Трудлер Алекс : другие произведения.

Обзор текстов в номинации ""Хэллоуин-1: Nevermore " Поэтического Куба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:


   Обзор текстов в номинации ""Хэллоуин-1: Nevermore " Поэтического Куба
  
  
   Когда-то давно я был большим поклонником готического направления в поэзии и писал чудовищно мрачные стихи. Звёздный ужас притягивал и отталкивал одновременно. Потом я эту тему оставил, но иногда из глубин подсознания выглядывает что-то тёмное и сверхъестественное. Наверное поэтому я согласился журить на конкурсе "Хэллоуин" Поэтического Куба.
  
   Теперь о том, как я буду оценивать. Поскольку чёткой шкалы у меня нет, то за основу я возьму следующие компоненты:
  
   1) Сюжет
   2) Владение техникой стихосложения
   3) Поэтический язык (метафоры, образность, свежесть, лёгкость и т.д. и т.п.)
   4) Ясность изложения (здесь возможны варианты), так как иногда туманность и даже абсурдность полезна, если всё это делается в контексте стиха
   5) Моё общее впечатление
  
   Все эти критерии по разному влияют на оценку, но моё общее впечатление оставляет за собой решающее слово. И за это слово я ответственности не несу. Поэтому притензии принимаю только к стихам. Обиженным авторам рекомендую не сыпать голову пеплом, а принять мои рецензии, как советы. Которые можно принять, а можно послать. Так что каждый волен поступать как желает.
  
   В качестве цитаты буду приводить по одному четверостишию.
   Итак, приступим.
  
   Неделько Г.А. Переселение  
  
   Тонет запястье в огне одинок ом,
   Жёлтый кусака глодает псом руку,
   Капля из соли, рождённая оком,
   Падает вниз, то ль в насмешку, то ль в шутку.
  
  
   Стих о том, как тени Сатаны-вампира и его приспешников поглощают пустынный дом вместе с обитателями. Но хозяин хитро ускользает в царство теней от расплаты. За убиённую жену с дочкой, которые сладко спят в лесной могиле и видят сны.
   Написан стих, как по мне, довольно коряво. Размер плящет как те тени. Мужские рифмы сменяются женскими вдоль и поперёк.
  
   Пример:
  
   В доме пустынном лишь холод и мрак, 10
   Бьётся бессмысленно пламя свечи. 10
   Кто-то таится, приятель иль враг. 10
   Кто же ты, тень? Расскажи - не молчи! 10
  
   .....
  
  
   Тени терзают горячую плоть, 10
   Не оставляя страдальцу ни шанса. 11
   Пир их недолгий закончен, и вот 10
   Тихнут в ночи ноты страшного танца. 11
  
  
   Ну и так далее по тексту.
   Поэтический язык... Довольно беден:
   "Бьётся бессмысленно пламя", "молитва бессильна", "Так же беззвучны", "бесстыже ", "безнадёжность борьбы". Все эти бесы напрягают при чтении.
  
   Ясность изложения скользит. Но не проскальзывает. В доме пустынном -подразумевается, что там никто не живёт, но как же все жертвы (губы шевелятся, громкий плач виновника судьбы, черная кожа и запах палённый?. Плюс: споро, вскоре, прежде... Плюс вовеки-навеки.
  
   Общее впечаление - незачёт.
  
   Ролдугина С. Шторм
  
  
   Вкус у волны - мёртвый, солёно-жгучий.
      Демон змеёй горло твое сдавил,
      Шепчет: смелей. Выдохни. Так-то лучше,
      Вот уже и на вдох не осталось сил...
     
  
   Сюжетная линия проста - корабль возвращается после длительного плаванья, но дочка капитана не выходит его встречать. Она утонула. Её дух хранил капитана и корабль в плавании. Уф, в концовке стало жутко и чертовски приятно.
  
   Это один из немногих стихов, который, читая, не задумываешься над техникой и над кое-где сбитым размером. Стих тебя захватывает с начала и не отпускает до конца. Потом, отряхнувшись от магии строчек, начинаешь приходить в себя. Написано блесяще. Два центральных момента - смерть девочки и проход корабля (с рассказом о сне капитана) заставляют прочитать стих на два вздоха. Это безусловная удача. Поэтический язык не балует особыми изысками, но ведь по стилистике стиха это и не требуется. Стих простой, но берёт за сердце. Рифмы изящные в большинстве своём. Меня немного резануло: себе-успел. Она выбивается. Остальные - на высоте (даже не заметил одной глагольной).
  
   Итого - зачёт.
   Мудрая Т.А. Гнев богов
  

И клёкот крыльев, что сметает звёзды.

Планета Веспер на небесном троне

Луны личину тянет из борозды,

Проказы маску сквозь пелены гонит

  
   Стих - чистейшая лирика, поэтому о сюжете здесь говорить неуместно. Описательно-размышляющий стих. Стоны заповедной рощи, сумрачные ивы с поникшей кроной, двуногие лани, пьющие полынь и хлад кончины - всё это безусловно о многом говорит тому, кто с головой в мистическо-стрaшной теме. Плюс греко-римская мифология пустила в стихе глубокие корни через воды Стикса, охотницу Диану и Актеона (это его собака на кртинке, наверное). Поэтический язык соответствует выбранной стилистике стиха - длинному ряду перечислений. О ясности изложения в этом стихе лучше не говорить, она туманна, как фосфорный туман вокруг глаз мрачного пса.
  
   Общее впечатление - не сложилось пока... Но наверное проголосую (на фоне остальных).
   Власов И.Е. Темный лес  
  
   Не посмеешь больше выйти из-под темной леса сени,
   Будешь век на мягких лапах красться за прохожим вслед.
  
   Сюжет - не ходите дети ночью по лесу гулять. Стих написан с претензией на белый стих. Но размер гуляет по лесу вместе с лирическим героем. Темнота, тёмный встречаются почти в каждом двустишье. Глаза... Чтоб мои глаза их не видели... Плюс общее впечатление от поэтического языка скорбное - ни одной метафоры запоминающейся не встречается.
  
   Словом - плохо.
   Ратмир Путь воина  
  
   Я крутой. Я с богами на "ты".
   Я забыл, чем пахнет покой
   и по дороге кривой
   меч мой седой
   рассыпает убийства цветы.
  
