Аннотация: (Псевдо-литературоведческое исследование рассказов конкурса "Блэк Джек-5")
Анализ-синтез или "БезДна смыслов номер Пять"
(Псевдо-литературоведческое исследование рассказов конкурса "Блэк Джек-5")
Короткая фантастическая проза - мой любимый жанр. Поэтому, кинув монетку, погадав на рунах и Книге перемен, а также на рыбьих внутренностях и на кофейной гуще, я решил снова ввязаться в это безнадёжное дело - комментировать конкурсные рассказы и искать в них необычные приёмы, повороты сюжета, нестандартные точки зрения и то непередаваемое, что обычно сопутствует краткости, которая, говорят, близкая родственница будущего победителя... ;))
Я не претендую на истину в последней инстанции, поэтому моё субъективное мнение можно не брать в расчёт, то есть просто игнорировать. Обзор я пишу только для себя. Если он будет интересен ещё кому-нибудь, то не откажусь выслушать любые мнения по интересующим меня вопросам.
Итак, несколько критериев анализа текстов. Сразу же оговорюсь, что стилистику и орфографию оставлю любителям словесности. Меня интересует, только:
1) какое сообщение (читателям, потомкам и т.д.) пытался зашифровать автор в своём произведении;
2) как композиционно построено произведение;
3) и как первое (сообщение) соотносится со вторым (композицией);
4) чтобы остаться в рамках классического обзора ограничусь следующими "оценками", которые и будут синтезом накопленных впечатлений от текста:
- "БезДна" (когда рассказ заставит меня не спать полночи)Ж;);
- "На усмотрение автора" (без комментариев... 8).
Рассказы буду анализировать квадратно-гнездовым способом, поэтому охвачу обзором не всех.
Ну, что же - помолясь всем ужасным богам, приступим. ;)
Сообщение: "Все мы немного... (крысы?!)" (с) Почти В.В.М.
Композиция: Несколько частей, в которых происходит пересказ одного и того же события.
Соотношение: Час расплаты, длящийся вечно - это жизнь врагов или, скорее всего, их персональный ад. Но чтобы добраться до этого утверждения и под чутким руководством автора сформулировать его, придётся самому разобраться в хитросплетениях нескольких времён (текущих в разные стороны!); наблюдать происходящие события с разных точек зрения и всё-таки вычислить: кто есть кто!.. Смена точек зрения иногда создаёт эффект калейдоскопа. И в финале оценить действия истинного главного персонажа и попытаться оправдать его поступки. Программа-минимум...
Сообщение: За отказ в исправлении неисправимых ошибок надо платить. Плата обычная - жизнь.
Композиция: Несколько эпизодов и эпилог. Линейное развитие событий.
Соотношение: Богоборческие мотивы ясно видны и в построении диалогов и в финальной сцене, в которой даётся с одной стороны открытый финал, с другой - показана глобальная катастрофа, приведшая к гибели цивилизации и расы людей. "Корпорация Небо" (в последнее время широко распространённый образ), во главе с Богом, в приёмной которого и происходит основное действие, в очередной раз переделывает мир. И в очередной раз, увы, не в пользу особей, населяющих Землю...
Сообщение: Никто не знает - жив он или нет. Пока ему не покажут иной мир.
Композиция: Несколько эпизодов. Линейное развитие сюжета.
Соотношение: В первом эпизоде происходит знакомство главного героя с таинственной незнакомкой. Путём наводящих вопросов незнакомка пытается расшевелить воображение героя, у которого в силу сложившихся обстоятельств сужено восприятие действительности и отсутствуют стимулы к познанию окружающего мира. После ключевой сцены, в финальном эпизоде, когда незнакомка исчезает в танце, оставив героя на свалке, он начинает понимать, что его лишили самого главного - жизни. И автор смело ставит основополагающий вопрос литературы, да и глобально - бытия: что нужно человеку для того чтобы чувствовать себя живым? И дает один из многочисленных ответов: для того чтобы осознать, что ты жив, необходимо нечто из ряда вон выходящее, или выходящее за рамки обыденного, или просто кто-то, путешествующий вовне... он и расскажет - жив ты или нет.
"Оценка...":) "БезДна" - попытка философского осмысления как бы жизни.
