Никакой "резкой грани" между советской кинофантастикой и кинофантастикой "Новой России" нет. Горбачёвская перестройка в течение почти 10 лет успешно "перестраивала" кинематограф. Запреты и ограничения были упразднены, позволив снимать то, что душе угодно. Некоторые режиссёры продолжали снимать хорошее кино в духе советских традиций. Но большинство переключилось на модные и "доходные" темы: "чернуха-порнуха" и глумления над славным прошлым страны, которую быстро стали растаскивать по "национальным квартирам". Часто такие фильмы снимались на деньги зарубежных "спонсоров", для которых главной целью была вовсе не художественная ценность совместных проектов, а возможность поиздеваться над ранее запретными темами. Эволюцией развитие российское кино на протяжении 30 лет можно назвать лишь условно, потому что главный для кинопроизводства критерий "бюджет-сборы" демонстрирует исключительно "глубокое пике". И больших надежд на "неожиданный прорыв" питать не стоит, потому что фантастика у нас - это жуткий гибрид из огромного бюджета, бредового сценария и халтурной актёрской игры. Но иногда в этой огромной мусорной куче всё же встречаются настоящие жемчужины...
Лично для меня самими интересными, как для просмотра, так и для анализа, являются картины 90-х годов. В них ещё можно увидеть "настоящее кино", в котором сюжет ещё не стал "прокладкой для зарабатывания бабла". Но таких фильмов становилось всё меньше и меньше - рыночная экономика не приемлет картин, заставляющих думать. Новое кино давно стало работать по унизительно-мерзкому принципу: "пипл хавает". Работая над этим материалом, я был шокирован не тем КАКОЕ УБОЖЕСТВО снимают наши кинематографисты, а тем, почему на такое убожество государство с упорством садомазохиста выделяет многомиллионные бюджеты! При этом, подавляющее большинство картин с бюджетами в 100-200 миллионов рублей окупаются, в лучшем случае, процентов на 20-30. Лишь единичным картинам удалось принести реальный доход! Это очень странный "бизнес по-русски". Зрителям натуральным образом "втюхивают" откровенный киномусор, выдавая его за "кино международного уровня"! Вот только на Западе после провального проекта режиссёр больше не найдёт спонсоров. А у нас одни и те же "провальные" кинодельцы раз за разом получают сотни миллионов на свои заведомо неокупаемые проекты.
Из сотен представленных фильмов я с неослабевающим с годами интересом пересмотрел бы не более нескольких десятков. Потому что деградация отечественного фантастического кино очевидна. В поджанре "научная фантастика" можно выделить всего несколько работ. Всё остальное - "околонаучная ерунда". Касается это, прежде всего, многочисленных экранизаций, которые таковыми назвать нельзя, потому что от авторского замысла в них остаются лишь фамилии известных фантастов, на которые и "покупается" зритель. (Самый свежий пример - "экранизация" Кира булычёва "Сто лет тому вперёд", которую иначе как издевательством над первоисточником не назвёшь.) Жанр фэнтези,"поднявшейся" за последние годы на бесконечных "перепевках" советских хитов, ждёт неминуемый кризис, потому что 10-й "Богатырь" или 5-й "Финист" могут принести доход их создателям, но никак ни эмоциональное удовлетворение зрителю, который под давлением отечественного кино заметно снизил планку требовательности к кинопродукции. Я нисколько не сомневаюсь, что время от времени обязательно будут попадаться отдельные хорошие работы. Но они погоды не делают, потому что кризис идей налицо. Очень многие наши фильмы - вторая или даже третья "производная" западных картин. Если же наши режиссёры и нащупывают нечто оригинально-неожиданное, то к финалу из этого получается такое, что диву даёшься. При всём при этом, в представленном списке каждый непременно найдёт для себя много интересного. Потому что загадочная русская душа требует визуального отображения своей сакральности в самом загадочном из киножанров...
Все представленные на странице фильмы я разделил на 6 частей. Деление это условное, потому что крайне мало фильмов, которые можно "категорически точно" поместить в рамки того или иного жанра. Подавляющее большинство картин - это "микс" из целого перечня. Отдельные фильмы могут включать все перечисленные жанры. Поэтому деление на части следует рассматривать исходя из преобладающего жанра.