Это даже не обзор. Так, заметки по ходу чтения. Ищу образ светлого "завтра". Чтоб, т.с. знать, к чему стремиться. Ну, и заодно, кое-что по лит. технике; в основном - выводы для себя.
"Капитализм мог существовать только благодаря коррупции" - ага, точно так. А феодализм мог существовать только благодаря "праву первой ночи". Продолжая мысль дальше, необходимо заметить, что рабовладельческий строй существовал исключительно благодаря столбу, на котором были высечены законы царя Хаммурапи, а первобытный уклад основывался на правилах использования палки-копалки-размножалки-поголовеударялки.
Любопытно, это сугубо авторский "умняк", или где-то вычитали?
Читаю. Показалось не совсем оправданным многократное повторение ситуации с милиционером, тем более написанное пресно-скрипуче безлико. Машина есть, машины нет... Сам по себе лит. прием повтора, обыгрывание одной и той же ситуации с разных ракурсов - дело хорошее. Сильное средство. Но, увы, в рассказе это подано серо. По ходу вывожу для себя правило: хочешь использовать повтор - найди точную акцентуацию. Деталь, штрих, нюанс.... Чтоб два слова - и главгер, и милиционер ожили, чтоб еще несколько - и читатель с головой в образ.... Иначе будет как вот здесь: 88 кб, а толку - пшик.
Сугубо социалистическая машина времени: мощная, но извечно поломанная.
Завязка затянута неимоверно. Когда же пойдет развитие действия?
Ага, вот, наконец. Обещанный суд потомков. Ой.... Эхх - совсем поскучнело. Читал, думал, прикидывал: вот-вот... Сейчас появится что-то живое, интересное, или, как минимум, согревающее душу светлым "завтра". Нет, ничего подобного. Осуждение "звериного лица капитализма" в лучших традициях политзанятий для солдат стройбата из Средней Азии. Типично люмпеновская лубочно-кухонная однобокая озлобленность на "рвачей-фирмачей".
Неуклюжие реверансы в сторону любоффь-маркоффь (...молодое божественное создание в строгой прокурорской форме...) Ой, еще и обмоченная сахарными слезами могилка неизвестной красавицы...
Прочитал.
Образа "светлого завтра" не нашел. Грустно, когда за "светлое завтра" выдают серое позавчера.
В общем, рассказ, как призыв "из барахолок и офисов возвращаться в цеха и на поля" ради "непростого, но чистого" будущего, во-первых, идейно - туфта, а во-вторых, исполнен слабенько с точки зрения литературной техники.
"...Безобидные ночные насекомые бились о стоящую посреди стола лампу..." Вот, вот оно, светлое будущее! Каждому из комаров прививку сделали от кусучести! А то бывало, выйдешь вечером, а они, как собаки, грызут насмерть... Хочу в такое будущее!
"Подствольник бронебойника" - это, наверняка, к "робаной матери", ваобще супербронебойная вестч...
"В обозримых окрестностях дымилось не меньше двадцати самоходок, остальные беспорядочно отступили для перегруппировки"
Это были маленькие самоходки. Можно даже сказать - самоходные артиллерийские установки карликового размера. Величиной с кошку. Иначе двадцать штук в условиях уличного боя минус пространство для маневра остальных в "обозримые окрестности" никак не поместились бы. (Хлебать их в бот!)
А вот и социализм в чистом виде. Для того, чтобы починить форсунки на двигателе, слесарю нужно с помощью новейших технологий окунуться по пояс в расплавленный металл... Хорошо хоть с паучком, да не босиком... Эти-то, капиталисты, фирмачи (за ранцы)- они бы попросту не ставили двигатель там, где к нему нет доступа на обслуживание. Или, по крайней мере, поставили бы мостик, по которому можно подойти, не окунаясь в жижу... А социализму не нужны удобства. Ему нужны героические сантехники.
Какое там по счету? Ага, третья часть. Аграрная любовь. Типо: "Эй, крестьянка, любви хочешь? Ну, приходи на сеновал..." Т.с. женская половина статуи "Рабочий и колхозница". Женский коллектив искореняет недостатки в любви и пресекает попытку ловеласа проникнуть...
Лубочно.
О, я, я. Свобода личности. Семья и брак.
- Хочешь - сладких... аааа-пель-синов...
Это именно там, где про некусачих комаров. Правильно, свободной личности никакие насекомые не страшны.
Финал? Нет, еще одна зарисовка. На тему "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" Художником? Ученым? Инженером?
Нет, хочу стать эксплуататором. Или, по случаю, профессиональным революционером. Вы еще не носите белое? Тогда мы идем к Вам!! В солнечную Гренландию, вашу тать...
