Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Армия Китая 1658-1046 до н.э. Шан-Инь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

АРМИЯ КИТАЯ 1658-1046 до н.э. Династия Шан-Инь.



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление
Следующий: Китай Западное Чжоу
Другие государства эпохи:
  Эгеида 5000-1450, Хетты 1800-700, Митани 1520-1267, Вавилония 1895-1518, Элам 2600-644, Гиксосы 1680-1554

    КИТАЙ династии Шан-Инь [w]
  Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад - на территорию современной провинции Шаньси, на юг - в Хэнань, на юго-восток - в Шаньдун, на северо-восток - по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова.
  Позднее племя шан продвигается ещё дальше на юго-запад и проникает вглубь современной провинции Хэнань.
  К XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шаи стоял Чэн Taн, относится окончательное покорение им племени Ся.
  Название Шан, применявшееся вплоть до уничтожения этого царства в XII в. до н.э., происходит от названия местности, где, повидимому, находились родовые владения вождей племени Шан. Это название применялось и для обозначения племени, затем оно было принято в качестве названия государства и страны.
  Основным источником сведений о царстве Шан (Инь) являются данные, почерпнутые из раскопок остатков последней столицы этого царства, города Шан, найденных близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Особое значение имеют найденные здесь кости с надписями. Эти надписи представляют собой в основном гадательные записи - вопросы иньских царей к оракулам и ответы последних. Надписи сделаны на костях различных животных (чаще всего быков и оленей) и щитках (панцирях) черепах и могут быть отнесены к XIV-XII вв. до н.э.
  На основании данных этих надписей некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.
  Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель - цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.
  Материалы археологических раскопок дают известное представление о развитии производительных сил в период Шан (Инь). Прежде всего широкое распространение получают изделия из бронзы, но одновременно ещё сохраняют большое значение каменные и костяные орудия.
  При раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие - мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы.
  Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских парей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми. [ВИ1]
  В течение всего периода существования царства Шан (Инь) происходила борьба его с соседними китайскими племенами.
  Многие из этих племён были покорены иньцами и вошли в coстав Царства, часть из них была превращена в рабов. Другие, более сильные племена сохранили своё существование, но стали в подчинённое положение от государства Шан (Инь). Иньцы не изменяли у этих племён общественных порядков, оставляли прежних старейшин, давали им почётные звания, но обязывали их посылать дань иньским царям. К таким племенам надо прежде всего отнести племена чжоу, цян, шу. По мере своего усиления эти племена прекращали посылку дани в иньскую столицу, а зачастую сами вторгались во владения Иньского царства.
  В царствование У Дина часто велись войны с западными племенами цян и шу, которые восставали и прекращали присылку дани. На иньских гадательных костях встречается много таких записей: "Царь приказывает... (далее следует указание, кому именно) воевать против цян". Временные победы иньских царей над племенами не приносили постоянного мира.
  В царствование последнего иньского царя Шоу Синя (Ди Синя) восстания племён приняли ещё больший размах. В усмирении одного из таких восстаний племени жэньфан парь лично принял участие. Об этом свидетельствует целый ряд записей на костях и бронзе. После подавления племени жэньфан возникла новая опасность, ещё более грозная: против иньцев выступила коалиция племён во главе с чжоу.
  Племя чжоу ко времени царствования иньского царя Сяо И (1352-1324) переселилось с запада на восток, на территорию Ци (ныне уезд Цишань, провинции Шэньси). К XII в. оно прочно осело в долине реки Вэй. К этому времени у него уже было хорошо развито земледелие. Одновременно у чжоу имелось и скотоводство, в особенности свиноводство. Им были известны плавка металлов, прядение и ткачество, а также и другие ремёсла. Общественные отношения были уже классовыми. Развивалось рабство. Об этом свидетельствует изменившийся характер войн, которые вели чжоу. Теперь у них целью войн являлся прежде всего захват рабов, грабёж имущества. Эти новые цели войны выражены в напутствии чжоуского вождя У Вана своим воинам перед последним походом против иньцев: "На полях Шан не нападайте на тех, кто перебежит к нам,- пусть работают на (наших) западных полях". Впрочем, военачальники, вожди чжоу, уже и ранее в результате успешных походов против кочевых племён захватывали рабов.
  Вожди племени чжоу находились в тесных связях с иньскими царями, являясь их данниками. Иньские цари"за услуги, оказываемые им вождями чжоу в борьбе с другими племенами, часто жаловали землёй и другим имуществом чжоуских вождей, награждали их титулами рабовладельческой аристократии, предоставляли им полномочия наказывать непокорные племена и т. п.
  В царствование иньского царя Вэнь Дина (1194-1191) чжоу увеличили свои силы за счёт покорения ряда племён. На северо-западе чжоу покорили племя яньцзин и другие; многие мелкие племена на северо-западе сами подчинились чжоу.
  Ко времени царствования последних иньских царей - Ди И (1191-1154) и Шоу Синя (Ди Синя) (1154-1122) - владения чжоу значительно расширились. Под руководством чжоу объединяется ряд племён для борьбы против Иньского государства. Шоу Синь призвал к объединению подчинённые ему племена, а также покорных ему правителей областей, военачальников (хоу, бо). Обе враждующие армии встретились при Муе в решающем сражении. Иньцы потерпели поражение и, побросав оружие, сдались войскам врага, во главе которых стоял чжоуский вождь У Ван. Последний царь из династии Шан - Шоу Синь покончил жизнь самоубийством.
  Так было разрушено царство Шан. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в древней истории Китая (XII-III вв. до н.э.). [ВИ1]
 []


