И это - не обзор, и даже не критика. Так, отдельные личные впечатления, преимущественно prima facie, в оcновном - о вещах в жанре фантастики, которые получилось дочитать до последнего авторского знака препинания. Участвую в конкурсе, заодно интересуюсь произведениями уважаемых авторов, а от политики (на манер взаимного нахваливания или же коллективной травли) стремлюсь держаться подальше. В ниженаписанном - много спойлеров, зато ничего личного.
Читатель надеялся увидеть его миниатюры и на этом конкурсе, прочесть, а после - написать отзывы. Увы. Светлая память покинувшему нас Автору, он остался с нами в своих текстах.
Ближнего своего возлюбить не так уж легко, особенно когда отделяющее от него расстояние падает ниже какого-то критического предела. По этой причине люди, с которыми в силу обстоятельств сталкиваешься чересчур часто, или, того хуже - слишком накоротке, порою словно посланы для того, чтобы нас испытывать. Особенно - если речь идет о совместно занимаемой жилой площади: известно, насколько нас испортил квартирный вопрос. А как дело обернется, если твои "ближние" близки тебе настолько что физическое расстояние равняется нулю - когда сосуществование необходимо налаживать с тем (или, страшно уточнить - с теми), кто занимает одно с тобою тело, то есть когда несколько личностей оказываются обитателями одного физического организма?
"В Галактике чересчур много разумов и чересчур мало тел. Почему - никто не знает: ведь каждый, начиная жизнь, обладает и тем, и другим" (Роберт Шекли, "Обмен Разумов"). В рассматриваемой миниатюре так происходит не из-за обмена разумов, и даже не в результате нормальной такой традиционной шизофрении с расщеплением личности: никаких травм, приводящих к возникновению отдельных субличностей, как это происходит в наши дни - просто технологии будущего нашли способ продления жизни духовной за счет "уплотнения" множества сознаний в одно физическое тело. Разумеется, как любое достижение цивилизации все делается на благо человечества: вместо перехода в лучший мир стареющее сознание продолжает влачить земное существование - навстречу надвигающейся деменции (с механикой прогрессирующей деменции немного неясно - ведь это означает деградацию мозговых тканей на физическом уровне, но - не будем). И разумеется - как любое достижение цивилизации весь процесс управляется будничной бюрократической процедурой, на исход которой можно повлиять с помощью финансовых рычагов - поэтому ГГ оказывается в ситуации когда он вынужден делить тело с кем-то кого не только не готов возлюбить - но и просто не готов терпеть в одном с собою теле.
Если кому-то и забавно - самому ГГ все же не до смеха. Как быть мужчине, если его телом управляет и распоряжается особа женской гендерной ориентации, вдобавок сексуально весьма активная? (Для всех ли подобный сюжет может считаться исключительно фантастическим, и не присутствует ли тут самый всамделишний и злободневный реализм? но - не будем и об этом). И как быть, если голос в твоей собственной голове объявляет, что ты - нефункциональная с рождения личность? Впору выйти в окно: не доставайся ж ты, тело, никому! Автор, порадовавший нас миниатюрой, к такому повороту сюжета не прибегает. Возможно, что неуживчивому сознанию предстоит не только похмелье, но и социальная терапия.
И снова на ум приходит Роберт Шекли: "Кое-что задаром"! Кузнец Прохор, скоропостижно преставившись, обнаруживает себя в некоем присутственном месте, в очереди к странному столоночальнику, который начинает, как сказали бы древние египтяне, оценивать груз прохоровых деяний, дабы выяснить - суждены ли тому райские врата либо дорога в преисподнюю. Сюжетам подобным несть числа, но автор делает красивый ход: новопреставленному в целях оптимизации, борьбы с огульными стереотипами, и во избежание дискриминации посредством предвзятого культурно-расового профилирования, выкатывают список предосудительных деяний вне его личного культурного контекста. В результате Прохору приходится отпираться от вменяемых ему нарушений канонов Ислама, работы в шабес, и т.д. Административно это работает превосходно: осуждение любого, кто попал в описываемую контору - практически гарантировано. Разумеется, ангелом Прохор не был и не будет, а ломится ему приличный срок - с работой по специальности, с общежитием и питанием. (Возможно, что кузнец перевести дух поторопился - даже при работе по кузнечной части, общага и харчи всегда могут превратить существование в форменный ад, хотя автор на эту тему не распространяется).
