Леданика : другие произведения.

Обзор Хиж_Голд-2013 (21 текст)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Собственно, обзор

Уважаемые дамы и господа,

размявшись 'нанушками', приступим к рассмотрению основной номинации.

Рассматривать, по многолетней уже 'обзорной' привычке, буду по пунктам. В данном конкретном случае пункты будут следующие:
1. Фантастический элемент, новизна
2. Образы
3. Конфликты
4. Стиль
5. Общее впечатление

Да, и чисто в научно-литературных целях планирую также составить небольшую табличку, в которой кратко отразить по каждому рассказу впечатление по каждому из пунктов, в дополнение к расширенной рецензии.



Никаких оценок и "классов" в этом обзоре не будет, но список рассказов в табличке приведен в режиме ТОП (т.е. чем выше рассказ в этом списке, тем выше мое личное мнение о данном конкретном тексте).


ТЕКСТ ФАНТ.ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗЫ КОНФЛИКТЫ СТИЛЬ ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
СИРОМОЛОТ Ю.С. 'ПРАВДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'
На грани антуража
Плюс
На уровне
Плюс
Интрига
Плюс
На уровне
Плюс
Положительное, финал?
Плюс-минус
ВЕНГЛОВСКИЙ В.К. 'ГЕНОМОРФ' Сравнительно ОК
Плюс-минус
Живые
Плюс
Вполне
Плюс
На уровне
Плюс
Выше среднего
Плюс
ХАЛЬ Е.Х. 'ВЛЮБЛЕННАЯ ПУЛЯ' Достаточно оригинальное
Плюс
Вполне живые
Плюс
Баланс?
Плюс-минус
Вполне
Плюс
Положительное
Плюс
ЛОБОДА А. 'ЧЕСТЬ ОФИЦЕРА' Классика жанра
Плюс-минус
Вполне
Плюс
Классический
Плюс
Без вопросов
Плюс-минус
Положительное
Плюс
ЧЕРНЫШЕВА Н. 'ТАНЕЙКИНА ЗАВОДЬ' Сказочный
Плюс-минус
На уровне
Плюс
'Перевертыш'
Плюс-минус
На уровне
Плюс
Положительное
Плюс
ДУХИНА Н.Г. 'ВЫБОР ИДИОТА' Оригинальный
Плюс
Почти живые
Плюс
Намечены
Плюс-минус
Неровный
Плюс-минус
Средне-положительное
Плюс-минус
СЕРЖАН А. Т. 'СТРОГИЙ КОСТЮМ' Актуальный
Плюс
Формальные
Плюс-минус
Реализация?
Плюс-минус
Канцеляриты
Плюс-минус
Среднее
Плюс-минус
ЯСИНСКАЯ М. 'ГХМУК!' Сказочный антураж
Плюс-минус
Руки кукловода
Плюс-минус
Декларативный
Плюс-минус
На уровне
Плюс
Среднее
Плюс-минус
ЯЦЕНКО В. 'ГЛАВНАЯ ОСЬ' Не самый свежий
Плюс-минус
Почти живые
Плюс-минус
Квестовая остросюжетность
Плюс-минус
Без вопросов
Плюс-минус
Чуть выше среднего
Плюс-минус
ТАЙЦ А., КАРТАШОВ А. 'СМЕНА МАРШРУТА' Авторская реализация
Плюс-минус
Формальные
Плюс-минус
Подобие интриги
Плюс-минус
Без особенностей
Плюс-минус
Среднее
Плюс-минус
ЛЭМБЕРТ Д. 'ОДНАЖДЫ В БОГЕМИИ' За счет техники
Плюс-минус
Вполне
Плюс
Условный, в финале
Минус
На уровне
Плюс
Другая школа
Плюс-минус
ГЕЛПРИН М. 'ИСТИННЫЙ АРИЕЦ' Средней свежести
Плюс-минус
Почти живые
Плюс-минус
Формальные
Плюс-минус
Без особенностей
Плюс-минус
Среднее
Плюс-минус
ГОЛОВАНОВА Н.В. 'РУБИЛЬНИКИ С ПЛАНЕТЫ ВО!' Фант-антураж
Плюс-минус
Яркие
Плюс
Отсутствуют
Минус
Вполне читабельный
Плюс
Картинка из жизни
Плюс-минус
ЕРОШИН А. 'ГРАЖДАНИН ПОТРЕБИТЕЛЬ' Средней свежести
Плюс-минус
Формальные
Плюс-минус
Намечены
Плюс-минус
Канцелярский оттенок
Плюс-минус
Весьма средне
Плюс-минус
ЛОГОС ГЕНРИ 'МАРСИАНЕ' Классика жанра
Плюс-минус
С избытком
Плюс-минус
Классический
Плюс
Без вопросов
Плюс-минус
Пафос, перебор
Минус
VIR S 'ПОБЕДИТЕЛЬ' Фант.антураж
Плюс-минус
Слабые
Минус
Формальные
Плюс-минус
Разговорный
Плюс-минус
Ниже среднего
Минус
JACQUELINE DE GUEUX 'ВОЗМОЖНО, ЭТО БЫЛО ТАК' По сути вторичный
Минус
Очень формальные
Минус
Формальные
Плюс-минус
Без блеска
Плюс-минус
Весьма среднее
Плюс-минус
КОСТЕНКО О.П. 'ВСЕЛЕННАЯ В КАРМАНЕ' Средне
Плюс-минус
Черно-белые
Минус
Формальные
Плюс-минус
Вязкий
Минус
Весьма среднее
Плюс-минус
МАУГЛИ Д. 'ИСКУПЛЕНИЕ' Традиционный
Минус
Формальные
Плюс-минус
Формальные
Плюс-минус
Слегка вязкий
Плюс-минус
Весьма среднее
Плюс-минус
ДУРОВ А.А. 'БЫТЬ НЕ ЧЕЛОВЕКОМ' Вторичный
Минус
Абстрактный
Минус
Реализация?
Плюс-минус
'Остросюжетный'
Плюс-минус
Весьма среднее
Плюс-минус
БЕРЕСТНЕВ С.П. 'ПОРОШОК' Вторичный
Минус
Очень формальные
Минус
Не найдены
Минус
Разговорный
Плюс-минус
Весьма среднее
Плюс-минус







