Хронотоп - сплав пространственных и временных характеристик текста является одним из основных способов организации композиции произведения. Действие, происходящее в рамках заданного сюжета имеет временную составляющую, которую можно обозначит "абсолютным временем", то есть тем когда происходили события, и "относительным временем", то есть сколь долго длились описываемые события. Немаловажную роль играет и "место действия", что даёт пространственную составляющую понятия "хронотоп". Наиболее существенным является организация сюжета в пространстве из-за того, что именно в нём обычно располагается точка зрения, из которой читатель и видит совместно с рассказчиком то, что является миром произведения.
В данном исследовании произведена попытка выделить эти составляющие хронотопа и проследить, как авторы строят композицию, основываясь на своём видении пространства и времени, участвующих незримыми персонажами в их рассказах.
Время: Абсолютное время - несколько лет после Контакта, отдалённое будущее. Относительное время - несколько дней.
Пространство: Ограничено помещениями базы. Визуально - до горизонта, где видны горы. Особую роль выполняют ворота базы, как разделяющая граница внешнего пространства и внутреннего.
Соотношение: Внешнее пространство для главного героя - это его родная планета. Внутреннее пространство - помещения базы пришельцев, чужая территория, где творятся странные вещи. Действие происходит как в помещениях базы, так и в непосредственной близости от неё. Три сцены: база - вне базы - база.
Сильное влияние на рассказ оказывает не время, а именно пространство. Место действия всегда отделено от наблюдателя. Точка зрения отстранена от происходящих событий. Этим достигается правдоподобное описание того, что главный герой не понимает мотивов поступков персонажей. Да, собственно, и не особенно стремится делать это.
Вне хронотопа :) Важную роль в рассказе играет деталь. Волосы убитого сородичами пришельца дают пищу для размышлений главному герою, вокруг них строится сюжет и логично они вынесены в название рассказа.
Время: Абсолютное время рассказа - зима после ядерной войны. Относительное время - несколько месяцев (лет?).
Пространство: Ограничено территорией обитания персонажей (логово, лес, озеро).
Соотношение: В рассказе сильно выражена временная составляющая хронотопа и этим обусловлено применение автором словосочетаний, показывающих ход времени. Пространство в свою очередь нарочито сужено и ограничено описанием действий персонажей непосредственно около логова. Точка зрения постоянна и совпадает с точкой зрения героини, её видением тех событий, свидетелем которых она была на протяжении от вспышки ядерного взрыва и до того момента, когда потомство покинуло логово. Применив приём, более свойственный авантюрной прозе, использовав для кульминационного события точку поворота сюжета - "однажды"-"вдруг", автор вводит основную интригу рассказа: потомство героини обладает невероятными способностями. Первенец, внешне особо не отличающийся от матери, наделён способностью летать. И этим открывается ещё одно измерение в мире, показанном автором. Пространство обыденности персонажей наполняется чудом полёта, свободы передвижения в воздушных потоках, в сиянии солнечных лучей...
Вне хронотопа :) Очень ярко описаны материнские чувства героини, её любовь к своему потомству.
Время: Абсолютное время - далёкое будущее, относительное время - несколько часов (вечер - ночь - утро).
Пространство: Ограничено бивуаком и рекой. Река служит мнимой преградой. Точка зрения постоянно меняется.
Соотношение: Относительное время в этой истории летит стремительно. Действие происходит в далёком будущем, когда контакты с иными формами жизни - рутина, а космические перелёты не представляют никакой сложности. Но пространство рассказа словно расколото на две части. Это чувствуется и по тому, как автор сознательно делит его рекой на две части: на "наш" берег, и на берег, где затаился чужой - абориген. И точка зрения постоянно меняется, словно это игра, "восьмёрка", как при съёмке фильма - от мыслей местного жителя к мыслям людей и обратно. Собственно, в этом и состоит преимущество подобного приёма. Можно полноценно показать обе точки зрения на Контакт. Первый шаг делают люди, пересекая, как Рубикон, реку. Ответный ход - за аборигеном. И уже на "нашей" территории состоялся настоящий Контакт.
Вне хронотопа :) Разрушение границ происходит прежде всего в духовном мире персонажей.
Время: Абсолютное время - в начале всех начал, но до изобретения численности. Относительное время - неизвестно.
Пространство: Лист - двумерная плоскость, ограничен бесконечностью. Точка зрения - то с позиции Творца, то в непосредственной близости от персонажей.