Несмотря на предельно избитую предпосылку, автор находит интересные ходы и рассказывает историю ясным и легким языком. Помимо недостающего редактирования (пропущенные предлоги и подобное), обратили на себя внимание и кое-какие огрехи. Например, столоначальник говорит, что из ада им "спустили план"; то есть описываемое учреждение оказывается метафорически даже ниже самой преисподней? Или, скажем: геена огненная упоминается как отдел, смежный тому, куда получает профназначение православный Прохор. Но это, конечно, мелочи. Интереснее следующее: куда попадет кузнец по окончании определенного ему срока? Весьма вероятно, что тут могуть быть заложены даже некие перспективы, включая, шутка ли, карьерный рост (если только посулы бригадирства - не сиречь одна из адских уловок). Но одно ясно - Прохору отмерено существование если не вечное, то по меньшей мере - на век и один год, и наградили его этим, похоже, задаром.
Всплывает в памяти эта фраза из далекого детства, с нею обращались к очередному малолетнему мучителю, которому попалось в руки беззащитное создание (жучок, червячок, котенок, маленький человечек) - чтобы как-то остановить, образумить. В подобном воззвании (как правило, от присутствующих свидетелей, обычно сверстников забавляющегося изверга) слышится отзвук вселенской истины: "Какой мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено." Живет в человеке с самых малых лет вера в существование баланса - деяние влечет соразмерное наказание: воздастся тебе. Когда-нибудь. Наверное. Или не тебе - значит, твоим близким. (А если не воздастся - как же тогда жить? Черпать надежду в псалмах?) Все-таки может и тебе прилететь: как говорится, "мгновенная карма". Однако бывает и похуже: проступок исправишь, а карма все равно прилетает. Спрашивается, за что? Если урок - то кому?
Автор миниатюры показывает коллизию с незамутненной чистотой притчи. Мужик участвует в поимке летающего островка, и ему в руки попадает маленькая "человечка", крохотная феечка (автор называет ее "фейкой", тут у читателя в голове очень некстати звучит новомодное словечко "фейк", в смысле fake - но это уж его личное горе). Молодке - жене мужика становится жаль пойманное несчастное создание, и она уговаривает его отпустить феечку на волю. Затем он укладывется покимарить на пригорочке - и кто-то устрашающе огромный ловит этот пригорочек, вместе с мужиком. Попался. Есть тут четкая логика: на каждого ловца есть ловец, "Всегда найдется еще бОльшая рыба". И эта рекурсия работает не только в отношении физических размеров. Мучителю стоит задуматься - каково это: попасться кому-то в руки.
Язык притчи хорош, под стать простому и ясному сюжету. (Придраться, конечно, можно: словечко "огрести" мало подходит к получению каменюкой в затылок; дрожки кажутся довольно хрупкой повозкой для пойманного островка, даже маленького). Стройная миниатюра, с концовкой закономерной, хотя и парадоксальной: ведь мужик феечку отпустил - да сам попался. Остается лишь надеяться, что и у того удачливого охотника, в свою очередь, есть молодая сердобольная жена: хочется верить в какое-то вселенское равновесие.
Мотив с персонажем, подвергающим сомнению всамделишность своего существования - один из наиболее интересных, и встречается довольно часто. Откуда, к примеру, читающим эти строки известно, что они появились на этот свет многие годы назад, в день указанный в их свидетельстве о рождении - а не были созданы только сегодня утром: возможно что все так называемые "воспоминания" были на самом деле загружены в их головы всего за доли секунды до пробуждения? С подобными гипотезами вся окружающая реальность способна подернуться этаким легким флером филип-диковской паранойи: не острый психоз, Боже упаси, а просто периодически точащее душу подозрение. Иногда персонаж действительно получает подтверждение такого рода догадкам - например, обнаруживает что рубашка застегнута на неправильную сторону, а в носке осталась стружка от заводской упаковки. Или под сильным микроскопом в нужном месте радужной оболочки глаза отыскивается код изготовителя, оставленный мастеровитым китайцем. Ведь при копировании физического объекта степень соответствия всегда будет лишь 0.9999..и.т.д. от оригинала. И как в таких случаях дальше жить?
