Юрина Татьяна: другие произведения.

Обзор рассказа Анны Рожковой "Хождение по музам"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Аудиокниги БОРИСА КРИГЕРА
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Отличное название - "Хождение по музам"! Очень понравилось. И смысл повествования передаёт точно, и аллюзии вызывает...
   Рассказ незамысловатый, с линейным сюжетом и ясной идеей, которую можно сформулировать пословицей "от добра добра не ищут". Или вот ещё: лучшее - враг хорошего.
  
   Походила-походила разведённая женщина "по музам", попробовала поискать замену бывшему мужу, да чтоб новый поинтереснее оказался, поэт там или фотограф... да только не нашла Валя никого лучше своего Феди.
  
   Атмосфера не то чтобы очень подробная, но вполне себе достоверная. Простые бабы торгуют на рынке и думают о возвышенном. Персонажи не картонные, живые, разговаривают, каждый - со своими речевыми особенностями - ещё один плюс.
   Главная героиня звёзд с неба не хватает, академиев не кончала, однако "натура тонкая", находящаяся в поиске. И что ещё немаловажно, Валя - добрая, бескорыстная и отзывчивая женщина, притягивающая своей добротой мужчинок мелконьких, падких до халявы. Не прочь попить дармового кофейка и подружка Вали Раиса, но стоит ли говорить о таких мелочах, когда Валина душа просит поэзии?
  Понравилось, что при всей своей простоте героиня всё же не полная дура, и всяческим поэтам долго ездить на своей шее не позволяет.
   Понравился юмор вообще и хулиганская выходка автора, который смело сделал принадлежностью затрапезного поэта стихи Пушкина и Агнии Барто, - в частности.
   Это всё плюсы.
   К минусам отнесу немотивированная вариативность имени главной героини в авторской речи и некоторые стилистические погрешности.
   Но давайте по порядку.
  
   Далее нужно сказать об условных обозначениях, к которым привыкла при работе с текстами.
   Я цитирую фрагменты рассказа, выделяю красным цветом место, к которому хочу привлечь внимание, синим - делаю замечание, и коричневатым предлагаю свой вариант вместо авторского.
   Принимать или не принимать поправки и замечания - дело хозяйское. Ни на чём не настаиваю, просто обращаю внимание.
  
  
   Погнали.
  
   После развода Валя сбросила восемьдесят килограммов, шестьдесят из которых приходились на бывшего мужа, Федора.
  
   Славная шутка!
  
   Обретя свободу, Валентина порхала стокилограммовым мотыльком, её леопардовые лосины часто мелькали в клубах и кафешках. Валя хвастаясь знакомым: "Словно гора с плеч". Деепричастие здесь лучше заменить глаголом: хвасталась. На гору бывший муж походил мало. "Зато хлопот доставлял, паразит. Камнем висел на шее", - жаловалась Валюха.
   В одном абзаце - в пяти строчках - встречаются: Валя (2раза), Валентина и Валюха. Это не очень хорошо. В репликах персонажей это допустимо - они могут её называть как угодно, и то желательно разделять - один называет Валюхой, другой - Валентиной. В авторской речи желательно называть героиню одним раз и навсегда выбранным именем. Понимаю, тогда будет трудно избежать повторов. Но надо постараться писать так, чтобы обойтись без них.
   Попробуем переписать первый абзац:
  
   После развода Валя сбросила восемьдесят килограммов, шестьдесят из которых приходились на бывшего мужа, Федора. Обретя свободу, она хвасталась знакомым: "Словно гора с плеч" и порхала стокилограммовым мотыльком, её леопардовые лосины часто мелькали в клубах и кафешках. На гору бывший муж походил мало. "Зато хлопот доставлял, паразит. Камнем висел на шее", - жаловалась Валя.
  
   Осталось всего две Вали на абзац - вместо 4! Можно ещё поиграть, попереставлять слова и предложения. Но это уж сама сделай на досуге.
     
  
  
  
      - Ох, - от такой тяжести птичьобразная Райка чуть не согнулась пополам.
   Не нашла такого слова в словарях. В крайнем случае - птичьеобразная, но лучше - как в словаре:
  
   ПТИЦЕОБРАЗНЫЙ прилагательное: Видом, формой напоминающий птицу.
  
  
      С появлением Интернета у Валюхи началась совсем другая жизнь, завязались новые, интересные знакомства. Чаще всего заглядывала Валя на литературный сайт. "Писатели - они умные, плохому ребенка не научат", - рассуждала Валентина, штурмуя особо полюбившегося поэта со звучным именем Анатоль.
  
   Вот опять - будто три разных женщины фигурируют в абзаце, и чтобы их не спутать, автор называет одну Валюхой, другую Валей, третью - Валентиной.
  