    ХРОНОЛОГИЯ
1658-1629 Чэн Тан.
1629-1627 Вай Бин.
1627-1623 Чжун Жэнь.
1623-1611 Тай Цзя.
1611-1592 Во Дин.
1592-1567 Тай Гэн.
1567-1550 Сяо Цзя.
1550-1538 Юн Цзи.
1538-1463 Тай У. Введение усовершенствованного бронзового литья. Расцвет государства Шан.
1463-1452 Чжун Дин.
1452-1437 Вай Жэнь.
1437-1428 Хэ Дань Цзя. Перенес столицу в Сян. Захватил Банфан.
1428-1409 Цзу И.
1409-1393 Цзу Синь.
1393-1368 Во Цзя.
1368-1336 Цзу Дин.
1336-1307 Нань Гэн.
1307-1290 Ян Цзя.
1290-1262 Пань Гэн. Перенес столицу в Инь.
1262-1259 Сяо Синь.
1259-1250 Сяо И.
1250-1192 У Дин. Походы против соседних племён фан, цян, туфан, чжоу, гуйфан и других и разгромил их.
       Присоединил ряд новых территорий (о чём говорят сохранившиеся надписи на костях и панцирях черепах).
1192-1185 Цзу Гэн.
1185-1158 Цзу Цзя.
1158-1152 Линь Синь.
1152-1147 Гэн Дин.
1147-1112 У И.
1112-1102 Вэнь Дин.
1101-1076 Ди И.
1075-1045 Ди Синь. В результате нескольких успешных войн с пограничными племенами увеличил территорию.
       Восстание против династии Шань У-вана.
1045 Битва при Муе. Победа Чжоу над Шан. Чжоуская конфедерация состояла из народов Шу, Юн, Цян, Мао, Вэй, Лу, Пэн и Пу.
       Согласно Ши цзи, армия Чжоу насчитывала 45000 солдат и 300 боевых колесниц.
 []

