Журнал "Буквица" читаю, уважаю, знаю, что халтуры там не держат. И стихи, которые волею случая станут предметом моей рецки, безусловно, качественные и мастеровитые.
А где, собственно, сказано, что рецка пишется только чтоб поругать, или наоборот, похвалить?
А может, автор рецки желает на фоне разбираемый стихов себя показать, пофилософствовать? Красиво жить не запретишь, как говорится.
Так вот.. что я хотела сказать... а, склероз проклятый... хотела сказать, что не только по лености и нежеланию возиться с тегами и ссылками, рассматриваю нижерассматриваемые стихи в одном флаконе. Дело в том, что в них, как ни странно, куда более общего, нежели различного. В каждом, несмотря на многоплановость, непростую игру образами, присущую, наверное, любому качественному современному стихотворению, так или иначе, затронуты темы поэта и поэзии, слова и его значимости, звучит мотив невписанности поэта в то время, в котором он живет, несогласованности его, поэта, мироощущения, и того, чем одаривает действительность.
Вечные темы. Вечная карма поэта. Вечная печаль о несовершенстве мира. Вечная проблема непонимания, с которой сталкиваются те, кому Аполлон плюнул в рот, согласно легенде. Местами эта вечность подвешена покоптиться над очагом иронии, местами подана на современном блюде из какого-нибудь поливинила. Но что-то все-таки в этой тематике есть... такое... ну в общем, неспецифичное. Такое, что заставляет, восхитившись исполнением, заценив серьезность темы и художественность исполнения, пойти... куда-нибудь, пивка, что ль выпить.
"Стая бомжей и сброд вождей" насмешили меня изрядно, вот она, перчинка современности! Ну и конечно "тушка" поэта, ведь "тушка" в применении к герою произведения - это знаменитейший штамп юмористической фэнтези.
"Но если ты вправду поэт,
не будет ни дома, ни доли, -- сиротское, злое житьё носителя долга и боли."
- черт возьми, задолбало уже, мемом стало: поэт должен быть непременно несчастен, непременно беден и гоним. В конце концов, ведь даже И.Бродский нашел свою нишу в обществе и был вполне успешным преподавателем университета и признанным при жизни. Да и другие примеры можно найти. Конечно, надо помнить, что это все метафоры, что душа поэта все равно страдает, даже если он живет не на чердаке, а в приличной квартире. Но уж очень образ поэта-страдальца достал. Прям так и слышится этакое: Он не такой как все, его не понимают близкие, его отвергает общество... эмо-эмо-эмо...
Тут, конечно, напрямую образ поэта не светится, как лампочка в парковой аллее. Но птица древняя Гамаюн, мерещившаяся еще Блоку, заставляет думать, что косвенно и здесь не обошлось без этого лирического героя. Красота пейзажа как-то жестко привязана к его безлюдию. Даже собор, который вообще-то, хоть и метафоричен (храм природы, которая не мастерская, ага), но все-таки, все-таки, все-таки - это человеческое. И его безлюдье, так же как исчезновение людей в последних строках стиха, льет воду на мельницу все того же образа: достала поэта толпа, и только среди дюн он может обрести красоту и покой.
"Бальзамируя ветер, шиповник на склонах цветёт" - хоть тресни, это "бальзамируя" кажется - ради оригинальности. Запросто могу представить себе на месте шиповника сосны или можжевельник, ибо запах смолы, ибо смолы - для бальзамирования. Но не шиповник.
"Бесконечен, безбрежен, безжалостен круговорот" - если это не штамп, то я китайский летчик.
Кстати сказать, пейзаж хорош. Сам по себе, безотносительно философского наполнения. Но ведь теперь просто пейзажной лирики не пишут, считает плоским и банальным. А вот если к пейзажу да философский аспект, да перекличку с поэзией Серебряного века - уже круто.
Ну это, это просто воззвание к графоманам, на тему: Если можешь помолчать, лучше не пиши.
"Раны в горле заживают, свербя..." - убийственная метафора. Раны в горле... это ж страшно подумать, какое заболевание.
"запинай дыханье словом и пой" - понимаю, что это из-за словосочетания "без запинки" или "с запинкой" произносить слова. Но... но лезет откуда-то сбоку нечто другое, не в тему: "Эй, чего стоишь?! Запинай этого лоха, чтоб не рыпался!"
И кажется мне, что это стихо тоже о творчестве, потому что
"Сферы, плоскости и грани - Для блестящих и счастливых."
Кажется, читателю предоставляется возможность поплавать в водах фантазии, ну там, где жирафы всякие и другая экзотика, ан не тут то было...
...возникает "промах" и пираньи-критики, и пираньи - как метафора суровой действительности, кидаются загрызть мечтателя, свищущего "в темнолистых синих кронах". Ирония встает в полный рост, "рыба-паранойя" и "птица-отморозок" просто рулеззз!!!
Ага, вот он, образ серой, тусклой действительности, где
"вместо войны парад, вместо мести шествие, вместо смуты суматоха."
"Серые, усердные, как фашисты" - привет дону Румате, коричневые и черные - штамп, пусть-ко теперь серыми побегают, ибо серость, она, как известно, одно из основополагающих свойств всего давящего, угнетающего и убивающего на коню все талантливое, чистое и разноцветное. " свыше им дозволено петушиться" - уже теплее, ибо современный российский фашизм без негласной поддержки с самого верха не долго бы прожил, ИМХО (полезная вещь, обывателя есть чем пугать).
А дальше надо жалеть лирического героя, поэта, запутавшегося в тяжких путах жестокой реальности и своего представления о предназначении:
"В чем мое задание? Дать сигнал к бою? К отступленью? Не то. Ни сном ни духом. Даже если когда-то знал, для чего послали -- уже не вспомню."
если бы не такое длинное было стихотворение, я бы, пожалуй, и пожалела, но, видимо, эта длиннота призвана привести читателя к оптимистическому финалу, когда герой, осознав свое предназначение, высветив поэтическое кредо, готов
"к действию: здесь выстрелим, там зажжем"
Даааа... и что у меня застряло в памяти после прочтения всех этих, несомненно, хороших стихотворений? Ну конечно, "рыба-паранойя", которая пиранья, и "птица-отморозок", которая зимородок. Хочу стать такой рыбаптицей! Раз уж не удалось стать бережным и внимательным читателем.