Жид В. : другие произведения.

Феномен инженеров, пытающихся заниматься научной деятельностью

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.78*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Просто некоторые жизненные наблюдения, которые, наверное, интересны не только мне. Версия от 28 Окт 2011, поправлено с использованием новых наблюдений.

  
   - no title specified

     В первый раз я с этим столкнулся во время учёбы в университете, выполняя курсовую работу в одном из институтов. Само столкновение состояло в следующем: один из работавших там инженеров рассказал мне по секрету, что всё не так, как на самом деле. А на самом деле у электронов и протонов есть маленькие специальные крючочки, и они ими зацепляются друг за друга, образуя атомы и молекулы. И все учёные про всё про это знают, но скрывают ото всех, вместо этого выставляя никому не понятные формулы.

     Я призадумался. Исходя из известных мне экспериментов периода становления квантовой механики, которые позже были неоднократно повторены, мне через пять секунд стало вполне очевидно, что электроны и протоны между собой взаимодействуют явно не таким образом. А вот протоны и нейтроны в атомном ядре...

     Обдумывание этого аспекта заняло у меня несколько большее время, в основном из-за  не очень хорошего знания университетской программы в этой части (я не планировал в обозримом будущем заниматься ядерной физикой). Но, поразмыслив, я таки пришёл к выводу, что многочисленные опыты, проведённые Резерфордом ещё в начале прошлого века, и многократно повторно проведённые и подтверждённые позднее вполне убедительно доказывают несостоятельность подобных гипотез.

     Поэтому я пожал плечами, ответил инженеру "вряд ли", и пошёл дальше. Я полагал этот случай если не единичным, то очень редким. В конце концов, если существуют сумасшедшие учёные, то почему бы не быть и сумасшедшим инженерам?

     Я ошибался. Этот случай оказался далеко не единичным. Я повстречал множество инженеров, которые брались полностью переписать физику, утверждая, что "она неправа", "открывали" новые физические законы и тому подобное. Попытки эти выглядели довольно смешно и нелепо, изобилуя логическими ляпами и противореча многократно подтверждённым экспериментальным фактам. Такое количество "учёных" не могло появиться случайно, и с очевидностью являлось системным явлением. Заинтересовавшись этим феноменом, я решил поискать его причину.

     С точки зрения психологии, насколько я понял, основная причина лежит в склонности многих людей вести разговоры и рассуждения о вещах, которые на самом деле крайне плохо знают. Особенно это проявляется в рассуждениях о политике - наиболее радикальные, "новационные" и масштабные идеи выдвигаются людьми, не руководившими даже коллективами хотя бы из десятка человек. Соответственно ценность подобных идей, выдаваемых людьми без реального практического опыта, околонулевая.

     Типичный "портрет" "непризнанного гения" таков:

     1.Он априори объявляет некоторые, широко известные положения современной науки ошибочными и неправильными.

     2. Это псевдо-гений об этих, довольно сложных законах, что-то знает.

     3. Часто об этих самых самых положениях он имеет только самые общие, а то и вовсе неправильные представления, которые часто получает из популярных газет , журналов, телевидения и прочих СМИ. Эти самые СМИ нередко подают материалы в таком искажённом виде, что даже работающие в этой области учёные не сразу понимают, о чём там вообще идёт речь. Краткий пример из жизни: по телевизору какая-то журналистка распиналась о новых "мягких ионных веществах", по которым недавно была конференция, и что у них большие перспективы. У меня ушло целых четыре секунды, чтобы связать это с конференцией NATO на тему "Ionic Soft Matter", в которой я участвовал. Замечу, что тема эта приблизительно переводится, если смотреть по смыслу, как "конденсированные электролиты". Тема эта актуальна, но ничего такого "супернового", более ста лет как есть.

     4.Читать на эту тему научные статьи такой псевдо-гений часто отказывается принципиально.

     5.Его построения, "доказывающие" "неправильность" некоторых научных теорий содержат весьма сомнительные предпосылки с не менее сомнительными (часто бессвязными и явно ошибочными) логическими выкладками, с часто встречающимися словами "очевидно", "ясно". В основном потому, что он имеет крайне слабое представление о логике, а также как следует "строить" доказательства.

     6.Об экспериментах, часто вполне убедительно доказывающих теорию, которую он "опровергает", не имеет никакого представления, и не собирается искать сведения о них, априори полагая, что он прав, а теория та вовсе появилась на пустом месте.