   РЕЦЕНЗИИ:


1. МАУГЛИ Д. 'ИСКУПЛЕНИЕ'

Фант.элемент, новизна: машина времени и пришельцы... точнее, пришельцы с машиной времени. Назвать фант.элемент новым или свежим достаточно сложно. То, что события разворачиваются на фоне военных действий, тоже не придает сюжету оригинальности. Можно ли на основе такого (не слишком нового) материала создать приличный рассказ? Вполне. Но в таком случае все остальные пункты должны быть на высоте.
Образы: весьма формальные. Один герой - Буренин. Второй - Новожилов. Воспринимаются как совершенно разные люди. На мой взгляд, в тексте не удалось показать, что это один и тот же человек, только значительно старше, с новым жизненным опытом. Ах да, еще есть женщина-воин. Герои двигаются, разговаривают, даже спорят, но... как-то без души это все у них получается. Новожилов поучает, Буренин сопротивляется. Дама вообще удалилась... нет, не вижу я в данном тексте действительно объемных и живых образов героев.
Конфликты: формально имеются. Конфликт Буренина с дамой, конфликт Буренина и Новожилова... Имеются, но какие-то они... поверхностные? Внутренний конфликт на образе главного героя тоже реализован весьма поверхностно. Из-за этого (плюс из-за формальности образов) не очень-то интересно, что произойдет с героями. Не возникает вовлеченность.
Стиль:очень напоминает что-то из 'старой фантастики'. Скажи мне кто-нибудь, что рассказ написан лет этак двадцать тому назад, лично я бы не удивилась. Стиль достаточно дотошный. Подробно рассказывается, кто куда пошел и кто что кому сказал. Абзацы, которые во имя динамики следовало бы сократить до одной фразы. Отсутствие ярких языковых находок, авторской образности.
Общее впечатление: не самое положительное. Текст тяжело читается, не увлекает ни образами, ни конфликтами, ни стилем, ни новизной идеи.

2. ДУХИНА Н.Г. 'ВЫБОР ИДИОТА'

Фант.элемент, новизна: 'аллергия человека на человека' вполне может считаться оригинальным фант.допущением. Возможно, кто-то еще говорил о чем-то подобном, но в целом идея не воспринимается 'заезженной'. Фант.элемент прочно вплетен в текст, без него рассказа не будет, т.е. фантастика в данном случае выполняет роль отнюдь не формальную.
Образы: если честно, то образ субмарины как-то даже 'перевешивает' образ главного героя... но воспоминаниям о доме и жене Маруське в какой-то мере удается сгладить перевес. Остальные герои формальны, 'для сюжета'.
Конфликты: если постараться, то можно обнаружить. Но в целом текст 'выезжает' скорее на динамике остросюжетности, чем на глубине и яркости конфликтов. В финале намечен внутренний конфликт на уровне главного героя - когда принимается решение... но только намечен, потому что 'Сергей вдруг понял, что делать'. То есть силами автора герой просто ушел от проблемы выбора... но я понимаю, что автору нужно было много чего объяснить и не хотелось уж слишком 'раздувать' объем. Хотя лично я бы сократила некоторые 'объяснялки' и больше бы внимания уделила герою и конфликту.
Стиль: не вполне ровный. Особенно что касается диалогов. Есть реплики и фрагменты как будто ничего... а есть такие, что их и вслух-то прочитать сложно. И вот что это, например, за фраза - 'Большинство склонялось к первому'?.. Это же не протокол заседания, а литературный текст... К счастью, таких фраз не много, но в целом текст еще можно 'почистить'.
Общее впечатление: я читала этот текст раньше. С тех пор автор явно потрудилась над рассказом, он стал намного более понятным и цельным. И точно могу сказать, что текст запоминается, а это уже хорошо.

