|
Отголоски ментального следа картинок и отдельные попытки создать ужас присутствуют во всех представленных на конкурс рассказах, а "общий художественный уровень" вполне позволяет их читать, не слишком сильно ломая глаза. Проще говоря, малограмотных любовных романов по мотивам "Джоконды" среди них нет, а потому все формальные условия участия произведений в конкурсе соблюдены. Значит, теперь дело за "читательскими предпочтениями и стандартами".
Оглавление
Введение
Критерии оценки
Шаблон отзыва
Warning!
1.Tragedy A. "Контроль"
2.Алгот А. "И перевернулся
мир"
3.Аноним "Пункт
назначения"
4.Вербовая О.Л. "Гость"
5.Аникеева А. "Бесценная "
6.Viktoriya "Имя твое"
7.Терехов А.С. "Седина"
8.Железко Р. "Смутный призрак
валькирии"
9.Вавикин В. "Дагерротип
безумия и боли"
10.Лобода А. "Стрелок,
созерцающий бабочку"
11.Алмар П. "Судью на мыло"
12.Семеусов М.С. "Чёрный дух"
13.Джиллиан "Искупление"
14.Чилима А. "Капля крови"
15.Алексеева-Минасян Т.С.
"На полной скорости"
16.Аликин Е.П. "Трасса
смерти"
17.Белова А.А. "Цвет бирюзы"
Дополнение: обзор по заявкам
18.Львова Л.А."В самую жару"
19.Бондарева О.И. "Прекрасная дама"
Заключение
Общие впечатления
Интересные "соседи"
F.A.Q. для комментаторов
Введение.
Итак, я - Ваш читатель, который волею судеб должен оценить результаты Вашего творчества и сопоставить их друг с другом. Тот факт, что по совместительству я критически настроенный автор, безусловно, имеет немалое значение. Но, тем не менее, открывая вкладку с рассказом, я, как и большинство обычных читателей, в первую очередь надеюсь увидеть замечательное во всех отношениях произведение.
Каковы же в моем случае критерии "хорошего", или, возвращаясь к конкурсным реалиям, критерии оценки? Ниже я постараюсь формализовать и ранжировать основные из них, для того, чтобы Вы имели представление - тот ли я читатель, на которого ориентирован Ваш рассказ, или нет. Вполне может статься, что я - настолько чуждый Вам по взглядам и духу человек, что вовсе не вхожу в "целевую аудиторию".
Мои критерии оценки:
1. Произведение должно быть интересно читать.
Как сказал один хороший автор, "Манга должна быть интересной, и тогда ее обязательно напечатают" (с).
Если мне предложат на выбор две книги: скучную любимого жанра, или интересную, но жанра не любимого - я либо вовсе откажусь от чтения, либо все же возьму интересную. Таким образом, увлекательное произведение со слабой тенью хоррора выигрывает несколько очков у занудного ужастика.
По тому же принципу, слабо написанная интересная история выигрывает у стилистически выверенного "переливания из пустого в порожнее". Интересное произведение хотя бы вечером на кухне обсудить можно, обдумать, а что потом делать с прекрасной словесной мешаниной? Есть люди, которым для удовлетворения читательских амбиций достаточно хорошо переплетенных слов, но я к ним не отношусь.
Сделать рассказ интересным для меня могут: плохо предсказуемый сюжет без явных глупостей с точки зрения здравого смысла, "живые" герои, красочные образы, способные надолго задержаться в голове, яркое эмоциональное "послевкусие". Сделать рассказ неинтересным: логические ошибки, штампованные маньяки и супермены в роли главных героев (далее ГГ), подробное прямое описание глубины охватившего их ужаса и другая развернутая на полпроизведения рефлексия подобного рода, невыразительные образы..
Отдельно скажу о своем отношении к часто мелькающей в обсуждениях теме "идеи рассказа". Хорошая, осмысленная идея - плюс в карму автора, но ее отсутствие само по себе произведение не портит. Чисто развлекательная литература вполне имеет право на существование. И не стоит забывать, что представления о развлечениях у всех разные: кому-то хочется посмеяться, кому-то помечтать, а кому-то - испугаться...
2. Произведение должно иметь как можно больше общего с заявленным жанром.
Опять же, выбирая из двух хороших книжек разных жанров, я выберу ту, жанр которой меня в данный момент привлекает больше. В силу того, что мы находимся на вполне конкретном конкурсе, сейчас меня интересует "хоррор".