Прочитал. Собственно, неплохо. Крепкий текст. Понравилось, что автор не дает готовых ответов, старается подтолкнуть... Вроде разрозненные картинки складываются в общее настроение. Конечно, скучновато, целостной картины, реального устройства мира нет. Много наивностей. Много неоднозначных полутонов. Бессюжетность значительно затрудняет восприятие текста.
Самым ценным в тексте выглядят выражения "хлебать их в бот" и тому подобные. Это успех! Можно сказать - авторская находка. А в остальном... кабы не в конкурс - дошел бы до маленьких самоходок и дальше читать не стал.
"Но что всему виной?" - риторически спрашивает автор следующего текста. И действительно, в чем проблема? В каких субстанциях и материях закавыка нарисовалась?
Попробуем разобраться.
Ага, вот где собака порылась. "...Весь старый мир был прогнившим насквозь. Капитализм, словно бомба замедленного действия разъедал человечество не только в глобальном плане, но и в каждом отдельно взятом человеке..."
Что ж, причина понятна. Капитализм-эгоизм. Как говорил незабвенный персонаж М.А.Булгакова "Вот уж эти трамваи! Одно колесо - пудов десять. Хрусь - и пополам..."
А еще вспомнился Гоголевский кузнец Вакула, нарисовавший на стене церкви картину страшного суда. Черт у него получился - заглядение! Можно сказать гадоснейший и гнуснейший персонаж. "Смотри, яка кака намалёвана" - говаривала иная баба, тыча пальцем в картину, желая припугнуть капризное дитя. И плевала черту прямо на его хвост. Так что от слюны прихожан на стене скоро образовалось мокрое пятно, и краска облупилась...
Дальше разбираться в этих идейных плевках в капитализм, а так же в небо (альтернатива - в колодец) особенной охоты не возникло.
Не впечатлили меня ни техническое описание земного апокалипсиса через пятьсот лет, ни повально белые одежды обитателей Ноева ковчега, ни массовый просмотр парада планет с открытой палубы космического корабля...
С литературной точки зрения рассказа здесь нет. И особых намеков на рассказ тоже нет.
Нечто среднее между заметкой в стенгазету, записью в дневнике и лекцией о наличии жизни на Марсе.
А здесь идея интереснее. Этот текст нашел во мне определенный отклик.
"...Так появилось братство. Всего четверо парней вошло в него. Они звали друг друга братьями и назвались: Блондин, Варвар, Мрак и Локки.."
Ну, товарищ автор, вы и конспиратор! Можно, я открою тайну? Конечно: братьев звали совсем не так. Их звали Карл, Фридрих, Владимир и Иосиф.
Вот подтверждение:
" -- Деда Владимир! Деда Владимир! Расскажи историю!" Есть такое живописное полотно эпохи развитого социализма - "Дедушка Блондин и дети"
Итак, барельефная четверка. Как на обложке "Краткого курса истории ВКП(б)"
"...Долго думали они, как спасти людей..." Конечно, а как же без раздумий? Вот, таки думали, результат налицо: "Капитал" товарища Мрака.
Тут и думать особенно нечего: людей нужно спасать. Непременно! Они, люди, без братьев-спасителей - прям как дети малые: то возьмутся жить "по своим ценностям и интересам", то погрязнут в "...богатстве, роскоши и вкусной еде..." Непорядок.
Людей надо обязательно спасать от богатства, роскоши и вкусной еды. А то зажиреют. И еще, как обязательное условие, людей нужно спасти от секс... Ну, вы, детки, поняли... Как начнут по ночам друг над дружкой издеваться - кровати скрипят, крики, стоны... Кха, кха... Этого у нас не будет!!
Все, надо спасать. Осознав свою миссию, подумав, они стали решать, чем заняться дальше. Вспоминается картина после казни старшего родного брата Блондина. "Мы пойдем другим путем" - сказал рано лысеющий юный дед Владимир, положив руку на плечо матери, и они "...Другим путём пошли."
По сути, чудесную сказку рассказал дедушка Владимир Ильич "...десятку детворы от 4 до 10 лет..." Политически верную. Мне понравилось.
Конечно, сказка. В жизни-то все по-другому. Жизнь для этой сказки уготовила совсем другое продолжение.
С точки зрения литературной техники текст выполнен неплохо. В смысле есть определенная стилизация под сказку, заметно стремление автора писать понятным и ясным языком. Литературный шедевр реализован процентов на пять-десять. Вывести бы хоть чуть-чуть образ деда, (поярче бы, выпуклее), заменить бы "десяток детворы" на настоящих детей, дать более живые диалоги, в двух-трех словах прорисовать обстановку, настроение, исправить ляпы... В общем, хорошо, но по технике слова нужно еще многа-многа работать.