3. ЕРОШИН А. 'ГРАЖДАНИН ПОТРЕБИТЕЛЬ'

Фант.элемент, новизна: средне. 'Общество потребления' точно не является оригинальной авторской задумкой. На конкурсах такая идея не часто, но встречается. И да, у меня есть вопросы к самой идее. Очень уж утопически выглядит данная общественная модель. В принципе, должно быть очевидно, что на ней 'далеко не уедешь'... всем, а не только Вебельману. И это не говоря уже о вопросе ресурсов. То есть изначально возникает определенное недоверие к рассказанной истории. Утопия - это очень специфический литературный 'подвид'. Для того, чтобы читатель поверил придуманному миру, нужно очень умело балансировать между реалистичностью и абсурдностью.
Образы: формальные. Образ главного героя совершенно 'технический', необходимый исключительно для продвижения рассказа по заданным автором рельсам. Образ мальчика более перспективный... но и здесь не сложилось, о чем более подробно будет в следующем пункте.
Конфликты: тоже формальные. И это тем более обидно, что фундамент в тексте заложен под весьма перспективные конфликтные ситуации. Итак, первый заложенный в текст конфликт - герой против Вебельмана. Но, увы, столкнуть 'две человеческие вселенные' автору не удалось. Поговорили, обсудили, передача листка с формулами - все. Да, герой как будто испытывает определенное неудобство от этого общения... но этого недостаточно. Второй конфликт - между героем и его сыном. Медведь и 'я с ним подружился' - зачет. Вот, думаю, сейчас автор умело разовьет этот конфликт, перейдет к внутреннему конфликту на уровне героя и... ничего. Поговорили, сын согласился, выбрали новые игрушки. Вот это 'поговорили - согласились' вообще очень опасная вещь для любого литературного текста (если это не роман). Да и в романе, в общем-то, хороший диалог сталкивает, заостряет точки зрения, выявляет в героях что-то такое, чего читатель раньше не видел.Третий конфликт - внутренний, на уровне героя. Мол, 'нужно' следовать правилам, но как-то не очень-то и хочется. Не хочется - но следую. Без особых для себя проблем. То есть этот конфликт тоже 'провален'.
Стиль: довольно много 'объяснялок', стиль в целом грешит склонностью к канцеляриту. Я понимаю, что это специфика темы... но, в любом случае, вот этот пассаж, который 'привычно повторял инспектор заученную лекцию' вообще должен быть табу для литературного текста.
Общее впечатление: весьма среднее. Не сказать, что текст увлекает, и не сказать, что удивляет. Скорее - информирует. Доносит до читателя весьма прямолинейным путем идеи и мысли автора.

4. ГОЛОВАНОВА Н.В. 'РУБИЛЬНИКИ С ПЛАНЕТЫ ВО!'

Фант.элемент, новизна: вот в этом случае действительно фант-антураж. Транспортные кастрюли и трехглазые инопланетчики, пояс привидений и т.д. и т.п. В качестве фант.элемента можно разве что выделить непосредственно рубильник, торжественно вынесенный в заголовок... но и его при желании из текста можно удалить, без особого вреда для последнего. Разве что короче станет и название придется поменять.
Образы: с этим все хорошо. И 'звездолетчики' весьма колоритные, и абориген получился, и даже привидение удалось сделать весьма живым и ярким. И в целом образность текста на высоте.
Конфликты: а вот здесь - увы. Герои летят с кастрюлями, продают кастрюли, заполучают рубильник и в финале успешно 'воспитывают' семейство. Да, все это написано достаточно живо и динамично, но... в итоге - просто 'занятная картинка из космо-жизни'.
Стиль: легкий, читабельный, с не очень навязчивым юмором.
Общее впечатление: в целом положительное, но вряд ли 'картинка из жизни' в легких акварельных красках лично у меня получит в итоге высокую оценку.

