственной Державы воплощали в жизнь именно такие сценарии. В кино все должно быть правильно, по справедливости! Нам нужен только этот халат и непременно с перламутровыми пуговицами!
  Так и с литературой. По сей день. Сколько бы читатели ни смеялись над "кониной", над близняшками Мэри Сью и Марти Сью, над попаданцами-прогрессорами, которые должны выполнить множество предписанных им деяний и, как венец трудов праведных, обязательно перепеть Высоцкого... сколько бы мы с вами над всем над этим ни смеялись, мы требуем именно этого. Настойчиво, в голос, или тихонько, про себя, или бессознательно, откладывая в сторону книгу, написанную иначе, и, в оправдание своего разочарования, выискивая в ней недостатки, весьма далекие от истинной причины нашего разочарования. Добрый и сильный воин, пережив множество опасных приключений, должен сокрушить всех врагов и спасти всех красавиц на многие мили окрест. Голубоглазая блондинка, по совместительству книжный червь, должна обрести сверхцель а заодно и сверхспособности для ее достижения, прокачаться, стать могущественной волшебницей и выйти замуж за прекрасного принца, которого поначалу воспринимала как врага. Попаданец... ну, этот, в крайнем случае, и погибнуть может. Но прежде должен переиграть историю так, чтобы все было правильно, а не так, как в реальности.
  Обилие идентично построенных произведений неминуемо вызывает ответную реакцию. В противовес историям Конана и Мэри Сью появляются пародии. В противовес историям прогрессоров - книги, в которых герои гибнут, успев многое понять, но не успев ничего сделать. Реалистичные. Скажу еще жестче: констатирующие. Каждый из нас наедине с самим собой может попробовать просчитать шансы выжить в ту или иную эпоху. И, я уверена, многим даже не понадобится просчитывать шансы что-либо изменить.
  Однако же в человека природой заложено стремление к лучшему. И, к счастью, не только в утилитарном, в меркантильном смысле. Ни для кого не секрет, что популярность АИ определяется стремлением к лучшему, имя которому - державничество.
  А вот теперь позвольте выразить крамольные мысли. Очень многие книги, пропагандирующие державничество, пользы не приносят. Дай Бог, чтоб хотя бы без вреда обошлось. Готова доказать.
  Итак, жил-был человек. Типичный представитель офисного планктона. Или отличный боец. Или профессиональный историк. Или... а, все равно! Как это ни странно.
  Умел чуть-чуть того и чуть-чуть этого или наоборот работал над собой так, как если бы готовился к попаданчеству. Но это тоже не важно. И вот перенесся при каких-то обстоятельствах в прошлое - обстоятельства нас не волнуют вообще. А вот то, что происходит дальше, - очень и весьма. Попаданец переживает первый шок (как правило, достаточно быстро, потому что читатели, любящие альтисторию, внешнюю динамику предпочитают внутренней), ориентируется во времени и пространстве, легализуется и НАЧИНАЕТ ПРОГРЕССОРСТВОВАТЬ. По мере повествования, а особенно от книги к книге, возможности попаданца - как и те, что детерминированы его способностями, так и те, что связаны с поддержкой со стороны власть имущих - должны возрастать. А история - послушно меняться строго в заданном направлении. Некоторые неприятности, которые автор создает попаданцу, чтобы читатель не расслаблялся, не приводят к отклонению от генерального плана. Перед нами ведь не просто человек, а Конан-прогрессор. Кстати, нередко авторы делают любимого героя крутым бойцом и предметом бурного женского обожания. В финале главный герой может выжить или погибнуть, вернуться в настоящее или остаться в прошлом. Но исторические изменения произойти просто обязаны, иначе это совсем не то, чего ждал от автора читатель.
  Все мы помним об эффекте бабочки. В пространстве огромного количества АИ-произведений мы сталкиваемся не с бабочками. Не со стрекозами, не с муравьями, не с моськами даже. Для измерения происходящих отклонений от реальной истории я предложила бы ввести единицу "слон".
  Почему такие книги вредны? Потому что они провоцируют вполне определенное направление мыслей. Большие надежды. Веру в доброго царя. Ожидание того, что "вот приедет барин, барин нас рассудит". Ведь все, что происходит в книге, - наслаивание одного фантастического допущения на другое (я сейчас не имею в виду базовое допущение - сам перенос во времени). Психологические реакции попаданца свойственны не человеку, но герою. Сверх того - он точно знает, что ему следует делать. Ход событий, невзирая на досадные мелочи, благоприятствует ему. Что получает читатель? Нездоровую веру в чудо. В чудо, которое придет извне. Которое доставят в красивой упаковочке прямо на дом с курьером.
  Такие книги ни к чему не побуждают. Даже к тому, чтобы человек попробовал что-то поменять в себе, не побуждают. А ведь любое настоящее чудо, я убеждена, зарождается в самом человеке, становится мостиком к другим людям, укрепляется, резонирует...
  У книг о попаданцах огромный побудительный потенциал, несмотря на всю их фантастичность. Стоит всего лишь рассказать о человеке, который, попав в экстремальную ситуацию, сберегает в себе человека, находит сферу приложения способностей, которые не были востребованы в его родном времени... или просто под влиянием новых условий в нем проснулось что-то, что дремало? Он адаптируется, выживает, не теряет лучшего в себе, обретает новое... ну и меняет. Настолько, насколько способен менять историю один человек. Насколько - это вопрос. Пусть даже мы имеем дело с попаданцем-вселенцем в тело сильного мира сего. Роль личности в истории - тот еще вопрос. Готовность самой истории принять изменения - тоже. Если объективные предпосылки для изменений не созрели, никакой прогрессор, даже супермен и титан духа, будет бессилен. Все его усилия двигать историю вперед будут гаситься инерцией исторического процесса, это первое. Второе - то, о чем не раз и не два говорили писатели разных поколений, в том числе и фантасты: может ли человек просчитать на десятки ходов вперед, к чему приведут процессы, запущенные его действиями? Не окажется ли представлявшаяся в мечтах такой радужной альтернативная реальность мрачнее мрачного?
  Вот почему те книги о попаданцах, которые по сердцу мне, повествуют о людях, а не о Конанах. И пусть в них нет такой фееричности и такой сумасшедшей внешней динамики, как в стандартизованных, их авторы не забывают о логике характера героя, о внутреннем его развитии. Не забывают проверять фантастику реальностью. И потому дают читателю уверенность в том, что в обычной жизни происходят чудеса. Осмелюсь утверждать, что сокровищницу жанра попадут именно эти книги. Как вы думаете?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Н.Пятая "Безмятежный лотос 4"(Боевое фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Н.Мамлеева "Попаданка на 30 дней"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Л.Черникова "Призыв - дело серьезное. Практика в Авельене"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"