Сообщение: Выход есть даже из безвыходной ситуации. Но только ценой потери веры в целостность и самодостаточность самого себя.
Композиция: Два эпизода.
Соотношение: Рассказ чётко делится на два эпизода. Герой в глубоком космосе попадает в безвыходную ситуацию - его настигает взрыв сверхновой. Он находится на краю гибели. Но происходит встреча с Нечто, назовём его - помощником - и далее следует чудесное спасение героя. Но для того чтобы спастись, ему следует сделать выбор. Так как автор в начале первого эпизода показал, что героя с остальным миром ничего не связывает (возвращение из экспедиции не предусмотрено), то и выбор героя логичен и предсказуем.
Сообщение: Отвратительно прекрасно быть одиноким избранным. Особенно, когда тебя выбирает сумасшедший Город.
Композиция: Один эпизод. Повествование в форме монолога.
Соотношение: В короткой предыстории герой повествует о ритуале, запомнившемся ему с той поры, когда всё ещё было простым и понятным. Этот же ритуал упоминается и в риторическом вопросе, заданном автором в финале. Действие происходит в пустом городе и длится один день, за который герой рассказывает о своих ощущениях от странного города, избавившегося от людей; от вечного листопада, заметающего улицы; и заканчивает блоком воспоминаний, которые становятся явственней и реальней, когда городской суеты нет, и можно вспомнить всё-всё, и, может быть, главное, но почему-то в голову лезут обрывки воспоминаний о когда-то важных событиях, которые сейчас волнуют, но не так, чтобы очень... и всё напрасно... Всё напрасно, потому что листопад. И город пуст. И одиночество... И избранность только в том, что нет никого. А в чём тогда избранность? Автор не даёт ответа, а жаль...
Сообщение: Не стоит ждать любви от жестоких и глупых мужчин.
Композиция: Несколько эпизодов, происходящих в течение нескольких дней.
Соотношение: В сказке всё должно укладываться в одну из схем, обкатанных и обработанных опытом множества рассказчиков. И автор представляет читателям классический сказочный сюжет. Во-первых, это отсутствие в начале сказки родителя и, соответственно, беззащитность главного персонажа. Во-вторых, присутствие мачехи - чужого человека в доме. Чужой человек в сказке обычно соотносится со злом внешним, пришедшим извне. Затем, возвращение родителя и сообщение дочери, что у неё есть жених. В этом эпизоде отец выступает в качестве помощника, но сюжет вдруг отходит от классической сказки - падчерица влюбляется в мачеху. Запрет, присущий всем сказкам, но в этой данный на уровне моральных устоев, нарушен, что, в общем-то, вполне укладывается в сказочную канву. Далее следует разоблачение, наказание, чудесное избавление от преград, воссоединение влюблённых и одновременная смерть дочери и её мачехи. Завершает, рассказанную автором историю, аллегория, которая выводит рядовую сказку на уровень притчи: отец съедает (поглощает, впитывает в себя, становится единым целым) души дочери и её мачехи, которые превратились в зелёные яблоки...
/Автор просил критику. Что ж (Внимание!!! Смертельный номер!!!), пришлось сделать АНАЛИЗ рассказа, с элементами КРИТИКИ.../
;)
Сообщение: Люди - всего лишь игрушки.
Композиция: Несколько эпизодов, финал закрытый.