Ужасы. Зачем их читают? Кто-то - только ради того, чтобы посмеяться над нелепостью авторских фантазий. И ведь почти всегда можно найти, над чем, не поспоришь особо. Но все же позволю себе предположить, что читательскую аудиторию в хорроре привлекает возможность пережить некоторый эмоциональный коллапс. В идеале, рассказ жанра "хоррор" должен пугать. Его типичные элементы - непредсказуемость, предчувствие близкой беды ("саспенс"), неприятие используемых автором образов. "Занудный ужастик", упомянутый мной в предыдущем пункте, хоррором не является: испугаться при его прочтении можно только от перспективы уснуть носом в клавиатуру. Но, увы и ах: если бы читатели-оценщики и жюри ориентировались на фактически пережитый ужас, конкурс потерял бы подавляющее большинство участников. Если бы на это ориентировались издатели, опустели бы и соответствующие разделы в каталогах магазинов. В мире достаточно литературы с хорошим "саспенсом", однако действительно передергивает среднестатистического читателя от очень немногих ее представителей. Таким образом, на отнесение произведения к жанру "хоррор" влияет в основном качество и количество авторских попыток напугать читателя. Чтобы тот, кто очень захочет, испугаться-таки смог. Эти попытки и выражаются в умело созданном нагнетании атмосферы, в непредсказуемости сюжета, в красочно-отвратительных образах.
Последний прием заслуживает дополнительного рассмотрения. Принцип "не можешь напугать читателя - заставь его стошнить" (с) вполне уместен в рамках жанра, так как работает на все тот же целевой эмоциональный коллапс. Но тошнить должно читателя, а не героев! В каждом втором хоррор-рассказе ГГ натужно прощается с содержимым своего желудка на фоне чужих внутренностей или с трудом преодолевает желание это сделать. Герою можно посочувствовать, но нельзя не отметить, что ТВ-ролик с рекламой очередного лекарства от проблем с пищеварением - и то имеет куда больше шансов вызвать неприятные ощущения. Развешанные по стенам кишки нужно уметь соответствующим образом описывать, иначе единственным чувством по их поводу будет недоумение: зачем автор вставил это в рассказ? Шутки - шутками, но я не могу вспомнить ни одного произведения на конкурсе, которому развернутый "кровавик" пошел на пользу.
3. В произведении должна быть отчетливо и естественно представлена тема - картинки.
Выбирая из двух интересных книг в одном жанре, я буду ориентироваться в первую очередь на аннотацию. И не слишком приятно будет, когда выяснится, что она не соответствует действительности.
Ментальный след - понятие чуть более чем расплывчатое и довольно-таки субъективное. Должно быть, ради более точного "попадания" многие сделали упор на подробное словесное описание элементов изображения. Беда подобных описаний в том, что они в большинстве своем заметно выпадают из повествования. Если не знать о картинках, возникает все тот же вопрос: "зачем автор вставил это в рассказ?" Особенно сильно от таких действий пострадали произведения по "сложной" теме: органично вписать японский (корейский, китайский - ГГ не в курсе) колорит в русский ужастик сложно, и эту задачу мало кто смог успешно решить. Восток - дело тонкое, но есть еще личинки, лица, стрелы, здание... Может быть, лучше обойтись без стрел, чем заставлять их без смысла и повода неизвестным образом сыпаться с неба? Хотя авторы, даже иносказательно почти проигнорировавшие картинки, тоже не правы: нехорошо "обманывать" читателя.
4.Произведение должно быть стилистически грамотным.
После прочтения схожих аннотаций я открою первую книжку и посмотрю - каким языком она написана? Если авторский стиль мне не нравится, а текст изобилует повторами, опечатками и грамматическими ошибками, я с большой вероятностью поставлю ее обратно на полку.
Симпатия к тому или иному стилю - вопрос почти столь же субъективный, как "ментальный след картинок". Я со своей стороны не люблю ни перегруженный образами, ни выражено отрывистый язык действия. Всего должно быть в меру.
Особый предмет многочисленных дискуссий составляет воистину страшное слово "штампы". Которых в хорошем произведении должен быть минимум. Некоторые возражают: не штампы, а "литературные архетипы". И так далее. Разговор этот бесконечен, в качестве своей реплики в нем могу по второму разу поставить штамп "всего должно быть в меру". Когда герой то и дело отпрыгивает назад, это скучно. Когда же он то "рвется обратно испуганной птицей", то "отступает, будто проваливаясь в темноту за своей спиной", то "шарахается, как дикий зверь, почуявший запах человека" - возникают подозрения, что у героя богатая неврологическая симптоматика. Простите, профессиональное :-).
По небольшому секрету могу сознаться, что, на самом деле, опечатки и грамматические ошибки я замечаю крайне редко: граммар-наци во мне умер, не родившись. Одинаково плохо вылавливаю "ляпы" что у себя, что у других. Исключение составляют те случаи, когда оных ляпов по три штуки в каждом втором предложении, а пунктуацию автор расставлял левой пяткой.
Разумеется, "ранг критерия" - понятие относительное: увлекательный хоррор, но слабо связанный с картинками и отягощенный кучей стилистических ошибок, высокой "официальный" оценки все равно не получит. Мы все-таки на конкурсе, и забывать о требованиях организаторов я не могу.
Перед тем, как приступить непосредственно к делу, осталось ответить на последний вопрос: "зачем мне этот обзор?".