     7. Неспособен критически отнестись к собственным суждениям. Того, что может быть неправ в своих суждениях, вообразить часто вообще неспособен.

     Просмотрев и опросив довольно большое количество подобных инженеров я пришёл к следующему выводу: причина лежит скорее всего в системе образования. А именно, та часть физики, что преподаётся инженерам и форма её подачи.

     Инженерам и школьникам её подают как жёсткий набор законов и правил, в лучшем случае -- например, напряжение поделить на сопротивление равно току. А инженерам часто знания даются вообще в виде готовых формул абсолютно без объяснения, что откуда взялось. Неудивительно, что в результате у школьников и инженеров складывается впечатление о физике как о некоей догматической дисциплине, которая посредством сложных формул описывает и объясняет все-все явления в мире, а всё чего она не описывает - не существует.

     Мало какое представление о физике как о науке может быть более неверным. Физическая наука занимается как раз ДОБЫВАНИЕМ этих знаний. Когда знание уже добыто, обнаружено, и подтверждено достаточным количеством наблюдений, чтобы считаться вполне достоверным, оно переходит в учебники, в том числе школьные. На этом физика как наука собственно заканчивается - дальше наступает стадия инженерного дела, чтобы применить выявленные закономерности окружающего мира на практике.

     Школьникам же и инженерам обычно не рассказывают, откуда взялись уже выявленные физические закономерности, как именно их обнаружили, проверили и доказали. Не рассказывают, как и какими методами обнаруживать новые закономерности.

      Подавляющее большинство их уверены что свою теорию относительности Эйнштейн как теоретически вывел в 1905 году, так с тех пор ею и пользуются, и никто не сделал даже попытки экспериментально проверить или опровергнуть. Тогда как был долгий процесс того, как эту теорию тысячи учёных внимательно разглядывали и экспериментально проверяли; строго указали Эйнштейну на ошибки (в выводе от 1905 была ошибка в формуле для поперечной массы, формула для E=mc^2 была тоже выведена с ошибкой и ещё по мелочи), после того как Эйнштейн их исправил, теорию "вылизали" до отсутствия ошибок, навели надлежащую математическую строгость, сказали "ладно, явных ляпов не видать, будем придерживаться этой теории, пока не появится чего-то получше". Об этом знает не более одного процента "гениев", которые пытаются "ниспровергнуть" теорию относительности.

      Характерные свойства такого образования:

      А)Инженерам не даются на анализ или хотя бы прочтение научные статьи.

      Б)Даются только самые общие сведения о физических законах.

      В)Не рассказывается о происхождении физических законов, как их доказывали.

      Г)Критический анализ процесса решения задач им обычно не даётся.

     

      Если допустить, что подготовленный по подобной программе инженер не принимает дополнительных усилий по самообразованию, то некоторые свойства образования могут со временем превратиться в некоторые черты 'непризнанного гения', изложенные выше. Конкретно, из А получается 3 и 4, из Б -- 2 и 3, из В - 6, из Г - 5 и 7.

      И практически единственное, что отделяет такого инженера от превращения в "непризнанного гения", у которого дома приколочен осиновым колом к стене учебник физики, это пункт 1. Для его достижения всего-то и надо, что набраться побольше наглости и объявить, что он знает какую-то область физики лучше, чем несколько сотен учёных, которые её давно топчут и начать выдвигать "доказательства" в пользу этого. Побочным эффектом такого "набирания наглости" часто является хамство напропалую, и отношение к другим "вы все мне должны", по каковым признакам таких псевдо-гениев легко опознать.

      Те, кто о физических законах ничего не знают, вряд ли будут выступать с бессвязными "опровержениями", равно как и учёные, которые хорошо знают предмет, и КАК следует опровергать неверные теории. А вот инженеры, как следует из вышеизложенного, находятся в "группе риска". И появление среди них "непризнанных гениев" весьма вероятно. Замечу, однако, что это явление хоть и частое, но всё же не поголовное, и те из инженеров, кто занялся своим образованием всерьёз, даже вполне совершали научные открытия.