Соотношение: С самого начала пространство рассказа абстрагируется от реальных условий. Действие происходит на листе из книги бытия. Персонажи, способные выжить в этих условиях, подобраны абстрактные, и время в том месте имеет свойство идти независимо от сюжетной линии. Но, несмотря на отсутствие пространства, и непонятностью с позиционированием первой сцены на оси времени, создание Творцом двух существ с положительными и отрицательными характеристиками происходит удачно. Автор сознательно использует противопоставления в описании их поступков и нравов.
Исходя из условий задачи, и непредвиденных действий Бога, попытавшегося, как от Адама и Евы, избавиться от сотворённых им созданий, персонажи обретают самостоятельность и сбегают на грешную Землю. И там разворачивается основная интрига рассказа. Вступив в спор, пытаясь одолеть друг друга математическими и логическими методами, герои не ведают, что только приближают скорую развязку. Очень быстро они понимают, что жить друг без друга не могут. Ведь нельзя же представить бесконечную вереницу чисел в математике (алгебре?) без "Минуса" и "Плюса"...
Вне хронотопа :) Очень искусно сделанная, умная притча.
Время: Абсолютное время - недалёкое будущее. Относительное время - разорвано на две части: до события и после.
Пространство: Две сцены рассказа - два места в пространстве. Между ними огромная пропасть, как в социальном, так и в психологическом аспекте. Точка зрения - рассказ от первого лица.
Соотношение: В первой части рассказа пространство ограничено стенами стандартной квартиры. Повествование очень чётко вписывается в бытовую обстановку изображаемого времени. Это прослеживается не только в мелочах обстановки, но и в психологических портретах людей, в их жизненных устремлениях, фобиях и желании подчиниться общепринятому порядку, в безоглядном следовании букве закона, которым прикрывается обыкновенная склочность, что показано на примере поступка соседки снизу. После того как она вызвала "Службу Контроля За Порядком", жизнь главного героя резко изменилась. Его выселили из Мегатауна - огромного города - за пределы цивилизованного пространства.
Но вся вторая сцена, действие которой происходит после года ссылки главного героя, очень контрастирует по эмоциональному настрою с первой. Замкнутому пространству первой части хотелось бы в конце рассказа противопоставить краткое описание раздолья выселок - это дало бы ощущение свободы, но и так становится понятным, что герой, потеряв мнимые "блага цивилизации", нашёл себя. Время кажется ему бесконечной чередой циклических кругов, временных отрезков, замкнутых на Праздник урожая. И после городской суеты и невзгод он, наконец-то, счастлив.
Вне хронотопа :) Сарказм, направленный на так называемую городскую жизнь обыкновенного человека будущего.
Время: Абсолютное время - далёкое будущее, в котором осуществлена идея нуль - транспортировки. Относительное время - утро-день. Эпилог отстоит от основной части рассказа на некоторое время (неделя? месяц? год?).
Пространство: Ограничено Городом - дискретной пространственной структурой с разветвлённой транспортной системой. Точка зрения - рассказ от первого лица.
Соотношение: Рассказ начинается с описания замкнутого пространства туннеля. И эта гнетущая ограниченность визуального ряда и повторяемость ежедневного ритуала главного героя - кружка кофе по утрам в кафетерии - создаёт ощущение потери свободы, безысходности. И встреча героя с вице-президентом корпорации в это утро - событие из ряда вон выходящее. Это то мгновение, то "вдруг", которое меняет жизнь героя. Но дело даже не в том, что разговор связан с продвижением по службе. Те вопросы, на которые может дать ответ визави - вот что волнует в первую очередь героя. И, пожалуй, самый главный вопрос - почему при таком уровне развития человечество живёт только для себя и в себе, замкнувшись в черте города, огромного, без конца и края пространства, но всё равно ограниченного, причём искусственно и совершенно осознанно?
В следующем эпизоде герой находит подсказанный собеседником выход во внешний мир. Но контакта с внешним миром не происходит. Человек города просто испытывает шок от того, что другие миры всегда были рядом - за сплошным бетонным забором, в котором при желании всегда можно найти разрыв и... заглянув в щёлочку на прекрасное многообразие Вселенной, остаться в своих тоннелях, искусственных пещерах города-муравейника.
Время в рассказе играет вспомогательную роль, не важно, даже, когда происходят события. Автор удачно выразил тревожную тенденцию - человечество больно ксенофобией. Боязнь всего нового, необычного, что выходит за рамки размеренной, обыденной жизни может вылиться в отгороженность, отчуждённость, жизнь для себя...
Вне хронотопа :) Очень интересна идея о постепенной и незаметной (в первую очередь для людей!) экспансии города, готового в идеале захватить всю Вселенную, но по своей сути остающимся чрезвычайно замкнутым объектом - вещью в себе.
*******
P.S.: Спасибо всем авторам, давшим согласие на этот нестандартный разбор их произведений!