Что я хочу сказать? Да хрен его знает. Честно говоря, даже не знаю, зачем мне захотелось написать этот обзор. Не обзорист, не знаток детективного жанра, не писатель детективов. Читаю рассказы, не выискивая никаких насекомых, читаю от души, и сужу чисто субъективно. Хотя хочу сказать, что некоторый когнитивный диссонанс я схватил.
"- Во время следования по деревне прошу идти рядом с нами, не показывая, что вы арестованы. - Это значит - как дружки пойдем?" (с) "И снова Анискин (1977)"
Анискиниада. Местный участковый, пожилой и степенный, знающий всю над- и под- ноготную каждого местного , умудрённый служитель закона, честный и справедливый. Неповторимая атмосфера советско-российской глубинки, которой не существовало и не существует в действительности(хотя возможны исключения), но которая сильно вставляет в фильмах и литературе. Деревенский детектив Виля Липатова обрёл жизнь на экранах с лёгкой руки Ивана Лукинского и Анискин, воплощённый Михаилом Жаровым вступил в легенды. Брэнд, что сказать. Раз уж сам Сергей Безруков(произносим с глубоким придыханием и закатив глаза от восторга))) отметился в современной версии Анискиниады, то что уж нам, простым смертным... ))) Хотя степенным и пожилым его героя не назовёшь, но чувство справедливости и кристальная честность на месте.
Осквернение могилы, убийство, мошенничество со строительством моста и распил средств. Богато получилось для такого небольшого объёма. Но... Оно всегда есть это но. На мой взгляд, богатство сюжета и недостаточность объёма сыграли. Линия Мелехин - Вовик очерчена смутно. То ли в сговоре были эти двое, то ли Мелехин умудрился втянуть Вовика , не раскрывая истинных целей. Предположения можно строить как угодно, на канву не влияет. Но осадочек непонятности остался. И ещё одно - излишняя сложность и вычурность преступления. Если Мелехин решился на убийство, то не проще было ему взяться за самого Шрайбикуса напрямую? Без излишних подозрительных телодвижений, вроде ранних грибов и патологической забывчивости на приезд аж самого губернатора.
Впрочем, чего это я? Рассказ мне понравился. Шероховатости, но 28к есть 28к. Убрано как раз то, что можно, а некоторая вычурность не вредит. Читал его первым, и был приятно так удивлен.
"У каждого была бабушка. Которая пекла оладушки. И разговаривала с нами везде. На непонятном нам языке" (с) Вячеслав Мясников.
И сразу о назревшем - при чём здесь бабушка? ))) Нет, я конечно, смогу узреть магическо-каббалистическо-аллегорический смысл названия свалив в кучу песню, вечнобдящего Иван Иваныча, по совместительству бывшего того, бабушек на скамейке, пенсионерку Тому, стукающие ботинки и прочее и прочее и прочее. Но хотелось бы узнать у автора - какую такую нутряную правду он утаил?
Барствующий и сибаритствующий , современного разлива помещик, Илья решил собрать своих "друзей" за столом, водочки попить, шашлычков поесть, ЧСВ потешить. За что и поплатился, нырнув ласточкой с недостроенного балкона, не без помощи, конечно. "Друзья" решили, что замочили Ильюшу и тут же начали радостно и охотно признаваться в собственных грехах: адюльтере, зависти и ненависти к покойному "другу". Потом раздался злобный смех злодея и скрылся бы супостат, да выкатился небольшой рояльчик в лице бывшего "органоведа" Иван Иваныча, осведомлённого даже о том, на кого мастурбирует упитанный сынок покойного, и злодей сиганул вслед за жертвой с того же балкона. Вот такой расклад. )
Что подкупает? Рыцарь таки убил дракона и спас принцессу. Без всяких там заморочек. А то выдумают - то дракон рыцаря замочит, то принцесса в дракона превратится, то дракон метафорическим окажется, а то самого дракона спасать приходится. Так и тут: казался Академик преступником - преступником и оказался. Без всяких вам ложных версий, подстав и прочей мишуры. Славно.
Рассказ читался вторым, и опасался я, что после первого планка опустится. Ошибся.
