Яров Эдуард : другие произведения.

Вторжение 2013: Обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов конкурса Вторжение 2013

  Сам Конкурс Вторжение-2013 можно посмотреть здесь.
  
  Конкурс ограничен только темой, никаких жанровых рамок организаторы не ставят. Посмотрим, что получится из этой солянки. Поскольку тему можно трактовать как кому заблагорассудится, да и сами организаторы не против этого, то на соответствие рассказа теме не смотрю. На орфографические ошибки обращаю мало внимания, в основном препарирую сюжет и его построение. Принимаю заявки на интересные фантастические рассказы.
  Также делаю анализ текста на количество и частоту вспомогательных глаголов (быть, стать, мочь, может, нужен, должен) и служебных слов (что, когда, как, который). Результаты анализа привожу в таблице, если частота вхождения вышеозначенных слов на 1000 слов превышает 20.00.
  

Анализ текста

Служебное слово

Кол-во

Частота на 1000 слов

  
  Мой рассказ также участвует на Конкурсе: Новое имя. Так что можно смело критиковать в отместку.
  
  
Список обзоров (пока ещё 10)
  
(в алфавитном порядке)
  Габдулганиева Марзия - Уникальное уничтожение
  Гур Карин - Моя золотая Алька
  Добрушин Евгений - Бесплатный сыр
  Келемор Сергей - Сказки для Ольки
  Кураш Владислав - Я жил для тебя
  Лежава Ирина - Соперница чайка
  Лукашов Михаил - Танки в банке
  Политов Зяма - Я еду
  Ровинский Борис - Запах пота
  Чунчуков Виктор - 13Ɗ
  
  
Сами обзоры
  
(в порядке обозрения)
  
  1. Габдулганиева Марзия - Уникальное уничтожение
  Реалистическая проза. Рассказ разделён на четыре части, в каждой из которых - свой фокальный персонаж. В каждой части характер и мысли персонажа переданы настолько хорошо, что видятся живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Первые три части просто замечательны, они последовательно вводят читателя в курс дела, раскрывая при этом характеры персонажей.
  Четвёртая, последняя часть не логична, поскольку идёт вразрез со всем тем, что говорилось в сочинении ранее. Не верится, что человек, за всю свою жизнь привыкший ко всеобщему вниманию и восхищению, привыкший быть на коне, вдруг решил отдать жену, отдать детей и, главное (да, для профессора это главное!), - отдать решение престижной математической задачи. Математика - смысл самого существования профессора, и просто так сменить мировоззрение человек может только при очень сильном потрясении, которого в рассказе нет. Даже сердечного приступа у него на самом деле не было.
  Последнее, на что могу посетовать - у рассказа не очень удачное название.
  

Анализ текста

Что

37

25.00

  
  2. Добрушин Евгений - Бесплатный сыр
  Рассказ - авторская версия о том, как к человеку с говорящей фамилией Навроди пришла идея создания финансовой пирамиды ННН. Возможно, фигурирующий в рассказе Нукнов также имеет реального прототипа, но я плохо знаком с историей пирамид. Текст изобилует элементами национального колорита: строчки из популярных советских песен, фразы из анекдотов и известных фильмов. Наверное, этих отсылок даже чересчур много для такого короткого сочинения.
  Рассказ скорее юмористический, чем фантастический. Повествование ведётся от лица Навроди-сами-знаете-кого. Сюжет очень простой. Главному герою приснился сон о том, как его обманули инопланетяне-стрекозоиды с Сириуса, и он, проснувшись, решил воспользоваться идеей. То есть, хитроумному Навроди даже идея о финансовой пирамиде досталась за просто так.
  Навроди-старший посмотрел на водку и облизнулся - ни разу не видел человека, который бы облизывался в подобной ситуации.
  