  Хотя более поздняя традиция описывает восстание народа Шан против еще более ранней династии Ся, кульминацией которого стала битва при Мин Тяо в 1763 году до н.э., только с появлением письменности при династии Шан Китай выходит из предыстории. К XV веку до н.э. в долине Хван Хо доминировала военная каста, базирующаяся во дворцах, которая была обязана своим господством монополии на методы обработки бронзы среди населения все еще преимущественно каменного века. Прямых доказательств происхождения этой новой технологии нет, но сходство в типах оружия предполагает что она проникла в северный Китай через Сибирь и Маньчжурию. Сами шани, однако, были, безусловно, коренными жителями, как показывают их стили искусства и письма, их первоначальный центр власти, возможно, находился в современном Шаньдуне, но они часто перемещали свои ранние деревянные дворцы, возможно, чтобы избежать печально известных наводнений Хуанхе, постепенно перемещаясь на север и восток вниз по долине. Делая это, они подчинили своему правлению все большее число соседних племен. Культура Шан, а также политическое влияние распространились на обширную территорию северного Китая, но еще не образовали централизованного государства.
  В "Книге документов" описывается сфера влияния династии Шан, простиравшаяся от моря на востоке до песчаных пустынь на западе, но только территория в пределах ста миль или около того от столицы находилась под прямым царским контролем. За пределами этого были провинции, управляемые местной знатью, находившейся под влиянием Шан, которые часто воевали друг с другом или даже с самим царем. Еще дальше были "союзные варвары", в основном полукочевые племена И, которые еще не приняли культуру Шан, но, по крайней мере, временно испытывали благоговейный страх; а за ними - "дикие" кочевники. Вероятно, однако, что различие между "китайцами" и "варварами" было менее четким, чем стало позже, и что сами шан были скотоводческим народом, полагавшимся как на свои стада овец, крупного рогатого скота и лошадей, так и на свои урожаи.
  Война была средством легитимации власти новой аристократии, и главной целью внешней политики была отправка экспедиций для демонстрации этой власти и сбора дани. Окружающие народы были намеренно оставлены непокоренными, чтобы служить предлогом для войны и источником добычи и пленных; поддержание постоянного притока пленных было важно для государства Шан, поскольку его религия в значительной степени опиралась на человеческие жертвоприношения. Это представляет собой примитивную стадию эволюции международных отношений, на которой ресурсы других сообществ, находящихся на более низком технологическом уровне, эксплуатируются способом, аналогичным охотничьей экспедиции. На самом деле охотничьи походы и военные кампании организовывались одинаково, и различие между ними часто было размытым.
  Знать Шан была объединена сложной клановой системой, царская власть, по-видимому, чередовалась между членами десяти из этих кланов. Такое устройство иногда приводило к междоусобицам, но в целом период был периодом постепенного усиления государственной власти. Примерно в 1300 году до н.э. царь Пан-кен перенес столицу в Инь, где она должна была оставаться до падения династии. Дворцовые города к настоящему времени достигли значительных масштабов; было подсчитано, что на строительство оборонительных сооружений города Ао XV века потребовалось бы 10.000 человек за 18 лет.
  К XIII веку до н.э. влияние Шан распространилось вверх по реке на территорию нынешней провинции Кансу, регион, населенный народом, известным как чжоу. Чжоу приняли компромисс между культурой Шан и культурой степи дальше на запад. Они использовали бронзу, и, возможно, у них были колесницы еще до Шаня. Конечно, их транспортные средства были сделаны лучше, и у них было больше лошадей. Сначала они появляются как вассалы Шан, но к XI веку до н.э. их сила значительно возросла. Примерно в 1040 году до н.э. их правитель Вэнь получил титул "глава Запада" от царя Шан Шоу Синя, который доверил Вэню охранять его тыл, пока он был вовлечен в кампанию на юго-востоке. Шоу Синь описан в записях Чжоу как развратный тиран, но, возможно, он был прав, когда говорил о растущей власти Вэня, который к настоящему времени контролировал две трети королевства. Во всяком случае, Шоу заключил его в тюрьму, а сын Вэня Ву поднял восстание Чжоу. Решающая битва произошла в 1027 году до нашей эры в пустыне Му. Ву занял центральную долину Хванхоа, построил крепости в Хао и Ло, чтобы удержать свои завоевания, и провозгласил династию Чжоу. Более поздняя пропаганда Чжоу изображает народ Шан приветствующим его как освободителя, но другие данные ставят это под сомнение. Шоу был убит, но его сын возглавил восстание, на подавление которого ушло три года, и боевые действия продолжались на востоке в течение нескольких поколений. В конце концов государству-преемнику династии Шан, Сун, было позволено выжить на нижнем Хуанхэ, хотя вскоре оно приняло военные методы Чжоу. [MAA-218]

  Во II тысячелетии до н. э. в юго-восточной части Азии сложились китайские рабовладельческие государства. Историю древнего рабовладельческого Китая принято делить на несколько основных периодов. О первом периоде - до Иньского объединения племен, т. е. до XVIII века до н.э. - до нас дошли лишь незначительные сведения. О характере военной организации древнейших китайцев историческая наука располагает лишь некоторыми данными, начиная с периода Шан-Инь (XVIII-XII века до н.э.), когда шел процесс складывания рабовладельческого общества " формирования деспотии.
  Китайские рабовладельческие государства возникли в прибрежной равнине, изрезанной большим количеством рек. Реки и озёра являлись удобными путями сообщения, что способствовало объединению многочисленных китайских племен. Три большие реки - Хуанхэ, Янцзыцзян, Сицзян, - текущие в общем направлении с запада на восток, являются важнейшими водными артериями Китая. Они берут начало в горах, пересекают центральную холмистую часть страны и текут по обширной прибрежной равнине.
  В центральной части Китая, в долине среднего течения Хуанхэ (северо-восток провинции Хэнань), в начале II тысячелетия до н. э. жило племя Инь. Основным занятием этого племени были охота и рыболовство, но уже развивались скотоводство и земледелие. Земля являлась общинно-племенной собственностью. Искусственное орошение играло важную роль в хозяйственной жизни страны. Развивались ремесла. [Разин]