"Это раньше писателям платили деньги. Сейчас писатели будут платить. Чем больше заплатил -- тем будет считаться талантливее. А как же иначе? Может, в этом и есть сермяжная правда жизни? не отстреливать же писателей?" (с) Ингвар Коротков.
Отстреливать писателей может и не нужно, а вот топить - то запросто. ) Но, вообще, прочитав ник автора и название рассказа, тешил себя надеждой, что будет рассказ про Стамбул и проституток, продажную любовь и разнузданный секс. Надежда не утешилась. Нда. Пичалька.
Но задел-то каков. Прям бальзам на графоманскую душу - мастер-класс от именитого и прославленного. А вечерком можно ещё и красивую жёнушку именитого втихаря и пьяном виде полапать. Чем не рай?
"От ее волос чуть-чуть пахло речной тиной". А мой нос уловил запах намёка. И тут вырисовывается утопленник. Всё, понятно, - опять всё зло от баб. Но обманул автор. Карина оказалась не убийцей, но уже и не втихаря. "Человек от природы наг, - уверенно заговорила Карина. - Одежда - продукт цивилизации и прогресса. Она нужна, как скафандр космонавту или водолазу - только для защиты от неблагоприятной среды. А если среда благоприятна, что постыдного в естественности?" Знаем мы эти сказки. Все беды от баб.
Хороший рассказ. Хороший сюжет, хороший мотив. Ключики и намёки на месте. Но опять вычурность и изощрённость в исполнении. Утопить бухого Золина можно было намного проще. Не городить огород с намёками и маркерами. И даже никого не подставив при этом. Свалился алкаш в воду и свалился. Вода ему пухом. Хотя, признаю, что тогда и не было бы так интересно.
Третий рассказ, а планка всё не падает. Что же будет дальше?
"Птицы, прилетевшие на зимовку из России в Турцию, пьют, матерятся и мешают отдыхать другим птицам. А ещё поговаривают, что многие жители Турции хотят побывать в России, чтобы, наконец, увидеть, где же русские так устают, чтобы потом так отдыхать?!?!" (с) Народное творчество.
"Турки, привыкшие всех именовать "Наташами", сначала поверить не могли своему счастью..." Фраза умилила. Я не отдыхал в Турции. Никогда. Впрочем, в Египте и Тунисе, да в любой стране с логотипом "Аллинклюзив". Да-да, я существую. Но мифы и легенды - дело такое, приставучее.
Наташа, аниматор в турецком отеле, по совместительству судмедэксперт, помогает обнаружить тело невинно убиенного русского туриста и благополучно раскрывает это дело раньше полиции. К делу прилагаются две горластые тётки; "бывший", сильно задолжавший мафии; Юрик - соблазнитель и убийца; стыренная хавка; чемодан цвета фуксии; чемодан бледно-розовый; пропавшие дублёнки и красавчик Дженгиз. В конце, нежданно-негаданно, следует мораль - Мужикам верить нельзя! Вот такой вот расклад.
Кстати, мужчины, внезапно, различают оттенки розового. Все 168 тонов в палитре Пантон. ) Другое дело, что принципиальные и жизненно важные отличия между лососёвым, креветочным, шаронской розой или розовой фуксией волнуют разве что небезызвестного Раджеша Кутрапали. Так что Юрик вполне мог купить чемодан того же цвета, а не какой-то там бледно-розовый отстой. Другое дело - нашёл бы он точно такой же. )
Шероховатости в рассказе есть. Не стыкуется всё гладко. Подстава не удалась. Хотел было распатронить по этому поводу. Но потом до меня дошла одна мысль. Юрик - наёмный убийца мафии и ему нужна была не столько подстава незнакомых тёток, сколько переполох с расследованием, чтобы спокойненько слинять из страны. Он может и не Юрий совсем. Думаю, в этом плане, всё у него получилось.
Сам рассказ несколько непропорционален. Вступление и завязка несколько затянуты, что помешало более гладко подогнать шестерёнки расследования. Выводы Наташи скорее интуитивны.
К слову, в Турции собираются отменить бренд "Всё включено". ) Достали их русские туристы.
После четвёртого прочитанного рассказа я впал в глубокую депрессию и выбросил планку. Что толку мерять опытных авторов?
"Благородных рыцарей нужно спасать из-под обломков воздушных замков" (с) Евгений Иваницкий.