Вопрос не такой уж бессмысленный: в зависимости от целей критика может получиться очень разной. Гуру, собирающийся наставить автора на путь истинный. Обиженный коллега по перу, жаждущий праведной мести. Другой коллега, желающий завести знакомство и получить ответный комментарий по своему творчеству. Редактор, беспокоящийся о несоответствии рассказа формату журнала. Оффлайн - знакомый, которого Вы сами попросили написать отзыв. Случайный читатель, нашедший Вас через рейтинг. Исходя из разных целей, они делают упор на разные моменты и на выходе получаются совершенно разные рецензии. Не менее важно и то, что у них у всех разные литературные вкусы.
Моя цель как автора, подавшего рассказ на конкурс - собрать небольшую коллекцию читательских мнений, не сдобренных реверансами вежливости, и узнать, как мое "детище" выглядит в глазах посторонних людей. Нравится, не нравится, что, почему, как и что стоит исправить, удалось ли решить задачку и вписаться в жанр, в задание. Соответственно, моя первостепенная цель как читателя-критика - дать такую же "обратную связь" другим авторам. На мой взгляд, притом, что многие в обсуждениях обозначали главную задачу конкурсного рассказа как учебную, этой самой развернутой критики очень не хватает. "Ловля блох" - хорошо, но недостаточно; я со своей стороны постараюсь восполнить этот досадный пробел. Некоторые авторы сами оставляли заявки на отзывы в "Склепе", те же, кто не приемлет критику, имеют замечательную возможность просто ее не читать: я умышленно собрала все замечания в отдельную статью, ничего не отписывая в комментариях, где их хочешь - не хочешь, а увидишь. Кстати, если внимательно почитать те самые комментарии, нельзя не заметить, что многие отзывы противоречат друг другу: одним особенно нравятся моменты, которые другие ругают. Как сказал бы Капитан Очевидность, все люди разные. Именно поэтому отзывов должно быть много.
Цель второго порядка - попробовать себя в детальном анализе чужих текстов и дополнительно прояснить для себя же, что мне в прозе нравится, а что не очень. Есть небезосновательная гипотеза, что такие вещи помогают в повышении писательского "скилла". Про цели прочие - поучаствовать в конкурсе обзоров, привлечь внимание к собственному творчеству и.т.д. скромно умолч... Эх, не получилось. :-)
А вот цели хвалить Вас, уважаемые авторы, я перед собой не ставила: мотивирующих положительных отзывов под всеми рассказами хватает и без меня. Да и не особо умею я это делать. Хотя удачные моменты в произведениях все же постараюсь коротко отметить.
Шаблон отзыва на пузырек с неизвестным веществом. Предположительно, токсичным...
0. "Ценник".
Краткая серьезная аннотация: напомнить читателю обзора, о каком произведении речь.
В некоторых случаях использовались цитаты из рассказа.
0,1. "Ценник +"
Шуточная аннотация: для лучшей актуализации образа произведения в памяти.
1. "Эффект"
Впечатления от употребления: понравилось, не понравилось и пр.
2. "Состав"
Анализ причины подобного эффекта: подробный разбор текста.
3. "Лекарственные свойства".
Порой яд от лекарства отличает лишь концентрация: удачные моменты в произведении.
4. "Этикетка"
Взаимоотношения рассказа и конкурса.
5. "Противоядие".
Рекомендации по улучшению эффекта с примерами. Затрагивают как стилистику, так и сюжет. И идею в некоторых случаях.
Внимание! Не забывайте о возможной индивидуальной восприимчивости или невосприимчивости алхимика-экспериментатора к веществу!
Такое впечатление, что я объяснила уже все что нужно и все, что не нужно, потому совесть моя чиста. Но все же считаю необходимым еще раз предупредить: человек я привередливый и язык у меня злой. Не хотелось бы, чтобы Вы сбегали с конкурса и форматировали диски из-за моих разносов. Вроде очевидно, что на отдельном отзыве свет клином не сошелся, и люди все разумные, но... Если Вы не уверены в своей моральной стойкости - красный крестик в углу страницы, и никаких забот.
За сим, удаляюсь на короткий перекур перед тяжелой рабочей ночью.
______________________
Обзор.
И еще раз здравствуйте, истинные любители хоррора. Как-то Вас тут подозрительно много осталось ;-).Спешу сообщить, что однозначно мне понравился только один рассказ из семнадцати, со значительными оговорками еще четыре. А на пути неторопливо ползущего курсора больше тридцати страниц "вордовского" текста. Вот теперь - страшно? :-) Приступим!
Tragedy A. Контроль
http://samlib.ru/s/stark_a/fortress.shtml
0. "Ценник".
Что может быть страшнее реальности? Только ее изнанка. Медленно ползет по грязи каменный трон в окружении немыслимых тварей...
0,1. "Ценник +" - humor.
Кто скребется в наши двери обломками ребер? Приятно познакомиться, "немного лица, огрызок прически, ниточки сосудов и нервов"!
1. "Эффект"
Не понравилось.