  АРМИЯ ШАН-ИНЬ
  Из надписей на гадательных костях видно, что иньцы в этот период вели войны с другими племенами из-за территории для кочевья. На западе они воевали с племенами Цян и Ту. Во второй половине Иньского периода (XIV-XII века до н.э.) пленных стали превращать в рабов. Шел процесс разложения первобытно-общинного строя, росло неравенство, выделялась племенная знать. Во главе племени стоял ван - вождь и военачальник, предводитель на войне и охоте. Власть вана ограничивалась советом племени, решавшим вопросы о войне и мире и утверждавшим вождей рода. Высшим органом племени было народное собрание. Это была военная демократия. Возникали союзы племен, но они оказывались непрочными объединениями и быстро распадались.
  Многочисленные войны способствовали усилению власти вана.
  Опираясь на свою дружину, ван в конечном итоге захватил власть и превратился в наследственного правителя.
  В древнейшем китайском государстве уже были известны всадники и боевые колесницы; Последние составляли важную часть войска, численность которого не превышала 5 тысяч человек. Отряды всадников обычно состояли из 300 человек. Основным оружием воинов были лук и стрелы. Иньцы имели усиленный лук и стрелы с крыльями и наконечниками различной формы. Стрелы, пущенные из такого лука, пробивали любые доспехи. На вооружении имелись также боевые топоры, копья и дротики с бронзовыми и костяными наконечниками. Кроме того, у иньцев было специальное оружие гэ - своеобразные топоры-кинжалы или секиры-клевцы. Деревянная рукоятка гэ в человеческий рост располагалась под прямым углом к лезвию размером 17х22 см. Применялась также секира цюй, в которой лезвие соединялось с рукояткой, как у топора. Воины имели щиты. У ванов и их дружинников были бронзовые шлемы. Ваны сражались на боевых колесницах. Боевой порядок состоял из пехоты, всадников и боевых колесниц. О порядке размещения их на поле боя сведений нет.
  В XII веке до н.э. в борьбу с иньцами вступило племя Чжоу, поселившееся в долине реки Вэйхэ (современная провинция Шаньси). Начался период Чжоу (XII-VIII века до н.э.). Главным занятием чжоусцев было земледелие, наряду с которым развивалось скотоводство. В жизни племени Чжоу большое значение имела лошадь, широко использовавшаяся на охоте и войне.
  Во главе племени Чжоу стоял гун (вождь), который являлся военачальником. Власть гуна ограничивал совет старейшин. Дружины чжоусцев часто выступали против кочевников на стороне иньцев, за что их начальники получали от ванов награды: земельные наделы, лошадей и драгоценные камни.
  Разложение родового строя племени Чжоу определило изменение характера войн: случайные вооруженные столкновения из-за пастбищ превратились в войны с целью захвата чужих богатств и приобретения рабов. Перед большим походом против племени Инь чжоуский гун У Ван говорил своим воинам: "На полях Шан (т. е. Инь) не убивайте тех, кто перебежал к нам, чтобы заставить их служить на наших западных полях" (Ши-цзин).
  В 1122 году до н. э. чжоуское войско под командованием У Вана разбило войско иньцев. [Разин]
 []  []  []