Соотношение: Начинаем знакомиться с текстом... В первой же фразе автор даёт в начале предложения тему, но рема, судя по всему, взята из другой части истории, что сразу же приводит в замешательство. Далее автор повествует о том, как герой попал на юг, к морю. И тут же дано настоящее время: "И вот он здесь..." Где, не уточняется, но видимо на юге, у моря... Далее автору, видимо, необходимо было по сюжету, чтобы герои попали в определённое место, поэтому появились пьяные мужики. Но пьяные мужики, гоняющиеся за парочкой - это что? Элемент комический или автор хотел поселить в сердце читателя ужас? Автору удалось загнать героев в нужную расщелину, о которой, оказывается, подруга героя давно знала. Всё время складывается впечатление, что судьба-провидение-рок не работают в этом мире. Всё придумано и спланировано заранее. Авторская воля довлеет над всем. Герои попадают в как бы рай. Происходит преднамеренная встреча с сестрой подруги главного героя. Зачем был необходим третий персонаж, становится ясно чуть позже. Но оправдано ли введение ещё одной женщины? Если только... С определенного момента начинается то, чего не было никогда в СССР. В описаниях всё становится шелковистым. Райское наслаждение, почему-то автором трактуется, как секс втроём в как бы раю. Очень убогий такой рай...Увы, как всегда бывает в сказках, герой начал задавать много вопросов подруге и её сестре. Героя жутким голосом из кустов упрекают в том, что он всё вспомнил и тут же страшный зверь рвёт на клочки почему-то не героя, что было бы логичным, а одну из его подруг. История повторяется, но теперь автор описывает рай для двоих. Очень романтично. Особенно после моря крови. Финал чрезвычайно трагичен. Молодой вуйярист, сидящий на местных небесах и очень любящий подглядывать за людьми, вынудил их совершить суицид. Суицид получился тоже красивым. На фоне прекрасной долины...
"Оценка...":) На усмотрение автора... (БЕЗ комментариев...)
Сообщение: Сила любви побеждает создания рая и ада.
Композиция: Несколько эпизодов, разнесённых во времени и пространстве.
Соотношение: Небольшое лирическое отступление в аннотации вводит читателя в мир рассказа, в котором применена модель мироздания, где ад - это прекрасный город с восхитительной архитектурой, Золотой город, Шамбала... Статичный мотив выписан настолько объёмно, образно, что перед глазами возникает развёрнутая картина рая, но... увы... - это Ад для героя. Совершив в прошлом поступок, достойный солдата, и погибнув впоследствии, герой по жестокому закону этого мира попадает в ад. Ему уготовано испытание и, как любому сказочному герою, обещана награда. Но - сакральное - "трижды три" раза - он должен победить в этой игре. И наградой станет в буквальном смысле - жизнь.
В следующем эпизоде автор усложняет композицию и вводит описание переживаний любимой главного героя. Исходя из сказочности ситуации, ей уготована лишь роль плакальщицы, но не помощницы, она не может помочь возлюбленному из нашего мира. Но тут довольно удачно подворачивается уставший от адских соблазнов ангел-хранитель героя. Райское создание уже доведено до отчаяния и с помощью хиромантии и колдовства (О, райские нравы!) обещает отправить возлюбленную к герою для поддержки в трудную минуту. И во время последнего боя перед героем возникает образ любимой. Эта сцена дана в отдельном эпизоде, что может быть оправдано только в одном случае - время во время боя для героя остановилось. Об этом нигде не написано, но почему бы не пофантазировать?! После такой сцены признания в любви победа была просто необходима. И герой в следующем эпизоде расправляется силой любви с врагами и получает награду - жизнь в нашем мире, а не вечное прозябание в Золотом городе. В финале автор чётко озвучил кредо романтической фантастики: Любовь всегда побеждает Смерть!
Композиция: Один эпизод, состоящий из нескольких сцен, разделённых размышлениями героини.
Соотношение: Читателя стремительно окунают в рассказ. Используется очень интересный приём. Если в некоторых рассказах тщательно скрывается то, что происходящие события лишь часть сюжета повести или романа, то в этом рассказе есть чётко очерченная рамка, словно мы видим отснятый кусок жизни. Текст начинается с обрывка фразы-мысли и разворачивается несколькими сценами, повествующими о судьбе героев рассказа. Несколькими штрихами, но точно дано описание милитаристического мира, в котором, казалось бы, не осталось места для чувств, но... Автор в суровой действительности находит трещинку, сквозь которую сочится тоненькой струйкой любовь. И пусть Она - предатель, а Он - военный преступник, но сила любви разрушает преграды. И далее следует финальный диалог, вернее сказать монолог, в котором при всей безысходности ситуации и близости гибели героя всё равно даётся выход. И выход этот - в вере. С одной стороны, что ещё остаётся, когда впереди - лишь смерть, но в задавленном диктатурой обществе, в этой клоаке междоусобных войн, где-то среди хаоса и крови прорастает тоненький стебелёк веры, на котором написано: "Смерти нет". И это становится девизом героев, и объясняет их, на первый взгляд, нелогичные поступки.
