Пахамович Михаил Николаевич : другие произведения.

Штампы в фентези Часть 3-я. "наши - там"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Смешно о штампах про "засланцев"


   Штампы в фентези Часть 3-я. "Наши - там"
  
   (продолжение, см. "Штампы в фентези" Части 1-ю и 2-ю.)
  
   Немалому осмеянию подвергают нынешние критики фентезийные книги в жанре "наши - там". Признак сего новомодного жанра - герой, наш современник попадает в страну, вроде Средиземья, либо в наше, земное Средневековье (что уже больше напоминает жанр альтернативной истории). Ничуть не уныв духом, герой делает карьеру, совершает подвиги и спасает мир (Вселенную, Киевскую Русь и т.д.)
   Книги в таком духе активно печатает издательство "Крылов" - на радость читателям.
   Что же собственно, критикам и отдельно взятым читателям не нравится? А не нравятся им штампы, кои, увы, кочуют из книги в книгу - штампы, по зрелому размышлению являющиеся типичными "роялями в кустах". Вот сейчас мы с вами их и разберём...
  
  
   Но сначала - маленькое отступление.
   Честно говоря, наш современник, оказавшись в фентезийном мире (весьма напоминающем наше родное Средневековье но с действующей магией) будет абсолютно беспомощен. Виной тому - наш век узкой специализации.
   Предположим, что троих человек (крестьянина с Поволжья века этак 17-го, ремесленника времен Ивана 3-го, воина из дружины Ярослава Мудрого), неведомым образом закинуло в толкиновское Средиземье, или в гиборийскую эру Говарда. Пропадут ли в чуждом мире наши путешественники? Едва ли. Если не сойдут с ума от "бесовского наваждения", то быстро пристроится к делу - крестьянин подастся в батраки, прислугу, в крепостные, на худой конец. (Кто не знает - в холопы шли, как правило, добровольно) Да и ремесленник (неважно мельник, гончар или кузнец) найдет куда приткнуться - хоть в ученики к местным умельцам, хоть в ту же прислугу. Про московского дворянина и говорить нечего - уже через месяц будет "засланец" скакать на коне вместе с рыцарями Аквилонии.
   Другой вариант - в Мельин или Эвиал Перумова попадают наши современники - слесарь-инструментальщик, веб-мастер и майор, военный летчик. Как вы думаете, легко ли им будет найти работу? У слесаря-инструментальщика еще есть какие-то шансы пристроиться помощником в местной мастерской, а у двух других?
   А теперь рассмотрим наиболее избитые штампы.
  
   1) "Скуй мне, дядя..."
  
   Обеспокоенные потенциальной беспомощностью персонажа, авторы дают герою полезное хобби. Что на деле оборачивается второй профессией, востребованной в другом мире, как правило, это кузнечное дело. Пишут примерно так: "...Вася Пупкин хоть и был преподавателем математики, но в свободное от работы время заглядывал в местную кузню, где работал его друг - подучится. И уже через год Вася мог легко сковать даже и сложное изделие..."
   Кузнечное дело - вот хобби героя, что стало штампом! О том, что нынешний кузнец-любитель, уступит любому старому профессионалу, пояснять, полагаю, не надо. Да и технология современная кузнечного дела весьма отличается - и железо не то, и с рудой никто не работает - тут много тонкостей.
   Что же делать? А нельзя ли дать герою другое увлечение, более обыденное - гончарное ремесло или плотницкое? Странно, что это очень редко встречается... Разве что в "Боярской сотне".
  
   2) "Вжик, вжик, вжик - уноси готовенького!"
  
