Аннотация: Финалисты конкурса "Турнир авантюристов-2"
А на черной скамье - на скамье подсудимых
Прежде всего, поздравляю всех Авторов с выходом в финал! Со слабыми рассказами в него не выходят!
Спешу предупредить, что это не развернутый обзор, а лишь короткое обоснование выставляемых оценок. Критерии оценки простые: насколько понравился рассказ и насколько он, возможно, запомнится, правда, понимание последнего придет немного позже. Помимо этого, естественно, сюжет, композиция, художественные особенности, сверхзадача - все это я держу в голове. Держу крепко, как держал золотые во рту Буратино.
Чужое мнение никоим образом на меня не повлияло. Оборы и комментарии к оцениваемым рассказам не смотрел, соблюдая девственную чистоту и незамутненность восприятия.
Ага, рассказ из красивой забугорной жизни, со скучающим пилотом и хорошенькой девушкой. Напоминает фильм "Шесть дней, пять ночей" с Харрисом Фордом и Энн Хеч. Поначалу авантюрное действо оборачивается сладкой карамелькой.
Написано грамотно, профессионально, читается легко. Другое дело, что истории про американцев лучше получаются у самих американцев. Потому как ни загорай, а любой негр - даже самый задрипанный - будет все равно черней тебя. Заглянул на страничку Автора, узнал, что он из Одессы, и подумал, насколько интереснее была бы эта самая история разрисованная одесской палитрой. Ну, да ладно, имеем то, что имеем.
Занятный анекдот - главное, что жизненный. Поступки героев вполне мотивированы. Хотя, признаться, ждал, что полицейский, знакомый ГГ, каким-либо образом накажет шутников. Кроме того, для такой смехотворной ситуации рассказ несколько затянут.
Стилистика в норме, правда, встречаются некоторые огрехи.
Что хорошо, то хорошо! Словесные узоры и историческая достоверность описываемых деталей позволяют полностью погрузиться в атмосферу Франции конца 18 века. Чувствуется, как самого Автора захватила эта бурная противоречивая эпоха. Правда, не знаю, насколько уместны вкрапления постмодернизма, но общей картины они не портят. Во всяком случае, для меня.
Досадная блоха
встать на четверьнки
Вообще, неплохо бы Автору еще раза два-три пройтись по своему тексту незамыленным взглядом.
Вот ужас-то! Вот страх-то! Но согласен, в викторианской Англии еще не такое бывало! Взять хотя бы того же Джека Потрошителя - до сих пор не могут понять, кем он был и куда, собственно, подевался?
Рассказ, конечно, несерьезный и наивный, но зато атмосферный и читается с интересом. Да и написан неплохим языком. Вероятно, запомнится.
Как я понимаю, это пьеса-притча в форме рассказа о том, как случайный, но относительно честный, человек оказался во власти. Впрочем, каждый вправе сам определить, о чем рассказ - простор для полета фантазии имеется. Но это и вредит - лично мне не хватило целостности в этом произведении.
Смущают стилистические неточности, например:
Наконец, в проёме окна появляется макушка
Какая такая макушка?
В лавке ювелира Робин осмотрел все варианты, затем выбрал прелестное бриллиантовое ожерелье
Наверно, осмотрел все варианты предложенных украшений?
когда спотыкнулся
Лучше бы - споткнулся.
В залу ввели заключенного. Сокамерники уже отразили на его лице несогласие с его идеями
Извините, Автор, вторая фраза слишком мудреная - совсем не въехал.
Когда читал рассказ, думал, что все четыре главки связаны между собой, как это бывает в произведениях Чарльза Диккенса, и было любопытно, как Автор сумеет в концовке собрать их воедино. Но оказалось, что ничего подобного - каждая главка является самостоятельной новеллкой. Просто это небольшой сборник историй, так или иначе связанных темой Англии, моря и кораблей. Только вот не понятно, почему у каждой из них нет своего самостоятельного названия?
Новеллки, в общем-то, равнозначны, но интереснее, пожалуй, первая. Это как бы "Простодушный" Вольтера, но наоборот.
К стилистике вопросов нет.
Замечание:
Три пенни
Пенни - это единственное число. Поэтому лучше - три пенса.
Итого на троих - два шиллинга в день
Два шиллинга - это флорин, есть отдельная монета. В Англиях, наверно, сказали бы именно так, а не два шиллинга.
3-4
И все ж досадно, что не получилось одной цельной вещи! Автор, может, придумаете пятую новеллу, которая объединила бы четыре предыдущих?
А что, вполне на уровне. И сгинет весь род человеческий в сладостных видениях, пребывая в образах благородных лордов и трепетных леди. Что ж, возможно! И дух авантюризма у ГГ налицо! Только вот подсократить бы семейные сцены - на сюжет это нисколько не повлияет, а динамики прибавит.