5. ГЕЛПРИН М. 'ИСТИННЫЙ АРИЕЦ'

Фант.элемент, новизна: если сравнивать с роботами и клонами, то 'Хронопол' и наказания за 'прошлые жизни' вполне можно считать сравнительно свежим фант.допущением. С другой стороны, вся философия кармы - то же наказание (или поощрение) за те же прошлые жизни. Фант.допущение действительно лежит в основе рассказа, не антураж.
Образы: заметно, что автор уже тренированным 'автоматом' добавляет к образам героев необходимые 'черточки'. То есть назвать героев совсем уж формальными нельзя, но сказать, что по отношению к ним возникает сопереживание, тоже не получится. Возможно, проблема еще в подаче текста от первого лица. На уровне рассказа часто бывает сложно раскрыть 'я-образ'. Автор банально будет ограничен в технических для этого средствах.
Конфликты: формально имеются. В основе рассказа - конфликт между героями и вот этим самым 'Хронополом'. Увы, только формально, как на мой взгляд. При чтении ощущается некий налет... ироничности? То есть текст не настолько ироничен, чтобы быть пародией, но также недостаточно серьезен для того, чтобы читателю удалось действительно 'проникнуться' судьбой героев. Внутренний конфликт на уровне героя только едва-едва намечен - решение 'спасти девушку' принимается быстро и без лишних размышлений. При таком низком уровне 'конфликтности' текст мог бы 'выехать' на динамике, остросюжетности. Но чисто технически допросы-диалоги сложно сделать остросюжетными. Интриги тоже нет... в общем, как на мой вкус, получилось слишком пресно.
Стиль: без особых комментариев. Диалоги, разговоры... все правильно и, опять-таки, пресно.
Общее впечатление: текст вполне читается. Финальный пассаж о 'брачном агентстве' смазан. И я не уверена, что вариант 'это все было подстроено агентством' сильно украшает финал. Можно было бы эту идею развить, но тогда и текст нужно было бы строить иначе. Кстати, через этот ход можно было бы создать интригу - мол, герой изначально подозревает, что это 'проделки агенства' и никак не может понять, правда ему угрожает опасность или нет.

6. СИРОМОЛОТ Ю.С. 'ПРАВДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

Фант.элемент, новизна: с новизной все в порядке. Во всяком случае, ощущения 'что, опять?' от текста точно не возникает, хотя могу предположить, что 'энциклопедически начитанные' товарищи могут найти определенные параллели к другим произведениям... в общем-то, как и в любом другом случае. Фант.элемент тоже имеется... но я бы сказала - на грани антуража. То есть если 'вычеркнуть' телепорты, то текст станет другим, но не развалится.
Образы: и образность в целом, и образы в частности весьма на уровне. А если 'на уровне', то (как правило) больше и сказать-то по этому пункту нечего.
Конфликты: а вот здесь уже интересно. Как такового конфликта в узком его понимании ('противостояния') в тексте нет... практически нет. Но если говорить о конфликте как 'двигателе' тексте, то этим самым 'двигатетелем' успешно выступает... интрига. Герой получает таинственное послание, начинает разыскивать адресата, что-то вспоминать, о чем-то догадываться, вовлекая читателя в свои размышления и догадки. И в данном конкретном случае на первый план выступает именно техника. Технически слабый автор просто 'не вытянет' интерес читателя на подобного рода интриге и в таком, сравнительно немаленьком, объеме текста.
Стиль: весьма на уровне.
Общее впечатление: положительное. Этот текст весьма близок к моему пониманию 'литературности'. Немного смущает некий налет... ультра-положительности (утопичности? карамельности?) финала. Возникает диссонанс между первой половиной текста и 'сказочными' оттенками второй. Но это исключительно 'вкусовщина'.

7. СЕРЖАН А. Т. 'СТРОГИЙ КОСТЮМ'

Фант.элемент, новизна: можно считать фант.элемент вполне (сравнительно) оригинальным. И даже актуальным - если учесть, что в наших офисах вопрос 'как заставить людей работать' представляет собой бесконечную и вечную проблему.
Образы: как на мой вкус - формальные. Этакие 'плацдармы' для реализации авторских замыслов. Я понимаю, что на уровне 'офисного планктона' сложно создать действительно оригинальные живые образы... а кому легко?
Конфликты: основа для 'конфликтности' заложена очень хорошая. Перспективная такая основа заложена. Но вот как этот потенциал реализован... это уже другой вопрос. И лично у меня к реализации есть вопросы. Фрагмент 'борьбы человека и костюма' технически отработан вполне неплохо. Проблемы начинаются в финале ('через год'), в котором автор совершенно насильным образом пытается 'протолкнуть' некую мораль-идею и связать творческий потенциал личности с привычкой к регулярному и эффективному труду. Очень спорный получается момент. Насколько возможно человека насильно, пинками, загнать в реализацию его творческого потенциала? Почему 'носители костюмов' не тупеют от принуждения к выполнию однообразных рабочих задач? Почему после изматывающего рабочего дня у них еще остаются силы на творчество? Каким образом этот самый творческий потенциал раскрывается? Ладно бы костюм заставлял заниматься именно творческой работой. Мол, сиди и вырезай фигурки - до обморока, до реализации потенциала. Но рутинная работа и вдруг - творчество? Возможно, человеку, который не работал 'винтиком в системе' и легче будет поверить в реальность финала. Но кто работал, тот знает, что и на выходных не всегда получается 'вернуть себя себе' и перестроиться на творческий процесс... даже при условии наличия потенциала. В общем, не верю я финалу. Не верю вот в такой 'выхлоп' из заложенной в тексте конфликтной ситуации.
Стиль: с элементами канцелярита. Опять-таки, понятно, что сложно говорить о жизни 'планктона' без канцелярита. Опять-таки, а кому легко? И некоторые диалоги воспринимаются весьма... искусственными.
Общее впечатление: среднее. То есть сама задумка, которая костюм, вполне интересна. Но финал рассказа и его техническая реализация как таковая в моей системе координат плюсов не добавляют.