   Впрочем, ремесло, даже и кузнечное - не романтично. Вот военное дело - это да! А поскольку в мире Конанов и Арагорнов бьются с помощью холодного оружия, то и герой попадает в чудесный мир уже умелым фехтовальщиком.
   К сожалению, это, как правило, выглядит так "...Я с юности увлекался фехтованием и на областных соревнованиях занимал не последнее место. Навыки обращения с рапирой пригодились мне, когда здоровяк, размахивая мечом, устремился на меня - парировав удар, я одним вонзил свою саблю негодяю в горло..."
   Штамп сей возник в середине 20 века - благо искусство фехтования еще считалось по традиции чем-то благородным. Вот и заставляли своих героев, что в другие мири и планеты попадают предварительно изучать фехтование в спортзалах. Цитирую: "... В Оксфорде я занимался фехтованием на шпагах для спорта и удовольствия..." Это из романа "Тарсман Горра" Джона Нормана.
   Однако же, спортивное фехтование герою в мире меча и магии отнюдь не поможет. Почему? Да потому что спортивная шпага (рапира, сабля) от меча слишком уж отличается, да техника боя совершенно другая. Набросится на героя воин в доспехах, прикрываясь щитом, и бешено рубя мечом - что ему противопоставит даже и мастер спорта по фехтованию? А ничего. Мечом как шпагой не поколешь, вражье оружие не отобьешь, не отведешь... Воин попросту сомнет и закромсает нашего фехтовальщика - и поделом! Про врагов с секирами, алебардами и копьями и говорить нечего.
   А если так - в фентезийном мире дерутся не на мечах и копьях, а скажем, на шпагах и рапирах? Т.е. это уже не средневековье, а ближе к нашему Новому времени, эпохе Д, Артаняна и зловредного Ришелье? Примерно, как у Веры Камши? Уж тут то навыки шпаги пригодятся?
   И опять же нет. Видели, как дерутся на современных шпагах? Два человека в костюмах космонавтов прыгают вдоль дорожки, стараясь уколоть противника, хоть как, хоть куда - и останавливаются после каждого удачного удара - зарабатывают очки. (В бою не шпагой, а рапирой и саблей, мест, куда можно противника поразить куда как меньше, но принцип тот же).
   А настоящая боевая шпага - это по сути легкий меч, коим и рубить, и колоть можно. Куда как неудобно фехтовать современнику боевым оружием! Настоящий воин может и пропустить легкую рану, да зато выиграет темп, расстояния и поразит нашего бойца насмерть. А каково нашему герою получать не проигрышные очки, а настоящие раны? Знать, что лицо не прикроет маска? Да еще наносить удар с силой, чтобы по настоящему воткнуть оружие, а не "отметить удар"? И не против одного, а нескольких?
   Что тут сделать, дабы улучшить сей штамп? А очень даже просто - заставить героя переучиваться заново вот тут спортивная подготовка мало-мало поможет. И процесс обучения занимательно описать, как раз и описав отличия спортивного боя от настоящего, услаждая взор читателя терминами "батман", "туше", "квинта". Если постараться - выйдет интересно. А еще лучше - пусть-ка занимается историческим фехтованием - по крайней мере, там бой, оружие и доспехи максимально приближены к реальным прототипам.
  
   3) "Меч Белого Лотоса" против орков.
  
