Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Куда путешествовал Гиом Рубрук?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Совершенно нормальное направление, если Каракорум располагается где-то на Волге или в Северном Крыму". Н.Бурланков: "Каракорум в центре земли "Каракитаев" (Каракатаев). Каракитаи - владения в Средней Азии и Южном Казахстане". Так куда же ездил Гийом Рубрук?


Куда путешествовал Гиом Рубрук?

   Предыдущая глава: Как долго ехать до Каракорума?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   ЕТ: Глава о путешествиях называется:
   АБ: "ВРЁТ КАК ОЧЕВИДЕЦ..." [9.1].
   ЕТ: В ней Бушков обвиняет во лжи европейских путешественников в Монголию, ибо их воспоминания противоречат его "версии". А ведь сам в этой же книге ехидно писал:
   АБ: Одним словом, сплошь и рядом с исторического Олимпа пудовым камнем падают презрительные приговоры: "Летописец ошибался", "автор хроники был не прав". Очевидец события, изволите ли видеть, был не прав. Не понимал, что он видел -- пока в XX столетии не разъяснили... [9.1].
   ЕТ: Одним словом, "пудовым камнем пал приговор": не понимали, не видели Рубрук, Карпини и Марко Поло, куда ездили. Думали что в Монголию, да в Китай. Наконец в XX веке им разъяснили: в Крым или на Волгу!
   АБ: Вот путевые заметки монаха Гийома Рубрука, участника посольства к "великому хану монголов", отправленного французским королем Людовиком Святым (1253 г.). В Каракорум он едет... через Черное море, Тавриду и Донские степи. Возвращается - через Дербент и Армению. Совершенно нормальное направление, если Каракорум располагается где-то на Волге или в Северном Крыму. Если Каракорум в монгольских степях - такой дорогой в него ни за что не попадешь [9.1].
   ЕТ: Дело в том, что отправил Рубрука к монголам в 1253 году король Людовик IX из Сирии, где он был во главе крестоносцев. Морем до Крыма добраться быстрее всего. Далее ехал очень долго, вначале до Бату на Этилии (Волги), проехал Каспий и наконец.
  
    []
   Рис.1. Карта путешествия Рубрука.
  
   Рубрук: "Около праздника Воздвижения Святого Креста пришел к нам некий богатый Моал, отец которого был тысячником, что считается важным среди них, и сказал: "Я должен отвести вас к Мангу-хану; это - путь четырех месяцев, и там стоит столь сильный холод, что от него раскалываются камни и деревья" [6.9].
   ЕТ: Куда же это можно столько с берегов Волги ехать?
  
   Рубрук: "На второй день после Воздвижения Святого Креста мы выехали, причем у нас троих было две вьючные лошади, и мы ехали, не переставая, в восточном направлении вплоть до дня праздника Всех Святых. И по всей той земле, и еще дальше жили Канглы, какие-то родственники Команов. К северу от нас была Великая Булгария, а к югу вышеупомянутое Каспийское море. Проехав 12 дней от Этилии, мы нашли большую реку, именуемую Ягак; она течет с севера из земли Паскатир и впадает в вышеупомянутое море" [6.9].
   ЕТ: Ягак это видимо Урал.
  
   Рубрук: "Мы проехали через Онан-керуле, то есть через их собственную землю, в которой находится двор Чингис-хана" [6.9].
  
    []
   Рис.2. Маршрут Рубрука (красная линия) между Волгой и Каракорумом и обратно. Реконструкция В.Долби
  
   ЕТ: Онан-керуле это реки Онон и Керулен в Монголии. Упоминаются у Рубрука в трёх местах. Казалось бы всё ясно. Ан нет. Нашёлся один человек, который на основании опечатки в одном месте в английском издании книги Рубрука, разработал новую теорию о местонахождении Каракорума.
  
