Чем больше работаю с обзорами работ авторов преноминироавнных на литературных конкурсах, тем больше убеждаюсь в том, что короткий рассказ, располагает к искусству написания. В настоящем обзоре хочу ещё раз в этом убедиться. А чтобы никто не тешил себя вожделением услышать в свой адрес патоку слащавых слов, приведу высказывание в свой адрес одного популярного писателя:
Не верьте лживой похвале Грошева -Дворкина в первом комментарии. В следующем он будет вас учить, как надо жить,и как надо правильно писать. Если вы не согласны с его поучениями, он начнет строить нелицеприятные домыслы о вашей жизни...(Габдулганиева М.)[43]
Поэтому начну с того, что хочу сказать "в следующем", минуя художественную составляющую произведений.
C Виктором Александровичем, как с писателем, знаком не так давно. Произошло это на одном из конкурсов. Впечатление он вызвал оч. благоприятное. Запомнилась в нём способность "не замечать" того, кто его донимает. Однако пройдясь по тексту миниатюры, захотелось высказаться:
Еве девять лет. В отличие от(своей)матери, она родилась(уже)в новом тысячелетии и беды прежнего ее не затронули. Я знаю: ее мать - очень скрытная женщина, поэтому Ева навряд ли знает о моем существовании... (-) А вот я(- я)знаю про Еву многое...
Cловосочетание "своей матери" несколько настораживает:
- А что - есть ещё и "не своя" мать? - Лишнее здесь это слово. Так же, как и "уже" в этом предложении. И " - " впереди последующего.
А нагромождение местоимения "Я" вообще ни в какие рамки не лезет. Понимаю, что автору хочется при помощи дефиса создать пауза в повествовании, но все ли правильно поймут "арифметику" этого желания.
И таких, не значительных на первый взгляд, "тараканчиков" в тексте излишество. Можно и так оставить, но "тараканчики" эти снижают качество написания. А на конкурсе рассказ должен быть представлен в "отшлифованном" виде. Иначе Вам удачи не видать.
Замечательно написанный рассказ. Чувствуется способность автора критически относиться к тексту повествования. Ни одной 'арифметической' ошибки не заметил.
Но коль взялся оповещать ребят о негативе в работах, то не удержусь:
1. Беседуют два действующих лица. Одного именовать Фауст, а другого...?
Понимаю, что 'Бес - злой дух, нечистый дух - в Ветхом и Новом Заветах - падший ангел, низверженный с Неба, вместе с дьяволом'. Репутация у этого 'товарища' не вызывает сомнений. Но он герой (антигерой) повествования и в рассказе наделён теми же правами, что и его собеседник. Поэтому, мне представляется, что писать его надо с заглавной буквы 'Б'.
2. Не могу сказать, что правильно, или 'без разницы' тащить название рассказа в место его публикации. Станица нашего журнала оформлена так, что некоторые авторы не задумываются и поступают по-разному. Однако 'инженерия' построения рассказа предусматривает следующую конструкцию:
- Название рассказа;
- Аннотация;
- Текст.
В данном случае мы наблюдаем:
- Название рассказа;
- Аннотация;
- Название рассказа;
- Текст.
Правильно ли это?
3. Хотелось бы рекомендовать автору не скупиться с местом при публикации текста. Для этого достаточно вставить по два пустых тега в начале повествования и в конце. Если этого не делать, то зрительное ощущение таково:
- рассказ упёрся 'мордой в стенку' и подпёрт сзади 'забором'.
4. Если автор считает нужным обозначить повествование эпиграфом, то хотелось бы видеть его выделенным другим, желательно жирным, шрифтом. Это придаст рассказу некоторую 'гламурность'.
Вышесказанное не влияет на сюжет и делает 'заявку' на художественный эстетизм автора.
Они в Ленинграде музейными реставрациями занимались. Понаблюдал я за каменщиком одним, который фасадную сторону здания восстанавливал.
Вот возьмёт он кирпич, посмотрит на него, рукой погладит, приложит линейку к лицевой его грани и, сделав надлежащие выводы, на раствор положит.
А слой раствора тоненький - миллиметра полтора ежели только.