   Возникновению сего штампа, мы обязаны газетным и журнальным статьям про "искусство японского меча", "боевое кунфу с оружием", "путь самурая", что в изобилии посыпались на читателя в начале 90-х. А так же самоучителям, типа "Длинный меч старого сёгуна - 55 уроков" Да и видеофильмы того же времени оставили след в памяти, чего уж греха таить...
   Штамп выглядит примерно так "...Как оказалось, учитель был прав - вот и пригодились уроки кен-до! Алексей подхватив с земли меч, в памяти всплыло - "Белый журавль машет крылом". Шаг назад, поворот, замах - меч легко разрубил кольчугу наемника - злодей рухнул на землю, обливаясь кровью. Остальные наемники замерли, сообразив, что безобидный на вид парень оказался на деле настоящим мастером меча!"
   Гм, вроде всё правильно... Кэндо - это вам не спортивной шпагой тыкать, а умение настоящих самураев. Так думает обыватель и совершенно напрасно!
   Ох, рискую вызвать я гнев "кэндоистов", что в превеликом множестве на пространстве бывшего СССР расселились. А заодно и кунфуистов, что "Длинным мечом школы Удан" овладели (точнее, они так думают). Да делать нечего...
   Да будет известно читателю, что искусство "кэндо" (оно же , оно же кен-до) к бою самураев имеет весьма отдаленное отношение. Отличия:
   а) настоящие самураи изучали не кэндо, а кендзюцу (не "путь меча", а "мастерство меча"), то бишь, плевали на всякие медитации и философию, а делали упор на боевой аспект.
   б) большинство самураев презрительно относились к учению в додзе (тренировочном зале), справедливо полагая, что научиться можно только в настоящем бою, и над кэндоистами потешались.
   в) самурай - это японский рыцарь: носил доспехи, скакал на коне с копьем, стрелял из лука. И еще дрался не одним мечом, как в фильмах, а двумя, (скорее всего, ввиду традиционного отсутствия щита).
   г) во время тренировок самураи использовали бокуто (тяжелый деревянный меч), а вовсе не синай (легкий меч из бамбуковых пластинок). Тяжелым бокуто запросто можно было покалечить, зато самурай учился в полную силу, отлично понимая последствия пропущенного удара.
   д) цель тренировки самурая - научиться, как можно быстрее убивать врага. Цель кэндоиста - некий "Путь меча" (чепуху о "до" прочитайте уж сами в соответствующей литературе, у меня не хватит терпения все это описать...)
   Думаете кэндо - древнее искусство? Фиг вам, кэндо - типичный "новодел" времен упадка самурайского сословия. Тут придется рассказать подробно...
   В эпоху Токугава (1600-1868) в Японии установилась твердая власть сегуна, феодальные войны ушли в прошлое, в обиход вошло огнестрельное оружие - словом, для мастеров меча настали плохие времена. В то же время самураи, получившие монополию на холодное оружие, стали стремительно превращаться в заносчивых бездельников - шлялись без доспехов, ввиду отсутствия войн дрались между собой на поединках (за что сплошь и рядом лишались головы - если убивали кого не следовало). Нет войн - и к концу эпохи Токугава в Японии расплодилось чудовищное количество нищих самураев, что, наплевав на всякие там "бусидо", жили за счет того, что торговали овощами и безделушками.
   Вот в такое-то печальное время и создано было кэндо. Создал его в 18 веке (примерно в тоже время, когда у нас правила Екатерина II-я) мастер Наканиси Тюдзо - за основу взял технику школы Итто-рю (особенность - бой одним мечом; как правило, сию школу изучали полководцы - понятно, самому военноначальнику в бой идти незачем). Прославился Наканиси Тюдзо тем, стал использовать на тренировках легкий бамбуковый синай и защитные приспособления. Жизнь ученика-мечника здорово облегчилась, но на боевом применении можно было ставить жирный крест.
   Зато расцвела литература и философия - тогда же были и созданы всякие опусы вроде "Путь самурая". Наблюдая за упадком воинского сословия, интеллигентные феодалы вздыхали и сочиняли книги об идеальном воине - без страха и упрека. А в тренировках стали делать упор на "красоту", "гармонию", "этику воина". Появились разряды - кю и даны, возросла роль медитации, буддийских умствований, сложных ритуалов. Техника все больше упрошалась, многие боевые приемы терялись - ввиду ненадобности.
   Окончательно кэндо оформилось в 20 веке - в 1912 году Академия воинских искусств Японии полностью унифицировало "искусство меча", сведя все школы в одну - кэндо семимильными шагами превращалось в обычный спорт. А уж после Второй мировой войны, в 1952 году кэндо уже официально был провозглашено исключительно спортом - последние остатки боевого умения исчезли навсегда.
   И вот этот самый спорт японцы уже полсотни лет втюхивают европейцам - как настоящее боевое искусство! Уверяю, современного кэндоиста настоящий самурай изрубит в капусту и даже не вспотеет.
   Про шутейные китайские "Пути длинного меча" я и писать не хочу - всякий видит, что сие есть обычная гимнастика, без малейшего боевого применения.
   Надеюсь, вы согласны со мной? Так как что же делать со штампом "кэндоист в Средиземье"? А то же что и с предыдущим штампом - пусть как герой поучится сражаться по настоящему.
  