Сообщение: "слезы возвращаются к тем, кто по неосторожности обронил их" - также справедливо и для тех, кто их вызвал. Или - "око за око..."
Композиция: Несколько эпизодов, разнесенных во времени.
Соотношение: Начинается рассказ с короткого статичного мотива, в конце которого даётся сообщение - главная мысль рассказа. Во втором эпизоде, в беседе юного представителя расы людей с драконом, показано неистовое желание человека летать. Но давний конфликт двух рас, затаённая обида и недоверие друг к другу создали непреодолимое препятствие.
Сказочный сюжет подразумевает и чудесное избавление от преград. Перед длительным расставанием со своим визави, дракон всё-таки соглашается на то, чтобы донести бескрылого человека до звёзд. И, поднявшись высоко, насколько возможно, убивает и юношу и девушку, появление которой выбивается из канвы сюжета, но воля автора зачем-то умертвляет заодно с главным героем и её.
Иная логика боевых действий, в которых гибнут (сознательно уничтожаются противником) не только взрослые, но и дети, наводит на мысль, что это уже не война, а взаимный геноцид. Дракон подловил на слове и воспользовался желанием летать юного айхова - человека. Это дало крылатой бестии возможность "как бы случайно" убить двух человеческих детёнышей в отместку за то, что люди когда-то разорили гнёзда и уничтожили птенцов драконов.
Но благородная душа дракона не выдержала подобного испытания, и... автор оставляет нас в раздумьях над открытым финалом.
"Оценка" :) "БезДна" - легендарная фантастика (то есть, стилизация под легенду ;)
Композиция: Чёткое деление на две части: рассказ от первого лица очевидца событий и несколько дневниковых записей.
Соотношение: В первой части описано довольно подробно происшествие, так потрясшее главного героя, - попытка полёта его старого школьного приятеля с балкона третьего этажа (без парашюта). Вместе с "гражданином в штатском" (журналист? фсбэшник? инопланетянин?;)) герой находит дневник погибшего (падение с третьего этажа было не очень удачным). Необычно то, что дневниковые записи даются в обратной хронологии. Но это оправдано, так как постепенно читатель узнает причину столь необдуманного шага с перил балкона. Ощущение нереальности притязаний на божественность автора дневника начинают беспокоить буквально со второй записи, так как силой воли самозваный "бог" сумел погасить свет не только в квартире, но и во всём городе. То, что этот город Москва и то, что это было 25.05.05, я думаю, пояснять не стоит. Ещё несколько эпизодов-совпадений или же случайностей, которые дают герою повод считать себя богом. Автор постепенно подводит читателя к мысли, что божественность - дело наживное. Если только опять... не вмешается смерть.
"Оценка...":) на усмотрение автора... (кошмар бэйс-джампера)
Новопольцев Игорь Андреевич: Бд-5: Высокий гражданин
Соотношение: В эпиграфе дана даже не аллюзия, а прямое указание на то, кто же будет героем рассказа. Собственно, использование вымышленных героев, придуманных другими писателями и поэтами, даёт повод усомниться в свежести идеи, но не будем спешить, и понаблюдаем глазами одного из современных "гулливеров": как живётся большим людям нашей страны? Гротескные описания быта гигантов, изображенные в первом эпизоде, наводят на мысль об историчности представленного текста. И во втором эпизоде уже можно убедиться в правильности этого вывода: представлено описание начала двадцатого века и чрезвычайно точно показана роль в истории больших людей на примере русской революции пятого года. В последнем эпизоде происходит встреча героя с большевиком. И открытый финал так и не позволяет сказать - на чьей же стороне большой человек...
"Оценка...":) на усмотрение автора... (театр "как бы абсурда")
Корн Александр Александрович: Бд-5: Начало Золотой Эпохи
Соотношение: Автор представил классически построенный авантюрно-героический рассказ. Двое героев, обладающие нелегально темпо(рально)-телепортационной точкой, сговариваются с помощью этого нехитрого устройства сказочно разбогатеть и расправится со своими врагами. В первом эпизоде - описание, знакомство с героями. Во втором эпизоде - сговор, соглашение, подготовка к авантюре, в третьем эпизоде, собственно, сама авантюра. И... классическое, "неожиданное" - ВДРУГ, которого все с нетерпением ждут, и автор с блеском показывает, как всё летит в тартарары, и рушатся планы, и наступает состояние миропорядка, которое в том мире и наблюдают ныне живущие...