8. ДУРОВ А.А. 'БЫТЬ НЕ ЧЕЛОВЕКОМ'

Фант.элемент, новизна: и снова и снова героически бросают авторы свои рассказы на амбразуры роботов, пришельцев и клонов. В данном случае - роботы. И немножко 'попаданства'. То есть герой, попадающий в робота. Можно ли сделать действительно классный рассказ в таких тематических условиях? Лично я бы не рискнула проверять это предположение на практике. Автор рискнул. И (как на мой взгляд) не сказал в данной теме ничего нового. То есть один минус имеется... а дальше - дело техники.
Образы: увы, здесь тоже минус. Некий абстрактный герой попадает в некоего абстрактного робота. Образность тоже не впечатляет.
Конфликты: в данном конкретном случае и конфликт можно найти при желании (как противостояние человека-робота угрозам внешнего мира и даже самому себе), и некая остросюжетность автором в текст заложена. Но что касается реализации... все как-то конспективно, сплошным монологом. Поскольку герой формальный, то сопереживание к нему не возникает. Финал вообще вызывает недоумение. Герой (в бытность роботом) вдруг проникается эмоциональной проблемой судьбы всего человечества и пытается совершить самоубийство. Затем, уже в своем родном теле, напрочь забывает свое похвальное желание и 'захватывается духом' от перспектив. Наверное, этими 'непонятками' автор хотел сообщить, что роботы более склонны переживать за человечество? Но в целом не совсем понятно, что именно, какая оригинальная мысль побудила автора взяться за столь не первой свежести тему.
Стиль: совершенно без особенностей... я бы даже сказала, без особой литературности. Вполне себе 'остросюжетный' стиль: много глаголов, мало авторских находок.
Общее впечатление: весьма среднее.

9. БЕРЕСТНЕВ С.П. 'ПОРОШОК'

Фант.элемент, новизна: пришельцы и некий психоделический порошок. Порошок и пришельцы. Нет, пожалуй, в оригинальности и новизне фант.элемента придется отказать. Увы.
Образы: Коля, Сергей, Петров, Василий... к сожалению, за этими именами ничего не стоит. Имена героев можно собрать, размешать и раздать обратно случайным образом - ничего не изменится. Формальные герои, призванные из рядов статистов на службу реализации авторского замысла.
Конфликты: скорее нет. Погоня за сбежавшим арестантом? Даже остросюжетности особой тексту не прибавляет. Вяло как-то погоня проходит. Без интереса. Размышления на тему 'пить или не пить' (в смысле, не то, что вы сейчас подумали, а порошок)... тоже не сказать, чтобы до уровня конфликта дотягивались. А текст, построенный без конфликтов, без особой интриги и на весьма условной остросюжетности, да еще и на 28к вряд ли можно считать успешным кандидатом на завоевание читательских симпатий.
Стиль: простой разговорный стиль. Текст и портить не портит, и украшать не украшает.
Общее впечатление: весьма среднее.

10. ЛОБОДА А. 'ЧЕСТЬ ОФИЦЕРА'

Фант.элемент, новизна: сложно говорить о новизне в том случае, когда автор прямо-таки 'выпячивает' следование канонам 'героической эпохи освоения космоса'. Что касается фант.допущения, то оно вполне себе имеется - ситуация рождения ребенка в космосе - пусть и не сказать, чтобы слишком фантастическое, но без него рассказа не будет.
Образы: здесь проблем нет. И морковный сок, и ребята с их 'искусственной коровой'... автор умело выстраивает и образы, и образность.
Конфликты: в общем и целом конфликт имеется - как раз в духе 'старой доброй фантастики', между 'общественным' и 'человеческим'. И конфликт этот разрешается вполне себе по законам выбранного автором жанра. В итоге получилась этакая 'героико-фантастическая космически-звездолетная сказка'.
Стиль: вполне соответствует избранной автором 'генеральной линии текста'.
Общее впечатление: в целом положительное. Да, рассказ без особых претензий. Да, вряд ли я бы предложила его в качестве примера для подражания. Возможно, текст удачно затронул какие-то ностальгические нотки... но лично я готова оценить рассказ сравнительно высоко.