      Тому, что необходимо(не всегда тому, что достаточно) для работы учёного-физика -- откуда взялись физические закономерности, как находить новые - обычно учат в ВУЗах физической направленности. Именно поэтому человека без высшего образования часто не считают учёным, ибо чтобы совершить научное открытие без подобного образования, надо быть супергением (фактически, открыть элементы такого образования для самого себя), а супергений уж сможет как-нибудь поступить в ВУЗ. С тех пор, как образование стало общедоступным, исключения из этого правила крайне редки. Слухи о взятках преувеличены - ни мне, ни моим родителям НИЧЕГО не пришлось заплатить за время моей учёбы в университете.

      Почему же этих знаний не дают в школах? Ответ довольно очевиден для любого, кому довелось преподавать (хотя бы для зачёта по педагогической практике) - интеллектуальный уровень современных школьников весьма невысок. Им хотя бы осилить школьную программу да заучить некоторую часть знаний, чтоб могли хотя бы стоять у станков. На большее их редко хватает.

      Вот для примера творения инженеров, пытающихся заниматься научной деятельностью, но неуспешно:

 

Акерманис Х.Х.

Я с ним спорил некоторое время, но это, видимо, бесполезно. Всё, что не по его - он принимает в штыки, неугодные для себя посты стирает. Имеет привычку хамить. А также привычку вычитанные непонятно откуда (ссылаться на источники отказывается; скорее всего, это газеты и "жёлтая" пресса) смехотворные утверждения именовать точкой зрения современной науки и с удовольствием их громить и опровергать. В общем, типовой "непризнанный гений". Я мог бы выложить здесь сохранённые логи комментариев, но, боюсь, знакомые с физикой читатели уписяются от смеха.

Основное его творение - "стробоскопический эффект", согласно которому, если я правильно понял (стиль изложения невнятно-отвратительный), вращающиеся тела вроде Солнца и Земли создают лучи, крутящиеся "гироскопически" согласно "эффекту стробоскопа", которые удерживают и заставляют вращаться планеты вокруг них. Не буду детально обсуждать бредовость этой идеи, укажу только, что гироскопы, на свойства которых ссылается автор, вращаются с постоянной угловой скоростью. В то время как многие планеты вращаются вокруг Солнца с весьма непостоянной угловой скоростью, особенно Меркурий.

 

Герцман Б. А.

     Обвиняет современную физику в 'абстракционизме'. Пытается построить физику без высшей математики вообще и математического анализа в частности. Лично мне это напоминает одну теорему из начертательной геометрии, что любое базовое построение, которое можно выполнить циркулем и линейкой, возможно выполнить используя только циркуль. Или только линейку. Эта идея того же плана -- теоретически реализуемо, но на пару порядков сложнее и не совсем понятно зачем. Возможно, ему этакое построение и удастся, но вряд ли. Потому как его выкладки не блещут строгостью и зравым смыслом. Пока что особенных успехов у его физики не видать. Будьте осторожны во время прочтения -- он допускает множество ляпов и сомнительных утверждений. Проверяйте хотя бы по Вики. Хотя у меня создалось впечатление, что он не инженер, а скорее философ.

 

 

 

В заключение позволю себе привести пару стишков, которые дал один из комментаторов Акерманиса Х.Х:

 
 Сверхценная идея
 Давно мой точит мозг.
 А люди все злодеи,
 Обидно мне до слёз.
 Никто не понимает
 Всей сложности её.
 С усмешкою внимают
 Расчетам, ё-моё!
 
 Пытаются украдкой
 Зачем-то трогать лоб.
 Проверьте, всё ль в порядке
 С башкой своею, чтоб,
 Не выглядеть болваном,
 Когда мой аппарат,
 Тот, что грозит развалом
 Наукам, всем подряд,
 
 Дождётесь, слово скажет,
 Как новый танк в бою,
 Всем скептикам докажет
 Концепцию мою...
 А те, кто 'на зарплате'
 Мне говорят, что есть,
 Свободные кровати
 В палате номер 6.
 
 

Астро-альтернативщики хором:

'Нам хочется открыть закон природы
И имя обессмертить на века!'

1-й: 
'А между прочим, разные народы 
На Землю прилетели с далека!' 

2-й: 
'А битвы, что бушуют во Вселенной 
Ещё недавно задевали нас. 
И с Марса атмосферу сдул наверно 
Сверхмощный термоядерный припас! 

Все кольца у планет - продукт побочный, 
А мы все тут в неведеньи живём. 
И Фаэтон разбит ударом точным. 
Теперь там Пояс, слышали о нём?' 