Однажды Прекрасные Дамы поняли, что белые кружевные платочки не только для насморка, но и чтобы махать ими кому-то. Махать с балкона платочком всяким пейзанам и солдафонскому быдлу было глупо, поэтому появились рыцари. Рыцари -- это такие мужчины, которых хлебом не корми, а дай совершить какой-нибудь подвиг. Во имя Прекрасной Дамы. Даму можно считать Прекрасной, если у нее есть платочек и балкон для махания с него. В случае отсутствия платков и балконов, любую Даму можно считать Прекрасной. Но, вообще, Рыцарь -- это Рыцарь и нечего тут больше объяснять.
Сказка. Случайно одна Прекрасная Дама услышала разговор другой Прекрасной Дамы по мобильнику о совсем непрекрасных планах и решила этим планам помешать. Дело происходило на рыцарском турнире, поэтому пришлось срочно вызывать своего подручного Рыцаря, дабы на турнир попасть и злостные козни разрушить. Очень быстро нашлись причины, подозреваемые, мотивы и средства. Всё разрешилось и не совсем гладко, ибо зло не наказано. Но посрамлено. А Прекрасная Дама со своим Рыцарем растаяли в темноте. Полагаю, пошли углубленно изучать труды философа Платона. И только угольки еще какое-то время тлели, а потом погасли совсем, и только звезды продолжали светить.
Интересный рассказ. Конечно, детективные страсти во время всяческих фестивалей реконструкций хоть и не то, чтобы оригинальны, но и не особенно распространены. Способ убийства достаточно необычен. Вот только не думаю, что Севу не заметили во время "спускания тетивы". Всё-таки достаточно многолюдное мероприятие и хватило бы одного взгляда. Впрочем, с Севой и Изольдой придётся разбираться уже Витольду.
Знаю я одного автора, который умудряется даже в детективных историях писать светло, романтично и жизнерадостно. Но в обзоре гадать не буду. )
"Женщины - очень опасный народ! С ними нужно сильно деликатное обращение" (с) "И снова Анискин (1977)"
А беременные женщины опасны вдвойне. Потому как гормоны и ответственность. "-- Почему ты не принёс мне хвост ящерицы, редуктор заднего моста и киви?! -- Но, заинька, ты же не просила... -- Мог бы и сам догадаться..."
Ник автора внушил. Солидно. К единой межведомственной информационно-статистической системе я отношусь с некоторым пиететом. )
Пожалуй, самый классический вариант детектива на конкурсе - закрытая комната. На что только фантазии хватает у авторов для реализации её. Родильный дом, значит. Удачно.
Честно скажу - и сказать особо нечего. Никаких ляпов я не нашёл. Всё тщательно подобрано и подогнано. Расположение кроватей, имена дамочек, количество подушек, время подъёма. Все ключики даны в руки читателю. Можно попенять, что мотив попытки убийства без подсказки не вычислить, хоть намёки на него и даны. Но то так. Насчёт беременности и нестабильности женской психики во время её ходит столько анекдотов, что и мотив мог бы быть самый нелепый.
Не думал, что в таком объёме можно удачно удержаться в рамках "классики". Ошибся. Браво автору.
"Ты только пойми, что бывают расклады, когда ты играешь. А бывают наоборот -- когда играют тебя" (с) Саша Белый.
Не сложился у меня Гранит. Надо быть или очень недалёким или чересчур изощрённым, чтобы оставить свою сперму для запутывания следствия. Но в первом случае, какого он вообще подумал о запутывании следствия и маньякоподобности убийства, а во втором - проще было сложить один и один и вообще не рисковать. Впрочем, всё это мы узнаем исключительно со слов ГГ, так что версия о недалёкости Гранита имеет место быть. Скорее всего, он вообще не думал о таких малозначительных вещах, как сперма. А весь план висит на Жорике. Кстати, почему это Жорик - тот, на которого никак не подумаешь?
Неторопливое такое и размеренное повествование о полицейском расследовании тройного убийства. Разбавленное одной сценой перестрелки. Которая, опять же, намекает о тупости убийцы с каменной кликухой. Всё ложится ровно, кирпичик к кирпичику. Есть кое-какие непонятки, вроде того, что небедные одинокие сёстры вполне способны нанять себе хоть какую-то охрану. Возможно, от отравления это их бы и не спасло, но от надругательства и изнасилования - вполне.