11. ЛОГОС ГЕНРИ 'МАРСИАНЕ'

Фант.элемент, новизна: по закону парных случаев, второй подряд текст, стилизованный 'под старину'. Т.е. под классику советской фантастики... и под бессмертную крылатую фразу о Марсе и яблонях.Фант.элемент - колонизация Марса, сами 'марсиане' - имеет место быть, не антураж.
Образы: очень тщательные. Я бы даже сказала - с избытком. И даже... (нет, все же скажу) с каким-то не очень явным, но заметным давлением на слезную железу читателя. Или это рассказ для детей (но вряд ли современным детям будут понятны щедро рассыпанные по тексту аллюзии), или... вот с избытком, и все тут. С перебором в какой-то трагически-слезливый пафос. А с этим делом нужно осторожно. Это как соль - в умеренных количествах идет весьма на пользу и вкусу и аппетиту, а в чрезмерных... понятно, что получается. Или (что скорее подходит к данному случаю) - как сахар.
Конфликты: опять-таки, по закону парных случаев, конфликт личного и общественного. О пафосе и переборе уже говорила выше.
Стиль: без вопросов.
Общее впечатление: технически - твердое 'хорошо', и даже с плюсом. Все детали-фрагменты на месте - и огрызок тебе тут яблочный засохший, и слова все правильные герои говорят... Но если говорить о субъективном восприятии - не воспринимается. Точнее, воспринимается именно как давление автора на читателя.

12. JACQUELINE DE GUEUX 'ВОЗМОЖНО, ЭТО БЫЛО ТАК'

Фант.элемент, новизна: мда. Здесь тебе и пришельцы, и сказочный 'аленький цветочек'. Определенная новизна прослеживается разве что в неожиданной комбинации. Но вот если честно... есть у меня странное впечатление, что автор творил-творил, потом оглянулся на свою работу, увидел определенную вторичность и решил 'украсить' финал этим самым аленьким цветочком. Во всяком случае, финал как-то не очень вяжется с остальным текстом... по крайней мере, в моих глазах.
Образы: весьма формальные. Я понимаю, что сложно сделать живым образ 'неведомой зверушки' в роли пришельца и искина (пусть даже когда-то живого). Но ведь это был сознательный выбор автора... Разбивка текста на фрагменты, в которых идет подача то от лица одного героя то от другого, тоже не способствует оживлению образов.
Конфликты: тоже формальные. И между героями формальный, без остроты, и между пришельцами и землянами тоже какой-то весьма условный. В итоге - пресный привкус у текста в целом. На 30к конфликтов и степени их выраженности явно недостаточно. Где-то на второй половине текста уже все было более-менее понятно (за исключением, разве что, аленького цветочка), и я постоянно ловила себя на мысли в стиле 'да преобразовывайте уже быстрее, раз собрались'.
Стиль: повествовательный, без блеска.
Общее впечатление: весьма среднее.

13. VIR S 'ПОБЕДИТЕЛЬ'

Фант.элемент, новизна: я бы сказала, что фант.элемент в данном случае представляет собой скорее фант.антураж чем неотъемлемый элемент рассказа. Очень похожую историю можно рассказать про отставника, который только что и умеет что метко стрелять... по каким-нибудь мишеням. И вот он вернулся домой и нашел свое призвание в каком-то хитром аттракционе.
Образы: слабо. Главный герой получился весьма безликим, не говоря уже об остальных персонажах. Соответственно, особого интереса и сопереживания к его безработным метаниям не возникает.
Конфликты: конфликт формальный и скорее внутренний, на уровне героя. Не в том вопрос, что он не может найти работу и ему грозит голодная и холодная смерть. Ему просто хочется чего-то такого... чтобы по душе. Так это всем... хочется.
Стиль: очень много необязательных диалогов (т.е. диалогов, которые можно вычеркнуть полностью или заменить одной фразой). В целом стиль упрощенно-разговорный... что вполне соответствует рассказу как таковому, но в плане 'литературности' не сказать, что представляет особую ценность или интерес.
Общее впечатление: ниже среднего. Растянуть такую, в общем-то вполне незамысловатую историю на 29к... это нужен отдельный талант. В итоге текст получился излишне детализированный, перегруженный 'пустыми' диалогами и вязкий.