   Сюжет размазан. Битва (подготовка к битве) с теми, кто крадётся волчьей походкой. Написано в режиме свободного стиха, поэтому размерность вынесу за скобки. Поэтический язык беден и скуп. Кроме седого (???) меча, лихого меча, наточенного меча и меча за спиной вспомнить нечего. А обилие мечей и на "ты" с богами угнетает. Понравилась одна строчка: "железные звёзды капают с облаков".
   Но онa стих не спасет. Незачёт.
   Ямпольская Н.П. Изгой  
  
   Среди своих - чужой, среди чужих - такой же.
   Вовек обряда мне не совершить.
   И руки друга в этом не помогут.
   Существовать осталось, а не жить.
  
   Сюжет отсутствует. Техника стихосложения тоже. Кинулся в погоню за метафорами. Пусто. Поэтический слог коряв и банален. Это к сожалению не стихи, уважаемый автор, а...
  
   Я властелин, хотя и не безгрешен.
   Но чувство проклятое завладело мной.
   Я век скорблю, навек я безутешен,
   Но мои силы снова рвутся в бой.
  
  
   Я пытался найти хорошее в этих строчках, но не нашёл.
   Калашникова Е. Светильник Джека  
  
   И суждено бедняге веками
   По миру с тыквой скитаться.
   И только в октября последний день
   Он может с каждым поквитаться.
  
  
   Рассказ о том, чо бывает, когда встречаешься с Джеком с тыквенной головой в день всех святых. Вышел Серёга в лес, встретил там кучу нечести, которые оказались обычными людьми. Потом его, правда, съедает вампир-начальник, который его в лес-то и послал в самом начале (точнее в середине), но тут и сон кончается, а парень просыпается. Тем, кто стиха не осилил, предлагаю прочесть этот краткий пересказ. Сама история с поэзией имеет мало общего. Поток сознания неумело зарифмованный. Незачёт.
   Минасян Т.С. Час предрассветный  
  
   Страх леденящий утихнет,
   Небо изменит свой цвет,
   И над руинами вспыхнет
   Теплый и яркий рассвет
  
   Стих лирический, поэтому о сюжете не говорим. Земля скована страхом, час быка, но потом рассвет падёт на землю. И мгла уйдёт восвояси. Автор безусловно владеет техникой стихосложения. Рифмы правильные. Pазмер не сбит. Из понравившихся метафор отмечу ржавые рельсы в начале стиха. Они намекали на нечто большее чем банальный пересказ обычных штампов. Увы, большего не получилось. Повторения в четырех строфах тоже не украшают: время (2 раза), страх (два раза)... Страх леденящий, страха и холода... Хотелось создать впечатления мрака, но кроме попытки ничего не вышло.
   Карде И. Голодный призрак
  
   Утащили все колбасы,
   Сыр, печёнку, ветчину...
   И теперь голодный призрак
   Воет горько на Луну.
  
   Это, типа, стих-стебалово. О том, как вурдалаки обокрали бедного призрака. Причём вурдалаки оказались вполне теплокровные и сырое мясо есть не хотели, а подналегали на колбасу и ветчину... Что можно сказать. Грустно. Техникой стихосложения стих не выделяется, поэтическим языком тоже. Обычное зубоскальство. Незачёт.
   Литвин Ю.В. Мастер Кровь
  
   Серое солнце над белой землей,
      Пытается город очистить вновь,
      Но в городе тихо, город пустой.
      Слышите стук? Это Мастер Кровь
  
   Стих тоже как бы лирический, поэтому сюжет отсутствует. Утро. Стук. Мастер Кровь. Техника стихосложения хромает на обе ноги вместе с размером. Рифмы обычные банальные. Ясность изложения присутствует урывками. "Серое солнце над белой землей". Большое сходство с текстами песен группы "Кино". Не могу это сходство отнести к достоинствам стиха. Незачёт.
   Ильина И.И. Чужая тень.
  
   Ходит - гуляет страшная доля,
   Ходит из ночи в ночь,
   Чуждая миру светлому воля,
   Может ли кто помочь,
   Чужую рассеять тень...
  
   И снова лирический стих без сюжета. Стих-настроение. Настроние - тревога. По технике есть вопросы. Рифма свеча-шипя плоха и выбивается из общей картины правильных рифм. Но стихотворный рисунок смещённых ритмов в нечётных строфах просматривается. Понравился образ флюгера флиртующего с ветром. Не понравилась повторяющаяся ночь, мерцающая свеча, лампада у образов и воля-доля в концовке. Пожалуй, минусов больше чем плюсов, но я посмотрю на остальные стихи в группе.
   Реброва М. Lupus
  
   Вой. В бой.
   На горле сомкнулись клыки вожака.
   Боль. Стон.
   Страх сладок. И кровь невозможно сладка.
  
   Сюжет - погоня и обед оборотня. Написано в рваном ритме, похожем на бег волка. Но, к сожалению, оригинальная задумка была провалена некачественным воплощением. Рифмы то появляются, то исчезают. Если бы автор более аккуратно поработал над рифмами и разнообразил бы стих более качественными и яркими метафорами, то я не задумывался бы над голосом в защиту этой работы. А так...
   Иорданская Д.А. Кайт Ши
  
   Черная глотка проулка
      Сам черный - лишь тень во мраке
      На черных когтистых лапах
      Уши торчком, а в холке
      Ростом с большую собаку
  
   Лирический стих - описание кошки Ши - мрачного персонажа шотландских легенд. Уже с первых строк стих захватывает необычным рисунком и ритмом, который то нарастает, то стихает. Должно быть из такого стиха получилась бы неплохая песня. Как мне кажется. Разочаровала концовка. Она сильно проигрывает самому стиху, который похож на спираль, а в концовке - помни до смерти "время встречи с кошмаром". Хотелось большего. Но здесь плюсов больше чем минусов.
   Скользящий На пороге
  
   Дровосек прячет львиное сердце в железной броне,
    Марихен труп Щелкунчика нежно хранит под матрасом,
    Нильс всю ночь выпекает в духовке гусиное мясо,
    У Страшилы проснулся в мозгах доппельгангер-близнец, 
  
   Как большой поклонник постмодернизма не мог я не отметить этот текст. Фантасмогория сошедших с ума героев известных сказок составляет основу стиха. Из вереницы образов каждый читатель может выудить понравившийся ему. Я достал такой:
  
   Чья-то девочка в чаще свежует убитого волка,
   Красной шапочкой серую морду небрежно прикрыв
  
   Общее впечатление - зачёт. Стих заметно выделяется на общем зачастую безрадостном фоне.
   Ведех Д. Самайновская история
  
   Да, я был первым, а ныне последний из рода!
   Да, я был проклят, а ныне я проклял свободу!
   Да, я любил... Ну а ныне... Помилуйте, Боги!
   Дайте не сбиться с единственной верной дороги!
  