Вопрос к Автору: случайно ли выбрана фамилия ГГ? Потому какЛи Харви Освальд, помнится, -- единственный официальный подозреваемый в убийстве Джона Кеннеди.
Стилистика без особых изысков, но и без явных провалов.
Профессионально, качественно, мастерски. Все на своих местах - ничего лишнего. Такого рода рассказы печатались в "Искателе", приложении к журналу "Вокруг света", и зачастую гораздо слабее. Другое дело, нельзя сказать, что рассказ с пылу, жару, и наверняка он уже вышел на бумаге. Но правилами конкурса это не запрещено.
В общем-то, совсем неплохо - поначалу литературно-монументальное полотно, описывающее город Александрию и нравы его обитателей, плавно перетекает в кровавый экшен. Но больно уж все лихо закручено - запутаешься, честное слово. Здесь тебе и таинственные "другие", и какие-то крайги - горбатые костлявые создания не выше метра в холке, и некая полукровка - Плод союза человека и бурхи(?), и нервный молодой киборг Имперская Служба Очистки, подотдел "В"...
Вызывает уважение повествовательный напор и фантазия Автора.
В целом к стилистике нет претензий.
5
Уже традиционный вопрос Автору: случайно ли выбрана фамилия капитана "Жемчужины"? Есть в США такой сенатор-республиканец Джон Маккейн, довольно таки одиозная личность.
Прочитал первые десять рассказов и пришел к выводу, что авантюризм у нас ассоциируется почти исключительно с дальним зарубежьем, а то и вовсе - с глубоким космосом. Даже возмутился, потому как были же у нас свои доморощенные джентльмены удачи: Чичиков, Остап Бендер, Сонька Золотая Ручка... Или там в ближнем зарубежье - Ходжа Насреддин.
Но вот, наконец, история из нашей жизни.
Двое молодых людей с целью обогащения пытаются отыскать фашистский танк, завязший в годы войны в карельских болотах, необычным образом, прибегнув к помощи шаманской методики. Рассказ неоднозначный в смысле своих философских выводов и к Автору много вопросов, но это и хорошо - безучастным он (рассказ) не оставил.
Экспозиция провальная, наверно, не следовало бы начинать эту историю с диалога. Трудно сразу сообразить: кто, куда, где, зачем, почему?
Якут рассмеялся, достал из пачки сигарету
Через пять строк
Як кивнул, затянулся сигаретой, пошел в дом
Желательно бы остановиться для Паши Павлова на какой-нибудь одной кличке.
Ну как, дом - сарай с сортиром
Он открыл заслонку подвала
Откуда взялся подвал, если весь дом - это сарай и сортир?
Ну и дальше по тексту встречаются разные стилистические огрехи.
Вот и антиутопия! Понял, некоторых людей ждет светлое будущее, правда, за счет других людей!
Добротный фантастический рассказ. Подобного толка общественно-политическое устройство сейчас как раз успешно строится в западных странах. Бедняга Кампанелла, как пить дать, переворачивается в гробу.
Все строго дозировано и выверено.
Понравился психологический портрет ГГ. Мой домашний советник подсказывает, что он сделает отличную карьеру, а сам рассказ займет одно из призовых мест. Ну, хотя бы в силу толерантности по отношению к сексуальному меньшинству - т. е. к гитерсексуалам.
Тот самый случай, когда в рассказе на первом месте композиция. Писать произведение с нелинейным повествованием сложно, это изначально требует определенного мастерства. ГГ отсутствует, есть отдельные персонажи - в том числе и животные - и каждый из них со своей собственной темой. И из всего этого разнотравья нужно собрать один общий пазл.
С Автором не поспоришь - мелочи и случайности управляют судьбами простых людей. Да что там простых людей - они во много управляют судьбами государств и стран. Как было, к примеру, с корпусом маршала Груши. По чистой случайности свернул не на ту дорогу и опоздал на помощь Наполеону в битве при Ватерлоо.
Стилистика без изъянов.
Такой момент:
Вдох... выдох... и на вдо-о-ох...
Лучше бы - между ударов сердца.
5-6
Только вот этот рассказ я уже встречал на одном из конкурсов - хотелось бы в рамках "ТА" почитать какой-нибудь новый рассказ Автора.
Ни минуты не сомневаюсь, что у этого рассказа найдутся горячие сторонники, особенно - сторонницы. Но лично я не поклонник литературного наследия Рабиндраната Тагора. Пафосная мелодрама, к тому же с элементами богоборства, вовсе не по мне.
Как я понимаю, главная идея рассказа - нравственное и духовное перерождение беса под благотворным влиянием Чистой, избравшей своим жизненным кредо физическую жертвенность. (Кстати, мученический путь более трудный и сложный.) Собственно, если есть падший ангел, то почему бы не быть воспарившему в небеса бесу? Ну, возможно.
Стилистика особо не хромает.
Младший бес.
Точку желательно бы убрать.