Анализ текста

Быть/есть

23

20.00

  
  3. Кураш Владислав - Я жил для тебя
  Реалистичная проза. Половина персонажей погибло до начала рассказа, другая половина покидает этот мир уже в самом сочинении. Что-то произошло, и мы застаём главного героя в тот момент, когда он идёт мстить. Разговор у бара об избитых истинах о бренности бытия вызывает только скуку. Никаких переживаний или душевных терзаний героя автор нам не показывает, поэтому никаких симпатий или антипатий к картонному персонажу у читателя, разумеется, не возникает. Главный герой так хладнокровно идёт убивать, будто всю жизнь только этим и занимался. Никакого волнения - даже позавтракал перед тем как зайти в номер к своей жертве.
  Однако то, что происходит дальше, полностью опровергает это предположение. Всё происходит нелепо и даже неловко. Диалог в номере ещё больше усугубляет ощущение искусственности происходящего. Бутылка абсента - несомненный рояль, который даёт "как будто бы убитому" персонажу "выстрелить типа из последних сил". В результате все погибают, а у читателя остаётся недоумение, а что же это было?
  Некоторое веселье в мрачную картину рассказа вносят имена персонажей: Казимир Милославский, Прохор Лопухин. Подобным образом любили баловаться с именами своих персонажей писатели XIX века (Скалозуб, Манилов, Коробочка...). И многовато эпиграфов для такого короткого сочинения.
  
  4. Чунчуков Виктор - 13Ɗ
  Нечто среднее между юмористической прозой и нуаром. В зависимости от того, что добавить - шуток или мрачности, - рассказ определится с жанром. Главный герой - некий доктор со своеобразным методом лечения больных, исходя из того, что жизнь - это болезнь. Язык рассказа неплох, хорошо передаёт двусмысленную философию доктора. Но повторять одно и то же дважды - сначала в мыслях доктора, а потом в диалоге с посетителем - излишне. Думается, читатель и с первого раза всё неплохо понимает.
  Вся соль произведения заключена в конце произведения, где доктор приступает к своему непосредственному "лечению". Это же место вызывает больше всего вопросов. То, что врач обзавёлся в кабинете гильотиной, говорит о том, что он свой метод практикует давно. Куда, интересно, он девает трупы, и где родственники злополучных посетителей больницы? И как доктор справляется с кровью, хлещущей из перерезанных глоток? Как представитель медицины он мог бы выбрать менее трудоёмкий и менее бросающийся в глаза метод умерщвления...
  Абзац о воспарении души совершенно лишний и никак не вяжется с содержимым текста. Отмечу также непонятное название рассказа.
  

Анализ текста

Что

32

25.00

Этот

28

22.00

  
  5. Келемор Сергей - Сказки для Ольки
  Наконец-то - терминаторы в России! Хороший фантастический рассказ про киборгов. Фокальный персонаж - подросток Матвей, однако один раз автор допустил стилистическую ошибку, переключившись на отца подростка Ишь, щенок, четырнадцать лет, а уж думает споро, как атаман. Язык произведения выдержан в едином стиле и безупречен.
  Показаны яркие и колоритные персонажи, добротно описана подготовка к охоте. Жаль, что пропущена сцена боя людей и терминаторов, а ведь все знают, что в произведениях про киборгов - это главное. После такой подробной подготовки, не рассказать про саму охоту - просто преступление перед читателями.
  Однако, только безупречного языка и колоритных персонажей недостаточно для хорошего рассказа. У произведения нет основополагающей идеи. Один день из жизни борцов с терминаторами? Понятно, когда показан обычный день из жизни египетского мальчика, - это попытка восстановить быт и уклад Древнего мира. Но один день из жизни борцов с терминаторами имеет сомнительную ценность... Возможно, стоит и в самом деле ввести в сочинение сцену боя, как кульминацию и квинтэссенцию рассказа. А таковой она станет если только будет очень значимой и переворачивающей устои главного героя...
  Очень порадовала роботятина с картошкой.
  