   Бурланков: Есть еще одна тонкость: в опубликованной англичанами рукописи Рубрука нет "онанкеруле", есть "Манкеруле".
   В другом варианте, правда, есть как бы "онанкеруле":
   Но чтение достаточно "неразборчивое", и указано в сносках, что "в других рукописях читается иначе".
   Учитывая "ныне царствующего Мангу, а также "рулар" - "племя" по-казахски - вполне может быть, что "Онанкеруле" появился только в результате "правильного прочтения" (ибо встречается только в рукописи, опубликованной французскими учеными - которые были особенно активными сторонниками отнесения и "татаромонгол", и гуннов на восток, в Монголию(тут без заговора явно не обошлось - ЕТ)).
   Давайте в таком случае посмотрим, а кого еще могли называть "монголами"? Притом что "монголами" они нигде не называются - где "моголы", где "мунгалы"...
   В пуштунском "могулы" - мусульмане вообще (Рубрук - большой знаток пуштунского - ЕТ)
   Именно из Средней Азии приходят в Индию "Великие Моголы" (скорее всего, пуштуны именно поэтому называют "могулами" мусульман)
   А вот в таджикском "мугулон" означает - минуточку! - "орда", "войско" (и таджикский для Рубрука почти родной - ЕТ)...
   Каракорум в центре земли "Каракитаев" (Каракатаев). Каракитаи - владения в Средней Азии и Южном Казахстане. [http://samlib.ru/b/burlankow_nikolaj_dmitriewich/tataromongoly.shtml]
  
   ЕТ: Вот так Каракорум попал в Казахстан. Это, конечно, скромнее Фоменко, который лихо переносит Новгород в Ярославль, Кострому в Хорезм, а Темзу на Босфор, но всё же.
   Товарищу разъяснили и дали ссылку на источники: http://samlib.ru/comment/m/maslenkow_i_w/mirandola.1?ORDER=reverse&PAGE=25
   Макс: А что тут непонятного: здесь у него Maucherule по одним рукописям (Mancherule в гаклюйтовском издании) и Onankerule по другим (гл. 19; https://archive.org/stream/recueildevoyages04soci#page/262/mode/2up), а в другом месте - Onankerule (гл. 31; https://archive.org/stream/recueildevoyages04soci#page/298/mode/2up)
  
   ЕТ: Дальше последовала полемика в стиле комеди-клаба. У фолкисториков всё что соответствует их теориям, принимается, безоговорочно. А вот что не соответствует, не открывается, не находится, объявляется фальсификацией... И никогда наоборот!
  
   Макс: Как и следовало ожидать, Бурланков вникать в детали не стал и устремился к подвигам галактического масштаба.
   Итак.
   В главе 19 рукописи А (рукопись Британского музея), B (Кембридж), C (то же) + (у Гаклюйта) дают Mancherule/Maucherule.
Прочие: рукописи D, положенная в основу издания (и древнейшая по времени, конец XIII в.) и E - Onankerule.
В главе 31, Рубрук, описывая то же самое, называет его Onankerule (по рукописи B - Ouam Kenle). И тут это название - по всем рукописям.
   Вывод? Он очевиден: Бурланков опять занимается никому не нужной ловлей... самого себя за хвост.
  
   ЕТ: Но до сих пор висит эта глупость на Самиздате на потеху публике. А ведь из сообщения Рубрука, которое наш "теоретик" "не заметил", вполне можно определить его местонахождение.
  
   Рубрук: "Я видел также послов одного Индийского султана... Когда я спрашивал об Индии, в каком направлении находится она от того места, они указывали мне на запад. И те послы возвращались со мною почти три недели все в западном направлении" [6.9].
  
   ЕТ: То есть заехал намного восточнее Индии. А Казахстан находится севернее Индии, достаточно карту посмотреть. Как могли послы из Казахстана ехать в Индию... 3 недели на запад? А из Монголии вполне. Вот возвращение Рубрука назад.
  
   Рубрук: "Итак, мы ехали до Бату два месяца и 10 дней, не видя за это время ни разу города или следа какого-нибудь здания, кроме гробниц, за исключением одной деревеньки, в которой не вкушали хлеба. И за эти два месяца и 10 дней мы отдыхали только один единственный день, так как не могли получить лошадей" [6.9].
  
   ЕТ: С какой скоростью перемещался Рубрук?
   Рубрук: "Почти всякий день, как я мог рассчитать, делали такое расстояние, как от Парижа до Орлеана, а иногда и больше, смотря по тому, какое у нас было количество лошадей" [6.9].
   ЕТ: От Парижа до Орлеана более 100 км и Рубрук, видимо неоднократно ездивший этим маршрутом, вполне мог оценить расстояние. 70 дней такой езды это более 7000 км. Расстояние от Каракорума (Хаара-Хорина) до Сарая по прямой 4100 км. Со всеми зигзагами более 7000 никак не накрутится. Как можно колесить по Казахстану столько? И наши "теоретики" придумали объяснение!
   http://samlib.ru/comment/b/burlankow_nikolaj_dmitriewich/kochevniki?PAGE=2
   Миха: На мой взгляд, Рубрука везли так, КАК ОБЫЧНО возят чужеземцев, чтобы запутать их и "выказать свое могущество". Т.е на всем пути КРУГАМИ, через возможно большее количество ямов. Особенно там, где нет явных ориентиров и чужаков можно безнаказанно и нагло дурить.
   ЕТ: Господа фолк-историки! Не надо всех равнять по себе. Ежели Вы не знаете, что солнце восходит на востоке, в полдень находится на юге, а заходит на западе, если не можете ночью найти Полярную звезду, то Вас можно действительно можно "безнаказанно и нагло дурить". Но даже безмозглая перелётная утка безошибочно весной летит на север, а осенью на юг, а не нарезает круги над не имеющей ориентиров степью. Я не думаю, что Рубрук был глупее утки.
  