  Экспедиции Шан, упомянутые на костях оракула, составляли в среднем силы от 3000 до 5000 человек, но в чрезвычайных ситуациях могут быть привлечены силы численностью до 30.000 человек. Свидетельства появления воинов Шан можно почерпнуть из пиктограмм, использованных в надписях, а также из нескольких сохранившихся статуэток и раскопанных предметов доспехов. Оружие включало луки, копья и ко или кинжал-топор - примитивное оружие, состоящее из лезвия, установленного под прямым углом к древку длиной от трех до шести футов и обычно используемого одной рукой вместе со щитом. Обычные топоры были известны, но пользовались меньшей популярностью. Копья были около семи футов длиной и имели бронзовые лезвия; часто встречающиеся нефритовые наконечники копий слишком хороши для боя и, по-видимому, выполняли церемониальную функцию.
  Был известен составной изогнутый лук, обычно изготавливаемый из полосок бамбука, склеенных или связанных вместе шелком, и достигавший в среднем четырех футов в длину. Стрелы были из тростника или бамбука, наконечники из бронзы или кости: металл не полностью заменил кость для этой цели до очень позднего периода Шан. Ножи и кинжалы, часто очень богато украшенные, часто встречаются в аристократических могилах. Первоначально они также были сделаны из кости, часто из кости человеческих жертвоприношений, но к X веку бронза стала более распространенной, аристократы могли носить доспехи; в ранний Шан это в основном состояло из нагрудников, сделанных из связанных вместе кусочков панциря, но позже снова стала популярной бронза. Бронзовые шлемы, обычно украшенные рельефными чудовищными лицами, встречались реже, и рядовые, вероятно, обходились без какой-либо защиты, кроме кожаного щита, натянутого на бамбуковую раму.
  Колесница, вероятно, привезенная из Центральной Азии, впервые появилась примерно во времена основания Инь, но всегда была доступна только аристократии. Надпись XII века до н.э., в которой перечисляются трофеи кампании на западе, дает представление о вероятных пропорциях: 1570 пленных, 15 единиц доспехов, но только две колесницы. Повозки Шан были запряжены двумя лошадьми, хотя в захоронениях иногда встречаются четыре лошади. Экипаж состоял из лучника, водителя и часто третьего человека, вооруженного копьем или кинжалом-топором. Только украшения сбруи, часть хомута и подколенники колесниц были бронзовыми, остальное - деревянным, связанным или скрепленным вместе. Колеса были диаметром до пяти футов с 18 или более спицами; кабина транспортного средства была низкой и открытой, закрытой только полосами. Лошади были маленькими и большеголовыми, напоминающими дикую монгольскую породу Пржевальского, и управлялись удилами и уздечкой, сделанными из веревки.
  Последним возможным компонентом армий Шан был боевой слон. Слоны индийской разновидности были дикими в центральном Китае до первого тысячелетия до нашей эры, и их, безусловно, иногда захватывали живыми. Очень старая традиция приписывает использование слонов министру легендарного царя Яо в кампании против южных племен; а более поздняя легенда гласит, что министр Шунь завоевал дикий брат, известный по доброте как Сян ("Слон"). Вполне вероятно, что эти истории были основаны на подлинных воспоминаниях об использовании слонов на войне, и в этом случае они, должно быть, произошли от династии Шан, первой династии, воевавшей в центральных и южных регионах, где они были найдены. Эта тактика, вероятно, не прижилась из-за быстрого упадка из-за охоты на дикого слона, которого трудно разводить в неволе, и его ограниченной полезности против врагов, хорошо оснащенных дротиками.
  Армии набирались и оснащались на организованной основе. Производство оружия и колесниц находилось под царским контролем, и были чиновники, отвечающие за различные аспекты формирования армии. Несмотря на огромный социальный разрыв между дворянами и крестьянами, последние не были рабами и при необходимости призывались на войну. Однако многим пришлось бы довольствоваться каменным или костяным оружием. Из надписей известны четыре класса войск. `Ма были воинами на колесницах, которых поддерживали отдельные отряды ше или лучников, наиболее многочисленный тип пехоты, и шу, отряды ближнего боя с копьями или топорами-кинжалами. Кроме того, были подразделения охраны, но неизвестно, как они были оснащены. Пехота не обязательно состояла из крестьян; до 1300 года до н.э. знатнае сражались в пешем строю, а некоторые гвардейские подразделения, возможно, продолжали это делать и позже.
  Раскопанные захоронения дают некоторые сведения об организации подразделений, хотя и не могут сказать, насколько универсальными они были. В Сяотуне похороны вождя сопровождались его домашними войсками, приносимыми в жертву, чтобы защитить его в загробной жизни. Они были разделены на пять подразделений, каждое из которых состояло из колесницы, пяти членов экипажа или сопровождения и 25 пехотинцев.
  Другие захоронения показывают, что колесницы были организованы в подразделения по пять и 25 человек, но пять экипажей на транспортное средство кажется слишком большим, и вполне вероятно, что двое или трое из них сопровождали колесницу пешком, в то время как другая пехота была развернута отдельно в бою.
  Сведения об экспедиционных силах, которые были предоставлены, отсутствуют, но иногда они преодолевали внушительные расстояния. Поход Шоу Синя на восток, вероятно, достиг нижнего течения Янцзы и прошел более 1000 миль, в то время как в 13 веке У Тин проник во Внутреннюю монгольскую степь, чтобы покорить варваров Ти и Вэй. [MAA-218]