14. ЧЕРНЫШЕВА Н. 'ТАНЕЙКИНА ЗАВОДЬ'

Фант.элемент, новизна: антураж весьма сказочный. Нет, я не говорю, что это плохо... или хорошо. Просто констатирую факт. Новизна определенная прослеживается. Во всяком случае, вопрос 'сколько можно?' во время чтения не возникает.
Образы: и образы, и образность весьма на уровне. Вопросов нет.
Конфликты: текст в стиле 'перевертыш'. Милая девочка Танейка в финале... в общем, не буду раскрывать суть 'перевертыша'. Может, кто-то еще сам текст не читал. В общем-то, при условии приличной образности и техники (в данном случае - вполне) таким 'перевертышем' текст можно вытянуть. К тому же автор весьма рассудительно не стала растягивать его на максимально дозволенный конкурсный объем. Конечно, я бы предпочла какой-то более острый конфликт... и в принципе, на данном материале его вполне можно было изобразить... но, с другой стороны, именно в этом случае можно считать, что конфликт замещают нотки безысходности и неотвратимости происходящего, вложенные в текст автором.
Стиль: вполне на уровне.
Общее впечатление: скорее выше среднего. И не потому что сказка. Есть на конкурсе сказки, по поводу которых мое личное впечатление гораздо менее положительное. Текст хорошо сбалансирован в плане интриги, героев, стиля и объема. А если хорошо - то хорошо. Вне зависимости от того, сказка это или нет.

15. ЯЦЕНКО В. 'ГЛАВНАЯ ОСЬ'

Фант.элемент, новизна: вот они проснулись в своих капсулах, а что с кораблем - непонятно. Не клоны и не пришельцы, но определенная вторичность в любом случае имеется.
Образы: бывает хуже. В том плане, что автор постарался придать героям индивидуальные черты. В общем-то, результат скорее положительный чем отрицательный.
Конфликты: текст строится скорее на 'квестовой остросюжетности' чем на конфликте. Это не есть плохо... особенно если удается создать интригу и заинтересовать читателя. В данном конкретном случае - удалось. Не совсем, правда, понятно, почему один капитан получился такой умный, а все остальные - бестолковыми 'забывашками'... но этот факт можно объяснить в стиле 'на то он и капитан'. Финал не воспринимается предсказуемым... но в некоторой степени излишне пафосным - воспринимается. И не очень логичным (если рассматривать именно с позиции соционического понятия 'логики' а не 'этики'). Своим торжественным самоубийством капитан, по сути, поставил под угрозу дальнейшую судьбу корабря и 'хорошей' части своей команды. Особенно с учетом того, что в начале текста он один был показан таким всем из себя умным.
Стиль: без вопросов.
Общее впечатление: чуть выше среднего. Есть ощущение некоторой несбалансированности текста. Сначала шли туда, потом долго беседовали возле решетки, потом шли обратно... а потом раз-два - и торжественное самоубийство посредством коллективного убийства. Такое впечатление, что изначально автор разогнался как минимум на роман... а потом вспомнил про верхний конкурсный лимит объема.

16. КОСТЕНКО О.П. 'ВСЕЛЕННАЯ В КАРМАНЕ'

Фант.элемент, новизна: именно фант.элемент, не антураж. Ощущения явной вторичности не вызывает.
Образы: весьма формальные. Герои не более чем 'носители сюжета'.
Конфликты: формально имеется конфликт - как минимум между обитателями 'экспериментальной' вселенной и самим экспериментатором. Можно было бы реализовать и еще какой-нибудь конфликт... но у автора все получилось очень прямолинейно. Есть плохой ученый, который ставит эксперименты над целой вселенной, и есть хороший, который совершенно уверен, что так поступать нельзя. Черное и белое. Причем 'белое' как-то (на мой взгляд) слишком долго бездействует и позволяет 'черному' творить свое злое дело.
Стиль: канцеляриты, вязкость.
Общее впечатление: весьма среднее. Не могу с полной ответственностью оценить научную часть, но литературная воспринимается без особого энтузиазма... особенно затянутая и стилистически вязкая первая треть текста.

17. ВЕНГЛОВСКИЙ В.К. 'ГЕНОМОРФ'

Фант.элемент, новизна: фант-философский рассказ в почти-сказочном антураже? Как-то так. Идея изменения 'образа и подобия человеческого', естественно, не нова, но авторская подача вполне успешно нивелирует некоторую вторичность.
Образы: еще чуть-чуть - и автор бы 'скатился за грань' в плане воздействия на слезные железы читателей (в случае героев-детей это очень тонкая грань)... но - не скатился. Образы вполне живые, но не сказать чтобы навязчивые.
Конфликты: имеются. И в первую очередь - между тем, чтобы быть человеком... и чтобы не быть им. Потому что человеком - сложнее. Конфликт в данном случае достаточно острый и в тексте реализован на уровне.
Стиль: без вопросов.
Общее впечатление: выше среднего. С литературной точки зрения - действительно рассказ, технически довольно правильно составленный. 'Идейно' тоже вполне на уровне, во всяком случае, лично мне заданные автором вопросы не кажутся банальными. Вопроса 'и зачем было это сочинять' не возникает.

18. ЯСИНСКАЯ М. 'ГХМУК!'