Я всё в толк взять не мог:
- Что он выкабенивается над каждым кирпичом?
А наследующий день, поутру, подошёл к законченной кладке, рукой провёл, а пальцы, как по шлифованному мрамору, проскользили - ни одной неровности, щербинки не почувствовали.
Вот что значит мастерство!
Прочитал рассказ, на алгебраический конкурс представленный, и царапнуло меня однообразность в предложениях повествования:
Жила-была маленькая девочка. Росла она добрая да пригожая, скромная да неприхотливая, трудолюбивая да услужливая, бескорыстная да жалостливая. Жила она с мамой и папой, которые ее очень любили и лелеяли. Папа много работал, дабы всех прокормить. Мама дома хлопотала, дабы всем угодить.
А если так:
Жила-была маленькая девочка. Росла доброй да пригожей, скромной да неприхотливой, трудолюбивой да услужливой, бескорыстной да жалостливой. Жила она с мамой и папой, которые ее очень любили и лелеяли. Папа много работал, дабы всех прокормить. Мама по дому хлопотала.
Я почему избавился от слов 'дабы всем угодить' - потому как не вяжутся они к материнским заботам. Как представил себе, что супруга, мать детей моих, хлопочет по дому ради того, чтобы 'угодить' - так меня отвращение к себе обуяло:
- Чем же я застращал любимую свою, что она только угодить семье желает?
С дальнейшим текстом не стал разбираться. Но там так же поправил бы кое-что в предложениях. И была тогда сказка, как радуга, цветом наполнена.
Но, м.б., автору нравятся рисовать грифелем. Здесь, как говорится: - 'На вкус и цвет...'
Славная сказка получилась. Можно было бы остановиться на превосходном сюжете, но, поверьте, свои слова благодарности Вам и без меня скажут. Уверен в этом.
А мы, с Вами, займёмся 'арифметикой' написания. Не возражаете?
1. Многими авторами допускаемая, на мой взгляд, ошибка:
Не могу сказать, что правильно, или 'без разницы' тащить название рассказа в место его публикации. Страница нашего журнала оформлена так, что некоторые авторы не задумываются и поступают по-разному. Однако 'инженерия' построения рассказа предусматривает следующую конструкцию:
- Ф.И.О. автора;
- Название рассказа;
- Аннотация;
- Текст.
В данном случае мы наблюдаем:
- Ф.И.О. автора;
- Название рассказа;
- Аннотация;
- Ф.И.О. автора;
- Название рассказа;
- Текст.
Правильно ли это?
2. Искромётность, читабельность повествования во многом зависит от 'заливки' текста при публикации.
Желательно разделять действа в сюжете, начиная его с 'красной' строки.
Если с действом в сюжете меняется и место действия (декорация), то желательно выделять это отдельным абзацем.
При публикации текста на странице журнала, желательно в начале и в конце вставлять по паре пустых тегов. Это избавит читателя от ощущения, что написанное упёрлось 'мордой' в стенку, а сзади подпёрто забором.
И, пожалуйста, бойтесь слов 'тараканчиков'. Это такие слова, без которых рассказ может обойтись, не отражаясь на смысле и качестве сюжета.
Вот и всё для начала. Будет желание - заглядывайте.
Не плохой эпизод из боевой жизни отца ты представил на конкурс. Как пример из далёкого прошлого, через которое прошли наши родители.
Но заливка текста при публикации желает лучшего.
Текст у тебя, как 'палкой по забору' - тр-р-р-р-р... Не читабелен текст.
Необходимо разделять в нём не только то, что происходит, приходя на смену каждому из действий, но и выделять в тексте абзацами всякое действо, если поменялось место действия или 'декорации'.
В первом случае это делается 'красной' строкой; во втором случае пробелом между абзацами в одну строчку.
И при переносе текста в журнал, необходимо впереди и сзади вставлять по два (как минимум) пустых тега. Это снимет ощущение, что текст упёрся 'мордой' в стенку и подпёрт сзади забором.
Если что-то невнятно разъяснил, то обращайся. Всегда рад общению.