2. "Состав"
Начало выбрано не слишком удачно. Раз, два, три, гипнотический транс - отсылка к тому, что дальнейшие события происходят не в реальности, а во сне. Может быть, задумка была иная, но впечатление однозначное. Сон же по определению не слишком страшен и не слишком интересен, если это не твой собственный сон. Читатель в моем лице ждет, когда действие перенесется в реальность, но этого так и не происходит. Это пустое ожидание сбивает с толку.
Сюрреализм по мере продвижения повествования набирает обороты. В какой-то момент образ происходящего разваливается и начинается путаница.
Не понятна реакция на обращение в "чудовище". Так как это кошмар, пока ГГ захвачен одним образом, другой образ, "любимой" и "королевы", для него исчезает относительно логично, но для читателя из повествования таким образом временно пропадает второй герой и разваливается первоначальное впечатление об их отношениях.
Фраза "Я остался лежать на поле. Я вошел в дом." по всей видимости объясняет, как ГГ, от которого уцелело только "немного лица, огрызок прически, ниточки сосудов и нервов" смог "метаться" по дому с доброй сотней комнат, а прыжок в окно - обратное превращение в обрубок, но это еще надо заметить. Заметить удается только при повторном, очень внимательном чтении. Но даже так, картинки все равно нет.
В рамках сюра можно представить себе жизнь без сердца и большей части тела. А вот метание камней и цепей зубами представить все равно сложно. Когда читаешь "швырнул", представляешь вполне обычный жест. В результате у ГГ руки и прочие части тела то теряются, то отрастают обратно, то опять пропадают.
Вот возникает визуальный образ: "королева" висит на цепи, ошметки ГГ под ее ногами... Хрясь! Кинжал в сердце и чашка под бок. Как? Щупальца отросли, или все же телепортация? Без этого Нюше, висящей над ГГ, никак до его тела не дотянуться. Никакого указания на временную паузу нет, поэтому визуального образа тоже больше нет. Лучше уж щупальца.
Обстановочные описания на визуальную картинку влияют ничуть не лучше. Предложения перегружены прилагательными, среди которых много штампов: если жижа, то зловонная, если кровь, то тонкой струйкой, если копошится, то мелко и так далее. Метафору "разбить зашкалившую схему", явно выбивающуюся из повествования, я так и не поняла.
Эмоциональный ответ на сюрреалестический кошмар без опорных визуальных образов вызвать сложно. Тема человека, порабощенного собственной "любовью", для этого в принципе неплохо подходит, но неясное впечатление об отношениях героях, о котором говорилось выше, идее сильно навредило.
В итоге, от прочитанного остается сплошное недоумение: кто сделал, что сделал, как, зачем? Не понятно.
3. "Лекарственные свойства".
Отдельные удачные словесные находки тоже есть, например "то, что казалось армией, вновь стало грязью". Сам образ ГГ не нов, но и не плох. Да, и Ваш другой рассказ существенно лучше, хотя и он не лишен некоторых недостатков.
4. "Этикетка"
Концовка, да и развитие сюжета во многом предсказуемые, так что от хоррора тут только "отвратительность" образов, но живописать их не получилось. Картинки представлены органично и достаточно полно. Художественный уровень средний.
5. "Противоядие".
а) Стиль. Объявите войну прилагательным! (Ими грешит и "Авария Мёбиуса"). Пусть останутся только "черви", и читатель сам будет представлять себе жирных, белесых, склизких тварей. Это пойдет на пользу и образности, и "художественному уровню".
б) По возможности избегайте такого начала, или давайте в аннотации/в названии понять, что возвращения в реальность можно не ждать.
в) Отслеживайте переходы сюжета, чтобы не "отрастали" руки и не телепортировались герои. У Вас, как у автора, в голове полная картина событий, но у читателя - только отрывочная. Скачки туда-сюда и кажущиеся алогизмы портят впечатление от сюра не многим меньше, чем от реалистичного рассказа.
Вернуться к оглавлению
Алгот А. И перевернулся мир
http://samlib.ru/h/hmelew_a_w/pustota_uu.shtml
0. "Ценник"
Беззвучный Промежуточный мир, где рыщут демоны. Пустой Город, где царит вечный штиль. Все повторяется раз за разом... Или нет?
0,1. "Ценник +" - humor.
Когда из всей реальной жизни достоин неоднократного упоминания только процесс потребления пищи - торопитесь полюбить свои кошмары, а то, не ровен час, и их лишитесь... Вечность, заполненная питанием - оно вам надо?
1. "Эффект"
Впечатление очень противоречивое.
2. "Состав"
Начало вызывает смешанные чувства. Я не сторонник ярой борьбы со штампами, но во второй строчке рассказа он таки портит впечатление ("толпы людей, спешащих по своим делам" - самый что ни на есть штамп). Сама идея Промежуточного мира кажется любопытной.