  С первого же момента своего появления на территории Аньяна и окружающих ее земель общность Шан резко отличалась от окружавших ее племен техническими достижениями и элементами урбанистической цивилизации, среди которых одним из наиболее заметных была их военная техника. Специальные исследования немало сделали для реконструкции шанского вооружения, для детального изучения системы организации войска и т.п. Основой военной мощи шанцев была боевая колесница, исторические корни которой, включая и запряженных в нее одомашненных лошадей, восходят к Ближнему Востоку, прежде всего к индоевропейцам.
  В некотором смысле можно и даже следует сказать, что вся шанская культура, весь аньянский этнос были теснейшим образом связаны именно с боевой колесницей, по функциям в то время игравшей роль современных танков. Иными словами, колесница была залогом победы в военных действиях с варварскими, окружавшими Шан племенами, которые практически ничего ей не могли противопоставить - по крайней мере до тех пор, пока сами не переняли у шанцев мастерство и технологию изготовления колесниц, ну и, разумеется, не получили в свое распоряжение запрягавшихся в эти колесницы лошадей. Судя по всему, это произошло лишь на заключительном этапе истории Шан и, видимо, сыграло свою роль в падении протогосударства шанцев.
  Колесница была вооружением знати. Обычно на небольшой двухколесной повозке, запряженной парой лошадей, находились трое. В центре был колесничий, управлявший лошадьми. Рядом с ним воины: справа - чаще всего с копьем (копьями?) или клевцом на длинном древке, слева - владелец колесницы с луком и запасом стрел. Все трое воинов обычно активно участвовали в сражении или в охоте. Следует отметить, что охотой аристократы, начиная с правителя-вана, занимались много, рассматривая ее прежде всего как тренировку, способ поддержания воина в должной форме. Вот одно из сообщений об охоте: 'В день цзя-у ван направился охотиться на диких буйволов, сяо-чэнь [такой-то] был с ним в колеснице. Вел колесницу [такой-то]'. Разумеется, своя колесница была у каждого из родовитых, тем более титулованных шанцев, а также у воинов из аристократических кланов Ван-цзу и Доцзы-цзу. Возможно, ее имели и некоторые воины из кланов Сань-цзу и У-цзу. В любом случае, однако, стоит подчеркнуть, что боевая колесница была орудием дорогим и уже только поэтому должна была находиться в распоряжении представителей высокопоставленных верхов. Впрочем, возможно, что во время боевых действий на нее сажались и обычные, специально отобранные воины, особенно из числа дружинников вана.
  Основной частью шанской армии была тем не менее пехота. Хорошо вооруженная луками и стрелами, копьями и клевцами, она, судя по реконструкциям на основе вооружения и средств защиты из шанских кладов, состояла обычно из подразделений по 72-88 бойцов, строившихся в колонны по 10-12 человек в ряд. Воины первой шеренги были в боевых построениях защищены особенно тщательно, с использованием щитов и шлемов. Считается, что обычно подразделение обслуживало одну колесницу, или, точнее, взаимодействовало с ней. Отряды из нескольких подразделений и колесниц являли собой уже достаточно внушительную боевую силу.
  Не все шанское войско состояло из подобного рода отрядов. Можно предположить, что взаимодействовавшие с колесницами были профессионалами, а войско не могло состоять только из них. В первую очередь это относится к тем военным группам, которые должны были выставляться титулованными удельными правителями, явно не имевшими достаточных средств для того, чтобы вооружить и содержать большое профессиональное войско. Поэтому можно предположить, что значительную часть военных сил составляло шедшее позади хорошо вооруженных профессионалов крестьянское ополчение, особенно когда из надписей явствует, что в том или ином походе приняли участие 3- 5 тыс. человек (средняя цифра) и тем более 13 тыс., как о том было сказано в одной из приводившихся уже надписей.
  Военные экспедиции бывали долгими и отдаленными. Одна из них, против этнический общности жэнь-фан, предпринятая уже при последнем шанском ване, длилась 260 дней и дошла на юге до р. Хуай. Обходились такие экспедиции дорого, а военная добыча и трофеи не были столь значительными, чтобы хотя бы отчасти компенсировать затраты, ибо с варварских племен отдаленной периферии в те времена практически нечего было взять. В надписях нет упоминаний о богатой добыче - трофеем был лишь престиж, авторитет вана, которые и подкреплялись дальними походами. До поры до времени военное превосходство шанцев было очевидным, и на нем держалась вся политическая гегемония Шан в бассейне Хуанхэ и даже за его пределами. Племена внешнего пояса вай-фу - а их в надписях можно насчитать несколько десятков - не могли не уважать военную силу и не считаться с ней. Это не значит, однако, что они не выступали против Шан. Наоборот, во многих надписях упоминаются вторжения того или иного племени на шанскую территорию, походы против этих племен, пленение большого числа иноплеменников, которые затем сотнями приносились в жертву 'верхним предкам'. Но при всем том соседи сознавали разницу между ними и Шан и воспринимали себя именно как периферию, которая заинтересована в приобщении к основам развитой цивилизации во всех ее сферах, в том числе и едва ли не в первую очередь - в военной.
  Как о том уже шла речь в связи с теорией М.Фрида о трибализации, понятие 'племя' резонно использовать для обозначения такой этнической общности, которая уже перестала основываться на принципах механической солидарности. Иными словами, племя - уже политически структурированная общность во главе с вождем, т.е. в конечном счете протогосударство, пусть еще очень раннее и слабо оформленное. Становление племени-протогосударства происходило под воздействием более развитого соседа, в нашем случае - урбанистической цивилизации Шан.
  Влияние шанцев на периферию было, как упоминалось, широким и всесторонним. В сфере политической оно вело к трибализации варварских соседей, т.е. к структурированию на месте аморфных этнических общностей, до того связанных внутри лишь узами механической солидарности, племен как раннеполитических образований. И коль скоро и как только это происходило, т.е. когда под влиянием контактов то или иное из соседних с Шан этнических образований становилось политическим, обретало основы соответствующей административной структуры, венчавшейся вождем, возникал эффект ускорения заимствований.
  В первую очередь, как о том уже шла речь, это касалось заимствований в сфере военной техники и организации. Боевые колесницы и бронзовое оружие становились достоянием соседей, как, возможно, и некоторые методы ведения военных действий. В более крупных племенах, видимо, начинали формироваться дружины воинов-профессионалов. Разумеется, все это был долгий процесс, но к концу эпохи Шан результаты его уже были, что называется, налицо. Достаточно заметить, что сами шанцы признавали усилившегося соседа, торжественно присваивали его предводителю титул, в частности бо. Таких носителей шанских титулов к концу периода Шан было уже немало, одним из них был предводитель чжоусцев. Процесс трибализации варваров под влиянием контактов - прежде всего военных - с Шан протекал весьма неравномерно. Больше того, он не находился в прямой зависимости от размеров соседнего племени или, скажем, степени его отдаленности. Так, ближайшей и наиболее часто контактировавшей с Шан этнической общностью были цяны. В надписях множество упоминаний о войнах с ними, о пленении цянов, о массовом принесении их в жертву, даже, как упоминалось, есть надпись об их использовании для раскорчевки земель под пашню. Немало аналогичных записей о ту-фан. или гуй-фан. И прямо скажем, достаточно редки записи о чжоусцах. Между тем именно чжоусцы оказались тем племенем, которому суждено было уничтожить Шан.
  Существен сам факт: на передний план в конечном счете вышло не самое многочисленное и не наиболее заметное для шанцев племя. Стало быть, процесс трибализации варваров под воздействием цивилизации протекал весьма неравномерно. Или, что точнее, каждое из окружавших шанцев племен включалось в указанный процесс отнюдь не одинаково, а, напротив, весьма избирательно, с очень разным эффектом.[Васильев]

