Аннотация: Из об3ора А. Сфинкского к конкурсу Акуна Матата -2020
Сфинкский Александр
Крыши прилетели, сели на ворон...
(Обзор конкурсных работ Акуна Матата-2020
Васильева Татьяна "Энни, МЭри, Элизабет, Кэтрин"
Убийства в Уайтчепеле - Эмма Элизабет Смит, Марта Тэбрем, Мэри Энн Николз, Энни Чепмен, Элизабет Страйд, Кэтрин Эддоус, Мэри Джейн Келли, Роуз Майлетт, Элис Маккензи, Фрэнсис Коулз и неизвестная. Настоящая коррида! В разное время все или некоторые из убийств приписывались знаменитому неустановленному преступнику по прозвищу Джек-потрошитель. Но!... Настоящая коррида - как романы Фёдора Михайловича Дастоевского не может обойтись без драмы и неопределенности! Кто убийца? Как убил?
Но не это главные вопросы психологической мистической драмы "Мэри, Энни, Элизабет, Кэтрин..."
Джеки Тамблти, она же Неизвестная, она же - туловище с Пинчин-стрит (название, использованное британской полицией для обозначения туловища женщины, обнаруженного под аркой железнодорожного моста) - героиня рассказа, последняя (якобы) жертва Уайтчепельских убийств - личность её и причина смерти установлены не были. И это то и дало автору постмодернистические карты в руки.
Ловкость рук, игра именами, мистификация бессознательного образа и жертва потрошителя, превращается в самого потрошителя методом (я бы сказал Тома Стоппарда, смешанного с психоделическим мистицизмом Карлоса Кастанеды, принесшего в уайтчепельскую драму этакую психиатрическую форму регрессии "эго" в целях защиты то ли героини (то ли внутреннего автора текста) от внутреннего и внешнего стресса - Разрушительницу (счастья героини).
Когда, автор описывает спусковой механизм убийств (а этот механизм, я бы назвал "беспокоящая дилемма "Кто виноват в неудовлетворенности жизнью?"), я задавал себе вопрос:
Кто виноват в неудовлетворенности женщины?
В самом деле - что делать жертве и кто виноват?
Автор описывает состояние жертвы, нашедшей выход в садизме. Сначала это было просто ощущение безнадежности и беспросветности, которое затягивает и может длиться довольно долго. Оно обычно становится оправданием для бездействия, для сваливания ответственности на других и для постоянных жалоб и нытья. В подобных случаях жертва ищет причину, чтобы обвинить себя или обвинить других: "Если бы не она...", "А она первая начала", "Это она сделала меня зависимым и слабым". И это засывает.
А, собственно, в чем выгода позиции жертвы?
В состоянии жертвы мы застреваем не зря. В нем есть множество выгод, которые обычно неочевидны, но достаточно важны для нас. Они-то и держат нас в ситуации. Любая проблемная ситуация всегда обрастает каким-то количеством вторичных выгод. По сути, ее невыгодно менять. Это очень глубоко скрыто на уровне подсознания. Но если мы видим свои выгоды, выйти из негативного состояния становится проще.
В нашей драме-корриде оказалось выгодным - убить женщин-проституток мужа героини - Фрэнсиса Тамблти, того самого американского шарлатана, лекаря, гинеколога, жившего в Лондоне во время серии убийств в лондонском районе Уайтчепел, приписываемых неустановленному преступнику по прозвищу Джек-потрошитель. Ещё при жизни Тамблти, в ряде газетных публикаций было высказано предположение о его тождестве с уайтчепелским убийцей. А убитьих советует мистическая Разрушительница (счастья) - ревность, по мнению автора. А я вам скажу - нет! Не ревность. Ревность это вторичное чувство. Она обычно возникает, когда эмоциональная связь становится эмоциональной зависимостью. Низкая самооценка и зависимость от партнера. Другая причина, смежная с зависимостью от партнера и низкой самооценки в силу совершенно разных причин - обьективных и не обьективных, по которой возникает ревность - страх одиночества. Люди очень часто ревнуют, потому что не умеют и не хотят быть одни. Их страх остаться в одиночестве проецируется на партнеров и заставляет подозревать их во всем. Базовой эмоцией ревнивца является тревога. Причем не важно тревога за что. Важно, что ее количество чрезмерно и ее надо как шляпу - на что то нацепить. Лично я в состоянии тревоги - трехэтажно матерюсь. Но и это не главное. Главное то, что избыточность надо контролировать. Потому возникает целый комплекс поведения, отвечающего задачам контроля. Тревогу надо контролировать. А для контроля нужна информация. Со временем ревнивец становится информационным наркоманом, которому нужно все больше и больше информации для контроля.
Тут, позвольте заметить, я не зря сравнивал рассказ Татьяны с драмами Достоевского. Это вообще - типичная Достоевщина! А художественная проза Фёдора Михайловича может выступать в качестве источника изучения культурологического содержания основных эмоционально-психологических концептов, в том числе концепта ревность. Я читал диссертацию на эту тему и в ней говорилось, что ревность является эмоционально-психологическим феноменом и публичной формой выражения. Это объясняло по мнению диссертанта, тот факт, что ревность относится к таким эмоционально-психологическим состояниям, которые часто бывают "недоопределенными" и получают определенность только в процессе речевой коммуникации. И я помню, как же я был не согласен с этим "только"!!!
Только ли в процессе речевой коммуникации жертва находит выход из состояния "жертва". И вот доказательство - рассказ "Мэри, Энни, Элизабет, Кэтрин...". К чёрту диссертанта, она или он не ведали психозов. Какой там к черту "эмоции проникают в семантику слова героев Достоевского и закрепляются в денотативных, коннотативных компонентах значения"?! Надо убивать! Нужны действия! Действия закрепляют психоз! Убивать надо! Всех!
Кстати, читателю-психиатру, действительно, будут интересны подобные мистические феномены, которые лично я называю "тревожной дилеммой" - "что делать - искать подтверждение тревогам или искать выход тревоги в виде замещения тревоги гневом и действием, реализующим гнев?". Тревожная дилемма - вот главная тема драмы героини - потрошительницы.
Вообще, состояние тревоги - психическая реакция, связанная с уменьшением тормозного эффекта γ-аминомасляной кислоты (сокр. ГАМК, GABA). То есть искать выход в виде увеличения тормозного эффекта ГАМК, кислоты выполняет функцию ингибитора (отвечает за процессы торможения) в нервной системе, компенсируя чрезмерное возбуждение, и поэтому чем больше отрицательные эмоции - гнев, злость, страх и тревога, тем длиннее тормозной эффект ГАМК. Разницы, кстати никакой- тревожиться, бояться или гневаться - чем больше этих эмоций тем больше тормозной эффект ГАМК - просто тормозить надо больше. Не важно чего! Это дилемма!
Но, как бы то ни было, чтобы начать тормозной эффект ГАМК, нужно или контролировать приток новых порций тревог, для этого регулярно сливать тревогу в словах (матерщинных лучше) или удовлетворить гнев действиями...т.е. убивать, убивать, убивать. Всех! А однажды и себя. Что и делает наша потрошительница. Да!.. Жертва часто ищет причину, чтобы обвинить и себя. В самом деле, когда обвинение других уже не удовлетворяет и отстутствует контроль, остается только убить самого себя.