Дальше - хуже. Что Мир, что Пустой город воспринимается безликим перечислением элементов: безликие здания, безликие твари, безликий герой, застрявший в пустоте. Элементы постепенно начинают меняться, однако это не задевает и не трогает. Вы пытались создать ощущение безнадежности - но получилась не "проникающая внутрь, разлагающая" пустота, а пустота пыльных банок на чердаке. Она не отталкивает и не затягивает. Взгляд перескакивает через целые абзацы, в надежде быстрее добраться хоть до какого-то действия.
Концовка - замечательная. Элемент неожиданности сохранился, хотя я и обратила внимание на жанр киберпанка. Только последняя фраза подобрана не очень удачно, лучше бы что-нибудь другое.
3. "Лекарственные свойства".
Ваш рассказ единственный(!) из всех представленных на конкурс заставил меня вздрогнуть. В обсуждениях много говорилось про то, что "хоррор" может напугать, только когда бьет в фобию читателя. Здесь это предположение сработало: в мой страх "остаться овощем, не способным даже лишить себя жизни", Вы попали очень точно.
4. "Этикетка"
Хоррор для меня получился в итоге, но по ходу рассказа с нагнетанием обстановки не вышло. Картинок в тексте почти нет: только вторая, и то больше на уровне ощущений. Художественный уровень средний.
5. "Противоядие".
а) Стиль. Там, где Вы начинаете писать короткими предложениями, читать становится легче. Делайте это чаще, особенно в сценах, когда события развиваются быстро. И в некоторых местах хорошо бы убрать из текста несущественные описательные подробности. Попробую показать на примере:
У Вас:
"Начинаю рыть землю, вой всё громче, и я копаю всё быстрее. Когда натыкаюсь на крышку гроба, бью по ней кулаком раз за разом, пока не пробиваю дыру размером с шар для боулинга. Мне повезло, гроб очень старый, дерево из которого он был сделан, превратилось в трухлявое ничто. Просовываю руку внутрь, и та вязнет в склизких внутренностях мертвеца".
Я бы сделала так:
"Начинаю рыть землю, вой все громче. Копаю быстрее. Когда натыкаюсь на крышку гроба, бью по ней кулаком раз за разом. Мне повезло: старое дерево обратилось в труху. Пробиваю дыру размером с шар для боулинга и просовываю руку внутрь. Ладонь вязнет в склизких внутренностях мертвеца".
Впрочем, дело вкуса. Моя бета-ридер, посмотрев оба варианта, назвала Ваш более удачным.
Еще в рассмотренной сцене логическая ошибка есть небольшая - если дерево сгнило, то внутри должны остаться одни кости. Однако это не бросается в глаза (только сейчас обратила на нее внимание), да и дело все-таки в мире кошмаров происходит.
б) В самом начале рассказа старайтесь не применять затертые образы.
в) Я не знаю, как "оживить" пустоту, заставить ее потянуться из монитора. Можно попробовать ввести в описания какие-то диалоги, четче и конкретней прописать действия.
Не уверена, сохранится ли после такой правки атмосфера. Но если оставить все как есть - велик риск, что читатель просто не доберется до конца произведения, несмотря на его малый размер.
Вернуться к оглавлению
Аноним. Пункт назначения
http://samlib.ru/a/anonimus_i_i/punkt_naznacheniya.shtml
0. "Ценник"
Парадоксы окружающего пространства порой способны обернуться настоящим кошмаром. Но им не сравнится с той тьмой, что исходит из раненного человеческого сердца...
0,1. "Ценник +" - humor.
Очутившись на станции Китай-город, первым делом вспомните старый анекдот: "пессимист видит туннель, оптимист - свет в конце туннеля, реалист - поезд, и только машинист видит трех идиотов, стоящих на рельсах".
1. "Эффект"
Сначала ощущения были очень невнятные, но по второму прочтению почти понравилось. Вернее будет сказать, что рассказ хороший, и впечатление слегка портят не какие-то конкретные минусы, а чуждый мне тип повествования: не люблю монологи-размышления от первого лица.
2. "Состав"
Такое начало - палка о двух концах. Первый конец интригует, второй же эту интригу убивает. Обрывок фразы привлекает, запоминается, и потому концовка проступает довольно быстро. Читать становится скучновато, мало ли что человеку может мерещиться... К тому же, метро оно на то и метро, чтобы в нем ходили поезда. Ожидание и "невыносимая неопределенность" остаются только в голове ГГ. Или нет? Посмотрев отзывы у Вас в комментариях, с удивлением заметила, что на вероятную "закольцовку" никто не обращает внимания. Китай-город же на рыжей ветке, а не на Кольцевой...
В тексте два смысловых момента царапнули глаз.
Первый: "Не очень-то ты любил меня, если умудрился умереть от обыкновенного гриппа".
При внимательном повторном чтении ощущение неправильности потерялось, а сначала эта фраза меня изрядно покоробила. От такой формы слишком сильно веет Нюшей из "Контроля" Tragedy, притом, что общий фон рассуждений совсем другой. Помню, как в первый момент растерялась: разве ГГ "сволочьистерва", чтобы в таком ключе думать о человеке? Я что-то пропустила? Продолжила читать, вернулась обратно, и только тогда разобралась, что это ирония такая. Образ сильный, но впечатление от него изначально оказалось так себе.