  
   Сюжет размыт в дожде. Стих лирический. Наполнен призывами и всхлипами. Прости! и прощай! - лейтмотивы этой истории. Ну и две кружки пива в концовке, чтобы совсем мрачно не казалось. Длинная строка достаточно тяжела для стихосложения, поэтому сбоев размера автор не избежал. То тут, то там. Ясность - дело мутное, дождь все-таки. Интересныx метафор в тексте я не нашёл, но наверное, когда читаешь стих нужно делать многозначительные паузы. Перед умыванием кровью и возрождением.
  
   Итог - неутешительный.
   Кузьмин Е.В. Предсказание  
  
   Видишь, небо уже посинело.
   Словно кровь, обагрился огонь.
   И земля до конца почернела.
   А цветы источают вонь.
  
   Небо посинело, а земля почернела, смерть нас разбудит от жизни. Это краткий пересказ этого короткого стиха. К сожалению, исполнен он очень коряво. От короткого стиха ожидаешь филигранного исполнения. Здесь же и размер сбит, и глагольные рифмы, и невнятное содержание. Всё вместе складывается в печальный итог - незачёт.
   Шабалин А.А. Синяя борода
  
   "Ой, со смеху паду на месте" -
   Разносило по замку эхо, -
   "Ой, умру! На глаза не лезьте!"
   Так что я овдовел от смеха.
  
  
   История синей бороды о трех жёнах. Прочитав, высказал недоумение - а где ж прода? Вкусно ж написано. Поскольку сюжет - юмористическая стилизация (или даже, может, сценарий для мультфильма), то вспоминаешь известный советский мультфильм, где прекрасно поёт Боярский. В этой истории некоторые технические огрехи с лихвой окупаются юмором и лёгкостью стиха, который игриво скачет от жены к жене. Любимая, так получилось... Думаю, что зачёт.
   Виверс О.И. Октябрьское настроение
  
   Серые срубы глядят равнодушно чёрными дырами выбитых окон.
   В крышах прогнивших духи зловещие стонут уныло. И ветер октябрьский
   Воет, срывая никчёмную дранку. Наглых ворон затихающий гомон.
   Лес засыпает, и след от дороги листьями стёрт. Знакомые краски?
   Зловеще-настроенческий стих пейзажного типа. Поэтому о сюжете здесь - лишнее. Стих написан тяжеленной длинющей строкой без внутренних рифм (20-22-х сложные строчки тяжко было осилить). Размер и ритм сбиваются от строфы к строфе. Тоже можно сказать и о рифмовке. Техника подвела. Не понравились и цветы запоздалые, брошенные на холмик. Зато никчёмная дранка понравилась. К сожалению, это одно из немногих оживлений в этом стихе.
  
   Смешанные чувства обуяли...
   Воронина Т. ...И в полночь...
  
   Мгновенье надежды, огонь - серым пеплом осыплется тьма,
   И звезды затихнут, уткнувшись в колодец с луной осторожной...
   Ты спишь? Это я засмотрелась, прости, виновата сама.
   Пусть утренний свет из окна безмятежный твой сон не тревожит...
  
   Мрачный стих. И снова лирика. Тяжко ночью поэтической душе. Замучают её, замордуют страхи... Исполнение понравилось. Но:
  
   Забьются по небу зарницы на шаг до беды от любви, 17
   Когда до шальных петухов простою над тобой на коленях, 18
   Но если внезапно проснешься - меня не ищи, не зови. 17
   В немых зеркалах пустота - значит, нет моего отраженья. 18
  
   Коварная стрелка в часах сторожит, притаилась в углу. 17
   Мне только б успеть, до рассвета домой возвратиться... 15
   Как больно, лучом, как ножом, полоснула заря по стеклу! 17
   Ужели заснула в сарае проклятая старая птица? 18
  
   Куда-то пропал размер там, где до рассвета домой возвратиться... Да и сам стих немного угнетает свой тяжестью. Хотя богатство поэтического слова налицо.
   Но мне этого мало.
   Puppy Екологическая грусть
  
   Я сильнее всех
   Я быстрее всех.
   В свете полной луны
   Серебрится мех.
   Как я ждал весны
   Как я ждал луны...
   Да на поляне моей
   Только гарь и пни.
  
   Песня оборотня. Последнего. Окружили, ироды, и кольями осиновыми в меня сердешнего тычут. Теперь до Судного Дня одни... Это о сюжете. О технике - очень средненько. Одна верба с ударением на последний слог чего стоит. Впрочем рифмы здесь везде плохонькие. Видимо стих не предназначен для чтения, а исключительно для пения. Непонятно зачем людям отвечать за оборотня в Судный День. Это самая большая загадка стиха. Необычных образов и метафор я в тексте не обнаружил. Увы, незачёт.
   Чёрный-Георг dе mortе аеtеrnа
  
   на кладбище было темно.
  
   можжевеловый ветер
   бросал в нас охапками пахнущих осенью листьев.
   огни, пробиваясь сквозь сетку встревоженных веток,
   росли, вызывали смещение дали и близи.
  
   Читая стих вспомнились строчки БГ про можжевеловый ветер:
  
   Сквозь можжевеловый ветер,
   Сквозь пламя, чище которого нет,
   В хрустальных сумерках,
   Светом звезд и светом ветвей;
   Задыхаясь от нежности
   К этому небу и этой земле...
  
   Наверное поэтому я сразу почувствовал доверие к этому тексту. на самом деле в нём практически каждая строчка живёт отдельной жизнью, создавая ощущение тягучего и жуткого страха. И коса за плечами, и медленных губ никотиновый привкус, и горячая гладкая кожа под плисовой юбкой - всё это создаёт впечатление ужаса. Ужаса как от занятия любовью со смертью. Несомненный зачёт.
  
   Домашев Д.В. Духи
  
   Часто, глядя из сумрачной зоны,
      Можем все до копейки отдать,
      Но в астрале свои есть законы -
      Мы обязаны их соблюдать.
  