3-й:
'Мы на помойку Дарвина отправим 
Зачем писал такую ерунду? 
Эйнштейна тоже, с лёгкостью мы правим, 
Все те, кто с арифметикой в ладу'. 

4-й: 
'А в космосе открытом, чтоб вы знали, 
Нужна защита - целый метр свинца! 
А значит, на Луну и не летали, 
Избегнуть чтоб летального конца!' 

5-й: 
'Летит к Земле стремительно Нибиру
И аннуаков на виманах рой.
Мы все умрём, знакомому нам миру
Пришёл конец, хоть жаль его порой!'

6-й:
'Да нет, коллега, вовсе не Нибиру
Набиру, это, в общем - ерунда!
К Земле крадётся тихо по эфиру
И всех сожжёт нейтронная звезда!' 

7-й:
'Вы врёте всё, какая там, Нибиру?
Планета? Астероид? Дурачок!
Я предрекаю солнечному миру
Существенный и квантовый скачок!'

8-й: 
'А я простой геолог с Казахстана,
Открылось мне, что с глубины планет
Мы новую энергию достанем, 
Такую, что ещё не видел свет!'

9-й: 
'Кора земная от Земли отстала
И ёрзает коровою на льду.
А как поедет всем не будет мало,
По всем расчётам, в будущем году!'

10-й:
'...невидима, на то - наночастицы!
Из золота... Да слушай, твою мать!
Коль к тайнам ты не сможешь приобщиться,
Нибиру не сумеешь наблюдать.

Хором:
'Есть в Шамбале старинных книжек горы...
'Формальная наука мне претит...
'История' и значит, что 'из Торы'...

10-й:
'Конечно, вижу, вон она летит!'

11-й:
'Есть у Земли какие-то порталы.
Из них тарелки вылетают в свет.
В районе полюсов, под снегом талым...
Что? Да! их ищут, скоро сотню лет!'

12-й:
'Земная ось колеблется в пространстве
То к солнцу повернётся, то назад.
И это, той оси непостоянство
Влиятельно на климат, так-то, брат!

Отступят ледники или наступят
И снова ледниковая пора.
Учёные в вопросах этих тупят,
А я открыл на кончике пера!'

13-й: 
'Пронизано эфиром мирозданье 
И все светила пухнут от него...' 

14-й:
'А с термоядом, я скажу заране, 
Не выйдет никогда и ничего! 

Там в Солнце ледяном растут планеты 
Оно их мечет, хоть не знаю как. 
И кто-то даже подтверждает это... 
А кто не верит - форменный дурак!' 

Хором: 
'Мы вам словами подтверждаем это! 
А кто не верит - тот науке враг!

Нам хочется открыть закон природы! 
И имя обессмертить на века, 
Но в академиях одни... уроды! 
О, 'нобелевка', как ты далека!'

Заходит аннунак в белом халате:

'Кто кашей заплевал все мониторы?
Кто старший? Приберёшься или нет?
Иначе доложу, и врач суровый
Надолго вам отрубит Интернет!'

Все почти персонажи встречены автором на замечательном ресурсе astronomy.ru
(с) Подольский Владимир Анатольевич
P.S. Как-то мне в голову пришла сверхценная идея довольно простого устройства, выполняющего функции "демона Максвелла", и опровергающего на корню второй принцип термодинамики. Я поразмышлял над этим устройством. Открыл книжку по квантовой термодинамике, пролистал, и нашёл экспериментально соотношение, показывающее, что моё устройство не будет работать. Проверил его, убедился -- соотношение правильное. Поставил книгу обратно на полку. Морали сей басни:

  1. Сверхценные научные идеи приходят учёным в голову на два-три порядка чаще, чем инженерам. По той тривиальной причине, что они больше знают всяких физических штучек. Просто перед тем как их опубликовать, они их тщательно проверяют и обычно (ну, бывают и исключения) не вываливают на читателей заведомой чуши. 

  2. "Закрытий" в науке случается гораздо больше чем открытий. Без всяких псевдо-гениальных "ниспровергателей". Только спокойно, без хамства, и в "рабочем порядке". 

P.P.S. Для тех, кто хочет узнать, как на самом деле куются физические законы, есть довольно простой и понятный цикл лекций 'Характер физических законов' .


Оценка: 4.78*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"