Второй: "белая с рыжим ухом собачка, которая во время похорон выла так, что ее пришлось пристрелить".
Героиня живет в Москве и кладбище обозначено как "городское". Не исключено, что в семье покойного молодого человека были очень странные традиции, однако, чтобы ухватиться за эту мысль, нужно заниматься поисками специально. Для Москвы же описанная ситуация в корне нереалистична. Собаку могли привести на похороны, в качестве жеста доброй воли - дать попрощаться с хозяином, но в этом случае стрелять по ней никто бы не дал. Заряженное огнестрельное оружие могло попасть на кладбище, если кто-то из присутствующих служит в силовых структурах, но этот человек не стал бы открывать пальбу. "Пришлось пристрелить" было бы естественно в сельской местности, где у каждого второго ружье, а собаки, которых никто не считает, свободно бегают вокруг. В мегаполисе же оно бросается в глаза своей абсурдностью.
В некоторых местах сложноподчиненные предложения с пятью и более частями кажутся перебором, но тут уж Вам виднее: может, они и уместны при таком характере повествования. Повторов я сходу не заметила, значит, органично вышло.
3. "Лекарственные свойства".
В целом написано хорошо, и сам рассказ хороший. Героиня с ее "непростыми отношениями с окружающим пространством" и горькой самоиронией получилась живой, даже вызывающей симпатию.
4. "Этикетка"
Художественный уровень высокий. Хоррора мало, по "послевкусию" это скорее лирическая драма, но создать его автор честно пытался. За неудачу во многом ответственна та самая "палка о двух концах" в начале рассказа.
С картинками дело обстоит хуже: я бы сказала, что относительно близки 2-я из 1-го комплекта для места действия, и 1-я из 2го для ГГ, но так вроде "не можно"?
5. "Противоядие".
Запускать пальцы в чужой высокоуровневый текст - занятие неблагодарное, но раз уж сложилась такая форма отзыва, то ловите:
По первой царапине, можно попробовать сделать иронию более прозрачной:
"Не знаю, любил ли ты меня, если умудрился умереть от обыкновенного гриппа".
"Не очень-то ты любил меня; как иначе можно умудриться умереть от обыкновенного гриппа?"
Эх... Сложный кусок. Пока писала, тоже разонравилось.
По второй царапине:
"белая с рыжим ухом собачка, которая после похорон выла так, что ее в итоге пришлось усыпить". Так куда как реалистичней, а смысл почти не пострадал.
Странная у Вас вышла история. Что-то в этом всем определенно есть. Второе впечатление оказалось значительно лучше первого.
Вернуться к оглавлению
Вербовая О.Л. Гость
http://samlib.ru/w/werbowaja_o_l/gostx.shtml
0. "Ценник"
Ни один звук не тревожит тишину уснувшего поселка. И лишь в заброшенном доме, что притаился на окраине леса, продолжается застолье...
0,1. "Ценник +" - humor.
1.Избегайте федеральных трасс, особенно, если плохо ориентируетесь на местности.
2.Когда Вам, наконец, удастся заблудиться и сломать машину, ни в коем случае не пытайтесь ее починить.
3. Посмотрите по сторонам - нет ли тут поблизости заброшенного дома? Если такого дома не видно, то непременно отправьтесь на поиски
4. Когда найдете - устройтесь в нем на ночлег.
5. Поздравляем! Если инструкция выполнена в точности, у Вас появился отличный шанс стать героем фильма ужасов!
1. "Эффект"
Не понравилось.
2. "Состав"
Начало огорчает неестественностью действий ГГ. Человек, отправившийся один в дальнюю поездку за рулем, должен уметь хоть как-то обращаться с машиной и попытаться первым делом выяснить, от чего же она намертво заглохла. Но героиню поломка и перспектива ремонта не беспокоит, ее беспокоит только поиск ночлега, что вдвойне странно с учетом того, что едет она не развлекаться, а в командировку. Родная машина менее привлекательна для ночевки по сравнению с заброшенным домом. Интересно, почему: в доме-то опаснее - крыша может рухнуть или пол обвалиться, машина, опять же, остается без присмотра. Разве что диван удобнее заднего сиденья, но и тут сомнительно: пружины лезут из-под обивки, кругом пыль... Одним словом, так себе комфорт. С коттеджем более-менее понятно, но чем ее "одноэтажные домики" не устроили, если изначально она таки рассчитывала договориться с людьми об "уютной постели и душе"? Тоже секрет. Сама по себе сюжетная завязка "одинокая девушка заехала в глушь и осталась ночевать в заброшенном доме" - жирный штамп.