Автор миниатюры применяет интересный прием: его ГГ - это копия, которая считает себя оригиналом, зато посвященные в страшную тайну специалисты расчитывют разобраться: если подопытный ну абсолютно аутентичен, то даже при угрозе неминуемой кончины будет вести себя как ни в чем не бывало, и откажется от копирования - ведь он верит, что душа при копировании его покинет (разумеется, она не исчезнет, поскольку душе по определению полагается существовать вне зависимости от материальных обстоятельств, но, видимо, в скопированную на 0.9999.. оболочку возвратиться она отчего-то не сумеет? однако не будем вдаваться) То есть экспериментаторы рассчитывают как-то ухватить эту тонкую материю: если ГГ получив весомые подтверждения тому, что был он таки скопирован - признает что переворот в его мировоззрении произошел лишь после того как ему сообщили про то что на самом деле случилось с его телом (а не ранее, когда он в этом новом теле очнулся, ничего даже не заподозрив) - значит "душа" его никогда и не покидала? Даже если он и покончит с собою (ведь это по-прежнему возможно, как бы нас ни стремился от этого отвлечь автор) - это будет результатом потрясения, объяснимого с материалистических позиций, не привлекая гипотезу о "душе". Однако же (и это не в первый раз с нашим хитроумным автором) - читатель, переведя дух и отдав должное его мастерству, начинает задумываться о неудобных вопросах. В случае суицида: либо все нервные и прочие ткани ГГ скопировались настолько удачно, что его ортодоксальные убеждения продолжают генерироваться "как и было" (можно оставаться материалистами), либо душа все же его покинула (т.е. можно по-прежнему в нее верить). Напротив, если же ГГ решает жить, невзирая: тогда либо убеждения его поменялись (в результате копирования? или в результате раскрытия правды о копировании?), либо просто виновата неточность из-за допуска в 0.9999 - так что же все это, таким образом, доказывает? Спасибо автору за прекрасную миниатюру, но к разрешению парадокса мы, кажется, нисколько не приблизились; замысел экспериментаторов в рассказе постичь не представляется возможным. Впрочем, не исключено, что в случае самоубийства ГГ будет воспроизведен заново (непохоже чтобы экспериментатора тут сдерживали особые запреты) и опыт можно будет повторить; хотя герой, проходящий через многократные "перезагрузки" - это уже совсем другая история...
Утверждается, что люди судят о других по делам, но хотят чтобы их-то самих судили по их намерениям. Означает ли это, что намерения большинства - благие? А как тогда насчет скрытых, сокровенных намерений? Кто знает, чего человек хочет в глубине души, и что именно составляет суть его тайных вожделений? Наверное, все же хорошо, что наше подлинное нутро скрыто от окружающих (по крайней мере, многим хотелось бы в это верить). Иногда человеку и самому неведомо - чего же ему хочется на самом деле. Если подобная тайная идея-фикс как-то станет явной - жди потрясений. (Помнится, одному психологу явилась брошенная им и покончившая с собой жена; а его коллеге - огромная чернокожая красотка, надо полагать, предмет мечтаний.) Так что лучше уж в потайные уголки души не заглядывать.
В миниатюре рассказчик (на заслуженном курортном отдыхе от жены - в обществе горячей подружки) обнаруживает, что простоватому на первый взгляд старому деду поручен довольно любопытный артефакт. Подобно борхесовскому Алефу, он может показать скрытое, открыть тайное - например, содержимое души. Дед едва только нацелил свой ключ на рассказчика, как до того сразу дошло - какого рода сокровенные детали могут выйти на свет (и это - только то, в чем рассказчик отдавал себе отчет сознательно!) Поверив, что ключ дейсвительно способен отомкнуть такого рода секреты, ГГ не удерживается - и тайком примеривается с ключом к самому деду, в котором обнаруживаются дали космические и бездны вселенские; и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье. Потом ГГ переходит к своей девушке, и обнаруживает что у той внутри - самый что ни на есть примитивный материалистический интерес: одежда, шуба. Точнее, наткнувшись на недвусмысленный признак такого рода запросов, рассказчик от планов заглянуть внутрь нее просто отказывается. Возможно - зря, но возможно - к лучшему. А далее в жизни ГГ наступает резкая перемена - от понимания: суть жизни его подруги, да и остальных - жены, и его самого тоже, наполняет барахло. Автор миниатюры, к великому сожалению, не проясняет: к чему же тогда обратился рассказчик потрясенный таким контрастом: звездное небо в душе деда - и зацикленность на ерунде внутри нас? С другой стороны, благодаря автору уже и нам известно об этом открытии - так что теперь и мы можем все чаще и упорнее над этим размышлять.