Кстати, у Федора Сологуба есть роман "Мелкий бес" и сперва подумал, что эти два беса между собой как-то перекликаются. Ошибся.
Мир сказочный, мир необычный - в общем, мир фэнтезийный, со своими правилами и законами, со своей историей и традициями. Со своей фауной и флорой. Погружаешься в этот мир не одномоментно, но погрузившись, сложно возвращаться назад, в нашу реальность.
Рассказ чем-то напоминает "Трудно быть богом" Стругацких, чем-то "Аватар" Кэмерона.
Повеяло чем-то родным, потому как сам часто бываю бароном Мюнхгаузеном! (Нет, замечательный образ, живущий в каждом человеке, хотя и в разной степени.)
Хорошая байка. Китайцев, правда, жалко - очень трудолюбивая нация.
Стилистика в норме.
4
Ладно, старушка Земля, притормози, сойду покурить - дымить же теперь по новым законам разрешается только лишь в безвоздушном пространстве!
Все ж, как мне представляется, любимый писатель Автора не Роберт Шекли, а Чингиз Ахматов - в частности, его роман "И дольше века длится день". Там тоже немало всякого намешено, но все линии сюжета понятны и объяснимы. У Автора же, к сожалению, не очень - слишком многое сразу варится в одном котле и в итоге у приготовленного блюда оказывается странноватый вкус.
Потом, на мой взгляд, в начале рассказа у ГГ не достаточно мотивации для продолжения расследования преступления. Одного чадолюбия для этого явно маловато.
Со стилистикой местами не все гладко. Правда, главным образом по мелочам.
Такая, значит, космическая детектива! Остается только удивляться прозорливости ГГ. Больше удивляться, к сожалению, нечему.
Где-то напоминает роман Хаггарда "Копи царя Соломона", но гораздо больше - американские вестерны. Не обессудьте, не впечатлило. Увы, вышел из подросткового возраста. Вещи, где на первом плане личное обогащение - не мое. (Ну, был бы счастлив Остап Бендер, если бы завладел брильянтами тещи Воробьянинова?) Это, вообще, не в традиции отечественной литературы. Да и мировой - тоже.
Наивная, но занимательная и поэтичная сказка. Типа: порок призадумался - добродетель близка к торжеству.
Как явствует из рассказа, даже в фэнтезийном мире хронически не достает любви. Не скажу, что в восторге, но мысль в рассказе есть.
Правда, не совсем понятно, почему богиня Алия выдернула из нашего мира именно Арину? (Ради воспитательных целей, что ли?) Никакого объяснения этому не дается.
Стилистические неточности соседствуют с литературными красивостями.
тонкие пальчики задумчиво погладили бокал
как музыкальные пальчики осторожно берут тонкую хрустальную ножку
проходя мимо девушки и пальцами невзначай касаясь её подола
хмыкнула девушка, проводя пальчиком по столу
позволив себе проследить пальцем линию её скул
в какой-то момент перестаешь следить за сюжетом - все внимание приковывают похождения шаловливых пальцев-пальчиков. Что тоже не лишено интереса!
Вот и подошло время! Вонзаюсь, подобно дикому оголодавшему зверю, в нежное тело рассказа "Эльсинор". Ну, это я размечтался - не вонзаюсь, а вгрызаюсь. (И насколько чувствую, стиль Автора, грамматика, образы, мысли, манера подачи материала разительно видоизменились.) Вечером, с наскока, не одолел - пришлось перечитывать утром. Читал медленно и вдумчиво, проникая в глубинный смысл текста. Убит, потрясен, раздавлен. Литературно, очень литературно. Так сказать, литература ради литературы. На конкурсе постмодернизма этот рассказ, без сомнений, занял бы одно из призовых мест. Только вот это "Турнир авантюристов", нужны авантюрные истории, приключения, наконец, интриги Мадридского двора, а со всем этим в произведении не густо.
Все строго по законам жанра. Богатырский выезд, неожиданный новый друг, дорожные (кабацкие) подвиги, битва - правда, не состоявшаяся - с ворогом, посягнувшим на родную землю, козни коварного злодея, возвращение домой. Вывод: лучше держаться от власть имущих как можно дальше - сегодня у них так, завтра эдак. С Автором нельзя не согласиться!
Ну и диапазон у рассказов на этом конкурсе "ТА". Сейчас вот в основе истории фантастико-технические проблемы. Чем-то напоминает фильм "Внутреннее пространство". Написано живо и динамично. Но лично меня не увлекло. Потом, к чему все это? К тому, что Пока что наверняка можно сказать только одно: Наташа из шестнадцатого отдела не угонщик.Остается лишь порадоваться за Наташку.
К стилистике особых вопросов нет.
2-3
И уста их слилися в поцелуе едином (в смысле, двух победителей конкурса),
Только горькие слезы проливал прокурор (неправда, это слезы умиления организаторов!)