  6. Лукашов Михаил - Танки в банке
  Несомненно сатирический рассказ, почти готовый сценарий для какого-нибудь киножурнала "Фитиль", хотя автор определил своё сочинение как юмористическое. Первый абзац совершенно излишний - упоминание о том, что рассказ является чьим-то рассказом было распространено в XIX веке. Возможно, для того, чтобы автора, подающего текст, как реально случившуюся историю, явно не уличили в вымысле? Не знаю, но приём старомодный.
  Некоему известному научно-исследовательскому институту Минобороны поручило заведомо невыполнимое задание, но не выделило средств. Если в первое верится охотно, то во второе - не верится вовсе. Всякое выделение средств принимается чиновниками на ура, поскольку это хорошая возможность прикормиться. Более возможен вариант, когда деньги выделили, но до НИИ они не дошли, потому что их разворовали. Самое интересное, как у нас водится, начинается, когда приезжает комиссия для проверки результатов пресловутого задания.
  Повествование ведётся от лица рассказчика. Персонажей много, все они упоминаются вскользь, потому ни о каких характерах речи нет. Абзацы для подобного жанра слишком тяжеловесны. Большей частью неверно оформлена пунктуация прямой речи.
  
  7. Лежава Ирина - Соперница чайка
  Рассказ в жанре анималити (жаль, что такого жанра нет в списках на СамИздате), где повествуется о встрече человека и чайки. Есть подозрение, что произведение чисто женское, а потому не подвластное моему разумению. Конфликт в рассказе очень искусственен, и через это трудно читается всё сочинение целиком.
  Рассуждения чайки на серьёзные темы идут вразрез с её взбалмошным поведением. Требуя признать себя королевой Средиземноморья от какого-то обывателя и гоняясь за крошками, разбрасываемыми туристами, трудно претендовать ещё на вселенскую мудрость. Возможно, стоило, не мудрствуя лукаво, сделать миниатюру о природе в стиле Пришвина?
  
  8. Гур Карин - Моя золотая Алька
  Это не рассказ, скорее мемуары или очерк, поскольку в сочинении отображается период жизни некой баронессы от самого детства, причём целесообразность этого жизнеописания остаётся невыясненной и после прочтения, потому что ничего выдающегося в главной героине, кроме эгоизма и самовлюблённости, я не увидел. Неужели всё дело в кругленькой сумме в конце и поэтому золотая?
  Повествование ведётся от лица подруги главной героини. Подобное назначение фокального персонажа чревато ошибками при недостаточном уровне мастерства, поскольку ПОВ-рассказчик обнаруживает вдруг довольно глубокие познания в потаённой жизни главного героя, и абсолютное неведение самых элементарных событий. Самый известный пример подобной литературной неточности - рассказ Кадрусса о жизни Мерседес из романа А.Дюма "Граф Монте-Кристо".
  
  9. Ровинский Борис - Запах пота
  Военная проза - о Великой Отечественной войне. Сильный рассказ с сильными персонажами. Повествование ведётся от автора, то есть без всяких фокальных персонажей. Автору удалось вызвать искреннее сочувствие и сопереживание главной героине. Нет модных нынче карателей и застенков НКВД, что уже нелпохо. Показаны две стороны тяжёлого военного времени. Это и высокие чувства - любовь, патриотизм и самоотверженность. Это и человеческое стремление выжить, пусть и за счёт других...
  Сюжет мастерски усилен тем, что непосредственно сама история имеет продолжение через много лет. Личная трагедия главной героини усугублена тем, что её родной сын так и не смог понять и простить свою мать.
  
  
  10. Политов Зяма - Я еду
  Современная проза. Автор умело реализовал в рассказ мечту всех водителей о возмездии крутым и обнаглевшим ездокам на наших отечественных дорогах. Ещё бы так же отлавливать высоких чиновников и полицейских, но не всё сразу... Описанная в рассказе схема против них уже не действительна.
  Сюжет построен грамотно, и подробности разворачиваются постепенно. Повествование ведётся от лица главного героя. Наряду с описанием и мыслями главного героя, идёт действие рассказа. Что радует, создаёт правдоподобность и выгодно отличает сочинение от подобных комиксов американского пошиба с героями-мстителями, главный герой имеет определённый шкурный интерес от своего геройства.
  Вообще, результаты голосования в 5-й группе конкурса порадовали, поскольку оказались адекватными. Два самых сильных рассказа вышли в финал.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"