   ЕТ: Почему Рубрук назад поехал через Кавказ?
   Рубрук: "Море недоступно, так как наступала уже зима, а потому мне надлежит отправиться по суше. Я думал, далее, что вы пребываете еще в Сирии, и направил свой путь в Персию. Ибо знай я, что вы переправились во Францию, я отправился бы в Венгрию и скорее добрался бы до Франции, и по пути менее тягостному, чем в Сирию" [6.9].
   ЕТ: Действительно Людовик IX в 1254 году вернулся во Францию, и Рубрук естественно об этом не знал ввиду отсутствия телефонов.
  
   ЕТ: Всё сходится и объясняется, а врёт не очевидец, а кто-то иной. Кстати, через Крым на Волгу ездило посольство из Египта.
   Ибн Абдеззахыр: "Из Крыма они выехали в один день доехали до степи, где застали начальника десяти тысяч всадников, управляющего этим краем. Затем они 20 дней ехали по равнине, на которой находились шатры и овечьи стада, до реки Итиль. Это река пресноводная, шириною в реку Нил; по ней (ходят) суда Русских, а на берегу местоприбывание царя Берке" [3.5, с.63-64].
  
   ЕТ: Путешествии в Поволжье, как мы видим, разительно отличается от путешествия в Каракорум. Причём, ни о каком передвижении на перекладных речи нет, ибо подарки этого не позволяли.
   Эльмуфаддаль: "В числе подарков находились звери, чуждые тому краю, как то: слон, жираф, обезьяны, дикие полосатые ослы (зебры?), верблюды и ослы египетские; огромная кипа одежд и золотых украшений, шандалы серебряные, циновки Абаданские, утварь, китайская посуда, множество изделий фабрики золотого шитья, сладостей и белого сахара" [3.5, с.189].
  
   АБ: Обратите внимание: мед. Значит, где то поблизости и пасеки. Вернее, не "пасеки" в нашем понимании (каких тогда еще не было), а "борти" - лесные ульи пчел, устроенные ими в дуплах, откуда и добывали мед славяне [9.1].
   ЕТ: Спору нет, добывали мёд славяне. Но это не отменяет факт добычи мёда и китайцами, и монголами.
   "В Древнем Китае занимались пчеловодством с большой любовью и прилежанием. Народная китайская медицина рекомендовала мёд как самостоятельное лечебное средство ещё в 3- м и 2- м тысячелетии до нашей эры".
  
   ЕТ: Китай был основным данником. Мёд товар не скоропортящийся и брать дань мёдом очень даже неплохо. Но и в самой Монголии мёд был и ныне есть.
   "Природа Монголии, вопреки устоявшемуся мнению удивительно разнообразна. Помимо степей, с которыми в основном в общественном сознании и ассоциируется эта страна, здесь есть тайга и горы, на юге- пустыня Гоби, а в центральной и северной частях - множество чистейших рек и озёр. Река Селенга и её притоки окружены луговыми равнинами, на которых в изобилии произрастают богатые медоносы, эти места идеально подходят для разведения пчёл. Исторически, пасечное пчеловодство в Монголии не было развито. В северных, таёжных районах страны существовал обычай охоты за диким мёдом". [http://www.save-bee.ru/all-about-bee/beekeeping/geo4.php]
  
   АБ: Синополь принадлежит султану Турции". Во времена Рубрука не должно быть никаких турецких султанов! Лишь в 1288 г. Осман первым принял титул султана! [9.1].
   ЕТ: Во времена Рубрука был Конийский, он же Румский, он же Сельджукский султанат, который Рубрук называет турецким, потому что он действительно был турецким. Именно в него и входил вышеназванный Синополь (ныне Синоп).
  
   Источники и литература
   Продолжение: Куда путешествовали Плано Карпини и Марко Поло?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"