   Стих о том, что в мире есть духи, и они за нами следят и творят, что хотят. Честно говоря, стих состряпан настолько неумело, что не хочется о нём много говорить. Он написан в стиле как бы стебалово, но с намёком на глубокую мысль. В итоге получилось и не смешно и не страшно. И ещё - автор, прекращайте рифмовать глаголы. Есть и другие части речи. Незачёт.
   Морозова А.А. .Безмолвны...  
  
   Последний луч, что слаб, но светел,
   Касался ярко-бледных щёк.
   И всё мертво. Мир не заметил,
   Что рано, рано вышел срок
  
  
   Стих-описание. Триста лет сидит она. И ждать устала. А жизни нет. Есть только смерть. Или сон, что всё равно в принципе. Поэтический язык очень напоминает символистов начала прошлого века: гротескный кокон, белые простыни, винные складки балдахина - всё это делает стих манерным и вычурным, обращая наше внимание на 100 лет назад (и даже больше). Я обратил. Но за эпотажностью слога кроется некая беспомощность чисто технического плана. Тут и повторяющиеся рифмы в первых четырех строфах, и глагольные рифмы то тут, то там, и рифмы "прошло-давно". И затянутость мысли. Словом, надежды были, но разбились о камень.
   Jacqueline D.G. Notre Dame
  
   Тяжко пропитаны плотною сыростью серой,
   Тучи цепляются брюхом за шпили собора;
   Скалят клыкастые пасти на башнях химеры,
   Ветер доносит Te Deum церковного хора.
  
  
   Сюжет: казнь через сожжение - самая что ни на есть готика. И шпили собора в первых строках стиха тому подтверждения. Сильнейшим мистицизмом веет от ваших строк, автор. Текст цепляет сразу и настроением и клыкастыми пастями химер, и Te Deum церковного хора, и сотни жгучих ладоней костра. Стих очень свободно и легко льётся. Такие стихи - несомненнаная удача и потому - зачёт. Ух, смутили вы меня своей ведьмой...
  
   Yampolsky I. Сумерки
  
   Последняя черта...
      За этою чертой
      Уж нету ни черта,
      Во мгле царит покой.
  
  
   Стих-песня. И по построению и по содержанию. Наверное, можно слушать под гитару после соточки-другой. Технически - очень слабенько (для стихотворения). Размер прыгает. Содержание не цепляет.
  
   В ней нету отсвета извне,
   В ней нету памяти о дне.
  
   Итог - незачет.
   Иванцова М.В. Волхвы собирают дары
  
   Взметнулся священный перст,
   Волхвы раздают богатства!
   Рукой чужеземной крест
   Берущих обрёк на братство.
  
  
   Не понял почему автор подал именно это произведение и именно на этот конкурс. В обоих случаях - мимо кассы. Волхвы собирают дары, потом раздают богатства и всё это происходит в пещере. Потом волхвы разбежались со временем, а порог пещеры остался. Техника - ниже всякой критики. То есть размер, как те волхвы кочует, по планете, то есть, тьфу, по тексту. Смысл тоже блуждает:
  
   Крадучись туда в темноте,
   Алчной походкой иуды,
   Возьми, потакая мечте,
   Посмертно веруя в чудо,
   Склонись, у юродства займи!
  
  
   Куда туда? И почему посмертно? Смысл сказанного лежит за гранью моего понимания. Зато я твердо унбеждён, что данный текст автора - не стихи.
   Половинкина Т. Ночная песенка
  
   Где прошли бы не дыша вы,
   Обратившись в слух.
   Лижет ноги мне шершавым
   Языком лопух.
  
  
   Поскольку стих лирический, то о сюжете говорить не будем. А о чем тогда говорить: может быть, о поэтических достоинствах стиха - они налицо в каждой строчке и выточенном образе; может, говорить о технике стихосложения - она тоже на высоте; а, может, о том, что автор предлагает читателям в нём увидеть помимо нежных слов об ундине, которая пришла украсть любимого у живых людей. Я увидел там нежную и ранимую душу поэта, который идёт, обратившись в слух, по строчкам своего стиха, предлагая его читателям бережно и с надеждой. Но я бы, честно говоря, вообще ничего об этом стихе не говорил. И не потому, что сказал и прочитал о нём уже достаточно, а потому, что новизна впечатлений она ведь тоже нужна. К сожалению, для меня этой новизны в этом, совершенном со всех точек зрения, стихе нет. И автор это тоже знает.
   Волков В.А. Час быка
  
   Обидами исколотое сердце человека
   У буфета с хохотом терзали упыри...
   Но никто не слышал, как прокукарекал
   Красноперый петух зари.
   Сюжет - фантастическо-сюрреалистический сон. Шабаш в отдельно взятой квартире. Что касается размерности стиха, то мне она показалась чересчур смазанной. Слишком вольно автор с ней обощёлся. Размазал стих в таком несколько реперном стиле. Тем более, что содержание меня порадовало:
  
   Ржавый месяц обглоданным черепом
   Слепо пялился в мое окно,
   Ухмыляясь, ковшом Медведицы черпал
   Синее звездчатое вино.
  
   Таких находок в тексте много и от этого так грусто, что автор пренебрегает техническими моментами стихосложения. Впрочем, может быть для автора это и не нужно было... Итог - смутен. Для меня.
   Iwain Черное желание
  
   Я хочу Вас всей кожей,
      Обреченно, неистово,-
      Я мечтаю, что, может,
      Вам по нраву убийство...
  
   Сюжет - декаданская эклектика романса аля Вертинский. Но конечно уровень пониже будет. Скорее Агата Кристи времён "Декаданса". Техника стихосложения на уровне. Среднем. Поэтический язык пытается быть образным, но слишком уж проторенным путём идёт автор. Не понравилась рифма "Ласки-сказки". Не понравились глагольные рифмы. Учитывая всё вышесказанное - незачёт, увы.
   Минин С.Ю. Другой мир
  
   Но мы не верим в подобные явленья.
   Иль не хотим? Иль слепы только днем?
   Но в темноте мы чувствуем смятенье:
   Быть может, есть тот мир, что сказкою зовем?
  