Хороший рассказ. Качественный. Вот нравятся мне подобные тексты, где речь идет о человеках, пусть в каких-то немыслимо фантастических ситуациях, но о нас, о наших людских внутреннедушевных закавыках и заморочках.
Каждый видит свое - прав, тысячу раз прав автор. Тут ничего и комментировать не стоит, тут нужно читать и думать.
А вот в других отношениях текст стоит покритиковать. Жестко - в отношении конкурса.
"...Они играют на каких-то инструментах со световыми струнами. Это и работа, и искусство для её народа..."
Это чего такое? Вы зачем из Библии гротескно-ангельские занятия содрали? Там тоже белые, розовощекие и кудрявые вечно играют на арфах... сидя на облаках. Тоска.
Да, понимаю - это всего лишь представления главгера. Но в умном тексте это место выглядит крайне слабым и непродуманным. Впечатление о "игре света во всем космосе" и "первичных материях" смазывается начисто. В остальном - нормально (в смысле смысла), но в этом месте - как сучок в полировке. Ведь в конкурсе просили о "светлом" будущем. Из текста совершенно непонятно, каким оно будет.
По лит. технике мне показалось (это, конечно, дело вкуса), что в целом затянуто. Все правильно, но слишком длинным вышел отчет о посещении грота, слишком много второстепенного и необязательного в диалогах. Тяжело воспринимаются образы, тягуче. Я бы чуток подрезал текст, оставив только важное и существенное, для лучшей динамики.
А вот любопытно: для лошадей термокостюмы-скафандры возможны? Ведь если существуют таковые для большевиков-буденовцев (помещаются галифе, маузер и шашка), то почему нет упоминания о лихих кавалерийских атаках на буржуазно-центристское Ядро Земли?
Это я так, о своем. Легкое отступление. Музыкой навеяло.
Сразу будем искать идею. Ведь каждый текст (пожалуй, кроме эльфийско-иномирных бродилок) должен о чем-то говорить. Немыми настоящие рассказы не бывают; бессловесными бывают только поносно-графоманские опусы.
О чем мне рассказало "Звездное пламя"? В чем, т.с., соль вопроса?
"Нижний космос".
Судя по раскладам, наверху господствует коммунизм. Уже все освоено: реки повернуты вспять, горы передвинуты, а проклятые капиталисты напрочь уничтожены. Но после всех этих освоений остались только маленькие коммуны на окраинах.
Вопрос по ходу: зачем маленьким коммунам земное Ядро? Правильно, лучше перекинуть мощности на Марс...
Собственно, вопрос не в этом. Я, если честно, не уловил особой логики в исторических выкладках. Запутался в Хуагах, Еврамах, Сингапах и Багаванах, Ниппонах, Чосонах, Халхи, Хэйлу, Вьета.... Обнулении. (Чтоб вы, автор, были здоровы! И я вместе с вами!) А вот аргументации их гибели особой не нашел, кроме как "...Много знающие и умеющие, но холодные и пустые в душе..." И... чего? А ничего. Счас будет шутка юмора, перефразирую, оставляя неизменной суть: оттого они вымерли, что не горели их сердца идеями коммунизма...
Как оно вам? Насчет отсутствия идей коммунизма как основной причины гибели? По-моему - бред. Как и реинкарнация призрака, бродящего по Евраму...
Необходимо заметить, что я нашел в тексте очень много хорошего, но совершенно не нашел светлого будущего.
Человек осваивает "нижний космос". Этакий подземноплазменный Колумб, Беллинсгаузен, Дежнев или Жак Ив Кусто. (Насчет Кусто сомневаюсь; но пусть будет, для красного словца) Можно было бы сказать, что Уильям Болингброк сильно отличается от Колумба идейным содержанием. Дескать, разные цели преследовали. Разными идеями руководствовались. Но, вчитавшись, убеждаешься: автору не удалось испортить романтику и прекрасную одержимость первооткрывателя идейно-классовым содержанием. Образ вылез сам по себе. Как говорится, шило таланта в мешке предрассудков не утаишь.
Кстати, а ведь Болингброк - индивидуалист. Он живой, он на своей волне. Стругацкие из эпиграфа о чем пишут? О том, что не выполнить приказ - для коммуниста все равно что обокрасть детский садик. Брок другой, он - явно не винтик системы. "...Что давно было видно - с ним не всё в порядке..." - вот отношение к нему коммунистических товарищей...
Звездное пламя, которое в Броке, явно не коммунистического разжига.
Теперь пройдемся в тексте по некоторым достопримечательным местам.