Интересный рассказ. Волнительный и, в то же время, спокойно написанный. Я бы отнёс его к рассказам-сказкам наполненной мечтой о тихом, спокойном женском счастье. О мечте встретить благородного человека, который без лишних слов, нравоучений возьмёт на себя заботу о несчастной женщине с ребёнком. Таких сегодня множество. И каждая из них, прочитав сочинение автора, отдастся думам о том, что такое может быть. И станет от прочитанного немного, пусть чуть-чуть, но легче на душе. Уйдут, ненадолго, в стороны тяжёлые мысли, захочется улыбнуться и представить себя на месте Любы.
Хороший рассказ!
Хороший. Если не вдаваться в первопричину трагичности в сюжете.
Размышляя над тем, как такое могло произойти, легко находишь ответ. И ответ этот не в пользу Любы. Думать надо прежде, чем 'под венец идти'. В этом, в неумении увидеть будущее, все беды сегодняшних матерей-одиночек. В девичьей мечтательности, которая застит разум влюбчивым принцессам.
Эх, девчонки, девчонки, как же мне жаль вас.
Чёрт меня подери! Дал себе слова не вмешиваться в сюжетную часть рассказов и не выдержал. Значит и на меня рассказ произвёл впечатление.
Ну, автор, погоди!
Об 'арифметической' стороне написанного.
Слушай, Елена, ты помнишь из 'Новые похождения кота в сапогах' выпуска 1958-го года?
Если не смотрела, то посмотри обязательно. В You Tube например.
Там один герой говорит (не дословно): -
Чем больше слёз, тем больше вдохновения.
В слезах мы все находим утешение...
Я это к тому, что некоторые из авторов, точно так же, уповают на количество слов в своих работах. Однако это не так. Я, со временем, в этом убедился. Многословие освобождает человека от необходимости находить ёмкие, единственно подходящие в текст по смыслу, слова.
Попробуй, при написании следующей работы, напрячь мозг, и создать текст, без ущерба для смысла повествования, с максимальным минимумов слов. Потом, с теми же 'мерками' вернись к этому рассказу. И ты увидишь сколько у тебя 'тараканчиков'. Я, на первой странице печатного текста, насчитал их семнадцать. А я далеко не корифей в словесности.
От лишних слов теряется острота сюжета. Расплываются контуры мыслей, которые автор хочет донести до читателя. И мне до сего дня непонятно, как, каким образом авторам страдающим недугом многословия, удаётся издаваться, печататься в журналах. Куда смотрит редактура?
Когда я задался этими вопросами, то тогда и решил посвятить себя, частично, обзорам работ.
Вашу просьбу я выполнил. Теперь жду отклика.
Ну, а чтобы продолжить 'душещипательность' ваших способностей как автора, предлагаю почитать небольшЕнький рассказик 'Прости меня, сын'. Против комментариев возражать не буду.
Всего Вам хорошего.
Примеры "без хлеба"(фрагмент из текста)
Над городом властвовала теплая августовская ночь. Она принесла с собой прохладу, сменив дневную жару. Молодой парень с коротким ёжиком темных волос вышел из служебного входа ночного клуба и глубоко вздохнул. Машин, вечно толкающихся в пробках и вынуждающих дышать выхлопными газами, (уже) почти не было, да и после душного помещения воздух показался удивительно свежим. Парень поднял голову. Небо оказалось чистым, (без облаков) и сплошь усыпанным звездами. По детской привычке нашел Большую медведицу, а следом и Малую. Проследил взглядом контуры ковшей и собрался домой.
- Ты что-то сегодня рано, - из-за той же двери вышел мужчина, род деятельности которого легко определить сразу, едва взглянув, даже и без бейджика с надписью 'охрана'.
- Я свое на сегодня оттанцевал. (На сегодня я своё оттанцевал.)
- Что, высоко взлетела птица? - охранник усмехнулся. - Зазнался ты, Ромка. Как вместо Айса стал танцевать - загордился.
- Просто надоело выполнять капризы избалованных дамочек. Они думают, раз заплатили, то им все можно, - парень, названный Романом, устало пожал плечами. - Тебе не понять. Ладно, пойду я.