   Там чудеса, там леший бродит... Там упри и нимфы, там гномы и водяные. Стих расчитан на детей чуть младше школьного возраста. Те, кто не в силах одолеть Пушкина и желают адаптированный вариант. Правда, сильно мешают технические огрехи. Размер сбит на обе ноги. Рифмы пляшут пляску святого вита - то появляются, то исчезают. Смысл некоторых предложений укрыт от здравого смысла в мистическом мраке. Короче, незачёт.
   Gregberk Крюков Мир  
  
   Кто в фильме ужасов сыграет так маньяка?
   Чтоб добровольно - на убой.
   И в Голливуде я звездой ничьей
   Горю!
   Но от меня кому-то зябко.
   Я - крюк.
   Для вас горбат, уродлив - железяка...
   Вокруг - мой мир, и у меня он на крючке!
  
   Неожиданный стих. Манифест Крюка. Во всех его темных и таинственных проявлениях. Как показалось автору. Технически текст исполнен свободным стихом. Связь философии и иронии очень сильно проступает в описании висельника:
  
   ко мне привязан он всем телом,
   как прежде к заведениям питейным.
   И так же крючится смешно.
  
   При чтении ты словно крючком цепляешься за образы, пытаешься отцепиться от них, но крюк держит крепко. Что не понравилось: "И в Голливуде я звездой ничьей" поскольку уже ранее упоминался герой фильма ужасов, то ничья звезда в Голливуде выглядит ненужной лишней.
   Итог - задумался пока...
  
   Ринейская В. Ведьма  
  
   Те люди что пришли, ты ждал их, долго ждал
   Они пришли за ней, и ты об этом знал,
   Печальный её взгляд не обращен к тебе
   Но образ помнишь ты - красивый гибкий стан, движенья рук и ног...
  
   Песня. Ведьма пытается рассказать о том, как жила и пела и о том, как ты помнишь красивый гибкий стан, её ноги и руки. Чувствуется, что автора тема захватила, но для её воплощения (даже в песенном варианте) не хватает подготовки. Ни технической ни литературной. Поэтому и получается то, что получается.
   Незачёт.
   Эстерис Э. Черная маска
  
   Волны морские на каменном ложе,
   Белым заснежены ветви у сливы.
   Страстно в актера влюбился вельможа.
   Где и когда он увидит красивей?
  
  
   Старинная сказка в духе Гумилёва, я бы сказал. Сюжет любопытен: вельможа полюбил актера в черной маске, договорился с ним о свидании, но, сорвав маску, понял, что больше никого полюбить он уже не сможет. В ближайшие пару десятков лет. Написано с иронией. Словом автор владеет мастерски. Рифмы - одна краше другой. Кто-то может сказать - так ему педерасту и надо, но ведь у любви нет разделения по половому признаку. Поэтому вельможу откровенно жалко в концовке. За маской ведь ничего не было.
   Одним словом - зачёт, пожалуй.
   Зубчук Ю.К. Забытый персонаж
  
   Меня ты придумал, потом позабыл.
   Но я не забыла, ты для меня - надеждою был.
   Ведь кем я была - простой персонаж!
   Теперь перешла в кошмаров я класс...
  
   Автор пытается сказать, что Самиздат - это место развлечения для таких упырей, как она. Написано совершенно безобразно, к сожалению. Представления о стихосложении у автора нема. Текст пестрит местоимениями, корявыми оборотами и неряшливыми рифмами. Одним словом, незачёт.
   Каневский А. Служанка
  
   Дневное кладбище хранит
   Невинно-безмятежный вид,
   Но знает каждая плита -
   Притворна эта простота.
   Служанка забрела на кладбище принести цветы хозяину. Но тут труп барона встал из могилы и изнасиловал бедняжку. И только взошедшее солнце спасло девушку. Или не спасло. Стих об этом умалчивает, оставляя нас в недоумении. Стиль - ранний символизм. Изложено и зарифмовано неплохо. Стих полон иронии. Для тех, кто любит такие символические вещицы, сущий клад.
  
   Буду думать, пожалуй.
   Левин Б.Х. Казнь убийцы
  
   Для привыканья-тренировки
   (Не просто - "хомо" погубить!),
   Для собственной же перековки
   Свой надо "сапиенс" убить.
  
  
   Размышления убийцы перед казнью или самосудом. Казнь или самосуд - из стиха не понятно. Написано очень коряво. Тут и обилие местоимений и есть, и вот, и хоть, и допотопные рифмы типа "ботинок-полуботинок" - у автора "убить-погубить", и обилие инверсий. Одним словом есть всё то, что и отличает плохой стих от хорошего. Незачёт.
   Петропавловский Е.Е. Над волнами времекни
  
   На галеасе "Жирона" налегают на вёсла рабы;
   дон Алонсо Мартинес де Лейва видит птицу, слушает птицу;
   лучший капитан "Непобедимой армады", баловень злой судьбы
   понимает: скоро долгое плаванье завершится
   История умирающего старика, прикованного к кровати. Днём лежит он недвижимый, поддерживая жизнь через аппарат искусственного дыхания и капельницу, а ночью его дух улетает вдаль, там он поднимает со дна утонувшие корабли и ведёт свою мертвую эскадру к берегам той обетованной страны, к которой они так и не дошли при жизни. Хотя что есть жизнь. Мне особо глянулась последняя строфа:
  
   И ему, дивящемуся безжалостно-цепкой природе
   человеческого метаболизма, будет, как всегда, невдомёк,
   что это не жизнь из одряхлевшего тела уходит,
   а морская волна впитывается в вечный песок...
  
   Балладный дух стиха позволяет отнестись к временам великого Сэмюэла Тейлора Кольриджа и его балладе о Старом Моряке. И даже образ птицы-духа скож с образом Альбатроса в поэме Кольриджа. Конечно у этого текста есть недостатки. И они в плавающем размере и в зачастую неудачной рифмовке (обилие глагольных рифм), и не всегда удачный подбор слов (так например в смежных строфах - обрастая плотью и разрастаясь).
  