Любопытно, как "...аспиранты рисовали на большом листе стенгазету с новой мигающей надписью "Ядерщик"..." Неужели при помощи обычных в восьмидесятые годы прошлого века гуаши, туши и цветных карандашей? А действительно, как это делали "задорные редакторы"? У меня чисто профессиональный интерес. Нет, понятно, гуашь для заглавия у них была особая, "мигающая". Но сама по себе газета в общем ракурсе - такой же анахронизм, как северокорейский праздник Дня рождения Ким Ир Сена.
Коньячный ароматизатор в кофе - несерьезно. Во-первых, вредно психологически - обман организма; во-вторых, напоминает эпоху фастфудов...
"...Чертыхнулся, когда хлебнул раскаленный, как забортная лава, кофе. Все повернулись к нему..." Чегой-то - улыбнуло. Нифика себе он чертыхнулся!
Рассуждения о парусах и ветрогенераторе выпадает из общей канвы - явно фальшивая нота. Буквари для неграмотных... (Шел тяжелый 3017 год. В стране, как всегда - голод и разруха. Изготовлена первая партия букварей для неграмотных товарищей - участников экспедиции на Марс)
Вот такое обычно вылезает от желания запихнуть в нормальный текст отжившие стереотипы и атрибуты умершего марксизма-ленинизма.
Итак, с чем я остался после прочтения текста.
Фантидея - супер! "Нижний космос", написанный живым и ярким языком с первых строчек увлекает, берет в себя и делает то, что и положено хорошему рассказу - цепляет читательский интерес.
Харашо. "Харашо" в смысле обвертки, в которой подана основная мысль. Хорошая подача, качественная - не подкопаешься. Никитина читывал не раз; могет, могёт человек писать - не отнять. Кроме вставок о "светлом будущем" в виде приказов партии и буденовских лошадей остальное - замечательно. Вот одного не знаю, не понял - умышленно ли автор противопоставил систему и человека, или само получилось?
Попытка рассказать о самоорганизации масс, как истоках коммунизма. Над текстом реет лозунг, вытравленный хлорной известью по больничной простыни: ПРОСВЕЩАЙТЕСЬ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ, ЭКОНОМЬТЕ ЭЛЕКТРОНАКОПИТЕЛИ! Под лозунгом кто-то забыл дырявый валенок. Темные окна полуразрушенного города. Ветер гоняет радиоактивную пыль вперемешку с поземкой...
Северный Урал. Коммуна. 2080 год.
Вывожу условный 2080 исходя из того, что главному герою - 80. Он помнит "...преддверие Последней катастрофы...", т.е наше время.
Нет, не все так мрачно. Текст идеально подходит по тематике конкурса. Люди в таких суровых условиях нарисованы исключительно светлыми красками.
Завтра будет светлым, если люди просветлеют внутри - вот что хотел сказать автор. Идея неплохая, хотя наивная и весьма спорная.
Просветлеют ли? Заложена ли в генах возможность просветления? А если заложена, то у всех ли?
Куда девать из коммуны непросветленных негодяев - лентяев, пьяниц и прочих "расхитителей социалистического имущества"? А так же постъядерных мародеров, спекулянтов, убийц, насильников...
Не нашел в тексте ответа на этот простой вопрос. Не разбирать же таких "на совещании коммунального совета". Таковых не будет? Будут. Всегда будут. Таков человек. Как не бывает тени без света, так и не бывает двух одинаковых людей.
Скорей всего, любая форма коммунизма непременно связана с трудлагерями (примеры есть). Или физическим истреблением инакомыслия ( тоже было), или с простым отлучением от "теплоламп" - что в условиях Северного Урала - смерть, или изгнанием из послеядерной первобытно-коммунальной общины (что тоже должно равняться смертельному приговору, но глупо, так как велик риск соединения изгоев в банды)
Найдите способ не просто просветить, дать знания, а перевоспитать, внутренне уравнять людей (кроме клонирования) - и тогда коммунизм непременно наступит.
В общем, идея братства и равенства через просвещения и в данном тексте выглядит не вполне убедительной. Нужно заметить, что просветителей история знает немало. И в основном они заканчивали свой путь на костре.
Кстати, прогнозируя ситуацию, когда "...частному капиталу было проще купить готовые иностранные разработки, чем ждать, когда окупятся свои, родные,.." советую ознакомиться с последним Посланием к нации Д.А.Медведева.
По лит. технике - два момента. Первое, хорошее - вполне нормальный читабельный живой язык. Второе, нехорошее - "бессюжетное" построение. Поток сознания - нет динамики, нет конфликта. Из-за второго текст скользит, не "цепляет", читается без интереса.