"Оценка...":) на усмотрение автора... (легендарно-героический анекдот)
Сообщение: Любовь приводит к смерти. Можно ли победить смертью смерть?
Композиция: Несколько эпизодов, разделённых воспоминаниями.
Соотношение: В первом эпизоде, начинающемся так беззаботно, происходит неприятное, на первый взгляд, но очень пугающее главного героя событие - его любимый андроид, подруга по играм, увы, сломалась. Сцена передана с эмоциональным надрывом и, хочется верить, что эти чувства достоверны. В следующих двух эпизодах дана ретроспектива появления в доме девушки-андроида и непростые попытки героя наладить с ней контакт. Положительное влияние на воспитание героя было бесспорным. И даже небольшие недостатки юной обольстительной особы, сделанной из полиморфного пластика, до поры до времени были незаметны. В частности, самым большим недостатком было то, что она могла когда-нибудь сломаться. Но М.Поппинс тоже ведь могла улететь, не так ли? И роботизированная подруга героя совершает подвиг: прыгнув в воду с высокой скалы (улетев?) она предотвращает ценой собственного андроидного существования несчастный случай, который мог бы привести к смерти героя. Но, обрамляя и завершая историю, в последнем эпизоде автор переводит конфликт из банальной аллюзии в трагедию, показывая, как главный герой убивает себя, ожидая, что игрушка-подруга-возлюбленная? - вдруг оживёт...
Соотношение: Рассказ сознательно разделён Знакомым Автором ровно на шесть обрывков, но провести читателя всё-таки не так-то просто. Отрывков, при всём разгуле фантазии, я насчитал только три. Причём сообщение даётся, как это ни странно - в самом конце, что собственно не значит ничего - с тем же успехом, но без лихо раскрученной интриги, сообщение могло бы быть раскрыто в начале, но тогда чтение не было бы столь захватывающим. Итак, повествование ведётся от лица двух заклятых врагов и некоего органа, который называет себя семнадцатым пальцем средней ноги. Правда, в финале, к стройному хору героев примешиваются совершенным диссонансом голоса бога и дьявола, но простим Знакомому Автору подобную оплошность. Ведь стиль получился ломанный и именно из-за того, что абсурд в финале перешёл неожиданно в обыденную бытовую сценку, в которой, на уровне фола, Знакомый Автор подает на стол очередную версию сериала под названием "Корпорация Небо". А как всё начиналось...
В первом эпизоде Знакомый Автор знакомит незнакомого читателя с известным в неизвестных кругах Вольдемаром Ивановичем, который (которая?! - быть может он(она) гермафродит?!) занят сакральным медитативным занятием - подстриганием. В этом незначительном эпизоде открывается БезДна смыслов, ведь неизвестно, что в далёком будущем будет означать сей постриг. Ведь если подстригать ногти в форме креста, то не станет ли эта процедура чем-то более значимым, чем-то большим, чем простое обрезание ногтей на пальцах, которые в результате этого обретут самостоятельность и чистоту помыслов? Читатель буквально пронизан симпатией к этому персонажу, что нельзя сказать о персонаже, который показан во втором эпизоде. Этот нехороший персонаж выписан Знакомым Автором до того реально, что начинаешь оглядываться в поисках прототипа этого героя и убеждаешься, что вот они - рядом, те, кто хотят отнять у нас то, что мы заслужили, те, кому Фортуна благоволит и кого балует, те, кто враги наши...
В третьем обрывке дана биография семнадцатого пальца. Грустно читать о мытарствах этого члена общества будущего. Да и за само общество становится стыдно, и мерзко осознавать, что и в мире будущего есть место деспотии и рабству. Но как всегда - ВДРУГ в четвёртом обрывке он обретает свободу. Но эта свобода иллюзорна, потому что Хозяин съедает его, плоть свою, тем самым символизируя круговорот в природе того, что мы называем духом, а также то, что яблоко от ёлки недалеко падает.
Засада нашла своих героев. В пятом эпизоде-обрывке несчастное человечество, ведомое некомпетентным пилотом, сталкивается с непреодолимым препятствием, по воле Знакомого Автора представленным в виде циклопической сковороды...