   Итог - мне понравилось. А что будет дальше, посмотрим...
   Noname L. Ночной шторм
  
   Мыши шебуршат по углам,
   Прогрызают в вечность дыру.
   За окном беснуется шторм.
   Я сегодня ночью умру.
   Мрачная символистическая лирика. Мыши грызут, песок сыпется, монстры танцуют, сумрачный бог гневается (ЛГ не смог его вызволить из моря), поэтому ЛГ умирает. Стих описывает суицидальное состояние перед смертью. Умирать никому не хочется, а тут ещё эти мыши... Стих написан гладенько и без помарочек. О поэтическом языке - некоторое злоупотребление глагольностями и непонятная нерифма - шторм-углам.
   Общее впечатление смазано.
   Калинин А.А. Вампиры и эльфы
  
   Становится скучно и суетно жить
      Среди хоровода страшилок.
      Сквозь тучи гляжу: ну когда ж прилетит
      С отрадною вестью Гаврила?
  
   Легкой и нeзатейливый стишок о том, что эльфы и вампиры вошли в нашу жизнь и овладели умами через фильмы и книги. Некий протест против фэнтази и сожаление, почему не идёт Гаврила (служил Гаврила почтальоном - не этот ли?). Немного непонятно, что этот стих делает на конурсе, так как по моему мнению он бьёт мимо кассы - мрачности и страшности в нём нет. Из недостатков отмечу глагольные рифмы и общую проходную лёгкость этого стиха. Слишком уж не конкурсный он.
   Итог - незачёт, к сожалению.
   Саша R. Колдовская любовь
  
   Пусть сказка ложь - в намеках сила.
   В неровный стих вникай отважно.
   Смысл для себя отыщет каждый
   В истории колдуньи милой.
  
  
   Ироническая сказка-притча о ведьме-вампирше, которая наколдовала себе милого, да ночью кровь из него хлестала. Как он жив остался - один бог и автор ведает. В финале автор советует не связываться с ведьмами. Похвально. Пару слов о технике - рифмовка достаточна простая. Hекоторые рифмы повторяются сквозь тело (!) текста (тела-жалела-дело-хотела-смело-телом). Конечно спасет стих ирония - автор издевается и над голубенькими глазками ведьмы и над лохом-рыцарем и над чудом любви. В целом - неплохо. На конкурсе есть несколько похожих по стилистике произведений. Этот стих - не лучше и не хуже. Думаю, он найдёт своих поклонников, но я останусь в стороне.
   Лапина Е.В. Загадка
  
   Кто жужжит над ухом звонко,
   Оставляя сильный зуд?
   Монстр крылатый: хобот тонкий,
   А как сядет - выпьет пуд.
   Раз, - и нет его. Ура!
   А я прибила...
   (комара)
  
   Такая вот акро-миниатюра (я привёл в цитате весь стих целиком). Как забавная шутка - очень даже неплохо. Как конкурсное произведение - мало, автор, мало текста.
   Баранов М.В. Болотная песня.
  
   Когда луна в ночи повисла
   И тьма окутала трясину,
   Умолк внезапно голос-призрак
   И контур юной девы сгинул
   Романтическая сказка ужасов. Кровь стынет в жилах. И смешно и страшно. Такие чувства обуяли меня по прочтении этой песни в двух частях. В первой, девушка, скинув одежды, несётся по болоте навстречу голосу милого, который зовёт-зовёт-зовёт, а во второй, навстречу девушке появляется страшная старуха, отгрызает ей голову и идёт восвояси (это она поёт таким нежным мужским голосом, сзывая на обед легковерных девушек). Одним словом - хоррор в чистом виде. Редкое произведение на конкурсе. Пожалуй, не было ещё таких ярких образчиков черного юмора. Понравилось, что обе части написаны совершенно по-разному (и размерно-технически и стилистически). Что не понравилось: некоторые сбои размера в концовке первой части. Но сделано это довольно органично, хотя я б всё же предпочёл классическую концовку - как начал, так и закончил. Парочка-тройка ненужных словечек (ужи, были). Но недостатки не умаляют достоинств. Однозначный зачёт.
   Зуев-Горьковский А.Л. А судьи кто?!
  
   "А судьи кто?!" - блажил вампир отчаянно,
      Мечтая вырваться из пут своих нечаянно.
      Он классику не зря припомнить смог.
      Не будет оправдательным итог
  
   Типа, басня. Поймали вампира и как он не бился и не голосил, вбили кол в него. А платил бы дань вурдалакам, то всё б было у него хорошо. Таков незамысловатый сюжет. Написано в стиле стебалово, но слишком беспомощно выглядят потуги автора на сочный юмор. Получилось скушно, плохо и малоинтересно. Огрехи в стихосложении видны невооружённым глазом:
  
   Но кол осиновый вампира успокоил
   И исполненье наказания устроил.
  
   Такое невозможно ни читать ни комментировать. Незачёт.
   Эзрас Э. В ночи
  
   Потом луной подняться из воды
      Над старой лодкой, пойманной отливом,
      И видеть, как смываются следы -
      Последний компас на песке счастливом.
  
   Элегантный лирический стих. Нежность этого стиха не может не трогать. Ночь, музыка (плачущая надрывно нота под смычком) и безлунье. ЛГ обращается в луну и взмывает над окружающем спокойствием. Очень красиво, но по моему совсем не в тему. Поэтому оценивать не стану.
   Прошкин Ю.А. Падший ангел
  
   И помню смерти аромат
   Средь плена тишины могильной
   Где в зеркалах подземных врат
   Я видел, как чернели крылья
  
  
   Очень неоднозначный символистичный стих. С одной стороны четыре достаточно банальных строфы ни о чём - (наполненных штампами, как деревянная кадушка кислой капустой), а с другой стороны очень живая и сильная последняя строфа (я бы даже уточнил - две последние строчки):
  
   И лишь два шрама на спине
   Где были крылья цвета сажи...
  
   Конечно со знаками препинания проблема. Конечно, стих слабенький своей общей несамостоятельностью. Но есть в нём некая прелесть, которая мне необъяснимо нравится. Впрочем, скорей всего на голосе это не отразится. Падший ангел его не получит.
  
   Торощина Ю.А. Огни святого Эльма
  
   И они, под парусом красным,
   Все плывут и плывут в небесах.
   Не смотри на них, это опасно,
   Они кроют неведомый страх.
  
   Тоже символистический стих. Но чересчур беспомощный, как по мне. Здесь и сбитые размеры, и пережёванные штампы, и корявые выражения. Корабли, кроющие неведомый страх. Вулкан, извергающий бронзу (???). Сердце срастающееся в груди. Все эти бессмыслицы и ляпы не добаляют балов к читательскому впечатлению. Честно говоря, я даже засомневался, а не пародия ли он (конкурсный текст).
   Незачёт.
   Ночных Т. Мороки отражений.
  