   4) Петька вытирает лезвие и говорит - "Ха, с голой пяткой на шашку!". (из анекдота)
  
   Кто не смотрел на заре перестройки фильмов с Чак Норрисом, Брюсом Ли, Джеки Чаном и другими единоборцами (имя им - легион)? Кто не листал хоть раз брошюрки "72 секретных упражнения шаолинских монахов", "Путь пустой руки", "Школа тигра" и т.п?
   Штамп - в фентезийный мир попадает герой - мастер 4 дана карате, ученик Великого Ден-Дзина, владеет ушу (оно же кунфу, оно же кунгфу) и т.д. Благодаря рукопашному бою, наш "засланец" легко расправляется как с местными хулиганами, так и с солдатами плохого Властелина. От мирного же люда такому герою - респект и уважуха, потому как слывет непобедимым бойцом: "...- И тут этот... как его, Сергей... голыми руками всех воинов герцога уделал! Говорит, что ему помогает магическое искусство "самбо"... "
   Ужасно надоевший штамп. Про то, что представляет собой нынешние "боевые единоборства" я уж напишу в отдельной статье. Но допустим таки, что наш герой и в самом деле сильный каратист (самбист, ушуист), запросто нагоняющий страх на местную шпану. Будет ли он крут в фентезийном мире? Увы и увы...
   Читали в научно-популярной литературе что люди древности и средневековья были чуть ли не захмурышками? Ну жили до 40 лет, роста маленького были, тощие, ввиду плохого питания? Читали? Плюньте и забудьте.
   Действительно, средний срок жизни в античности и средневековье был меньше чем сейчас. Однако тут надо учитывать смертность от болезней - с детства и до старости болезни уносили в могилу тысячи людей. Однако и долгожителей было не меньше чем ныне. Как-то читал список знаменитых античных философов, с указанием года жизни - с изумлением отметил, что всякие там Платоны и Аристотели жили в среднем по 70 лет, т.е. как и наши современники. Пример - Платон,годы жизни 428-348 г.до н.э. - т.е. 80 лет! Аристотель, годы жизни 384-322 до н.э. - 62 года! Исократ - жил с 436-338 г. до н.э. т.е. 98 лет! Демокрит - 460-370 г. до н.э. - 90 лет! 90 летние эллины были не в редкость! Кто не верит мне - гляньте в энциклопедиях годы жизни философов и разных деятелей.
   Кстати, и предположение о 40 летнем возрасте средневекового жителя весьма спорное. Т.н. радиоуглеродный анализ - весьма неточен, и тем дальше в прошлое, тем больше погрешность. В курганах находят останки людей в возрасте 30-40 лет? Ну так это воины, погибшие в расцвете сил. Словом многое весьма и весьма сомнительно.
   Люди были слабее? Да, благодаря улучшенному питанию у нынешних людей в Европе рост куда как повыше, чем у предков. Однако стали ли они сильнее и здоровее? Учитывая, что уже много десятилетий выживают те, кто раньше умирал? Да еще плодят новых детей, с еще более ослабленным иммунитетом? Кто из нынешних жителей способен заночевать в лесу, укрывшись полушубком? Съесть полусырую дичь?
   В фентезийных романах с героем устраивают драки местные жители - либо доходяги, либо здоровяки увальни. Конечно, таких каратисту бить приятнее... А на самом деле? Так ли уж подивились бы жители мастеру-самбисту? Да нисколько. Вспомним "саватэ" и еще кучу т.п.
   И на Руси, и в Западной Европе "ногомашество" не было чем-то удивительным. Честно, умели и французы и русские бить ногами и бить крепко. И кулаками дрались - дай боже, современным боксерам. И сильные люди были - на зависть нынешним. (Забыл имя русского силача, что ударом кулака выбивал кирпичи из печи - эй, каратисты, слабо повторить?). А как насчет борьбы? И тут нашего самбиста ждало бы жестокое разочарование. В том или ином виде борьба с заломами, захватами, бросками есть у всех более-менее цивилизованных народов. В разного рода соревнованиях нынешний борец успеха бы не имел - ввиду того, что традиционная борьба имеет множество ограничений - где нельзя подножки ставить, где болевые захваты запрещены... Нарушителя ждало суровое наказание!
   В драке против вооруженных людей тот же самбист, (дзюдоист, каратист и пр.) скорее всего оплошал бы. Одно дело - отбирать на татами нож у условного противника, а другое - уклонятся от удара профессионального мечника. Что? Кто-то там бормочет про айкидо? Это где Уэсиба ловко кидает всяких там меченосцев в шароварах? Серьезно вы в это верите? Сам-то Уэсиба много лет занимался кэндо и настоящей боевой системой Айки-дзюцу, а вот Айкидо - всего лишь пацифизированная облегченная спортивная версия для обывателей. Да и собственно, Айки-дзюцу - всего лишь дополнение к традиционному боевому искусству самураев, так сказать, еще один шанс к схватке - ну оружие там выбили или еще что... Зато мифов об Великом Уэсибе - несть числа - то он, окруженный чудесным образом оказывается далеко в стороне, то за долю секунды заходит за спину нападавшим... Притом что на видеозаписях ничего этого нет - просто старичок ловко кидает низкорослых япошек, что нападают на редкость глупо - размахнутся мечом и бегут как бараны. Вот ей богу, не производит впечатление, даже в исполнении Стивена Сигала.
   Про удары руками в "уязвимые точки" и вовсе лучше забыть. Мало того что всё это чушь -(иначе бы в боях без правил безраздельно правили китайцы, получившиеся Дим-Маку), так еще какие нафиг удары в точку "тянь-дянь", если враг в кольчуге? Ах, герой бьет в пах и горло? То бишь, по металлическим гульфику и бармице? Себе же руку и сломает. Враг без доспехов? Знаете, а средневековые воины тоже знали, что в пах и горло больно - уж уязвимые места они будут прикрывать в драке обязательно.
   Что же делать с этим штампом? А вот что - не плохо бы почитать не про каратиста в Средиземье, а скажем мастера греко-римской или вольной борьбы. Уж те то точно и сильны, и побороться на равных с местными силачами смогли бы.
  