И в финале дан бодренький диалог двух антагонистов, в котором Знакомый Автор устами Бога сообщает нам долгожданное сообщение. Оптимистическая трагедия космического масштаба завершена. Знакомый Автор прячет улыбку, читатель остаётся в недоумении, а уставший критик собирает выдранные после разбора сего опуса клавиши...
Сообщение: Выбор есть всегда. Между злом в настоящем и злом в прошлом.
Композиция: Двойной сюжет. Вспомогательный сюжет дан во вставках, выделенных курсивом.
Соотношение: Эпиграф не содержит смысловой нагрузки, так как вся дополнительная информация для понимания основного конфликта содержится во вспомогательном сюжете. Он достаточно информативен и подчинён внутренней логике. Кроме последней вставки, так как в данном случае происходит логический сбой: непонятно, нет прямого указания-разъяснения, как будущее переплелось с настоящим. Доп.сюжет изящно закольцовывается последней фразой, в которой дан основной конфликт рассказа. Выдавая по частям нужную информацию, автор ведёт основной сюжет, в котором и происходят реальные события, которые послужат спасению общества будущего. Если оставить в стороне моральную сторону проводимых экспериментов, то основная мысль рассказа сводится к постулату: "цель оправдывает средства" и т.п. Основное сообщение: "будущее выбирает сотворение зла в прошлом, чтобы избежать зла в будущем" завуалировано во втором слое смыслов, поэтому необходимо приложить максимум усилий и сосредоточиться на тексте, чтобы разгадать авторскую задумку. При внимательном чтении открываются подтексты и оттенки смыслов, которые были скрыты за сухим изложением событий. Например, никто не собирался церемониться с обречённым человечеством, будущее которого уже стёрто пандемией, принесённой метеоритным роем и т.д. Конфликт настолько глобален, что не умещается в рамки ничейных земель, на которых автор и поместил основное действие. Эта глобальность вступает в противоречие с ограниченностью пространства событий, читателю хочется знать, что там, за гранью, за рамкой рассказа, поэтому совершенно логично возникают вопросы о продолжении и расширении рамок описываемых событий. Комплекс, появившийся ниоткуда, лишь одно из следствий нашествия из будущего или сотворён кем-то? когда-то? Затянутое вступление, служащее лишь для оправдания существования ничейных земель. Затем, в следующем эпизоде даётся обоснование вечности ничейных земель и тут же следует описание высадки десанта в настоящем. Но автор уже даёт "настоящее, которое в будущем"! Также неясна цель десанта. Складывается впечатление, что десант был высажен лишь для того, чтобы прозвучала нужная информация о благотворном действии мутации, но это слабый мотив, не подтверждённый ничем из предыдущих событий.
Вывод всё-таки не в пользу основного сюжета. Дополнительный сюжет всё время выходит на первый план и поэтому рвёт нить повествования. Он сделан более логичным, более мотивированным и более цельным, чем основной сюжет. Тем более - в нём даётся основное сообщение рассказа.
"Оценка...":) БезДна (апокалиптическая фантастика с оптимистичным финалом)
Сообщение: Самое главное в жизни - уметь ждать. И, может быть, когда-нибудь удастся понять, в чём сущность времени.
Композиция: Небольшой пролог и основная часть, разделённая ассоциативными фразами-мыслями из внутреннего монолога героя. В коротком финале даётся ссылка на пролог.
Соотношение: В рассказе использован приём "тайна": то есть в прологе даётся нынешнее состояние главного героя, а в основной части рассказывается о том, как герой попал в эту безвыходную ситуацию. В глубинном слое смыслов можно обнаружить сентенцию о том, что всем в мире правит господин Случай. Для героя это имеет немаловажное значение, так как волею странных людей, расположившихся на остановке в ожидании некоего транспорта, встреченных им после вполне обычного завтрака, проглоченного наспех обыкновенным утром, он оказался выдернутым из круговорота обыденности в Вечность ожидания. Всё в рассказе (и особенно открытый финал) нацелено на то, чтобы подспудно подвести читателя к главной мысли произведения: жизнь человеку дана, чтобы ждать. И, может быть, во время этого томительного ожидания понять, в чём сущность времени и вечности.