      С появлением Интернета у Вали началась совсем другая жизнь, завязались новые, интересные знакомства. Чаще всего новоявленная пользовательница сети заглядывала на литературный сайт. "Писатели - они умные, плохому ребенка не научат", - рассуждала она, штурмуя особо полюбившегося поэта со звучным именем Анатоль.
  
   Заменила здесь одну Валю на ону, а вторую - на пользовательниц сети, мне кажется - так лучше - потому что звучит ирония.
  
  
  
      У Анатоля еще не было столь горячей поклонницы. Валя брала напором, закидывала поэта восторженными комментариями, виртуальными сердечками и открытками. "Нет такой крепости, которую нельзя взять", - повторяла Валя. Крепость держалась недолго. Спустя несколько дней нарядная Валя, облачившись в леопардовые лосины, восседала в гордом одиночестве в кафе. Лишнее здесь это ироничное: восседала. В гордом одиночестве тоже ни к чему - ведь её визави всё-таки пришёл. Я бы написала как-нибудь так:
  
  
   Крепость держалась недолго. Спустя несколько дней облачённая в леопардовые лосины, нарядная Валя ожидала поэта в кафе.
  
  
      Под Валиным чутким руководством Анатоль приоделся, отъелся и "только что на сметану не мяукал".
      - Толечка, тебе чего, за пивасиком сбегать? - суетилась Валя.
   В этом абзаце первое выделенное слово можно вовсе опустить, чтобы избежать повторов.
  
      - Пиво - напиток пролетариата. Тащи водку, - стукнул по столу Анатоль. "Кого напиток? - не поняла Валя. - А, чем бы мужик не тешился, лишь бы не рыпался", - рассудила она, наливая в стопку водки.
      - Понимаешь, Валя, а вот здесь уместно и Валюхой назвать! - рассуждал дошедший до кондиции Анатоль, стуча себя кулаком в тощую грудь, - хорошая ты баба. Но душишь ты меня, душишь. Не даешь творить. Художник, он должен быть голодным. У поэта душа должна болеть, тело - страдать, тогда рождается шедевр, понимаешь?
  
   - Понимаешь, Валюха, хорошая ты баба. Но душишь ты меня, душишь. Не даешь творить. Художник, он должен быть голодным. У поэта душа должна болеть - рассуждал дошедший до кондиции Анатоль и стукал себя в тощую грудь кулаком, - тело - страдать, тогда рождается шедевр, понимаешь?
  
      - Понимаю, Толик, понимаю, - кивала Валя, забрасывая поэта на могучее плечо.
      Вскоре Анатоль пропал. "Погуляет и вернется, эка невидаль", - успокаивала себя Валя. Но когда поэт не объявился ни на следующий день, ни через день, всерьез забеспокоилась.
  
     - Райка, что же делать? - утирала Валя слезы, отогреваясь с подругой в любимой кафешке.
   Снова повторы - имя и ещё однокоренные слова: у(спок)аивала, забе(спок)оилась.
  
   И ещё, обрати внимание, Анюта, на оформление диалога.
   Если прямая речь закончилась, а дальше следуют слова автора, которые обозначают не говорение (сказал, ответил, прошептал), а какое-то другое действие персонажа (кивнул, утирал слёзы и прочее), то после слов персонажа следует ставить не запятую, а точку А слова автора писать с большой буквы. И порядок слов немного другой.
  
      - Понимаю, Толик, понимаю. - Валя согласно кивала и забрасывала поэта на могучее плечо.
      Вскоре Анатоль пропал. "Погуляет и вернется, эка невидаль". - Возлюбленная литератора по первости не тревожилась. Но когда поэт не объявился ни на следующий день, ни через день, всерьез забеспокоилась.
  
     - Райка, что же делать? - Отогреваясь с подругой в любимой кафешке, Валя утирала слёзы.
  
      Рифмы найдены для Нины:
      Для нее цветут долины,
      Для нее и крик орлиный,
      Для нее с крутой стремнины
      Мчится бурная река*
      Ну, как? - расцвела улыбкой Валя.
      - Ты ж вроде Валя, - Райка непонимающе хлопала глазами.
      - Да, какая разница, - отмахнулась Валя. - Главное, что стихи Толик написал для меня. И потом, он иногда меня ласково Ниночкой называет, - Валя зарделась и потупилась. - Красиво ведь?
   Я бы и здесь немного изменила текст:
  
  
    -  Ну, как? - Муза поэта расцвела застенчивой улыбкой.
      - Ты ж вроде Валя? - Райка непонимающе хлопала глазами.
      - Да, какая разница! Главное, что стихи Толик написал для меня. И потом, он иногда меня ласково Ниночкой называет. - Валя зарделась и потупилась. - Красиво ведь?
  