Еще один момент: когда как-то раз "дорогой я набрела на редкие одноэтажные домики и даже нашла коттедж из красного кирпича", о моем появлении весь поселок оповестили надрывным лаем в полдюжины глоток. Дальше та же история с незавидной регулярностью повторялась в каждом сельском населенном пункте, через который мне доводилось проходить. Так что в обыденное отсутствие звуков не верится. В постоянно ухающих филинов тоже. ГГ - девушка городская, имеет право не знать про собак и не удивиться их отсутствию, а уж птиц перепутать и подавно, но все равно смутило.
Сцена в доме пробудила интерес, в ней выраженной неестественности нет, но дальше те же грабли. Героиня просит вызвать полицию, распаляет себя рассуждениями о возможной невиновности брошенного в погреб... После чего спокойно садится пить чай с хозяйкой. Про полицию, про погибающего человека больше ни слова. "Как будто бы таракана раздавили", ну и фиг бы с ним. Зачем ей продолжать дергаться, право слово, тем более что в глотке пересохло.
Каким образом "менты" исхитрились не найти скелет, хотя потом его таки обнаружили и даже смогли установить личность погибшего? И почему из них никто не пострадал, хотя по дому побродили прилично? За ними хоть какая-то вина в случившемся есть, в отличие от лезущих спьяну внутрь местных жителей: служители закона должны такие "ДТП" и рейдерство предотвращать.
Что ГГ, что Галина Викторовна подозрительно легковерны: столь легко принять мистическое объяснение увиденного (рассказанного), когда цена ошибки - минус одна человеческая жизнь сейчас и плюс безжалостная банда под боком? Нужно созвать мужиков и проверить дом, или, раз уж очень страшно лезть самим, сообщить таки в полицию. Но куда там, здесь же чай и мягкая постель. Что "гость" в заключительном сне делает за столом, когда должен наслаждаться плесенью в погребе, я не поняла.
Стиль несогласованный: то старомодные "скоротать", "восвояси", "тщетность", то уменьшительно-ласкательные "трупик", "покрывальце", "ножичком", то сленговые присказки вроде "белого человека". Люди с подобной манерой речи есть, но их днем с огнем не сыскать. Богатые эпитетами и сравнениями описания от лица такой героини, опять же, смотрятся странно. Кстати, в самом тексте, пожалуй, слишком много вставок, и, наконец, скобок (которые почти никогда там не нужны). Встречаются и другие шероховатости: повторы однокоренных ("в печи пеклось"), избыток союзов, затянутые предложения.
В конечном счете, ГГ и все остальные персонажи получаются совсем неживыми, лубочными. Разумные мысли... я помню, что для Вас важен этот пункт. Какая здесь мораль, идея? Затрудняюсь ответить. Из рассказа следует, что "людская жестокость и безразличие" повсеместны: месть убивает семерых случайных людей, и все на это "в общем, плюнули", напуганная ГГ без лишней рефлексии бросает человека в беде и затем охотно верит в мистические сказки, лишь бы не лезть в пекло. Не удивительно, что "близкие друзья сделали вид, будто никогда их и не знали", какие люди - такие у них и друзья. Может быть, о том, что даже справедливое возмездие может принести в мир больше зла, чем тот, на кого оно направлено? Не знаю. Абсурдность действий главной героини губит любые идеи с такой жестокостью и равнодушием - куда уж там Белобрысову.
3. "Лекарственные свойства".
"Странное чаепитие" образ не новый, но удачный, обыгран неплохо. Удалось на время вызвать и поддержать интерес. Ну и сама попытка писать рассказы со смыслом - дело хорошее.
4. "Этикетка"
"Хоррор вышел не страшный", хотя автор и пытался его создать: виной тому штампованная сюжетная ситуация, проблемы с логикой у героев и невыдержанный темп повествования. Времени прочувствовать неизвестное нечто, происходящее в доме, у читателя нет. В результате на выходе получилось слабое подобие мистического детектива. Картинки есть, первая отчасти, вторая целиком, но "торчит" из рассказа. Выкинуть из него маску и стрелы - только на пользу пойдет. Художественный уровень чуть ниже среднего.
5. "Противоядие".
а) В первую очередь стоит разобраться с неестественностью.
Пусть героиня, недавно получившая права, будет вынуждена отправиться в путь на машине из-за того, что на поезд кончились билеты. Иронизировать она может над своей непредусмотрительностью.
Командировка важная, отменить или опоздать нельзя: потерянные часы в пробке, и вот уже приходиться рисковать, срезая дорогу. Сначала девушка заблудилась, а когда поняла, куда ехать, пришла новая беда - заглохла машина.
Почему-то не удается открыть капот. Ну какой же надо быть блондинкой, чтобы забыть весь инструмент в гараже! (Здесь лучше проконсультироваться со специалистом и привести реальную поломку и инструмент: я, к сожалению, хронический пешеход). Нужно идти к людям, попросить помощи, как бы это ни было неприятно. Но в окнах нет света, все спят. Если будить, точно не пустят. Тишина, нет даже собак, только в лесу, несмотря на поздний час, надрывается кукушка, будто отсчитывая чью-то непомерно долгую жизнь... Что здесь вообще творится? Встретить бы хоть кого-нибудь.... Так, заброшенный дом. Вряд ли, конечно, но вдруг внутри удастся найти инструмент, даже кочерга сойдет за монтировку... Рядом никого. Лезть не хочется, но все лучше, чем нарываться на проблемы с местными жителями.