 []  []  []
1) Костяной наконечник стрелы династии Шан, длиной около около 5 см. (Британский музей)
2) Бронзовый нож, длиной около 24,5 см, вероятно, использовался колесничим племени Шан. Дизайн рукояти наводит на мысль о центральноазиатском влиянии. (Британский музей)
3) Бронзовое оружие, такое как этот кинжал-топор Шан из северо-восточного Китая, сохранилось гораздо лучше, чем его более поздние железные аналоги, и поэтому их первоначальный вид можно восстановить в мельчайших деталях. Обратите внимание на замысловатый узор на лезвии. Общая длина около 24 см. (Британский музей)


 []   A: Воины династии Шан, 1500-1000 годы до н.э.
  A1. Пехотинец
  Этот солдат шу, или королевских алебардщиков, происходит от пиктограмм, используемых в надписях для обозначения воинов. Он носит реконструированный примитивный кинжал-топор и щит из лакированной шкуры, а также одежду из грубой пеньковой ткани. - Украшение на его щите представляет собой альтернативную форму кинжала-топора.
  A2. Ю-варвар
 "Книга документов" описывает одетых в кожу варваров, которые часто становились жертвами кампаний Шан. Это пленник из долины Хуай, которого собираются казнить в качестве жертвоприношения, возможно, для освящения фундамента новой городской стены. Его оружием было бы копье или лук, и он также мог появиться как союзник Шан или раннего Чжоу. Брюки также ассоциировались с нончинцами в этот период, и некоторые источники предполагают, что первоначально их носили сами предки шан. Тремя основными отличительными чертами китайской одежды в классическую эпоху были: ношение мантий вместо брюк; застегивание одежды слева направо; и завязывание волос на макушке.
  A3. Аристократ Шан
  Реконструированный по нескольким находкам доспехов, этот человек представляет собой древнего воина на колеснице периода Инь. Его одеяние из шелка, а составной бант покрыт тем же материалом. Альтернативным типом бронежилета был корсет, изготовленный из цельного куска бронзы. Защита шеи напоминает более ранние доспехи с Ближнего Востока, но прямая связь не доказана.
  А4. Палач.
  Тяжелый бронзовый топор из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, вероятно, не использовался в бою, поскольку был предназначен для обезглавливания человеческих жертвоприношений. Уменьшенные версии, однако, использовались в бою. Пехотные лучники, самый многочисленный элемент армии, были бы одеты точно так же.


