На следующий день Ольга с самого утра была как на иголках. Ещё бы - у Светы был такой ответственный день! Показательный урок - это ведь не шутка...
Новости появились во второй половине дня. Где-то в полвторого на Ольгин личфон пришёл видеовызов.
С экрана ей улыбалась Света - весёлая и довольная.
Оказывается, во время показательного урока представительница роно пригласила к доске добровольца - рассказать про современные медицинские технологии. Само собой, кроме Светы, желающих не нашлось.
Поставили ей пятёрку. А после этого ещё долго-долго хвалили.
- Вот ещё что, мама! - продолжала Света. - Тебя приглашают в школу - поговорить с завучем. Очень советуют не тянуть.
Ольга тут же позвонила в школу и договорилась о встрече.
В следующую же субботу, около десяти часов утра, Ольга вошла в двери школы, где училась Света. Показав охраннику родительский пропуск, молодая женщина поднялась на второй этаж. Именно там находились административные помещения - в том числе и кабинет завуча.
Хозяйка кабинета встретила Ольгу приветливо. И сразу же взяла 'быка за рога'.
- Я имею удовольствие сообщить вам, - торжественно сказала она, - что ваша дочь Светлана внесена в районный список перспективных учащихся.
Ольга даже как-то от неожиданности опешила. А потом задала довольно естественный в данной ситуации вопрос:
- А чем это нам грозит?
Завуч посмотрела на Ольгу весело и даже как-то иронично. И ехидно произнесла:
- Вопрос сформулирован некорректно. Вам следовало бы спросить 'А что мы с этого будем иметь?'. Вот на этот вопрос я отвечу подробно и с большим удовольствием!
- Во-первых, вы абсолютно ничего не теряете. А приобрести можете очень много. В определённой ситуации,
- А можно как-то поконкретнее? - заинтересовалась Ольга. - Без иносказаний и намёков!
- Можно и без намёков, - с подчёркнуто деловым видом продолжала завуч. - Для максимальной наглядности я рассмотрю четыре разных варианта.
Вариант один. Ваша дочка продолжает учиться, как сейчас - не лучше и не хуже. То есть остаётся стабильной, твёрдой хорошисткой. В этом случае наличие в списке никак на неё не повлияет - ни в плохую, ни в хорошую сторону.
Вариант два. Светлана постепенно становится отличницей. Тут место в списке ей очень поможет. Защитит от всяких неприятных неожиданностей.
- Ну и каких же, например? - заинтересованно спросила Ольга.
- Хотя бы от учителя, который станет относиться к вашей дочке необоснованно строго. Чтобы травить ученика, находящегося в 'перспективном' списке, надо быть форменным самоубийцей. Уверяю Вас, что среди учителей нашей школы самоубийц нет.
- Хорошо! А третий вариант?
- О, третий вариант, - самый интересный!
- Вы слышали про новые законы о школьниках-медалистах?
- Да! - кивнула головой Ольга. - Что-то слышала. Требования к золотым и серебряным медалистам ужесточаются. Зато вводятся бронзовые медали. Кроме того, льготы у медалистов увеличиваются.
- И, надо сказать, довольно сильно увеличиваются! В наше время получить в школе медаль - великая удача! И буквально зелёная дорога при поступлении практически в любой ВУЗ!
- Всё это, конечно, здорово, - но причём здесь Света?
- Очень даже причём? Вы никогда не задумывались, от чего зависит получение школьной медали?
Ольга даже как-то растерялась от такого странного вопроса.
- Ну это же очевидно... - неуверенно произнесла она. - От уровня знаний ученика. От чего же ещё?
Если говорить честно, Ольга прекрасно представляла, от чего ещё зависит получение медали. Но её понимание не очень годилось для озвучивания в кабинете завуча.
Но хозяйка кабинета пришла ей на помощь и с обезоруживающей улыбкой перечислила всё, о чём Ольга сама постеснялась бы сказать.
- Во-первых, кроме знаний как таковых, важна форма, в которой эти самые знания преподносятся. Сколько бывало случаев, когда ученик отвечал по сути правильно - но не совсем так, как говорил на уроке учитель. И в результате вместо пятёрки получал четвёрку. А иногда и кое-что похуже... Сами-то вы о таких случаях наверняка слышали?
Удивлённая Ольга молча кивнули головой.
- Во-вторых, получение медали - хитрый и сложный процесс. И организует этот процесс администрация школы. А вот представьте себе, что эта самая администрация имеет на потенциального медалиста, как говорят, 'большой зуб'. Как вы думаете, найдутся ли у неё способы помешать этому замечательному событию?
И тут Ольге ничего не оставалось, как молча согласиться.
- И наконец, третье, - самое последнее. Зло затаить может не только администрация школы, но и любой из учителей. Ведь вы прекрасно понимаете: испорченные отношения даже с одним учителем могут грозить ученику и его родителям большими неприятностями!
Завуч замолчала. В кабинете повисла неловкая пауза.
Наконец Ольга собралась с духом и тихо сказала:
- Ход ваших мыслей мне понятен. Непонятно лишь одно: зачем вы мне всё это говорите?