   5) Спецназовец - покоритель империй.
  
   Это уж скорее наш, отечественный штамп - спасибо Бушкову и Злотникову. Попадает в чуждый мир наш суперпрофессионал, к примеру, инструктор спецназа ГРУ и давай шороху наводить...
   Все соображения о рукопашном бое, что в рассмотрены в предыдущем штампе, и здесь имеют место, так что повторять их нет нужды. А большая часть знания и умения спецназовца пропадет втуне. На кой хрен нужно в Средиземье умение ставить мины? Стрелять метко из СВД? Водить любой транспорт? Прыгать с парашютом? Организовывать оборону стрелкового взвода? Бросать гранату на 50 метров - камнями что-ли во двор вражеской крепости кидать?
   Помимо того, "засланец" вдобавок частенько еще и стратег - типа попал в средневековье и будучи умным, как автор, начинает выигрывать битвы и войны - используя знания, видимо, почерпнутые из книжек "100 знаменитых сражений" и фильма "Александр Невский".
   Так вот, по книжкам средневековые армии водить не научишься. Т.е. знания, конечно, не помещают, но тут любой историк даст фору самому крутому спецназовцу. А полководцы вражеских армий тоже наверняка не дураки - и всякие хитрости типа "засадного полка" и "глубокого обхода" тоже знают.
   Как исправить сей штамп? Блин, надоело читать про "суперкрутых", пусть хоть раз попадет в иномирье настоящий специалист по военной истории, задохлик и очкарик!
  
   (продолжение следует)
  
  
  
  
  

Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"