Удача сегодня в отпуске - ничего подходящего нет. Так она точно опоздает, шеф точно уволит, на что жить дальше, а ведь дома еще мать... Отчаянье, бессилие. Опустошенной, присесть на диван, пытаться что-нибудь придумать... Задремать.
Проснуться, увидеть "чаепитие". Вбегает гость, в мелких порезах (как от стрел), ища спасения под крышей, узнает хозяйку: теперь на его лице недоумение, ужас. Гостя сбрасывают в погреб. Героиня балансирует на тонкой грани между страхом и желанием помочь... Страх побеждает окончательно, когда загадочная хозяйка называет ее имя, и переходит в паническое бегство. Девушка прячется где-нибудь, размышляет, что ей делать дальше (пауза для нагнетания обстановки)
В итоге она решает постучаться в дом, но не в первый попавшийся - вдруг здесь все заодно?
Хозяйка открыла, ушла, вернулась.
- Этот человек, он вызовет помощь?!
- Погоди, не суетись, дочка, не надо никакой полиции. Пусто в доме, а кости того мужчины давно в земле лежат, и по заслугам. Привиделось это тебе, не ты первая, не ты последняя. Никуда я тебя не отпущу, ночь темная, лучше чайку вон попей. Хочешь, перескажу, что за история тут случилось... Я и раньше от соседа слышала, а сейчас расспросила его поподробней.
Девушка чувствует бессилие, отчаянье. Нет, не пойдет она никуда: что она может сделать? Даже со своей работой она не справилась, что уж говорить обо всем остальном. Помощи ждать неоткуда. Тут хотя бы светло, тепло, чай.... Как же, оказывается, хочется пить. Сесть за стол, не думать, слушать.
- Не посмотрели сразу полицейские в погреб - беда у них случилась, напоролся один на стекло, да сразу насмерть. Начальник из ихних. А уж потом другой сосед скелет нашел и обо всем догадался. Другие, кто лазил, тоже рассказывали, что призраки сидят, как живые, да не все оттуда вылезли... Дурное это место.
Наваливающаяся усталость. Лечь спать. (Дальше чистой воды отсебятина) Во сне тот же дом, только за столом девятый человек - шеф. Проснуться от звонка... Опять шеф! Спросил, все ли в порядке, что случилось, уговаривал не переживать, извинялся, что сам не позаботился о билетах. Что ему нужно, подкатывает ненароком, в постель хочет затащить? Может сон помог, испугался он, или... Или не все люди - жестоки и бессердечны?
Примерно так. Все явные логические дыры закрыты. Дело вкуса, конечно, но, на мой взгляд, рассказ получился бы существенно лучше, используй Вы хотя бы некоторые из предложенных выше приемов.
б) Во вторую очередь - попросите кого-нибудь из любимых вами коллег-авторов взять на себя роль художественного редактора и хорошенько причесать текст. Над стилем нужно поработать.
Я бы прошлась расческой примерно так:
Было:
"Делаю ещё несколько попыток завести машину. Ага, Лизка, сейчас тебе! И заведётся, и поедет! Не многого ли ты захотела?
Закончив удивлять саму себя шедеврами ненормативной лексики (сколько я, оказывается, слов знаю!), я направила, наконец, свой разум на решение насущного вопроса: где заночевать? А то уже всё-таки одиннадцать с хвостиком. Темно, как... в общем, хоть глаз выколи. И фонарей, как назло, поблизости ни одного. Только полная луна, пышная, как масляный блин, светит в лобовое стекло"
Стало:
"Делаю ещё несколько попыток завестись. Ага, Лизка, сейчас тебе! И заведётся, и поедет! Не многого ли ты захотела?
Закончив оглашать машину шедеврами ненормативной лексики, я удосужилась-таки применить свой разум для решения насущного вопроса: где заночевать? Времени уже одиннадцать с хвостиком. Темно, как у... в общем, хоть глаз выколи. И фонарей поблизости ни одного. Только полная луна распласталась на небе, как масляный блин. Блин. Тот еще блин, не сказать бы чего похуже... Слов-то, как выяснилось, я еще много знаю".
Вернуться к оглавлению
Аникеева А. Бесценная
http://samlib.ru/a/anikeewa_a_l/priceless.shtml
0."Ценник"
Ещё два дня. Будущее притягивает и пугает... еще два дня. Красные ленты неотвратимо вплетаются в серый мир.
0.1 "Ценник +" - humor.
- Что это было, милый?!
- "Солпадеин": мощное оружие против боли, бьющее точно в цель!
1. "Эффект"
Очень понравилось начало, не понравился конец.
|