Фант.элемент, новизна: сказочный антураж... приложенный автором к проблематике роботизирования и всяких других искусственных интеллектов. Причем (на мой вкус) приложенный каким-то не очень естественным образом. Т.е. текст не воспринимается как 'сказка с моралью на тему искусственных людей', а как 'мораль на тему искусственных людей, оформленная в виде сказки'.
Образы: формально вполне имеются. Автор весьма техничен, то есть образы наделены всеми необходимыми деталями для оживления, но избыток 'морали' в тексте мешает воспринимать их как живых. В общем, 'руки кукловода' видны в большей мере, чем следовало бы. И еще один момент - проблема 'черного и белого'. Слишком полярными получились герои. Слишком хорошо понятно, что вот этот - хороший. А вот этот - плохой. Слишком - даже в рамках сказочного антуража.
Конфликты: Формально конфликт имеется, но этот конфликт очень предсказуем и декларативен. Он не происходит. Это герои упорно и настойчиво его 'отыгрывают'. Например, вот этот момент 'Вот попомни моё слово, - продолжил Корней, - Сначала хозяева их плохому научат, потом гомункулусы натворят делов, а виноват в итоге окажешься ты' подан слишком рано и слишком 'в лоб', так что дальнейший ход текста оказывается намного более предсказуемым, чем хотелось бы. И потом дальше читаем 'То, что неизбежно должно было случиться, случилось - гомункулус убил человека'. И текст так и катится дальше, по совершенно предсказуемым рельсам, снова и снова декларируя идею о том, что это не големы плохие, это люди их учат плохому.
Стиль: на уровне.
Общее впечатление: среднее. Излишняя 'моральная' декларативность лично мне очень мешает воспринимать рассказ положительно. Я как читатель не люблю, когда автор настойчиво навязывает мне идею (тем более - идею вполне очевидную).

19. ХАЛЬ Е.Х. 'ВЛЮБЛЕННАЯ ПУЛЯ'

Фант.элемент, новизна: возможно, где-то у кого-то что-то подобное можно найти, но ощущение вторичности не возникает.
Образы: вполне живые.
Конфликты: конфликт имеется, но прорезывается ближе к финалу. И вообще, есть некоторые сложности с балансом. Первая половина (на мой взгляд) ощутимо затянута и пустила корни слишком глубоко в реализм. К тому моменту, как начинается 'фантастическая' часть, читатель может и заскучать - даже несмотря на вполне читабельный и не лишенный интересных находок стиль. Лирические аллюзии тоже весьма интересны.
Стиль: на уровне и даже чуть более того.
Общее впечатление: в целом положительное - особенно от второй части. Первая часть, как я уже говорила выше, воспринимается несколько затянутой.

20. ЛЭМБЕРТ Д. 'ОДНАЖДЫ В БОГЕМИИ'

Фант.элемент, новизна: финального 'киборга-попаданца' сложно назвать оригинальным сюжетным ходом. Но, с другой стороны, особенности авторской подачи не позволяют говорить о вторичности.
Образы: вполне на уровне.
Конфликты: хм... проблема, однако. Не в тексте - с текстом. Первая... даже не половина, и даже не две трети текста... в общем, практически весь текст - это такой себе 'общественно-литературный срез' из жизни отдельно взятого населенного пункта в, собственно, Богемии (весьма, нужно заметить, литературно качественный). И только в самом конце автор 'вспоминает', что задумка-то была написать что-нибудь фантастическое. И эти два последних абзаца, если честно, вообще воспринимаются 'дописанными другой рукой' - с точки зрения стилистики и восприятия. В общем, явная разбалансировка налицо. Да, по ходу текста читатель может задаваться вопросом, что же это за пришелец такой таинственный... но этот вопрос звучит как-то вяло и не слишком удивительно. Ну, пришел и пришел. Мало ли в литературе всяких 'попаданцев' и 'приходильцев'...
Стиль: весьма на уровне.
Общее впечатление: чуть выше среднего - и в первую очередь из-за того, что конкурс-то фантастический. А если рассматривать текст в рамках 'литературы реализма' - то вполне и весьма. В общем, если применить терминологию моих предыдущих обзоров, 'автор ошибся школой'.

21. ТАЙЦ А., КАРТАШОВ А. 'СМЕНА МАРШРУТА'

Фант.элемент, новизна: с одной стороны, помещение личности человека в некий 'технический' носитель сложно считать оригинальной авторской задумкой. С другой - вполне авторские особенности реализации, благодаря которым ощущение 'что, опять?' не возникает.
Образы: формальные. То есть в рассказе есть какие-то люди... но этих людей вполне можно заменить какими-нибудь другими. Придать индивидуальные черты и вполне 'оживить' не удалось.
Конфликты: текст строится скорее на подобии интриги чем на конфликте. Мол, что же это за прибор нашел герой, получится или нет 'восстановить' пострадавшую женщину... но в полноценную интригу данные моменты не очень складываются.
Стиль: без особенностей.
Общее впечатление: весьма среднее. Есть интересные моменты, но на общем фоне текст не выделяется и не запоминается.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"