   Ночью все зеркала как большая дверь,
   Словно окошко можно раскрыть трюмо.
   Бродит в зеркальной бездне и ждёт людей
   Сонм отражений, а с ними ещё одно.
  
  
   Ещё одно символистическое стихо. Здесь уровень повыше нескольких рассмотренных преведущих. Тема размыта и мистически скрыта от читателей. Рифмовка не понравилась. Я не сторонник рифмовки по последней гласной.
   Что ещё плохо. Не понравилось - "Словно окошко можно раскрыть трюмо". А так оно обычно не открывается? И при чём здесь трюмо. Двери уже открыты в предыдущей строке. И почему словно можно. Образ явно высосан из пальца. Холодного и тонкого.
   Ну и знаков препинания маловато.
   Незачёт, пожалуй.
   Ланфир Зверь
  
   Миг - не пальцы, а когти
   Рвут усталую плоть.
   Злобный взгляд так порочен,
   Вой врывается в ночь.
  
  
   Честно говоря, нет ни сил, ни желания комментировать этот беспомощный стих. Тут и свистопляска размеров и рифм, тут такие перлы, как пульса конфетка и терзание твоей души будто бы сотню лет, и ад рвётся, и когти рвут, и вой врывается... Жуть, короче. Полная.
   Запросто Ж. Мне весело
  
   Мне весело, целую ваши жвалы.
   Куда спешил ты, путник запоздалый?
  
   Стих написан от лица жука, жующего труп. Оригинальная тема использована. Жук - философ, смерть для него - это жизнь. Невольно встают разные параллели и из литературы и из реальной жизни по этому поводу. Мало ли среди нас трупоедов...
   Из неудач: "Касаюсь мокрых, еле влажных губ". Если уже мокрых, то не может быть еле влажных.
  
   Следующая строчка тоже не радует: "За сто веков лишь этот стал день сладок". Слишком много ненужных слов, которые поддерживают размер, как штаны.
   Буду думать...
   Сошенко А.Ф. Встреча у камина
  
   "Ангелу - привет!" - и крылья
   Вдруг мелькнули... Дверь закрылась.
   И, кружась, на пол спустилось
   Белое перо...
  
  
   Зимний вечер. Является ангел (посланник смерти) с повесткой на тот свет. Но он, растяпа, перепутал Краснодарский край с Красноярским. Короче все хорошо, ЛГ просыпается в окружении людей в белых халатах, а ангел то ли был, то ли нет... История молчит. Интересный стих. Немножко даже пропел его себе под нос. Сразу вспоминается Высоцкий. И по разухабистому ритму и по сюжетной линии. Глагольности есть, конечно. Но стих-то песенный.
   Зачёт, пожалуй.
   Гриня Л. Кто-то
  
   Месяц среди туч скалится злорадно,
   Побледнели звёзды, багровеют листья,
   Кто же антрацитовой ночь рисует кистью?
   Беспощадно...
  
  
   Стих призван намазать много черных и страшных красок на палитру 12 рифмованных строчек. Удаётся это ему лишь частично. Мне очень понравилась первая строфа (про антрацитовую ночь). Дальше не очень. Концовка совсем плоха. Размер гуляет от строфы к строфе. Это раздражает. Пахнущий кровью воздух тоже раздражает. Сильно.
   Горохов С.Д. Deathment
  
   Бегу. Её холодное дыханье чуя за спиной
   Я - За! Ты хочешь крови, ты увидишь гной*
   Настигла. Кто же ты - Красавица? Свинья?
   New life. Whith her, сжимать вам горло буду - Я!
  
  
   Любопытный стих целиком заключённый в процитированных четырех строчках. Долго пытался оценить своё отношение к нему, но потом пришёл к выводу, что зря я так парюсь, пытаясь увидеть черную кошку в черной комнате. Попытка создать страшилку была, но страшно от этого не стало. Буду благодарен автору, если расшифрует название.
   Инна К. Сон Репортёра
  
   А когда запахнет серой
      И промчится домовой,
      Сам от страха он не свой,
      Должен Сатана явиться.
  
   Репортаж с кладбища, где проходил слёт нечисти. Длинный пересказ действующих лиц, явление Сатаны, потом ЛГ просыпается возле дома без камеры. Вывод - пить меньше надо. Это кратенько по содержанию. Исполнение корявое и по части ритма, который плящет трепака с лешим (почти цитата из текста) и по части ляпов, которых в этом стихе просто пруд пруди. Чтобы не быть голословным приведу один:
  
   А когда запахнет серой
   И промчится домовой,
   Сам от страха он не свой,
   Должен Сатана явиться.
  
  
   Так кто там должен явиться от страха сам не свой? Сатана или домовой?
  
   A повторы, a бедность языка... Одним словом, незачёт.
   Крофтс Н. Почему-то неоконченное
  
   И мы, развесивши уши
   Под рыбие "Nevermore",
   Остались навеки в мор...
  
   Рыбам тоже нужно кушать. Можно суши, можно души, можно... Лёгкий ироничный стишок про то, как мечтают рыбы об обеде из наших тел, а мы... Оправдаем ли мы их ожидания. Может быть. Стих же незакончен.
   Хотя баклуши побить хочется.
   Винокур Р. Лесной царь
  
   Осиновой пулей добито в упор
   Последнее чудище Поконских гор.
  
   Звериная туша - на красной траве,
   И шпаги обломок - в eё голове
   Красивая легенда. Отец с дочкой отправились в лес, где на них напал царь лесной (какой-то особо вредный вид вурдалака, который питается маленькими детьми). На требование отдать ему дочку отец отказался. Завязалось сражение. Подоспевший брат человека добил чудище осиновой пулей (первый раз такую пулю встречаю, обычно используют кол). Девочка жива, отец, к сожалению, нет. Но славный род продолжается, а это главное. Замечаний по технике и исполнению нет. Читается очень легко и приятно.
  
   Зачёт, пожалуй.
   Сударева И. Чернокнижник
  
   Сказали людям: я - колдун,
      Я - черной силы раб,
      На всех нашлю я гром-беду,
      А на свету я слаб.
  