Мужчины пожали друг другу руки и попрощались. Охранник остался (возле входа) и закурил сигарету.
Вы можете сказать : - Подумаешь...
Но соотнесите полный объём текста и этот. А теперь, пропорционально, представьте сколько в тексте лишних слов.
Здравствуй город незабываемых встреч давно ушедшего времени.
И вы здравствуйте, Александр Николаевич.
Прочитав миниатюру, не мог не восхититься. Классно написано. Созвучно с моими ощущениями сегодняшнего времени.
Только не стал бы относить написанное к жанру юмора. Это та самая действительность, в которой мы с вами находимся. И относится к ней иронично, не могу. Наша действительность заслуживает уважения или, если хотите, умолчания.
Грустно осознавать, что встреча с прекрасным, тем, что дарила нам молодость, всё чаще и чаще остаётся в воспоминаниях и мечтах. Но это наша жизнь. И мне станет неуютно, если кто-то начнёт ёрничать над ней.
Впрочем, относительно написанного, автору виднее.
Подходя с 'арифметической' меркой к тексту, позволю себе высказаться.
В части 'заливки' его для обозрения, заметил несколько скомканных предложений идущих друг за другом. Если их разместить 'в разбежку', то, на мой взгляд, повествование от этого выиграет.
Но перечитывать в поисках замеченного не буду. Не настолько это существенно.
Обзор рассказа ни какого отношения к конкурсу не имеет.
Мне ли, проработавшему двадцать восемь лет за 'баранкой' маршрутного автобуса, не понять литературного героя этого рассказа.
Здесь всё правда. Каждое слово, предложение, ситуация описываемая в рассказе. Так и только так может относиться к потере душевного устройства человек, посвятивший жизнь любимой профессии. И не помогут ему слова: - Володя, опомнись! Жизнь продолжается...
Есть люди однолюбы. Они могут показаться странными, когда узнаёшь их со стороны. Но именно им можно посочувствовать всей душой. Посочувствовать, хотя мозг подсказывает, что неправильно быть таким. Что надо идти вперёд. Остановка смерти подобна.
А им проще умереть, нежели изменить любви, которую они возложили на себя.
Спасибо, Александр Николаевич за рассказ.
Между нами пролегли года, но ваша проза мне понятна. Понятна так, как будто мы из одного детства. Мне, так же, как и вам пришлось поменять множество профессий, пройдя путь от работяги до Директора строительства и обратно. Так жизнь распорядилась.
Основополагающим в ней было - благосостояние семьи. Поэтому я с некоторым негативом отношусь к вашему ЛГ. И, если вы найдёте время и желание прочитать рассказ 'Батрак', то увидите, насколько рядом находятся наши сюжеты и насколько мы с вами не похожи на 'поборников' любви к своей профессии.
Обзор ваших рассказов, Александр Николаевич, пишу на 'посошок'. Вечером упакую компьютер, а утром улечу в 'жаркие страны'. Но вы пишите. Всё равно пишите. Мне оч. интересно знать что прочитаю в откликах на свои обзоры.
- Ну и куда ты меня завёз, друг разлюбезный? Что ближе места не нашлось во всей Ярославской губернии? Целый день колесили, что на международном ралли Париж-Дакар и нате вам, привёз незнамо куда.
- Машенька, дорогая, ты только глянь красотища какая. Озеро первобытное. Сосны вековые. Вдоль берега ивнячок распластался. Лепота, а не природа. Век бы тут жил с тобой в тишине и уюте первозданном. Сейчас костерок запалим, палаточку установим, и, поверь, счастливей нас во всём свете никого не сыщешь.
-В гробу я видала и уют твой, и красоту. Здесь кроме медведей никто выжить не сможет. Ты чо, не чуешь комарьё какое роится. Они же из нас к утру всю кровь высосут. Одна шкурка останется.
- Не боись, Мария. Щас в палатке шишек еловых запалю, всех комаров мигом выгоню. Будешь спать у меня, как королева. На свежем воздухе, на природе знаешь, как спится? Райские сны будут сниться. Домой приедешь и родителям , и подругам рассказывать станешь об ощущениях, которые испытала.