  
  
     
      Анатоль явился сам, похудевший, грязный и ободранный.
      - Ты где был? - уперла Валя руки в боки.    - Ты где был? - Валя упёрла руки в боки.
  
      На сей раз выбор Валентины пал на фотографов. Литераторами она была сыта по горло. "Почему нет? Фотограф - классная профессия. И вдохновения не нужно. Щелкаешь и щелкаешь себе. А то и себя. Красота". По такому случаю был приобретен фотоаппарат типа "мыльница" пропущена запятая и окрыленная Валя бросилась на поиски курсов.
   Но я - вот ведь вредная тётка! - и тут бы переписала.
   На сей раз Валя решила пощупать другую среду. Литераторами она была сыта по горло. Фотограф - вот классная профессия! И вдохновения не нужно. Щелкаешь и щелкаешь себе. А то и себя. Красота! По такому случаю она приобрела фотоаппарат типа "мыльница" и, окрыленная, бросилась на поиски курсов
  
      - Ну и как твоя фотография? - интересовалась Райка, отхлебывая из чашки обжигающий кофе.
      - Ах, Игорь, настоящий профессионал. А уж педагог, - вздыхала Валя, устроив себе и Райке незапланированный перерыв. - А волосы. Какая у него шикарная шевелюра, не то, что у Федьки, паразита. Так и хочется запустить в нее пальцы, - мечтала Валя.
   Перерыв - на время вздоха? О-хо-хо...
  
      - Ах, Игорь, настоящий профессионал. А уж педагог... - Валя, устроившая себе и Райке незапланированный перерыв, мечтательно вздыхала. - А волосы. Какая у него шикарная шевелюра, не то, что у Федьки, паразита. Так и хочется запустить в нее пальцы!
  
  
     
   .
      - А вот и людь, - у палатки Вали прохаживалась женщина неопределенного возраста.    - А вот и людь. - У палатки Вали прохаживалась женщина неопределенного возраста.
  
  
      - Ты чё делаешь-то, - кинулась на спасение женщины прибежавшая на крик Райка. - Ты ж ей голову оторвешь.
   - Ты чё делаешь-то - ты ж ей голову оторвёшь! - Райка, прибежавшая на крик, кинулась на спасение женщины.
  
  
  
   .
      - Чего стерли? - пробасила Валюха. Валя.
     
     
      Но Валя сдаваться не собиралась, обратив свой взыскательный взор на живопись.
   .
      - Так одно дело за покойника платить, а другое - за живого. Аферисты, - Валя сплюнула под ноги. - В выходные пойду в музей. Там точно все покойники. Царство им небесное, - Валя перекрестилась.
      Снова повторы. Вторую Валю спокойно можно заменить метоимением.
  
   - Так одно дело за покойника платить, а другое - за живого. Аферисты! - Валя сплюнула под ноги. - В выходные пойду в музей. Там точно все покойники. Царство им небесное. - Она перекрестилась.
  
      В ближайший выходной Валя посетила музей. Она неторопливо переходила от картины к картине, подходя чуть не к самому холсту и подслеповато щурясь.
   И это предложение я бы немного изменила. Деепричастие призвано отображать дополнительное действие. А глагол - главное. Главное действие - переходила. Подходя - не является дополнительным к переходила. К тому же переходила - переходя - однокоренные. Их соседство нежелательно.
   В ближайший выходной Валя посетила музей. Она неторопливо шествовала от картины к картине и, подслеповато щурясь, подходила чуть ли не к самому холсту.
  
      - Девушка, кто ж так картины смотрит, - окрикнул ее мужской голос.
      Валя величаво повернулась, выпятив предмет своей особой гордости.
      - Не подскажете, как надо? - она обнажила в улыбке все свои двадцать шесть зубов, сверкнув золотыми коронками. Она - с большой буквы.
     
      - Выгнала я и этого мерзавца, - изливала присмиревшая Валя душу подруге. Здесь бы добавить: через неделю или ещё как...
      - Что на этот раз? - заинтересованно спросила Райка, попивая маленькими глотками кофе и жмурясь от удовольствия.
  
  
     
   Финал славный. Впечатление и послевкусие от рассказа хорошие.
  Победа на ВК закономерна.
   Хочется пожелать автору вдохновения и дальнейших успехов в творческих поисках и экспериментах. Двигаться дальше от простеньких линейных сюжетов к более сложным по структуре произведениям. Таким, например, более сложным и многомерным, мне видится второй конкурсный текст автора.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Ю.Эллисон, "Наивняшка для лорда"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) LitaWolf "Жена по обмену. Вернуть любой ценой"(Любовное фэнтези) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Р.Цуканов "Дух некроманта"(Боевое фэнтези) Е.Сволота "Механическое Диво"(Киберпанк) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"