Кстати, насчёт финала. Я, честно сказать, не понял, зачем следаку сдался Тверской? К убийству сестёр он вроде как непричастен, а то, что родителей их когда-то порешил, так месть ещё никто не отменял. Или я ошибаюсь? И главный зачинщик убийства - именно Тверской?
"Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая" (с) Детский стишок-считалочка
Девушки, зачем вам это надо? Рукомашество и ногодрыжество, стрельба, поножовщина, битомахание, хоккей и тяжёлая атлетика. Синяки, ссадины, переломы, выбитые зубы и шрамы в интимных местах. Да, мы все убедились, что женщины могут всё, так не пора ли оставить всякие благоглупости, вроде спасения миров, на долю всяких Толиков-Быков, ибо их не так жалко, и заняться, наконец, белее важными вещами? Европы могут подождать!
Остросюжетничек подвезли. Боевая, но недурственная собой, Катенька-Точка получает задание на охрану, перетирает с клиенткой, попутно проницательно проницая(во что охотно верится) некую связь данной клиентки с будущим убийцей и вором, получает заряд паралитика или снотворного, чуть не сгорает заживо, но благополучно вытащена громилами Толика, с говорящей погремухой Бык, неудачно с этим самым Быком договаривается, после чего приходится одолевать громилу бутылочной розочкой(во что верится с трудом), попутно обо всем догадывается, едет на вокзал, где успешно перехватывает Главного Злодея, хвастливо и горделиво во всём сознающегося, после чего этого гада шокирует электошокером, провернув трюк с брендовым пистолетом. Уфф. Недурственно получилось.
Нет у меня претензий. Ну почти. Конечно, прощальная и хвастливая речь антагониста - приём проверенный временем, но в детективе как то больше в тренде, чтобы протагонист сам изобличал праведно. И ещё - как можно было пытаться выдать блондинко за Точку и наоборот при наличии прекрасной зубной карты этой самой блондинко? Впрочем, как я понимаю, Глеб изначально не собирался мудрить, а просто решил всех порешить?
З.Ы. Сейчас женщинам запрещено трудиться по 456 профессиям и специальностям. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162: "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин". И все попытки общественности оспорить этот список до последнего момента были тщетны. Считалось, что в перечень включены профессии, работать по которым весьма опасно для женского здоровья. Особенно репродуктивного.
"Не стало прекрасного бригадира. Нет с нами Машеньки. Нет её в живых. Не стало любимого друга. Кто умер? Говорите!" (с) "У самого синего моря(1935г.)"
"...начинающая актриса Ирочка Ветрова потянулась и мечтательно промурлыкала..." Мою соседку зовут Ирина Ветрова. Она филолог и учитель русского языка и литературы в школе. Дама весьма почтенная. "...не без удовольствия разглядывая соблазнительную фигурку в более, чем откровенном купальнике" - то почему то пред моими глазами встала совсем не соблазнительная фигурка моей почтенной соседки, да ещё и в откровенном купальнике... Хотя, о чём это я?
Автор - молодец. Честная попытка создать честный классический детектив. Почти получилось. Но такой расплывчатый фокал. Я так и не смог выделить фокальный персонаж, и рассказ оставил чувство рваности и несостыкованности. Так экспериментировать можно, но сильно осторожно. Ещё не хватает некоторых элементов детективной головоломки. Я так и не понял мотива убийства до самого конца. Гинко - шантажист? Но пока нас не ткнули носом в факт, это ниоткуда не следовало. Впрочем, всё это поправимо. В рассказе есть стройная фабула, а мясо нарастить - не проблема.
'На досуге наваяла поэму. Отредактировала. Убрала все лишнее. Получилось симпатичное одностишие. Жаль, что Гугл сказал, что это плагиат. Я не расстроилась и взялась за роман. Отредактировала. Убрала все лишнее. Получился симпатичный афоризм. Но Яндекс уверяет, что он не мой. Как же трудно нам, гениЯм жЫть...' (с) Marol
УФФФФФФФФФФ!!!!! Не думаю, что автор нуждается в словах. ) Мне его стёб понравился. А налёт детективности даже позволяет причислить... )