   Чернокнижника везут на эшафот, а он всех клянёт на чём свет стоит и предрекает лютую смерть жителям города. Таков краткий сюжет стиха. Стих симвилостический. О его художественном наполнении: довольно бесхитростно написано без особых технических огрехов, тем не менее пару раз спотнулся на гром-беде, черной силы рабе. Рифмы не впечатлили, а парочка глагольных и круг-упаду - растроили. Как и такие банальности: "меня везут на эшафот, чтоб смерти подарить". А для чего ещё на эшафот возят то? Одним словом - незачёт.
   Марцев Я.Ф. Замок алмазных слёз  
  
   Древних заклятий седой покров спит на обломках стен -
   брызнет на чёрные плиты кровь, в полночь, из вскрытых вен.
   Принц осторожно откроет дверь, бледной как тень, рукой -
   в мёртвых глазах миражи потерь и неземной покой.
  
   Фэнтази. В духе фэнтазийных баллад написано: принц Королевства Роз призывается идти в поход на встречу королеве болотных фей, которая грустит заточённая в замке вот уже тысячу лет. Плачет и слёзы её превращаются в алмазы. Принц конечно любовь не найдёт, а лишь смерть и покой среди гробниц, где ещё одна - для него. Интересный рисунок стиха - балладный а-ля английский романтизм 19 века перемежается вставками со сбитым ритмом. Словно подсказка для менестреля поменять мелодию лютни.
   В целом очень вдохновенно и красочно. Мистицизмом дышит каждая строчка. Зачёт.
   Лушин А.В. Цинготный ангел
  
   Вот набрав на хлеб и на водку
   Пара медленно к выходу шла
   Расступалась толпа перед ними,
   За собой никуда не звала.
  
  
   В подземном переходе пара нищих. Поют про злую судьбу. По полу волочатся кончики крыльев вослед. Написано в режиме: ах зачем я на свет появился. Про рифмы я скромно помолчу вместе с автором. Как и о других совершенно скромных достоинствах этого текста. Незачёт.
   Кригеров М. Хэллоуин
  
   Колдунья наша чуть не плачет,
   похоже праздник будет плох.
   Она досаду еле прячет,
   и удержать не может вздох.
  
  
   Ведьма ждала Хэллоуина. Принаряжалась. Но н апразднике с ней никто не танцует. В растроенных чувствах сидит она и, о чудо, явился ОН. Праздник удался. В этом сюжет. А вот исполнение совершенно жуткое. Ни размеров, ни ритмов, ни оригинальных рифм. Чудовищно плохой стих. Незачёт.
   Алиен Сеньору *****
  
   Нет, не клянись, что встретил ту,
   о ком плела тебе судьба.
   Она похожа на мечту,
   но расцвела не для тебя.
  
   Твоя любовь лишь призрак вытканный из грёз. Увы, но не обсуждать, ни комментировать этот беспомощный стих я не в состоянии. Очень очень плохо. Просто мрак, дорогой автор.
   Ивченко Е. Веришь? Веришь...
  
   Знаешь, знаешь:
   Колдуньино зелье -
   Из годами настоянных слез!
   Но тебя не пугает
   Дурное похмелье -
   Ты лакаешь, как преданный пес.
   Лирика. Символизм. Похмелье. Ведьмино зелье. Ты, как преданный пёс. Она - не даёт. Некая песенная мелодика чувствуется. Понравиласось выражение про кукольный рай. Остальное, увы, не понравилось. "Ничего тебе ведьма не даст" вызывает лишь нехорошие ассоциации. Типа, ты просишь, а она не даёт. А ты - хочешь, хочешь. Тоска, одним словом. Не верю. Незачёт.
  
   Сешат Ангел Беллорум
  
   Волны льна,
   А в глазах - по грозе.
   Ангел Беллорум,
   Ферра иниква.
  
   Стих сотканный словно из экстракта таблицы Менделеева на самом деле завораживает. Источник значения слова Беллорум для меня загадка. Гугл даёт толкование Дукса Беллорума из некой фэнтазийной сказки. Тем не менее ритм у стиха есть и он довольно органичный. Есть несколько интересных находок: железный привкус улыбки, пули-эритроциты, арбузная мякоть железа, крещение алой жижей... Общей картины не получается, но автор словно и не добивался этого. Стих - это череда всплесков на неком мистическом холсте. Всплеск, всплеск, снова всплеск. Хорошо.
   Голубева А.С. Ты приходишь за час до полуночи
  
   Тонких призрачных губ искривленье в ухмылке манит.
   Вновь подсталюсь под когти твои. Не в последний ведь раз...
   Крови алые капли сорвутся на чёрный гранит,
   Приводя тебя в дикий, почти первобытный экстаз.
   Лирика. Ты приходишь ко мне и я насыщаюсь болью по имени ты. Тонкие призрачные губы манят. Снова и снова. "Мы пленники оба тырьмы", ты душу отведи, есть много ночей впереди. К сожалению, всё это не сильно похоже на поэзию. Банальность образов, бедность рифм, расхлябанный размер (который, словно штаны, поддерживают многочисленные ненужные слова-вставки)... Незачёт.
   Димакова О. ***
  
   И до первых проблесков зари
     Заберут болотные хмыри.
     Не избавит свят-крест от рядна.
     Любопытство - глупая цена.
  
   Лирический стих-завывание. Ночь на Ивана Купалу. Которая всякого входящего высушит до дна. Написано гладенько. С претензией на стилизацию. Но использование папороть-травы, свят-креста, домовины и рядна не делает стих стильным, скорее подчеркивает его недостатки. Как мне кажется. Поэтому незачёт.
  
   Ардабьев К. Nosferatu
  
   Там на холме гульба в дыму,
   Но ты о ней ещё не знаешь.
   Ты жаждешь света, но во тьму
   Со страхом диким проникаешь.
  
  
   Он пришёл на праздник вампиров. Восхитился их красотой. Начал танцевать с вампирашами, но она его кусанула и кровь полилась. Рассудок угас. Он стал вампиром. Такие дела в этом тексте. Если говорить об исполнении, то оно ужасно - здесь и сбои размера и ритма и чудовищные рифмы. И использование языка времён Пушкина вперемешку с современной лексикой. Одним словом, плохо написано. Плохо. Незачёт.
  
  
  
  
   На этом мой обзор этой номинации закончен. Те, кого невольно обидел своим обзором. Не пугайтесь. Это всего лишь конкурс. Хоть и страшный.

Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"