Спи, родная. Хороших тебе снов. А я у костра повечерю. Любо мне на вечерней зорьке птиц послушать. Спокойной ночи, хорошая.
Забравшись в спальный мешок, Мария вздохнула тяжело и, чувствуя себя разнесчастной, сомкнула глаза.
- Будь проклят тот день, когда судьба свела меня с этим придурком. Птичек ему, видите ли, послушать хочется. А тут, в палатке, муха какая-то жужжит и жужжит...
Постепенно, мысли её успокоились и Маша предалась сну.
Сон был тревожный. Время от времени она всхлипывала спросонок, и снилось ей, что превратилась она в паука членистоногого. Что натянула тенеты свои, дабы словить тварей кровососущих, заразу разносящих. Нужно только замереть и ждать. Главное - поймать хоть одного вездесущего переносчика инфекций или хотя бы мелкого кровопийцу и можно считать, что день прожит не зря.
Борис, насытившись прекрасным вечером, затушил костёр и прокрался в палатку где, чуть всхлипывая во сне, спала его принцесса.
Раздевшись, он прижался к возлюбленной, стараясь согреть её теплом своего тела, оградить от тревог. Нежно поцеловав её в спящие глаза, собрался и сам отойти ко сну, как вдруг ночную темень взорвал всполошенный крик Марии:
- А-а-а! Борис! Убери эту гадость! Убей его! Убей это чудовище, немедленно!
И, в неописуемом страхе скинув с себя одеяло, которым Борис накрал её от чрезмерной любви, Мария вскочила, вытаращив глаза, не понимая где находится.
Удивительное сочетание не до конца продуманного сюжета и профессиональной словесности, с которой написан рассказ.
Если сравнивать сюжеты с искусством складывать мозаику, то выигрывает тот из них, в котором нет ни одной пропущенной смальты, нет и лишних, и соблюдены тона, полутона, размеры.
Помните у А.П. Чехова: - Если в начале акта на стенке висит ружьё, то в конце акта оно должно(!) выстрелить. И с ним нельзя не согласиться. Иначе, в чём заключается наличие ружья в спектакле?
В представленном рассказе автор увлёкся 'недоговорённостями', что можно сравнит с пропущенными смальтами. Местами отсутствует аналогичность в повествовании, когда действующие лица из одной 'обоймы' преподносятся читателю 'в разных измерениях'.
И последнее: не надо спешить с недоговорённостями в сюжете. Я вообще не сторонник такой направленности. Рассказ должен быть ясен до прозрачности и понятен до примитивности. Это лучше, чем когда читатель, прочитав повествование 'чешет репу' стараясь уяснить для себя: - А что же я прочитал?
Но вы не печальтесь, Маргарита Николаевна. Все мы здесь не гении, хотя некоторые себя таковыми и считают. И обзор вашего рассказа рассматривайте как субъективность обзориста.
Всего вам, хорошего.
Друзья, никогда не пишите об Афгане. Об 'исполнении интернационального долга' в стране, где отщепенцы от власти преследовали свои, замешанные на крови наших ребят, цели. История войны в Афганистане чрезвычайно трагична. О ней можно писать только документалистику и, обязательно, от первого лица.
Меня самого подмывало пофантазировать на тему о героической сущности солдат в экстремальных условиях. Но познакомившись с военврачом СМОЛИНОЙ Аллой, которая прошла Афган с первого и до последнего дня, навсегда отказался от этого.
- Никогда не пишите об Афгане, если не были там в несчастные для России годы, - сказала мне Смолина и, подумав, я с ней согласился.
И вас, дорогие мои, призываю к этому. Это не наша тема.Почитайте хронику будней о тех временах военврача Смолиной, и вам станет ясно - почему.
Теперь о том, что я именую 'арифметикой рассказа'.
Оч. много 'ляпов', уважаемая Ольга Геннадьевна. Я пробежался по вашему тексту и теперь нахожусь в раздумьях - что делать? Толи выслать вам текст со своими правками, толи предоставить вам возможность 'кувыркаться' самой. Вы решите для себя - насколько вам это надо и, если пожелаете, то мои правки будут в вашем распоряжении. А там увидите - принимать их или нет.