Автор знакомит нас с роботом Дюпой - он монтер и механик на все руки манипуляторы по профессии, и, вероятно, модель сходная по типу с известным Бендером Б. Родригесом: он циник, сквернослов, когда находится минутка - непрочь высадить сигаретку, и, вероятно не дурак глотнуть крепкого для прочистки контактов, а также поглазеть на откровенные электросхемы - для возбуждения контуров. Пользуясь свободой перемещения по звездному круизному кораблю он подкатывает (буквально) к подвижной теннисной машинке Линде - у той убойный процессор, и (по слухам) с нею можно поксериться. Поскольку у Дюпы не только ускоренная двестиваттная зарядка, но имеется и соответствующий переходник - он вознагражден, и Линда радостно смеется... Проходит около четырех месяцев - и мы слышим как Дюпа признается: эта машинка держит его не за кабель, а за самую душу.
Истории подобной той, как Дюпа рассчитывал поксериться за свободные двадцать минут, а нашел любовь - приключаются часто, и рассказаны не раз: читателю вспоминаются Дмитрий Дмитрич и Анна Сергеевна. Благодаря автору миниатюры с чеховскими героями произошли два превращения: они стали работягой-монтером и теннисной спарринг-партнершей, и вдобавок еще и роботами. А любовь осталась любовью.
Как было замечено комментаторами: маловероятно чтобы миниатюра попала в ХиЖ - и дело не только в лексике. Словечки можно заменить: "Отксерить, блядь импеданс в дросселе, по полной", и т.д., но суть этой истории вряд ли подойдет их целевой аудитории. Автор это понимает, он представил миниатюру на конкурс с тем чтобы найти свою аудиторию. Читатель может найти и другие миниатюры в разделе автора: где-то всплакнуть, где-то вспомнить Шукшина, и поблагодарить автора за его видение мира, каким он делится с нами.
Не исключено, что жизнь, окружающая нас, полна на самом деле деталей которые мы просто не замечаем - возможно, подсознательно, либо же из чувства самосохранения. Однако бывают случаи, когда - даже в отсутствие потрясений и необычных обстоятельств - уютная оболочка отделяющая нас от окружающего мира начинает подаваться и пропускать в наше сознание вещи способные заставить задуматься: а что вообще вокруг нас творится? Помнится, один коммивояжер проснулся так однажлы утром - и обнаружил, что превратился в непотребное насекомое. А некоему молодому человеку по имени Олег почта доставила нечто совсем неописуемое. Цепляясь за надежду - может статься, произошла ошибка? - Олег (герой нашей миниатюры) отправляется в почтовое отделение. Но и там странности продолжают приключаться, причем даже погуще.
Помните, в "Людях в черном - 2" отделение почты оказывается пристанищем целого сборища пришельцев - то ли из далеких миров, то ли из параллельных измерений? Так и здесь: впору одну сине-бело-красную вывеску "U.S. Mail" менять на другую: "Почта России" (тоже с орлом, хотя и с другим). Олег, рассмотрев тамошних работников и посетителей, испытывает некоторое потрясение, но окончательно оторваться от реальности ему (и нам) не дает следующее: почта по-прежнему функционирует, за соблюдением очереди следят, корпоративных клиентов направляют в другое отделение, желающим уплатить за коммунальные услуги отказывают по причине технического сбоя - словом, идет нормальная повседневная жизнь. Какими бы дикими не казались отдельные детали происходящего, все-таки кто-то продолжает в этом ориентироваться: работница доставки прекрасно помнит, что олегову коту писем не было с прошлого месяца; стоящая за Олегом дама осведомлена о том как надлежит пользоваться фуфыриками, а настырная бабка, что пыталась влезть без очереди, не теряясь объясняет Олегу - что это вокруг них за публика? Это, по ее мнению - твари: ей же только спросить, но ведь не пускают.
Так и оставил Олег фуфырика себе. Автор этой милой миниатюры не объясняет - зачем же он продолжал каждый день ходить на почту? Есть в тексте и другие несуразности: на какой такой "тот же" адрес Олег писал письма неизвестному соседу? Возможно, что это результат урезания рассказа. Язык местами требует редактирования (например, про рост рождаемости нельзя сказать "повышение демографии"), но главная-то интрига продолжает волновать читателя: что же за ответ Олег однажды получил из параллельного мира?
***
Пробежав (много раз) полный список миниатюр этого конкурса, хочется еще раз поблагодарить всех участников - и писателей, и читателей, и критиков, и даже некоторых решивших остаться неизвестными комментаторов; а также пожелать всем успеха!
Засим, еще до обнародования шорт-листа, читателю надлежит на время прекратить дозволенные речи.