 []
  Китайский воин. Ок. XI в. до н. э.
  Реконструкция основана на предметах вооружения из клада в Суцунь уезда Чэнгу провинции Шэньси. Лицо воина закрывает бронзовая маска-забрало в виде устрашающей личины получеловека-полуобезьяны. Шлем кожаный, усиленный двумя бронзовыми конусовидными островерхими круглыми бляхами. Плюмаж из конского волоса вставлен в трубочку на вершине шлема. На груди - бронзовая пектораль (нагрудник) в форме морды быка. Щит состоит из деревянного каркаса, обтянутого кожей, и усилен девятью бронзовыми умбонами. Центральный умбон и умбоны в "углах" аналогичны бляхам на шлеме. Воин вооружен клевцом типа "гэ". Одежда показана относительно произвольно и во многом заимствована с реконструкции А.Мак-Брайта в выпуске "Древние китайские армии" серии "Men-at-arms", в том числе и пояс с пряжкой. Узор на "халате" взят с сохранившегося кожаного панциря (Суцунь, уезд Чэнгу, провинция Шэньси; щит - иньские пиктограммы).


 []
  Иньский воин, XII в. до н. э.
  На голове бронзовый шлем. В трубочку на вершине шлема вставлен плюмаж из перьев. Лицо защищено маской из бронзы в форме лица человека четко выраженного монголоидного типа. Панцирь кожаный, усилен круглыми бронзовыми бляхами. Щит прямоугольный, состоит из бамбукового каркаса, обтянутого кожей. В центре щита - бронзовый умбон. Вооружен клевцом типа "чо", который имеет бронзовый подток в форме трезубца. Одежда показана довольно произвольно. (Шлем - Аньян, погребение 1004, XIII-XII вв. до н. э., Тайвань, Академиа Синика; бронзовая маска - Аньян, XIII-XII вв. до н. э., Тайвань, Академиа Синика; панцирь - реконструкция; пластины "пао", Тайси, провинция Хэбэй, ок. XIV до н. э.; щит - иньские пикто-граммы; клевец "чо" - Суцунь, уезд Чэнгу, провинция Шэньси; подток клевца - Инь, XIII-XII вв. до н. э.




  ФОРТИФИКАЦИЯ
  Города-крепости Шан представляют собой самые ранние китайские укрепления. Стены были построены путем долбления земли деревянными трамбовками, пока она не стала твердой, как кирпич; их толщина у основания составляла 60 футов, а высота - 25 футов. Эта техника использовалась до Цинь. [MAA-218]

  Строительство городских стен
  Самой древней формой ограждения в Китае была хангту (утрамбованная или утрамбованная земля), при которой последовательные слои лесса уплотнялись внутри съемной деревянной опалубки, очень похожей на ту, которая используется для удержания современного бетона во время его схватывания. Лесс - это принесенное ветром месторождение, встречающееся в большом изобилии в Китае и полученное из ледниковых глин и смывов. Он накопился на обширной территории Китая за последние 10.000 лет, прошедших с ледникового периода. В лессе также могут содержаться кусочки раковин улиток, и они могут растворяться с образованием цемента в виде карбоната кальция; Таким образом, стены, сделанные из утрамбованного лесса, были самоцементирующимися, и глина внутри них хорошо поддавалась утрамбовке. Лесс отбирали с глубины не менее 10 см от поверхности, чтобы свести к минимуму вероятность включения семян или трав в смесь. Таранные орудия имели либо тяжелую деревянную головку, либо головку, сделанную из камня и деревянных стержней. Слои, полученные путем трамбовки, имели толщину около 20 см и могли быть возведены высотой до 6 м. Было принято рыть траншею и использовать бутовый камень без связующего материала в качестве основы, а также насыпать слой тонкого бамбука между каждой секцией, чтобы облегчить процесс сушки. Такие слои хорошо видны в сохранившихся примерах, где нанесенная внешняя поверхность глины выветрилась. Хангту был методом, который позволял создавать простые, но прочные стены, но большие городские стены, построенные с использованием утрамбованной земли, также были очень тяжелыми, поэтому требовалось подготовить гораздо более обширные фундаменты. Уплотненный щебень использовался для фундаментов городских стен малого или среднего размера, в противном случае блоки обработанного камня, такие как те, что встречаются вдоль Великой китайской стены, или просто скальные породы обеспечивали надежное основание. [Fort-084]



  ИСТОЧНИКИ
[ВИ.1] Всемирная история. Том 1. М. 1955.
[Разин] Разин Е.А. История военного искусства. Том 1.
[MAA-218] Peers C.J., McBride Angus. Ancient Chinese Armies 1500-200 BC. Osprey Publishing, 1990.
[Fort-084] Turnbull Stephen. Chinese Walled Cities 221 BC- AD 1644. Osprey Publishing, 2009.
[Васильев] Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.), М.: Восточная литература, 1995
[Пинк] Пинк. И. Воины древнего Китая (позднешанская эпоха, конец II тыс. до н.э.)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"